иеросхимонах Сергий (Четвериков)

Правда христианства

Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество

Содержание

Предисловие

Часть первая. Жизнь дома и в школе Глава 1. Родина старца Паисия Величковского Глава 2. Происхождение старца Паисия. Детские годы в родной семье. Поступление в киевскую академию. Порядки академической жизни Глава 3. Жизнь Петра Величковского в Киевской академии. Возрастающее влечение к монашеству. Неудачная попытка поступить в Китаевский скит. Объяснение с префектом академии. Последнее свидание с матерью. Бегство от мира Часть вторая. Годы странничества – в поисках духовного руководства Глава 1. Начало странствования. Прибытие в Чернигов. Жизнь в Любечском монастыре. Первое искушение. Бегство в правобережную Украину Глава 2. Странствование по правобережной Украине Чернобыль. Ржищев. Повесть о замученном униатами православном дьячке. Пустынник Исихий. Пребывание в медведовском монастыре. Пострижение Петра в рясофор. Притеснение от униатов. Уход в Киево-Печерскую лавру Глава 3. Пребывание в Киево-Печерской лавре. Повесть о том, что было с матерью Платона по уходе сына из Полтавы. Замечательные лаврские подвижники. Предсказание одного из них об уходе Платона из лавры. Неожиданное исполнение этого предсказания Глава 4. Бегство из Киево-Печерской лавры за границу. Неожиданные встречи и препятствия на пути. Платон в матронинской обители. Встреча с иеросхимонахом Михаилом. Платон уходит в Молдовлахию Глава 5. Молдовлахийское монашество в XVIII веке. Жизнь Платона в Трейстенах. Неудача в поварском послушании. Встреча со старцем Василием. Прибытие иеросхимонаха Михаила с другом Платона Алексеем. Повесть об уходе Алексея от матери. Беседы о. Михаила с братией. Послушание Платона в винограднике. Платон просыпает заутреню. Прибытие в трейстены схимонаха Онуфрия. Платон покидает Трейстены и уходит с Онуфрием в скит Кырнул. Жизнь в Кырнуле и решение уйти на Афон Часть третья. Уединенная жизнь старца Паисия на Афоне и начало общежительного братства Глава 1. Переселение Платона на Афон. Природа Афона, его скиты и монастыри. Прошлое Афона. Заслуги Афона в деле духовного просвещения. Бедственное положение Афона в половине XVIII века Глава 2. Прибытие Платона в Пантократор. Тяжелая болезнь и выздоровление. Жизнь в уединении. Новая встреча со старцем Василием и ее значение для Паисия. Пострижение в мантию. Прибытие Виссариона и их совместная жизнь. Новые ученики старца. Переселение в келью св. Константина. Рукоположение Паисия в сан священника. Умножение братии. Приобретение кельи св. пророка Илии и устройство в ней скита. Клевета на Паисия и ее опровержение Глава 3. Духовные основания Паисиева братства. Виды монашеского подвига: отшельничество, средний путь и общежитие. Основания истинной монашеской жизни: послушание, нестяжательность, братская любовь. Осуществление этих начал монашества в братстве старца Паисия Часть четвертая. Расцвет паисиева братства в Молдавии: Драгомирна, Секул, Нямец. Последние дни жизни и кончина старца Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по греческим подлинникам. Зимние занятия старца с братством. Беседы и увещания старца. Кончина о. Виссариона Глава 2. Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой Глава 3. Бедствия военного времени и заботы старца Паисия о беженцах. Переход Драгомирны под власть австрийцев, переселение старца и братии в Секул. Местоположение и краткая история секульского монастыря. Жизнь братства в Секуле. Перемещение в Нямец. Нямецкий монастырь и его прошлое, заботы старца о богослужении, о больных, о престарелых и о странствующих. Жизнь Паисиева братства в Нямце. Книжные занятия старца Паисия в Нямецком монастыре Глава 4. Старец Паисий в его переписке с разными лицами по разным вопросам христианской веры и жизни Глава 5. Последние годы жизни старца Паисия, его предсмертная болезнь и кончина и его благодатные дарования Часть пятая. Ученики старца Паисия на Афоне, в Молдавии и в России Рост православного старчества в XVIII и XIX веках Об умной молитве Предисловие Старца Паисия Против хулителей умной молитвы Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних Святых Отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные Отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это божественное делание Глава 5. О том, что такое эта Священная Иисусова Молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно вначале обучаться действованию умом в сердце этой божественной молитвы Оптина пустынь Предисловие Глава 1. Местоположение и внешний вид оптиной пустыни Глава 2. Внутренний уклад жизни в Оптиной Пустыни Глава 3. Прошлое Оптиной Пустыни, ее возобновление при Московском митрополите Платоне и устройство при ней скита Глава 4. Начало оптинского старчества: Иеросхимонах Лев Глава 5. Оптинский старец о. Иеросхимонах Макарий и его труды по изданию писаний старца Паисия Величковского Глава 6. Оптинский старец о. иеросхимонах Амвросий Глава 7. Старец о. Амвросий – устроитель женской Казанской Шамординской Пустыни Глава 8. Последние Оптинские Старцы Глава 9. Заключение О таинствах Святость Церкви Духовная жизнь в миру Из письма  

 
Предисловие

Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий (Величковский) занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место.

В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы.

По своему происхождению и по своей деятельности старец Паисий одновременно принадлежит двум поместным Церквам – русской и молдавской. Уроженец Малороссии, он все свое раннее детство, школьные годы и первые годы юности провел в России, учился в Киевской Академии, странствовал по украинским монастырям в бесплодных поисках духовного руководства; будучи 20 лет перешел в Валахию и через 4 года ушел на Афон, где прожил 17 лет сперва в полном уединении, а затем во главе постепенно возраставшего братства, с которым потом переехал в Молдавию, где и оставался до конца жизни, все более и более углубляя и расширяя свою деятельность, свое духовное влияние и свою славу в православном и даже в неправославном мире. Его по всей справедливости можно назвать обновителем духовной жизни молдовлахийского и русского монашества. Он дал ясные определения основной цели и подготовил лиц, способных осуществлять эту цель при помощи указанных им средств. Своим примером, деятельностью и переводами старец Паисий вызвал огромное духовное движение в православном монашестве, особенно заметное в России, где оно охватило не только иноков, но и светское общество всех классов.

Нельзя правильно представить себе духовное состояние русского монашества и русского народа в XVIII и XIX вв., не учитывая духовного влияния старца Паисия и его учеников. Это влияние распространилось более нежели в 100 обителях 35 епархий русской Церкви, при посредстве более 200 учеников старца и их преемников. Под его влиянием изменился облик русского монашества: возвысилось значение внутреннего духовного подвига, о характере которого можно судить по старчеству Оптиной Пустыни и по изображению его в русской литературе – «Братья Карамазовы». Знаменитейшие из русских писателей (Гоголь, И. В. Киреевский, Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев и др.) заметили это духовное движение в русском монашестве, изучали его и испытывали на себе его влияние.

Первое описание жизни и деятельности старца на русском языке было выпущено Оптиной Пустынью в 1847 году. Это был перевод жизнеописания старца, составленного его учеником иеросхимонахом Платоном.

В Молдавии первое жизнеописание старца Паисия было составлено его келейником Митрофаном, жившим при нем 30 лет. Оно было составлено спустя 20 лет по смерти старца на славянском языке. Следующее жизнеописание, на молдавском языке, очень обширное, было составлено Исааком. Григорий, будущий митрополит Молдавский, изложил молдавское житие старца Паисия в сокращенном виде. Наконец, Платон, воспользовавшись житиями Митрофана и Исаака, составил из них новое жизнеописание старца на славянском языке в 1836 году. Это сочинение выдержало несколько изданий и послужило материалом для ряда других жизнеописаний старца, выходивших в разное время на русском языке.

В 1913 году преосвященный Сильвестр, епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии, задумал издание Полтавско-Переяславского Патерика, куда должны были войти жизнеописания многих подвижников, родившихся или проживавших в пределах Полтавского края. Жизнеописание старца Паисия (Величковского), уроженца Полтавы, было поручено составителю настоящей книги. Благодаря содействию епископа Сильвестра, а также архиепископа Полтавского Феофана и Полтавского Свято-Макарьевского епархиального братства, мы имели возможность воспользоваться богатым рукописным материалом, хранившимся в библиотеках Петербургской Императорской Академии Наук и Петербургской Духовной Академии, в Московской синодальной (патриаршей) библиотеке, в Орловском епархиальном древлехранилище, в библиотеках Оптиной Пустыни и Ново-Нямецкого монастыря в Бессарабии.

Разразившаяся война и последовавшая за нею революция прекратили на время нашу работу. Она возобновилась в 1921 году в Югославии: вывезенные из России записки в тишине и уединении сербского церковного прихода были приведены в порядок. У нас было сильное желание посетить Румынию и местожительство старца Паисия – Нямецкий монастырь и собрать там дополнительные о нем сведения, но мы не имели возможности осуществить это желание. И только 10 лет спустя в 1931 году, благодаря неожиданно сложившимся счастливым обстоятельствам, нам пришлось побывать в Румынии, посетить связанные с именем старца Паисия древние обители – Нямец и Секул, ознакомиться с их библиотеками, побывать в Ново-Нямецком монастыре на Днестре, поработать в Бухаресте и собрать во всех этих местах дополнительные сведения о старце Паисии.

Мы приносим глубокую благодарность всем учреждениям и лицам, которые всюду сочувственно, внимательно и предупредительно оказывали нам помощь в нашей работе. Мы сознаем недостатки нашей книги, писанной в неблагоприятных условиях эмигрантской жизни, и просим за них прощения.

Протоиерей Сергий Четвериков

Вам может быть интересно:

1. Правда христианства – Часть пятая. Ученики старца Паисия на Афоне, в Молдавии и в России иеросхимонах Сергий (Четвериков)

2. Путь умного делания и духовного трезвения иеросхимонах Сергий (Четвериков)

3. О вере во Христа иеросхимонах Сергий (Четвериков)

4. О мировом зле и спасающей Церкви иеросхимонах Сергий (Четвериков)

5. Преподобный Паисий Величковский и исихастская традиция игумен Петр (Пиголь)

6. Письмо отцам Поляномерульской обители преподобный Паисий (Величковский)

7. Письма иерею Димитрию преподобный Паисий (Величковский)

8. Слово к отцу Феодосию, архимандриту пустыни Софрониевой преподобный Паисий (Величковский)

9. Послание к Никифору Феотоки преподобный Паисий (Величковский)

10. Руководство к русской церковной истории – Период V. Синодальный профессор Петр Васильевич Знаменский

Комментарии для сайта Cackle