Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Долг, должник

Долг, должник: 1) Д. в юридич. значении называется невыполнение обязательства, невозвращение занятой вещи или денежной суммы, возникшая задолженность по платежам и т.п. Человек, обяз. вернуть Д., является должником (Лк. 7:41; Мф. 6:12). Обычно считается справедливым погашать Д. Если погашения Д. не происходит или он погашается несвоеврем., кредитору (заимодавцу) приходится прибегать к мерам принуждения. Во времена Иисуса крайней мерой против неисправного должника было заточение в темницу (Мф. 5:25.26; Мф. 18:34). Чем выше сумма долга, тем сложнее было положение должника (Мф 18 и след.). Но еще ВЗ выступает против ростовщич. эксплуатации и угнетения попавших в нужду, задолжавших соотечественников (Неем. 5:1–8; Иез. 18:7.8; ⇒ Залог). Заимодавец может простить должнику всю сумму Д. или ее часть, руководствуясь великодушием (Лк 7 и след.) или расчетом (Лк 16 и след.). Неразумно становиться поручителем за чужие Д. (Притч. 22:26). Но Павел был готов полностью принять на себя ответственность за Д. Онисима, с которым он подружился, или за причин. им ущерб (Флм 1 и след.);

2) говоря о том, что должен человек, Библия имеет в виду не только денежные Д. Иисус употребляет выражение «что должны были сделать» в его самом общем смысле (Лк. 17:10). Павел, говоря о Д. верующих, подразумевает и такие обязанности, как уплата налогов и податей, а также правильное поведение по отношению к властям (Рим. 13:7). В 1Кор. 7:3 подчеркивается, что Д. мужа оказывать жене «должное благорасположение» в браке. Д. и обязанность людей по отношению друг к другу состоит в любви к ближнему (Мф. 22:39; Рим 13 и след.).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle