Библейский словарь Нюстрема

Притча

Притча евр. машаль Притча, рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого – запечатлеть духовные или нравственные истины. Греческое слово «параболэ» (притча) обозначает также «сравнение», ибо при помощи притчей делают сравнение между естественными и духовными предметами и показывают соответствие между чувственным и духовным миром. Говорить притчами и загадками было свойственно восточным мудрецам и ученым. Слушать притчу из уст глупца было невыносимо (Притч 26.7). Иногда слово притча имеет значение пословицы (Лк 4.23 – «присловие»), неясного выражения (Мф 15.15) или вообще сравнения (Мф 24.32 «подобие»).

Пророки часто пользовались притчами, чтобы произвести впечатление на народ и князей. Так, Нафан высказал Давиду его грех в притче о богатом человеке, который отнял и заколол единственную овечку бедняка (2Цар 12.1, срав. Суд. 9.7 и дал., 4Цар 14.9 и дал.). Спаситель также часто пользовался таким способом изложения Своего учения. Почти все Его притчи имеют целью представить Царствие Божие с различных точек зрения. Относительно причины такого изложения Его учения смотри Ис 6.9 и Мф 13.10 и дал.

Примеры притчей в Ветхом Завете: Иофама: Деревья, избравшие себе царя (Суд. 9.8 и дал.). Нафана: Единственная овечка у бедняка (2Цар 12.1 и дал.). Женщины фекоитянки: Ссорящиеся братья (2Цар 14.6 и дал.). Иоаса: Терн и кедр (4Цар 14.9 и дал.). Исайи: Виноградник, приносящий дикие ягоды (Ис 5.1 и дал.).

Притчи Иисуса: Сеятель: (Мф 13.3 и дал., Мк 4.3 и дал., Лк 8.5 и дал.). Плевелы: (Мф 13.24 и дал.). Горчичное зерно: (Мф 13.31, Мк 4.30 и дал., Лк 13.18 и дал.). Закваска: (Мф 13.33, Лк 13.20 и дал.). Скрытое сокровище: (Мф 13.44). Драгоценная жемчужина: (Мф 13.45 и дал.). Невод, заброшенный в море: (Мф 13.47 и дал.). Немилостивый заимодавец: (Мф 18.23 и дал.). Работники в винограднике: (Мф 20.1 и дал.). Сыновья, посылаемые в виноградник: (Мф 21.28 и дал.). Злые виноградари: (Мф 21.33, Мк 12.1 и дал., и Лк 20.9 и дал.). Приглашение на брачный пир: (Мф 22.1 и дал., Лк 14.16 и дал.). Десять дев со светильниками: (Мф 25.1 и дал.). Таланты: (Мф 25.14 и дал.). Овцы и козлы: (Мф 25.31 и дал.). Незаметно растущее семя: (Мк 4.26 и дал.). Два должника: (Лк 7.41 и дал.). Милосердный самарянин: (Лк 10.30 и дал.). Просящий хлеба у друга: (Лк 11.5 и дал.). Безумный богач: (Лк 12.16 и дал.). Господин, который должен возвратиться с брака: (Лк 12.35 и дал.). Бесплодная смоковница: (Лк 13.6 и дал.). Пропавшая овца: (Лк 15.4 и дал., Мф 18.12 и дал.). Потерянная драхма: (Лк 15.8 и дал.). Блудный сын: (Лк 15.11 и дал.). Неверный управитель: (Лк 16.1 и дал.). Богач и Лазарь: (Лк 16.19 и дал.). Неправедный судья: (Лк 18.1 и дал.). Фарисей и мытарь: (Лк 18.10 и дал.). Десять талантов: (Лк 19.11 и дал.). Добрый пастырь (Ин 10.1 и дал.). Виноградная лоза: (Ин 15.1 и дал.).

Для того, чтобы правильно понимать притчи, надо принять во внимание следующие пункты:

1. Не обязательно, чтобы все, о чем повествуется в притче, было в действительности; рассказанного события могло и не быть. Кроме того, не все поступки лиц, упоминаемые в притче, безусловно хороши и безупречны. Да и цель притчи заключается не в точной передаче события или явления природы, а в откровении высших духовных истин. (См. 2Цар 14.6, Лк 16.1 и дал.).

2. Необходимо уяснить себе цель притчи, которую возможно понять из пояснения, если оно есть, из предисловия к притче, или из обстоятельств, которые побудили сказать ее, также и из общей связи с контекстом.

3. Из этого следует, что не все детали, или подробности притчи можно понимать в духовном смысле; некоторые, подобно свету или теням на картине, добавлены для того, чтобы ярче осветить главную мысль или более наглядно представить ее слушающим.

4. Несмотря на это, притча, кроме главной мысли, которую она намеревается запечатлеть, иногда может содержать такие подробности, которые напоминают о других истинах или подтверждают их.

Приведем пример излишне – подробного толкования притчи Спасителя о милосердном самарянине (Лк 10.30–37). В ней Христос приводит множество подробностей: гостиница, разбойники, два динария и т.п., которые подчинены главной цели: запечатлеть любовь к ближнему. Простое пояснение притчи Христом таково: «иди и ты поступай так же». Эту цель затуманили и извратили различными самовольными толкованиями. Уже с пятого века начали объяснять эту притчу следующим способом: человек, поехавши в Иерихон, есть Адам; разбойники – дьявол со своими ангелами, которые украли у Адама его бессмертие; священник и левит обозначают управление по Моисееву закону, милосердный самарянин – Христос; елей и вино – благословение Евангелия; животное, на котором самарянин привез больного, человеческая природа Христа, гостиница – община или церковь, и два динария – нынешняя и будущая жизнь. Ясно, что такое объяснение не что иное, как извращение. См. «Прообраз».