священномученик Серафим (Чичагов)

№ 2. В Богородичный праздник. Ищите прежде Царствия Божия...

Марфа, Марфа, печишися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу... сказал Господь наш Иисус Христос, – Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея. (Лк. 10:41 – 42).

Что же именно: едино на потребу?

Слушать слово Божие, как Мария, стремиться уразуметь тайны царствия Божия, правды Его и искренно, всем сердцем отдаться Богу.

Ищите прежде царствия Божия и правды Его и все приложится вам, сказал Христос. И так не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6).

Вот задача нашей жизни. Но человеческий разум боится и не хочет верить, что для собственного блага люди должны отвергнуться себя. Наш разум противится понять, как на земле, где человек зарабатывает свое существование в поте лица, может что либо само приложиться. Так, отцы семейств убеждены, что если они не будут исключительно заботиться о завтрашнем дне и вообще о будущем своих детей, то конечно дети останутся неучами и нищими. Матери думают, что семьи безусловно держатся их бесконечными хлопотами о мелочах. Молодые люди все свое спасение усматривают в хлопотах о карьере и т. д. Все заблуждаются таким образом, потому что человеческий разум – горд и надеется лишь на себя. Самонадеянность и самоуверенность мешают людям просветиться истинным светом, которого источником есть и будет всегда Христос. Наше пристрастное сердце много препятствует избранию благой части.

Лжив человеческий разум и бесчувственно наше сердце! Точно отцы семейств не видят и не чувствуют, что не они дают благое детям, а Господь, Отец их небесный. Всем ли детям принесло покой и счастие то добро, которое скопили их отцы? Точно матери семейств не видят, что врожденные, худые наклонности их детей не поддаются коренному исправлению, что у заботливых иногда дети удаются меньше, чем у беззаботных и Господь всегда сохраняет и выращивает заброшенных, сирых и обиженных. Точно молодежь, а также заботящиеся о наживе и славе не видят и не чувствуют, что лживый разум обманывает их на каждом шагу, планы их распадаются как здания, построенные на песке.

Человеческое сердце лживо и бесчувственно к Богу! Между тем, евангельскую истину мы должны прежде всего уразуметь сердцем, а иначе наша воля никогда не подчинится этому разумению. Часто пред началом забот о таких вещах, о которых Христос не велел заботиться, мы на молитве взываем к Создателю, называя Его Отцом небесным и этим подтверждаем, что считаем себя – детьми, которыми Он управляет как всемогущий, всеведущий, всеблагий Отец. Можно ли из этого заключить, что мы сомневаемся в знании Им наших потребностей, желаний, мечтаний, тревог и горей? Конечно нет; призывание Отца в молитве Господней должно убеждать Создателя, что мы сознаем свое ничтожество, беспомощность и готовы быть искренними детьми Его. Но одновременно мы Ему не верим, сомневаемся, когда читаем, что едино на потребу бессильному человечеству. Мы как бы не во всем верим Христу и страшимся допустить, что за заботы о собственной душе все остальное приложится нам...

Не мы ли наставляем наших детей говоря: «вы должны почитать родителей и заботиться только об учении; остальные заботы лежать на нас». Разве не тоже самое говорить Христос: «ищите прежде Царствия Божия, т.е. заботьтесь о своих душах, а остальное приложится Отцом небесным!» И все – таки мы не верим этому, потому что в сердце нет любви к Богу. Известно, что кого любим, тому верим.

О, если бы мы все могли, как счастливая Мария, прочувствовать нашими сердцами беспредельную любовь к нам Христа, тогда бы явилась и вера. Мария сердцем уразумела, что истина – лишь в словах Христа, правда – в обещаниях Его, справедливость – в суде Иисуса и на устах Его, что Он – сама любовь, что только Он один сильно возрадовался ее возвращению к Отцу небесному, когда все окружающие, даже сестра Марфа, лишь обвинили и осудили ее, что только Он – Христос, Господь и Сын Божий, не отверг ее, простил, подал руку помощи и спас – в жизнь вечную!

Ужели каждый из нас, в известной степени, не чувствует то же? Непременно чувствует, но мы часто стремимся дать такому чувству ложное объяснение. Господь несомненно дает каждому по мере любви нашей к Нему; кто был прост, тот, любя Христа, делается мудрым; бедный, любя Христа, – прочно богатеет, слабый – укрепляется, немощный здоровеет и т. д. Все стремящиеся к Богу испытывают на себе исполнение Евангельских истин.

Возлюбленные! Что же потребуется для того, чтобы идти по пути счастливой Марии?

Отдать Богу наше сердце, то любящее, искреннее сердце, которым мы любим своих детей, родителей, благодетелей, друзей, в котором ощущаем сладость непритворной, чистой любви! Аминь.



Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

2. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида архимандрит Леонид (Кавелин)

3. Мои дневники. Выпуск 7 архимандрит Никон (Рождественский)

4. Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви священника Василия Бандакова протоиерей Василий Бандаков

5. Памятники древнерусского канонического права – 45. 1417–1421 г. Послание новгородского apxиепископа Симеона в Снетогорский монастырь о соблюдении общежительного устава и неподсудности... профессор Алексей Степанович Павлов

6. Пастырские наставления. Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции епископ Мефодий (Кульман)

7. Избранные стихотворения святитель Григорий Богослов

8. Ординарный профессор КазДА М. Я. Красин (некролог) Михаил Яковлевич Красин

9. Охридский пролог – 1. Преподобный Иоанн Кассиан святитель Николай Сербский

10. Сказания о Павле, епископе Коломенском Сергей Алексеевич Белокуров

Комментарии для сайта Cackle