Письмо № 151. Н.Н. Третьякову
[Около 8 ХI 1963, Покров] 984
Дорогой Николай Николаевич.
Я не отвечал на Ваше письмо, а сейчас хочется поблагодарить Вас еще раз за книгу о Рублеве 985. Это удивительная и почти «святоотеческая» книга по своему приближению к Истине. Прочтя ее, мне вдвойне стало обидно за моего Колю, так и не сумевшего создать себе из своей профессии хоть капельку творческой работы. Ведь вот можно же! А он все больше запутывается в своих служебных и семейных делах, в которых никакие «Регины» 986 не помогут: так как настоящего литературного или поэтического таланта у него нет.
Книга Шевелева 987 тоже, очевидно, интересна. Автор со стороны архитектурной техники сразу подошел к двум аспектам познания Церкви – ее святости и ее соборности. Святость это «подобие» – Богу, отсюда «преподобный», т<о> е<сть> очень подобный, очень похожий на Бога. Святость это обнаружение в человеке образа Божия, Его черт, проступание из темноты психофизической природы данного человека светоносных, божественных черт. Бог, как «Целое» – расчленяется в устремленных к Нему людях на свои подобия, но именно так расчленяется, что «возникающие подобия восстанавливают размер Целого». Но это и есть Церковь – Тело Божие (с множеством человеческих клеток) – в единстве, геометрической гармонии которого (или в «Соборности» которого) все состоит из всего. И, конечно, – «все имеет один Исток» 988. Апостол говорит о Церкви, что она есть «Полнота Наполняющего все во всем» 989 – «Наполняющий все» – Бог, Церковь же – полнота Его подобия.
Это все так, теперь только в том вопрос – как нам-то не оказаться вне этого подобия, вне которого «холод и скрежет зубов» 990. Лучше уж ничего не знать.
Мне очень было бы надо посмотреть книгу о Достоевском – Гроссмана (изд. Мол<одая> гвард<ия>. М. 1962) и Бахтина 991, что ли. Если бы Вы могли достать (хотя бы Гроссмана), я приехал бы специально. Напишите и, кстати, скажите честно, можно ли у Вас переночевать. Приветствую Вас и все Ваше семейство низким поклоном.
С.Ф.
Алеша 992 все обещал мне снять Достоев<ского> – Крамского 993.
* * *
Датируется по почтовому штемпелю на конверте: письмо послано из Покрова Владимирской области 9 XI 1963 г. и получено в Москве (А-315, ул. Усиевича, 15, кв. 2) 11 XI 1963 г.
Речь идет о кн.: Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963.
Речь идет об издании: Шевелев И.Ш. Геометрическая гармония. Кострома, 1963.
Вероятно, имеется в виду основной философский принцип Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимент).
Ср.: «А сыны царства низвержены будут во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8,12).
Речь идет об изданиях: Гроссман Л. П. Ф.М. Достоевский. М., 1962 (ЖЗЛ); Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд. М., 1963.
Возможно, Алексей Алексеевич Бармин, племянник Т.М. Некрасовой (сын ее сестры Ирины Евгеньевны Полуэктовой), друг С.И. Фуделя.
Речь идет о работе художника И.Н. Крамского «Ф.М. Достоевский на смертном одре», выполненной на следующий день после кончины писателя, 29 января 1881 г.