Источник

Слово в день праздника св. первоверховных апостолов Петра и Павла

О любви ко Христу и решимости следовать Его заповедям

Весь смысл и все счастье нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, заключаются в нашей любви к Богу, в нашей любви ко Христу через исполнение Его Божественных заповедей. Вот почему Господь сказал: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, ... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» (Ин. 15,10–11). Отсюда понятно: насколько мы являемся обладателями истинного счастья, и временного, и вечного. И наоборот: насколько мы удаляемся от Христа, настолько мы погружаемся в бездну великого несчастья. А полное отсутствие в нас любви ко Христу знаменует собою не что иное, как страшное бедствие и подпадание под проклятие, временное и вечное. Недаром апостол сказал: «...Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1Кор. 16:22).

Поэтому все свои силы мы должны, возлюбленные о Христе братья и сестры, употреблять главным образом на приобретение любви ко Христу, если хотим достигнуть истинного счастья, истинной Божественной радости. К этой любви нас всегда призывает св. Церковь. Призывает она к сему великому благу и ныне, вдень памяти св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Св. Церковь влечет нас к сей любви к Богу, указывая на деяния этих апостолов, о чем так много говорит нам Священное Писание и церковное предание.

Как любил Христа св. ап. Петр, это видно прежде всего из Евангелия. В то время, как все ученики оставили Христа в саду Гефсиманском, правда, по Его собственному повелению, ап. Петр не мог превозмочь своей пламенной любви к Господу и последовал за Ним во двор Архиерейский. Да, не получивши еще благодати Св. Духа и предоставленный своим силам, он пал – отрекся от Христа. Но тут же, после падения, ап. Петр стал каяться и проливать горькие покаянные слезы. За это покаяние Господь простил его и опять включил в число своих учеников. И вчера за утренним евангельским чтением вы слышали, мои возлюбленные о Христе чада, как соответственно трикратному отречению ап. Петра Господь три раза спрашивал его, когда явился ученикам по Своем воскресении: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» И ап. Петр три раза засвидетельствовал Ему о своей любви к Нему (Ин. 21,16–17).

Этого мало. Кто сообщает нам церковное предание, великая пламенная любовь ап. Петра ко Христу заставляла его каждой ночью при пении петуха пробуждаться и проливать слезы о своем грехе отречения, хотя этот грех давно уже был прощен Господом.

Великая любовь ко Христу ярко проявилась у ап. Петра после сошествия на учеников Христовых благодати Св. Духа. Деяния апостольские повествуют, с каким необычайным мужеством он из среды всех других апостолов выступал с проповедью о вере во Христа, распятого и воскресшего. В этом дерзновенном исповедании Христа сказалась та же любовь к Нему ап. Петра, одушевленная и усиленная чрезвычайным действием благодати.

Нынешнее Евангельское чтение за литургией передает нам, как на вопрос Христа ученикам: «Вы за кого почитаете Меня?» – ап. Петр также первый из среды учеников проповедал Христа Богом, сказавши: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). И в этом исповедании веры выразилась великая любовь ап. Петра ко Христу. Поэтому-то Господь так ублажал Петра (Мф. 16,17–19), ибо без любви к Богу наша вера не имеет для нас никакого спасительного значения, почему ап. Павел и сказал, что в деле нашего спасения имеет значение только вера, поспешествуемая любовью.

Любовь ко Христу была центром, из коего исходили у ап. Петра все его мысли, чувства, желания, слова – вся его деятельность и вся его жизнь. Характерно, что и в смерти ап. Петра сказалась та же чрезвычайная его любовь ко Христу. Как свидетельствует церковное предание, любовь ко Христу побудила ап. Петра просить своих палачей распять его на кресте вниз головой.

Как любил Христа ап. Павел, об этом свидетельствуют собственные слова его, слышанные нами ныне за литургией на апостольском чтении. «Я гораздо более (других апостолов), – говорит он во Втором своем послании к коринфянам, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников... в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор. 1, 23–29).

А вот о своей любви ко Христу ап. Павел свидетельствует в своем Послании к римлянам: «Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения... Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет насразлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8,35–36. 38–39).

За эту великую любовь ко Христу Господь излил на апп. Петра и Павла всю Свою любовь и обогатил их всеми дарами Св. Духа. Деяния апостольские свидетельствуют, что даже тень ап. Петра, платки и опоясания ап. Павла производили всякие исцеления в людях (Деян. 5,15; 19:12).

Конечно, св. Церковь, указывая на совершенную любовь ко Христу апп. Петра и Павла, не требует, чтобы мы сразу приобрели эту любовь. Она знает все наши немощи. К тому же все в мире совершается с законом постепенности. Но Церковь требует, чтобы мы имели основу этой великой совершенной любви к Богу нашему Спасителю. Этою основою является решимость стремиться ко Христу, иметь неуклонное стремление к Нему во всей своей жизни, быть всегда с Ним, угождать Ему и любить Его посредством исполнения Его спасительных заповедей.

Если эта решимость будет в нас, то благодать Св. Духа будет царствовать в нас. Она покроет наши немощи и без особых подвигов с нашей стороны будет дивно охранять нас от всяких бед и несчастий, соединять нас со Христом и прославлять нас Своею Божественною славою. Какие же подвиги мог иметь прп. Серафим Саровский, когда он был семилетним отроком Прохором, когда, взятый своею матерью на высокую колокольню воздвигаемого ею храма, он по неосторожности упал со страшной высоты на землю? К величайшему удивлению матери, Прохор остался целым и невредимым. Так дивно благодать Божия сохранила его от смерти, ибо в его детском сердце уже была решимость идти ко Христу и всегда быть с Ним, вложенная в душу Прохора его благочестивою матерью, ее церковным благодатным воспитанием.

Какая же другая могла быть причина для поразительного исцеления Прохора, когда он был уже послушником Саровской обители и ему было только двадцать лет? Прохор не успел еще укрепиться в подвигах духовной иноческой жизни, имел только неуклонную решимость служить Христу. И ради сей спасительной решимости Пречистая Божия Матерь явилась ему в сопровождении свв. апп. Иоанна Богослова и Петра и мгновенно исцелила его от трехлетней безнадежной болезни.

Ради этой решимости любить Христа прп. Серафим, не успевший еще очистить свое сердце и будучи только двадцати шести лет, увидел во всей славе Господа Иисуса Христа в храме, во время литургии в Великий четверг, когда он участвовал в ней в сане иеродиакона. Таким образом, Господь удостоил прп. Серафима такой великой милости, такой благодатной славы, какой редко удостаивал даже великих Своих рабов и подвижников.

Не оставит и нас с вами Господь, мои возлюбленные о Христе чада, Своею милостью в той или иной мере, если и в нас будет эта решимость полюбить Христа и следовать Ему во все дни своей жизни. Если мы не успеем очиститься от всех грехов и страстей своих и умрем, имея в своей душе решимость любить Христа всем существом и неуклонно соблюдать все Его заповеди, то душа наша не пойдет к бесам для адских мук, но пойдет туда, куда она имела направление перед смертью, т.е. ко Христу и в Его небесное Царство для вечного райского блаженства.

Да вдохнет Господь Своею благодатью эту спасительную решимость любить Христа и самую любовь к Нему, чтобы и здесь, и в будущей жизни мы были обладателями Божественной радости, этого истинного нашего счастья и блаженства, и временного, и вечного. Да удостоит всех нас Господь сего небесного блага молитвами Первоверховных апп. Петра и Павла, а наипаче молитвами и всесильным заступлением перед Престолом Божиим за нас грешных Пречистой Божией Матери, Девы Марии. Аминь.


Источник: Проповеди [1920-1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с.

Комментарии для сайта Cackle