О правах епископов и церковном модернизме
На Священническом конгрессе1 было высказано мнение, что Болгарская Церковь сильно ушла вперед по сравнению с Русской, в том смысле, что Болгарская Церковь в лице своего священства готова отступить от канонов, которые запрещают второбрачие священнослужителей. Это мнение не может быть верным, поскольку в его основе лежит непонимание сущности Православной Церкви. Понятие прогрессивности не может применяться к Православной Церкви, когда имеется в виду ее существенная и, в частности, каноническая сторона. Существенная сторона Церкви состоит в неизменности ее догматического и нравственно-канонического учения, которое исходит от Самого Бога, Господа Иисуса Христа. Как неизменен Бог, так неизменно и Его учение: оно не может прогрессировать или развиваться и изменяться. Вот почему апостол Павел сказал: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Сол.2:15). Явно, что великий апостол требует сохранения без всякого изменения Божественного учения, изложенного в догматах и нравственных канонах Православной Церкви, и непоколебимого пребывания в нем. В этой неизменности учения Православной Церкви, в том, что она в полной чистоте сохранила апостольскую веру, состоит ее главное и существенное отличие от всех других христианских исповеданий.
Только тогда можно было бы сказать, что Болгарская Церковь значительно обогнала Русскую Церковь, если бы вместо того, чтобы стремиться в лице своего священства нарушать каноны, запрещающие священникам вступать во второй брак, она бы еще строже Русской Церкви соблюдала эти каноны. К сожалению, сейчас мы этого не видим. Действительность говорит о другом.
Если под движением вперед подразумевается отступление от догматов и канонов, то, бесспорно, в этом смысле Русская Церковь никогда вперед не уходила. Она ни на йоту не отступала от своей православной веры. Но в другом смысле она действительно была передовой. Так, во времена страшных народных и государственных бедствий Русская Церковь вместе со своим народом всегда выходила вперед на защиту Родины. Когда вспыхнула Отечественная война, Русская Православная Церковь не осталась безучастной. Ведомая патриотическим чувством, воодушевляемая посланиями возглавлявшего тогда Церковь митрополита Сергия и примером мужества, который преподал Ленинградский митрополит Алексий (теперь – Святейший Патриарх) при блокаде Ленинграда, Русская Церковь оказывала действенную помощь в борьбе с врагами и проявляла чудные и великие героические подвиги.
Но этим мои мысли по поводу Священнического конгресса не исчерпываются. Я хотел бы сказать несколько слов относительно двух канонических вопросов, которые сейчас так волнуют Болгарскую Церковь, а именно: 1) об отношении священников Болгарской Церкви к верховной церковной власти – Св. Синоду и 2) о второбрачии духовенства. Эти вопросы обсуждались на последнем Священническом конгрессе, и о них упоминается в 8 и 11 пунктах его резолюции. Скажу, прежде всего, несколько слов по первому вопросу.
Господь сказал апостолам, а в их лице и их преемникам – епископам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается (Лк.10:16). Этими словами Господь призывает всех членов Его Церкви, в том числе, разумеется, и священников, слушаться епископов и им подчиняться. А св. апостол Павел призывает священников подчиняться епископам, как своей судебной власти. В своем Первом послании к Тимофею он говорит: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1Тим.5:19).
Эти богооткровенные свидетельства Священного Писания легли в основу тех канонических правил, которые повелевают священникам не делать ничего без воли епископа, как сказано в 39 апостольском правиле Лаодикийского Собора.
Вот почему и святой Игнатий Богоносец в 9 главе своего послания к Смирнянам говорит: «Делающий что-нибудь без ведома епископа служит дьяволу». В 8 главе того же послания он нас поучает следующими словами: «Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви». А в 6 главе своего послания Ефесянам тот же отец говорит: «На епископа должно смотреть как на Самого Господа». Согласно учению святого Киприана, «епископ в Церкви и Церковь – во епископе, и, таким образом, кто не в единении с епископом, тот и не в Церкви»2.
В данном случае очень поучительно Послание Восточных Патриархов, где говорится: «Сообразно с мнением, издревле господствующим в Восточной Церкви, подтверждаем, что звание епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь не может называться Церковью, ни христианин – христианином... Мы полагаем, что епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце – для мира... Посему святой Иоанн Дамаскин в четвертом письме своем к Африканцам говорит, что Церковь Вселенская вообще вверена была епископам»3.
Отсюда становится ясно, почему канонические правила требуют, чтобы Церковь управлялась не пресвитерами, а епископами, которые для этой цели должны два или хотя бы один раз в году собираться на Собор, как об этом гласит 37 апостольское правило, 20 правило Антиохийского Собора, 5 правило I Вселенского Собора, 19 правило IV Вселенского Собора и 8 правило VI Вселенского Собора.
Правда, иногда в Православной Церкви к управлению церковными делами, бывало, что привлекались священники, даже и миряне в так называемые смешанные комиссии. И в данный момент мысль об учреждении такой комиссии при Св. Синоде Болгарской Церкви находится в процессе обсуждения. Но члены этих комиссий или советов никогда не должны забывать, что от них требуется быть только помощниками епископов в делах церковного управления и что право решающего голоса всегда нужно предоставлять епископам.
Право решающего голоса не нужно предоставлять смешанным комиссиям даже в хозяйственном отношении. Св. Церковь, в строгом согласии с приведенными выше канонами для управления Церковью епископами, говорит в 41 апостольском правиле: «Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжался по своей власти» (Ср.: Антиохийский Собор, правило 24–25).
Кроме того, пусть болгарское священство не забывает горький опыт нашей Русской Церкви, когда священник Владимир Красницкий со своими единомышленниками-священниками, нарушая святые каноны, узурпировал власть Святейшего Патриарха Тихона и организовал Высшее церковное управление, где действительно были и епископы, но полностью покорные священникам. Как известно, этот захват высшей законной канонической власти породил у нас живоцерковничество и обновленчество и вызвал в нашей Церкви страшную смуту и нестроения, которые не только расшатали ее до основания, но даже угрожали самому ее существованию.
К нашему счастью и спасению, православный русский народ, этот хранитель истинной веры и благочестия, не пошел за живоцерковниками и обновленцами. Он объединился вокруг своего канонического главы, Святейшего Патриарха. И сейчас на русской земле нет ни одного живоцерковника или обновленца. В настоящий момент Церковь в России радуется своему единству, в ней нет никаких расколов и ересей.
Что касается второго вопроса – второбрачия священников, то и здесь канонические правила основываются на богооткровенных данных – на свидетельствах Священного Писания. Тот же апостол Павел говорит: Но епископ должен быть... одной жены муж (1Тим.3:2) и: Диакон должен быть муж одной жены (1Тим.3:12). Великий апостол требует даже от вдовы, служащей Церкви, чтобы она была женой одного мужа, говоря: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа (1Тим.5:9).
Вот почему 17 апостольское правило гласит: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина». То же говорится в 3 правиле Трулльского собора и в 12 правиле св. Василия Великого.
Церковь не только никогда не признавала второбрачия священников, но была даже против второбрачия мирян. Она признавала нормой христианского брака только единобрачие. И это естественно, раз апостол Павел неодобрительно относился к повторному браку (см.: 1Кор.7:8–11, 27). Святой Федор Студит говорит: «В христианской Церкви второй брак не закон, а снисхождение. Снисхождение предполагает некое падение и небезупречный поступок. Именно это выразил божественный апостол словами: Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак (1Кор.7:9), а невоздержание сродни падению и прегрешению»4. Св. Григорий Нисский говорит: «Брак по природе один, как одно рождение и одна смерть»5.
Опираясь на слово Божие, Православная Церковь всегда смотрела на повторный брак как на явление, чуждое христианскому идеалу, как уступку дохристианскому «жестокосердию»6, она даже запрещала священникам присутствовать на брачном угощении второженцев, как видно из 7 правила Неокесарийского собора, которое гласит: «Пресвитеру не пиршествовать на браке двоеженца, потому что двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который чрез участие в пиршестве одобрял бы таковые браки».
Вот почему в последовании к венчанию второбрачных читаются покаянные молитвы, в одной из которых говорится: «Даруй им мытарево обращение и блудницы слезы, да покаянием от всего сердца своего... сподобятся и Небесного Твоего Царствия». А в другой молитве говорится: «Господи, ... очисти рабов Твоих от их беззаконий, ибо они, будучи бессильны переносить... разжжение плоти, сходятся для второго брачного общения»7.
Через введение второбрачия для духовенства проявляется пренебрежение ко всему вышеизложенному учению о пред-осудительности второго брака. Священник в нравственном отношении должен быть выше своих пасомых8. Он должен быть нравственным образцом для своей паствы и, прежде всего, подавать пример покорности воле Божьей. Поэтому, если Богу было угодно лишить его жены, он должен мужественно нести свой крест. А если он не чувствует в себе сил нести этот крест, пусть лучше откажется от своего сана. Лучше допустить меньшее зло, нежели через нарушение канонов вводить в Церкви смуту и расшатывать ее основы.
В 1945 г. в Софию приезжал Псковский и Порховский Григорий (сейчас – Ленинградский митрополит). Он говорил, что его посетила группа болгарских священников, которые хотели реформ в Болгарской Церкви. Архиепископ сказал им: «Все ваши реформы сводятся к одному – второбрачию священников. Оставьте это. Этой болезнью болела и наша Русская Церковь. Это не принесло ничего, кроме больших и абсолютно бесполезных церковных сотрясений».
В прошлом году здесь был управляющий делами Московской Патриархии протопресвитер о. Николай Колчицкий, приехавший в Софию по случаю ХХХ Священнического конгресса. Он был уведомлен, что Болгарская Церковь волнуется от вопроса второбрачия духовенства. Имея это в виду, в качестве официального представителя Святейшего Патриарха и всей Русской Церкви он произнес на этом конгрессе речь, в которой сказал, что Русская Церковь не отступила ни от одного канона, ни от одного постановления святых отцов, и за эту каноническую чистоту русский православный народ глубоко почитает своих архипастырей и пастырей. Этими словами о. протопресвитер призывал Болгарскую Церковь следовать примеру Русской Церкви.
Если Священнический союз сможет ввести в Болгарии второбрачие духовенства, то такое попрание канонов повлечет за собой нарушение и догматов.
Сильно заблуждаются те, кто думает, что каноны есть нечто уступающее догматам и отдельное от них. Каноны, в сущности, органически включают в себя догматы, поскольку выражают нравственные нормы истинно христианской жизни, основанной на тех же догматах. Поэтому и каноны, и догматы по своей сути представляют одно и то же – живую православную веру. Это наш общий и единственный священный закон. И самое малое нарушение одной из заповедей этого закона, по учению апостола Иакова, есть нарушение всего закона (Иак.2:10).
Кроме того, Священнический союз не может не знать, какая страшная и ужасная сила ополчается сейчас против Православной Церкви в лице экуменизма. Его пагубное пламя охватило весь мир и уже вовлекло в свою орбиту некоторые Православные Церкви. Экуменизм опасен именно тем, что его разрушительное действие направлено против наших канонов и догматов – этих стен, которые отделяют православных от инославных и которые экуменизм стремится уничтожить, чтобы образовать одну вселенскую экуменическую церковь. При этом экуменизм старается осуществить это объединение или смешение без отречения инославных христиан от своих еретических заблуждений, так, чтобы, смешав еретическую ложь с православной истиной, уничтожить последнюю, а вместе с ней – и Православную Церковь на земле.
В данном случае особенно характерна деятельность экуменистов на экуменических конференциях. Через совместные молитвы всех участников конференции они заставляют православных экуменистов нарушать св. каноны нашей веры, которые запрещают православным молиться вместе с инославными (Апостольские правила 10 и 45). При этом православные участники экуменических конференций смотрят на эти совместные молитвы как на вполне нормальное, позволительное и очень желанное для них явление.
Далее переход от нарушения канонов к нарушению догматов для православных экуменистов уже становится легким. Это и видно по их отношению к догмату, выраженному в девятом члене Символа веры. Согласно учению святых отцов Церкви, под Единой и Вселенской Церковью нужно понимать исключительно Православную Церковь9. А православные экуменисты считают, что единая Святая Соборная и Апостольская Церковь включает в себя и всех инославных христиан, т.е. всех еретиков, которые уже давно отлучены от Православной Церкви.
Болгарская Церковь может бороться с экуменизмом, с этим большим противоканоническим и противодогматическим злом, только чистотой своей веры, строго храня свое каноническое и догматическое богатство. Но как она может это делать, когда ее священство требует нарушения канонов, что по своей сути есть отступление от православной веры.
Как хорошо было бы для чистоты православной веры Болгарской Церкви, чтобы она была в полном единстве не с теми Церквами, которым недостает надлежащего отношения к святым канонам, но с Русской Церковью.
Я 28 лет живу в Болгарии и за это время полюбил ее как свою вторую Родину. Именно этой любовью продиктованы все слова данной моей статьи. Движимый этой любовью, я от всего сердца молитвенно желаю Болгарской Церкви объединиться с Русской, не имеющей пятна, или порока (Еф.5:27).
Дай Бог, чтобы Болгарская Церковь всегда с ревностью отбрасывала от себя всякие модернистские и экуменические заблуждения, такие пагубные и вредные для нашего святого Православия. Тогда благодатный Божий покров будет дивно хранить Болгарскую Церковь. Она не сойдет с канонического пути, всегда будет верна всем догматическим истинам нашей Православной веры, будет непоколебимым источником вечного спасения всех своих членов и будет помогать благоденствию своей Родины.
* * *
Имеется в виду один из проходивших в послевоенные годы конгрессов болгарского духовенства. Участники конгрессов предлагали ряд реформ в Болгарской Церкви, в том числе возможность развода и второй брак для духовенства, а также ущемление прав архиереев в делах церковного управления.
Макарий, митр. Догматическое богословие. Т. 2. СПб. 1883. С. 216.
Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви ко всем православным христианам (1723 г.), член 10.
Церковные ведомости, 1923. № 15–16. С. 13–14.
Церковные ведомости, 1923. № 15–16. С. 14.
Церковные ведомости. 1923. № 15–16. С. 14.
Требник. М.: 1892. С. 66, 66 об.
Более подробно по вопросу второбрачия духовенства см. статью проф. С.В.Троицкого «Догматический смысл запрещения второбрачия священнослужителям» // Церковные ведомости. 1923. № 15–16.
Макарий, митр. Догматическое богословие. Т. 2. СПб. 1883. С. 242.