Творческое наследие Сергея Иосифовича Фуделя – культура и личность
Доклад на научно-практической конференции Александровской епархии «ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ», г. Александров, 6 ноября 2015 г.
Сергей Иосифович Фудель (1900–1977) – один из самых значимых церковных писателей ХХ века, последние годы жизни проведший в г. Покрове (Петушинское благочиние Александровской епархии).

Священник Иосиф Фудель. Фотография начала XX века
С.И. Фудель с детства был тесно связан с Церковью и культурой: его отец, протоиерей Иосиф Фудель, питавшийся духом Оптиной и Свято-Смоленской Зосимовой пустыни (Александровской епархии), одновременно был другом философа и писателя К.Н. Леонтьева, своим человеком в кругу литераторов-славянофилов, и сам не чуждался литературной работы.
Как настоятель храма Бутырской тюрьмы в 1892–1907 годах прот. Иосиф Фудель на протяжении 15 лет интенсивно занимался благотворительностью. По свидетельству своих подопечных, он отличался подлинно христианским отношением к заключенным, одновременно заботясь об их духовных и материальных потребностях. С.И. Фудель в своих “Воспоминаниях” приводит следующий отрывок из письма каторжника Никифорова к его знакомому в Гомель:
«К нам в камеры каторжных стал очень часто ходить наш прелестнейший батюшка о. Иосиф, г-н Фудель… Он по приходе во всякую камеру положительно подвергался, так сказать, нападению со всех сторон наших каторжных арестантов, и каждый желал получить хоть какую-нибудь книгу для чтения. <…> Появление в наших камерах священника был случай <…> выходящий из ряда обыкновенных… Это подтверждают и бродяги, проходящие через Москву в продолжение 10 лет раза по два, по три, которых я нарочно спрашивал: видели ли они когда-нибудь в камерах священника? Они всегда отвечали – нет, не видели никогда, это первый батюшка, который обратил на нас внимание» (Фудель С.И. Воспоминания. М.: Русский путь, 2012. С. 35–36).
При этом прот. Иосиф продолжал поддерживать и тех заключенных, которые, пройдя через Бутырскую тюрьму, оказывались рассеяны по всей России; в частности, он помогал ссыльным воссоединиться с семьями.

Сергей Иосифович Фудель
Сергей Фудель, окончив гимназию в 1917 году, с 1918 по 1920 год учился на историко-филологическом факультете Московского университета (на философском отделении). Вместе с семьей регулярно бывал в Оптиной пустыни и Зосимовой пустыни; духовную жизнь этих монастырей воспринимал как основу своей личности. Активно участвовал в интеллектуальной и духовной жизни, в частности, бывал на заседаниях Московского религиозно-философского общества.
В 1922 г. С.И. Фудель был арестован за распространение воззвания митр. Агафангела (Преображенского) «К архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви»; до 1925 года находился в ссылке на территории нынешней Республики Коми, где находились также митрополит Кирилл (Смирнов), Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский, Фаддей (Успенский), архиепископ Астраханский, и Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский – все они ныне канонизированы.
Затем жил в Москве, где был снова арестован в 1933 году, после чего находился в ссылке под Вологдой до 1936 года. С 1936 по 1942 г. живет с женой и детьми в Загорске (Сергиевом Посаде); скрывает у себя священнослужителей, в т.ч. архим. Серафима (Батюкова).

Фото из следственного дела
Во время Великой Отечественной войны Фудель служил рядовым в железнодорожных войсках. В 1946 году был арестован в третий раз (по делу об «антисоветском церковном подполье») и приговорён к пятилетней ссылке, которую отбывал в Красноярском крае до июля 1951.
По окончании ссылки Фудели жили в Усмани (где с 1955 года создаются первые произведения Сергея Иосифовича), а затем, с 1962 года, переехали в г. Покров. Именно в этот период были закончены многие из его работ; в это же время книги писателя начинают широко расходится в “самиздате”.

Сергей Иосифович Фудель
Первая работа С.И. Фуделя, «Моим детям и друзьям», законченная в 1956 году, уже содержит в себе основные идеи писателя. Важнейшая тема в его творчестве – рождение человека не просто как индивида, но как личности.
Опираясь на христианскую традицию и личный опыт, писатель говорит о подлинном призвании человека, и в частности, помещает в начало своих «Воспоминаний» (вместо традиционного рассказа о себе) отрывок, посвященный старцу Алексию Зосимовскому: «любовь <старца> покоряла и побеждала. Человек, подходящий к нему, погружался в нее, как в какое-то древнее лоно, как в стихию, непреодолимую для него, до сих пор еще ему неведомую и вожделенную. Он уже не мог больше не верить, так как в нем уже родилась ответная любовь: огонь зарождается от огня. Моя жизнь была наполнена любовью моих родителей, но в любви старца, … я ощущал нечто еще более полное, еще более надежное и теплое, чем земная родительская любовь. Это была уже любовь Небесного Отца, о которой мы только говорим, изливаемая ощутительно на меня в эти минуты через старца» (Воспоминания. С. 14–15).

Сергей Иосифович Фудель
«Монастырские службы в таком монастыре, как Зосимова, особенные. … Тебе и страшно немного, и в то же время так хорошо. Что-то, если можно так сказать, есть безжалостное в такой службе ко всем нашим мирским полу-словам, полу-чувствам, полу-молитвам, с оборачиванием все время на себя, на свое настроение или на свою слабость. Тут что-нибудь одно: или уходи, потому что стоять надо долго и трудно, или же бросай свою лень и трусость, сомнение и грех и в священном безумии иди за этими голосами, стройно, и сладостно, и страшно поющими все про одно: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим и всею крепостью твоею!», «И Ему Одному служи!»»
Так писатель раскрывает главный стержень человеческой личности: поиск подлинного общения, любви, превосходящей все земное, источником которой является сам Бог.

Могила С.И.Фуделя в г. Покров
Свою задачу С.И. Фудель видит в том, чтобы передать опыт встречи с носителями этой любви, дать почувствовать «реальность огненного преображения человека» (Фудель С.И. Моим детям и друзьям. М.: Русский путь, 2012. С. 218): «Доказать веру нельзя, можно только показать живым дыханием правды. Убедить можно только убедительностью своего личного счастья в ней, заразительностью своего божественного веселья веры» (Моим детям и друзьям. С. 188).
С.И.Фудель скончался в Покрове 7 марта 1977 года. На его похороны 9 марта (будний день), съехалось множество верующих людей, знакомых с ним, большей частью, только по книгам – так раскрылись слова писателя, посвятившего свою жизнь свидетельству об Истине: «Церковь есть тайна преодоления одиночества» (У стен церкви. М.: Русский путь, 2012. С. 13).