Источник

Слово в день праздника святителя Николая Чудотворца

«Призре на молитву смиренных и не уничтожи моления их»

Вот слова Божественного Псалмопевца, которые нашли для себя дивное воплощение в жизни святителя Николая Чудотворца, память которого мы ныне совершаем, мои возлюбленные о Христе чада. Господь всегда призирает на его молитвенное о нас ходатайство, и никогда оно не будет уничтожено или отвращено Богом. Как же может быть иначе, когда Сам Господь даровал ему, как особенному Своему избраннику, великое молитвенное дерзновение?! В силу этого дерзновения св. Церковь наша по преимуществу, сравнительно с другими святыми, называет его в молитве «угодником» и «чудотворцем». Этим св. Церковь и свидетельствует, что св. Николай имеет чрезвычайную благодать своего молитвенного перед Богом дерзновения, что выражает она и в наименовании его первым заступником нашим после Пречистой Божией Матери.

И мы знаем с вами, возлюбленные, как скоро и неизменно проявляет св. Николай Чудотворец эту благодать свою в ответ на молитвы к нему верующих на протяжении более полутора тысяч лет. Эта благодать святителя Николая обнаруживается то как карающая за кощунство, то как милующая для исцеления нас от всевозможных болезней и для избавления от всяких бед и напастей.

Три года тому назад страшное знамение от святителя Николая произошло в селе Тополница около города Дупница. В этом селе есть старинная церковь имени сего угодника Божиего. Снаружи над входом в храм высится большая икона святителя Николая. И вот два молодых парня, родные братья, из того же села, задумали совершить злое дело. Ночью они подставили к сей иконе лестницу. Старший брат, поднявшись по ней, проколол глаза на лике Николая Чудотворца, а младший в это время держал обеими руками лестницу. На другой день они пошли работать в поле. По дороге они нашли небольшую, невзорвавшуюся бомбу и стали ее раскрывать. Бомба взорвалась, и у старшего брата вытекли оба глаза, а у младшего оторвало кисти обеих рук, которыми он держал лестницу. Все село было глубоко потрясено этой страшной карой надругавшихся над образом святителя и чудотворца. Глаза на иконе так и остались проколотыми для назидания прибывающих туда верующих людей из разных мест Болгарии, чтобы могли убедиться воочию в истине кощунства, наказанного святителем Николаем.

Несравненно более происходит от святителя Николая явлений целительной благодати. Невозможно исчислить этих явлений. Они такие многочисленные, как звезды небесные, как песок морской. Да и кто из нас не испытал в своей жизни молитвенно заступления святителя Николая?! Кто из нас остался неуслышанным им, когда мы умоляли его в своих молитвах к нему во время болезней и всяких бедствий в нашей жизни?! Будем всегда с непреложным упованием и впредь молиться ему, и он никогда не оставит нас без своего утешения в наших скорбях.

Но вот что мы должны больше всего помнить в своих молитвах к святителю Николаю. Великую благодать в ее дивных проявлениях он стяжал своим смирением. «Стяжая еси смирением высокая, нищетою богатая», – говорится в тропаре в честь сего угодника Божиего. Причем Николай Чудотворец имел самое истинное, самое высокое смирение. Св. отцы Церкви свидетельствуют, что не велика заслуга иметь первоначальное смирение, т.е. сознавать свои грехи. Надо сначала утратить всякий стыд и потерять свою совесть, чтобы не иметь сознания своих грехов. Слишком они очевидны. Но велика будет заслуга в очах Божиих, если мы все свои добрые дела будем приписывать не себе, а Богу, Его божественной благодати, и при этом будем стремиться совершать их тайно. Такое смирение является высшим и совершенным его видом, ибо здесь оно сопровождается совершенной любовью к Богу: мы не хотим, чтобы слава наших добрых дел приписывалась нам, мы хотим здесь лишь одного: быть незамеченными, и чтобы вся слава наших дел ни в какой мере не относилась бы к нам, а к Одному только Богу. Таким образом мы самым делом осуществляем здесь слова Божественного писания: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс. 63:9).

Этим тайным смирением мы больше всего угождаем Богу, больше всего выражаем здесь любви к Нему. Вот почему Господь так много учил о тайном доброделании в Своей Нагорной проповеди: «Смотрите, – говорил он, – не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя был втайне; и Отец твой видящий тайно воздаст тебе явно. И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, остановившись, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они же получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,1–6).

Отсюда понятно, почему прп. Паисий Великий на вопрос, какая высшая добродетель, сказал: «Та, которая совершается тайно».

Эта тайная добродетель во всей полноте и была присуща св. Николаю Чудотворцу. Из его жизнеописания и акафиста видно, что он спас от позорной смерти трех девиц, тайно ночью бросая по мешочку с золотом в окно их дома.

Итак, какое же мы должны извлечь для себя назидание, памятуя совершенное смирение святителя Николая, сопровождаемое тайным доброделанием, или, что же, – истинною любовью к Богу. Св. ап. Павел в Послании к евреям говорит: «Поминайте наставники ваша»... и «подражайте вере их» (Евр. 13:7). Поэтому, празднуя память великого нашего наставника святителя Николая и вспоминая его дивное смирение, будем с вами, возлюбленные, подражать этому смирению и не только потому, что оно является высшею добродетелью, но и потому, что это смирение уничтожает тщеславие, эту ужасную страсть, которая губит даже достигших совершенства. Каким совершенным существом был денница, первый ангел! По свидетельству св. отцов, от его благодати озарялась вся земля. Но он не удовлетворился славою, которую получил от Бога, и пожелал быть равным Богу, почему и погиб навеки. Наших прародителей также погубило тщеславие, которое возбудило в них желание иметь равенство с Богом по ведению. Даже Спасителя, когда Он постился сорок дней в пустыне, диавол пытался искушать тщеславием, но эта попытка не увенчалась успехом.

Мы знаем, какие великие благодатные дарования и откровения имел ап. Павел. Но диавол мог бы все это величие благодати отнять от апостола посредством того же тщеславия. Этого не случилось, ибо Господь послал Своему великому апостолу смиряющее средство в виде пакостника плоти. «И за премногия откровения, да не превозношуся, – говорится апостол, – дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости deem, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, да отступит отмене. И рече ми: Довлеет ти благодать Моя: сила бо моя в немощи совершается» (2Кор. 12,7–9).

Св. Симеону Столпнику было однажды видение: ему предстала огненная колесница с ангелами, которые сказали ему, что он так угодил Богу, что Господь повелел им взять его на небо живым, подобно Илии Пророку. И св. Симеон, поверив видению, поднял одну ногу, чтобы воссесть на колесницу, но как только оградил себя крестным знамением, вдруг все с шумом исчезло. И св. Симеон в наказание, что поддался тщеславному помыслу, целый год простоял на столпе на одной ноге.

Не избежал нападения от тщеславия и прп. Серафим Саровский. Ему были предложены архимандритство и должность настоятеля одной из обителей нашей России. Он отказался. Но тщеславие стало волновать его воображение и сердце. Тогда прп. Серафим стал на камень и тысячу дней молился с воздетыми к небу руками с молитвою мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». И тщеславие оставило его навсегда.

Так страдал от тщеславия и святитель Тихон Задонский. Живя на покое в Задонском монастыре, он много испытывал напастей от невежественных послушников, которые тяжко его оскорбляли, называли его святошей, фарисеем и даже бросали в него полена и камни. Один из епархиальных архиереев, друг свт. Тихона, просил его согласия на принятие должности епархиального владыки. Святитель Тихон стал колебаться: оставаться ли ему на покое, или же согласиться на предложение своего друга. Тщеславие стало сильно нападать на него. Однажды, сидя около своей кельи, святитель отдался тщеславным помыслам. Вдруг подбегает к нему Христа ради юродивый Задонского монастыря монах Аарон и, ударяя святителя по щеке, говорит: «Не высокоумствуй». Свт. Тихон был тронут прозорливостью юродивого, обличившего его сокровенные тщеславные помыслы, и с того времени стал платить ему пенсию: три копейки в день. Однако под влиянием усиленных просьб своего друга архиерея свт. Тихон написал прошение в Священный Синод о предоставлении ему должности епархиального архиерея. Но в его келью вошел тот же юродивый и сказал: «Матерь Божия не велит тебе никуда ходить отсюда». Святитель Тихон тут же разорвал свое прошение и с того момента помыслы тщеславия оставили его.

Было очень много примеров, которые свидетельствуют, как от тщеславия гибли великие подвижники, святые люди. Известно, что блж. Феофил, занимавший должность эконома Аданской церкви, по смирению отказался от посвящения его во епископа. А потом, по проискам клеветников он был отстранен даже от должности эконома. Тщеславие с неимоверною силою напало на него, и он вошел в общение с диаволом, отрекся от Христа, перестал причащаться, чтобы опять получить утраченную должность эконома, но уже при помощи диавола. Потребовалось особое вмешательство Божией Матери для спасения от окончательной погибели блж. Феофила. Но много, очень много было случаев совершенной гибели от тщеславия великих подвижников, о чем хорошо говорит нам Афонский патерик и книга творений прп. Иоанна Кассиана.

Поэтому будем, возлюбленные, как вечного и неугасимого гееннского огня, бояться тщеславия, памятуя слова ап. Петра: «И если праведный едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Петр. 4:18). Но вместе с тем будем всем сердцем своим стремиться к приобретению совершенного смирения с его тайным доброделанием, с его истинною любовью к Богу. Будем умолять святителя Николая о даровании нам этого смирения, которым он отличался, как самого нужного и спасительного для нас блага. Если мы будем иметь это стремление, то свт. Николай возлюбит нас. Он изольет на нас всю свою любовь, всю свою благодать. Он будет слышать и исполнять все наши к нему молитвы, будет избавлять нас от всех наших бед и скорбей и навеки соединит нас со Христом для вечной, непрестанной радости в Его небесном и блаженном Царстве. Аминь.


Источник: Проповеди [1920-1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с.

Комментарии для сайта Cackle