Источник

Беседа LXXIV. О девятом члене символа веры. О церковном учении и церковных заповедях

Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Мы принадлежим с вами, братие, к всероссийской церкви, которая есть часть вселенской православно-восточной Церкви Христовой. Эта вселенская православно-восточная Церковь Христова есть единая, святая, соборная и апостольская: она неизменно сохраняет преданное Апостолами учение, непогрешительное учение древней, послеапостольской, Церкви вселенской, во всем пребывает ей верною и непрерывно сохраняет идущую от времен апостольских и Самого Иисуса Христа церковную иерархию. В своих беседах о Церкви мы указали, братие, что она основана на земле Самим Иисусом Христом и поставлена непогрешимою хранительницею и истолковательницею учения Его для всех людей. Веру свою в эту Церковь мы и высказываем в 9 члене символа веры. Если же, братие, мы веруем, что Церковь основана Самим Иисусом Христом, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа, – а не веровать, не противореча слову Божию, как мы видели, нельзя, – то отсюда само собою понятно, что мы должны благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям. Православная Церковь Христова есть наша мать, воспитательница и наставница. Она породила нас в жизнь духовную, она же возращает и укрепляет нас в ней, питает нас духовно и врачует от болезней духовных, то есть от грехов, научает нас истинной вере в Бога, руководит к утверждению и преуспеянию в благочестии. Как чадолюбивая мать, она не оставляет нас заботами своими и по смерти нашей и возносит за нас молитвы к Богу. Посему и мы, братие, должны с особенным благоговением почитать ее и, как покорные чада, повиноваться ее учению и заповедям.

Какое же, спросите вы, братие, учение православной Церкви Христовой и где можно найти его? Учение это не какое-либо иное, как то же божественное учение, которое сохраняется в Свящ. Писании и в Свящ. Предании. Церковь хранит это учение и изъясняет его, по данному только ей одной праву Самим Основателем ее Господом Иисусом Христом, для верующих. А так как она есть хранительница и истолковательница непогрешимая, то и все верующие должны понимать божественное учение так, как сохраняет и изъясняет его православная Церковь. Что же касается изъяснения божественного учения православною Церковью, то его можно найти, во-первых, в вероопределениях, заключающихся в правилах св. Апостолов, св. Вселенских и поместных соборов, св. Отец, и, во-вторых, в так называемых символических книгах. Символическими книгами называются такие изложения веры, которые нарочито составлены православною Церковью для руководства в изучении веры православными христианами. В нашей греко-российской Церкви символическими книгами признаются следующие: 1) Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной. Оно составлено Киевским митрополитом Петром Могилою около 1640 года; 2) Послание патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. и, наконец, 3) Пространный христианский катехизис православной, кафолической восточной Церкви. Он составлен покойным Московским митрополитом Филаретом, рассмотрен и одобрен св. Синодом для христиан Российской Церкви. В этих то книгах и заключается изъяснение божественного учения православною Церковью. Всякий покорный сын православной Церкви, хорошо понимая, что ни один человек, при несомненной ограниченности ума человеческого и при несовершенстве нравственном, не может быть хранителем и истолкователем учения божественного, и веруя, что сохранение и истолкование этого учения поручено Самим Иисусом Христом основанной им Церкви Его, – вверяет себя ее водительству и под руководством ее научается истинной вере в Бога. Так и вы, братие, будьте покорными чадами православной Церкви Христовой и особенно теперь, когда появилось так много лжеучителей, памятуйте об этой обязанности. Не ищите истины у других, скажем вам словами св. Иринея, но научайтесь ей у Церкви, «в которую, как в богатое хранилище, Апостолы положили все, что только есть истинного. Здесь кто хочет, да почерпает себе животворное питие; здесь-то дверь жизни; все же другие татие суть и разбойницы, и потому должно убегать их, а должно любить то, что исходит от Церкви, и принимать от нее предание истины». Не слушайте, братие, тех, кои говорят: вот здесь Христос, но указывают Его не в Церкви, которая исполнена блеска от востока до запада, исполнена истинного света, и есть столп и утверждение истины, и в которой одной всякое пришествие Сына человеческого, глаголющего всем и всюду: се аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Ориген). «Веру как в учении, так и в исповедании», заповедует св. Кирилл Иерусалимский, «старайтесь иметь и содержать только ту, которая ныне преподается вам Церковью» (Введ. в Прав. Богосл. 642, 645 и 750 примеч.).

Вера в Церковь Христову, кроме обязанности повиноваться ее учению, налагает на нас обязанность, как сказали мы, братие, повиноваться и заповедям ее. Есть, братие, заповеди, данные Самим Богом, как необходимые для нашего спасения, напр., заповедь о любви к ближним. Есть также и заповеди, установленные Церковью, как необходимые для религиозно-нравственного воспитания чад ее и посему также спасительные. Заповеди эти имеют отношение главным образом к богослужению, праздникам и постам православной Церкви. Установлены они частью при Апостолах, частью после них Церковью Христовою по завещанию апостольскому, данному христианам: вся же благообразно и по чину да бывают (1Кор.14:40). Будучи установлены Церковью, заповеди церковные в то же время вполне согласны с заповедями Божиими и имеют свое основание в учении божественном. Так Сам Господь установил таинства, а Церковь и указывает подробно, – когда, как и при каких условиях они должны совершаться. Сам Бог постановил почитать субботний день, а с ним и некоторые другие дни в году, Сам Господь наш Иисус Христос признавал праздники ветхозаветные, посещая в них храм иерусалимский, а Церковь и устанавливает христианские праздники, соответственные им Богослужения и требует от нас участия в них. Заповедан Богом пост (Иоил.1:14;2:12,15), освящен примером Самого Иисуса Христа, заповедано покаяние (Мф. 4:17; 2Пет. 3:9), а Церковь и устанавливает, когда и как должен проводиться пост, когда и как верующие должны приносить покаяние.

В своих заповедях Церковь предлагает нам правила для нашей деятельности и благочестия, для нашего религиозно-нравственного воспитания и спасения, для того, чтобы мы знали, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива (1Тим. 3:15). А так как Церковь есть учительница веры и руководительница непогрешимая, есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15), то и все постановления ее истинны и богоугодны. Посему и мы должны беспрекословно повиноваться им, ничего не называть в них излишним или пренебрегать чем-либо, как бы не имеющим значения для спасения. Мы не должны по собственному произволу изменять ее постановления или почитать их маловажными. Кто поставил нас судьями Церкви? Как можем мы противиться Основателю и Главе ее – Господу Иисусу Христу? Наше противление постановлениям Церкви может и совсем вывести нас из ограды ее. Позволив себе сознательно и намеренно противиться Церкви, по нашим соображениям, в малом, мы можем дойти до противления ей и в существенном, напр., в толковании ее учения Христова, в таинствах и пр., и таким образом порвать связь с нею, а чрез это лишиться спасения, ибо вне Церкви, как мы говорили с вами, нет спасения.

Будем же, братие, покорными чадами Церкви Христовой, будем соблюдать все ее постановления, твердо памятуя, что Сам Господь установил Церковь Свою, как благодатное царство на земле, с известными законами и властью. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle