Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Святость, святое

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

Святое [евр. кадош; греч. гагиос] – это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определ. связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью – в противоположность греховности.

II. СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ

1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. – неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх. 15:11: «Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?»). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее ⇒ величие, а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как ⇒ суд и ⇒ милость, как праведность (⇒ Справедливость, праведность) и ⇒ любовь;

2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога – Святого (Ис. 6:3) и Освящающего (Иез. 37:28). Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев. 11:44; Лев. 19:2);

3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним: а) народ ⇒ ИЗРАИЛЯ – это народ Божий и потому представляет собой «царство священников и народ святой» (Исх. 19:6); б) ⇒ СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев. 21:1–9); прежде всего это относится к ⇒ первосвященнику, на золотой табличке которого начертано: «Святыня Господня» (Исх. 28:36); в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., «земля святая» вокруг горящего куста (Исх. 3:5) или святой город ⇒ Иерусалим, место присутствия Бога (Ис. 48:2; Ис. 52:1); г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., ⇒ суббота (Исх. 35:2), праздники Господни и праздничные собрания (Лев. 23:4); д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2Пар. 35:3; ср. 2Цар. 6:6), обрядовая богослужебная утварь (Числ. 31:6), жертвы (Иез. 42:13), хлеба предложения (1Цар. 21:4), вода (Числ. 5:17), десятина (Лев. 27:32), предметы одеяния священника (Исх. 28:2); е) по поводу святого пути (Ис. 35:8) ⇒ Путь (II,3);

4) а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис. 6:3): «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откр. 4:8). Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: «Отче Святый» (Ин. 17:11). Определение «святой», употребляемое в отношении Иисуса, свидетельствует о Его Божеств. происхождении. «Святой Дух» Божий снизошел на Марию, поэтому «рождаемое Святое» наречено Сыном Божьим (Мф. 1:18; Лк. 1:35). Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его «Святым Божиим» (Мк. 1:24); б) святыми названы ⇒ АНГЕЛЫ, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф. 25:31), ⇒ ПРОРОКИ, устами которых говорил Бог (Лк. 1:70), а также ⇒ АПОСТОЛЫ и пророки, которым через Св. Духа открыта тайна Христова (Еф. 3:4). Иоанн Креститель назван «мужем праведным и святым» (Мк. 6:20); в) С. присуща Божьему народу НЗ, ⇒ ЦЕРКВИ Иисуса (Рим. 11:16). Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их «избранными святыми» (Рим. 1:7; 1Кор. 1:2), христианами, которые «во Христе» (Рим. 8:1) и которые являются членами Его Тела – Церкви;

5) причастность людей (⇒ Человек) к С. как свойству, присущему Богу (Еф. 4:24), – одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения «святое место» (Деян. 6:13) и «святый град» (Мф. 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как ⇒ Господь Своей Церкви (Рим. 1:4), ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор. 3:17).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle