Источник

Третий член символа веры

(Верую в Господа Иисуса) «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

Тексты

«И сказал Господь Бог змею: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт.3:14–15).

«Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис.7:14).

«И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». (Ис.11:1–2).

«Сотворю Давиду отрасль правды, и сотворит суд и правду на земли». (Иер.33:15).

«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю»? (Лк.1:34).

«И Слово стало плотию и обитало с нами». (Ин.1:14).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него, не погиб». (Ин.3:16. Сравни: Ин.5:36; Ин.6:40).

«Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». (1Ин.1:2).

«Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба». (1Кор.15:47).

«Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». (2Кор.8:9).

«Безпрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, проповедан в народах, принят верою в мире». (1Тим.3:16).

Изречения

«Сын Божий сделался сыном человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими». (Св. Афанасий Великий).

«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». (Св. Ириней Лионский).

«Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде». (2-я литийная стихира на Рожд. Хр.).

«Христос на земли, возноситеся!» (1-й ирмос канона на Р. X.).

«Царь небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе». (Догматик 8-го гласа).

«Нас ради сшедшего с небес!» Трудно постижимы две вещи: вечное милосердие Бога при неблагодарности человеческой и неблагодарность человеческая при неизреченной любви Божией.

«Слово плоть бысть», – как это постигнуть? Природа Слова и природа плоти различны, как природа огня и железа. Огонь легок и подвижен. Железо тяжело и холодно. Но вот огонь приближен к железу и железо принимает свойственные огню цвет, теплоту и внутреннее движение. Из двух несродных существ образовалось новое – раскаленное железо. Так естество Сына Божия и естество человека образуют в соединении Богочеловека. Как огонь просветляет железо, так и Божество Сына Божия просветлило и согрело человеческую темную и холодную природу.

«Какой человек имел когда-либо больше блеска? Еврейскому народу задолго предсказывается Его пришествие. Язычники поклоняются Ему, Младенцу. Но Он мало пользовался этой славой. Из тридцати трех лет жизни Он тридцать провел в неизвестности. В течение трех остальных Он слывет за обманщика; священники и старейшины Его отвергают; друзья и близкие презирают Его. Наконец, Он умирает, преданный одним из Своих учеников, отвергнутый другим и покинутый всеми. Какую долю имел Он в Своей славе? Эта слава послужила только нам для нашего вразумления». (Паскаль).

«Кто из людей знал, что такое Бог, прежде пришествия Его Сына? Из людей никто и не видел, и не познал Бога. Он Сам Себя явил». (Из послания к Диогнету).

«Но Себе умалил, зрак раба приим». Умаление, конечно, коснулось и ведения. Без этого Христос не мог бы быть полный человек, воплощение не могло бы быть реальным. Он Сам говорит, что о дне Суда не знают ни ангелы, ни Сын, а только Бог. Он, Сын Божий, принял человечество вполне, только кроме греха. Познание Его было познанием совершеннаго, святого и вдохновенного мужа, но оно было Им приобретено, а не дано, как готовое. «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Лк.2:52).

«Мариею Бог восхотел придти к людям. Ею же люди приводятся к Богу».

«Слава Богу, явившемуся во смирении естества нашего, да явит нам образ смирения. Он явился в вертепе, чтобы мы были довольны кельей, – в яслях, чтобы мы не требовали мягкого ложа, – в пеленах, чтобы мы любили простую одежду; – в несловесии младенческом, да будем, яко дети, простотою и незлобием и да не разрешаем языка нашего в празднословие». (Филарет, м. М.).

Золото, ладан и смирна принесены были Рожденному в вертепе. Смирна – горькая смола с миррового куста – может считаться образом горького раскаяния. Золото нередко и в древнее и в новое время признавалось образом веры: как золото – благороднейший из металлов, так вера – благороднейшее движение человеческой души. Как золото покоится в недрах земли, не зримое для человеческих глаз, так вера таится в глубине сердца, ведомой только Духу Божию. Как золото очищается огнем, так вера совершенствуется через огонь бедствий и гонений. Как из очищенного золота вырабатываются драгоценные сосуды, так через веру люди становятся сосудами Божественной благодати. Ладан есть образ молитвы, которая возносится, как благоуханный фимиам, к трону Божией милости.

«Люди часто порицают Еву за принесение греха в мир, и не думают, как часто они должны восхвалять Марию за дарование миру Избавителя».

«Можем ли мы сказать, что евангельская история есть изобретение? Такие вещи не изобретаются, и история Сократа (в ней не сомневаются) менее достоверна, чем Иисуса Христа. Иудейские писатели не в состоянии были изобресть ни такого тона, ни такой нравственности; евангелие носит на себе такие высокие, удивительные и совершенно неподражаемые следы мудрости, что изобретатель заслуживал бы большего удивления, чем герой». (Ж. Ж. Руссо).

«Кто из учеников Христовых был бы в состоянии изобрести речи, вложенные в уста Иисуса, или выдумать такую жизнь и такой характер, какия изображают нам евангелия? Конечно, не галилейские рыбаки и еще менее того другие писатели первых веков христианства». (Д. С. Миль).

«Я считаю все четыре евангелия несомненно подлинными, потому что в них отражается действительно отблеск той высоты, которая исходила от Личности Христа, и которая носила в себе Божественный характер более, чем когда-либо проявлялось на земле Божество». (В. Гете).

Примеры

Искажения Христова Евангелия. Спартанцу предложили послушать подражание соловьиному пению. Он на это предложение с удивлением возразил:

– Да зачем же это? Я слыхал и настоящего соловья!

Ответ спартанца поучителен для всех исказителей Евангелия, начиная с писателей апокрифов, гностиковь и манихеев и кончая Ренанами и Толстыми.

Два естества. И смиренно-немощное человеческое, и возвышенно-божественное соединились во Иисусе нераздельно. Нельзя сказать: вот это в Иисусе – человеческое, а это в Нем – божественное. Каждое естество проницает другое, как два газа, соединившись, образуют новое единое. Из двух ручьев образуется один поток жизни. К чему тут говорить о наследственности и воспитании? Иисус – в семье плотника, но Он безконечно выше плотника. Иисус – сын вечного Отца, Сам вечный и необъятный, но грех нам будет, если забудем в Нем зрак раба, черты еврея, простолюдина, именуемого сыном плотника. Да, Он близок был к простому народу, и не было в Нем профессорского взгляда, священнической важности, княжеской породистости, пророческой небрежности и манер художника. В божественных чертах Его лица не трудно было разсмотреть черты жителя Назарета, черты смиренной Марии.

Величайшая снисходительность. Мы умиляемся, примечая в великих людях черты снисходительности к людям маленьким. Приятно нам читать об Александре Македонском, который, при виде томившагося от жажды войска, отказался выпить с трудом добытый для него шлем воды и вылил эту воду на землю. Трогает нас простота одежды Карла Великого, который не пренебрегал холстиной, не препятствуя, однако, придворным одеваться в шелк и бархат. Поучительна смерть нашего царя Петра Алексеевича, скончавшагося от простуды, полученной им при спасении утопавших в Ладожском озере. Не оставим мы без внимания французского короля Генриха IV-го, который при входе к нему иностранного посла оказался играющим на полу с малютками детьми. Такое же благодушие проявлял видный религиозный реформатор, днем возстававший против князей и папы, а вечером мирно распевавший под звуки лютни народные песенки, окруженный счастливыми женой и детьми. Но несравнимо величественнее простота Царя царей, Который в рабском виде ходил по селам и городам, дружественно обходился с явными грешниками, беседовал с женщинами, обнимал детей и от яслей до Голгофы терпел всякие труды, лишения и унижения.

«Защита от ветра и покров от непогоды». Это слова пр. Исаии (Ис.32:2). О ком он ведет речь? О втором Человеке, Господе с небеси, о Человеке скорбей. Какую защиту имеет в Нем верующий народ! Он удерживает порывы ветра и дает тишину тем, которые укрылись за Ним. Благодаря Ему, мы избегли гнева Божия, избежим гнева человеков, забот – печалей мирских и страха смертного. Зачем еще иные стоят на ветру, вместо того, чтобы укрыться за Господа и наслаждаться тишиной?

Иногда обыкновенный ветер страдания крепнет и превращается в сокрушительную бурю. Колеблются и падают предметы, до бури стоявшие прочно. А Господь для нас – щит, который никогда не поколеблется. За Ним мы переждем бурю.

Где Христос? Пришедший ко врачу незнакомец спросил дочь врача:

– Дома ли ваш отец?

– Его дома нет, ответил ребенок.

– Где же мне его найти?

– Поищите у больных и нуждающихся. Таков и Христос. Он – у нищих, которым приносит радостную весть. Он – у сокрушенных сердцем, которым Он помогает нести скорби. Он поддерживает дух свободы в узниках. Он просвещает тех, которых люди оставили в темноте. (Лк.4:18).

Жалкий насмешник. Один молодой человек проповедывал однажды Евангелие на уликах Лондона. К нему подошел неверующий и сказал:

– Человек, открывший газ, сделал для мира больше, чем Христос.

Юноша-проповедник смутился, и в толпе стали посмеиваться над ним. Но один из толпы возвысил свой голос и сказал:

– Конечно, почитатель газа перед смертью пошлет за газовым мастером, а я пошлю за священником и попрошу его прочесть мне 14-ю главу из Евангелия по Иоанну.

После этих слов невер был посрамлен и юноша мог продолжать свою проповедь.

Дева Мария. Камнем преткновения для неверующих является мысль, что в бессеменном рождении Христа нарушаются законы природы, установленные самим Богом. Кроме того, говорят, рождение Иисуса без участия мужа, ради предохранения от природного греха, не достигает цели, потому что, с одной стороны, лишает Иисуса равенства с людьми, а, с другой, и не предохраняет от природного греха, который не есть грех мужеской половины рода человеческого, но всего человечества.

Грех не есть первоначальное свойство человека, но приобретенное; человек предназначен не ко греху, но к правде, блаженству, богоподобию. Поэтому и Мария могла быть по благодати Божией предочищена от приражений наследственного греха, и безгрешный Сын Ее мог возлюбить человечество величайшей любовию именно потому, что Он был свободен от греха наследственного и одолел все искушения к греху личному. «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». (Евр.2:18).

Что касается бессеменного зачатия Господа Иисуса, то оно есть беспримерное дело Божие, глубокая тайна, как и всякое чудо. Но ни в этом чуде, ни в других не следует видеть нарушения законов природы. Обычное рождение при участии мужеского семени не есть закон природы, но только сложное, не вполне выясненное наукой физиологическое явление. Это явление, этот факт нельзя считать всеобщим, как потому, что есть важные различия в размножении низших и высших организмов, так и потому, что из факта мужеско-женского размножения организмов нельзя объяснить первоначального происхождения организмов. Кроме того, лет сто назад была высказана мысль о партеногенезисе в мире животных, т. е. о девственном зачатии. На первых порах это открытие считали нелепостью, шуткой. Но теперь факт партеногенезиса установлен для шелкопрядов, иглокожих и некоторых других. Мало того, американский ученый Жак-Лев несколько лет тому назад рядом опытов доказал возможность искусственного развития яйца без предварительного его оплодотворения. Подвергая яйцо морского ежа действию химических агентов, Жак-Лев вызвал процесс деления и размножения его клеток. Другие ученые (Винклер, Гербет) наблюли, что способность размножаться под влиянием химического воздействия принадлежит не одному ежу, но лягушкам и другим животным. Делаж доказал, что самым сильным деятелем искусственного оплодотворения является углекислый газ.

Конечно, этим мы не хотим приравнять рождение Иисуса наблюдаемому в природе партеногенезису, но хотим утвердить, что приснодевство Марии не нарушает никаких законов природы, и Толстовское глумление над Матерью – Девою свидетельствует только о грубости и невежестве этого кумира интеллигенции.

Христовы братья. «Он не стыдится называть их братьями» (Евр.2:11). По Своей телесной природе Христос как бы часть той великой семьи, от которой происходим и мы, Его Отец – и нам Отец. Его Бог – и нам Бог. Его небо – и нам родина.

Страждущий христианин! Иисус Христос – брат твой! Он чувствует к тебе братскую любовь, принимает в тебе участие, сострадает тебе, охраняет твою душу от отчаяния и падения в то время, как земные твои братья и сестры безучастно смотрят на твое бедствование. Это безучастие болью отзывается на сердце Христовом, заставляет Его как бы претерпевать твои беды: голод, жажду, одиночество, болезнь. В земном Своем странствии Он познал эти бедствия на Себе. Он был беднее тебя, более искушаем и сильнее за любовь презираем Своими собратьями. Не презри в день и час твоего страдания и ты Его любовь, не забудь сказавшаго: «кто будет исполнять волю Отца Моего, тот Мой брат и сестра и матерь» (Мф.12:50).

Спасительное памятование. На английского проповедника Уэсли напал разбойник и под угрозой смерти потребовал деньги. Отдавая деньги разбойнику, Уэсли сказал:

– Позвольте мне сказать вам несколько слов. Может быть, придет время, когда вы пожалеете, что вели такую жизнь. Тогда вспомните вот о чем: Кровь Иисуса Христа очистила нас от всех грехов.

Прошло много лет. Однажды к Уэсли при выходе его из церкви подошел незнакомый человек и спросил, помнит ли он об ограблении его разбойником? На утвердительный ответ незнакомец сказал:

– Этот человек, ограбивший вас, – я. Поучение, сказанное вами, изменило всю мою жизнь. С давних пор посещаю я этот дом Божий и читаю Библию.

 


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle