Сборник «Слова» включает следующие сочинения прп. Симеона Нового Богослова: богословские, нравственные и огласительные слова, благодарения, послания и прочие избранные гомилии.

1. Богословские слова представляют собой 3 трактата, объединенные темой единства Святой Троицы. Они были написаны по случаю экзегетического спора о словах Христа «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28). Прп. Симеон размышляет о природе Божества, триединстве, отношениях Лиц Святой Троицы и о путях богопознания. Он подчеркивает абсолютную непостижимость природы Бога, критикует попытки иерархически разделить Лица Святой Троицы, поскольку каждая ипостась является равной и совечной.

Автор излагает учение о Боге как свете, причастником которого может стать человек. Он пишет о важности покаяния и смирения. Прп. Симеон описывает свой духовный опыт и говорит о том, что богословствовать может не всякий, а только тот, кто удостоился созерцания Бога и посещения благодати Святого Духа.

2. Темы нравственных слов (15 слов) разнообразны: история грехопадения и последующего обновления человека, прародители Адам и Ева, их потомки, история богоизбранного народа, искупление человечества Христом (Новым Адамом), Церковь как новый рай, бесстрастие, любовь к Богу, покаяние, боговидение и богопознание.

3. Огласительные слова (33 слова) были произнесены прп. Симеоном во время игуменства в монастыре св. Маманта. В них он говорит о любви, о видении Бога и единении с Ним, о причастии Святого Духа, о покаянии, слезах и сокрушении. Также затрагиваются аскетические темы: пост, воздержание, бдение, молчание, память смертная, борьба со страстями.

4. Благодарения (2 трактата) являются свидетельством личного богообщения прп. Симеона, который ярко и подробно описывает видение света и встречу с живым Христом. Сочинения представляют собой целостный рассказ о пути души к Богу и о милостивом действии Божественной благодати.

5. В посланиях (3 трактата) содержится учение прп. Симеона о духовном руководстве, церковной иерархии и Таинствах (особенно Таинство Исповеди).

6. В прочих гомилиях (36 трактатов) раскрываются такие темы, как первородный грех, печать Христова, признаки мертвости и живости души, молитва и вера, любовь к Богу и ближнему, воскресение мертвых и праведный суд Божий, и др.

Сборник «Слова» представлен в переводе свт. Феофана Затворника, выполненный с новогреческой переработки XVIII века Дионисия Загорейского.

Слова Богословские 60, 61, 62

Слова Нравственные 26, 34, 35, 41, 45, 52, 57, 58, 63, 78, 80, 82, 83, 84, 85

Слова Огласительные 19, 21, 25, 27, 42, 43, 47, 49, 50, 53, 54, 55, 56, 59, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 79, 81, 86, 88, 89, 92

Благодарения 90, 91

Послания 11, 32, 87

Прочие 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 28, 29, 30, 31, 33, 36, 37, 38, 39, 40, 44, 46, 48, 51, 68

 

 

Святитель Феофан Затворник высоко ценил творения преподобного Симеона и часто рекомендовал своим духовным чадам это «...сокровище неоцененное. Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни... Как настойчиво излагает он суть дела жизни христианской, производя ее во всем пространстве от Господа Спасителя–исключительно. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум и требует повиновения» – свидетельствовал в письмах святитель во время работы над переводом. Главный предмет наставлений святого Симеона – делание во Христе сокровенное. Он объясняет пути внутренней брани, обучает мерам совершенствования, заставляет подвизаться преимущественно против духовных страстей, против помыслов и движений греховных. Преподобный Симеон говорит об этом так, как только может говорить человек, изучивший опытом жизнь нравственную, притом не год, а десятки лет. Сочинения его – богатейшая сокровищница мыслей о жизни духовной, с силою действующих на душу, жаждущую благочестия.

***

Слова преподобнаго и богоноснаго отца нашего Симеона Новаго Богослова.

В переводе с новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобным Дионисием Зогреем, подвизавшимся на пустынном острове Пипери, лежащем против Афонской горы, и напечатаны в Венеции в 1790 г. *)

Оглавление

Слово 1 (прочее)

1. В чем состояло преступление Адамово?

2. Как по причине преступления его все люди сделались тленными и смертными?

3. Как милостивый и человеколюбивый Бог чрез домостроительство воплощения избавил род человеческий от тления и смерти?

4. И в чем состоит таинство креста и тридневного погребения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа?

Слово 2 (прочее)

1. О том, что естество человеческое чрез воплощение Сына и Бога Слова приходит опять в благобытие, то есть в то доброе и божественное состояние, в каком было оно до преступления Адамова.

2. Также о законе естественном, писаном и духовном.

3. Еще о том, каким способом может кто прийти в благобытие.

4. И какие дела делая, можем мы войти в царствие небесное.

Слово 3 (прочее)

1. О том, что нам надлежит испытать самих себя, имеем ли мы блаженства Христовы, потому что они (добродетели, ими указываемые) суть знак печати (Христовой).

Слово 4 (прочее)

1. О том, что смерть души есть удаление из нее Духа Святого, жало же смерти сей – грех; и что смерть и тление тела есть уподобление смерти и растлению души.

2. И о том, какие признаки мертвости и живости души.

3. О том, каким образом бывает отьятие тления и смерти, и о том, что смерть ныне не истреблена, а попрана и сделана ничтожною.

4. О том, как после смерти прославляются телеса почивших святых, также о воскресении и праведном суде Божием.

Слово 5 (прочее)

1. Что есть самовластие, которое даровал Бог человеку в начале?

2. И после падения, что осталось в человеке от сего самовластия?

Слово 6 (прочее)

1. Что в теле болезнь, то в душе грех.

2. Как имеем мы чувство телесное, так надобно, чтоб душа имела чувство духовное и чувствовала как болезнь свою, так и здравие.

3. Кто не имеет чувства духовного и не чувствует, больна ли душа его, или здорова, тот еще не христианин, хотя и называется христианином, ибо прямой плод веры христианской есть здравие души.

Слово 7 (прочее)

1. Бог, по чрезмерной любви Своей к людям, подверг их разным лишениям в жизни сей.

2. Бедность есть благодеяние Святого Бога.

3. Кто хулит бедность, тот отрицается христианства и не хочет быть христианином.

4. Необходимость настоит, чтобы христиане имели скорби и беды.

Слово 8 (прочее)

1. Удерживать в уме читаемое в Божественном Писании есть действие силы Божией.

2. О молитве и чтении.

3. Как надлежит христианину молиться?

Слово 9 (прочее)

1. Самый большой грех есть молиться без страха Божия, без благоговения и внимания. Допускающие его не ведают, как должно, Бога.

2. Для того чтобы познать Бога, потребен божественный свет.

3. Всякий человек грешит умом, словом и делом. Чтоб охраняться от грехов, надо прежде всего уврачевать ум.

Слово 10 (прочее)

1. Бог не немощным создал в начале человека, так чтобы он согрешил по немощи, как теперь грешит.

2. Иное есть грех Адама, а иное прочие грехи, коими грешим мы ныне.

3. Что нам даровано от Христа, и что есть грех?

4. Того ради Бог соделался человеком, да упразднит дела диавола.

Слово 11 (послание)

1. Пишет сие слово святой отец к одному ученику из мирян и научает, как должно чтить святых отцов духовных.

2. Что должно делать, чтоб найти настоящего духовного отца?

3. И нашедши его, как должно к нему относиться?

Слово 12 (прочее)

1. Кающийся во грехах своих никакой не получит пользы, если не взыщет приять от Христа Господа и врачевство той немощи своей, по причине коей грешит.

2. Что бы ни делал человек в настоящей жизни, всуе делает, если то не способствует к здравию его душевному.

3. Как грех бывает по воле нашей и без воли нашей?

Слово 13 (прочее)

1. Врачевство, врачующее душу, одно, а не много их.

2. Четырьмя образами грешат люди.

3. Спасение всех в единой воле Божией; человек же не имеет в себе ничего, чем бы сам мог спастися.

Слово 14 (прочее)

1. Чего требует Бог от христианина?

2. Какой вред потерпел и терпит человек от диавола, а не знает того?

3. Все люди недугуют душою и не понимают того.

4. Надобно им познать недуги свои, чтоб взыскать врача.

5. Лукавый диавол свои искушения как приманку какую полагает пред людьми.

6. По какой причине не все христиане преуспевают в добродетелях?

Слово 15 (прочее)

1. Есть семь классов лиц, для которых потребна молитва Церкви о спасении их.

2. Те, которые молятся Богу, а между тем сами не знают, о чем просят, не бывают услышаны.

3. Всуе трудятся те, которые не молятся в духе.

Слово 16 (прочее)

1. Кто истинный христианин?

2. Христианин, который любит славу или удовольствия, или деньги, не истинный христианин.

3. Христианам необходимо нести чувствительные лишения и подвиги, чтоб освободиться от сих страстей.

4. Всякое доброе дело надобно делать с тою целию, чтобы приять благодать Христову и святость.

5. Молиться со вниманием есть дар Божий.

6. Грешники – враги Богу, от которых Он отвращается.

Слово 17 (прочее)

1. Какое бы ни сделал человек добро, ему же самому бывает от того благо.

2. Как узнать, принял ли Бог наш пост, молитвы и милостыню?

3. Как должно петь и молиться?

4. Освящение и свобода даются душе посредством веры.

5. Душою псалмопения должно быть смиренномудрие.

6. Чем погашается благодать Божия?

Слово 18 (прочее)

1. Вера в семи значениях употребляется.

2. Чрез веру сподобляется человек благодати Божией.

3. Невозможно без веры угодить Богу.

Слово 19 (огласительное)

1. Душа очищается посредством веры и исполнения заповедей Христовых.

2. Облекается она свыше сходящею силою Духа Святого и сподобляется зреть Бога.

3. Желающим получить благо от Бога надлежит с радостию терпеть всякую скорбь, злострадания и искушения, их встречающие.

4. Всякому надлежит рассмотреть себя, достоин ли он внити в царствие небесное.

Слово 20 (прочее)

1. Кто те, кои истинно любят Бога, от чего рождается любовь к Богу и чем обнаруживается?

2. Какие дела любви к ближним по Богу?

3. Любовь есть глава закона.

Слово 21 (огласительное)

1. О милостыне: кто насыщает Бога, когда Он алчет, и напаяет, когда Он жаждет, и как потому можно совершать такого рода дела?

2. Не получает настоящей пользы тот, кто милует только бедных, а не милует и себя самого, оставляя себя в небрежении, обнаженным от всякого доброго дела и от благодати Божией.

Слово 22 (прочее)

1. Прежде надлежит нам получить благодать Христову, и тогда уже проходить можем жизнь по Богу.

2. Каким образом сподобляются сей благодати?

3. Кто во грехе и кто во благодати?

4. Всякий грех от диавола, а добро от Христа.

5. Что есть глава добродетелей и что ноги их?

Слово 23 (прочее)

1. Трем страстям бывают порабощаемы люди: сребролюбию, славолюбию и сластолюбию.

Слово 24 (прочее)

1. Бог никого не создал быть рабом другого человека, тем менее демонов.

2. О бессловесном гневе и похоти, и от чего подвергается им человек.

3. Как для телесного зрения потребны здравые глаза, соразмерное расстояние, чистый воздух и свет солнца, так и для умного зрения потребно все такое мысленно.

Слово 25 (огласительное)

1. О страстном, неверном и лукавом или злом настроении.

2. В чем состоит единение Бога с сынами света, и как оно происходит?

Слово 26 (нравственное)

1. О покаянии и против тех, которые криво толкуют следующие слова божественного Павла: ихже предуведе, тех и предустави, и прочее (Рим. 8 и далее).

Слово 27 (огласительное)

1. Душеполезные наставления всякому христианину.

Слово 28 (прочее)

1. Всякий грех есть нечестие, и всякий грешник – нечестивец.

2. Христос умер, чтоб исцелить людей от грехов их.

3. Чтоб именоваться только христианами, это переходит к нам от предков наших и от рода христианского.

Слово 29 (прочее)

1. Кто ищет от Бога, а сам не знает, чего ищет, тщетно ищет.

2. Как молиться о царствии Божием?

3. Душа, сподобившаяся царствия, должна ощущать сие чувством и являть делом.

4. Кто лукавый, и как можно избавиться от рабства ему?

5. Каким образом совершается воскресение души?

Слово 30 (прочее)

1. Сколько видов познания о Боге и какие они?

2. Нам надлежит знать, что есть Бог, но что Он есть, того не должно допытываться.

3. Чтоб быть христианином, надо веровать и креститься.

4. Кто называется и есть христианин, и кто называется, но не есть христианин?

5. Кто не творит воли Христа Спасителя, тот не христианин.

6. Неправедные христиане хуже евреев.

Слово 31 (прочее)

1. Два есть главнейших дела, из коих в одном пагуба, в другом спасение.

2. Гордость растет вместе с человеком.

3. Всякому необходимо сознать, что он ничто.

4. Главная черта христианина есть смирение.

5. Есть две жертвы, благоприятные Богу, без коих нет спасения.

6. Какой признак того, что приближается кто к Богу?

Слово 32 (послание)

1. Посланное к некоему брату христианину – о покаянии, где показывается, что надобно делать тому, кто после того, как впал в грех и приобрел злой навык, покаялся и положил начало исправлению.

Слово 33 (прочее)

1. К причащающимся Божественных Таин. – И кто причащается недостойно.

Слово 34 (нравственное)

1. О словах Апостола Павла: искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5:16).

2. Каким образом искупает кто разумно время настоящей жизни?

Слово 35 (нравственное)

1. О словах: первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе (1Кор. 15:47).

2. Как совлекаемся мы перстного человека и облекаемся во Христа, и делаемся родственниками Ему и братиями?

Слово 36 (прочее)

1. Бог в день суда осудит, как грешников, тех, которые не ищут приять благодать Божию.

2. Сила греха непонятна.

3. Христос употребляет члены христиан, как орудия.

Слово 37 (прочее)

1. Человек потерял истину после того, как изгнан был из рая.

2. В чем грех диавола, и в чем – Адама?

3. Человек грешен от самого зачатия своего.

4. И возрождается Святым Духом во святом Крещении.

5. Чего это желали цари и пророки прежде пришествия Христова?

6. Духовный отец должен прежде оглашать исповедающихся и научать таинству веры, а потом налагать и епитимию.

7. Всякому христианину потребно восприять божественное изменение.

Слово 38 (прочее)

1. Всякий из нас должен познать, что он есть Адам, чтоб быть Христом.

2. Таинство воплощения Сына и Слова Божия имеет целию пересозидать верующих в Него и делать их нетленными и бессмертными.

3. Определения Божии делаются законом естества.

4. Какие определения Божии опять Им отменяются и каким образом?

Слово 39 (прочее)

1. Как разуметь: начало премудрости страх Господень?

2. Какие признаки и дела верных и богобоязненных людей?

3. Какие признаки и дела людей неверных и не боящихся Бога?

4. Кто тот мертвый, который не живет по Богу?

5. Как от Бога имеем мы бытие, так от Него же только получить можем и благобытие.

Слово 40 (прочее)

1. Воздержание есть один из плодов Святого Духа. Тем, которые веруют во Христа, надлежит знать, что они получают от Него дары Святого Духа, так что которые не знают, что приемлют от Христа дары, всуе уверовали.

Слово 41 (нравственное)

1. О праздниках, и как надобно их праздновать?

2. Против тех, которые хвастаются празднествами.

3. Что означает то, что бывает во время их?

4. К тем, которые причащаются Пречистых Таин достойно и недостойно.

5. Как бывает, что иной соединяется с Богом чрез Святое Причастие, а иной не соединяется?

6. Какое различие имеют причащающиеся достойно от причащающихся недостойно?

Слово 42 (огласительное)

1. Что есть таинство Воскресения Христова? Как в нас бывает Воскресение Христово, и как вместе с сим бывает воскресение души? – Сказано во вторник второй недели по Пасхе.

Слово 43 (огласительное)

1. Об изменениях души и тела, которые бывают от стихий, пищи и бесов.

Слово 44 (прочее)

1. Диавол пятью кознями воюет против людей.

2. Всякое доброе дело, какое делает человек, должен делать его или для того, чтобы умилостивить Бога, или для того, чтоб возблагодарить Его.

3. Кто ищет спасен быть, должен подвизаться.

4. В каких людях царствует Царь всяческих и Бог и в каких не царствует.

Слово 45 (нравственное)

1. О сотворении мира и создании Адама.

2. О преступлении заповеди и изгнании из рая.

3. О воплощенном домостроительстве Господа, и о том, как Он воплотился ради нас.

4. Как все творение имеет быть опять обновлено?

5. Что это за светлое состояние, какое имеет опять восприять вся тварь?

6. Как это святые соединяются со Христом и Богом нашим и бывают едино с Ним?

7. Какой это вышний мир, и как он наполнится, – и когда придет конец?

8. Пока не родятся все, коим предопределено родиться до самого последнего дня, – дотоле вышний мир не наполнится.

9. На слова Евангелия: уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему (Мф. 22 и далее).

10. Святые по воскресении будут знать один другого.

Слово 46 (прочее)

1. Чрез возрождение в божественном Крещении души верующих опять оживляются и, прияв Духа Святого, как душу души, приносят плоды Духа жизни. Которые же плодоприносят зло, осуждаются вместе с некрещеными.

Слово 47 (огласительное)

1. Не следует никому говорить, что в нынешнее время невозможно всякому, кто захочет, взойти на верх добродетели и подражать древним святым.

Слово 48 (прочее)

1. Никто да не дерзает думать, что возможно спастись одною верою, без делания добрых дел.

Слово 49 (огласительное)

1. О духовном ведении, и что сокровище Духа сокрыто в букве Божественного Писания, и явно не для всех, а лишь для тех, кои стяжали в душу свою благодать Святого Духа.

Слово 50 (огласительное)

1. Не должно с нерадением проходить делание заповедей Божиих, но должно подвизаться соблюсти их все.

2. Искушения надобно переносить великодушно.

Слово 51 (прочее)

1. Надлежит человеку прежде приять силу от Христа чрез святое Крещение и тогда браться за исполнение заповедей, ибо святое Крещение делает крещаемых или совсем неподвижными, или труднодвижимыми на зло, равно как и второе крещение покаяния. Также какими надлежит быть священникам.

Слово 52 (нравственное)

1. Какие это неизреченные глаголы, кои слышал Апостол Павел?

2. Что суть блага, ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша?

3. Что есть царствие Божие, и как оно действенно является в нас?

Слово 53 (огласительное)

1. О любви и о том, какова жизнь и каковы дела добродетельных мужей.

2. И ублажение тех, кои имеют сердечную любовь.

Слово 54 (огласительное)

1. О совершенной любви – какое действие ее?

2. И о том, что если не попечемся приять благодать Святого Духа здесь, в настоящей жизни, то невозможно нам быть верными и христианами; не будем мы также чадами Божиими.

Слово 55 (огласительное)

1. О тех, кои причастны бывают благодати Святого Духа.

2. И о том, что любящий славу человеческую никакой пользы не получит от прочих добродетелей, хотя бы все их исправил.

Слово 56 (огласительное)

1. О вере, и к тем, которые говорят, что живущему в мире невозможно достигнуть совершенства в добродетелях. В начале слова – многополезная повесть.

Слово 57 (нравственное)

1. О страшном дне Господнем и о будущем суде; какой это день Господень и кому открывается?

2. Он действует в нас и прежде смерти, и открывается тем, в коих действует в настоящей жизни.

3. Вера во Христа одна не может нас спасти, если не получим сознательно благодати Святого Духа.

4. Как можно познать, что благодать Святого Духа получена? И толкование слов: в начале бе Слово.

5. Ублажение тех, которые получили благодать Святого Духа.

Слово 58 (нравственное)

1. О любви и вере. Как стяжать в душе своей любовь к Богу?

2. О воссиянии и созерцании света и о таинственной беседе Духа.

Слово 59 (огласительное)

1. Всякому христианину необходимо причастну быть благодати Святого Духа.

2. Невозможно, чтобы дела добродетели были тверды и прочны иначе, как благодатию Святого Духа, без коей никто не может ни успешно шествовать путем добродетели, ни пользовать других, ни принимать и разрешать чужие помыслы.

3. Триипостасное Божество по всему равно (то есть все лица по всему равны).

Слово 60 (богословское)

1. Первое богословское слово против тех, которые говорят, что Отец есть прежде Сына.

Слово 61 (богословское)

1. Богословское второе. Против тех, которые покушаются богословствовать, не имея благодати Святого Духа.

Слово 62 (богословское)

1. Богословское третье – о том, что что есть Отец, то же есть и Сын, и что есть Сын, то же есть и Дух Святой, – и что три сии суть един Дух, единочестный, единосущный и единопрестольный.

Слово 63 (нравственное)

1. О тех, кои думают, что имеют Духа Святого, без всякого совершенно сознания и чувства действия Его, – и о тех, которые говорят, что в настоящие времена ни один человек не может узреть славы Святого Духа.

2. О том, что у святых нет ни малой зависти, когда и мы всячески стараемся преуспеянием в добродетелях сделаться подобными им.

3. Как можно зреть Бога?

4. Кто достиг такой меры, чтобы зреть, по возможности своей, Бога, тот еще в настоящей жизни научается знать, какое блаженство будет даровано святым в будущей жизни.

5. Что Пророки и Апостолы возвещали то, что видели, будучи просвещаемы Духом Святым, всегда с ними пребывавшим.

6. Кто преступает или криво перетолковывает слова его, тот погрешает против Духа Святого.

Слово 64 (огласительное)

1. О богохульстве. Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святого, и кто хулит действия Святого Духа, говоря, что такие действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию.

Слово 65 (огласительное)

1. О покаянии, и о том, что когда кто творит все подряд заповеди Божии, то преуспевает в добродетели и делается совершенным.

Слово 66 (огласительное)

1. О покаянии, и что для очищения души недостаточно одного раздания имуществ, если не стяжем и плача.

2. Об изгнании Адама из рая, и что если б он покаялся по преступлении заповеди Божией, то не был бы изгнан из рая.

3. Какое благо принесло ему покаяние, и какое принес он по изгнании?

4. Как надлежит каяться тому, кто хощет истинно покаяться.

5. О втором пришествии Господнем.

6. Обличение тех, которые живут не худо, но не с добрым расположением, а притворно.

Слово 67 (огласительное)

1. О покаянии. Какой подвиг душевный и какую болезнь сердечную имеет тот, кто кается с духом сокрушенным и смиренным?

2. Что говорит он и как молится человеколюбивому Богу?

3. О страхе Божием.

Слово 68 (прочее)

1. О трех образах внимания и молитвы.

2. О первом образе.

3. О втором.

4. О третьем.

Слово 69 (огласительное)

1. О покаянии и начале добродетельной жизни; также о том, что должно делать каждодневно тому, кто кается; еще – о сокрушении и слезах.

Слово 70 (огласительное)

1. Как надлежит присматривать за собою и вникать в свое состояние и как должно сличать дела свои с заповедями Христа Господа?

Слово 71 (огласительное)

1. О новоначальных монахах.

Слово 72 (огласительное)

1. Об отречении от мира и отсечении своей воли.

2. Что всякому надо найти себе опытного руководителя, чтоб научиться от него добродетели.

3. Что надобно иметь веру к духовному отцу.

4. О зрении света, коим просвещается всякая душа и преуспевает в любви к Богу.

Слово 73 (огласительное)

1. О том, что должно охотно повиноваться старшим, не забывать данных Богу обетов и не роптать по причине церковных служб.

Слово 74 (огласительное)

1. О привязанности к родным.

2. Об отчаянии и видах его.

3. О необходимости вразумлять таковых словами Писания.

4. Кто не исполняет хоть малую какую заповедь, о том нельзя сказать, что он истинно верует.

5. Приточное изображение шествия царским путем среди соблазнов.

6. Вред для монаха от пристрастия к родным.

Слово 75 (огласительное)

1. О покаянии и умилении.

2. Как можно дойти до умиления?

3. О слезах.

4. Без них нельзя достигнуть чистоты и бесстрастия.

Слово 76 (огласительное)

1. Надлежит соблюдать и держать спасительный пост не в первую только неделю святой Четыредесятницы, но и во все прочие.

Слово 77 (огласительное)

1. О воздержании и терпении в делании добродетелей, требуемом временем поста, и о молчании, и о том, как истинно подвизающимся должно проводить все время поста.

Слово 78 (нравственное)

1. Кто таков тот, кто кается, и какое делание его?

2. Если не стяжем добродетелей, то никакой не принесет нам пользы свобода от страстей.

3. Кто таковы те, которые работают, Богу, каковы дела их, и по чему можно распознать их?

Слово 79 (огласительное)

1. О животворном умертвии, которое подает Дух Святой подвизающимся о спасении своем.

2. О том, что освободившиеся от работы закону сознательно приемлют благодать божественного света.

3. Каков должен быть иерей, приявший свыше власть решить и вязать?

4. Тому, кто истинно священнодействует и осиявается божественным светом, явны все люди.

Слово 80 (нравственное)

1. О том, какое ведение есть истинное ведение, и о том, что ведение Бога в добродетельных не от учения происходит, но от чистоты души и от Божественной благодати.

2. Что осуждение есть худое дело.

3. Обличение тех, которые думают, что знают тайны Духа, не имея благодати Духа.

4. О святости Духа.

5. Коль блага вера, какой плод ее и как он множится.

6. Которые имеют сокровище Духа в себе, узнают, когда оно есть и в других, и знают, какие отличительные признаки святых.

7. Кто не родился свыше, тот не может видеть Бога и узнать того, кто достиг сего благодатию Духа Святого.

Слово 81 (огласительное)

1. О духовном делании.

2. Каково было это делание у древних святых?

3. Как можно и нам преуспевать в нем?

Слово 82 (нравственное)

1. О животворном умертвии.

2. О том, что стяжание добродетелей покупается кровию.

3. Какие обиталища добродетелей?

4. Кто не восходит в царствие небесное должным порядком, тот не войдет в него.

5. В совершенных качествует радость и веселие, а не слезы.

6. И внутрь их текут реки богословия.

7. Не следует принимать предстоятельство над народом без удостоверения благодати Божией.

8. В чем главное дело тех, кои имеют предстояние над народом, и как разумные овцы должны быть пасомы пастырями?

Слово 83 (нравственное)

1. О бесстрастии и добродетельной жизни.

2. Как отсечь волю свою и востечь на высоту совершенства?

3. О соединении Бога с душою и души с телом.

4. О преславном соединении трех сих – Бога, души и тела.

5. О духовном врачевстве, и как надлежит врачевать немоществующих душою?

Слово 84 (нравственное)

1. О бесстрастии и о дарованиях, каких мало-помалу сподобляются преуспевающие в нем.

2. В чем состоит совершенство духовного о Христе возраста?

Слово 85 (нравственное)

1. О безмолвии, и какого рода делание должен проходить тот, кто желает мужественно пребывать в нем.

Слово 86 (огласительное)

1. Душеполезная повесть об одном послушнике, получившем Святого Духа молитвами отца своего духовного.

2. О действиях Святого Духа и созерцании таин Его.

Слово 87 (послание)

1. О тех, которые сами собою делаются учителями, отцами духовными и руководителями других, и, не имея Божественной благодати, руководят и учат других, – и о том, что не должно никому, прежде чем рожден он будет и просвещен от отца духовного, руководить или учить других.

Слово 88 (огласительное)

1. О том, что желающий пасти словесное стадо Христово прежде должен рассмотреть и с точностию исследовать себя самого и свое состояние, и тогда уже браться учить других.

Слово 89 (огласительное)

1. О том, что опасно для души скрывать талант, или данную от Бога благодать, но следует всем проповедовать о благодеяниях Божиих на пользу слушающим, хотя иным это и неприятно бывает.

Слово 90 (благодарение)

1. Благодарение Богу за дары, какие сподобился получить святой отец, и поучение, в коем он показывает, как и каковым является Бог тем, кои чисты сердцем.

Слово 91 (благодарение)

1. Благодарение Богу за полученные от Него благодеяния; о духовной молитве и о преспеянии в ней; о божественном озарении, о необманчивом созерцании и о любви к Богу.

Слово 92 (огласительное)

1. О созерцании и откровении, и о душе просвещенной; и как действует благодать Святого Духа в том, в коей царствует любовь к Богу, и кто пришел в глубину смирения.

* * *

Примечания

*)

Новогреческий перевод сделан с рукописей, в которые вместе с творениями Симеона Нового Богослова были включены произведения Константина Хрисомала (Слова 7, 8, 12, 16, 17, 22, 23, 24, 28, 29, 30, 31, 33, 37, 44, 48, 51, 68). В современных критических изданиях произведения Хрисомала исключены из сочинений Симеона Нового Богослова.


Источник: Слова преподобного Симеона Нового Богослова / В пер. на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. - Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. - Москва : Типо-лит. И. Ефимова. 1890-. / Вып. 1: Слова 1-52. – 21-490 с.; Вып. 2: Слова 53-92. – 3-507с.

Комментарии для сайта Cackle