Вводная часть

Святитель Савва

Письменный устав жизни в монастыре Пресвятой Богородицы Наставницы – Хиландаре, который я, грешный и смиренный монах Савва, передал вам, возлюбленные о Господе чада и братия

Святитель Савва Сербский (1169–1237) – основатель Хиландарского монастыря на Афоне (XII в.); младший сын сербского государя Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного Сербского. В 17 лет удалился на Афон, отказавшись от княжества, принял там монашество; возобновил Хиландарский монастырь, пришедший к тому времени в разорение; написал для него устав и ввел там строгое общежитие. По возвращении в Сербию был настоятелем Студенецкого и др. монастырей. Когда, благодаря его ходатайствам, Сербская Церковь получила самостоятельность, стал первым архиепископом Сербским.

Глава 1. Обращение Святителя Саввы к монашествующим

Богоносные и преподобные, и преблаженные Отцы наши, светила вселенной, земные Ангелы и небесные человеки, изначала научились монашескому житию из предания Святого Духа. Поэтому они были просвещены благодатию Божией и, вселив Христа в свои прекрасные души, ради чистой своей жизни показали победу над дьяволом. Будучи распаляемы многими его искушениями и одолев их, они просияли ярче солнца и убелились яснее снега, и, расправив мысленные крылья из невещественного золота, взлетели как парящие в небе орлы, чтобы совершить восхождение к Изрекшему: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37) «от источника воды живой» (Откр.21:6). И еще: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Кто любит жену, или детей, или ниву, или имения более Меня, не достоин Меня.

Слушая это, надо оставить все и идти вослед Его заповедей, взяв крест, последовать Христу и учить делом презирать вещи плотские и как пекутся о душе, вещи бессмертной (Мф.10:38). Взыскивающие Его идут за Ним, Сказавшим: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:28–30).

И опять, называя блаженными нищих духом, Он обещает, что они увидят лицо Его; алчущим и жаждущим Он обещает, что они насытятся, а плачущим – утешение бесконечное (Мф.5:3–6). Желая этого, они идут за сладким и добрым Пастырем и Учителем Христом, страдают ради Него и терпят многие муки, дабы принять совершенные венцы на небесах. Они заживо распинаются, отвергая свою волю, заклав себя добровольно Заклавшемуся нас ради; они оставили все, что в мире, говоря друг другу: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей, и мир проходит, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15, 2:17).

Поэтому и я, грешный и ленивый и последний из всех монах Савва, умоляю, припадая, и вопию: братия мои и отцы, уподобимся тем прекрасным купцам, купившим себе пречудную вещь, ибо они отдали все свое имение и купили единственную бесценную жемчужину – Христа (Мф.13:45). Поревнуйте мудрым девам, наполнившим свои светильники елеем и готовым выйти в радости к своему жениху (Мф.25:1). Берегите себя, о возлюбленные мои, ибо я боюсь, и трепещу, и одержим страхом: как бы кто-то из вас не остался вне врат, подобно другим пяти девам, и как бы не услышали мы тот страшный и грозный ответ: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня» (Лк.13:27). Боясь этого ответа и желая, чтобы мы услышали тот прекрасный глас: «Придите, благословенные Отца Моего...» (Мф.25:34); войдите «в радость Господа своего» (Мф.25:21), – смирим себя здесь, чтобы вознестись там, восплачем здесь, чтобы утешиться там, взалчем и возжаждем здесь, чтобы насытиться там; будем бедными здесь, чтобы там обрести милостивого Бога.

Если и найдет скорбь, то «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие...» (Иак.1:2–4). «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Ибо Он изрек: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22).

«Не обманывайтесь, братия мои» (Иак.1:16), говоря: «Если и дела не делаю, но верую, то спасусь», – ибо «и бесы веруют» в Бога (Иак.2:19). Ибо «чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то» (Иак.1:27), чтобы вы знали, что «...вера без дел мертва. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак.2:20–24).

«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим в свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:3–7). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16). «...Потому, что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том...» (1Ин.3:22–24).

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; боящийся несовершен в любви. Будем любить Его потому, что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:18–21).

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир» (1Ин.5:1–4): вера, надежда, кротость, терпение, пост, молитва теплая со слезами. А выше всего этого – ангельская красота, смиренномудрое послушание и любовь, ради которой Сын Божий сошел к нам, а также и незлобие.

«Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Верую в Сына Божия, верую что обретете жизнь вечную и еще здесь – неоскудеваемую пищу, если сохраните то, что я, смиренный, заповедал и проповедал. Ибо это Истинный Бог и жизнь всем, и если чего попросите у Него, послушает вас (Ин.16:23).

Детки мои, внимайте и хранитесь от зла, чтобы никто не остался вне дворца! Если же, братия, кто ленив, как и я, то, обличая свою достойную порицания немощь, и жалкую леность, и тяжесть сна, однако пусть воспрянет, возлюбленные, и представит себе дары, которые Господь обещал даровать любящим Его и трудящимся ради Него.

Ибо божественный Апостол говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Ибо к этой тайне и Ангелы желают приникнуть (1Пет.1:12). И еще: «Не похожа слава этого мира на славу будущего века» (2Кор.3:10). Так же и муки мира сего – ничто по сравнению с будущими, ибо, по словам Апостола, и сам сатана дрожит от них (Иак.2:19).

Знай, возлюбленный: пострадавшим принадлежит честь и слава, а ленивым и непотребным, после телесного упокоения – вечная мука. Рассмотрев все это и укрепившись о Господе, станьте крепко против лености, отбросив всякую гордость и остаток злобы, «в кротости примите ... слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21).

Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. А проникнувший в совершенный закон свободы и оставшийся в нем будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет (см. Иак.1:22–25). Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей.

То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага. Не уклоняйтесь «ни на десно, ни на шуе» (Притч.4:27), но по силе, кто сколько имеет, шествуйте царским путем, памятуя, что вы есть. Есть будешь от плодов трудов своих (Быт. 3:19). Блажен ты, хорошо тебе будет. Стремясь войти через узкие ворота и тесным путем, ведущим в жизнь вечную (Мф.7:13), любя друг друга, покоряясь друг другу, «друг друга бремена носите...» (Гал.6:2), единомысленно покоряясь вашему старейшине-игумену.

Но молю вас, братия мои, именем Господа нашего Иисуса Христа, хранить все заповеданное вам, молю, чтобы не было между вами распрей, но чтобы вы были совершенны в единой мысли и воле (1Кор.1:10), совершая свою куплю, как прекрасные купцы (Мф.13:46), поминая в ваших преподобнических молитвах в Бозе почившего отца нашего и наставника Симеона-монаха, не забывая и о моем недостоинстве.

Истину говорим вам во Христе: поступая так и слушая меня, непостыдными явитесь на Страшном Суде и примете вечные блага. Благодать и мир Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа будет во веки со всеми вами. Аминь, (ср. 2Кор.13:13).

Глава 2. Возникновение монастыря

Место, на котором находится наш святой монастырь, как вы знаете, было в запустении из-за безбожных разбойников. А оно не может сравниться ни с чем на земле. И однажды ко мне пришел триблаженный наставник, отец наш Симеон-монах, который пламенно искал добродетели и ради этого хотел принять наш монашеский образ. Уязвленный такой горячей любовью и обращенный Божественным Духом, услышав пресладкий голос, говорящий: «Кто не оставит все и не идет за Мной, тот не достоин Меня» (Мф.19:29, 10:38), – он оставил царство отечества своего и все земное1 и, убежав из мира, порабощающего душу, пришел в эту пустынь во второй день месяца ноября 1197 года.

И хотел он, блаженный, и здесь, как и там, достойно совершить свое царствование. Возжелав найти для вас место спасения, он вымолил у царя эту пустынь и взял меня, грешного, из Ватопеда. Поселившись здесь и оставшись на некоторое время со мной, пройдя великий и вышеестественный подвиг в течение восьми месяцев, он перешел в вечное блаженство.

Глава 3. Кончина преподобного Симеона-монаха

В 1200 году в 13-й день месяца февраля, перешел в вечное блаженство отец наш Симеон, завещав мне этот монастырь. Меня постигла большая печаль и боязнь, во-первых, из-за того, что место это было пустое, а во-вторых, из-за опасения безбожных разбойников. Оставил он мне монастырь, в котором и отошел ко Господу, малый и смиренный видом, и первого игумена, преподобного мужа Мефодия, с еще девятью монахами.

Но, как изволилось любви Наставницы и святым молитвам нашего отца, из неизвестного и малого он вознесся до великолепного, и полностью был выстроен этот храм Богоматери и Наставницы, Госпожи нашей. Мы пожертвовали книги, и святые сосуды, божественные иконы, святые ризы и завесы, и вообще, всякое украшение, а также пожертвовали братии на телесные нужды, на то, что им нужно, о чем желающие узнают яснее, если посмотрят в хрисовул2.

Однако не станем уклоняться от нашей цели и продолжим. Но Ты, Боже и Господи всяческих, и Ты, о Мати Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, хвалами воспетая, сотворите да будет устав сей действенен и благоуспешен для нас и для тех, кто будет после нас, до скончания мира сего – честными молитвами угодника Вашего, нашего отца, ктитора Симеона. Вонмем сказанному и начнем с того, что лучше, т.е. с того часа, когда рассветает, – с первого часа дня. Мне кажется, что творящие толкование дел света (добродетелей), должны начинать службу засветло.

Глава 12. О свободе монастыря

Заповедаю всем вам от Господа Бога Вседержителя, чтобы этот святой монастырь был независим от всех здешних властей, от Прота и других монастырей, и от отдельных владык. И чтобы он не был ни под чьим управлением: ни царским, ни церковным, ни каким другим, но был управляем единой Славимой Богородицей Наставницей и молитвой преблаженного и святого отца, который игуменствует в нем.

Необходимо также хранить, исправлять, управлять и владеть и грамотами блаженных царей, которыми утверждается и обеспечивается не зависимая ни от какой власти, непоколебимая и неизменяемая свобода, и так должно быть всегда. Если же кто-нибудь, водимый демонским искушением, когда-нибудь восхочет подчинить монастырь каким-либо образом, или устроить его под некой властью, будь то нищих или мирян, будь то сам игумен или кто из братии этого монастыря, да будет повинен не только Божественному Телу и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Богоматери Госпоже нашей Благодетельнице, но пусть будет ему и анафема, как сказал Божественный апостол (1Кор.12:3;1Кор.16:22;Гал.1:8), и проклятие трехсот восемнадцати Отцов, и пусть явится наследником Иуды-предателя и соучастником говоривших: «Возьми, возьми Его!» (Ин.19:15); и пусть причислится к кричавшим: «Кровь Его на нас и на наших детях» (Мф.27:25).

Ибо многим потом и трудом обновилось и устроилось это запустевшее место, и восстановившими его было заповедано, чтобы было оно свободно. Если же случится, что злом и лукавой волей оно подпадет под власть испорченных и лукавых людей, не взирающих ни на что, кроме пагубной корысти, несчастный несчастье сделает! И не только это, но тем самым будет попирать и кресты блаженных царей, которые они своей боголюбивой волей изобразили в хрисовулах, давая свободу монастырю.

Трижды несчастен и трижды проклят тот, кто нарушит свободу и ничего не подумает, кто бы то ни был. Как не будет виновен тот, кто учинил бы нечто подобное? Пусть это будет предписано таким образом.

Глава 34. О присмотре за имением

Ходя в своей немощи, мы стяжали и некоторое небольшое имение. Игумен и эконом должны о нем заботиться и следить, насколько возможно, каковы те, кого посылают смотреть за этим имением, а именно: благоговейны ли они, мудры ли и старцы ли. Это желательно по возможности, из-за нападения стрел лукавого (Пс.90:5).

Глава 37. О принимающих постриг

Надо сказать и о постригающихся. Если речь идет о людях известных или знакомых нам, и о знающих нашу жизнь поближе, – пусть постригаются прежде определенного времени. С вашей молитвой пусть таковые будут приняты. Если же они люди обычные и незнакомые, то по истечении семи дней после прихода пусть облекутся в рясу и монашеский шлем. Пусть будет заповедано им послушание в соответствии с их возможностями, и должно наблюдать: совершают ли они его с терпением и смирением. Если они таковы, да останутся послушниками на шесть месяцев. Тогда пусть присоединятся к братии и принимают постриг, принимая обручение божественного и ангельского образа. Тех, кто окажется бессовестными, ропотниками и ненавистниками заповедей, игумен не должен принимать. При всем этом должно заботиться и о монахах, приходящих со стороны. Их надо принимать с испытанием и не принуждать отречься от чего-то или что-либо пожертвовать. Ибо не подобает благодать Божию преподавать в долг или продавать для прибыли, чтобы от этого не было нам срама или не пала укоризна на нас, постригшихся не за деньги. И да не вносится злое или проклятое слово: «мое» и «твое», «большее» или «меньшее», и не надо думать, что тот, кто принес больше, лучше не принесшего ничего. Такого никогда да не будет между вами, никогда! Если же постриженник что-то принес, то надо принять, ибо это добровольно и не через силу; это дело боголюбия и милостыни. Это чин добродетели, имеющий награду от Бога – очищение прегрешений. При этом истину говорю: жертвователь приносит дар Богу и Его Пречистой Матери, Наставнице. Ибо вынужденное приношение – одно, а дар, подаяние милостыни, подарок – иное. Ибо дар приносит в ответ надежду и полагается заранее, тогда как купля необходимого – за некие указанные договоренности и обмены. Между тем, хотя воздаяние и содержится в небесных упованиях, однако дающий да не думает, что ради этого имеет некое преимущество перед остальной братией. Он должен быть равен со всеми, по действующему закону монастыря. Если же давший, будучи искушаемым (что весьма не добросовестно), захочет уйти из монастыря, желая унести и дарованное, – то откажите ему, о чем бы ни шла речь. Ибо, что однажды даровано Богу – не взыскивается. Берущий же – священнокрад, а творящий кражу священного навлекает на себя епитимью. Все это знают, если даже и не скажем. Исполняйте это именно так и никак иначе.

* * *

1

Прежде он был царем Сербии и носил имя Стефан

2

Хрисовул – царская и патриаршая грамота с золотой печатью

Комментарии для сайта Cackle