преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец

Глава XXI. Как удобнее войти в Царствие Божие

... таким образом откроется

вам свободный вход в Царство

Христа Бога.

Как удобнее войти в Царствие Божие

Ты хочешь быть служителем Божиим, покорным воле Христа Бога, то и должен знать, что никто не может служить двум господам, противным друг другу в требованиях: или одного будет любить, а другого ненавидеть, одному усердствовать, а о другом не радеть (Мф. 6:24). Потому-то и говорит Господь: не можете работать Богу и мамоне (богатству) – Мф.6:24. И трудно богатому войти в Царствие Божие (Мф. 19:23), как корабельному канату пройти сквозь игольные уши. Если Царствие Божие, – как сказано, – уготовано любящим Бога (Ср. Мф. 25:34), то может ли наследовать это Царство, кто любит богатство и любить Бога не может?

Господь, желая освободить нас от печали мира сего, говорит нам: не собирайте себе сокровищ на земле... ибо где сокровище, там будет и сердце (Мф.6:19–21), кто чем будет дорожить, то и любить. Господь повелел не только не собирать себе сокровищ на земле, но и не заботиться даже о том, что пить и есть в завтрашний день; а велел искать одного – Царствия Божия и правды Его (Мф.6:33). Царствие же Божие, по словам апостола Павла, есть праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17). Итак, ищи друг мой, утешения душе своей в одном Боге, и если неудобно быть в общении с Богом тому, у кого много земных забот, то не затрудняй себе путь к радости вечной, не будь верблюдом, усиливающимся пройти сквозь игольные уши, но вмени за ничто все земное и беги от суеты мира сего, как серна от тенет.

Закон Ветхий определил человеку шесть дней делать дела свои – для плоти и тления, а седьмой проводить в покое ради Бога и упокоения души. Христос же, возлагая легкое бремя свое на раба, обновленного умом, велит ему продать имение и раздать нищим, чтобы без препятствия мог внимать учению Его. И блажен тот человек, который возьмет ярем в юности своей, – как говорит Писание, – сядет наедине и умолкнет (Пл. Иер. 3:27). Согласно сему Исаак Сирин советует: «паче всего возлюби безмолвие ума: ум безмолвника постигнет дивное, душа его ощутит неизъяснимую радость».

Люди, не пришедшие в разум Христа, всю жизнь свою проводят в заботах и печалях о многом; а тот, кто хочет мирно жить и на земле небесных благ вкусить, пусть удерживает свой ум от всех лукавых помышлений. Ибо в том и совершенство жизни во Христе, когда душа ни о чем земном не помышляет, потому и апостол Павел учит так: не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении и с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:6).

Нам заповедано любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением, и потому-то, – говорит нам Господь, – упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45:11). Итак, отврати свой ум, собрат мой, от всех земных попечений и тогда уразумеешь, сколько благ Господь; тогда не будешь уже помышлять о земном, ни говорить, ни слушать о том, что человеческое, но только о том, что Божие, – будешь вспоминать Бога, призывать Его милость и взирать на Его благость. И будешь ты тогда подобен ангелам, всегда видящим лице Отца небесного (Ср. Мф. 18:10), и говорить, как Матерь Господа: возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем (Лк. 1:47).

«Добро есть, – говорит Марк Подвижник, – главнейшую содержати заповедь: ни о чем же умом пещися, ниже по виду молитися, но токмо искати Царствия Божия, иже внутрь нас есть». Благо есть душе, ищущей Господа, – сказано в Писании, – и надеющейся с молчанием спасения Божия, благо есть (Ср.Пл.Иер.3:25). Беспечалие ума есть первейшее дарование духовное; от него происходит внимание слову Господню и веселие Духа Христова внутри человека. Ибо так говорит Дух Господень: се стою при дверях; аще кто услышит глас Мой и отверзет двери (сердца), прииду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр.3:20). Так вот достигает душа оправдания Божия и радости спасения, мира и радости во Святом Духе!

Блаженно малое, как Господь сказал, стадо, которому благоизволил Бог дать Свое Царство, которое не собирает себе сокровищ на земле, но богатеет верою и любовью к Богу. Блажен, кто, подобно апостолу, говорит: все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа; для Него я от всего отказался и все считаю тщетным (Ср.Флп.3:8). Таков бывает тот, кто приходит в познание Христа Бога, в познание Божией истины, он уподобляется купцу, ищущему доброго бисера, – как сказано в Писании, – который, нашедши драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф.13:44–46). Сей приимет благословение от Господа и великую милость от Бога Спасителя своего. Таков вот род ищущих Господа, желающих прилепиться к Богу всем сердцем и помышлением своим!

Истина Господня говорит нам ясно: не любите мира, ни того, что, в мире; ибо кто любит мир, в том нет любви к Богу (1Ин.2:15). Любовь к миру есть вражда на Бога (Ср.Иак.4:4), и любитель благ земных, утех мира сего, есть враг креста Христова Пример тому показал юноша, который имел богатство и дорожил им, но желал достигнуть и небесных благ. Он говорил Наставнику вечных благ: что сотворю, да наследую живот вечный? (Мф.19:16) И получил ответ: если хочешь быть совершен (в познании Божией истины), иди, продай имение твое и раздай нищим, и гряди вслед Мене (Мф.19:21). И юноша, услышав такие слова благого Учителя, отошел от Него со скорбью; ему не хотелось быть наравне с нищими и иметь общение с Господом. Потому-то и нам говорит Господь Бог, всякий из вас, кто не отрешится (сердцем) от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк.14:33).

Вот и Марфа, хотя и желала угодить Господу, но когда вдалась в заботу о многом угощении, то и опечалила свою душу суетою земною и огорчилась на сестру свою Марию, да и пороптала на Самого Господа, что оставил ее одну служить. За такие поступки Господь не одобрил дела Марфы, которые привели ее в такое душевное расстройство, а ублажил только Марию, которая избрала, по словам истины совершенной, благую часть (Лк.10:42). А какая эта часть была у Марии, известно: она сидела у ног Христовых и безмолвно слушала слово Его. Эта часть воистину благая, как и пророк сказал: благо мне прилепляться к Богу (Пс.72:28). И действительно, если прилепляющийся Господу, – как говорит апостол Павел, – един дух есть с Господом (1Кор.6:17), то каких благ сподобляется душа, которая в общении с Господом наслаждается таким блаженством, какое имеет Сам Бог!

Приидите ко мне, – Господь говорит, – и Аз упокою вы (Мф.11:28), Аз – Бог, творяй мир. Возьмите иго Мое на себя, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). И апостол Павел, указывая на Божественный покой души, взывал христианам: потщимся войти в оный покой (Евр.4:11). Однако многие не вошли за неверие свое, как говорит апостол; многие, – и Господь сказал, – взыщут внити, и не возмогут (Лк.13:24). А отчего? оттого более, что не хотят отстраниться сердцем от земных забот, и прилепляются душою к видимым благам. Хотя и сказано пророком: мног мир любящим закон Твой, Господи (Пс.118:165); но люди мира сего, или, как называет их Господь, сыны века сего, коих удел есть здешняя жизнь, поступают всегда по суетности ума своего и не хотят обращать внимания на заповеди Христовы. Потому вот и отчуждены неразумные их души от Божественного покоя, или, как сказано, от жизни Божией за невежество, сущее в них, и окаменение сердца их (Еф.4:18).

Не напрасно же говорит нам апостол: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим.12:2). И блажен, кто обновляется, как сказано в Писании, духом ума Христова. Блаженны те, кои могут говорить, как апостолы Христовы: мы имеем ум Христов (1Кор.2:16), – которые мудрствуют не о земном, а о небесном, умудряются, как достигнуть духовных благ, рассуждают и размышляют только о том, что истинно, как говорит апостол Павел, что свято и богоугодно и за что будет похвала от Бога. Такие люди освобождаются от печали мира сего, выходят из-под власти миродержителя тьмы века сего (Ср.Еф.6:12) и дух мира сего уже не царствует в сердцах их; но в замену того они воодушевляются Духом Божиим и получают достояние святых – упование жизни вечной.

Так Господь сказал: кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой, текущей в жизнь вечную (Ин.7:38; 4:14. Под именем живой воды разумеется Дух животворящий, которым исполняются верующие во Христа. У людей, которые не имеют живой веры в Господа Иисуса Христа, текут из чрева реки воды мертвящей, исходят из сердца, как говорит Господь, помышления злые, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф.15:19); а, по словам апостола Павла, помышления плотские суть смерть души (Рим.8:6); они делают ее отчужденною от жизни Божией, лишают ее мира и радости во Святом Духе. У людей же, исполненных живой веры в Бога Спасителя, всегда бывают помышления благие, и сердца их наполняются миром Божиим и святою любовью ко всем братьям во Христе; потому и говорит апостол: помышления духовные суть жизнь и мир (Рим.8:6). Если спросит кто: как же исполняться Духом Божиим, или, что то же, укрепляться верою в Бога? Вера происходит от слышания (Рим.10:17), – как говорит апостол Павел, – а вера во Христа начинается и укрепляется слышанием слов Божественных; потому и сказано нам: слово Христово да вселяется в вас обильно (Кол. 3:16). Господь Иисус Христос, который возродил нас, как сказано, словом истины (Иак.1:18), сим же словом приводит нас в познание истины и вселяет в нас упование жизни вечной; потому и говорит Он так: слова Мои суть дух и жизнь (ИН.6:63). Таким образом, через постоянное помышление о словах Христовых, через слышание и хранение их в сердце, делаются люди смертные бессмертными, становятся наследниками жизни вечной, и, как сказано у пророка: живы будут сердца их в век века (Пс.21:26).

Блажен, у кого льется слово из уст нельстивых: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое(Пс.107:2). В чем же состоит это утотовление сердца? Не в другом чем, как только в упразднении от помышлений житейских и в желании знать, – в чем состоит воля Божия, как сказал апостол, благая и угодная и совершенная (Рим.12:2). Хочет ли кто, чтобы он уготовил себя на всякое дело благое? – Упразднись от дел и слов и помышлений суетных, – тогда Господь призовет тебя к делу Божественному, обратит весь разум твой и сердце к откровениям святым, к отысканию Божия Царствия, мира и радости во святом Духе, кои окажутся внутри тебя. На сие указывает Господь притчею своею и учит так: Царство Небесное подобно, или, так сказать, Царь небесный делает подобно хозяину, который вышел нанять делателей в свой виноградник и поутру, нашедши готовых, послал их на дело. Потом вышел в полдень и, увидав стоящих на торжище праздно, сказал им: идите и вы в виноградник мой. И, наконец, под вечер, вышедши, нашел еще стоящих праздно и спросил их: что вы стоите целый день праздно? Они отвечали: никто не нанял нас. И он сказал им: идите и вы в виноградник мой (Ср.Мф.20:1–7). Итак, всякий, кто служит сему миру, или любит мир, лежащий во зле, рабом Христовым быть не может. Потому и апостол говорил: если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал.1:10).

И, указывая на людей мира сего, враждующих со Христом Богом, Господь сказал избранным своим: изыдите от среды их и нечистот (2Кор.6:17) (мира) не прикасайтеся, и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы в сыны и дщери Мне («Кор.6:18). Итак, устранись, мой друг, от печали мира сего и живущих в ней, – тогда откроется уму твоему новый мир духовный, где царствует Бог, Отец духов, и ты будешь говорить с апостолом: житие наше на небесех есть (Флп.3:20).

Вера есть извещение невидимых (Ср.Евр.11:1), – как говорит апостол Павел, или, так сказать, живая, действенная уверенность в словах Христовых как в истине совершенной, вовеки неизменной; и без этой веры Богу угодить никто не может и получить от Него венец жизни. Ибо праведник, как сказано, от веры жив будет (Рим.1:17), и только верою в Господа Иисуса Христа достигает жизни вечной, как говорит истина: сия есть вечная жизнь, да знают единого истинного Бога и Его же послал еси – Иисуса Христа (Ин.17:3). Итак, если хочет кто угодить Богу, заняться делом самым богоугодным, тот пусть подвизается в утверждении и усовершенствовании себя в вере в Иисуса Христа. На вопрос иудеев: что сотворим да делаем дела Божии? Сын Божий отвечал: вот дело Божие, да веруете в Того, Кого Он послал (Ин.9:3). Укреплять в себе веру в Бога Спасителя, это такое дело благое, что Господь Бог подает за него вечную радость в душе, венчает ее милостью и щедротами. Потому и апостол говорил о себе: подвигом добрым подвизался и веру сохранил, за что и готовится мне венец живота (2Тим.4:7). Если верою во Христа достигается вечная жизнь, или, как говорит еще апостол: верою Христос вселяется в сердца наши (Еф.3:17), то не великое ли дело совершает тот человек, который уклоняется от суетных дел и прилепляется к закону Христову? Ибо вера во Христа Бога совершенствуется от слышания слов Его. Воистину благую часть избрал тот человек, который все земное вменил за ничто, да приобретет Христа Бога, водворит в сердце своем Царство Божие, – мир и радость во святом Духе (Рим.14:17).

Если покажутся кому достоверными слова пророка, что в мире сем бывают многие скорби праведным (Пс.33:20) за то, что они пренебрегли благами временными и пошли вслед Господа, лишени, – как сказано, – скорбяще, озлоблени (Евр.11:37); то всякого вероятия достойно, что не могут быть праведны пред Богом те люди, которые заботятся о том, чтобы окружить себя благами земными и благоденствовать в веке сем. Потому, быть может, и апостол Павел жаловался: Димас меня оставил, возлюбив нынешний век (2Тим.4:10). И другой апостол, указывая на избранных Христом, говорил так: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое обещал Он любящим Его (Иак.2:5)! Зато вот эти бедные благами земными, но обогащенные верою словам Христовым, хотя и лишились благоденствия в мире сем, но приобрели себе сокровище некрадомое, – прилепились к Господу, и вселился в них Дух Христов, покорил их ум воле Божией, и, таким образом, водворилось в сердцах их Царствие Божие, которое и охраняют они с великим старанием, считают дороже золота и драгоценных камней.

Блажен, кто избран был делателем виноградника Христова; он достигнет дивного воздаяния, придет в созерцание неизреченной Божией благости; только пусть работает Господу со страхом и радуется пред Ним с трепетом, пусть хранит блаженную о Нем радость как сокровище Божественное. Если и безгрешному человеку было заповедано делати, как сказано, и хранити рай (Быт.2:15); то нам ли, которые много согрешаем все, не должно трудиться, чтобы очистить сердце свое от всех суетных помышлений, которые суть мерзость пред Богом, и устроить в себе мысленный рай, – достигнуть созерцания весьма радостных и дивных свойств Христовых. И тому, кто водворил внутрь себя Царствие Божие, почил мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17), слово истины говорит: больше всего хранимого храни твое сердце (Прит.4:23), потому что из него исходят источники жизни.

Тем, которые не пришли в разум истины и Духа Утешителя не восприяли еще, Писание говорит: исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и песнех духовных, поюще в сердцах своих Господеви (Еф.5:19). А людям, исполненным благодати и радости спасения, апостол вещает: духа не угашайте; молитесь во всякое время духом (1Фес.5:19; Еф.6:18). Или еще так сказано: непрестанно молитесь; всегда радуйтесь, за все благодарите (1Фес.5:16–18). Чтобы иметь понятие об этом блаженном состоянии, – непрестанной молитве, радости и благодарении, посмотрим на первозданного человека, о котором говорит Писание: и вдунул в него Бог дыхание жизни (Быт.2:7); иначе сказать, внедрил в него Бог чувство вечной жизни; и от сего происходила в нем радость, непрестанное богохваление и благодарение. Но этот человек, когда не сохранил условие вечной жизни, был осужден на смерть – душевную скорбь и постоянную муку.

Однако же Господь, – как говорил пророк Давид, – не до конца прогневается, ниже ввек враждует (Пс.102:9)... Он восхотел не смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему (Иез.33:11). И вот всем нам, отчужденным от жизни Божией, сказал Господь: аще кто не родится снова, не внидет в Царствие Божие (Ин.3:3). И Сам возродил нас словом истины; ибо так возвестил: слово, еже Аз глаголах вам, суть дух и жизнь (Ин.6:63). При всем том и возрожденный человек может опять жаловаться, как и Давид: враг втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, и онемело во мне сердце мое (Пс.142:3). Враг жизни вечной, или, как называет его Писание, миродержитель тьмы века сего (Ср.Еф.6:12), – этот древний змий, склонивший Еву сделать противное Богу, умудряется и ныне прельстить всякую душу, чтобы она не помышляла о небесном, но пресмыкалась бы по земле, подобно ему, и питалась прахом, как присудил ему Господь. И вот от печали мира сего, которая соделывает смерть, – как говорит апостол, – сердце грешника лишается благих чувств, входит в него дух противный, дух мира сего, и дыхание жизни угасает в душе, богохваление и благодарение исчезает. Таким образом, в ком онемело сердце, в том свет духовный погас, и потаенный сердца человек погрузился в смертный сон; и такому-то, заживо умершему, говорит вот апостол: восстани спяй, воскресни от мертвых и освятит тя Христос (Еф.5:14).

Хорошо, если грешник, уязвленный жалом смерти, вопиет еще: что мне делать, чтобы получить радость вечную? (Мк.10:17). Господь, который с любовью смотрит на таких людей, говорит ему: призови Меня в день скорби, и изму тя. И обновится, – говорит пророк душе, взывающей ко Господу, – яко орля, юность твоя (Пс.49:15; 102:5)). Ибо всякий, как вещает Дух Святый, кто призовет имя Господне, спасется (Рим.10:13). Если хочет кто очистить сердце свое от всех лукавых помышлений, кои сквернят внутреннего человека, тот пусть взывает: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Ибо «невозможно, – как говорит Исихий, ученик Григория Богослова, – невозможно очистить сердце без частого призывания Иисуса Христа». Господом сказано, что у человека, зараженного грехом, от сердца исходят помышления злые (Мф.15:19). Слыша о сем, многие из святых, оставив всякую иную добродетель, старались только об одном, чтобы очистить и сохранить свое сердце от всяких недобрых помышлений и лучшим к тому средством находили сие, когда со страхом и благоговением произносили имя Господа Иисуса Христа. И это занятие называют отцы «изящнейшим деланием» – самым лучшим способом к водворению внутрь себя Царствия Божия. Так и Писание учит: Господа Бога святите в сердцах ваших (1Пет.3:15). А как? – Имя Господне свято есть, – сказано у пророка, – и тот, кто воспоминает святое имя Господа Бога, как должно, с почтением и умилением, тем самым освящает свое сердце и водворяет в нем радость спасения. И если корень свят, – как говорит апостол, – то и ветви святы (Рим.11:16); если сердце освящается именем Господним, то и мысли исходят из него святые, духовные, подающие душе радость и веселие. Потому-то и говорил Давид: помянух Бога, и возвеселихся (Пс.76:4); и еще так взывал: молитва моя в недро мое возвратится (Пс.34:13). Внутренняя же молитва есть дыхание духа бессмертного; она производит радость о Господе и непрестанное благодарение за все, что подает Господь.

Друг мой! если ты не уразумел еще, сколь благ Господь, и не научился радоваться о Нем как о Боге Спасителе своем, то возымей хотя печаль по Боге, которая ведет душу во спасение. А если не имеешь и о ней понятия, то познай, что, когда кто возымеет заботу о спасении, в того вселяется Дух страха Божия и Сам ходатайствует, – как сказал апостол, – воздыханиями неизглаголанными (Рим.8:26). И в ком есть вот сердце сокрушенное и смиренное, того Бог не уничижит (Пс.50:19); а в ком нет никакого попечения, как угодить Богу, но одна печаль мира сего, ведущая в погибель, тот, значит, не обновился еще духом ума Христова, еще помрачен смыслом, ходит в суете ума своего (Еф.4:17), и в нем царствует дух сопротивления, дух мира сего. Ибо всякий, кто не имеет в себе Духа Христова, тот и не Его (Рим.8:9), – как говорит апостол Павел.

Хочешь ли еще ты, брат мой, познать себя? К числу ли ты рабов Христовых принадлежишь, или остаешься еще в сонме званных, в числе врагов Креста Христова? Ибо говорит нам слово истины: испытывайте себя, в вере ли вы? (2Кор.13:5). Если оказывается, что вера во Христа остается в тебе без добрых дел, а потому и сделалась слаба, бездейственна и мертва, то это верный признак, что ты только призван ко Христу, а не избран еще в число друзей Христовых, что ты спишь еще сном смертным и принадлежишь к сонму тех, на которых указывая, Господь говорит желающему быть в общении с Ним: остави мертвым погребсти своих мертвецов (Мф.8:22). Хочешь ли ты видеть и тех, которые остаются мертвы духом, которые, хотя живут, но совершенно отчуждены от жизни Божией? (Еф.4:18). Посмотри, и ты увидишь великое множество их: ибо много званных, – говорит Господь, – а мало избранных (Лк.14:24). Все те, которые именуются христианами, суть званные; но те из них, которые не собирают с Господом, не богатеют верою словам Его, все они расточают, расслабляют веру, данную при крещении, и потому лишаются радости спасения, и избранными назваться не могут. Вот еще великое число маловерных, которые неусыпно трудятся ради временных благ, а души их спят сном смертным и о том, как угодить Богу, никогда не подумают. Зато и сказано о таких: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога (Ср.Пс.9:18). К числу забывающих Бога и погружающихся во зло, в котором лежит весь мир, принадлежат и те, которые хотя и слышат слово Христово: не заботьтесь о том, что будете пить и есть (Мф.6:25), – но не могут отстать от попечений века сего. И они, разумеется, не наследуют радости вечной; ибо всякий из них печется о мирском, а печаль мира сего смерть соделывает (2Кор.7:10), – как говорит апостол, – ведет душу в скорбь и муку. Потому-то и шепчет враг многозаботливой душе: нет тебе спасения в Боге твоем (Пс.3:30. Также отчужденными от жизни Божией должно почитать и тех – всегда учащихся, которые никогда не могут прийти в разум истины, и того, кто не хочет умудриться словом Господним и помышляет так: душа! много у тебя благ: покойся, ешь, пей и веселись (Лк.12:16). И вообще все, которые помышляют о земном, суть спящие сном смертным; ибо их конец – погибель (Флп.3:19), – как говорит апостол Павел. И вот о них-то возвестил Господь: слухом услышите, и не разумеете, ибо глаза свои сомкнули, да не увидят и не услышат, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф.13:14–15).

Теперь посмотрим на избранных сынов Царствия Божия, которые прилепились всею душою к Господу Богу, исполнились верою словам Его и о них наиболее помышляют во все дни и ночи. Они одни только вменяя все земное за ничто, – и славу, и приобретение, и спокойствие свое, подвизаются всегда добрым подвигом, усердно сохраняют веру словам Христовым и постоянно ожидают великой милости от Бога Спасителя своего. Они, проводя жизнь свою на земле, начинают жить уже небесною жизнью, жить со Христом в Боге, пребывать в Царствии Божием, радоваться о Господе и всем сердцем благодарить Его. У них нет печали о земном; но одно у них попечение о том, как возлюбить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением своим (Мф.22:37). Если которые из них еще малодушествуют, не пришли в веру совершенного во Христе возраста, то не унывают и они, но усердно призывают имя Господне и ожидают посещения Его с великим желанием, несомненно веруя, что Он приидет и, по неложному обещанию Своему, вселится в сердце, жаждущее утешения Его. Посему-то говорит таким апостол Павел: да не спим, якоже прочии, но да бодрствуем и трезвимся (1Фес.5:6). У кого дух бодр, не помрачен печалью века сего, того душа благонадежна, исполнена радости спасения. Кто пришел в такое состояние, тот облекся во Христа, как говорит апостол Павел: обновился по образу Создавшего (Кол.3:10), и в чувстве детской преданности говорит пред Ним: Твой есмь аз, и – душа моя Тому живет (Пс.118:94; 21:30).

Блажен, кто может неложно сказать, как и апостол Павел: не к тому себе живу, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Он просвещает мой разум, Он производит во мне – еже хотети, как сказано в Писании, и еже деяти о благоволении (Флп.2:13). Кто с усердием заботится только об одном, чтобы приобресть Христа, и, достигая мира с Богом, старательно хранит сердце и помышления свои во Христе Иисусе, – тот исполняется Духом Господним, Духом владычествующим и венчается от Него милостью и щедротами (Пс.102:4). Ибо таковы обетования Господни: и дам вам сердце новое и дух нов, и вселюся в вас, и буду вам во Отца, и вы в сына и дщери Мне (Ср.2Кор.6:6; Иез.36:28). Если Бог есть Дух, как возвещает Божия истина и в мире место Его, то нет сомнения, что там уже есть Божие Царство, или селение Божие, где водворяется мир Божий и душа обретает спокойствие, получает радость спасения. Итак, если хочешь ты, друг мой, взыскать Царствия Божия и приобресть мир с Богом, то отстрани свой ум от печали мира сего, или, как говорит пророк: уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени его (Пс.33:15). Помни, что весь мир во зле лежит (1Ин.5:19), и кто любит мир (суету мира сего), тот враг Божий бывает (Ср.Иак.4:4), как говорит слово истины. Всякому миролюбцу Господь через Писание изрекает то же, что и Петру, который противоречил словам Его: противник, ты не мыслишь, что Божеское, но что человеческое (Мф.16:23). Ты же, искатель благ духовных, не будь таков, но взыщи мира с Богом, вмени все земное за ничто; все, чем дорожат люди и почитают как великое благо, ты презри, и тогда сделаешь великое добро душе своей и приведешь ее в мир Божественный. Бог даст ей отраду и упокоение вечное. Много значит для спасения души не иметь сокровища на земле, не дорожить ничем земным; ибо дороже всех видимых благ – свобода ума и сердца, и преданность их Богу. Это не иное что есть, как исцеление души и великое для нее благо, сокровище не земное, а небесное, вечно неотъемлемое, и достигается это благо самым нетрудным способом, именно, как и Давид говорит: мног мир любящим закон Твой, Господи (Пс.118:165). На сие же указывая, и Господь сказал: аще кто любит Мя, слово Мое блюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Вот что значит прилепляться всею душою к закону Господню, и о законе Его помышлять днем и ночью!

Напротив же, как далеко от нечестивых спасение (Пс.118:155), которые уставов Господних не держатся! И за то вот, что они не покоряются Господу, не освобождены от господствующего, – как сказано, – в мире сем растления похотью плоти (2Пет.1:4). Многие из них при этом рабстве преданы еще любостяжанию; которое есть, по слову истины, то же, что идолослужение – служение бездушному веществу, как будто какому богу. Многие также вместо истинного Бога работают своему чреву, для него только трудятся и беспокоятся всю жизнь свою. Также и имеющие жен заботятся не о том, как угодить Богу, но более о том, как угодить женам и приобресть благ земных как можно более, чтобы оставить остатки от них своим детям. И удел всех этих людей, забывающих Бога, есть одна только здешняя жизнь; все они, если не вразумятся и не обратятся к Богу Спасителю, не войдут в покой Божественный за неверие свое и невежество, – неведение Божественной истины. И все эти немилостивые к душам своим не помилованы еще Богом; и только те из нас помилованы, которые не заботятся о земном и хранят в сердце своем слово Господне, чтут его, как великое сокровище, дороже золота и серебра, а потому и не людям угождают, но одному только Богу.

Угождают Богу те из нас, которые покоряют свой ум разуму Божественному; а кто не мыслит о том, что Божеское, но что человеческое, тот уже противник Богу. Человек может работать Богу одним умом, без внешних дел, например, когда обращает внимание на слово, могущее умудрить во спасение, и если ум его покорен Богу, верит согласно слову Его; тогда по одной вере в Бога Спасителя делается уже наследником вечной жизни. Тот недалек от Царствия Божия, кто рассуждает согласно с Божьим законом, – и он несомненно спасается, когда приходит в разум истины, когда помышляет о том, что только свято, что богоугодно. Так важны в деле спасения помышления человека! Посредством помышлений богоугодных достигает душа Царствия Божия – мира и радости во Святом Духе; ибо, когда размышляет кто о словах Господних, которые суть дух и жизнь; тогда помышления духовные подают душе радость спасения. Напротив же, когда человек мыслит о земном, то конец его – погибель, потому что печаль мира сего, – как говорит апостол, – смерть соделывает (2Кор.7:10), приводит душу в отчуждение от Бога. Не напрасно же Господь повелел нам не заботиться даже о завтрашнем дне; и блажен, кто искореняет в себе печаль мира сего, этот зародыш вечных мук; блажен, кто вразумляется словом Господним и руководится Духом Его, Духом премудрости и разума, Духом страха Божия. Сей раб Христов внидет в радость Господа своего; он и ныне возлагает всю печаль свою на Господа, и душа его питается небесною манною, наслаждается беспечалием о земной жизни. А кто не таков, тот не раб Христов, не имеет в себе Духа Христова и не принадлежит к Царствию Божию.

Блажен, кто не сделал себя чуждым жизни Божией, в ком не угас свет духовный, не помрачился разум суетою века сего, и вера в Сына Божия не ослабела; сей не лишен упования жизни вечной и может с апостолом сказать: мы спасены в надежде – благодатию спасен я о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.8:24). Надежда на спасение Господне, которая происходит от веры словам Господним, дивно радует душу жизнью будущего века, только надобно не малодушествовать, но мужаться и крепиться сердцем в уповании жизни вечной, как учит апостол: совершенно уповайте на приносимую вам благодать Господом нашим Иисусом Христом (1Пет.1:13); и благодать сия не останется в сердце бездейственна, произведет в нем горячую любовь к Подателю вечных благ. Блажен, кто принял в себя тот благотворный огонь, о котором сказал Господь: огонь пришел Я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк.12:49). В ком началось это горение духа, в том сердце согревается, тает, как воск и воспламеняется неизреченною любовью к Богу, Который творит, – как сказано, – слуги своя пламень огненный (Пс.103:4). Если, по слову истины, Бог есть огнь поядаяй (Евр.12:29), – огонь духовный, с силою истребляющей всякое беззаконие, то справедливо сказано апостолом, что рожденный от Бога грешить не может (1Ин.5:18). Ибо потаенный сердца человек, прилепляясь к Отцу своему небесному, всегда помышляет о Нем, и нет минуты, если только бодрствует он и не спит, в которую бы мог забыть Бога и порадоваться о чем ином. Если Бог есть любовь (Ин.4:16), как говорит апостол, – высочайшая ко всем любовь, горящая ревностью, чтобы человек любил Его всем сердцем и всем разумением своим, – то всякого вероятия достойно, что внутри того есть Царствие Божие, мир и радость во Святом Духе, кто имеет святую любовь ко всем ближним. На сию-то Божественную любовь и водворение в себе мира Божия указывая, Писание говорит нам: мир имейте и святыню со всеми, их же кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14).

Блажен, кто сподобился усмотреть внутри себя Господа Бога, кто ощутил в сердце своем мир Божественный и радость, происходящую от Духа Святого: сей горит любовью к Богу, подобно неопалимой купине, любовью вечно несгораемою; ибо любовь Божественная, – как говорит апостол, – николиже отпадает (1Кор.13:8). Сию любовь ко Христу Богу ничто не преодолевает: ни скорбь, ни гонение, ни голод и томление, даже и смерть не уничтожает, и эта любовь вечно веселит душу, превыше всех благ утешает и производит в сердце неумолкаемую песнь Богу Спасителю. Этот постоянно журчащий ручеек воды живой, текущей в жизнь вечную (Ин.4:14), изливается из сердца боголюбивого тайным гласом богохваления и благодарения Иисусу Христу; и от сего такое бывает упокоение души, что она не может иногда от сладости сердечной и говорить иное, как только одно повторяя непрестанно: Иисусе мой, Иисусе, сладчайший Иисусе! Как святые на небе, где ум их занят созерцанием Божьей славы, молятся не молитвою, но только утешаются Божиим благоволением к ним, так бывает и с тем, кто сердцем предан Богу и внутри себя созерцает присутствие Господа. Таков был Симеон Новый Богослов, который говорил о себе: «Сижу я на одре и усматриваю внутри себя Творца мира и беседую с Ним». И в такое блаженное боговидение может прийти всякий, кто постарается только очистить сердце свое от всех земных помышлений; потому и Господь говорит: блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят (Мф.5:8).

Чтобы быть блаженным богозрителем, чтобы увидеть Бога не в купине огнем горящей, подобно Моисею, но внутри себя отыскать Царствие Божие, должно, во-первых, иметь веру откровению Божественному, верить тому, что сказано Господом, апостолами Его и пророками. Эта истина, что Господь Иисус Христос верою вселяется в сердца наши, многократно засвидетельствована словом Божиим; однако многими она не понята или отринута сомнением и неверием. Действительно, есть много таких людей, о которых Господь Бог говорит: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт.6:3); но сие сказано тем, которые мыслят о земном, у которых весь ум занят только плотскими помышлениями. Напротив же, кто имеет духовные помышления, кто рассуждает о том, что угодно Богу, тот живет во Христе и Христос в нем. Ибо помышления человеческие от помыслов Божиих далеки столько, сколько небо от земли, и без Бога человек сам собою не может иметь и одной мысли богоугодной; всякое помышление духовное у человека бывает от Бога: и будут все научены Богом (Ин.6:45), – как сказано было у пророка. Так и Господь возвестил: без Меня не можете творити ничесоже (Ин.15:5). Если Господь не научит, то ум человеческий не возможет постигнуть и бытия Божия, а тем более познать и исповедать Господом Того, Кого Бог послал во образе раба Своего, но по существу духовному единого с Ним и равного Ему. Потому и Господь сказал Петру, когда тот исповедал Его Сыном Бога Живого: блажен ты, Симон, сын Иоанн, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И как прежде, так и ныне никто не может, – как говорит апостол Павел, – назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор.12:3). И справедливо, что без Духа Божия ни один человек не может признать Сына человеческого вместе и Сыном Вышнего и сказать о Нем, подобно Фоме апостолу: Господь мой и Бог мой (Ин.20:28). Потому и должно несомненно верить, что все, кто сердечно сознает, что Иисус Христос есть истинный Бог, все сии христиане не чужды Духа Христова, потому и апостол говорит верующим во Христа: телеса ваша храм есть Святого Духа, живущего в вас (1Кор.6:19). И как о себе Павел говорил: живет во мне Христос (Гал.2:20), – так и прочим христианам писал: или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас. Разве только вы не то, чем должны быть (2Кор.13:5).

Отчего же бывают иные не тем, чем должны быть – не истинными христианами, но лжеименными, не имеющими Духа Христова? Притча о сеющем доброе семя, которое означает слово Господне, объясняет причины, почему люди, восприявшие слово истины, это семя вечной жизни не могут принести плод духовный – любовь святую, мир и радость в Духе Святом. А именно: к слушающим слово Божие и не разумеющим приходит, – как сказано, – враг жизни Божией, дух сопротивный Богу и уносит слово из сердца их (Мф.13:19), чтобы они не уверовали и не спаслись. Таким образом, вместо Божия Царства в сердцах этих людей бывает мерзость запустения (Мф.24:15), – душевное отвращение от Бога, неверие слову истины и совершенное забвение всего, что открывает Господь. Вторая причина бесплодия ума и пустоты сердечной встречается такая, что люди, слушая слово Господне, с радостью принимают, но бывают нетверды, непостоянны в размышлении о воле Божией, и когда настает скорбь, гонение за слово, соблазняются и оставляют Господа, забывают Бога, спасающего от малодушия и от бури. Кроме сих неправых сердцем бывают еще не управлены в Царствие Божие все те, которые, хотя и слышат слово Божие, но обременяют себя заботою о земном, обольщаются богатством и утехами мира сего, и потому остаются бесплодными (Ср. Мф.20:22). Только те достигают благ небесных, радости бесконечной о Боге Спасителе своем, которые уклоняются от зла и творят добро душе своей, которые, слушая слово, умудряющее во спасение, разумеют его и хранят его в сердце чистом от земных забот и печали века сего. Сии подобны бывают древу, – как сказано, – посажденному при источнике вод, которое всегда зеленеет и приносит плод во время свое (Пс.1:3); потому и Слово, подающее нам жизнь Божию, говорит так: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода (Ин.15:5).

По словам апостола Павла плод духовный есть любовь, радость, мир, кротость, милосердие (Гал.5:22), и кто стяжал эти дары Христовы, тот пусть хранит сие сокровище в сердце своем со всяким старанием. Ибо многие суть враги жизни во Христе, невидимо борющиеся с нами; потому и Писание учит так: не дадите места диаволу (Еф.4:27). И еще: противьтесь диаволу, и бежит от вас. И апостол, указывая на множество противников духовных, говорит нам: несть наша брань к плоти и крови, но ко властем и духовом злобы поднебесной (Еф.6:12). И этот полк враждующих духов, или, как говорит Господь, сей род ничем не отгоняется, как только постом и молитвою (Мф.17:21).

Теперь посмотрим, как помогает нам пост, как отгоняет он врагов нашего спасения и в чем состоит это спасительное средство? В том ли только, чтобы не принимать пищи и пития в определенное время? Господь не указывает на время, но говорит только: не отягощайте сердца свои объедением и пьянством и попечением житейским (Лк.21:34). Вот истинный пост: спокойствие сердца, или оттолкновение, отстранение от души всего, что ее может обеспокоить. Душу же беспокоит более всего печаль мира сего, житейские заботы и разные помыслы, особенно те, которые угрожают погибелью и говорят душе: нет тебе спасения в Боге твоем (Пс.3,3). И вот при таких-то тревогах душевных наиболее нужны трезвость ума и бодрость духа, или воздержание от лукавых помыслов и утверждение в вере, как учит и апостол: трезвитеся и бодрствуйте (1Пет.5:8); противостоите врагу твердо верою. У кого бодрый дух, тот всегда сохраняет спокойствие души своей и веселит ее сладкою надеждою на милость Божию, на спасение, уготованное нам от Господа. У кого трезвая, благоразумная душа, тот уклоняется от всякого зла, бывает всегда осмотрителен в пути и не сообщается с друзьями диавола, не приемлет и советов вражиих. А какие эти советы? «Все злые помыслы суть словеса бесов», – как сказал некто из святых. Потому, если злые помыслы тяготят душу и лишают ее спокойствия, отнимают от нее радость спасения, то ты против их подвизайся добрым подвигом, делай добро душе своей таким образом: весели ее сладкою для нее утехою, говори с совершенною уверенностью: жив Господь и жива душа моя; не умру, но жив буду, – верую видети благая Господня на земле живых (Ср.Пс.26:13).

Кроме воздержания от злых, душеубийственных дел, слов и помышлений, дана еще всякому грешнику благодать спасительная от всего, что противно душе, а именно: молитва с верою ко Господу. И молитва веры спасет болящего, – как сказано о недугующих душевно и телесно, – и грехи, какие сотворил он, отпустятся ему (Иак.5:15). Потому и Господь сказал через пророка умирающему грешнику: призови Меня в день лют и изму тя (Пс.49:15); отверзи уста свои, и исполнятся Духа. Если у какого грешника онемело сердце и горение духа уже прекратилось, то это верный признак, что враг души втоптал в землю жизнь ее духовную и принудил ее жить во тьме, как выражался пророк Давид. Такой человек не заботится уже о благе души своей, но ищет только земных благ, временных утех и через то более и более погружается во зло мира сего, предается одной печали века сего, которая соделывает смерть души, производит в сердце томление и скорбь. Итак, если ты, брат, лишился духа Христова, который ходатайствовал внутри тебя воздыханиями неизглаголанными (Рим.8:26), и душа твоя злостраждет, то нет лучшего средства ко спасению, как призвать имя Господне, возопить ко Господу Богу всем сердцем и устами. Кто молится от чистого сердца, свободного от духа лукавого – духа неразумия, духа празднословия и уныния, – тот не утрудится в призвании Божией помощи. Ибо так говорит Господь через пророка: воззовет ко Мне, и услышу его (Пс.90:15). Подобно говорит и слово истины взывающему ко Господу: и еще глаголющу ти, речет: се приидох (Ис.58:9). Так близок Господь к призывающим Его во истине (Пс.144:18), и так скоро спасает Он смиренных сердцем! Потому будь уверен, что Господь душу смиренную, – как сказано, – спасет от сети ловца, который, яко лев рыкаяй, ищет кого поглотить (Ср.1Пет.5:8). Призови только имя Господне сердцем сокрушенным и смиренным; тогда и ты, подобно Давиду, скажешь пред Господом: наказуя наказа мя, смерти же не предаде мя (Пс.117:18).

«Не возможно, – как сказал Златоуст, – чтобы призывающий Бога должным образом был предан в волю диавола». И действительно, если о тех, кто верует в Господа Бога Спасителя, истина Божественная гласит, что они именем Его бесов изгонят; то могут ли бесы погубить того, кто будет поражать их, как орудием сильным и страшным, святейшим именем Господним и далеко отгонять их прочь? Потому и говорит Писание: всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим.10:13). Только призывать имя Господне нужно с подобающим страхом, с почтением и благоговением; ибо имя Его, как возвещает пророк, свято и страшно есть (Пс.110:9). И в какой степени мы делаем имя Христово святым, достойным всегдашнего воспоминания, в такой силе бывает оно страшным для демонов, поразительно действует и гибельно. Итак, по слову пророка, имя Господа Бога нашего призовем (Пс.19:8 )и освятим его в сердцах наших; тогда Господь покажет силу Свою, и враги наши отразятся и падут, а мы встанем и исправимся.

Кто попал в сети ловца душ человеческих, кого прельстил лукавый и обратил ум и сердце к земным попечениям и принудил душу его сидеть в этой тьме духовной и тени смертной, тот пусть сопротивляется врагу и вооружается на всю силу его одним именем Господним; и восстанет Господь в силе Своей, и расточатся тогда все враги Его, борющиеся с тобою. Вси язы́цы обыдоша мя, – говорит пророк Давид, – и именем Господним противляхся им (Пс.117:10). И ты «бей сим супостатов, – как учит Иоанн Лествичник, – ибо нет ни единого крепчайшего орудия», которым бы можно так поражать силу вражию. Вот звероподобный, самый злобный дух нападает на тебя и ищет поглотить душу твою и от такой напасти уныл уже дух твой и пришло в смятение сердце твое, – и тогда не иное что делай, как только вспоминай имя Господне, исповедывай Его быть истинным Богом, спасающим от бури, иначе сказать, признавай Его Богом Спасителем своим, и эта уверенность, или вера в Иисуса Христа Сына Божия спасет тебя, сохранит от всякого зла. Ибо так говорит Господь: покрою его, яко позна имя Мое (Пс.90:14). Также, указывая на сие признание или познание Бога Спасителя, пророк вещал: помянух Бога, и возвеселихся (Пс.76:4). Вот каким способом ты можешь и от падения восстать, и просветиться светом разума Христова! Потому и Давид пророк говорит нам: исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его (Пс.104:10. И о таких-то исповедниках, призывающих имя, которым возможно спастись, взывал пророк пред Господом: во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день (Пс.88:16).

Хочешь ли ты, брат мой, избавиться от власти сатаны (противника Христова), миродержителя тьмы века сего, и получить свободу чад Божиих? Или, что то же, одолевают ли тебя мысленные враги, духи злобы поднебесной? Входят ли в сердце твое помышления злые, блудные, злобные, завистливые и тому подобные? И желаешь ли ты освободиться от них и найти спокойствие душе своей? Послушай, что говорит один из премудрых подвижников Христовых: «Покажу тебе дивное искусство и дело премудрое, требующее не телесного труда и внешнего подвига, но духовного занятия и умственного усилия, чем легко и скоро победишь мысленного исполина и всю силу его, по примеру Давида, поразившего Голиафа одним камнем и обратившего в бегство полки иноплеменников». В чем же состоит такое искусство, которое может скоро и легко отгонять бесов? Господь Иисус Христос возвестил о верующих в Него: именем Моим бесы ижденут (Мк.16:17). Вот этим-то страшным для бесов именем Христовым и поражай ты богопротивных духов, подобно Давиду, который поразил великана одним только камнем. Указывая на святейший камень, его же, как сказано, небрегоша зиждущии (Пс.117:22), апостол говорит: камень же бе Христос (1Кор.10:4). И Господь Бог, указывая на этот же духовный камень, называя его семенем жены, сказал врагу рода человеческого, злобному змию: той твою сотрет главу (Быт.3:15). Так и ты можешь именем Господним поразить главу великого змия и тем прекратишь все действия духов поднебесной злобы.

«Кто не своим рассуждением вооружается на помысл, – как говорит Иоанн Лествичник, – но молитвою гонит его прочь, тот обрел кратчайший путь к удаленно от зла. Ибо нет сильнее помощи, как помощь от Бога». И пророк, указывая на зачатое зло в мыслях, говорит вражьей силе: опустошительница, дшерь окаянная! блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень (Пс.136:9). Воистину блажен тот воин Иисус Христов, который приобрел небесную мудрость в духовной брани; он всегда блюдет главу змия и быстро поражает ее камнем, хранит свое сердце от всякой злой мысли и мгновенно отражает ее именем Господним. Не отвращай и ты ума своего от всякого искушения вражия, берегись, чтобы лукавый дух, этот древний человекоубийца змий не прополз внутрь тебя и смертоносным своим дыханием не отравил твою душу, живущую для Бога. Знай, что всякая лукавая мысль есть удочка, которою враг привлекает душу к злым делам; если презришь ты эту приманку, возненавидишь временную греха сладость, то пребудешь непорочен и угоден Богу. Помни, что и малая закваска все смешение квасит, и одни помышления плотские производят смерть души, лишая ее праведности, мира и радости, происходящих от Святого Духа. Потому благоразумный приметит приступ врага и тотчас заграждает ему вход своим несоизволением, усердно призывая на помощь себе Господа Бога, Который возвестил нам: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5).

Искусные в борьбе с духами злобы умудряются еще таким советом Духа Христова: людие Мои, внидите в храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало елико, дóндеже мимо идет гнев Господень (Ис.26:20). – Нападение невидимых врагов, сеющих плевелы в сердцах наших, от которых плоды – беззакония наши, конечно не иное что есть, как гнев Господень за то, что не помышляем о Боге и спим более, а не бодрствуем духовно. Чтобы избавиться от наказания Божия, – сокрыться от злодействующих врагов, лучшее есть средство – отвлечь ум от всего, что прельщает душу, и войти в храмину свою, или как именуют святые отцы – «страну сердечную» – и там, затворив двери, прильпнуть безмолвно к Спасителю Богу, Который втайне присутствует Духом своим внутри всякого боголюбивого и, так сказать, богоносного человека. «Нет иного делания, – как говорят отцы, – которое могло бы отжать полки бесов, как водворение ума в сердце и созерцание внутрь себя Царствия или присутствия Божия». – Господь, творяй судьбу всем обидимым (Пс.102:6), подает защиту свою весьма скоро, если кто прильпнет к Нему умом и сердцем и умирится духом в объятиях любви Его.

Любовь Божия одержит нас, – взывал апостол Павел; и вот, кто придет в это состояние – в познание, что Бог есть любовь и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем, тот уже не унывает духом, не мыслит зла, не бесчинствует, не превозносится, но смиряется и умиротворяется и сердцем всегда радуется о Господе. А как прийти в это ангельское устроение, в состояние богоподобное? Златоуст говорит: «молитва приводит человека в состояние высшее всякого земного состояния». И действительно, кто прилепляется умом и сердцем к Отцу щедрот и всякой утехи, тот немногим чем бывает умален от ангелов, он так укрепляется силою Вышнего, что без труда совершает восхождение свое на небо, и по чувствам и стремлению ума своего весьма приближается к небожителям. И вот в такое-то состояние, преподобное и высокопреподобное, приходит человек не иначе, как только молитвою умною и сердечною. Не всякая молитва приводит человека в высшую духовную область, хотя бы кто молился по виду много и долго, но без внимания, без чувств благих и упования на Божию милость. Многие не вразумляются словом истины и помышляют, подобно язычникам, что услышаны будут они за свое многоглаголание (Мф.6:7); и вот устами почитают Иисуса Христа своим Спасителем, а сердцем отвергают от себя Его милость, и потому не чувствуют в себе радости спасения: не уверяются и не познают, сколь благ Господь и сколь велика милость Его к призывающим Его во истине (Ср.Пс.144:8). За то и говорит о них пророк: близ еси ты, Господи, уст их, далече же от утроб их (Иер.12:2). Не таковы же бывают истинные молитвенники, кои говорят: яко очи рабов обращены на руки господ своих, (подающих им пищу), тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны (Пс.122:2). Они не бормочут языком, как язычники, не умножают слов своих пред Тем, Кто видит и самые сокровенные мысли, но ведают, что душе бывает благо и весьма благо, когда она взирает на Господа и надеется, как сказано, с молчанием спасения Божия. Таков был Моисей, который при переходе через Чермное море молился умом; хотя он слов не говорил, но Бог воззвал ему: что вопиешь ко Мне? (Исх.14:15). Таков был и Павел, изрекший: хочу лучше пять слов сказать умом, нежели десять тысяч языком (1Кор.14:19). Поучись и ты, друг мой, такому внутреннему делу, и не желай себе многословия в молитве; ибо оно не приблизит тебя к Богу, но чистое сердце и праведная мысль приведут душу твою в созерцание Бога и соединят тебя с Богом. Кто всею душою и всем помышлением своим прилепляется к Сокровенному в тайне, тот остается иногда без всяких знаков видимой молитвы, погруженный весь в таинственное молчание; но это молчание есть сладкая беседа с Богом, хотя и без слов, без звуков. И блажен, кто молится такою молитвою – немятежною и нетщеславною, душа его всегда покоится в мире, и сердце, соединенное с Богом, радуется о Нем, – как говорит апостол, – радостью неизглаголанною и преславною.

Многие проводят многое время в молитвах словесных, во псалмах и пениях песен духовных, но молитва их остается бесплодною, потому что не поют они в сердцах и не хвалят Господа умом своим, не сознают Его великой благости. Но тому, кто молится молитвою сердечною, благоприятною Богу, Господь возвещает: воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби, изму его и прославлю его, и явлю ему спасение Мое (Пс.90:15). Вот такою-то молитвою, которой внимает Господь, и заповедует апостол Павел молиться всем нам, говоря: всякою молитвою и молением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем со всяким постоянством (Еф.6:18). И один искусный деятель такой молитвы, утаенной от людей, указывает самый простой к тому способ: «возлюби молчание, и будешь всегда молиться, не в словах заключая молитву, но в обращении ума и сердца к Богу». Если плод духовный, – как говорит апостол, – есть любовь, радость, мир души (Гал.5:22); то ищущему духовных благ, желающему насладиться блаженною о Христе радостью, не без разума говорит некто из святых: «паче всего возлюби молчание; ибо оно приближает к плоду». Опытный в этом деле Исаак Сирин сказал: «на сколько уклоняется душа от бесед с людьми суетного ума, на столько удостаивается блаженного собеседования с Богом». Ум любобезмолвного без труда освобождается от плена, в котором содержатся все глаголющие о суетном.

Блажен, кто постарается примирить душу свою с Богом и утвердить сердце и помышления свои во Христе Иисусе. Благо есть душе того человека, который, возлюбив сладость безмятежной жизни, говорит с пророком: да не возглаголют уста мои дел человеческих (Пс.16:4). Это молчание в разуме есть тот самый путь, которым являет Господь спасение Свое, благословляет людей миром Своим. Не напрасно сказано, что мудрый муж безмолвие водит (Притч.11:12), рассуждать о делах суетных не хочет; ибо много смятений бывает внутреннему человеку от внешних чувств, – от слуха, взора и наиболее от языка неукротимого. По словам премудрых: «нет ничего возмутительнее многословия и зловреднее болтливого языка, и ничто столько не расстраивает спокойствие духа, как многоглаголивые уста». Потому, кто удерживает язык свой от зла, не беседует с людьми развращенного ума, тот только и наслаждается Божественным миром, и душа его почивает во благе. Берегись и ты, возлюбленный, отвращать свой ум от Бога и занимать его суетными размышлениями, ибо они расслабляют внутреннего человека и повреждают умную молитву. По слову апостола: помолюся духом, помолюся и умом (1Кор.14:15), старайся всеми силами, чтобы ум твой не оставался праздным и бесплодным, от чего молитва бывает не сладостна, более противна, нежели приятна.

Впрочем, и то бывает, что худых мыслей остановить никак не можешь, как скверного запаха от гнилого трупа. Что же тогда должно делать? – Не иное что, как только трудиться в борьбе с помыслами и неослабно молиться о помощи Божией. Если и нескоро приходит Господь на помощь тебе, и тогда должно терпеливо молиться и не унывать (Лк.18:1), как говорит Писание. Во всяком деле, а тем более в труде молитвенном, требуется терпение и вера, – долготерпеливое ожидание желаемых благ. И сие творит Господь с избранными своими, чтобы показать более веру их и прославить за то, или дать им случай наиболее смириться и получить через то великую благодать, которая подается смиренным только, а не гордым. Это видно из примера: вот и на многие просьбы жены хананейской Господь не обращал внимания; но когда она показала терпение и смирение, тогда Господь похвалил ее и сказал: о, жено! велия вера твоя; буди тебе, якоже хощеши (Мф.15:28). Смиритеся, – говорит и нам Писание, – под крепкую руку Божию, да вознесет вас во время свое (1Пет.5:6). Чтобы смирить душу, попускаются разные скорби, которые так терзают ее, что человек бывает жизни не рад, но Господь силен, как сказано, внезапно обогатить нищего духом и вместо духа уныния даровать великую радость спасения. Так было со многими, и из числа их Георгий Задонский. Он рассказывал о себе так: «провел я в затворе моем шесть лет, когда Господу угодно было привести мое сердце в совершенное сокрушение. Был я тогда в великом изнеможении, и в сердце непрестанно повторял: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Вдруг коснулся сердца моего огонь Божественной любви, и во мгновение ока я весь исполнился приятных чувств и радости неизъяснимой». Как те, которые добывают золото из земли, также и жемчуг из глубины морей, бывают в то время под ногами всех людей, – так и желающие обогатиться Божественною благодатью подвергаются во дни свои такому самоуничижению, что сознают себя хуже всех на свете. Потому не унывай и ты, когда увидишь, что душа твоя смердит гнилыми пожеланиями, и от сердца исходят нечистые помышления, и ты удержать их никак не можешь; молись только с верою, что Бог помилует душу твою. Придет время, и ты почувствуешь, что течение мыслей у тебя остановилось, как течение крови у жены кровоточивой.

Итак, не будем безнадежны, друг мой, хотя бы и много раз Господь помогал нам и опять оставлял нас бороться с врагами спасения силою Своею; ибо все это делается для смирения души, у которой много еще неразумия, много есть гордости. Господь говорил ученикам своим: не радуйтесь тому, что бесы вам повинуются (Лк.10:17), пусть никто из вас, покуда он на земле, не утешается, что сделался будто победителем своих врагов. Господь не попускает никому быть беззаботным, но угрожает всякому нападением враждебной силы, и потому говорит через Писание: аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл.10:4). Дух сопротивный не скоро согласится оставить тебя в покое, когда долго владел твоим сердцем, водил твою душу по распутьям мира и питал ее на пажитях его. Злобный любит всегда делать зло; и вот снова восстает смущение ума, мысленные волны сильнее прежнего бросаются на душу, и она погружаемая ими, готова уже погибнуть. Иисус же, некогда возбуждаемый воплем учеников, как скоро призывается на помощь, тотчас запрещает дуть мысленному ветру и бушевать волнам душевным; и таким образом водворяется в сердце мир Божий и радость о Боге Спасителе. Однако и тогда не будь беспечен, не оставляй занятия, столь спасительного для души, но ожидай всегда нападения злых духов и борись с ними до смерти с сладостным убеждением, что Господь заступник души Твоей, и потому поборет Он всех врагов, борющихся с тобою.

Чтобы достигнуть скорее мирного устроения души, иные стараются учащать молитвенное воззвание к Богу, но сила или благодатное утешение молитвы заключается не в словах, а в расположении души и соединении сердца с Богом. Посему ты не о том заботься, чтобы как можно более произнести молитв Иисусовых, так называемых потому, что имя Иисуса Христа повторяется; но старайся, чтобы сердце и ум твой были прилеплены к Господу и находили себе все благо в общении с Ним. Самый лучший способ безмолвной молитвы, – умной, или духовной, – состоит в следующем: обратить внимание ума на сердце и держать его в таком положении без всякой мысли, внутренне же говорить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. И вот такое-то простое действие приводит душу в самое мирное состояние, водворяет внутри Царствие Божие, производит дивное утешение, ничем непреодолимое упокоение в Боге.

В заключение приведем рассказ странника, из которого увидим, каких благодатных утешений сподобляются те люди, которые прилежно занимаются молитвою Иисусовою!

Благодатное действие молитвы

Крестьянин Орловской губернии, у которого дом сгорел, и жена умерла, пошел по святым местам и, будучи в храме, услышал слова апостола: непрестанно молитеся. Многих он спрашивал: как непрестанно молиться? Однако никто не мог растолковать ему, в чем состоит непрестанная молитва. Раз сошлись дорогою со старичком, который сказал, что он схимонах из пустыни, и пригласил его зайти в обитель, верстах в десяти от большой дороги. Начался разговор о непрестанной молитве, и старец говорил: есть молитва такая: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Кто привыкнет к ней, тот будет иметь такое утешение, что без нее и быть не может. От навыка она будет сама повторяться в сердце при всяком деле, даже и во сие, по слову Писания: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн.5:2). Такой-то молитвы и требует Господь от рабов Своих, указывая на избранных, вопиющих к Нему день и ночь.

Дошли до обители, и старец привел странника в келью, достал книгу и сказал: вот книга «Добротолюбие»; она составлена отцами, которые любили безмолвную жизнь и пребывали в Боге. Все они учат, как совершать молитву Иисусову, – «без труда и пота во спасение вводящую», – как выразился один из них. Тут старец раскрыл книгу и стал читать: «сядь наедине, наклони главу, закрой глаза, ум обрати на сердце и при каждом дыхании говори: Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Странник, выслушав такой совет, удалился за четыре версты от пустыни, в ближайшую деревню, нанялся у крестьянина караулить огород и, живя в шалаше, стал приучаться к Иисусовой молитве по способу, указанному старцем.

Сначала дело как будто и пошло, – так говорил о себе странник, – но потом напала на меня лень, сон, скука и мысли темною тучею покрыли мой разум. И я пошел к старцу рассказать о своем страдальческом положении; а он мне объяснил так: это искушение от врага, ему ничто так не противно, как умная молитва.

Потом отыскал он в книге статью о том, как может всякий достигнуть умного безмолвия, и прочитал мне следующее: «если ты, несколько потрудившись, не возможешь умом своим войти в сердечную страну, как было растолковано тебе, то сделай, что скажу, и скоро при помощи Божией, найдешь искомое. Знаешь, что у всякого человека есть способность произносить слова гортанью, без всяких звуков; вот ты и говори постоянно внутри себя: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Если будешь так делать, то непременно отверзется дверь сердечная и ты внидешь умом своим в место безмолвное, где обрящешь мир и радость о Господе». Вот видишь, – так сказал старец, – нужно призывать имя Господне прилежно и не переставать, как бы ни смущал враг душу твою; и для того советовал мне каждый день совершать по три тысячи Иисусовых молитв.

Не так легко было исполнять мне это правило на первый раз, но я старался, несмотря ни на какие помыслы, отвлекающие меня от этой молитвы, и вскоре стал замечать, что мысленная брань стала затихать, и мне сделалось покойнее. Потом пошел я к старцу и рассказал о том, что мне стало лучше; а он велел удвоить число молитв. Опять я начал принуждать себя к точному исполнению заповеди старческой, и по времени опять мне сделалось удобно совершать по шести тысяч Иисусовых молитв в день. Душе моей сделалось еще отраднее, все тревожные мысли отступили от меня, и я не думал ни о чем ином, как только о молитве; и если встречался с кем, то и говорить уже не хотелось мне, – все бы сидел где-нибудь наедине, да творил молитву.

Через две недели старец сам пришел ко мне; я рассказал ему о моей радости и получил от него новую заповедь, – совершать в каждый день по двенадцати тысяч молитв Иисусовых. Признаюсь, трудненько мне показалось такое правило, и в первый день едва я мог покончить его поздним вечером; и язык мой устал, и в небе рта появилась боль, и заболела кисть руки, которою перебирал четки. Но прошло дней пять в усиленной молитве, и вот рано утром разбудила меня Иисусова молитва, от которой язык мой постоянно шевелился; и когда стал читать утренние молитвы, он часто запинался: а лишь только занялся молитвою, язык и уста мои сами собою совершали ее. Весь этот день провел я в духовной радости, был как бы совсем отчужден от земли и принадлежал к одному небу, ибо все мое желание было – призывать только Господа, от чего делалось легко душе моей и приятно. Так и в прочие дни продолжал я с великою охотою призывать имя Господне, и без того уже быть не мог; если и на короткое время оставлю это занятие, то чувствую, будто чего-то недостает. Таким образом и привык я к Иисусовой молитве, которою так услаждалась душа моя, что слаще казалась мне меда, дороже драгоценных вещей.

Когда посредством непрестанной молитвы сердце мое очистилось от всяких житейских помышлений, то перешел я от многоскорбной земной жизни в какое-то райское состояние. Все окружающее представлялось мне в чудном виде, даже шалаш мой, и тот показался мне великолепным чертогом; и эти деревья, и эти птички, которые были близ меня, и травка, и насекомые, все это влекло душу мою к благохвалению и благодарению, Создателю моему Господу Иисусу. И я тогда понял, как всякая тварь хвалит Господа, и какой тайный глас издает небо, воздух, облака и ветер сильный, гром и молния, поведал о могуществе Творца. Сладкая, постоянная беседа с Богом иногда приводила меня в такое чувство, что будто я один на земле – один я грешник пред милосердым Господом! И это чувство моего одиночества несказанно утешало меня, при этом чувстве молитвенное наслаждение делалось мне еще ощутительнее. Чудное что-то происходило во мне от молитвы Иисусовой. От нее не стало у меня никакой заботы о себе, ничто земное не занимало меня; я весь стал как бы не свой, или как бы малое дитя – совершенно беспечный, всегда спокойный, преданный во всем одному Богу.

После я странствовал еще по разным местам, и все проходил более лесами да малыми дорогами, чтобы удобнее мне было совершать в безмолвии молитву Иисусову, которая и в пути дивно как утешала меня и во всем помогала мне. Бывало, оскорбит ли кто меня и изобидит, усладительная для души молитва именем Господним тотчас меня успокоит, и печаль моя пройдет. Болезнь ли постигнет меня, поднимется ломота в ногах, спине, начну прилежно внимать молитве, и болезни не почувствую в себе. Также борюсь и с голодом, и со всякою нуждою; или когда холод прохватит меня, призову я имя Господа моего со всем усердием, и скоро весь согреюсь. Одним словом, молитва Иисусова служила мне охраною от всяких бед; она умиротворяла мою душу при всякой скорби, освобождала меня от печали в самое короткое время.

Случилось раз, забрел я в такое место, что три дня не попадалось ни одной деревни; сухари все съел и гораздо приуныл, как бы не помереть мне с голода. Когда же начал совершать молитву Иисусову, то все упование возложил я на милость Господа моего, и тотчас возвратилась душа моя в покой свой. Проходил я тогда мимо огромной рощи и заметил собаку, пошел за нею по тропинке и она привела меня к караульному, живущему в лесу, и мы с ним разговорились. Вот что рассказал он о себе: когда жил я среди мирских людей, то пил вино, бранился и дрался, а у дьячка была книга о страшном суде, и, бывало, он когда читает, то я слушаю. Тут стал я думать: уж муки мне не миновать, дай примусь лучше спасаться, быть может, и отмолю грехи. И пошел я в лес на богомолье, где живу вот десятый год, ем по разу в день, встаю с первых петухов и до света кладу земные поклоны. Сперва была охота жить так, а ныне приходит мысль: есть ли ад какой и будут ли муки? Кто знать может, с того света никто не приходил; да и как воскреснут мертвые, у которых и костей-то нет? Если там не будет ничего, и здесь живешь без всякой радости, то не лучше ли на земле пожить повеселее? Вот такие мысли меня беспокоят, и боюсь я, как бы не возвратиться опять на старую жизнь.

Выслушал я такую исповедь и, доставши из сумы моей Добротолюбие прочитал ему такое наставление: «воздержание от грехов страха ради мук неплодоносно; и душе освободиться от мысленных грехов невозможно ничем, кроме хранения ума и чистоты сердца». Потом сказал еще: сколь ни изнуряй себя, а пока не будешь призывать имя Господне и иметь Бога в уме и сердце, до тех пор не избавишься от злых помыслов. Примись-ко лучше творить Иисусову молитву, и получишь скоро душе своей пользу: не будут к ней приходить такие помыслы, в тебе появится вера словам Господним; тогда уразумеешь, что и мертвые воскреснут, будет и суд страшный, и жизнь вечная. Тогда в сердце твоем будет такая радость, что ты удивишься, и скучать уже жизнью такою никогда не будешь.

Наконец еще сказал я: завидую я твоему житью, живешь ты один в лесу: а я вот толплюсь в народе, сталкиваюсь со всякими людьми. Коли есть охота, так живи и ты здесь, – проговорил он мне, – вон старая землянка, и паспорт, говоришь, есть; а хлеба нам не приесть, – мне каждую неделю приносят из деревни.

Итак, начал я жить в землянке, которая похожа была на могилу, а мне казалась вместо земного рая; ибо чего искал я, о чем скорбел, то и получил. Здесь прилежно занялся я молитвою Иисусовою по тому способу, какой предлагают отцы, чтобы молитва сама совершалась в сердце, при содействии ума, то есть стараться стал молиться духом, молиться и умом. Для сего я часто обращал свой ум на сердце, и с каждым биением или ударом его произносил по слову: Господи – Иисусе Христе, – помилуй – мя. Слова же произносил не гласно, а внутренне, в груди своей. Сначала я упражнялся по несколько минут зараз, потом по получасу, далее по целому часу и по два, и наконец так привык к сему занятию, что в нем проводил иногда целые дни и ночи. Молитва Иисусова стала сама собою изрекаться внутри меня и даже и во время сна, и чего бы я ни делал, никогда не переставала она услаждать мою душу. От сего происходила у меня бодрость во всех членах, нечувствительность к болезням; но и при всем том часто желал я – лучше разрешиться с бренною плотью моею, чтобы в мире духов вечно пламенеть любовью ко Христу Богу. Так молитва Иисусова ограждала меня от всякой опасности и самая смерть, – лишение жизни сей и всех благ земных, – казалась мне более приятна; потому что была во мне надежда видеть Господа лицем к лицу.

Молитва внутренняя дивно просветила мой разум и привела меня в познание многоразличных тайн Божественных. Например: я ранее не понимал, что значит сказанное в Писании: потаенный сердца человек? (1Пет.3:4) и как поклоняться Богу духом? Сердечная же молитва научила, что есть во мне, кроме внешнего, еще внутренний человек, и оба они видят и слышат по своему, также и говорить могут порознь. Узнал я, что человек молиться может духом и тогда, когда предается сну, если сердце бодрствует, помышляет о Боге. Также стал я понимать значение слов апостольских: во Христа облекохся (Ср.Гал.3:27), и слов Христовых – будете во Мне, и Аз в вас. Уразумел и то, – как жить со Христом в Боге. Какая есть для души жизнь Божия! Как может человек воскреснуть со Христом, перейти от смерти в жизнь и получить мир с Богом, или мир Божий, который превыше всякого ума? Все это ясно казалось мне теперь, и открылась уму вечная жизнь, познал я, в чем состоит вечное блаженство; ибо по временам так утешала меня молитва сердечная, что я недоумевал, – может ли быть еще более какое утешение души в Царстве Небесном.

Теперь не о себе скажу, а о других. Что еще делает молитва духовная, как она просвещает внутренние взоры человека? Однажды встретил я слепого старика, нищего, у которого рот не закрывался, и язык постоянно шевелился. И я спросил его: ты приучил себя к молитве Иисусовой? И он отвечал: да; ни день, ни ночь я не могу быть без этой молитвы. На вопрос мой: как ты привык к сему? Старик в простоте сердца рассказал следующее: был я деревенский портной, ходил по избам шить шубы, и увидал у грамотея книгу, раскрыл ее и прочитал: идешь ли ты, или сидишь и что делаешь, непрестанно говори: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Вот и стал я за работою шептать эту молитву; а другие в насмешку говорили мне «колдун что ли ты? Почто часто шепчешь?» И я перестал шевелить брылами, а читал все языком, и так привык, что без умолку говорю, и мне это очень приятно.

Прослушав рассказ старика, захотел я поучить его молитве внутренней и прочитал в Добротолюбии: подобает молиться сердцем. Он спросил: как же молиться сердцем? И я объяснил ему: вот ты не видишь глазами, однако умом можешь смотреть на все, на руки, на ноги свои. Знаешь, где бьется у тебя сердце: смотри умом туда и с каждым ударом говори по одному слову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Так повторяй долго, и со временем появится в сердце такая радость, что ты удивишься. И стал старик заниматься прилежно молитвою сердечною, от которой вот что случилось с ним. Как он сам мне рассказывал, внутри его появлялся свет духовный, оттуда выходил наружу и освещал отдаленные предметы, которые он мог рассматривать ясно. Раз показал он это на опыте: шли мы лесом, верст за десять от Тобольска, и слепец во время молитвы заговорил; ах, какая жалость! церковь горит и колокольня вот упала. Я остановил его и сказал, полно мечтать пустое, будешь воображать нелепости, то с ума, пожалуй, сойдешь. Слепец замолчал. Под вечер пришли мы в город, и, действительно, в тот день сгорела здесь церковь, и колокольня упала; и удивился я, как это увидел слепец. А он мне сказал: вот ты говорил, что пустое я видел, – оно так и есть.

Еще заметил я, сидела в углу старушка и шептала Иисусову молитву; и на мой вопрос: кто научил ее так молиться? Она сказала: смолода отдали меня замуж, а жених пред свадьбой шел и у дома моего упал, и умер. Я так испугалась смерти, что не захотела более выходить замуж, а лучше пойду, – думала я, – молиться Богу, но по молодости лет, боялась одна идти, – была я красива. Раз странница, мне знакомая, уверила меня, что если я буду за все говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, – то несчастья никакого нигде не встретишь. Я послушалась и ходила лет пять по святым отдаленным местам благополучно. Раз случилось: подхожу я к городу, и пошла я по прямой дорожке, перелеском; догнал меня верховой, слез с лошади и давай склонять меня на грех. Я хотела убежать в лес, а он поймал меня, достал нож и говорит: вот заколю сейчас, если не будешь согласна. Я до смерти испугалась и подумала: вот, Господи, и молитва Твоя не помогла мне, а сама залилась слезами. Он в это время привязал повод лошади себе за пояс; и вдруг лошадь бросилась, понесла бедного по пням и замертво притащила в город, а я осталась цела и невредима. С тех пор я не выпускаю этой молитвы из уст моих.

Как Иисусова молитва помогает и старым и малым, о том рассказывал один господин. Был я болен, – так говорил он страннику, – и жил в Крыму на хуторе; со мною был мальчик очень резвый, и шалостью своею беспокоил меня. От скуки я любил читать книги духовного содержания, в числе их была «0 молитве Иисусовой», творение Григория Паламы; когда скука одолевала, я занимался умною молитвою, но мальчуган мешал мне, он бегал, стучал, шумел и кое-что ломал. И вот придумал я садить шалуна против себя, чтобы читал он мне Иисусову молитву; а ему так не хотелось сидеть и особенно творить молитву, что я принужден был держать в руке розгу и грозить, если он умолкал. Прошло немного дней, и мальчик стал охотнее исполнять мое приказание; а потом он сделался до того тих и молчалив, что оставалось только радоваться о нем. От привычки он при всяком деле творил молитву и чувствовал великую радость.

Сила Иисусовой молитвы такова, что и самая сильная страсть уступает ей. Был мастеровой, искусный в деле, но и горький пьяница. Некто посоветовал ему пред тем, как захочет пить вина, всякий раз прочитывать молитву Иисусову тридцать три раза, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. От этого он скоро перестал пить, а после ушел в монастырь.



Источник: Собрание сочинений / Стефан Филейский; вступ. Ст. И.С. Гомоюнова и С. А. Гомоюнова. - Киров (Вятка) : Буквица, 2007. - 992 с. ISBN 978-5-9901101-1-3

Вам может быть интересно:

1. Простые и краткие поучения. Том 11 протоиерей Василий Бандаков

2. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов

3. Богослужение Православной Христианской Церкви протоиерей Михаил Соколов

4. Новый год, или предъуготовительные к покаянию поучения от нового года до святой Четыредесятницы архиепископ Евлампий (Пятницкий)

5. Слова и речи – 316. Беседа по освящении храма Нерукотворенного Образа Господня в здании Барыковской богадельни святитель Филарет Московский (Дроздов)

6. Сборник изречений архиепископ Варфоломей (Ремов)

7. Сочинения. Письма. Жизнеописание митрополит Анастасий (Грибановский)

8. Духовная пища епископ Виссарион (Нечаев)

9. Православие в современном мире протоиерей Иоанн Мейендорф

10. Восточные отцы и учители Церкви IV века. Том 2 митрополит Иларион (Алфеев)

Комментарии для сайта Cackle