New Age и ловушка духовного нарциссизма
Автор благодарит Наталью Ярасову за ценные поправки и дополнения
Содержание
«Я» как самая важная буква в алфавите Попытка избавиться от ненависти к себе Человек драгоценен в очах Бога и призван к вечной радости Ты соткал меня во чреве матери моей Возлюбившего меня и предавшего Себя за меня Тогда праведники воссияют как солнце Мы должны заботиться и о себе тоже Разбитые водоемы нарциссизма Мы нуждаемся в других людях – и более всего в Боге
«Я» как самая важная буква в алфавите
Одна из бросающихся в глаза особенностей New Age – это обилие приставки «само-» (в английском оригинале «self-») в его языке. Он весь про самореализацию, саморазвитие, самораскрытие, самопроявление, любовь к себе, заботу о себе, поиски себя и т. д.
Личность, которую вам более всего надлежит полюбить, которой более всего интересоваться и на которую более всего ориентироваться – это вы сами.
Как пишет популярнейший, в том числе в России, автор этого направления Луиза Хей, «Полюбив себя, вы сохраните эту любовь до конца жизни, и это будет ваш самый лучший роман!»
Хей призывает, стоя перед зеркалом, говорить себе: «Я люблю и одобряю себя». «Повторяйте эту аффирмацию по крайней мере 100 раз в день. Да, правильно: 100 раз. Пусть слова «Я люблю и одобряю себя» станут вашей мантрой».
Популярнейшая американская телеведущая Опра Уинфри, которую называют «Верховной Жрицей New Age» из-за её неустанной проповеди этого мировоззрения, говорит: «Откройте для себя, примите и взрастите себя... прославляйте и уважайте себя!».
Один из популярных New Age текстов, «Курс Чудес», побуждает людей медитировать над такими, например, уроками: «Мое подлинное Тождество столь надежно, возвышенно, безгрешно, прекрасно и величаво, всеблагодетельно и полностью свободно от вины, что к Нему за светом обращаются Небеса. Светит оно и миру. Оно – дар моего Отца, даримый мною миру. Не существует другого дара, который можно подарить или получить. Оно – единственная реальность. Оно – конец иллюзий. И это истина... Святость моего Я превосходит любую мысль о святости, ныне доступную мне. Её мерцание и совершеннейшая чистота гораздо ярче любого света, когда–либо увиденного. А безграничная её Любовь своею силой спокойно и уверенно держит всё сущее внутри себя...»
В русскоязычном сегменте Сети полно таких же утверждений: «Откройте в себе безграничные возможности!», «Практикуйте безусловную любовь к себе!», «Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете своей любви и привязанности», «Ваша задача – не искать любовь, а просто искать и находить все барьеры внутри себя, которые вы воздвигли против неё».
Со стороны глядя, такая «я-ориентированность» производит странное впечатление – и не только на христиан.
Однако люди ухватываются за неё по причинам, которые можно понять.
Попытка избавиться от ненависти к себе
В современном обществе человек часто чувствует себя под страшным давлением – он должен соответствовать определенным стандартам успешности, причем они либо трудно достижимы, либо недостижимы вовсе. Мир предъявляет свои критерии «успеха» – каким ты должен быть, чтобы считаться приемлемым: как ты должен выглядеть, какие экзамены ты должен сдать и какие деньги заработать.
Мужчины не могут принять себя из-за того, что недостаточно зарабатывают, недостаточно известны и вообще недостаточно «успешны». В новостях время от времени появляются сообщения о самоубийствах разорившихся предпринимателей. Их жизни ничего не угрожало, от банкротства как такового еще никто не умер. Но само их ощущение, что они достойны жизни, держалось на их денежном успехе – и когда этот успех рухнул, они не смогли простить себя и жить дальше.
Женщины страдают из-за того, что интернет и вся могучая индустрия развлечений грузят людей совершенно искусственными и нереалистичными образами женской привлекательности – которым бедные женщины чувствуют себя обязанными соответствовать. Они тратят огромные деньги на «индустрию красоты», морят себя голодом, доходят до нервной анорексии и всё равно не могут угнаться за навязанными им образцами.
Человек усваивает ненависть к «неудачникам» или «уродинам», а потом, когда оказывается, что он сам (или сама) не образец привлекательности и успеха, переносит эту ненависть на себя.
Мы все нуждаемся в сознании того, что наша жить стоит быть прожитой, что мы не лишние в этом мире, что наше существование – это благо, о котором стоит заботиться.
Ненависть к себе может порождать мучительные депрессии и изматывающие неврозы, и проявляться в саморазрушительном поведении – когда человек пьет, или употребляет запрещенные вещества, или совершает преступления и отправляется в тюрьму.
И вот к этим измученным людям и обращается проповедь «радикальной любви к себе». Вы можете позволить себе жить и дышать – даже если вы не выиграли конкурс красоты и не пробились на верхние строчки списка Forbes! Поздравьте себя с тем, что вы есть на свете! Улыбнитесь человеку в зеркале! Не ищите любви и признания у других – вы сами себе лучший друг и восторженный поклонник!
В чём ошибка такой проповеди? Чтобы понять это, нам стоит рассмотреть христианский взгляд на вопрос любви к себе. Любое заблуждение делается способным завоевывать людей благодаря какой-то частичной (часто искаженной) истине, которая в нём содержится.
Мы действительно не обязаны соответствовать навязанным нам стандартам, чтобы принимать нашу жизнь с миром и благодарностью. Наша жизнь действительно стоит того, чтобы быть прожитой. Мы действительно обладаем ценностью и достоинством. Но мы находим истинную опору для этой ценности не в себе самих, а в Боге.
Человек драгоценен в очах Бога и призван к вечной радости
Вопрос не в том, следует ли нам проявлять любовь и заботу в отношении себя и воспринимать факт нашего бытия как что-то хорошее. Тут ответ однозначен – следует. Вопрос в том, где мы обретаем первоисточник этой любви.
И тут проявляется фундаментальная разница между христианством и New Age. Мы, христиане, находим его в Боге, Который нас сотворил. Адепты New Age призывают искать его в нас самих.
Нет ничего неправильного в том, чтобы желать себе блага, и христианство отнюдь не проповедует разрушительной самоненависти. Как это очень хорошо формулирует К.С.Льюис:
«Если вы спросите в наши дни двадцать хороших людей, какая добродетель всех выше, девятнадцать ответят вам: “Отсутствие эгоизма”. Если же, сейчас или прежде, вы спросили бы христианина, он ответил бы: “Любовь”. Видите, в чем тут дело? Положительное понятие сменилось отрицательным. Людям кажется, что главное – лишать чего-то себя, словно воздержание, а не радость, обладает абсолютной ценностью. (В данном случае воздержание наше, а радость – чужая.)
Однако в Новом Завете, где столько сказано о самоотвержении, оно ни разу не названо целью. Мы должны отрешиться от себя и взять крест, чтобы следовать за Христом, а то, что мы обретем, пусть в конце пути, принесет нам, именно нам, великую радость. Нынешние люди не правы, полагая, что дурно желать себе радости; они взяли это у Канта или у стоиков, а не у Христа. Более того: Христос обещает нам так много, что скорее желания наши кажутся Ему не слишком дерзкими, а слишком робкими. Мы – недоумки, забавляющиеся выпивкой, распутством и успехом, когда нам уготована великая радость; так возится в луже ребенок, не представляя себе, что мать или отец хотят повезти его к морю. Нам не трудно, нам слишком легко угодить».
Наша вера говорит о том, что человек (в том числе вы и я) создан по любви и для вечной радости. Но путь грешника к этой радости лежит через покаяние, а не через попытки расхваливать себя.
Ты соткал меня во чреве матери моей
Мы верим в то, что весь мир – и мы сами – сотворены Богом. Как поют спасенные в книге Откровения, «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11).
Мир возник, потому что Бог пожелал создать его. И продолжает существовать, потому что Бог поддерживает его в бытии. При этом творение мира – это совершенно свободный, ничем не вынужденный акт; в нём не было никакой механической необходимости. Бог не восполняет каких-то своих нужд и ничто Его не заставляет.
Бог не одинок, чтобы иметь нужду еще в ком-то: Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух уже пребывают в полноте любви и общения.
Мир просто желанен Богу. Бог хочет, чтобы он был.
Бог создал свои свободные и разумные творения – ангелов и людей – для того, чтобы приобщить их к той вечной и блаженной жизни, которой обладает Сам.
В конце XVIII века среди образованных людей был популярен деизм – представление о том, что Создатель запустил вселенную как огромный, совершенный механизм, после чего удалился от дел, предоставив мирозданию двигаться своим курсом, вращаться, как бы мы сказали, в автоматическом режиме.
Церковь всегда исповедовала другое мировоззрение – теизм. Веру в Бога, Который активно присутствует в мире, направляя всё происходящее к Своим благим целям. Но Библия говорит о творении людей еще одну важную вещь. Каждый из нас сотворен лично, по особому замыслу и желанию Бога.
Мы не сошли с конвейера, как какой-нибудь массовый продукт.
Как говорит псалмопевец: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:13–16).
Он исповедует веру в то, что Бог, промышляя о мире, лично соткал его в утробе матери – и лично о нём имеет Свой особый замысел. Бог постоянно заботится о его жизни и проявляет к нему глубокое личное внимание: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс.138:1–4).
Это возвещение – всемогущий Бог, Творец всего существующего, помнит и заботится о каждом человеке, включая меня и вас, проходит через всю Библию.
«Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс.32:15).
Библия предостерегает против несправедливости к бедным, потому что Бог слышит жалобу даже самого слабого и незначительного по мирским меркам человека:
«Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд» (Исх.22:27).
В Новом Завете о том же говорит Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10).
Каждый из нас сотворен Богом – сотворен по любви и для вечной жизни. У Бога нет «нежеланных детей». Каковы бы ни были обстоятельства нашего появления на свет, мы здесь именно потому, что Бог захотел, чтобы мы были. Мы продолжаем быть, потому что Он этого хочет.
Малограмотные атеисты говорят о приниженности христиан, которые постоянно проповедуют смирение и в церкви становятся на колени. Атеисты несколько более грамотные возмущаются, наоборот, безмерными притязаниями верующих – подумать только, они верят в то, что Бог, сотворивший всю эту вселенную, помнит о них, заботится, выслушивает их молитвы...
Но именно такова наша вера: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:4, 5).
Как сказал поэт,
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Возлюбившего меня и предавшего Себя за меня
Но любовь Бога простирается дальше творения. Когда человек отпал от Бога в грех, в истории человечества открылся Божий замысел о его спасении.
«Отец послал Сына Спасителем миру» (1Ин.4:14), предвечный Сын Божий воспринял человеческую плоть от Девы Марии и стал одним из нас, людей, во всем подобным нам, кроме греха.
Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых, чтобы мы могли, через покаяние и веру в Него, вернуться к той жизни вечной и блаженной, для которой были созданы.
И вот Писание говорит, что эта Жертва принесена за каждого из нас лично. Как говорит святой апостол Павел, «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20).
Крест Христов – ответ на вопрос о том, насколько высоко Бог ценит человека. Причем не абстрактного человека, не какого-то обобщенного человека, а лично вас и лично меня. Настолько, чтобы ради нашего спасения стать человеком и умереть на Кресте.
То, что Творец мироздания настолько любит каждого из нас – мысль ошеломляющая. Она не помещается в сознании. Но именно её проповедует Писание. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15).
Тогда праведники воссияют как солнце
Человек призывается Богом к жизни вечной и блаженной. При слове «рай» мы часто представляем себе какую-то прекрасную местность. И у нас есть на это основания: красота сотворенного мира служит предвестием рая.
Но рай – это нечто гораздо большее. Нам не легче представить себе это, чем ребенку в утробе – жизнь после родов. Писание может только издалека намекать на то, что ожидает спасенных на той стороне.
Христос говорит: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).
А апостол Павел говорит, что мы воскреснем, и по воскресении наши тела будут нетленными, не подверженными смерти, мы будем жить вечно. Апостол Иоанн говорит, что мы увидим Бога лицом к лицу: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).
Таким образом, наша вера учит, что человек сотворен Богом по любви, он драгоценен в очах Создателя и предназначен к вечной славе и радости. Это верно в отношении вас, меня и любого из наших ближних.
Каждый из нас призван стать участником в дивном и прекрасном замысле Божием, у нас есть миссия, задание, которое мы должны выполнить в этой жизни, наше присутствие в этом мире важно и исполнено смысла.
Мы здесь нужны – и из этого следует определённое отношение к самим себе.
Мы должны заботиться и о себе тоже
Поэтому в жизни христианина вполне есть место заботе о себе. Ведь я тоже – Божие творение, я Ему дорог, Он желает мне блага. В свое время, вскоре после обращения, я несколько удивился, столкнувшись в Православии с таким понятием, как «грехи против себя». В то время я воспринимал грех как что-то вроде нарушения уголовного кодекса – а кодекс не преследует вред, который мы наносим себе. Только другим. Но Церковь учит, что, когда мы причиняем зло и вред себе, мы тоже грешим против Бога. Ведь мы созданы по Его образу и важны для Него. Заповедь «не убий», например, воспрещает нам покушаться на жизнь или здоровье ближнего – прямо или косвенно, активно или просто отказывая в помощи и заботе там, где мы можем и должны её оказать.
Но она относится и к нам самим – мы должны беречь и нашу собственную жизнь, и здоровье тоже. Нельзя унижать, губить и разрушать людей – себя включая.
Чтобы исполнить возложенные на нас обязанности: заботиться о ближних, исполнять какую-то важную и полезную работу, помогать тем, кто в нас нуждается, мы должны позаботиться и о себе, о своем здоровье, образовании и работоспособности.
Но эта забота исходит из радикально иных предпосылок – и иной картины мира, чем в New Age.
Разбитые водоемы нарциссизма
Мы можем заметить, что и New Age, и христианство говорят о величии человека, но New Age предлагает достать это величие откуда-то изнутри собственного «я», подобно известной актрисе (и проповеднице New Age) Ширли Маклейн, которая в фильме о своих духовных поисках, стоя на берегу океана, восклицает: «Я Бог!».
Мы, согласно авторам этого направления, должны выявить нашу собственную божественность, открыть в себе самих безграничные ресурсы для преображения жизни. В христианстве это не так. Мы нуждаемся в других – в Боге и в ближних.
Представьте себе какой-нибудь альпийский луг. Немного вдали мы видим сверкающие снежные вершины, прямо у нас под ногами зелёная трава и цветы. В нескольких шагах – журчащий ручей, в котором играют солнечные лучи.
Но свет, благодаря которому мы всё это видим, – отраженный. Ни цветы, ни ручей, ни снежные вершины не сияют сами по себе – только благодаря солнцу.
Если бы какой-нибудь из цветов, обладая сознанием и понимая свою красоту, решил бы, что солнце ему не нужно, и в нём самом достаточно света, чтобы осветить всю вселенную, он бы явно ошибся.
Он прекрасен именно благодаря солнечному свету – а не своему собственному, которого у него нет.
Когда солнце восходит, оно отражается в капельках росы, каждая из этих капелек выглядит как маленькое солнце. Но эта капелька может быть маленьким солнцем только благодаря тому, что на неё падает солнечный свет.
Мы все можем воссиять как солнце, мы можем исполниться жизни, любви и радости, когда мы обратимся к источнику света – к Богу. Но в отличие от неодушевленной природы, у нас есть свободная воля. Мы можем пойти к свету, пропустить его через себя, как витраж, или отразить, как бриллиант, – а можем отказаться, отвернуться, уйти во тьму.
Мы можем отвернуться от Бога к самим себе или к каким-то идолам, к чему-то сотворенному, к чему-то, что не является Богом. Но тогда мы не обретем света. Мы останемся во мраке. Собственно, грех в своем корне – это и есть попытка найти свет, радость и величие где-то вне и помимо Бога.
Как горько говорит пророк, «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13).
Эта попытка оказывается неизбежно тщетной. Никакого другого источника вечного Света, кроме Бога, просто не существует. Ни в нас самих, ни в каком-либо еще из творений.
Существует античный миф о Нарциссе – прекрасном юноше, который по надменности и гордыне отверг любовь нимфы Эхо, зато влюбился в свое собственное отражение в пруду. Он сидел над прудом, любуясь этим отражением, пока не исчах и не умер.
С тех пор «нарциссами» стали называть эгоистичных и самовлюбленных людей.
Однако этот вечный сюжет о самовлюбленном гордеце имеет и более глубокое измерение. В Библии есть рассказ о царе Тирском:
«Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез.28:12–17).
В Церкви это повествование традиционно понималось как указание на более глубокую духовную реальность. В чертах надменного языческого тирана проглядывал тот, кто был первым в надменности и гордыне – денница.
Он был первым, кто отвернулся от Бога к самому себе. Он решил быть своим собственным светом – и погрузился во мрак. С тех пор он и те ангелы, которые последовали за ним и пали, стремятся втянуть людей в то же бедствие, в которое они ввергли себя.
И его основной инструмент – обман. Как сказал о нём Господь Иисус, «он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).
Приписывание себе божественности, поклонение своему отражению в зеркале – это, увы, следование за обманщиком.
Во тьму – куда ушел он сам.
Мы не можем обрести счастье и уж тем более вечную жизнь в самих себе.
Мы нуждаемся в других людях – и более всего в Боге
Нарциссическая обращенность на себя, вера, что именно в себе мы найдем счастье и даже блаженную вечность, – рецепт несчастья, и это заметно даже на чисто посюстороннем, человеческом уровне. Это не только духовная – но даже психологическая истина.
Сосредоточенность на себе ведет к депрессии, вспышкам ярости, и психологическое состояние человека, которое часто и до этого не было идеальным, только ухудшается. Возможно, именно с этим связано то обстоятельство, что, по данным ряда исследований, увлечение практиками New Age связано с более низким уровнем душевного здоровья.
Например, Розмари Эйрд, исследовательница из Университета Квинсленда, опросив более 3700 молодых адептов New Age, установила, что «религии, ориентированные на себя» связаны с более высоким уровнем тревожности, депрессии, беспокойным и подозрительным образом мышления и антисоциальным поведением. По её мнению, убеждения, делающие упор на самореализации, самопреображении и самопросветлении могут усиливать социальную изоляцию человека1.
Чтобы вести счастливую, плодотворную жизнь, нужно обратиться от себя к другим. Вопреки «аффирмациям», которые повторяют, стоя перед зеркалом, вы не найдете ни любви, ни дружбы в себе – для этого нужны другие люди.
Даже для обычного человеческого счастья необходимо обратиться от самого себя к другим – к семье, к друзьям, к людям, которые в вас нуждаются, к доброму и достойному делу, которое приносило бы пользу кому-то еще.
Человек создан для общения с другими – и более всего с Богом.
Грех глубоко подорвал нашу способность к этому общению; нам тяжело друг с другом, и тяжело обратиться к Богу. Мы склонны, как погасшие звезды, падать внутрь самих себя, пока не превратимся в черные дыры.
Покаяние предполагает признание этой нашей склонности – и сознательное противостояние ей, сопротивление собственному эгоцентризму и обращение к Богу и ближнему.
Беда с некоторыми популярными формами современной духовности в том, что они как раз поощряют наиболее пагубные из наших склонностей – такую, например, как склонность к нарциссизму и зацикливанию на себе.
Они уводят нас от наших ближних – и, самое ужасное, уводят от Бога.
* * *
Примечания
