Источник

Церковь хранительница и истолковательница Божественного Откровения

Слово свое Бог вверил учрежденной Им Церкви. Только от нее несомненно удостоверяемся, что книги Священного Писания и подлинны, и писаны по Божественному вдохновению, и что тот, а не другой смысл в них содержится. Ибо от Господа Иисуса Христа и Святаго Духа Церковь приняла не только откровение, но и истинный смысл его. Она есть истинная хранительница божественного откровения и вместе непогрешительная истолковательница оного от начала своего установления, и пребудет такой до скончания века. Ибо вселенская Церковь никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия, которого она непрестанно имеет и будет иметь своим учителем до скончания века, и потому она хранит и навсегда сохранит целым и невредимым залог откровения, ей вверенного. Она есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Сам Господь Иисус Христос заповедал, чтобы слушались Церкви, как Его Самого (Лк.10:16; Мф.18:17). И потому противники церкви суть противники Самого Бога. Православные восточные Патриархи пишут: «Догматы и учение восточной церкви исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены Святыми и Вселенскими соборами. Прибавлять к ним, или отнимать от них что-либо непозволительно. Посему желающие согласоваться с ними в Божественных догматах православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием отцов и утверждено Святыми и Вселенскими Соборами со времени Апостолов и их преемников, Богоносных отцов нашей церкви» (Послание восточной кафолической церкви о православной вере).

Соборы вселенские и поместные, которыми руководится церковь в учении как правилом

Церковь ныне руководствуется в учении и в образе своего действования определениями семи Вселенских и девяти поместных соборов и правилами Святых отцов.

Вселенские соборы:

1) Никейский первый, бывший в 325 году, в присутствии 318 отцов.

2) Константинопольский первый, бывший в 381 году, в присутствии 150 отцов.

3) Ефесский, бывший в 431 году, в присутствии 200 отцов.

4) Халкидонский, бывший 451 году, в присутствии 630 отцов.

5) Константинопольский второй, бывший в 553 году, в присутствии 165 отцов.

6) Константинопольский третий, бывший в 680 году, в присутствии 170 отцов. К нему присоединяется Трулльский, бывший в 691году.

7) Никейский второй, бывший в 788 году, в присутствии 367 отцов.

Поместные: Анкирский (бывший в 314 и 315 г.), Неокесарийский (в 315 г.), Карфагенский (в 318 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г.), Сардийский (в 347 г.), Лаодикийский (в 364 г.), Константинопольский (в 394 г.). Сии соборы, равно правила некоторых святых отцов указаны и одобрены шестым Вселенским Собором во втором правиле. К правилам восьми поместных соборов в девятом веке присоединены постановления Константинопольского, бывшего в 861 году, именуемого двукратным и правила собора 879 г., бывшего в Софийском храме.

Символ веры

Св. церковь учение откровения о вере изложила в Символе веры.

Символ веры есть в кратких, но точных словах, изложенное на первых двух вселенских соборах учение о том, во что должны веровать христиане; это неизменный образец изложения веры для христиан всех мест и времен. После бывшие вселенские и поместные соборы признавали его всегда неприкосновенным, образцовым изложением веры; по обстоятельствам и потребностям времени на соборах были составляемы только догматические определения в объяснение содержащегося в сем символе учения веры.

Символ веры разделяется на 12 членов.

1-й член читается так: Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3-й. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася.

4-й. Распятаго же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5-й. И воскресшаго в третий день по писанием.

6-й. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланаяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9-й. Во едину, святую, соборную и Апостольскую церковь.

10-й. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11-й. Чаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

Учение, заключающееся в Символе веры

В символе веры предлагается учение: 1) о Боге, едином по существу, но троичном в лицах, 2) как о Творце и Промыслителе мира, ангелов и человеков, 3) как Спасителе падшего человека, 4) как освятителе и 5) как совершителе судеб мира.

В сем порядке будет представлено и изложение православных догматов.


Источник: Лествица, Москва, 1999 г.

Комментарии для сайта Cackle