прот. Александр Мень

Источник

Григо́рий Ни́сский

Григо́рий Ни́сский (Γρηγόριος ό Νύσσης), свт. (ок.335-ок.394), восточный отец Церкви, богослов, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев», младший брат свт. *Василия Великого.

С юных лет находился под сильным влиянием своей семьи, в частности, брата Василия и сестры Макрины, которые призывали его к церковнослужению. Однако, чувствуя склонность к занятиям философией, Григорий Нисский предпочел карьеру ритора. Закончив обучение, он стал преподавателем и женился. В 371 свт. Василию все же удалось убедить брата принять сан епископа небольшого капподокийского г.Ниссы, хотя он знал, что созерцательный по природе Григорий Нисский мало способен к общественной деятельности. Но Василий стремился, чтобы капподокийские кафедры занимали люди, верные православию. Во время своего епископства Григорий Нисский испытал множество нападок со стороны ариан и даже должен был предстать перед судом, но спасся бегством. Лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 Григорий Нисский с триумфом вернулся в Ниссу. Некоторое время был митрополитом Севастийским.

Григорий Нисский участвовал во II Вселенском соборе (381) и был признан одним из авторитетов правоверия. По церковным делам Григорий Нисский побывал в Аравии и посещал Святую землю. Паломничество в Иерусалим произвело на него тяжелое впечатление, он пришел к выводу, что такие путешествия мало полезны с духовной точки зрения. О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего не известно. Мы знаем только, что после смерти свт. Василия многие епископы относились к Григорию Нисскому недружелюбно.

Память святителя Григория Нисского Православная Церковь празднует 10 января.

Библейские труды. Григорий Нисский был одним из самых глубоких философов среди св. отцов классической поры, равный в этом отношении только блж. *Августину. Общий характер его богословско-философских построений был определен влиянием *Оригена, что впоследствии стало причиной недоверия к его взглядам; но в конце концов авторитет Григория Нисского остался бесспорным.

Среди произведений Григория Нисского есть несколько экзегетических: «О Шестодневе», «Об устроении человека», «О жизни Моисея законодателя», «О надписании псалмов», «Толкование на Песнь Песней», «Толкование на Екклесиаста», «Толкование блаженств», «Толкование молитвы Господней» и «О чревовещательнице». Некоторые из них «являются скорее богослужебными беседами, чем трактатами экзегетического типа» (архим. Киприан Керн).

В целом Григорий Нисский следовал *аллегорическому методу Оригена. Так, например, он писал о библейском Древе познания: «Мы уверены, что запрещенное для вкушения древо – не смоковница, как утверждали некоторые и не другое какое из плодовитых деревьев» (Толкования на Песн., предисловие). Это дерево, как и Древо жизни, и сам Эдем, в глазах Григория Нисского – символы духовных реальностей. Такой подход святитель обосновывал самим же Писанием. Он напоминал слова Господа о «закваске фарисейской», которые Сам Христос призывал толковать иносказательно. «В евангельских изречениях, – писал он, – можно набрать тысячи таковых мест, что в них иное представляется с первого взгляда, а к иному относится смысл сказанного» (здесь и далее выделение наше – А. М.) (там же).

Аллегорически понимал Григорий Нисский и события, описанные в Книге Исхода, когда комментировал жизнь Моисея. Труд евреев на стройках фараона означает рабское подчинение страстям, дочь египетского царя – языческую философию, Неопалимая Купина – Богоматерь, казни египетские и смерть первенцев – умерщвление греха, медный змей – Христа, двенадцать родников в синайском оазисе – двенадцать апостолов, а семьдесят пальм – семьдесят апостолов; руки, простертые Моисеем на молитве во время битвы с амаликитянами, – прообраз Креста Христова. Эти толкования, вошедшие в литургическую поэзию, показывают, что Григорий Нисский стремился отыскать в Библии не столько исторический смысл, сколько смысл внутренний, духовный. Аллегорический метод толкования Священного Писания остается в Церкви непреходящим, но всякий раз его конкретные формы меняются в связи с расширением экзегетического кругозора.

В книге о *Шестодневе Григорий Нисский развивает и дополняет труд своего брата Василия Великого. Он подчеркивает боговдохновенные истоки сказания, повествующего о временах дочеловеческих. Познать тайны миротворения бытописатель мог лишь потому, что был просвещен Духом Божьим. Начало мира есть, по Григорию Нисскому, мгновенный акт божественного всемогущества. Григорий Нисский указывает, что перевод *Акилы снимает в данном случае хронологический оттенок и передает его словами έν κεφαλαίφ, т. е. «во главе» (ср. евр. בראשית, бе-реши́т, от ראש, рош – голова). В то же время «начало» содержит в себе уже всю потенцию материального мира. «Слово “начало” чуждо понятия о всяком протяжении. Как точка – начало черты и атом – начало телесного объема, так мгновение – начало временного протяжения».

Миротворению свойственны два этапа. Первый – создание всей материи в смешении ее элементов, второй – сотворение частей мира «по самой последовательности естества в некоем порядке и стройности». В Книге Бытия не случайно сказано, что Бог дал имена элементам природы, в т. ч. светилам. Это указывает, что их появление соответствовало закономерности, предусмотренной свыше. Космогенез происходит «как бы от вложенной некоей силы, осеменяющей бытие Вселенной». В данном толковании ощущается влияние мысли Платона («Тимей»), воспринятой через Филона и Плотина. «Этот святоотеческий “платонизм” показывает, что понимание творения отцами не противоречит принципу эволюции» (прот. И. Мейендорф).

Говоря об Адаме, Григорий Нисский «придерживается библейского понимания человека» (прот. И. Мейендорф). Святитель отмечает, что не случайно имя Адам означает просто «человек». «Имя сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду <...>. Целое наименовано одним человеком». Адам есть «все-человек», «все естество, простирающееся от первых людей до последних» (Об устроении человека, XVI).

Путь христианской жизни, по Григорию Нисскому, есть путь восхождения к Богу. Этой мистической теме посвящены сочинения «О жизни Моисея... » и «Толкование на Песнь Песней». Биография Моисея раскрывает три ступени, или три аспекта, этого восхождения. Начальная ступень – это катарсис, очищение от тех «кожаных одежд», которые дал Бог падшему человеку. Эти одежды есть немощная плоть. Когда Моисей снял обувь перед Купиной, он отрешился от царства греха. Вторая ступень есть путь умственного созерцания, «естественного видения». Высшая же есть «трезвое опьянение» экстаза, восхождение на вершину Синая. Ее знаменует священный мрак святой горы, где Моисей созерцал Сущего, где он «видел незримое, слышал неизглаголанное словом».

Книга Песни Песней, согласно Григорию Нисскому, также есть символическое описание пути человеческого духа, стремящегося к Возлюбленному – Господу. Любовь преодолевает препятствия и страхи, как невеста в Песни Песней. «Кто стремится душою к совершенству, тот гонит от себя страх, потому что такое расположение – не по любви оставаться при господине, но не бежать от него по страху бичей – свойственно рабу» (Толкование на Песней, I). Традиция мистического истолкования Песн., получившая начало уже в ветхозаветной экзегезе (брак Господа со Своей Церковью), нашла развитие в богатой мистической литературе последующих веков.

В небольшой гомилии о чревовещательнице Григорий Нисский отвергает возможность того, что Саулу явился сам Самуил, и относит виденное к действию темных сил. В толковании на Еккл. святитель продолжает развивать свои мысли о катарсисе и преодолении чувственного ослепления. Та же идея господствует и в гомилиях «О надписании псалмов».

Migne. PG, t.44–46; в рус. пер.: Творения, ч.1–8, М., 1861–1871.

*Аверинцев С.С., Григорий Нисский, в книге: Памятники византийской литературы IV-IX вв., М.,1968; свящ. Вергезе П., Взаимоотношение между Богом, человеком и миром в творениях св. Григория Нисского, ЖМП, 1971, № 6,7; Мартынов А.В., Учение св. Григория, епископа Нисского, о природе человека, М.,1886; его же, Эсхатология св. Григория Нисского, М.,1883; *Несмелов В.И., Догматическая система Каз.,1887; *Оксиюк М.Ф., Эсхатология св. Григория Нисского, К., 1914; ПБЭ, т.4, с.633–643; Подлуцкий И., Эсхатология св. Григория Нисского, ВиР, 1914, №17; Порфирий (Попов), Св. Григорий, епископ Нисский, М.,1861; Скворцов И.М., Христианское употребление философии, или философия св. Григория Нисского, ТКДА, 1863, №10; Тихомиров Д.А., Св. Григорий Нисский как моралист, Могилев, 1886; Daniélou J., L’être et le temps chez Grégoire de Nysse, Leiden, 1970; пр. библиография на иностранных языках см.: Quasten. Patr., v.3, p.254–296; см. также библиографию к статье *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle