Источник

Девятый член символа веры

(Верую) и во едину святую Соборную апостольскую Церковь.

Тексты

«Царство и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого Царство – Царство вечное и все властители будут служить и повиноваться Ему». (Дан. 7:27. Ср. Дан. 2:44).

«Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда выростет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». (Мф. 13:31–32; Ср.: Мф. 13:33).

«Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и. врата ада не одолеют ея». (Мф. 16:18).

«Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». (Мф. 18:17).

«Призвав десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока Я возвращусь». (Лк. 19:13).

«Я есмь лоза, а вы – ветви: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Ин. 15:5).

«У множества уверовавших было одно сердце и одна душа». (Деян. 4:32).

«Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею». (Деян. 20:28).

«Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». (1Пет. 2:9).

«Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви». (Рим. 11:16).

Мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». (Рим. 12:5).

«Один хлеб, и Мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного тела». (1Кор. 10:17).

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним Духом. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, и все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член с ним радуются все члены». (1Кор. 12:13, 1Кор. 12:21, 1Кор. 12: 24–26).

«Муж есть глава жены, как и Христос – глава Церкви; никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь – Церковь, потому что мы – члены Его, от плоти Его и от костей Его». (Еф. 5:23, 29–30).

От главы «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». (Кол. 2:19).

«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте благодарны». (Кол. 3:15).

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол. 2:15), т. е. апостольским.

«Церковь Бога живаго – столп и утверждение истины». (1Тим. 3:15).

Изречения

Многое в Символе веры вызвано нападками еретиков, но учение о Церкви возникло самобытно.

Где св. Дух, там – общение. Где религиозное общение, там – Церковь. Вся наша рознь есть свидетельство нашей малоцерковности, нашего удаления от св. Духа. Верующие одного наименования спорят между собою вместо того, чтобы братски служить Богу и ближним. Верующие различных наименований проявляют во взаимных отношениях недостаток смирения, отваги и любви.

«Католицизм – блестящая монархия; протестантизм – простая республика; первый страдает от злоупотребления властью; второй – от злоупотребления свободой». (Ч. Сперджон).

«Не победить мы хотим, но убедить братьев, разлучением с которыми терзаемся». (Св. Григорий Богослов).

«Зло удалило людей от Бога и разделило между собою; поэтому всячески нужно убегать зла и стремиться к добродетели, которая приводит к Богу и соединяет одних с другими». (Исидор Пелусиот).

«Стремись всегда к целому. Но так как ты не можешь сам стать целым, то примкни к целому, как служебный член». (Шиллер).

«Мир одиначеством силен». (Пословица).

«Дома спасайся, а в церкви запасайся». (Пословица).

«Доброе братство лучше богатства». (Пословица).

«Сама Церковь есть некоторая форма справедливости, общее право всех: сообща она молится, сообща трудится, сообща испытуется». (Св. Амвросий Медиоланский).

«Ямщик в дороге пайщик». (Пословица).

Распространяется и крепнет убеждение, будто церковный строй мысли и жизни оказался несостоятельным пред судом новейшей науки. Это убеждение – последствие эмпирического направления науки. Но против этого убеждения говорит эмпирический же факт: настоящая западно-европейская цивилизация создана Церковию, христианством, Евангелием, – с ними стоит и падает. Моральная глубина и высота Евангельских начал не только не превзойдена научным миросозерцанием, но даже и не достигнута. И эллинизм, и романизм, и германское глубокомыслие, и славянская широта подчинились этим началам. Церковь наложила свою печать на все важное в человечестве: на нравы, на поэзию, на мышление, на идеалы, на жизнь и любовь. Европейцы дышат христианским воздухом, и влияние Евангелия проникает глубже области сознательной. Оно и на противниках религии. Если им не чужды идеи равенства, благотворительности, солидарности и взаимной ответственности, то это – дело Церкви...

«Это – свойство Церкви, что она становится понятною тогда, когда в нее войдешь и ее усвоишь». (Иларий Пиктавийский).

Успехи неверия зависят от того, что многие христиане не живут церковною жизнию, а только держатся за Церковь. Такие христиане не имеют религиозного опыта и легко отпадают. Граф Л. Толстой разсказывает, как некто С. пред ночлегом на охоте по привычке стал на молитву. По окончании ее старший брат заметил: «а ты все еще делаешь это?» С того дня С. перестал становиться на молитву и ходить в церковь. Молитва С. была только делом привычки, а не религиозным переживанием.

Джемс в книге о «Многообразии религиозного опыта» разсказывает, что одну протестантскую девушку спросили в церкви: «любите ли вы Бога?» Она ответила утвердительно, но на едине решила, что не любит, ожесточилась и религиозное чувство в ней погасло.

«С какою любовию материнскою или – лучше сказать – божественною Церковь ежедневно как бы носит нас на руках своих, вознося о всех нас непрестанные молитвы ко Господу, поучает нас, освящает, врачует и укрепляет таинствами и всеми способами руководствует нас нежнейшим и кротчайшим образом ко спасению и вечной жизни». (Прот. И. Сергиев).

Древние христиане при вкушении Таин Христовых молились: «благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Сына Твоего. Как этот преломляемый хлеб, быв разсеян по холмам и будучи собран, сделался единым, – так да соберется Церковь Твоя от концев земли в Царствие Твое».

Потому-то таинство Евхаристии называется общением или приобщением, что «в нем мы сообщаемся со Христом и бываем причастниками тела и божества Его; сообщался Христу, соединяемся и друг другу». (Св. Иоанн Дамаскин).

«Есть какое-то средство сообщения наших душ между собою, кроме телесных чувств». (Прот. И. Сергиев).

«Кто живет в памяти ближних, – не мертв, а отдален; мертв, кто забыт». (Зедлиц).

«Если богач в аду молится за своих братьев на земле, то не должны ли тем более блаженные, живущие в любви Христовой, вспоминать о нас в молитвах?»

«Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О, нет!» (Тургенев).

«Благодарю всесвятую, всеблагую и премудрую матерь мою – Церковь, спасительно руководствующую меня в сем временном житии и воспитывающую меня для гражданства небеснаго; благодарю ее за все чины молитв, богослужения, таинств и обрядов; благодарю ее за посты, столь для меня благодетельные в духовном и телесном отношении (ибо чрез них я здрав духом и телом, покоен, бодр, легок. Без поста мне было бы крайне тяжело, как это испытано не во время поста); благодарю непорочную матерь мою – Церковь, восхищающую меня небесным служением своим, восторгающую горе, к небеси дух мой, просвещающую ум мой небесною истиною, указующую мне пути живота вечного, избавляющую от насилия и безчестия страстей». (Прот. И. Сергиев).

Примеры

Чужой опыт. Церковь объединяет не только живых с живущими, но и живых с почившими. Она делает нас наследниками опыта наших предков. Значение этой духовной преемственности прекрасно выражено Байроном в следующем двустишии:

«Ужасней в мире нет недуга –

С прошедшим связи разорвать!»

Особенно дороги эти связи в деле спасения души. Представьте себе двух людей. Оба перезябли. Один, не задумываясь, придвигается к печке, а другой начинает разсуждать, достаточно ли силен огонь, чтобы сообщить тепло его окоченевшим членам, не вреден ли быстрый переход от холода к теплу. Ясно, что тот ближе ко спасению, кто доверяет чужому опыту.

Догробное свидание. – Городской священник проповедывал о загробном свидании, о том, что на небе друзья узнают друг друга. Один слушатель, выходя из церкви, сказал старосте:

– Я предполагаю, что нам батюшка в будущее воскресение скажет о земном свидании друзей. Шесть лет я принадлежу к этому приходу и посещаю храм, но ни один из прихожан не хочет знаться со мной.

Разобщенность прихожан между собою – горькая правда, даже и не для одних городских приходов. Молиться об общих нуждах и нуждах отдельных лиц (напр. болящих, путешествующих), слышать призыв к взаимной любви и единодушному восхвалению Троицы, приобщаться от единого Хлеба и от единой Чаши, – и не знать, не хотеть знать друг друга, какое здесь противоречие!

Созидайте друг друга! Один ремесленник в городе Шверине разсказал своему пастору Барду, что он с молоду был безпорядочным человеком и пренебрегал богослужением и словом Божиим. В воскресный день к нему зашел один знакомый и сказал: «ты, сударь, и сегодня за работой. Не худо было бы побывать у богослужения». На это ремесленник возразил, что он покланяется Богу духом и истиною, что он достаточно умен, чтобы вместе с ханжами и кумушками питаться поповскими выдумками. Сострадательно посмотрев на ремесленника, знакомец строго заметил: «в таком случае ты не получишь блаженства, потому что Господь сказал: «блаженны слышащие слово Божие».

– Блаженства? возразил ремесленник: если оно есть на земле, то оно в моей власти.

Вечером в этот день ремесленник пошел искать развлечений. Но на душе его было неспокойно. Гвоздем засели в его голове слова приятеля: «ты не получишь блаженства». Даже сон бежал от ремесленника. В один из празднич-ных дней ремесленник не выдержал и вошел в храм при звуках колоколов. Детския чувства всколыхнулись в душе отступника, и первое, что он услышал в храме, были не поповския выдумки, а призыв Христа: «приидите ко Мне»... И этому зову последовал наш ремесленник...

Единение христиан. О нем молился Христос в своей архиерейской молитве: «да будут едино, яко же и Мы». (Ин. 17:11). Но в действительной жизни этому единению много препон, из которых главное – различие исповеданий. Легче преодолеть другое препятствие к единению различие языков. Однажды в океанском путешествии сошлись на палубе корабля христиане: индус и новозеландец. Они дружественно жали друг другу руки, показывали на свои Библии, вместе молились. Но жажда взаимообщения этим еще не была удовлетворена. Тогда индусу пришла, счастливая мысль, и он радостно воскликнул аллилуия! Услышав дорогое слово иноязычного брата, новозеландец ответил: аминь! С этой минуты единение набожных дикарей, при посредстве библейских собственных и непереводимых названий, стало более полным.

Различные служения в Церкви. Американский проповедник S. Iones сравнил однажды устройство Церкви с устройством локомотива. Один из его слушателей поднялся и сказал: «я согласился бы быть паровым котлом, в котором производится двигательная сила». Другой сказал: «а я желал бы быть фонарем для освещения пути». Третий пожелал быть свистком, чтобы в опасных случах остерегать от греха. Четвертый избрал себе назначение предохранительного клапана, сохраняющего машину от разрушения. Другие вставали и обращали внимание на те или другия полезные части машины. Последний встал и сказал: «я готов быть углем, бросаемым в печь. Его горение производит теплоту, необходимую для движения».

Так и в Церкви полезны все роды служения, даже и те, которые считаются по неразумию низкими, черными. Кто для людей и Бога сгорает и разрушается, ускоряет движение Церкви к небесному отечеству.

Церковь и женщины. Что женщинам принадлежит в Церкви не меньшее значение, чем мужчинам, это вне сомнения, но не большее ли? В Евангелии нет примеров враждебного выступления женщины против Христа. Даже жена Пилата оказалась проницательнее и тверже своего мужа. На страстном пути Христа не видно апостолов, а женщины громким воплем выражают свое сочувствие Страдальцу. У креста только один апостол, но несколько женщин. Они присутствуют при Его погребении, они спешат облагоухать ароматами Его тело, они получают первую весть о Воскресшем, одной из них даруется первое видение Воскресшего. Женщины, упоминаемые в Деяниях и посланиях ап. Павла, принимают участие в распространении Евангелия, они в рядах «пресветлого мученического воинства», даже в юном девическом возрасте; они отрекаются от богатств, они уходят для всецелого служения Христу в дебри и пустыни, пренебрегая слабость пола, суровость природы, лютость зверей и низость человеков. Но что говорить о прошлых временах? И ныне если подсчитаем участников Евхаристии, посетителей храма, хранителей устава о посте и воздержании, девственников, преданных молитве, – то женщины явятся в преобладающем числе. Близорукие отщепенцы из этого преобладания женщин в Церкви хотят сделать упрек вере. Мы отвечаем им на то, что они, мужчины, первенствуют в тюрьмах, в домах умалишенных, в полчище бродяг и тунеядцев, в сонме лиц, преданных пьянству.

Как женщине не быть признательной христианской вере, снявшей с нее оковы рабства?

Помощь святых. Святые еще при жизни помогают своим братьям и делом, и словом, и молитвою. В русском народе жива и сильна вера, что и почившие святые (живые у Бога) хотят и могут помогать своим заступничеством членам воинствующей, часто страждущей, Церкви во всяком добром деле, во всяком обстоянии и нужде. Вот проявления этой веры. В 1892-м году во дни пятисотлетней памяти со дня смерти преподобного Сергия было в Лавре великое скопление народа. Один старичек, не проникший в обитель, со слезами молился за полверсты от обители.

– Дедушка! сказал ему один житель Посада: ведь, тебе не придется и увидать-то мощей Преподобного. Приходил бы в другое время.

– Я-то его не увижу, а он меня видит, ответил богомолец.

В другое время интеллигентный человек видит старушку, идущую от храма преп. Сергия и горько плачущую. Он спрашивает ее:

– О чем ты плачешь?

– С угодничком прощалась, отвечает богомолка.

Для нее он жив, видим, близок.

«Помолись за меня». Такими словами один занятой человек провожал свою жену, ходившую к обедне в праздничные дни. Однажды ему привиделось, что он и жена одновременно умерли и подошли к вратам рая в ожидании пропуска. Извнутри послышался голос: «Пусть она одна войдет; она войдет и за мужа».

Этот сон открыл глаза дельцу, что в надежде на молитву других нельзя оставлять своей.

Чиновность в церкви. Французский полководец Тюрень, стоя на коленах среди верующих, готовился принять причастие. Но ему заступил дорогу один из его слуг, незаметив господина. Случайно обернувшись и увидя позади себя Тюреня, слуга со смущением тихо сказал: «проходите вперед, ваша светлость». Но Тюрень ответил ему: «друг мой! светлость осталась у дверей храма, – здесь только единый Владыка, Которого мы идем принять; подходи вперед».

В церкви-ли мы? «Если нас спросят, говорит Ю. Самарин, все ли православные живут в Церкви, относятся к ней, как следует, то мы не задумываясь ответим: далеко не все. Мы живем в своей семье, в своем обществе, в современном человечестве; живем также, хотя в меньшей степени, в своем народе; в церкви же мы числимся, но не живем. Мы иногда заглядываем в нее, иногда справляемся с нею, потому что это иногда нужно бывает. Вообще нужно сказать, что мы относимся к церкви по обязанности, по чувству долга, как к тем престарелым родственникам, к которым мы забегаем раза два, три в год, или к добрым приятелям, с которыми мы не имеем ничего общего, но у которых, в случае крайности, иногда занимаем деньги».

Церковное содружество. В середине 19-го в. евангелик Метамороз сидел с товарищами в Испанской тюрьме за чтение и распространение Библии не на латинском наречии. Однажды узнику объявили: «Метамороз! ты освобожден».

– А другие? живо спросил освобожденный. Ему и свобода не полна без свободы единомышленников. Вот – любовь, долженствующая быть в Церкви Христовой. Получая благо, эта любовь спрашивает: «а другие имеют ли это?» Встречая праздник, она заботится: нет ли по близости встречающих праздник слезами? Нельзя ли и с ними поделиться радостию? В таком же чувстве лучшее побуждение к миссионерским трудам: я – спасен от работы вражия, а другие как?

Забота о гибнущих. В Кенигсберге загорелся верх многоэтажного дома. Внутренния лестницы горели. Приходилось оставшимся в доме или прыгать в окно или ждать подстановки лестницы к окнам. Но пламя уже показывалось и в окнах. Один из выбежавших безпомощно простирал руки к верхним окнам и умолял спасти оставшихся. Многие сострадали, но никто не решался рисковать своею жизнию. Наконец нашелся один смельчак из пожарных: подставил лестницу к нижнему этажу, залез на него, прицепил лестницу выше, достиг второго и потом третьего окна, но не мог достигнуть того маленького чердачного окошечка, где ютился ожидавший спасения. За смельчаком следовал другой пожарный. Первый крикнул: «держи крепче мою лестницу, – я достану до окошка». Это было сделано, но трудности не кончились. Окошко было столь мало, что ютившийся около него не мог пролезть чрез него. Тогда пожарный отвязал от пояса топор и, расширив отверстие окна, помог погибавшему спуститься вниз. Товарищ пожарного, пока тот расширял окно и вытаскивал человека, держал лестницу со всем напряжением сил. Без этой помощи спасение было бы невозможно.

Этот случай применим к трудам миссионерским. Спасающий пожарный – это миссионер, с опасностию для жизни проповедающий в чужой стране для гибнущих спасение Христово. А его товарищ, державший лестницу, напомина-ет тех, которые молитвами и жертвами содействуют успеху миссии – мало того: обусловливают самую возможность миссии.

Среди людоедов. Один миссионер, проповедавший на новых Гебридах, обитатели которых до последнего времени были людоедами, и обративший сотни их ко Христу, говорил: «вы не можете представить, какая это высокая радость проповедывать людоедам. Это – не то, что привесть ко Христу обыкновенного человека. Я не знаю христиан, которые могли бы превзойти моих каннибалов. Если бы вы увидали, как они чтут воскресение, вы бы напросились помогать мне. Недавно кушавшие своих сотоварищей, они без умиленной молитвы не сядут за стол и не встанут из-за него. И утром, и вечером у них общая семейная молитва. Набожность их самая задушевная, и они, можно сказать, липнут ко Христу, и, глядя на них, я не могу не ликовать, что послужил орудием обращения их ко Христу».

Предшественники этого миссионера были съедены при первых попытках проповеди, и он сам едва-едва избежал такой участи.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 1. Ч. 1-2. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle