свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

Первое и Второе Послания к коринфянам

Литература

Основная

Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995.

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001.

Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете / Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006.

Дополнительная

Творення святых отцов

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VII веков. Новый Завет. Т. 7. Первое и Второе послания апостола Павла к коринфянам / Ред. Ю. Н. Вазонин, С. С. Козин, Т. К. Одэн. Тверь: Герменевтика, 2006.

Ефрем Сирин, прп. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995.

Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 1. Беседы на Первое Послание к коринфянам. Реприпт. М.: Радонеж, 2004.

Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 2. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на Послание к галатам. Репринт. М.: Радонеж, 2004.

Феодорит, еп. Кирский, блж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла / Он же. Творения. М.: Паломник, 2003.

Феофан Затворник, свт. Толкования на Первое послание апостола Павла к коринфянам. – Репринт. 2–е изд.: М., 1893. М.: Правило веры, 1998.

Феофан Затворник, свт. Толкования на Второе послание апостола Павла к коринфянам. Репринт. 2–е изд.: М., 1894. М.: Правило веры, 1998.

Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на Послания святого апостола Павла, сокращенно избранные из Толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Кн. 1 – 2. М.: Афон, 2000.

Исследования, комментарии

Баркли У. Толкование Посланий к Коринфянам. USA. Всемирный союз баптистов, 1981.

Богдашевский Д. (en. Василий). К изъяснению первого послания св. ап. Павла к коринфянам (1:18 – 6:20) / Труды КДА, 1911. № 4 – 5.

Голубев М. Обозрение Посланий св. ап. Павла к коринфянам. СПб., 1861.

Гумилевский Илия, прот. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Киев. Пролог, 2004.

Кесарев Г. Светлая и темная сторона церкви Коринфской по Первому посланию к коринфянам. Саратов, 1890.

Корсун Г., свящ. Труды св. ап. Павла в Коринфе и первое послание его к тамошним христианам / Вир, 1910. № 1.

Михаил (Лузин), еп. Библейская Наука. Коринфская церковь и Послания к коринфянам. Тула, 1906. Т. IV. Вып. 1.

Муретов М. Д. Есть ли указание на духовные браки в 1Кор. 7:36 – 38 и 9:5? // БB, 1903. № 4.

Муретов М. Д. Знание отчасти и самопознание (1Кор. 13:12) // БB, 1905. № 2.

Муретов М. Д. Новозаветная песнь любви в сравнении с «Пиром» Платона и Песнью Песней. Сергиев Посад, 1903.

Муретов М. Д. Пророчества и языкотворение как знамение для верующих и неверов. Сергиев Посад, 1904.

Некрасов А. Чтение греческого текста Посланий св. ап. Павла. 1 Послание к коринфянам ПС, 1889. Т. 2 – 3.

Розанов Н. П. Первое послание св. ап. Павла к коринфянам // ТБ. Т. 11.

Розанов Н. П. Второе послание св. ап. Павла к коринфянам // ТБ. Т. 11.

Суханов В. О даре языков в древней Церкви. Чернигов, 1914.

Фивейский М., свящ. Духовные дарования в первоначальной христианской церкви. Опыт объяснения 12 – 14 глав первого послания св. ап. Павла к коринфянам. М., 1907.

План 1 Кор.

1. О разделениях и апостольском служении (1 – 4)

1. Разделения в Коринфской общине – нарушение единства во Христе (1:10 – 3:4)

2. Апостольское служение (3:5 – 4)

II. Нравственные нормы христианской жизни (5 – 7)

1. «Предание сатане» блудника (5)

2. Запрещение судиться пред неверными (6:1 – 8)

3. Общий принцип христианской нравственности и вопрос телесной чистоты (6:9 – 20)

4. Брак и девство (7)

III. Об идоложертвенном (8 – 10)

1. Самоограничение по любви к «немощным» братьям (8)

2. Личный пример самоограничения ап. Павла (9)

3. Предостережение от идолослужения (10:1 – 22)

4. Общее правило: «Все делайте в славу Божию» (10:23 – 33)

IV. Поведение на богослужебных собраниях (11:2 – 14)

1. О поведении женщин (11:2 – 16)

2. Вечеря Господня (10:17; 11:17 – 34)

3. О дарах духовных в Теле Церкви. Гимн любви (12 – 14)

V. О Воскресении (15)

VI. Заключительная часть (16)

1. О сборе для Иерусалимской Церкви (1 – 4)

2. Личные планы Апостола (5 – 12)

Семинар № 7. Разделения в коринфской общине. Об апостольском служении. Вопросы нравственности (1 Кор. 1 – 7)

Домашнее задание

1. Воспользовавшись общими сведениями о Посланиях коринфянам, приведенными в приложениях,

а) назовите самое древнее внешнее свидетельство о подлинности Первого Послания к Коринфянам и авторстве ап. Павла;

б) найдите упоминания в книге Деяний святых апостолов указания о посещениях ап. Павлом Коринфа. Дайте точные ссылки;

в) отметьте в 1 Кор. цитаты, позволяющие судить о времени и месте написания этого Послания.

2. Расскажите о разделениях в Коринфской общине. Перечислите группы, возникшие в Коринфской церкви. Что можно кратко сказать о каждой из названных ап. Павлом групп (1Кор. 1:12)? (См. Приложение 2).

3. Найдите в Евангелии все случаи, когда иудеи просят у Христа знамения. Какие ответы дает им Христос? В Деян. 17:32 описывается реакция афинских философов на проповедь ап. Павла. Как ее можно объяснить?

4. Выпишите образы, которыми ап. Павел изображает Церковь в 1Кор. 3:5 – 4:21? В каких выражениях он описывает исключительное значение Христа и Бога в Церкви? Какими образами ап. Павел изображает апостольское служение в Церкви?

5. Сформулируйте, как, по мысли ап. Павла, блудодеяние разрушает церковное единство?

6. Сформулируйте объяснение, почему, по мысли ап. Павла, безбрачие выше брака.

7. Следует ли, по словам ап. Павла, разводиться с неверующим супругом? Ответ обоснуйте рассуждениями ап. Павла.

План семинара

1. Общие сведения

Автор и адресаты Послания

1. Свидетельства (внутренние и внешние) в пользу подлинности Послания

2. Имена, которыми послание подписано (см. Приложение 1)

3. Сведения о Коринфе и коринфских христианах (Приложение 1 и Деян.)

4. Время и место написания Послания (Домашнее задание)

II. Разделение Коринфской общины (1:11 – 16)

Характер разделений в Коринфской оббщине по Посланию и выводы исследователей

1. Павловы (Обличению своих «последователей» ап. Павел уделяет большее внимание – 1Кор. 1:13 – 16)

2. Аполлосовы (Личность Аполлоса и его отношение к Коринфской Церкви – Деян. 18:24 – 19:1)

3. Кифины («последователи» ап. Петра. Возможное противостояние иудаистически настроенных «кифиных» и «павловых» (еп. Кассиан)

4. Христовы (ап. Павел не выделяет их среди других партий. Мнения исследователей)

Основной аргумент ап. Павла: Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?(1:13)

III. Слово о Кресте (1:17 – 2:2)

1. Благовествование слова о Кресте – залог единства Церкви

2. Иудеи и эллины (язычники) перед словом о Кресте

а) Иудеи ждут знамения (οημείον, Синодальный перевод – чудеса), а язычники ищут премудрость (οοφία)

б) Крестный подвиг Христа для иудеев оказывается соблазном, а для язычников – безумием

Иудеи. В Евангелии всегда на требование иудеев показать им знамения Христос отвечает прикровенными указаниями на Свои крестные страдания и смерть. Мф. 12:38 – 40 и Мф. 16:1 – 3 (и пар.) – «Знамение Ионы пророка»; Ин. 2:18 – 21 – «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»; Ин. 6:30 и далее – о Хлебе Жизни, «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (ст. 51). Неуверовавшие иудеи соблазняются, видя Христа на кресте, и, насмехаясь, продолжают просить знамения у Распятого (Мф. 27:40 – 43)

Эллины. См.: реакцию философов в Афинском Ареопаге на проповедь ап. Павла о Воскресении Христа из мертвых (Деян. 17:22 – 23)

в) Распятый Христос для уверовавших («призванных») иудеев и эллинов является Божией силой (δύναμις) и Божией премудростью

3. Противопоставление силы / немощи и мудрости / безумия мира сего и Бога

IV. Мирская мудрость и ум Христов (2:4 – 3:4)

1. Мирская мудрость и премудрость Божия, открывающаяся Святым Духом

2. Душевный человек и духовный человек: их отношения. Значения слов «душевный» и «духовный» для ап. Павла (ср. 1Кор. 15:44 – 46)

3. Ум Христов (2:16). Значения слова «ум» (νοῦς). Ср. Ис. 40:13. В еврейском тексте (Ис. 40:13) сказано «дух Господа», но в Септуагинте стоит «ум Господа». Этот расширительный перевод дал Павлу возможность подвести итог своим доводам ярким высказыванием: «А мы имеем ум Христов». Иметь Дух Христов означает иметь и ум Господень» (Новая Женевская Библия)

Недостаточная «духовность» коринфян связана с их разделениями (3:3). Коринфяне «плотские». Термин «плоть» в богословии ап. Павла

V. Апостольское служение (3.5 – 4:21)

1. Апостольское служение и единство Церкви

2. Образы Церкви

а) Божия Нива

б) Божие строение. Храм Божий

3. Значение Христа и Бога

а) «Возрастил Бог» (3:6)

б) Христос основание здания. Дух Божий живет в храме

4. Место апостолов

а) работники на ниве (3:5 – 6)

б) строители (3:10). Домостроители (т. е. управители, экономы) таин Божиих (4:1 – 2) Надменность коринфян и смирение апостола. Смирение апостола – подражание Христу. Призыв к подражанию (4:16)

VI. Нравственные нормы христианской жизни

1. Отношение к блудодеянию (5:1 – 13; 6:9 – 20) Коринфский кровосместник. Мнение о нем толкователей (архиеп. Аверкий, С. 206)

Опасность пребывания такого грешника в христианской общине. Образ закваски и параллели с пасхальными обрядами (Исх. 12:15 – 19). Предание грешника сатане (что это Значит? См. архиеп. Аверкий. С. 206)

Апостол призывает не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается» грешником, а не с грешниками вообще. (Объяснить, почему)

Чем особенно опасно блудодеяние:

а) тело христианина – часть Тела Христова. Тела́ – «храм живущего <....> Святаго

Духа"

б) «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело (с нею)», разрушая при этом единство Тела Христова

в) «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела»

2. Брак и безбрачие (7)

Брак как средство от похоти: «(Во избежание) блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа»

Совет апостола: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Две связанные между собой причины

а) «Время уже коротко» (7:29), «Проходит образ мира сего» (7:31)

б) «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (7:32 – 33). То же самое и о жене

Запрет развода с неверующим супругом, если он согласен жить с христианкой. Причины запрета

Семинар № 8. Об идоложертвенном. Поведение на богослужебных собраниях (Вечеря Господня; духовные дары). О воскресении (1 Кор. 8 – 16)

Домашнее задание

1. Приведите аргументы ап. Павла, почему вкушение идоложертвенного не оскверняет само по себе. Приведите аргументы ап. Павла, почему следует воздерживаться сут вкушения идоложертвенного.

2. Сформулируйте, какие недостатки в проведении Вечери Господни и агапы, возникавшие в Коринфской общине, указывает ап. Павел?

3. Сравните описание установления Евхаристии в 1Кор. 11:23 – 26 с рассказами евангелистов – синоптиков. К какому из рассказов ближе всего рассказ ап. Павла?

4. Перечислите служения, связанные с особыми духовными дарами, упоминаемые в 1 Кор.? Какие из них упоминаются и в книге Деяний?

5. Перечислите все случаи говорения на языках, описанные в книге Деяний

6. Сравните дар языков в коринфской общине с чудом Пятидесятницы (Деян. 24 – 13). Какие есть на этот счет мнения Толкователей и исследователей? (См. Приложение 3)

7. Какие из перечисленных в 1Кор. 15:5 – 8 явлений воскресшего Господа описаны в Евангелиях?

8. Как ап. Павел устанавливает связь между Воскресением Христовым и всеобщим воскресением мертвых?

9. Какие представления о посмертной участи человека были в ветхозаветном иудаизме и античном язычестве? (См. Приложение 4.)

План семинара

I. Об идоложертвенном (8:1 – 27; 10:19 – 33)

1. Что такое идоложертвенное? Идоложертвенное – мясо жертвенных животных, принесенных в жертву в идольских храмах, излишки которого часто продавались на рынке (Библейский словарь В. П. Вихлянцева)

2. Идоложертвенное само по себе не оскверняет, потому что:

а) «Идол в мире ничто» (8:4)

б) «Господня земля, и что наполняет ее» ( 10:26)

Оскверняет сознательное участие в идолослужении, потому что «язычники, принося жертвы, приносят бесам». Это трапеза бесовская, которую должно избегать христианину (10:20 – 21)

3. Выяснять, идоложертвенная ли пища, не надо, но если известно, что пища идоложертвенная, то вкушать ее нельзя, чтобы искушать совесть другого (10:25 – 29)

а) «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (10:32). Как вкушение идоложертвенного христианином может искусить иудея? язычника? другого христианина?

б) пример самого апостола: он сам готов отказаться от вкушения мяса вообще, если пища соблазняет брата (8:13)

в) принцип апостольства. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных <....> для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался Всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (9:20 – 22)

ІІ. Поведение на богослужебном собрании. Вечеря Господня (10:1 – 21; 11:1 – 34)

1. Ветхозаветные прообразы новозаветных Таинств

а) проход через Чермное море – Крещение

б) пища в пустыне и вода из камня – Евхаристия

в) наказания за идолопоклонства и отступления израильского народа – предостережение для христиан

Евхаристия – Таинство единства в приобщении к единому Телу Христову (10:16 – 17)

2. Установление Таинства Евхаристии – 11:23 – 26. (сравнить с рассказом Евангелистов – синоптиков)

3. Проблемы на богослужении в Коринфской общине (связаны между собой)

а) на аrапах (богатые прежде других ели свою пищу, неимущие оставались голодными (10:20 – 22; 11:33 – 34). (ср. Иуд. 12 ст.)

б) на Евхаристии – недостойное причащение, «не рассуждая о Теле Господнем» (1:27 – 32)

4. Мужчины и женщины во время богослужения и молитвы (11:3 – 16; 14:34 – 35)

III. Духовные дары (12 – 14)

1. Различие духовных дарований – знак единства Церкви

а) «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (12.4 – 6)

б) каждый член Церкви – Тела Христова – несет свою функцию как органы в едином организме

в) взаимосвязь членов церковного тела: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (12:26)

2. Любовь как высший духовный дар

а) без дара любви всего остальные духовные дарования бессмысленны. Дар Любви должен быть у всех, независимо от того, какое служение несет в Церкви (13:1 – 3)

б) любовь – вечный дар, в отличие от церковных даров – служений, которые имеют временный, земной характер ( 13:8)

3. Дар языков и истолкования их; пророческий дар

а) дар языков (глассолалия) Коринфской общины

б) сравнение со случаями из книги Деяний (Деян. 2:4 – 13; 10:44 – 46; 19:6). Мнения исследователей (Домашнее задание)

в) новозаветное пророческое служение. Пророки в книге Деяний (Araв, дочери Филиппа благовестника и др.)

г) большими важнейшим даром является то, что служит к назиданию Церкви и внешних (т. е. пророчество)

IV. О воскресении (15)

1. Доказательства истинности воскресения Христа

а) подтверждение смерти и воскресения Господа двойной ссылкой на Писание (ст. 3, 4)

б) Свидетельства очевидцев. Явления Воскресшего Господа

Ап. Павел не проводит различия между явлениями Воскресшего Господа до и после Его Вознесения. Ап. Павел называет себя извергом (ε͂ρτρωμα – недоносок, выкидыш); смысл этого названия

2. Воскресение Христа и всеобщее воскресение

а) Воскресение Христа служит основанием всеобщего воскресения

б) Христос и Адам. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (15:21 – 22)

в) всеобщее воскресение во втором пришествии – единство в Царстве Божием. Когда же (Отец) все покорит Ему, тоғда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (15:28) (толкования стиха)

3. Образ всеобщего воскресения

а) в каком теле воскреснут мертвые?

Представления о бессмертии у иудеев и в античном мире

б) образ зерна. Ср. Ин. 12:24

в) «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (15:44)

г) разнообразие славы Воскресших

д) «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (15:52 – 53)

План 2 Кор.

І. Коринфская община и скорбн ап. Павла (1:15 – 2:11)

І. Отложенное посещение Коринфа (1:15 – 24)

2. О «строгом» (4 ст.) послании (2:1 – 4)

3. Прощение обидчика (2:5 – 11)

ІІ. Ап. Павел и его служение (2:12 – 7)

1. Скорби и утешение апостола (2:12 – 3:2)

2. Сущность апостольского служения (3:4 – 7:4)

а) служение Нового Завета (3:4 – 18)

б) Внешнее и внутреннее содержание апостольского служения (4 – 5)

в) призыв к церковному единству (6 – 7:4)

3. Утешение после встречи с Титом (7:5 – 16)

II. Денежный сбор в пользу Иерусалимской Церкви (8 – 9)

1. Пример Македонских церквей (8:1 – 7)

2. Обнищание Господа нашего Иисуса Христа нас ради (8:8 – 10)

3. Организация и принципы сбора (8:11 – 24)

4. Призыв к щедрости (9:1 – 10)

5. Сбор как выражение единства и любви (9:11 – 15)

IV. Автоапология ап. Павла (10 – 13:10)

1. Хвала «немощами» (10 – 11)

2. Видение ап. Павла (12:1 – 10)

3. Предупреждение коринфян перед приходом (12:11 – 13:10)

V. Заключение.

« Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь» (13:13)

Семинар № 9. Коринфская община и скорби ап. Павла. Служение Ветхого и Нового Заветов. Сущность апостольского служения (2 Кор. 1 – 7)

Домашнее задание

1. Сколько посещений ап. Павлом Коринфа упоминается в Деян.?

2. Найдите и прочитайте цитаты из 2 Кор., прямо или косвенно говорящие о втором посещении ап. Павлом Коринфа, окончившимся для него огорчением (см. Приложение 1).

3. Найдите и прочитайте цитаты, говорящие о написанном им ранее «строгом» послании (см. Приложение 1).

4. Какими словами ап. Павел описывает апостольское служение? Сравните с учением об апостольском служении в 1 Кор.

План семинара

І. Коринфская община и скорби ап. Павла

О «скорби» (θλῖψις), случившейся с апостолами в Асии. Два толкования

а) речь идет о эфесском мятеже (см.: Деян. 19:23 – 40)

б) или о смертельной болезни апостола Павла

Скорби и утешение апостола (2:12 – 3:2)

II. Служение Ветхого и Нового Завета (3:1 – 4:4)

1. Актуальность этой темы ввиду деятельности иудействующих агитаторов.

2. Близость отношений ап. Павла с коринфской общиной. Коринфяне – сами одобрительное (рекомендательное) письмо, написанное в сердцах апостолов Святым Духом

3. Служение Нового Завета есть служение Животворящего Духа, а служение Ветхого – «смертоносной» буквы (6:6 – 7) (толкование слов: «буква убивает, а дух животворить)

4. Слава Ветхого и Нового Заветов

а) при заключении Ветхого Завета слава Божия отразилась на лице Моисея, так что израильтяне не могли смотреть на его лицо и Моисей должен был полагать на свое лицо покрывало, когда говорил с ними (см. Исх. 34:29 – 35)

б) эта Божественная слава Ветхого Завета и доныне скрыта от иудеев. На их сердцах лежит покрывало, которое снимается только Христом (3:14 – 16)

в) служители Нового Завета могут (как Моисей) с открытым лицом взирать на славу Господню и преображаться в «тот же образ от славы в славу» (3:18)

Свет благовествования оказывается недоступен неверующим, потому что их ум ослепил «бог века сего» (Толкования)

III. Сущность апостольского служения (4:5 – 7:16)

Образ благоухания (2:14 – 17)

«Мы – рабы ваши для Иисуса» (4:5)

2. Сила Божия и немощь человеческая

а) образ глиняного сосуда, содержащего сокровище (4:7)

б) перенесение страданий и слава Божия (4:8 – 18; 6:3 – 10). (Ср. 1Кор. 4:9 – 13)

в) «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (4:15 – 5:8)

г) подражание Христу в страданиях и причастие Ero воскресению (4:10 – 14; 5:14 – 21).

«Итак, кто во Христе, (тот) новая тварь» (5:17)

3. Разбор 2 Kop 5:21

Старания ап. Павла примириться с коринфянами и расположить их к раскаянию (6:11 – 7:16). «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено»

4. Сравнить сущность апостольского служения по 1 Кор. и 2 Кор.

Семинар № 10. Денежные сборы в пользу Иерусалимской Церкви. Автоапология ап. Павла (2 Кор. 8 – 13)

Домашнее задание

1. Объясните, почему стало необходимо оказание помощи Иерусалимской Церкви.

2. Какими аргументами (богословскими, нравственными, психологическими) ап. Павел подвигает коринфян на сбор пожертвований?

3. На основании 1Кор. 16:1 – 4 изложите установленный ап. Павлом порядок сбора.

4. Составьте краткий портрет оппонентов ап. Павла по 2 Кор.

5. Какие аргументы в защиту своего апостольского достоинства приводит здесь ап. Павел?

6. B 2Кор. 11:25 – 33 ап. Павел рассказывает о своих злоключениях во время апостольских трудов. О каких из них говорится в книге Деяний, а о каких нет?

План семинара

І. Денежные сборы в пользу Иерусалимской Церкви (8 – 9)

1. Причины, по которым стало необходимо оказание помощи Иерусалимской Церкви

а) общение имущества (Деян. 2:44; Деян. 4:32)

б) регулярные гонения (Деян. 8:1; 12:1 – 4)

в) повсеместный голод при императоре Клавдии (Деян. 11:28)

2. Сборы в пользу Иерусалимской Церкви по Деян. 11:29 – 30; 24:17; см. также Рим. 15:25 – 28 (ср. Деян. 20:4 – сопровождающие ап. Павла, возможно, делегаты Церквей, назначенные для доставления подаяния в Иерусалим (en. Кассиан))

3. Богословские и нравственные обоснования денежных сборов в пользу Иерусалимской общины

а) пример Македонской Церкви и собственные намерения коринфян (8:1 – 4; 9:2 – 4)

б) пожертвования – подражание образу жертвенного обнищания Самого Господа (8:9)

в) совершающему щедрую милостыню Бог пошлет Свои щедрые дары (9:6 – 9)

г) сбор по силам каждого оказывается взаимопомощью (8:12 – 15)

д) милостыня объединяет христиан из язычников с Иерусалимскими христианами. Она убеждает иерусалимских христиан в том, в христианах из язычников приумножается благодать Божия (9:12 – 14)

4. Порядок проведения сборов (1Кор. 16:1 – 4)

а) еженедельно (в воскресение) каждый должен отлагать по своим возможностям

б) после прихода ап. Павла избранные представители обшины получают от ап. Павла рекомендательные письма к христианам в Иудеи и доставляют подаяние в Иерусалим

в) по возможности, представители общин едут в Иерусалим вместе с ап. Павлом

ІІ. Автоапология ап. Павла (10 – 12)

1. Общий портрет оппонентов ап. Павла

2. Смысл наименования их «высшими апостолами» (ύπερλίαν άποοτώλων; 11:5; 12:11)

3. Обвинения, выдвигаемые лжеапостолами против ап. Павла

4. Защита ап. Павлом своего апостольского достоинства

а) иудейское происхождение ап. Павла

б) превосходство ап. Павла в апостольских трудах

в) превосходство ап. Павла в познании и мистическом опыте: Толкования слов до третьего неба

5. Похвала ап. Павла своими немощами. Толкование слово «жале в плоть»

III. Завершение Послания

Троичное благословение. Благодать Господа Иисуса Христа и любовь Бога и общение Святого Духа со всеми (13:13)

Литургическое употребление этого благословения

Стихи для узнавания

1 Кор.

3:10 – 15

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на (нем); но каждый смотри, как строит.

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос,

Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –

каждого дело обнаружится; ибо день поқажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

6:12 – 19

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать (их) членами блудницы? Да не будет!

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело (с нею)? ибо сказано: два будут одна плоть.

А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

7:8 – 16

Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

Но если не (могут) воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены (своей).

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее,

и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

Если же неверуюший (хочет) развестись, пусть разводится: брат или сестра в таких (случаях) не связаны, к миру призвал нас Господь.

Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

7:25 – 31

Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть (Ему) верным.

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

Впрочем, если и женишься, не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие:

и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;

и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 9:19 – 23

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

10:14 – 22

Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю (вам) как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.

Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что нибудь?

(Нет), но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

Не можете пить чашу Господно и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

10:23

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.

11:23 – 32

Ибо я от (Самого) Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие Творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, и сказал: cия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

От того многие из вас немошны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

13:4 – 13

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был Младенцем, то по–младенчески говорил, по–младенчески мыслил, по–младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Теперь мы видим как бы сквозь (тусклое) стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.

2 Кор.

3:6 – 17

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –

то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы (последующего).

Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,

а не так, как Моисей, (который) полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их:

но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

3:17

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

4:7 – 12

Но сокровище сие мы носим в глинятых сосудах, чтобы преизбыточная сила была (при писываема) Богу, а не нам.

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

8:1 – 9

Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,

ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

Ибо они доброхотны по силами сверх сил – я свидетель:

они весьма убедительно просили нас принять дар и участие (их) в служении святым;

и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, (потом) и нам по воле Божией;

поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.

А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью,

Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.

Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

11:22 – 30

Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.

Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более (был) в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока (ударов) без одного;

три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине (морской);

много раз (был) в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,

в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе,

Кроме посторонних (приключений), у меня ежедневно стечение (людей), забота о всех церквах.

Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

Вопросы к зачету

1. Разделение Коринфской общины (1Кор. 1 – 4).

2. Нравственные нормы христианской жизни: Отношение к блудодеянию (1Кор. 5:1 – 13; 6:9 – 20); брак и безбрачие (1Кор. 7).

3. Вопрос об идоложертвенном (1Кор. 8:1 – 27; 10:19 – 33).

4. Поведение на богослужебном собрании. Вечерня Господня (1Кор. 1:1 – 21; 11:1 – 34).

5. Духовные дары (1Кор. 12 – 14).

6. О воскресении (1Кор. 15).

7. Служение Ветхого и Нового завета (2Кор. 3:1 – 4:4). Сущность апостольского служения (2Кор. 4.5 – 7:16).

8. Денежные сборы в пользу Иерусалимской Церкви (1Кор. 16:1 – 6; 2Кор. 8 – 9).

9. Автоапология ап. Павла (2Кор. 10 – 12).

Приложения

Приложение 1. Общие сведения о Посланиях ап. Павла к коринфянам

Авторство Послания

Авторство апостола Павла обозначено в приветствии и не вызывает сомнений.

В приветствии к первому посланию стоит два имени: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат». Этого Сосфена часто отождествляют с начальником синагоги, которого эллины, схватив, били в Коринфе перед судилищем проконсула Галлиона (см. Деян. 18:17) (архиеп. Аверкий).

Подлинность Посланий к Коринфянам подтверждается ссылками на них у раннехристианских авторов. Климент Римский († 97) ссылается в своем послании к коринфянам (гл. 47) на Первое послание к коринфянам ап. Павла. «Возьмите послание блаженного апостола Павла. О чем он прежде всего писал вам в начале евангельской проповеди? Истинно он по вдохновенино написал вам как о себе самом, так и о Кифе и Аполлосе, потому что и тогда произошло у вас разделение на различные стороны».

Адресаты Послания. Церковь Христова в Коринфе

Исторические и географические сведения о Коринфе

Город Коринф один из важнейших городов античной Греции, столица римской провинции Ахаии и резиденция проконсула провинции. Коринф расположен на перешейке, соединяющем Северную Грецию с полуостровом Пелопоннес. Коринф находится в 78 километрах к юго – западу от Афин. Коринф имел две гавани – через порт Лехей в Коринфском заливе был связан с Ионическим морем, а через портовый город Кенхреи (см. Деян. 18:18) с Эгейским морем. Таким образом, Коринф находился на пересечении важнейших торговых путей, связывавших Испанию, Италию, Сицилию с Малой Азией и Египтом.

В 146 г. до Р. Х. Коринф был разрушен римлянами и заново отстроен только при императоре Юлий Цезаре в 44 г. до Р. Х. население Коринфа было неоднородным. В период римского владычества здесь насчитывалось около 700 тыс. жителей, почти две трети которых были рабы.

Из-за выгодного положения Коринф являлся значимым центром культуры – в городе располагались художественные мастерские, залы риторов, школы философов. На Коринфском акрополе находился храм Афродиты. Были храмы и других, в том числе и восточных, культов. Вместе с достижениями культуры в город стекалось и все распутное и безнравственное. Процветала проституция, в том числе и храмовая. Само имя города было нарицательным: χορινθίξομαι – жить по–коринфски – значило «вести распутную жизнь». Церкви Христовой приходилось существовать и ежедневно сталкиваться с этой испорченность нравов.

Апостол Павел писал: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:9 – 11).

(Брокгауз, Лопухин)

Посещение ап. Павлом Коринфа

Апостол Павел основал Коринфскую Церковь во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18:1 – 18).

Во время этого путешествия ап. Павел провел в Коринфе полтора года. Ап. Павел жил в доме супругов Акилы и Прискиллы. Вслед за ап. Павлом в Коринф пришли из Македонии и апп. Тимофей и Сила. Ап. Павел проповедовал в синагоре и язычникам. Крестил начальника синагоги Криспа (ср. 1Кор. 1:14). По обвинению иудеев ап. Павел предстал перед судом проконсула Ахаии Галлиона, но тот отказался разбирать религиозные споры и отпустил ап. Павла. После этого апостол покинул Коринф и из порта Кенхреи отправился в Эфес. Найденная в Дельфах надпись с именем и Титулом Галлиона позволяет заключить, что это посещение ап. Павлом Коринфа относится к 51 – 52 гг. по Р. Х.

В 2Кор. 12:14 говорится о двух посещениях ап. Павла Коринфа и о его намерении посетить Коринф в третий раз. Ап. Павел навещал церкви в Македонии и Греции во время своего третьего миссионерского путешествия. В Деян. 20:2 – 3 говорится, что он провел в Элладе три месяца. «В Деян. 20:1 рассказ Дееписателя отличается крайней схематичностью, и мы имеем все основания предполагать, что он оставил без упоминания поездку ап. Павла в Коринф, после которой он снова возвратился в Ефес. Эта поездка поставила Апостола перед горестным фактом отпадения от него основанной им Церкви (ср. 2Кор. 2:1). Подробностей мы не знаем, но представляется очень вероятным, что он сам подвергся тяжелому оскорблению (ср. 2Кор. 2:5 – 10, 7:12)» (Кассиан).

Переписка ап. Павла с Коринфской Церковью

1 Кор., очевидно, является ответом на письмо Коринфян ап. Павлу (7:1 и др.).

Кроме того, в 1 Kop 5:9 ап. Павел говорит, что писал <....> в послании – не сообщаться с блудниками».

Во 2 Кор. ап. Павел неоднократно упоминает некое послание, которое было написано ранее и которое опечалило читателей (2:3 – 4, 7, 8, 12, ср. 10:10).

Существует несколько точек зрения на проблему переписки ап. Павла с Коринфской общиной.

В 1 Kop 5:9 говорится о предыдущих строках этого же послания, а ссылки на строгое послание» в 2 Kop 2:3 – 4 и 7:8 имеют в виду 1 Кор. Этой точки зрения придерживались древние толкователи – свт. Иоанн Златоуст, Феодорит Киррский, Экумений, Феофилакт. (См.: Феофан, Аверкий).

Аргумент против: «Вопреки мнению древних, это строгое послание не могло быть нашим первым посланием по той простой причине, что 1 Кор. вовсе не отличается строгостью и не могло огорчить читателей» (Кассиан).

Ап. Павел писал по крайней мере четыре послания к коринфянам. Первое и третье («строгое») послания до нас не дошли (Кассиан).

2 Кор. позднейшими редакторами и переписчиками составлено из частей трех различных Павловых посланий, обращенных к коринфянам. Таким образом, переписка ап. Павла с коринфянами имела следующий вид.

Самое первое послание, вероятно, включало в себя 2Кор. 6:4 – 7:1. Затем ап. Павел пишет свое Первое послание к коринфянам. После своего неудачного посещения Коринфа он пишет «строгое послание», которое составляет Гл. 10 – 13 Второго послания к коринфянам. В заключение ап. Павел Пишет свое четвертое, примирительное послание, составляющее гл. 1 – 9 Второго послания к коринфянам. Подробнее аргументацию этой точки зрения см. Гатри.

Известны два апокрифа «Послание коринфян к ап. Павлу» и «Третье послание коринфянам ап. Павла». В III и IV вв. в Сирийской и Армянской Церквах «Третье послание к коринфянам» включалось в канон (Мецгер). Прп. Ефрем Сирин (IV) оставил свои толкования на эти тексты (Ефрем).

Время и место написания Первого и Второго посланий

Первое и Второе послания ап. Павла к коринфянам были написаны им во время третьего путешествия.

Первое послание, очевидно, написано из Эфеса, где ап. Павел пробыл тогда около трех лет. Свидетельство Деян. 19:21 – 22 о решении ап. Павла посетить Македонию и Ахаию и о том, что он послал туда сперва Тимофея и Ераста, а сам остался на время в Асии, легко сопоставить со словами послания: «Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию, <....> В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» (1Кор. 16:5; 8; см, также ст. 19). О миссии ап. Тимофея ап. Павел пишет в 1Кор. 16:10 – 11, ср. 4:17. Македония и Ахаию ап. Павел посетил спустя некоторое время, после мятежа в Эфece (Деян. 20:1).

Второе послание написано уже из Македонии, вероятнее всего из Филипп. Ср.: 2Кор. 2:12 – 13; 7:5 – 7; а также 8:1 – 2; 9:2 – 4.

Приложение 2. Разделения в коринфской общине?2

Апостол хочет указать этим на всеобщее увлечение духом партийности. Каждый коринфянин считал своим долгом принадлежать к какой-нибудь из упоминаемых здесь партий: «Я Павлов, я Аполлосов», – см. введение в послание. Ап. в распределении партий обнаруживает особую тактичность. На первое место он ставит своих приверженцев, как заслуживших его упрек, и этим показывает, что сам он далек от всякого самопревозношения. Что различало партию Павловых и партию Аполлосовых? Это не было какое-либо различие по существу (3:5 и сл.: 4:6), а только по форме учения. Апостол Павел считал Аполлоса продолжателем своего дела в Коринфе: «Я насадил, Аполлос поливал» (3:6), говорит он, изображая утверждение Евангелия в Коринфе. – А я Христов. Некоторые отцы Церкви и новые толкователи считают эти слова исповеданием самого Павла, которое он здесь высказывает в противовес людям, преклоняющимся пред авторитетом проповедников Евангелия. Но это, четвертое, заявление представляет собою, несомненно, нечто симметричное первым трем, предшествующим ему, и подпадает тому же упреку, какой звучит в словах апостола: каждый из вас говорит....» – О партии Христовых существует немало предположений, но все они малодоказательны. Одни (Ренан, Мейер, Гейнрици) видят в этой партии протест против преклонения пред апостолами и полагают, что Христовы шли вообще против исключительного авторитета Апостолов, другие предполагают, что в эту партию входили наиболее образованные христиане из язычников, хотевшие сделать из Христа высшего руководителя жизни, каким был для своих учеников Сократ. Третьи видели в членах этой партии людей, которые путем видений находили возможным вступать в непосредственное общение со Христом. Четвертое мнение (Godet) предполагает, что это были евреи, обратившиеся в христианство, которые гордились своими теократическими преимуществами и, являясь представителями первенствующей – Иерусалимской – Церкви, хотели постепенно подчинить коринфских христиан игу Моисеева Закона. Христовыми же они называли себя потому, что воображали, что они лучше всех поняли намерения Христа. При этом они, однако, в угоду греческим христианам, вводили в свое учение и элементы греческой теософии, на что ап. Павел делает намек во 2 Послание к коринф. (5:5; 11:3 – 4). Этим объясняется и живая полемика апостола против смешения человеческой мудрости с Евангелием (3:17 – 20). Здесь апостол имеет в виду не партию Аполлосовых, а партию Христовых. Могло быть, что Христовы держались такого же взгляда на Христа, как и еретик Керинф, не признававший Христа в человеке – иудее Иисусе, распятом на кресте. Они могли верить так же, как и Керинф, что Христос отделился во время страданий от человека Иисуса: этот Иисус так и умер на кресте, почему он заслуживает проклятия (ср. 1Кор. 12:3), а Христос сидит на небе, одесную Бога Отца, и Его только одного и должны чтить христиане. Таким образом в Христовых можно видеть «гностиков прежде гностицизма». – Наиболее правдоподобным является предположение Lutgеrfа. Этот ученый не находит никаких достаточно веских оснований к тому, чтобы видеть в партии Христовых – иудаистов. Напротив, он видит в них слишком далеко зашедших сторонников идеи о свободе человека в христианстве. Это – «либертинцы – пневматики» (нечто вроде наших духоборцев). Апостол Павел, по их мнению, остановился на полдороге к христианской свободе: у него нет духа, силы, мужества, уверенности в победе и самосознания, какими качествами владеет настоящий пневматик. Он боязлив в своих отношениях к Богу и к христианской общине, и к миру, а они держат себя всегда как свободные, ничего не боясь. Они эмансипировались окончательно от всякой зависимости от апостолов, даже от обязательности поучаться в Свящ. Писании, так как, по их убеждению, они непосредственно входили в общение со Христом, а это общение давало им высшую мудрость, делало их «гностиками», т. е. ведающими все тайны жизни. К чему вела такая безудержная свобода, которую проповедовали Христовы – об этом можно судить по тому факту, о каком Апостол говорит в 1–й гл. (случай с кровосмесником).

Разве разделился Христос? Этот упрек Павел обращает к партии Христовых, которая полагала, что она одна имеет истинного Христа, тогда как остальные христиане почитает, очевидно, кого–то другого. «Нет – хочет сказать Апостол – Христос у всех христиан один и тот же! Нельзя делать Христа достоянием какой-либо партии! – Разве Павел распялся за вас? » ... Этот и следующий вопросы показывают нелепость поведения тех, кто называл себя Павловыми вместо того, чтобы называть себя учениками Христовыми.

Приложение 3. Различные понимания дара языков3

Содержанием речи коринфских глоссoлaлов была молитва4, и преимущественно хвалебного и какого–то таинственного характера5. Язык, на котором говорил глоссолал, был непонятен присутствующим6 и, по-видимому, не вполне понятен и самому глоссалалу (хотя «дух» его «молился» в то время, но «ум» оставался без плода)7, почему речь глоссалала нуждалась в истолковании8, но истолкование его речи требовало тоже особого дара Духа Святого9, которым далеко не всегда обладал глоссолал10. Языкоговорение было вожделенным даром (желаю, чтобы вы все говорили языками), назидавшим глоссoлaлa11, степень этого дара зависела от нравственной высоты обладателя, почему, например, ап. Павел обладал им более всех коринфян12.

Вот библейские данные о даре языков. Ими не решается вопрос, был ли дар языков всегда одинаков, и в чем состояла коринфская глоссалалия, получившая такое широкое применение за богослужением. Святые отцы склонялись к тому мнению, что дар языков в Коринфе и вообще во всех случаях, где рассказывается о его проявлении (Деян. 2:4 – 13; 10:44 – 46; 19:6), был тождественным с глоссолалией Пятидесятницы, т. е. что все глоссолалы получали способность говорить на существовавших тогда иностранных языках. Так думали св. Иустин, Тертуллиан, Ириней, Ориген, Кирилл Иерусалимский, Златоуст, Григорий Богослов, Августин13. Против такого понимания возражают, что для коринфских христиан не было надобности в говорении на иностранных языках, какая была в день первой христианской Пятидесятницы, что языки здесь не названы другими, что слово часто стоит в ед. ч. и не поясняется как в Деян. Чрез διάλεχτος, что и спаситель обещал верующим говорение «новыми» языками, а не иностранными. – Другие14 в языке глоссoлaлoв видят первоязык, смешанный язык, заключавший элементы или рудименты различных исторических языков (рудиментарный язык) и ставший образом для всеобщности христианства; основание для этого понимания – употребление γλῶοοα в описаниях дара языков иногда в ед. ч. Но ед. ч. может означать какой-либо один из существующих языков, – смысл, подтверждаемый и отсутствием члена при нем. – На том основании, что γλῶοοα или γλῶοοημα означает у классиков слово провинциальное или устарелое, необычное (идиотизм), нуждающееся в объяснении (глоссе)15, думали, что язык глоссолалов состоял именно из таких слов16: то архаизмов, то неологизмов, то иностранных. Но Новый Завет не знает такого употребления слова glwssa; такая речь не выше обыкновенной и, во всяком случае, не представляет необыкновенного чудесного явления. – Думают далее, что речь глоссалалов состояла из нечленораздельных звуков (сравнивается у ап. Павла со звуками трубы)17 или едва слышного, молитвенного шепота18 (1Кор. 14:2. глаголяй бо языки не человеком глағолет, но Богу, никтоже бо слышит) или, наоборот, из экстатических восклицаний, отрывочных славословий (речь глоссолала называется большей частью не λόγος, слово, орудие мысли, а только γλῶοοα, языком, звуком самим по себе)19. Но апостол прямо говорит, что глоссолалы произносили «слова», хотя и «невразумительные»; он сравнивает их с громогласными кимвалами и трубами.

Это последнее сравнение, неоднократно употребленное апостолом, дало повод понимать глоссолалию в смысле какой-либо особого пения. Все термины, употребленные ап. Павлом о глоссолалии, могут иметь и музыкальный смысл. Гλῶοοα назывался корпус флейты20, родами (γένη) (роды языков) обозначались у классиков21 мелодии диатоническая, хроматическая и энгармоническая и в таком приложении слово это естественнее, чем к языкам, которых древние не умели классифицировать; έρμηνεύειν, объяснять, у классиков употребляется по музыкальной интерпретации22; в выражении и еще по превосхождению путь вам показую23 – путь, όδόν и по превосхождению, χαθ’ ύπερβολην – тоже служили музыкальными терминами. Первое означало переход от одних тонов к другим, а гиперболеон назывался тетрахорд на пятой самой высокой струне гитары24. Конечно, все эти термины кроме музыкального смысла могут иметь и обычный. Но настойчивое сравнение глоссалалии с музыкой и целый ряд терминов, могущих иметь приложение и к последней, заставляют задуматься. Знаменательно также выражение άποφθέγγεοθαι, звучать о глоссолалии в Пятидесятницу25, по мнению св. Иринея, апостолы в день Пятидесятницы «воспели на всех языках гимн Богу»26. Надо принять по внимание также и широкое применение пения в древности. До изобретения букв законы пелись, чтобы их не забыть27. Все это дало повод некоторым видеть в глоссолалии пение28. Против такого понимания дара языков – в смысле пения (гимнологическом) – говорит, по-видимому, то, что об этом даре настойчиво употребляется глагол говорить (λαλεῖν). Но, не говоря о том, что этот глагол употребляется у ап. Павла об исполнении за богослужением псалмов, гимнов и песней29, это возражение исчезнет, если пение было речитативным30, каковым и естественно могло быть пение в его простейшей форме в первобытной церкви с ее неразвитыми еще формами богослужения. Еще блж. Августин о пении своего времени говорит, что голос певцов походил более на акцентированную речь, чем на пение31.

Как видим, все изложенные объяснения для дара языков допускают против себя возражения, но вместе с тем каждое из них имеет и то или другое серьезное основание в тексте Нового Завета.

Все эти объяснения соединимы друг с другом, и возможно, что каждое из них указывает действительную черту в этом необыкновенном явлении. Обращает на себя внимание разнообразие выражений самого ап. Павла относительно дара языков: «язык», «языки», «роды языков», «говорить языком» или «языками», «говорить слова на языке», «молиться языком», «иметь язык», «воспевать», «молиться», «благословлять», «благодарить духом», «духом говорить тайны», «говорить не людям, а Богу»32. Уже это показывает, что дар языков мог «бесконечно разнообразиться»33 в своих проявлениях.

Приложение 4. Представления о бессмертии у иудеев и в Античном мире34

Всякая раннехристианская церковь развивалась на фоне двух исторических цивилизаций, потому что в каждой церкви были иудеи и эллины.

Во-первых, фон иудейского мировоззрения. Саддукеи всегда отрицали жизнь после смерти. Следовательно, одно направление иудейского мировоззрения полностью отрицало и бессмертность души, и воскресение тела (Деян. 23:8). В Ветхом Завете почти безнадежно искать что – либо, что можно было бы назвать жизнью после смерти. Согласно общей вере по Ветхому Завету, все люди без различия уходили после смерти в шеол. Шеол, который часто неправильно переводят как ад, представлял собой, по убеждению иудеев, мрачную страну, находящуюся в преисподней, где мертвые жили в мире теней, без света, изолированные от людей и Бога. Ветхий Завет полон этого мрачного, унылого пессимизма по поводу того, что ждет человека после смерти. Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6:6). Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет и прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? (Пc. 29:10). Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во грубе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою? (Пc. 87:11 – 13). Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу (Пc. 113:25). Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою (Ис. 38:18). Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду, и не будет меня (Пc. 38:14). Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают ... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Eк. 9:4 – 5:10). Kто будет восхвалять Всевышнего в аде? (Сир. 17:24). Не мертвые в аде, которых дух взят из внутренностей их, воздадут славу и хвалу Господу (Вар. 2:17). <....>

Правда, в Ветхом Завете есть несколько мимолетных представлений о грядущей жизни. Были моменты, когда человек чувствовал: если Бог есть Бог, то должно быть что–то, что переменило бы суровый приговор этого мира. Так, например, Иов восклицает: А я знаю, Искупитель мой жив, u Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога, я узрю Его сам; мои глаза, не глаза друғого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей! (Иов 19:25 – 27). Действительные чувства святого выражались в том, что ив этой жизни человек может вступить с Богом в такие близкие отношения, что даже смерть не сможет разорвать их. Даже и плоть моя успокоится в уповании; Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пc. 15:9 – 11). Ты держишь меня за правую руку. Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня в славу (Пc. 12:23 – 24).

Но верно также и то, что в Израиле постепенно развивалась надежда на бессмертие. Этому способствовало два фактора:

а) Израиль был избранным народом, но его история представляла собой непрерывную цепь отступлений. Возникало чувство, что должен быть еще и другой мир, который установил бы справедливость и как–то возместил бы людям непрерывные несчастья.

б) Надо отметить, что в течение столетий отдельный человек почти не существовал. Бог был Богом народа, а отдельный человек был лишь его частью, не имевшей большого значения. Но с течением времени религия стала принимать все более и более личный характер. Бог стал не Богом народа, а личным другом каждого человека. Люди стали инстинктивно и неясно чувствовать, что, коль скоро человек знает Бога и Он знает его, то их соединяли такие отношения, которых и смерть не в силах разрушить.

Обращаясь к античному эллинскому миру, надо обратить внимание на тот факт, который и является фоном всей пятнадцатой главы: эллины инстинктивно страшились смерти. Еврипид писал: «Но и смертные, обремененные бесчисленными несчастьями, все же любят жизнь. Они жаждут прихода каждого нового дня, рады переносить все им уже известное, нежели встретить смерть – неизвестное» (Фрагмент 813). Но, в общем, эллины и все, находившиеся под влиянием эллинской (греческой) философии, верили в бессмертность души. Но бессмертность души, в их представлении, следовала полному разложению тела.

У эллинов была поговорка «тело – могила». Один из эллинов выразился так: «Я – бедная душа, прикованная к телу». «Мне было приятно, – говорил Сенека, – исследовать о вечности души – да и верить в нее. Я предался этой чудной надежде». Но Сенека также говорил: «Когда придет день, который разделит эту смесь божественного и человеческого здесь, где я нашел ее, я оставлю свое тело, а себя я верну богам». Эпиктет пишет: «Когда Бог не дает необходимого, Он дает сигнал к отступлению. Он открывает дверь и говорит тебе: «Приди!» Но куда? Туда, где вовсе не страшно; туда, откуда ты пришел; к тому, что дорого и близко тебе, – к элементам. Бывший в тебе огонь пойдет к огню, земля к земле, вода к воде». Сенека говорит о веществах, которые при смерти «разлагаются на свои элементы». Для Платона «Тело – антитеза души; тело – источник всех человеческих слабостей в противоположность тому, что само по себе способно к независимости и к доброте». Лучше всего это можно видеть в учении стоиков. Бог был огненным духом, более чистым, чем что-либо на земле. Божественная искра, приходившая в тело человека и поселявшаяся в нем, давала, по стоикам, человеку жизнь. Когда человек умирал, его тело просто – напросто распадалось на составные элементы. Божественная искра возвращалась к Богу и воссоединялась с божественным, частью которого она была.

Для эллинов бессмертность как раз и заключалась в том, чтобы избавиться от тела. Для них мысль о воскресении тела была невозможной. Личного бессмертия не могло быть, поскольку то, что давало человеку жизнь, вновь воссоединялось с Богом, первоисточником Всего живого.

Точка зрения Павла совершенно иная. Если мы начнем с одного чрезвычайно важного факта, то все остальные станут ясными. Христианская вера исповедует, что после смерти человеческая индивидуальность не погибает: я останусь я, а ты останешься ты. Рядом с этим нужно поставить и другой важный факт. В представлении эллина тело не могло быть освящено: для него оно материя, вещество, источник всех зол, тюрьма для души. Но для христианина тело не есть зло. Иисус, Сын Божий, воплотился в образ человеческий, и оно не может быть презираемо, потому что в нем жил Бог. Для христианина поэтому грядущая жизнь обязательно включает сохранение тела и души. Но легко превратно толковать и в карикатурном виде изображать доктрину о возрождении тела. Цельсий, живший в 220 г., жестокий противник христианства, уже делал это. «Как могут умершие встать с их подлинными телами? – спрашивал он. – Это действительно надежда червя! Зачем бы человеческой душе вновь желать истлевшего тела?»

* * *

2

Толковая Библия преемников А. Лопухина.

3

Скабалланович М. Толковый типиксон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1. Киев,1910. С. 31 – 14.

13

Иустин. Апол. 1:9. Ириней. Прот.ер. 1:6. Тел. Прп. Марк. 5. Ориг. на Исх. 13:2:О мол. 2, на посл. к Рим. 7:6. Кир. Иер.. Огл. 17:16. Иоанн Златоуст на 1 Кор. бес. 29. Григ. Богосл. Сл. 41. на Пятидесятницу. Августин. Сл. 5, на Пятидесятницу. Близко к этому мнение Лийтфута, что в Коринфе языкоговорение состояло в чудесной способности говорить на древнем еврейском языке, тогда уже не употреблявшемся (Ligthfoot. Horae hebraicae er talmudicae in ep. priorem ad Corinthios. Opera. 917 sq).

14

Billroth, Commentar zu den Bricfen des Paulus an die Korinther. Leipz. 1833. Пo Lange 200.

15

Apucmomeль. De arte poeticac. 21. Гален. Exeges, glossar. Hippocr. prooem. Квинтилиан. Inst. orat. 1, 8

16

Bleck. в Theol. Studien und Kritiken. 1829. S. 17 f.

17

Eichhorn B Allgemein. Biblioth. der biblischer Literatur I, .91 f. И др.

18

Wieseler в Theol. Stud. und Krit. 1838. 378 г.

19

Edwards, A. Commentary of the first epistle to the Corinthians. Lond. 1884. P. 319.

20

У Поллукса, греч. музык. Phetis,. Histoire de la musique. T. IV. P. 281. Фивейский. Духовные дарования. 45.

21

УАристоксена, Плутарха и др. Там же.

22

Плутарх. De musica. C. 36.

24

У Аристоксена и Плутарха. De def. orac. Phetіѕ III. Р. 46. Фивейский. С. 99 – 100.

25

Деян. 2:4: слав. и рус. провещевати.

26

Ирин. Прот. ep. III, 17, 2

27

Аристотель. Probl. Фивейский 47.

28

К этому мнению склоняются Schultz. Die Geistersgaben и особенно Фивейский. Указ. соч.

30

Godet F. Kommentar zu dem ersten Briefe an die Korinther. нем. nep. Wunderlich. Hannov., 1886. S. 178.

31

Августин. Исповедь Х. 33.

33

Мищенко Ф. Речи св. ап. Петра в кн. Деяний Апост. Киев, 1907. С. 70.

34

Баркли Уильям. Толкоғание Посланий к коринфянам. ВСБ. 1981. С. 153 – 155.



Источник: Апостол: методическое пособие для семинарских занятий / авт.-сост.: свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А. С. Небольсин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 235 с.

Комментарии для сайта Cackle