Источник

№ 1. В Богородичный праздник. Ищите прежде Царствия Божия... (Мф.6:33)

Некоторые Евангельские истины, по мнению светских людей – не исполнимы, хотя они и доступны человеческому разуму. К таким истинам надо отнести учение Христа о том, что для каждого дня нашей жизни довольно своей заботы и поэтому не следует заботиться о завтрашнем дне. Эта истина совершенно отвергается людьми, обремененными семьями, делами, службой или имуществом. Но странно однако, что светские люди забывают при этом исторические факты и что не может существовать такой Евангельской истины, которая бы не оправдалась в жизни христиан и не подтверждалась на примерах. Не благоразумно, да и не справедливо отвергать жизнеописания многочисленных христианских подвижников.

Действительно, заботились ли святители, преподобные, бессребреники и многочисленные подвижники русской земли, об одежде, пище, о жилище, безопасности среди своих врагов? Искали ли власти, чести, средств к существованию? Нуждались ли в чем? Нет, они пользовались всем и сами помогали неимущим; заботились лишь о делах небесных, духовных, о благочестии и спасении души; решительно отрекались от дел мира и последовали слову Христа: ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам! И многие другие прославились на весь мир своею жизнью, хотя были люди женатые, семейные и со средствами. Следовательно, подобная жизнь возможна всем христианам и сомнения нашего светского разума – есть клевета и хула на Евангельскую истину.

Чем только не оправдываются светские люди! Будто бы Евангелие требует удаления в пустыню и отречения от мира, созданного, однако, для пользования людей; пища, одежда, жилище, знание и обучение не могут явиться сами собою и, по определению Божию, люди должны работать в поте лица и добывать себе необходимое.

О слепота духовная! Искание Царствия Божия – не есть удаление в пустыню или совершенное отречение от мира; такого требования не мог предъявить Господь, обличавший людей, что между ними много званных, но мало избранных. Удаление от мира для спасения своей души и для службы Богу, это одно, a искание Царствия Божия – другое. Отречение возможно лишь по особому призыву Божиему, вследствие ниспослания избранникам особого величайшего дара Божия. Человек не может по своему произволу отречься от мира, что подтверждается жизнью апостолов и других святых. Святитель Филарет Московский говорит (т.V стр. 86): «благо тому, кто сей дар обрел, с чистым расположением принял, хранит верно, употребляет деятельно! Этот дар не для всех!»

Иное дело – искание Царствия Божия; оно учит достижению того, чтобы дела мирские и земные не препятствовали делу духовному и небесному. Поэтому Христос и сказал, что надо прежде всего искать Царствия Божия и правды Его, а потом уже заботиться о своих земных делах, которые по милосердию Божию сами приложатся, устроятся, когда человек исполнением Христовых заповедей докажет свою любовь к Богу и стремление спасти душу свою. Следовательно, искание Царствия Божия не препятствует заниматься, без вреда для дела духовного, делами земными, исполнением своих обязанностей по службе, в семье, приобретением познаний в науках и прославлением Отца небесного в труде и благотворениях. Христианская жизнь требует только, чтобы впереди всех дел были поставлены заботы о душе и о будущей, вечной жизни.

Как искать Царствия Божия? Не плотию, не на земле и не делами мира ищется Царствие Божие, но духом, сердцем, мыслию, в небесном пространстве, горячею молитвою, воздыханиями, у ног Спасителя, коленопреклоненно пред Преблагословенною Материю Божиею. Молитвы, возношения духом не могут мешать заботам о семье, о хлебе насущном, работе и изучению наук и искусств. Но чтобы сердце могло найти путь и достигнуть врат Царствия Божия, оно должно быть чисто, свободно от страстей, подобно тем, которые блаженствуют в Царствии Божием. Такое очищенное, освященное сердце есть жилище Духа Святого, а потому Христос и сказал фарисеям: Се бо царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Итак, искание Царствия Божия есть устроение в сердце своем жилища Святому Духу.

Ищите – правды Его. Но что такое правда Царствия Божия? Это конечно истина во всем, всегда, везде! Каждое слово Евангелия – есть величайшая правда, а потому желать усвоить себе слово Божие – значит искать правды.

Когда же ради Спасителя, вечной Истины, мы будем служить правде, существовать ею, обучать и воспитывать детей – правдой, истинно любить и поддерживать любовь – правдой, когда изгоним из сердца – лицемерие, мечтание о земном счастье, величии, богатстве, ибо все это ложь и прах, то возможно ли допустить, чтобы правда Божия – не воздала нам сторицею за все и не оправдала слов Христа – и сия вся приложится вам!

Не говорите, что вы любите Бога и ищете Царствия Его, если, просыпаясь по утру, прежде вспоминаете о делах и заботах, а потом благодарите Бога за прошедшую ночь и наступивший день! Никого вы не убедите, что живете правдой, когда прежде исполняете свои намерения, а потом просите у Бога помощи и успеха! Если хватает время на заботы о наживе, о красоте своей, о здравии и благоденствии и не находится несколько дней в году, чтобы посвятить их покаянию, очищению от внутренней нечистоты, исходящей из уст с каждым словом, то правда ли в сердце такого человека?

Ищите же Царствия Божия, по слову Христа! Прежде славьте Бога, благодарите и испрашивайте наставления, а потом заботьтесь о своих желаниях и решениях! Прежде согрейте свои сердца любовию ко Господу и ближним, любовию деятельною и живою, а потом получайте власть над ближними и становитесь их руководителями! Прежде познайте свою немощь, готовность ежеминутно преступить заповеди, свое бессилие в борьбе со страстями, а потом делайтесь решителями судеб, блюстителями порядка и закона! Прежде верьте, надейтесь и любите, а потом называйтесь высоким именем ученика Христова. Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle