Рассуждение шестнадцатое. Об Адаме

§ I

Адам так назван от земли, как пишется в Бытейской книге: и созда́ Бог человека, персть (взем) от земли (Быт.2:7). Он есть главная причина падения всех человеков. Пал Адам – и все в нём пали. Согрешил Адам – и все в нём согрешили.

§ II

Адама и Христа различие.

1) В рассуждении начала. Адам из земли без семени мужеского сотворён: Христос зачался от Духа Святаго, как говорит Ангел к Марии у Луки Евангелиста: Дух святый найдет на тя и сила вы́шняго осенит тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий (Лк.1:35). Оба Адамы удивительное рождение имеют.

2) В рассуждении деяния. Ибо Адам нас лишил древа жизни, как пишется: се, Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. И ныне да не когда́ прострет руку свою и во́змет от древа жизни и снест, и жив будет во век. И изгна́ его Господь Бог из рая сладости делати землю, от нея́же взят бысть (Быт.3:22–23): Христос же сам сделался для нас древом и хлебом, потому-то и говорит у Иоанна: аз есмь хлеб животный (Ин.6:51); и в Апокалипсисе говорится изрядно на сию вещь о Христе: посреди стогны его и по оба по́лы реки́ древо животное, еже творит плодов двана́десяте, на ки́йждо месяц воздая́ плод свой: и ли́ствие древа во исцеление язы́ком. И всяка анафема не будет ктому́; и престол Божий и агнечь будет в нем, и раби́ его послужат ему (Откр.22:2–3).

3) Адам скотам подобных нас сделал, как говорит Давид: и человек в чести сый не разуме́, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:21); Христос же нас Ангелоподобных сделал, как говорит о блаженных Лука: ни умре́ти бо ктому́ могут: равни бо суть Ангелом, и сы́нове суть Божии, воскресения сы́нове су́ще (Лк.20:36).

4) В Адаме телесно мы умираем, как говорит Павел: якоже единем человеком грех в мир вни́де и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вни́де, в немже вси согрешиша (Рим.5:12): во Христе же духовное воскресение получаем, как выражает тот же Апостол: звезда от звезды ра́знствует во славе: та́кожде и воскресение мертвых. Сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное, востает тело духовное (1Кор.15:41–44).

5) Адам осуждения и наказания роду человеческому приобрёл: Христос от наказания и осуждения нас освободил, как и чрез Осию Сам Он говорит: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я: где пря твоя, сме́рте? Где осте́н твой, а́де? (Ос.13:14).

6) В рассуждении происшествия. Адам обнажил нас первозданной одежды: правды, то есть и истины: Христос сделал, что облечься можем в нового человека, созданного по Богу в правде, и в преподобии истины (Еф.4:24). Адам лишил нас сообщества и сожития Ангельского, как пишется: и изри́не Адама, и всели́ его прямо рая сладости: и пристави Херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни (Быт.3:24): Христос оное паки даровал: и се Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия́ их (Лк.2:9). По сему, великое несходство между Адамом и Христом, по оному: якоже единаго прегрешением во вся человеки вни́де осуждение, та́кожде и еди́наго оправданием во вся человеки вни́де оправдание жизни (Рим.5:18).

7) Сверх сего Адам вдохновен дыханием жизни, как повествует Моисей: и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт.2:7); но Христос помазан Духом Святым, как Сам о Себе y Исаии говорит: Дух Господень на мне, егоже ради пома́за мя (Ис.61:1). [Снеси: (Ин.3:34)].

8) Адам сотворён в душу живу: Христос не сотворён, но рождён. Бысть, пишет Павел, первый Адам в душу живу, последний Адам в Дух животворящь (1Кор.15:45). Адам сотворён в шестой день: Христос во исполнении времени родился: егда же, говорит Апосптол, прии́де кончина лета, посла́ Бог Сына своего (единороднаго), раждаемаго от жены (Гал.4:4).

9) Адам не без совета Божия сотворён, как пишется: сотворим человека (Быт.1:26): Христос не без совета Отча к совершению спасения человеческого рождён: вси заблудихом, – говорит Исаия, – человек от пути своего заблуди́, и Господь предаде́ его (Христа) грех ради наших (Ис.53:6); но при всём том Сам Он, по слову того же Исаии, называется: вели́ка совета Ангел (Ис.9:6).

10) Адам по образу Божию сотворён: Христос Сам есть образ Отца. Адам содержал всех потомков в чреслах своих; а Христос всех нас содержит в лоне благодати Своей, да мы все обновимся, ибо хощет всем спастися и в разум истины приити́ (1Тим.2:4).

11) Адама ввёл Бог в рай сладости: Христа же послал в землю печали и горести, дабы и нас научил сносить всякую горесть, и дабы Своею болезнию и нас от мучений избавил. О сем гадательствующий Исаия так, указуя на Христа, говорит: той язвен бысть за грехи нашя, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на нём, язвою его мы исцлехом (Ис.53:5).

§ III

Вопрошают некоторые: „какой учинил грех, какое преступление против Бога сделал Адам, что Бог его и в нём весь род человеческий, так строго наказал? Вкушение плода заслуживает ли то, чтобы Адаму изгнану быть от лица Божия, претерпевать всякие бедствия, и, наконец, вечную смерть?» На сие ответствуется: что, хотя вкушение от плода древа в себе самом рассуждаемое, и не может быть грех: [Господь бо даде злак на службу человеком (Пс.103:14)] но поскольку сие древо было запрещённое, для того вкушение оного есть беззаконие. Рассмотрим бо, что учинил Адам? Он в сем случае погрешил пред Богом многочисленно и во-первых:(α) гордостью против Бога, по слову Сираха: начало гордыни человеку отступление от Господа (Сир.10:14. И далее: начало греха гордыня (Сир.10:15). (β) Излишнею любовью, жене оказанною, в противность Божия повеления: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем (Мф.22:37). (γ) Любопытством; поскольку не доволен был данною ему премудростью; но желал ещё большей, послушав совета змиева: отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт.3:5). (δ) Неверием; ибо отвергнул слово Божие в предосторожность ему сказанное: в о́ньже аще день снесте от него (древа), смертию у́мрете (Быт.2:17). (ε) Мечтанием о маловажности греха. (ζ) Обжорством: не довольствуясь многочисленными в снедь ему данными плодами, вкусил и от запрещённого древа. (μ) Неповиновением, как пишет Павел: якоже бо ослушанием единаго человека грешни быша мнози: сице и послушанием единаго праведни будут мнози (Рим.5:19). (ϑ) Гнуснейшим образом извинения: жена, юже дал еси со мною, та ми даде́ от древа, и ядо́х (Быт.3:12).

§ IV

И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече́ их (Быт.3:21). – Вопрос: для чего Бог Адаму дал ризы кожаны? Отв: 1) По причине выгодности; ибо кожи звериные весьма способны к одеянию. 2) По необходимости; поскольку нагота сего требовала. 3) Для показания им, чтобы они сим научились кротости агнчей, а не хитрости и гордости змииной. 4) Чтоб одежды из мёртвых скотов, кои носил Адам, напоминали ему, что он чрез своё преступление подверг себя смерти. Достопамятное вещи сей доказательство видеть можно в писаниях святого Василия, который повествует: „что когда сорок воинов и мучеников обнажённые одежд своих, брошены были по повелению Игемонову в холодное озеро, дабы хладом лишились жизни, тогда они терпением вооружившись противу всех мучений, тако возопили: не одеяние сбросили мы, но ветхаго человека, тлеемаго в похотех. Благодарим тебе Господи! что ты с сею одеждою сподобил нас свергнуть и грех, поскольку чрез змия оным мы облеклись, а чрез Христа сего греха ныне совлекаемся» 5) Адам, одеянный одеждою, образовал Христа, который хотя свят был, и чист от всякого греха; однако восхотел облечься в одежду, то есть грехи наши, егда образом обре́теся якоже человек (Флп.2:7), быв в подобии плоти греховной.

§ V

Что убо, человече! тщеславишься богатым одеянием? Одежда есть знак нашего падения, нашего преслушания, нашей бедности. Оковы, каковы бы они ни были: железные ли, или медные? златые или серебряные? всегда означают злодеев. Какого рода платье ты ни носишь, знай, что ты преступник в Адаме. А посему сколько раз ни облачаешься в ризы свои, напоминай, что ты в Адаме лишился первобытной невинности, а одежду носишь, стыдясь своего преслушания. Паче же всего старайся свергнуть с себя ветхого человека, тлеемого в похотях, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины. Таковая духовная твоя одежда, облечёт тебя в ризу нетления.

Комментарии для сайта Cackle