Источник

Введение

Важность и трудности предмета темы

Среди деятелей и учителей церковных VII в., прославившихся ревностью своей к вере православной в борьбе с ересью монофелитов, бесспорно, первое место принадлежит преп. Максиму Исповеднику. В эпоху завершения христологических споров этот глубокомысленный философ и вместе разносторонний и плодовитый писатель ревностно и деятельно защищал православное учение, раскрывал в своих сочинениях всю его высоту и глубину и настолько потрудился в борьбе с ересью, что можно без преувеличения сказать, что благодаря его трудам она окончательно была осуждена на Шестом Вселенском соборе, а православие восторжествовало.2 Таким образом, жизнь и деятельность преп. Максима оставили немаловажный след в исторической жизни Церкви. Неудивительно поэтому, что и имя его в древности пользовалось глубоким уважением,3 а сочинения считались авторитетным источником богомыслия.4 После этого нам вовсе не нужно говорить о том, какой интерес должно представлять изучение жизни и литературной деятельности преп. Максима и его богословских воззрений. Напротив, приходится удивляться тому, что и богословы, и историки мало уделяют внимания преп. Максиму, так что о нем до сих пор мы не имеем ни одного полного, обстоятельного и всестороннего исследования. Объясняется это, конечно, тем, что жизнь, творения и учение преп. Максима являются слишком трудным предметом для изучения. Жизнь преп. Максима – отчасти за недостатком исторических сведений (скудостью или малодостоверностью сообщений документов), отчасти же в силу запутанности и сложности хронологии – во многих случаях представляет почти неразрешимую загадку для исследователя и часто ставит ему на пути почти непреодолимые преграды. Творения св. отца представляют трудность для изучения не только по необычайной широте, разнообразию и всесторонности литературной деятельности преп. Максима, но и по его тяжелому и туманному изложению, на которое со времени Фотия5 жаловались все исследователи. Наконец, богословские воззрения св. исповедника, при всей своей возвышенности и глубине, изложены у преп. Максима не систематически, а отрывочно в разных сочинениях и вообще туманно,6 почему систематизирование и оценка их представляется делом крайне нелегким.

Обзор литературы о преп. Максиме

Указанными причинами и объясняется то, почему о преп. Максиме мы имеем весьма малое количество специальных трактатов и исследований; в общих же сочинениях по церковной истории, патрологии, истории догматов и истории философии, в которых о нем упоминается мимоходом, не встречаем удовлетворительного исследования о его жизни, трудах и учении; причем мы постоянно встречаемся с тем печальным фактом, что исследователи только повторяют друг друга и мало заботятся о более или менее детальном изучении св. отца.

Что это так, легко показать на кратком обзоре литературы о преп. Максиме. Всю эту литературу (по преобладающему содержанию) мы разделяем на три категории. К первой относятся сочинения церковно-исторического характера (жизнь преп. Максима), ко второй – петрологического характера (творения св. отца) и к третьей – исследования по истории догматов и философии (мистики), а также специальные трактаты о верованиях св. отца.

Первым церковно-историческим трудом, в котором мы находим довольно подробные сведения о преп. Максиме, являются Annales ecclesiastici Баронио.7 Здесь в хронологическом порядке (под 640 г. и сл.) Баронио разместил отрывки из Vita и Acta Maximi в латинском переводе иезуита Морина. Баронио в данном случае принадлежит только датировка. Труд его был, таким образом, первым опытом хронологического определения событий жизни преп. Максима. Как и можно было ожидать, труд этот вышел весьма неудачным: почти все даты Баронио8 ошибочны и теперь уже не могут быть приняты. Ошибки Баронио объясняются тем, что он, во-первых, не имел под руками всех документов, относящихся к биографии преп. Максима, и, во-вторых, Acta, которые были у него под руками, пользовался весьма доверчиво, не зная о том, что они были в весьма неисправном виде.

Ошибки Баронио исправил иезуит Сирмон9 (Sirmonolus, † 1651)· Он издал в 1620 г. в Париже в Collectanea Анастасия Библиотекаря новые документы (Ер. Maximi, Anastasii, Hypomnesticum), касающиеся жизни преп. Максима, и Acta в более исправном виде. Это дало ему возможность установить некоторые даты в хронологии св. отца более точно, что он и сделал в своем хронологическом Synopsis’e к Collectanea.10

Еще более потрудился над выяснением обстоятельств жизни преп. Максима французский монах-доминиканец Франциск Комбефи (Combefisius – François Combefis), известный издатель творений св. Василия Великого, преп. Максима, византийских историков и других писателей. Он первый привлек к уяснению биографии преп. Максима те указания, которые можно находить в его письмах, и, кроме того, высказал несколько важных критических замечаний относительно Vita S. Maximi.11

В 1692 г.,12 не зная о работах Комбефи, у нас в России св. Димитрий Ростовский составил для своих Четь-Миней житие преп. Максима. В нем он передал Баронио, прибавил немного сведений из проложного жития;13 нового в науку он не внес ничего.

На Западе, между тем, продолжалась разработка церковно-исторических сведений о преп. Максиме: хронологические изыскания Антонио Паджи14 (Pagi, † 1689) дали еще несколько точных дат для биографии преп. Максима (время суда и смерти).

В 1737 г. результаты всех предшествующих работ (Баронио, Сирмона, Комбефи, Кова, Паджи, Дюканжа, Удэна и др.) обобщил ученый библиотекарь болландист Иоанн Пиний в своем Commentarius praevine de SS. Maximo abbate, Anastasio monacho, ac alio Anastasio idem mon. et apocrisiario Romano, confessoribus Constantinopoli.15 В этом сочинении (статье) автор старался держаться на высоте современной ему науки и привлек много научного материала для уяснения некоторых сторон биографии преп. Максима. Однако, нового он дал сравнительно мало (таковы некоторые неудачные предположения, например, о времени принятия преп. Максимом монашества).

То же самое надо сказать и о Флери:16 нового он не дал ничего, а повторил по-французски то, что у Баронио рассказано по-латински.

В 1751 г. задался целью выяснить хронологию преп. Максима ученый маронит Иосиф Симоний Ассемани (Assemanus).17 Приняв во внимание труды Баронио, Комбефи, Паджи, Пиния, он при новом пересмотре источников составил свой очерк жизни преп. Максима, но в хронологии напутал еще больше (дата оставления монастыря, вопрос о казни преп. Максима).

Его трудами всецело воспользовался Вальх в своей «Истории ересей».18 Этот ученый, повествуя о монофелитстве, посвящает несколько страниц жизнеописанию преп. Максима,19 перечню догматико-полемических его творений и указанию их содержания.20 К сожалению, обстоятельное и серьезное сочинение Вальха много теряет от того, что он не сумел понять и оценить величия преп. Максима и по отношению к нему обнаруживает явное пристрастие.

В этом отношении выше Вальха стоит Шрёкк,21 который сумел по достоинству оценить значение преп. Максима и довольно удовлетворительно осветить его литературную деятельность.

Неандер, отец новейшей церковной истории, в 1834 г. представил в третьем томе своей «Истории»22 краткий очерк жизни преп. Максима вместе с общей характеристикой его воззрений, глубокомыслию которых он отдает дань уважения. Однако в церковно-исторической части своего очерка он не пошел дальше своих предшественников. Впрочем, при наличии одних старых документов это и трудно было сделать. Теперь можно только было так или иначе перетолковывать известные уже факты, давать им такое или иное освещение.

Так и поступил Гфрёрер.23 В своей «Истории» он старался вскрыть внутренние мотивы, управлявшие деятельностью наиболее замечательных участников монофелитских споров; причем, вопреки исторической правде, навязывал преп. Максиму какие-то честолюбивые замыслы, будто бы побуждавшие его к противодействию монофелитству; и вообще высказал ряд малообоснованных гипотез. Все его произвольные предположения не приобрели права гражданства в науке, и у последующих историков мы их не встречаем. Гефеле,24 например, ограничивается документальным и точным изложением известных уже фактов, хотя допускает погрешности в решении хронологических вопросов относительно преп. Максима.

В 1857 г. у нас на Руси – по-видимому, независимо от западных исследователей – появилось исследование о жизни преп. Максима, принадлежащее свящ. М. Зефирову.25 Работа эта обстоятельная, документальная, основанная на изучении, между прочим, и писем преп. Максима. При изображении жизни св. отца свящ. М. Зефиров отвергает попутно те доводы, которые черпали старообрядцы из его жития в оправдание своего отделения от Церкви. Для нас это сочинение особенно важно потому, что в большей своей части оно представляет хороший перевод Актов преп. Максима, а также некоторых отрывков из его жития и писем.26 Переводом этим (с некоторыми исправлениями его) мы пользуемся.

Еще более обстоятельным (и самым лучшим) исследованием о преп. Максиме является статья проф. Вагенманна в Realencyclopädie Герцога.27

В ней помимо жизнеописания предложен еще обзор сочинений преп. Максима и очерк его воззрений. После этой статьи других более или менее обстоятельных исследований о преп. Максиме не появлялось. Отметим лишь краткие и малосодержательные статьи Стокса,28 Кнопфлера29 и В. С. Соловьева30 в разных энциклопедических словарях.

По частному вопросу, касающемуся, собственно, учеников преп. Максима, написана статья ученым иезуитом Штигльмайром,31 в которой автор проводит новую, как он думает, точку зрения на судьбу преп. Анастасия Апокрисиария; на самом деле, он подтверждает и научно обосновывает взгляд, известный и до него в церковно-исторической науке.32

Из представленного обзора церковно-исторических работ о преп. Максиме можно сделать два вывода. Во-первых, в настоящее время научный интерес к разработке жизнеописания св. исповедника значительно ослабел: кроме мелких статей по частным вопросам и общих энциклопедических статей, мы о преп. Максиме в существующей теперь литературе ничего не находим. Во-вторых, новых и оригинальных выводов о преп. Максиме новейшие исследователи не дают. Это зависит, конечно, от того, что со времени Комбефи наука не имела в распоряжении ни одного нового документа. Весь исторический материал о преп. Максиме был исчерпан еще первыми исследователями, последующим же приходилось или повторять других, или не писать вовсе. Наравне с этим хроническим недугом в состоянии научных сведений о преп. Максиме, т. е. скудостью источников, нужно еще отметить почти полное отсутствие критической оценки исторических документов, на основании которых пишется жизнь преп. Максима. Правда, Комбефи высказал несколько критических замечаний о Vita, однако в такой отрывочной, случайной форме, что они не произвели впечатления на ученый мир; и, несмотря на выдвинутые им сомнения, Ассемани и Вальх, веря в полную достоверность Vita, находили возможным говорить (предполагать) о двукратном путешествии преп. Максима в Африку из Константинополя, а Фабриций – считать житие Vita произведением современника преп. Максима.33 Отсюда разработку жизнеописания преп. Максима в науке нужно признать в общем неудовлетворительной.

(Еще меньше внимания в науке посвящали изучению творений преп. Максима. Большинство патрологов довольствовались тем, что повторяли суждения, высказанные Фотием,34 и перечисляли сочинения преп. Максима в том порядке, в каком они были напечатаны в 1675 г. Комбефи (в двух томах), умалчивая о тех сочинениях, которые он не успел издать (в предполагавшемся третьем томе) за смертью († 1679). Таковы Кэве,35 Дюпен,36 Фабриций,37 Селлье,38 архиеп. Филарет.39 Мало, по существу, говорят о преп. Максиме и новейшие исследователи: Барденгевер40 и Эргард.41

Больше внимания теперь уделяют уяснению воззрений преп. Максима.42 Так, о них говорят Риттер,43 Баур,44 Дорнер,45 Гасс,46 Ландерер,47 Губер,48 Ибервег,49 Штейтц,50 Швана, Бах,51 Помазиус, Вертеловский,52 Бриллиантов,53 еп. Алексий,54 хотя ни один из них не пользуется всеми сочинениями преп. Максима, и все, конечно, говорят о нем вскользь и мимоходом. Но помимо этих трудов, есть еще специальные трактаты и исследования об учении преп. Максима, принадлежащие Везеру,55 И. Орлову, Прейссу,56 Ставриди57 и Штраубингеру.58 К сожалению, все они написаны по специальным вопросам и не касаются воззрений преп. Максима в целом; кроме того, Везер, Прейсс и Ставриди по существу повторяют Вагенманна (и отчасти Баха) и не стараются проникнуть в глубины воззрений св. отца. Поэтому смело можно утверждать, что воззрения преп. Максима еще недостаточно разработаны.

Задача и план сочинения

Из всего сказанного ясно следует, что ни жизнь преп. Максима, ни его творения и учение еще не исследованы с достаточной полнотой и всесторонностью и потому могут быть вполне благодарным предметом для изучения.

Задача первой части сочинения должна быть строго исторической. Достигнуть в изображении жизни преп. Максима полного соответствия исторической действительности – вот идеал нашего сочинения. Конечно, при оценке исторических событий неизбежен известного рода субъективизм, как неизбежен он и в жизни. Потому мы не можем поручиться за объективную верность и правильность наших суждений. Но зато ничто не может обязывать нас всегда считать безусловно верными суждения о преп. Максиме его современников и исследователей настоящего времени. Мы знаем, что преп. Максим был в некотором роде человеком партии и принимал весьма деятельное участие в церковно-общественной жизни своего времени. Нет нужды поэтому доказывать, что он имел и своих сторонников, и противников. Само собой разумеется, насколько первые его восхваляли (τρίτος θεολόγος) и одобряли, настолько вторые порицали и даже бранили («язычник»). Такие же противоречивые отзывы видим и у современных историков; одни восхищаются богословской системой преп. Максима (Неандер, Штейтц) и поражаются величием его нравственного характера, другие не видят ничего замечательного в его учении (Ландерер), считают его пустым диалектиком-крючкотворцем и не находят ни одной достойной одобрения черты в его характере59 (Вальх). Разумеется, мы должны очень осторожно относиться ко всем этим взглядам и суждениям и оценить их по достоинству, пользуясь всем наличным историческим материалом.

Помимо этого, задача наша осложняется еще и другим обстоятельством. Дело в том, что жизнь преп. Максима тесными узами переплеталась с общим ходом религиозной и политической жизни его родины. Не было явления, на которое бы он не откликнулся; не было события, которое бы его так или иначе не затрагивало. Это обстоятельство ставит биографу преп. Максима в обязанность подробное ознакомление с исторической (церковной и политической) обстановкой деятельности св. отца. Поэтому мы, говоря, например, об участии преп. Максима в монофелитских спорах, должны ознакомиться с сущностью этих споров, с состоянием религиозного сознания данной эпохи, с главными деятелями, с которыми преп. Максим входил в непосредственные сношения. Это тем более необходимо, что правильная оценка деятельности св. отца возможна только при обстоятельном ознакомлении с положением вещей, при котором он выступил на защиту православия. Отсюда в нашу задачу необходимо входит и изучение исторических условий жизни и деятельности преп. Максима.

После этих замечаний мы можем точно формулировать задачу нашего сочинения. Наша задача – представить, по возможности, полное, связное и соответствующее объективной действительности описание жизни и деятельности преп. Максима в связи с общим ходом церковно-политической жизни того времени.

Так как полнота и достоверность исторического описания зависит от полноты и критической оценки исторического материала, то мы, прежде всего, при осуществлении своей задачи должны установить весь объем своих источников и критически изучить их со стороны их достоверности. Такому обзору источников мы посвящаем первую главу. В остальных главах мы даем само жизнеописание преп. Максима. Так как центральным пунктом в жизни св. отца была борьба его с монофелитством, которой он посвятил всю свою жизнь и ради которой обошел весь христианский мир (от Константинополя до Рима), то на этой борьбе мы и сосредоточиваем свое внимание; причем, соответственно географическим центрам деятельности преп. Максима, говорим о борьбе его с ересью в Александрии (третья глава), Африке (четвертая) и Риме (пятая), останавливаясь всякий раз и на описании условий, при которых происходила его деятельность. Жизни преп. Максима до выступления на борьбу с монофелитством и его исповедническому подвигу мы также посвящаем особые главы (вторая и шестая).

* * *

2

Насколько существенны были труды преп. Максима на защиту православия, видно из того, что монофелиты называли православных «максимианами». См.: Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. T. XI (Venetiae, 1765 в перепечатке H. Welter, 1901). Col. 357BC; Деяния Вселенских соборов (далее – ДВС) в русском переводе. Т. VI. Казань, 1882. Изд. 2-е. С. 94.

3

Vita XLII // PG 90, 109А. О преп. Максиме см. еще отзыв у Анны Комненой (Alexiadis. Lib. V, 9 (Corpus script. historiae byzantinae. Ed. Bonn). XXI, 263l9–26415), a также у Комбефи (Combefisii ad Maximum pro elogio // PG 90, 240A), Манси (XIII, 37E, 40AD, 269A, 261D), ДВС VII (Казань, 1891. С. 128, 235, 278).

4

На Седьмом Вселенском соборе о преп. Максиме отзывались как о «муже богомудром» («θεόσοφος»). См.: Mansi XIII, 40D; ДВС VII-2, 128. Ср. суждение Фотия в Quaest. ad Amphilochium / /PG 101, 508АВ. Замечательно, что почти в каждом сборнике – экзегетического (катены), догматического или нравоучительного содержания – можно встретить имя преп. Максима: так любили сочинения его в Византии.

5

Bibliotheca, cod. 192 // PG 103, 645. Ср.: PG 90, 268В.

6

Уже Эригена говорил о «труднопроницательном мраке преп. Максима» (PL 122, 1195–1196). В Византии любили говорить, что чтение возвышенных трактатов преп. Максима может вызвать головокружение. Ср.: Anna Comnena. XXI. 263–264.

7

Baronius. Annales ecclesiastici. Ed. Theineri. T. XI, 1887, an. 640. n. 5. p. 332 squ.

8

Исключение представляют только даты диспута с Пирром (645 г.) и с епископом Феодосием (656 г.).

9

Хронология Муральда в этом отношении представляет шаг назад: для преп. Максима он пользуется датами только Феофана, большей частью ошибочными (о чем ниже, гл. 1, п. 6). См.: Myralt. Essai de chronographie byzantine de 395 a 1057. S.-Petersbourg, 1855. P.301.

10

Maxima Bibliotheca Veterum Patrum – de la Bigne. Lugoluni, 1677. T. XII, 832. Ошибки, встречающиеся у Сирмона, отмечаются нами в подстрочных примечаниях в соответствующих местах.

11

Combefisius. Sancti Maximi Confessoris vita et acta, alique prolegomena ad ejus operum editionem. P. 1670. Сочинения этого Комбефи не было у нас под руками, но мы пользовались его Notae ad S. Maximi Vitam et Acta, в первом томе его издания (1675 г.) творений преп. Максима, в перепечатке Миня (PG 90, 221–238).

12

Ср.: Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2-е. Владимир, 1901. Т. I. С. 271.

13

Мы будем цитировать: Минеи Четьи на русском языке. Кн. V. М., 1904.

14

Critica historico-chronologica in annales Baronii. Изд. в 1705 г. Эта Critica напечатана в соответствующих местах «Анналов» Баронио в издании Тейнера, которым мы пользуемся. Цитировать Паджи по этому изданию мы будем так: Baronius-Pagi.

15

Acta Sanctorum. Augusti. Т. III, die XIII. P. 97–117; напеч. в Антверпене в 1737 г. Мы цитируем: Venetiis, 1752, с таким сокращением: ASS. Aug. III.

16

Fleury. Histoire ecclesiastique. T. VIII. Paris, 1742. P. 379 squ. Такого же рода и работа его соотечественника (Rohrbacher . Histoire universelle de l’église catholique. 9 edit. T. X. P, 1857. P. 189 squ.), с тем еще невыгодным для последнего отличием, что она всецело проникнута папистской тенденцией.

17

Italicae historiae scriptores ex bibliothecae Vaticanae aliarumque insignium bibliothecarum manuscriptis codicibus collegit J. S. Assemanus Romae, 1751 T II. P. 133–160 (cap. VI). К сожалению, труда этого мы достать не могли и пользуемся им со вторых рук.

18

Walch. Entwurf einer vollstandigen Historie der Ketzereien, Spaltungen und Religionsstreitigkeiten, bis auf die Zeiten der Reformation. Th. IX. Leipzig, 1780.

19

Walch IX, 193–197, 202–207, 213, 287, 305–310.

20

Ibid. 449–501, 527–544.

21

Schröckh. Christliche Kirchengeschichte. Leipzig, 1794. Bd. XX. S. 412 ff.

22

Neander. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. 4 Aufl. Bd. V. Gotha, 1864. S. 219–225, 246–247.

23

Gfrörer. Allgemeine Kirchengeschichte. Abth. I. Stuttgart, 1843. Bd. III. S. 60 ff.

24

Hefele. Conciliengeschichte. 2 Aufl. Freiburg im Breisgau, 1877. Bd. III. S. 189–247. Наш исследователь догматического учения преп. Максима о волях во Христе И. Орлов (Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование. СПб., 1888) в своем очерке жизни преп. Максима преимущественно повторяет Гефеле. Между прочим, недостатком И. Орлова является то, что он не был знаком с трудами Пиния и Вагенманна.

25

Зефиров М., свящ. Жизнь преп. Максима Исповедника // Православный Собеседник. 1857. С. 352, 591, 892 сл.

26

Этим искупаются некоторые промахи автора, например, название Феодосия Гангрского епископом (Зефиров , 356), а также и некоторые его неправильные взгляды.

27

Wagenmann J. A. Maximus der Bekenner Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche, herausgegeben vom Dr. Herzog. Bd. XX. Gortha, 1866. S. 114–146. В Realencyclopädie (Hauck; 3 Aufl., Bd. XXII. Leipzig, 1903. S. 457–470) помещена та же статья с сокращениями и в обработке Сиберга. Цитировать мы будем только Вагенманна.

28

Smith and Wace. A Dictionary of Christian Biography. Vol. III. London, 1882. P. 884; см. еще p. 427.

29

Wetzer und Welte. Kirchen Lexicon, Oder Encyklopädie der katholischen Theologie und ihrer Hilfswissenschaften. 2 Aufl. 1892. Bd. VIII. S. 1096–1103. Этой книги не было у нас под руками.

30

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона Кн. 35. Т. XVIII СПб., 1896 С. 446.

31

Stiglmayr. Der heilige Maximus «mit seinen beiden Schülern» // Der Katholik, 1908. II, 39–45. Цитировано no Byzantinische Zeitschrift, 1909. S. 262.

32

Pargoire. L’église byzantine de 527 à 847. 2 ed. Paris, 1905. P. 162. Относительно учеников Анастасия см. еще Synopsis Сирмони.

33

Fabricius J. A. Bibliotheca graeca. Hamburgh 1717. Vol. VIII. P. 729. Обо всем этом речь будет ниже, при оценке Vita и в гл. II.

34

Фотий. Biblioth. Cod. 192–195 // PG 103, 637–657.

35

Cave Guil. Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria. 2 ed. Oxonii, 1740. Vol. I. P. 586–587 squ. Первое издание вышло в 1689 г.

36

Dupin Е. Nouvelle Bibliothéque des Auteurs Ecclésiastiques. Mons., 1692. Vol. VI. P. 23 squ.

37

Fabricius. Bibliotheca graeca, VIII; с дополнениями Гарлеса у Миня – PG 90, 10 squ.

38

Ceillier R. Histoire générate des auteurs sacrés et ecclésiastiques. Paris, 1750. T. XVII. P. 689–710.

39

Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. Т. III. С. 223 сл.

40

Bardenhewer О. Patrologie. Freiburg im Breisgau, 1910. 3 Aufl. S. 501 ff., первое издание вышло в 1894 г.

41

Krumbacher К. Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des oströmisches Reiches. München, 1897. S. 61 ff. Впрочем, вопрос о подлинности Loci communes в связи с отношением их к Sacra Parallela св. Иоанна Дамаскина довольно разработан в науке. Подлинность этого сочинения признает А. В. Михайлов (По вопросу о греко-византийских и славянских сборниках изречений // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1893. Январь. Т. 285. С. 15–59), Холль (Ноll. Fragmente vornicänischen Kirchenväter aus den Sacra Parallela herausgegeben // Texte und Untersuchungen. Neue Folge. Bd. V. Leipzig, 1899) и Крумбахер (Op. cit. S. 600). Отрицают – Вахемит, Вендланд (Wendland . Zu Krumbachers Geschichte der byzantinischen Literatur. S. 600 // Byzantinische Zeitschrift, VII. 1898. S. 166) и Эргард (Zu den Sacra Parallela des Johanness Damascenus und dem Fiorilegium des «Maximos» // Byzantinische Zeitschrift. 1901. S. 394 ff.). Особо стоит исследование Haidacher. Chrysostomos-Fragmente in Maximos-Florilegium und in der Sacra Paralle!a//Byzantinische Zeitschrift, 1907. S. 168 ff. Вопрос о V Dialogi de Trinitate поднял Дрезеке, приписавший их (I–III) Аполлинарию. См.: Dräseke J. Apollinarios’ von Laodicea Dialoge «Ueber die heilige Dreieinigkeit» // Theol. Studien und Kritiken, 1890. I. S. 137–171. To же – в сочинении: Dräseke J. Apollinarios von Laodicea. Leipzig, 1892 // Texte und Untersuchungen, VII (H. 3–4).

42

Из древних авторов заслуживает упоминания Д. Пето (Petavius D. Dogmata theologica. Ed. nova. T. V–VI. Parisiis, 1866 passim ).

43

Ritter H. Geschichte der Philosophie. Th. VI: Geschichte der christlischen Philosophie. Th. II. Hamburg, 1841. S. 535–552.

44

Baur F. Chr. Die christliche Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtlicher Entwicklung. Tübingen, 1842. Bd. II. S. 102 ff., 262 ff.

45

Dorner J. A. Entwicklungsgeschichte der Lehre von der Person Christi von den ältesten Zeitun bis auf die neueste dargestellt. Berlin, 1853. 2 Aufl. Bd. II. S. 217 ff. passim.

46

Gass W. Die Mystik des Nikolaus Kabasilas vom Leben in Christo. Greifswald, 1849. S. 49 ff.

47

Landerer M. A. Das Verhältniss von Gnade und Freiheit in der Aneignung des Heiles // Jahrbücher für deutsche Theologie, 1857 (II). S. 583–587.

48

Huber J. Die Philosophie der Kirchenväter. München, 1859. S. 341–358.

49

Ueberweg. Grundriss der Geschichte der Philosophie. Th. II. Berlin, 1873. 4 Aufl. passim.

50

Steitz G. E. Die Abendmahlslehre der griechischen Kirche in ihrer geschichtlichen Enwickelung // Jahrbücher für deutsche Theologie. 1866 (XI) S. 193 ft. Cp.: Schwane. Dogmengeschichte der patrischen Zeit (325–787 n. Chr). Münster, 1866. passim.

51

Bach J. Dogmengeschichte des Mittelalters vom christologischen Standpuncte. Wien, 1873. Th. I. S. 15–49. Cp.: Thomasius. Die Dogmengeschichte der alterkirche. Periode der Patristic. Erlangen, 1874. S. 300 ff.

52

Вертеловский А. Ф. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Историческое исследование // Вера и Разум, 1886. Кн. II. С. 716–726.

53

Бриллиантов А. И. Иоанн Скот Эригена. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898. С 191 и сл.

54

Преподобный Максим Исповедник как представитель древнехристианской мистики // Вера и Разум, 1905. №3. С. 124–139.

55

Weser Н. S. Maximi Confessoris praecepta de incarnatione Dei et deificatione hominis exponuntur et examinantur. Dissertatio historieo-dogmatica. Berolini. 1869 (брошюра).

56

Preuss K. F. A. Ad Maximi Confessoris de Deo hominisque deificatione doctrinam adnotationes. I. Schneeberg. 1894 (брошюра).

57

Σ. Σταυρίδης. Ἡ ὁδὸς πρὸς τὸν Θεόν, ἤ περὶ τοῦ τέλους τοῦ ἀνθρώπου κατὰ Μάξιμον τὸν ὁμολογητήν. Κωνσταντινουπόλεὶ, 1894 (брошюра).

58

Straubinger Η. Die Christologie des hl. Maximus Confessor. Bonn, 1906.

59

Walch IX. 499, 539, 556, 580, 590, 601, 605, 610, 617, 637–638, 649, 660; извиняет его только то, что он был монахом и фанатиком. Ср.: Schröckk , 63.


Источник: Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения / С.Л. Епифанович ; Изд. подгот. Ю.П. Черноморец и Д.С. Бирюков. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2017. - 715 с. (Библиотека христианской мысли. Исследования).

Комментарии для сайта Cackle