Библиотеке требуются волонтёры

Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле

Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся (Пс.103:28–29).

§ I

Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его (Деян.15:18).

§ II

Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте (Деян.2:23). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо (Быт.22:8). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех (Прем.6:7). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление.

I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего (Рим.8:29). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя (Ин.10:14). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? (Гал.4:9). И на другом месте: позна Господь сущыя своя (2Тим.2:19). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста (Быт.15:13). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце язы́ков (Деян.21:10–11). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят (1Цар.23:12). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог, что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел (Мф.26:53); однако сего не сделалось.

II. Намерение Божие сесть тоже, что и определение. Поскольку в Боге намерение, хотение, определение, исполнение сесть одно и тоже.

III. Управление – которого действие есть:

1) Всё располагать и управлять, – как пишет Соломон о ипостасной премудрости: Досязает же от конца даже до конца крепко и управляет вся благо (Прем.8:1). Что хозяин в доме, что корабельщик в корабле, – то промысл Божий в мире.

2) Водить благочестивых, как говорит Моисей к сыновом Израилевым: и да помянеши весь путь, имже проведе тебе Господь Бог твой, сие четыредесятое лето в пустыни (Втор.8:2). Благочестивые странствуют в мире сем, и без руководителя пути правого не знают; почему Бог, дабы от путей Его не заблудили, посылает показующих путь им Ангелов Своих. Так патриарху Иакову спутешетвовали Ангелы Божии, как пишется: И Иаков иде в путь свой, и воззрев виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его Ангели Божии (Быт.32:1). Так Товит, будучи уверен о руководстве благочестивых Ангелами, говорил к жене своей: не печалися, сестро, здрав (Товия) приидет, и очи твои узрят его: Ангел бо благ спутешествовати будет ему (Тов.5:21–22). Посему-то всегда должны мы взывать ко Богу: Скажи мне Господи путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою (Пс.142:8).

3) Исправлять стопы, по уверению Соломонову: От Господа исправляются стопы мужу (Притч.20:24). Но какому мужу? Тому, который повинуется Богу, боится преступить заповеди Его, как воспевает Давид: Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи (Пс.24:12). Каким образом? Сообщая ему дары Святаго Духа, путь помощью светлости слова своего показуя, волю к благому наклоняя и возбуждая, подобно, как корабль вёслами и ветром к скорейшему течению понуждается. Сверх сего, полагая пред очами его примеры святых, как говорит Давид ко Богу: на тя уповаша отцы наши; уповаша, и избавил еси я: к тебе воззваша, и спасошася: на тя уповаша, и не постыдешася (Пс.21:5–6). Так исправляет Бог стопы мужа; и не стопы точию, но и сердце к добромыслию, и руки к благоделанию, и язык к благоглаголанию и молению, и глаза к состраданию, и уши к беспорочному слышанию.

4) Предел полагать, или ограничивать; и отсюда-то происходит оное предопределение, о коем в (Деян.4:28) и (1Кор.2:7) пишется. И оное не что иное есть, как управление дела к спасительному концу, и уничтожение развращённых советов мира сего. Подобно как златарь очищает злато от нечистот, и из него делает сосуд в честь; и как пчела из горьких трав делает сладкий мёд: так Бог из зла производит добро, как пишет Павел: Вемы же, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным (Рим.8:28). Иосифа братья продали в Египет, совещали на него злая: Бог же приложил злая на благая, как сам говорит к братии своей: не бойтеся, Божий бо есмь аз. Вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт.50:19–20). Позорною смертью умертвили Сына Божия иудеи; но Отец небесный учинил, что смерть Его есть спасительна всему миру, и есть заплата за грехи наши.

5) Рассматривать и всё управлять, как говорит премудрый царь: Ты же Владычествуяй силою в кротости судиши и с великим щадением разсмотряеши нас (Прем.12:18). Многоразлично Бог присутствует в мире сем. Как царь земной, по существу своему, сидит на престоле своём, и славою своею его исполняет; по присутствию есть во всем доме своём, ибо всё в нём видит; по власти и могуществу есть во всём царстве своём, поскольку: наказует, прощает, управляет; так и Бог зане бесконечен есть, – везде есть по сущности, и все вещи исполняет благостью Своею, по присутствию: ибо всё видит, и по могуществу: ибо вся тварь Его содействием действует; но особенно есть во святых – благодать Свою им сообщая.

6) Производить α) в тварях движение, как пишется: о нем бо живем и движемся и есмы (Деян.17:28). ß) Действовать: Отец мой доселе делает, и аз делаю (Ин.5:17). γ) Носить вся глаголом силы своей: Иже (Сын Божий) сый сияние славы и образ ипостаси его, нося же всяческая глаголом силы своея (Евр.1:3). δ) Воспитывать: Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс.54:23). ε) Оживлять всю тварь: и рече Ездра: ты еси сам Господь един, ты сотворил еси небо и небо небесе и вся вои их, землю и вся, елика на ней суть, моря и вся, яже в них, и ты оживляеши вся, и вои небеснии покланяются тебе (Неем.9:6). ζ) Веселиться о делах своих: Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих (Пс.103:31).

7) Призирать на землю: Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога (Пс.13:2). Яко приниче с высоты святыя своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных (Пс.101:20–21). Яко очи мои на всех путех их: несокровенны суть от лица моего, и не утаена суть беззакония их от очию моею (Иер.16:17).

8) Наконец управления Божия действие есть требовать от нас отчёта во делах наших, и худые наказывать. Кто весел сидит в гостинице, хотя и не помышляет об иждивении; однако хозяин гостиницы тщательно замечает, и его не отпускает прежде, нежели иждивенное уплатит: так и мы, хотя ещё тратим время наше на весёлости, на роскоши, игры, и проч.; но не должны думать будто Бог забыл нас. Нет, Он на всё смотрит, и всё тщательно примечает, и в своё время отчёта потребует. И воздам, – говорит Бог чрез Иеремию, – первее сугубая беззакония и грехи их, имиже оскверниша землю мою (Иер.16:18).

§ III

Есть Бог, – есть и промысл Его Божественный, хотя многие и то и другое отрицают. О безбожниках рассуждать здесь нет нужды, ибо их в самой вещи нет; а отвергающие промысл Божий заслуживают здесь внимание. Эпикур и его последователи вовсе промысл Божий отрицали, но всё случаю и необходимому некоему року приписывали. Стоики отнимали у промысла свободу. Перипатетики всё фортуне или счастью подвергали. Сусптики не только о промысле Божием, но и о своём бытии сомневались. Но все сии и им подобные в учении сем весьма погрешили.

§ IV

Ты, Христианине, имеешь многие доводы, которые доказывают, что Бог искони о творении своём промышляет.

1) Священное Писание преисполнено такими доводами, кои промысл Божий не опровергают, но утверждают. Чтоб представить все сии доказательства, надобно употребить много времени, надобно много предпринять труда. Кто верит Священному Писанию, кто оное Духу Святому приписывает – того и одно свидетельство о сем удостоверить может. Вот сам Сын Божий говорит: Отец мой доселе делает, и аз делаю (Ин.5:17). Делать, не что иное здесь значит, как промышлять. Но ты скажешь, что Бог давно уже перестал делать, следственно и промышлять. И благослови Бог день седмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити (Быт.2:3). Но здесь почи Бог не от промысла, без которого бы вся машина мира разрушилась [сравни (Пс.93)]; но престал от творения новых видов, поскольку сотворённые им вещи получили уже силу производить вещи другие – себе подобные.

2) Ежели бы Бог, не был истинно Бог, то бы можно было сомневаться и о промысле Его. Но как Бог есть истинный Бог, что видно из Его совершенств, то есть: премудрости, благости, правды, милосердия, и проч.: то, кто́ благоразумный отрицать промысл Божий станет?

3) Явные дела Божии доказывают промысл Его. Мы видим, что благочестивые люди награждаемы бывают, а злые – наказываемы; те процветают, сии – аки увядают; те умножаются, сии – искореняются. Но сие, без промысла Божия, происходить не могло бы.

4) Когда мы делаем зло, то совесть наша нас мучит, и мы чего-то боимся. Но что́ заставляет нас бояться? Не внутреннее ли побуждение, которое нам свидетельствует, что есть такое существо, которое всё видит, всё управляет, и зло наказывает.

5) Чтоб Бог промышлял о тварях, сего требует собственное естество тварей. Твари не суть творец, но творение: а Бог есть творец, а не тварь; следственно, как твари имеют бытие своё от Бога, так и требуют Его о себе попечения. Без промысла Божия ничто существовать не может. Движение небесной сферы – от начала мира порядочно совершаемое – не Божиим ли промыслом движется? Постоянное продолжение попеременно бываемое, весны и лета, осени и зимы – не от Божия ли зависит изволения? В разности стихий дружественное согласие – не Богу ли вменить до́лжно? Разрушение одной вещи, рождение другой подобной, и, таким образом, беспрерывное вещей продолжение в многочисленном оных множестве кто́ отважится приписать случаю, а не Богу? Подлинно – истребить от мира Божий промысл – есть отрицать бытие Божие.

6) О промысле Божием свидетельствуют самые животные, как говорит Иов: но вопроси четвероногих, аще ти рекрут, и птиц небесных, аще ти возвестят: Повеждь земли, аще ти скажет, и исповедят ти рыбы морския. Кто убо не разуме во всех сих, яко рука Господня сотвори сия? (Иов.12:7–9). И что бо сии скоты, коих мы употребляем для ношения тяжестей, оные звери, обитающие в знойных Аравийских степях или в нестерпимых Лапландских льдах, оные рыбы, плавающие в водах, и птицы, летающие по воздуху? – Не вся ли сия ко Богу чают, дати пищу им во благо время.

7) О промысле Божием свидетельствуют святые Отцы, и другие Христианские учители. „Сия одна есть, – говорит Иероним3, – слава человеку: знать и разуметь, что Бог есть Господь творяй милость и правду на земли; что всё Божиим промыслом и правдою управляется; и, что кажется нам быть без причины – правды и причины исполнено». – Св. Григорий пишет: „Бог пребывает внутрь всего; Сам есть вне всего; Сам выше всего; Сам ниже всего. Выше всего есть по могуществу, ниже всего по хранению, вне всего по неограниченности, внутрь всего по тонкости; верхняя правящий, нижняя содержащий, извне окружающий, внутрь проницающий»4. И на другом месте он же пишет5: „Бог добро творит и распоряжает, но учинённое от беззаконных, дабы без порядка не прошло – Сам располагает6«. – Лактаций говорит: ,,Нет никого столь грубого, и так диких нравов человека, который бы возводя глаза свои на небо, хотя бы и не знал, какого Бога промыслом всё видимое управлялось; однако из самых вещей величины, движения, расположения, постоянства, пользы, красоты, соразмерности, не уразумел бы, что есть некоторый промысл, и что нельзя статься, чтоб то, что удивительным способом существует – большим некоторым разумом не было управляемо»7. Снеси Василия Великого бесед. VII. на шестодн. Дамаск. книг. II, гл. 30. егож в слове против Маних. Феодорит. в слове о промысле.

§ V

Подлинно, не можно отъять от мира промысл Божий. Отыми промысл – и будет хаос – первобытное смятение. Но потребно знать, разделение промысла Божия. Промысл есть или всеобщий, или особенный, или особеннейший.

I. Всеобщий Божий промысл объемлет совокупно всю тварь, все вещи в мире сем находящиеся. Сие есть то, что Бог – всех вещей бытие и силы сохраняет, и в естественном их состоянии содействуя – всё к благим концам премудро управляет. Велия и дивная творит Бог в тварях своих! α) Ha небеси. Человече! ты, который отрицаешь Божий промысл! возведи очи твои горе́. Зри порядочное солнца течение, примечай рождение и истощение луны, созерцай ни на чесомже утверждённые, и по видимому малые, а в самой вещи такие же, как и солнце, усыпающие небесную твердь тела́, и их движение. Коль ясно в них написано Божие провидение! как вразумительно, как громогласно небеса поведают славу Божию (Пс.18:1). ß) На земли. Он покрывает небо облаками, даёт земле дождь, помощью которого прозябает земля, траву скотам, и злак на службу человекам. За сие Давид побуждает нас, чтоб мы прославляли Бога: начните, – говорит, – Господеви во исповедании, пойте богови нашему в гуслех: одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком, дающему скотом пищу их (Пс.146:7–9). γ) В воздухе: ибо Он продолжает силу и действие воздуха, помощью которого всякое дыхание существует; питает птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы (Мф.6:26). δ) В воде: ибо напаяет вся звери сельные, и насыщает в ней рыбы морския преходящия степи морския. Также промышляет и о величайших морских чудовищах, как говорит Давид: змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время (Пс.103:26–27). ε) Даже и самая малейшая травка, которою ты увеселяешься, ногами попираешь, не чужда есть Божественного промысла. Смотрите крин селных, како растут: ни труждаются, ни прядут. аще же сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, лицемери (Мф.6:28, 30). Поистине, ежели бы Бог на одно мгновение ока отнял промысл свой от мира сего – то бы вся машина сия вдруг разрушилась, в силу оных Давидовых слов: Отвращшу же тебе лице (всяческая) возмятутся (Пс.103:29). Се есть общий Божий промысл, видимый во всей твари, и на ней почивающий.

II. Особенный промысл Божий простирается к человеку.

1) Особенное творение – человек: особенный и промысл о нём Божий. Вся тварь для человека сотворена, а не человек для твари. И Бог для того промышляет о тварях, дабы они служили человеку. Промышляет о солнце, луне и звёздах, дабы они светили человеку днём и ночью. Промышляет о земле, дабы она питала его. Промышляет о скотах, дабы одевали его.

2) Различные суть страны света различные имеют климаты, различные и произведения естества; но все си концы земли населены человеками, и ни едина страна не имеет нужды в питании его, ибо всем тем изобилует, что для него необходимо. Одна изобилует хлебом, другая золотом; та зверьми, а сия – преизящными плодами. В изобилующей золотом не терпит человек нужды в хлебе; а в плодоносящей хлеб, не недостаёт золота. Различные звери равно доставляют человеку плоды: так плоды привлекают зверей. Так всё располагает Бог особенно в пользу человека. А увеличивающиеся государства, цветущие науки, умножавшиеся искусства и художества не суть ли доказательством особенного Божия о человеке промысла?

3) Кроме сих вещественных убеждений, есть ещё другое – особенное особенного промысла Божия о человеке печатление. Сотворить человека с тем, чтоб сделать его причастником блаженства есть дело благости Божией; а не повиноваться высочайшему повелению есть знак человеческой неблагодарности. Наказать неблагодарность есть долг правосудия; а спасти погибшего есть свойство милосердия Божия, которое единственно и одержало верх над правосудием. Не упоминаю я о тех изустных откровениях, которые бывали от Бога: то Адаму и Сифу, то Еносу и Ною, то Аврааму, Исааку и Иакову. Не говорю о славном оном дании закона, бывшем, единственно, для подкрепления испорченного естественного добра знания в человеке. Прохожу молчанием бесчисленные песни Пророков, их учение и обещание. Сие одно говорю: что Бог для возрождения умершего, и уже, так сказать, вечно погибающего человека – родился, пострадал, умер, и, по воскресении, послал Апостолов проповедать учение своё во всю вселенную, да вси веру имут, и спасени будут (Мк.16:15–16). И се есть доказательство особенного промысла Божия о человеке.

III. Есть ещё особеннейший некий Божий промысл, который относится к человекам благочестивым. Хотя Бог промышляет и о каждом человеке; но избранные Божии привлекают на себя особеннейшее Его смотрение. Бог есть всем человекам Отец, Промыслитель и Спаситель, но более – о верных печётся, как уверяет Апостол: уповахом на Бога жива, иже есть спаситель всем человеком, паче же верным (1Тим.4:10). Верными нарицает здесь тех, кои обращаются в Церкви воюющей от любве чистыя, и совести благия и веры нелицемерныя; о таковых Бог имеет особеннейшее смотрение. Ибо:

1) Утверждает в вере их. Так Аврааму, дабы укрепить его к вере истинной, не менее десяти раз являлся, как свидетельствует Писание. Сюда относятся все изустные откровения, все явления Божии, кои Он предпринимал в виде человеческом, к подкреплению и утверждению избранных Своих.

2) В то время, когда прочие истаявают гладом и жаждою, промышляет пищу и питие избранным Своим. Так Илия получает мяса от ворона, яко Господь заповедал ворону препитати его, как пишется: и вранове приношаху ему хлебы и мяса заутра, и хлебы и мяса к вечеру, и от потока пияше воду (3Цар.17:6). И опресноки от Ангела, возбуждающего его так: востани, яждь, и пий (3Цар.19:5). Так Сидонской жене вдовице водонос муки не оскуде, и чванец елеа не ума́лися (3Цар.17:16). Так Даниил, вверженный в ров львиный, слышит от Аввакума, восхи́щенного Ангелом, си мирнии глаголы: Данииле, Данииле: возми обед, егоже посла тебе Бог (Дан.14:37). Так Агарь, странствуя по пустыне, егда оскудевшей воде, верже отроча своё Исмаила под елью, да не видит смерти его, утешается от Ангела: что есть, Агарь? не бойся: услыша бо Бог глас отрочища от места, идеже есть. И отверзе Бог очи ея, и узре кладязь воды живы: и иде, и налия мех воды, и напои отроча (Быт.21:17, 19).

3) Оскудевших и ничего не имущих обогащает. Так обогатил жену едину от сынов пророчих чрез Пророка Елисея (4Цар.4:1–7) Так обогатил жителей Самарии, когда от Сирского царя сына Адерова будучи осаждена, до такого дошла состояния, что, как пишется: бысть глава ослова за пятьдесят сикль сребра, и четвертая часть меры гноя голубинаго за пять сикль сребра (4Цар.6:24–25). Но после было, якоже рече Елисей к царю глаголя: две меры ячменя за сикль един, и мера муки пшеничны за сикль (4Цар.7:18).

4) От врагов защищает. Сколь ни гнал Саул Давида, но при всём том, Давид всегда избегал от убийственных рук его. (смотр.: 1Цар.19, 10. 26. 2, и проч. 21. 3. 23. 8. и проч. (стр. 10). Сколь ни важно было повеление Египетского царя фараона, чтоб убивать Израильских младенцев мужского пола, но при всём том они промыслом Божиим, сохраняемы были, как пишется: Убояшася же бабы Бога, и не сотвориша, якоже повеле им царь Египетский, и живляху мужеский пол (Исх.1:16–17).

5) С врагами примиряет. Исав шёл было с войском, чтоб убить брата своего Иакова; но Бог учинил то, что он с ним примирился (Быт.32:6). Египтяне сколь ни были неприязненные враги Израильтян; однако Бог такую дал благодать Израильтянам пред Египтянами, что сии и всё своё имение им отдали: Глаголи убо, – пишется, – отай во ушы людем, и да испросит кийждо у соседа, и жена у соседы своея сосуды сребряны и златы, и ризы. Господь же даде благодать людем Своим пред Египтяны, и даша им (Исх.11:2–3). Или, как Давид говорит о Израильтянах: и даде я в щедроты пред всеми пленившими я (Пс.105:46).

6) Молитвы их слышит, прежде нежели вопиют к нему. Когда роптали сынове Израилевы на Моисея; то он ещё и не молился к Богу, а Бог услышал его: что, – говорит, – вопиешь ко мне? (Исх.14:15).

7) Удивляет их пред человеки, как говорит Давид: и уве́дите, яко удиви Господь преподобнаго своего (Пс.4:4). Удивил некогда Бог древнего Своего Израиля, ибо: α) Когда вёл их пустынею, то не было из них никого болящего, или утруждаемого: и не бе, – говорит Псаломщик, – в коленах их боляй (Пс.104:37). β) Чрез сорокалетнее время путешествия их в обетованную землю – были целы их сапоги и одежды – и с ними вместе возрастали, как говорит Моисей к ним: и водил вас четыредесять лет по пустыни: не обетшаша ризы вашя, и сапози ваши не сотрошася на ногах ваших (Втор.29:5, 8:4). γ) Вместо земного хлеба – получали хлеб небесный, как пишет Давид: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им: хлеб Ангелский яде человек: брашно посла им до сытости (Пс.77:24–25). δ) В пустыне безводной не имели недостатка в водах: разверзе камень в пустыни, – пишет Давид, – и напои я яко в бездне мнозе, и изведе воду из камене и низведе яко реки воды (Пс.77:15–16); и на другом месте: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных ре́ки (Пс.104:41). ε) Имели путеводителя – столб облачный, и огненный, как пишется: распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию (Пс.104:39). И кто может исчислить все те чудеса, кои сотворил Бог с Израилем Своим? (читай псал. 77, 104, 106, 134, 135 и проч.(стр.11).

Но примечания достоин оный столп, водивший Израильтян.

1) Он показывал им путь, куда шествовать до́лжно было, как пишется: Бог же вождаше их, в день убо столпом облачным, показати им путь, нощию же столпом огненным, светити им (Исх.13:21). 2) Сей столп никогда не оскудевал, но предшествовал им чрез сорок лет: и не оскуде столп облачный во дни и столп огненный нощию пред всеми людми (Исх.13:22). 3) Он иногда двигался, иногда останавливался, как пишется: егда же восхождаше облак от скинии, воздвизахуся сынове Израилевны со имением своим: аще же не взыде облак, не воздвизахуся даже до дне, в оньже взыдет облак (Исх.40:36–37). 4) Он был весьма велик и широк – дабы весь Израиль мог его видеть. 5) Столпом сим управлял Ангел Божий. 6) Столп сей не оскудевал ни днём ни ночью. 7) В нём Бог являлся пред скинией свидения, как пишется: Егда же вниде Моисей в скинию, сниде столп облачный и ста пред дверьми скинии, и глагола (Господь) Моисею (Исх.33:9). 8) Покрывал лагерь, и от жара солнечного защищал. 9) Разделял Израильтян от Египтян: Взятся же, – пишет, – столп облачный от лица их и ста созади их. И вниде посреде полка Египетска и посреде полка сынов Израилевых и ста: и бысть тма и мрак, и прииде нощь, и не смесишася друг с другом во всю нощь (Исх.14:19–20).

§ VI

Когда так промышлял Бог о людях, их же видел, что суть жестоковыйные и непокорные, то:

1) Неужели оставит без особливого призрения возлюбленного Своего Нового Израиля – верующих святых и избранных Своих? Хотя бо по вознесении на небеса Сын Божий отступил от верующих Своих личным присутствием; но не отнял от них благодатного Своего присутствия: и се, аз, – рек Он, – с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь (Мф.18:20).

2) Бог всегда промышляет о избранных, охраняет и избавляет их – неужели попустит Он, чтобы они, странствуя в пустыне мира сего, – когда-либо утрудились ношением лёгкого бремени Евангельского, и изнемогли душами своими? Никак! о них то пророчествовал Исаия: окрыла́теют а́ки орли́, потекут и не утрудя́тся (Ис.40:31). А оное Давидово изречение, что означает? Спасение праведных от Господа, и защититель их есть во время скорби, и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на него (Пс.36:39–40).

3) Неужели стерпит Он, чтоб избранные Его претерпевали нужду в одеждах, и чтоб сапоги стёрлись на ногах их? Но что́ то за одежда, которою Он их одевает? Не иная, как которою хвалится Исаия: облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя (Ис.61:10). Что́ то за веселие? Слушай Сираха: страх Господень слава и похвала, и веселие, и венец радости: Страх Господень возвеселит сердце и даст веселие и радость, и долгоденствие (Сир.1:11–12). Что́ за страх Господень? Слушай его же: Боящиися Господа не сумневаются о глаголех Его, и любящии Его сохранят пути Его: боящиися Господа поищут благоволения Его, и любящии Его исполнятся закона. Боящиися Господа уготовят сердца своя и пред Ним смирят души своя (Сир.2:15–17). Вот одежда избранных! И не сотворит ли Бог – да будут они всегда ею облечены? И что́ то за неветшающие сапоги их? Те, о коих говорится: и дадите сапоги на нозе (Лк.15:22), то есть способность ходить по стопам заповедей Христовых.

4) В Древнем Завете посылал Бог хлеб небесный – манну, то есть до сытости: попустит ли в Новом Завете тот же Бог, избранным своим истаевать гладом хлеба животного? И что́ есть хлеб сей? Не он ли самый тот, о коем говорит Он же: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин.6:51). Может ли убо отнять у них хлеб сей, когда Он Сам предлагает: приидите, ядите (Мф.26:26). И когда не ядущих – Царствия Небесного отчуждает: аще не сне́сте плоти Сына человеческаго, ни пие́те крове его, живота не и́мате в себе (Ин.6:53)?

Ο, коль превосходен хлеб сей! О, как непохожа на него манна ветхосенная! Аз есмь, – говорит Сын Божий к Иудеям, – хлеб животный. Отцы ваши ядо́ша манну в пустыни, и умро́ша: сей есть хлеб сходяй с небесе́, да, аще кто от него яст, не у́мрет: (Ин.6:48–50).

5) Израильтянам источил Бог воду от камня: затворит ли ныне тот же Бог от избранных своих источник вод, текущих в живот вечный? И кой есть источник сей? Источник сей течёт от камня Христа – Кровь его честная. Един от воин копием ребра Ему (Христу) прободе́, и а́бие изыде кровь и вода (Ин.19:34). Кто причащается достойно пречистой Крови Христовой, тот получит Царствие Небесное. Ядый мою плоть и пия́й мою кровь, – говорит Спаситель, – и́мать живот вечный, и аз воскрешу́ его в последний день (Ин.6:54). Причащающийся Крови Христовой получит и то блаженное состояние, о коем говорит Спаситель: глаго́лю же вам, яко не и́мам пи́ти отныне от сего́ плода́ ло́знаго, до дне того, егда́ е пию́ с вами но́во во царствии Отца моего (Мф.26:29).

6) Израильтянам давал Бог столп облачный, путеводительствующий их днём и ночью: попустит ли тот же Бог, чтоб избранные Его – Новый Израиль – по пустыне мира сего без предводителя заблуждали? Никак. Он промышляет о них, как чадолюбивый отец, и Сам не отрицается быть Путеводителем их. Но что же избирает Сын орудием предводительства сего? То, что и для их полезно, и Его величеству не неприлично. Се есть столп благодати! И: α) он есть такого свойства, что днём представляет вещество облака, ночью – вещество огня: то есть благодать Божия в то время, когда мы во свете повелений Божиих ходим, покрывает нас от жгущего зноя вражды сатанинской: а когда мы, как бы ночью уныния покрывшись на пути истинны заблуждать начинаем, – тогда просвещает ум наш словом Божиим аки огнём горящим – и паки на путь правый наставляет. ß) Столп благодати никогдаже оскудевает избранным; но всегда предшествует им, даже, пока достигнут в землю благую и многу, иде́же водоте́чи водныя и источники бездны исходящыя по полям и горам; в землю пшеницы и ячме́ня, [иде́же] винограде, смокви и шипцы́, в землю ма́сличия еле́а и меда; в землю на нейже не с нищетою снедят хлеб, и ничесоже востребуют на ней (Втор.8:7–9); в землю, говорю, обетования – Горний Иерусалим, Царствие Небесное. γ) Столп благодати есть велик и так широк, что не точию всех сердца исполняет, но и все места, Богослужению посвящённые, осеняет δ) Благодатным столпом непосредственно управляет Ангел несозданный, коего Исаия великого совета Ангелом (Ис.9:6) нарицает: Иисус Христос Сын Божий есть вождь в столпе благодатном присутствующий, и их руководящий. ε) Посредством благодати снисходит Он в сердца избранных Своих, кои суть скиния святая, храм Божий, по оному: или не ве́сте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть (1Кор.6:19). ζ) Столп благодати различает верных от неверных, избранных от отверженных, ибо вера есть печать благодати Божия, верных знаменующая.

§ VII

Так Бог печётся о избранных Своих, их же души назнаменованы Кровию Христовою! Но откуда сие, что мы иногда примечаем и видим, что Бог, как кажется, о благочестивых не промышляет. Ибо какой тот промысл: чтоб нечестивым со дня на день преуспевать в благополучии, а избранным впадать в напасти и бедствия? Сие Бог делает по особенному Своему смотрению: или дабы испытать их постоянство и твёрдость в вере, или чтоб наконец более их прославить. Отнимает Бог у Иова имение, и детей, и самого поражает язвою лютою; а для чего? для того, чтоб явить всему миру его постоянство. Попускает Иосифу продану быть во Египет, быть всажденну в темницу; но сие для того, чтоб учинить его первым по Фараоне, и во время глада, его особою, препитать избранного Своего Израиля. Попустил Бог, чтоб Даниил ввержен был в ров львиный: но для того, чтоб доказать ему новый опыт Своего благоволения. Целомудренная Сусанна предаётся в руки прелюбодеев и клеветников: но на что? Для того, чтоб пред всеми, яко солнце воссияло её целомудренное сердце. Таковые, и сим подобные примеры, бесчисленные! Довольно убо будет с Августином сказать: „Промысл Божий ни малейшего зла не попущал бы, если бы не умел произвести из оного добра»8.

§ VIII

Неоспоримо сие, что Бог промышляет о избранных; но промышляет ли о злочестивых? Воистину промышляет. Или 1) как Творец, подавая им всё нужное к житию их. Так говорит Сын Божий об Отце Своём: иже яко солнце свое сияет на злыя и благия и дожди́т на праведныя и на неправедныя (Мф.5:45). Или 2) как Отец, подавая им всякие способы к покаянию, и долго ожидая их обращения. О сем пишет Павел: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении неради́ши, не ве́дый, яко благость Божия на покаяние тя ведет (Рим.2:4). Или 3) как Судия, наказуя их за жестокосердие; ибо таковые, по слову Павлову, по жестокости своей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, иже воздаст коему́ждо по делом его (Рим.2:5–6). Сюда относятся многие действия суда Божия: и: α) отвергать беззаконных, как бы они не были людие Божии, как пишется у пророка Осии: и рече́ Господь, прозови́ имя ему не лю́дие мои: зане вы не лю́дие мои, и аз не́смь Бог ваш (Ос.1:9). β) Не пасти их, но предавать смерти: и рех, – говорит Бог устами Захарии, – не и́мам пасти вас: умирающее да у́мрет, и исчезающее да исчезнет, и прочая да поя́ст ки́йждо плоть ближняго своего (Зах.11:9). γ) Разорять советы их, как пишется в книге Иова о Боге: уловля́яй премудрых в мудрости их, совет же коварных разори́ (Иов.5:13), или, как говорит Давид: помы́слиша советы, ихже не возмогут составити (Пс.20:12).

§ IX

Из предложенного о промысле рассуждения, видишь ныне, Христианине! Что Бог есть существо всеблагое и милосердое, обо всех тварях без изъятия промышляющее, и всё к благим концам премудро управляющее. Видишь, что дыхание каждого есть в руце Его, и вси пути его (Дан.5:23). Отсюда убо:

1) Научись, что ты был бы ничто, если бы не поддерживала тебя сильная десница Вышнего, и, если бы благие дела твои от Бога производимы, укрепляемы и к благому концу склоняемы не были. Взывай всегда с Иеремиею: вем, Господи, яко несть человеку путь его, ниже́ муж по́йдет и исправит шествие свое (Иер.10:23). Благослови Бога Небесного с Даниилом: бу́ди имя Господа Бога благослове́но от века и до века, яко премудрость и смысл, и крепость его есть (Дан.2:20).

2) Научись возлагать всё упование на Отца Небесного, на Него же очи всех уповают, и иже даст им пищу во благовремении: отверзаешь ты руку свою и исполняешь всякое животно благоволения (Пс.144:15–16). Будь мужествен и терпелив в ненастиях: без Отца бо Небесного ничтоже бывает. Подражай Давиду, который, почивая в промысле Божием, так взывает ко Богу: ты еси́ исто́ргий мя из чрева, упование мое от сосцу́ мастере моея́ (Пс.21:10). В оскудении пищи и одежды не унывай; мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.16:14). Аще бо Он птицы небесные питает, и траву толь великолепно одевает – не паче ли оденет и препитает тебя, иже много паче трав, и птиц лучше еси? Не говори ко Богу: что яко путь нечестивых спе́ется? угобзи́шася вси творящии беззакония; насадил еси их, и укорени́шася, чада сотвори́ша и сотвори́ша плод: близ еси ты уст их, далече же от утроб их (Иер.12:1–2). Придёт время, когда с Давидом скажешь; оба́че за льщения их положил еси им зла́я. Низложил еси я, внегда́ разгорде́шася. Како быша в запустение? Внезапу изчезо́ша, погибо́ша за беззаконие свое. И аз вы́ну с тобою: удержал еси руку десну́ю мою: и советом твоим наставил мя еси, и со славою прия́л мя еси (Пс.72:18–19, 23–24).

3) Научись благодарить Его за высочайшее о тебе промышление. Так благодарил Бога Авраамов слуга Елеазар за благополучный путь: и благоволив, говорит, поклони́хся Господу: и благослових Господа Бога господина моего Авраама, иже благоустро́и мя на пути истинны (Быт.24:48). Так Иаков благодарил Бога за Его о нём промысл: Бог отца моего Авраама и Бог отца моего Исаака, Господи Боже, ты реки́й ми: иди в землю рождения твоего, и благо тебе сотворю. Довле́ет ми от всея́ правды и от всея́ истины, ю́же сотворил еси рабу Твоему: с жезлом бо сим преидо́х Иордан сей, ныне же бех в два полка́ (Быт.32:9–10). Так и ты взывай ему Давидские словеса: да испове́дятся Господеви милости его и чудеса его сыново́м человеческим. Яко насытил есть душу тщу́, и душу алчущу исполни благ (Пс.106:8–9).

4) Научись во всяких нуждах молиться Ему и от Его единого, а не от и́нуды требовать надёжной помощи. Аще восстают на тебя враги – молись ко Богу – и обратит сердца их к тебе, и вражду на любовь переменит, и обиды на благотворение. Аще клянут тебя – моли Бога – и возблагословят тебя якоже Валаам Израиля (Втор.23:5).

5) Научись смирять себя пред Богом, а не возноситься. Помни, что Он – Творец твой, а ты – Его творение; что ты в руке Его, яко брение в руке скудельника.

6) Научись не любопытствовать о Его промысле – бездна бо многа есть. Не испытуй судеб Его; взывай лучше с Павлом: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспы́тани су́дове его, и неизследовани путие́ его. Кто бо разуме́ ум Господень, или кто советник ему бысть? (Рим.11:33–34).

7) Наконец, что видишь случающееся в мире сем, не приписывай ничего слепому какому случаю, но, единственно, Промыслу Божию. Отвергай мнение Манихеев, вымысливших злое начало. Бегай Либертинов, приписывающих свои беззакония непреодолимому Божию Промыслу. Вручай себя, Христианине! и все дела твои – аще суть добры – Промыслу Божию. Уверь себя, что Бог печётся о всём так, яко о едином, и о едином – яко о всём. На все дела зрит око Его. Благ Господь всяческим, и щедроты его на всех де́лех его (Пс.144:9). Повинись Промыслу Его, лобызая руку Божию милующую и наказующую. Будь терпелив в несчастиях, в счастии: кроток, снисходителен, ласков и щедр. Возложи на Бога всё упование твоё, и пойдёшь во всех путях твоих радуясь. Промысл Вышнего будет предшествовать тебе, спутешествовать тебе, а́може течение твоё. Божие – дело располагать тобою, и стезями твоими; твоё дело – следовать воле Божией. Божие дело есть о тебе провидеть: а твоё – крепкую на Него полагать надежду. В надежде на Бога получишь богатство, в надежде на Бога получишь честь, в надежде на Бога подучишь славу, ежели не временную, то непременно вечную. Знай притом, что надежда на Бога тогда тверда и истинна, когда душа твоя украшена добродетелями. Украшаясь всеми добродетелями, почивай в промысле Божием, и влас главы твоея не погибнет.

* * *

3

В толковании на 9 гл. Иеремии.

4

На Иезекииля бесед. 7, кн. 2, нравоуч 7.

5

Книга 18, нравоуч.

6

Книга 18, нравоуч.

7

Божест. наставл. книг. 1, гл. 2.

8

В ручн. кн.к Лаврентию, глав. II.

Комментарии для сайта Cackle