епископ Серафим (Шарапов)

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

1/14 августа

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко.

Тропарь на поклонение Кресту

Праздник, совершаемый 1 августа, называется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в Константинополе в IX в. по Рождестве Христовом по причине болезней, которые часто бывали в Константинополе в августе месяце. С XII–XIII вв. праздник этот сделался общим.

В Константинополе установился такой обычай: 31 июля ежегодно часть Древа Животворящего Креста Господня выносилась из домовой церкви греческих императоров в храм святой Софии.

В этом храме перед Древом Животворящего Креста совершалось водосвятие. Потом с 1 августа в течение двух недель эту святыню (часть Древа Животворящего Креста) носили по городу.

При этом обхождении перед этой святыней служили литии для освящения мест и для прекращения болезней. Так продолжалось до 14 августа, когда Древо Животворящего Креста обратно уносилось в царские покои.

Этот обычай носить Честное Древо Животворящего Креста по дорогам и улицам в соединении с другим обычаем – в первый день каждого месяца освящать воду и послужил основанием праздника в честь Святого Животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках 1 августа.

Начало этого праздника в России относится к XV веку. Называется этот праздник «Происхождение Честных Древ». Наименование пошло от неправильного перевода с греческого слова, которое означает: крестный ход, шествие вперед. Посему и в Русской Православной Церкви в этот день обычно бывал Крестный ход на источники водные, колодези, реки для освящения воды. А накануне, на всенощном бдении, совершался вынос Животворящего Креста Господня опять-таки в воспоминание того обычая, по которому с 1 по 14 августа в Константинополе часть Древа Животворящего Креста Господня торжественно с Крестным ходом носили по дорогам, улицам и домам.

Вынося на середину храма Святой Крест для поклонения, Православная Церковь естественно воспоминает и прославляет Того, Кто Своими страданиями на Кресте искупил род человеческий «от клятвы законныя» (Гал.3:13).

Во время поклонения Святому Кресту на середине храма Православная Церковь в стихире «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается» прославляет страдания, унижения и поношения, которые претерпел Божественный Страдалец, Спаситель мира, пригвожденный ко Кресту.

Вспоминает Церковь, как издевались над Христом, прежде чем распять Его на Кресте: как Его заушали бренною рукою, ругались над Ним, одевали в одежду поругания, поили оцтом, смешанным с желчью, прободали Его ребра и т. д. И заканчивается стихира такими словами: «И вся терпит мене ради осужденнаго».

Это скорбное песнопение вызывает у нас молитвенно-покаянное настроение, внушает нам сокрушение о наших грехах, за которые Христос был распят на Кресте.

Под действием этого песнопения мы невольно переносимся на Голгофу и просим милосердного Господа Иисуса Христа, да простит Он нас грешных по Своему неизреченному человеколюбию. И помянет нас во Царствии Своем.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Ин.19:26–27

Великая скорбь на Голгофе... Последние минуты ужасных, нестерпимых страданий переживал Христос, прибитый ко Кресту железными гвоздями. У Креста стояла Его Пречистая Матерь и любимый ученик Иоанн Богослов.

Христос видел их с Креста, видел и понимал, чувствовал их скорбь, их душевные страдания. В страшных мучениях умирал Он на Кресте, и Его страдания вызывали невыносимую боль в сердце Пречистой Матери Его. «Увы Мне, Чадо Мое возлюбленное; увы Мне, Свете Мой», – взывала Она, бия Себя в грудь.

Так невыразимо тяжело было Матери Божией видеть умирающего возлюбленного Сына Своего. Ее Материнское сердце обливалось кровью от одной мысли о приближающейся смерти Его.

Но вот взоры скорбной Матери и умирающего Сына встретились. "Жено! – слышит Она Его ласковый голос, – се сын Твой». И взор Его обратился к любимому ученику. Потом говорит Он ученику: «Се Матерь твоя». И взглядом указал на Свою Пречистую Мать. «И с этого времени, – замечает Иоанн Богослов, – ученик сей взял Ее к себе».

Так исполнен был Иисусом Христом сыновний долг по отношению к Его Матери. Он не оставил Ее сиротой бесприютной, позаботился о Ней, поручив Ее попечению любимого ученика Своего. Забывая собственные страдания на Кресте, Христос не забыл Своей Матери, стоящей у Креста.

Много матерей ходят в храм. Могут ли все они сказать о себе, что пользуются уважением, лаской, заботами от своих детей? К сожалению, зачастую вместо ласки и уважения со стороны своих детей, они терпят оскорбления, и даже ругательства. Мало того. Бывают и такие непокорные, озлобленные, дерзкие дети, которые осмеливаются в состоянии раздражения поднять руку на родителей, избивают их.

Пока сын нуждается в уходе за собой со стороны матери, в ее заботах, он бывает еще терпимым в семье. Но стоит только ему выйти из отроческого возраста и стать юношей, он уже выходит из повиновения родителям, не признает над собой никакой власти, никакого авторитета.

Где же причина такого ненормального положения? Одной из причин семейного разлада между детьми и родителями является недостаток трудового воспитания в семье. Если с юных лет дети не приучены к полезному труду, то и не любят труд, а потому и не ценят затраченных родителями сил и средств на их воспитание.

С любовью к личному полезному труду у детей постепенно зарождается и крепнет любовь и уважение и к труду родителей.

Так воспитывается у детей чувство простой справедливости: за труды и заботы о них со стороны родителей платить и им любовью и заботами о них.

Главная же причина непочитания детьми родителей – это безрелигиозное воспитание детей в семье.

Без религии, без Бога человек становится просто животным. Нет у него ничего святого, сдерживающего его животные инстинкты. Он понятия не имеет о долге, об обязанности детей почитать родителей, повиноваться им и заботиться о них.

Любовь к ближним – для них пустой звук, ни к чему их не обязывающий. Такие дети любят только самих себя, преследуют только свои личные интересы.

Поэтому с малых лет воспитывайте детей в духе христианской любви человека к человеку. Прививайте им страх Божий. И благо вам будет, и найдете вы в детях своих отраду и утешение в старости своей.



Источник: Серафим (Шарапов), епископ. Войдите в радость Господа: Праздники церковного года – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 128 с. – (Православие в жизни).

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Бургунды профессор Александр Павлович Лопухин

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

7. Слова и речи. Том I – Слово в третью неделю св. Великого поста митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Полное собрание сочинений. Том IV священномученик Иоанн Восторгов

9. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

10. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Астрахани Святыя Михаил Владимирович Толстой

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс