Источник

Беседа в день Рождества Христова. (О смущениях в Иерусалиме по случаю пришествия волхвов на поклонение Рождшемуся Спасителю). Святого Григория Двоеслова, папы Римского

Возлюбленнейшие братие! В Евангельском чтении вы слышали, что, по рождении Царя Небесного, смутился царь земной: поскольку смущается и высота земная, когда открывает- ся высота небесная. Но естественно спросить нам, почему это, по рождении Искупителя в Иудее, пастырям явился Ангел, волхвов же для поклонения ему привела с востока звезда, а не ангел? – Это потому, что иудеям, как имеющим разум, долженствовало проповедовать разумное существо, т. е. Ангел; язычники же, как не имеющие разума, приводятся к познанию Господа не гласом, а знамениями. Потому-то у апостола Павла и говорится: пророчество не неверным, но верующим, знамения же суть не верующим, но неверным (1Кор. 14:22); следовательно, и тем даны пророчества, как верным, но не верующим, – и этим – знамения, как не верующим, но не верным. И достопримечательно, что когда Искупитель наш был уже в совершенном возрасте, то Его тем же язычникам проповедуют апостолы, а когда он был малолетним и еще, по устройству тела человеческого, не говорил, то его возвещает язычникам звезда: порядок разумный требовал именно того, чтобы проповедники Господа уже говорящего были известны нам также говорящие, а еще не говорящего проповедали немые стихии.

Однако же при всех, явленных во время рождения Господа и смерти Его, знамениях иудеи не признали Его ни по дару пророчества, ни по чудесам. Все стихии свидетельствовали, что пришел Виновник их: признали Его Богом небеса, потому что тотчас послали звезду; признало Его море, ибо соделывалось проходимым под стопами Его; признала Его земля, так как потряслась во время смерти Его; признало Его солнце, поскольку сокрыло лучи света своего; признали Его скалы и стены, потому что распались во время смерти Его; признал Его ад, поскольку извел содержимых в нем мертвецов. Не взирая на это, сердца доселе еще неверующих иудеев не признают Господом Того, о Ком засвидетельствовали все бесчувственные стихии, – и, будучи тверже скал, не хотят распадаться к покаянию, отказываются исповедовать Того, о Ком все стихии знамениями или распадениями вопияли, что Он – Бог. К увеличению своего осуждения они еще наперед задолго знали, что родится Тот, Кого они презирают по рождению, – и не только знали, что родится, но и то, где родится Он: ибо, по требованию Ирода, они указывают на место рождения Искупителя и приводят свидетельство, показывающее, что Вифлеем приемлет честь от рождения в нем нового Вождя, так что это самое знание их служит для них свидетельством осуждения, а для нас вспоможением к верованию. Хорошо предызобразил иудеев Исаак, когда благословлял сына своего Иакова (Быт. 27:28): слепотствуя глазами и пророчествуя, он не видит пред собою сына, для которого прозревает столь многое в будущем; так и иудейский народ, полный духа пророческого и слепотствующий, не признал в настоящем Того, о Ком предсказал многое в будущем.

По дознании о рождении нашего Царя, Ирод, дабы не лишиться земного царства, обращается к хитрым средствам: он требует, чтобы ему возвестили, где находится Отроча; с целью умертвить его, он притворяется, будто желает поклониться Ему. Но что значит злоба человеческая пред советом Божиим? Ибо написано: нет мудрости, и нет разума, и нет совета – вопреки Господу (Притч. 21:30). В самом деле, явившаяся звезда приводит волхвов, они находят родившегося Царя, приносят дары и во сне получают наставление не возвращаться к Ироду; и таким образом, происходит то, что Ирод не может найти Иисуса, Которого ищет... Личностью Ирода обозначается никто иной, как лицемеры, которые, притворно ища, никогда не заслуживают того, чтобы найти Господа.

Некоторые думают, будто бы каждый человек рождается под определениями звезд, и в подтверждение своего заблуждения приводят то, что явилась новая звезда, когда явился во плоти Господь, и утверждают, будто она была судьбою Его. Но если мы взвесим Евангельские слова, в коих говорится об этой самой звезде: дондеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча, то увидим, что не Отроча к звезде, а звезда притекла к Отрочати; не звезда была судьбою Отрочати, но явившееся Отроча было, так сказать, судьбою звезды. Сердца же верующих должны быть чужды мысли, будто есть какая-то судьба: ибо жизнью людей управляет Единый Создатель, сотворивший ее. Не человек создан для звезды, но звезда – для человека, и если звезда называется судьбою человека, то человеку запрещается исполнение самых его обязанностей. Как известно, Иаков, выходя из чрева, держался рукою за пяту первого брата (Быт. 25:26), и, несмотря на то, что мать родила обоих в одно время, в один и тот же момент, – качество жизни того и другого было не одинаково.

Волхвы принесли злато, ливан и смирну. Злато приличествовало царю, ливан употреблялся при жертвоприношении Богу, а смирною бальзамируются тела умерших. Следовательно, волхвы проповедуют Того, Кому кланяются, таинственными дарами: златом – царя, ливаном – Бога, смирною – имеющего умереть. Некоторые еретики, впрочем, веруют, что Сей есть Бог, но совсем не веруют, чтобы Он царствовал повсюду: таковые приносят Ему ливан, но не хотят принести еще злато. Есть и такие, которые признают Его Царем, но не признают Богом; эти приносят Ему злато, но не хотят принести ливана. А некоторые признают Его Богом и Царем, но отвергают принятие Им смертной плоти: таковые приносят Ему злато и ливан, но не хотят принести смирны для принятого Им смертного естества. Итак, принесем рождшемуся Господу злато, дабы признать Его царствующим повсюду: принесем ливан, ибо мы веруем, что явившийся во времени Бог существовал прежде времен; принесем смирну, поскольку веруем, что Тот, Кто не подвержен страданию по Божеству Своему, был смертен в нашей плоти. Впрочем, под златом, ливаном и смирною может быть подразумеваемо и нечто другое. Златом обозначается премудрость, по свидетельству Соломона, который говорит: сокровище вожделенно почиет во устех мудраго (Притч. 21:20). Ливаном выражается то, что воспламеняет силу молитвы к Богу, по свидетельству Псалмопевца, говорящего: да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою (Пс. 140:2). А смирною изображается умерщвленіие плоти нашей, почему о подвижниках сражающихся за Бога до смерти, святая Церковь говорит: руце мои искапаша смирну (Песн. Песн. 5:5). Итак, мы приносим рождшемуся Царю злато, если при Его свете блистаем сиянием высшей премудрости; приносим ливан, если молитвенными усилиями сожигаем на алтаре сердца плотские помыслы, так что можем благоухать богоугодным желанием небесного; приносим смирну, если воздержанием умерщвляем плотские пороки: ибо смирною, как мы сказали, предотвращается гниение смертной плоти.

Нечто великое внушают нам волхвы тем, что они возвращаются в страну свою иным путем: ибо тем самым, что они делают по наставлению, воистину внушают нам, что должны делать мы. Наша страна есть рай, возвращение в который, по познании Иисуса, тем путем, коим мы идем, возбраняется нам. Мы ушли из страны своей чрез гордость, неповиновение, пристрастие к видимому, вкушение запрещенной снеди; а для возвращения в нее необходимы смирение, повиновение, презрение видимого, обуздание пожеланий плотских. Следовательно, мы возвращаемся в страну свою иным путем: поскольку, отшедши от райских радостей чрез наслаждения, призываемся к ним снова через скорби. Поэтому, возлюбленнейшие братие, нам необходимо всегда со страхом и осмотрительностью представлять пред очи сердца, с одной стороны, греховность своего делания, – с другой, определение окончательного решения своей участи. Размыслим, как приидет праведный Судия, Который грозит судом, но скрывает его, – являет ужасы грешникам и, однако же, отлагает скорое пришествие для того, чтобы обрести меньше таких, которых должно будет судить. Накажем вины слезами и, по гласу Псалмопевца, предварим лице Его во исповедании (Пс. 94:2). Пусть не обольщает нас никакая ложь удовольствий; пусть не удаляет нас с пути никакая суетная радость; ибо близок Тот Судия, Который сказал: горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лук. 6:25). Не напрасно и Соломон говорит: последняя радости в плач приходят (Притч. 14:13); и еще: смеху рекох, погрешение, и веселию, что сие сотворити (зачем напрасно обманываешь)? Сердце мудрых в дому плача, а сердце безумных в дому веселия (Екклез. 2:2; 7:5). Устрашимся заповедей Божиих, если мы истинно прославляем торжество Божие: ибо приятное для Бога жертвоприношение состоит в сокрушении о грехах, по свидетельству Псалмопевца, изрекшего: жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19). Прежние грехи наши были омыты при принятии крещения, и тем не менее мы учинили много их после крещения, но не можем омыться от них снова водою крещения. Итак, поскольку и по крещении мы осквернили жизнь, то окрестим совесть слезами. Возвращаясь иным путем в страну свою, мы, при исходе из нее услажденные благами, должны войти в нее огорченные бедствиями, при содействии Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава со Отцем и Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь74.

* * *

74

Bibliot. part. concionator. tom. I, pag. 581–582; сp. Беседы на Евангелия св. Григория Двoеcлoвa, с русск. перев. 1860 г., кн. 1, стр. 83–93; „Цepковн. Ведомости“, 1901 г., №№ 51–52.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle