архиепископ Варфоломей (Ремов)

О Надежде Ив.

Б.о.М. находит в ней чуткость и умение учуять людей (не всегда правда) – но она – плачь всегда. Есть ее страшная забитость и запуганность всякими страхами и всякими людьми. В ее положение затравленного зверька никто не войдет! А я вхожу и терплю ее!

(сковывает присутствие ненавидящих меня) Потерпи.

О, если бы прониклись все тем, что взаимным добродушием красна жизнь! (11/VI 31) (зачеркнуто)

(пом, что NN недоброж ко мне относится) Бей его молитвой.

Да, хорошо бы! (никогда ни на кого не обижаться)

(Никто не хочет испытать, как сладостно на душе от незлопамятства и необидчивости) Но ведь ты хочешь?! И этого от тебя достаточно по крайней мере.

Надо не быть побеждаемой злом, но побеждать зло добром. Надо быть кроткой и непреклонной. (20/VII 31) (зачеркнуто)

(не мозолить глаза ненавидящим меня) Это тщеславие (наизнанку) (28/VII 30) (зачеркнуто)

Нет, нам поститься нужно всегда бы, но немощь заставила ………………………….

(Ведь, конечно, это не пост, что ты и обыкновенно не вкушаешь мясного и не воспринимаешь молока) Говение же (Духовное устроение) должно быть всегда.

(…)

1) Смысл псалма 132 – кому сладостно быть едино о Господе. Эта связь драгоценна, бесценна. Ермонг и Сион далеко, а роса падает в одно и то же время. Так братская любовь, как эта роса, соединяет существа, разделяемые пространством. Ср. в антифоне 8 гласа. Се ныне что добро или что красно: но еже жити братии в купе: всем бо Господь обещал живот вечный (4 антифон).

2) Вера братолюбная! (хв. 4, служба мученикам Сергию и Вакху 7/I) несвязуемы естества любовию, ко вере правом (хв. 1)

3) (Как чудны такие минутки, когда в соприкосновении с другою душою все человеческое и наносное отходит) Драгоценно это, как отзвуки небесных, (…) настроений.

4) В братской любви и путь восхождения.

5) Бывают моменты, когда чувствуешь какую-то радость общую, какое-то согласное биение сердец в свете радости, но это должно быть не очень часто. Это всегда возможно, когда очистимся от всей скверны, от всей закваски своей грубо эгоистичной.

6) Так как любовь только та настоящая, которая в Богу, то очищай душу свою, и внутренно тщись приять превосходящую разум любовь Христову.

7) Счастье дивное, когда любим вместе Господа, когда блестки Божественной любви воспринимаем ……жественно, о, конечно, это так, когда мы обладаем любовью, когда приближаемся к ней и в меру этого.

8) «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем» (пребывает) (1Ин.4:16). Что этим словам предшествует и что за ними следует?! – этим словам предшествуют – «и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее». Значит, нужно войти в любовь любовью, в любовь живую и истинную, и постоянную, и только это должно именоваться любовью, вес иное и всякое иное понимание – подмена (…) И отсюда наше жизнеустремление и жизнеустроение истинное, определяющееся жизнью Божиею – «любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда (= т.е. спастись) достигает в нас тем, что мы поступаем в мире сем, как Он» (1Ин.4:17). Вот подлинная жизнь, настоящая любовь, действительное счастье. И вечное! И все это – одним словом – истинное! (ср. 1Ин.5:19–20)

9) Да, счастье в том, когда не видишь себя, а Господа, когда вместе обе души не любуются друг другом, а ощущают божественное, которое вокруг них и радость светлая и тихая о Господе одним покрывалом объемлет, радость, в которой есть забывание себя и нет восхищения друг другом – да, этому места нет! А радость ощущения Господа единовременно. И уже нет нас, а есть Он в нас и мы в Нем, Он в нас, над нами и с нами неотъемлемо (…)

10) Все ищут только себе, а посмотреть чисто и ясно по-христиански – оком снисхождения никто не хочет, и я скорблю, что сочувствие, которое могло бы лечить ее, (…) нет, увы! И ей нет облегчения, и им плохо – грешат и не думают, а как по Христу – по Христову-то нужно бы к ней отнестись и независимо от того, как и какова она…

11) Вероятно, Св. ап. Иоанн Богослов был ближе других апостолов к мироносицам, и душа женственная, и верность Христу на кресте у него с мироносицами, а не с апостолами.

12) Да, это большое счастье (радость любви о Господе); будем стараться стать его достойными, понимать, что какие бы испытания ни были, любовь должна превозмочь. А испытания, конечно, будут, на то есть воля Божия (…)

13) Есть незаметная грань между любовью во Христе и привязанностью человеческой, страстной, но вооруженное внимательностью духовное око усмотрит ее (…)

14) Св. отцы говорят, что истинная любовь – редкий дар, и подается только в результате долгого пути (…)

15) Любовь – высший дар небес и высшее достижение земнородных и свойственна немногим (…) А мы все ниже.

16) У любви есть могучий способ упования безнадежных о Христе порождение – молитва.

17) Молитесь и любите. И получите! И прочнее будете (…)

18) Да, лучшее общение между любящим и любимым – молитва… молитва любви сделает то, чего не сделали старания любви, лишь только это соединено было бы с верою (…)

19) Матушка молитва со дня моря вынимает (…) А почему вынимает даже со дна моря?..

20) Ничто так не сближает, как молитва. Наипаче будем молиться о дорогих сердцу. Лучший способ общения, и святой.

21) В таинстве причащения общение любви – высшее, какое возможно на земле…


Источник: Автобиография и письма архиепископа Варфоломея (Ремова). // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). – С. 361).

Комментарии для сайта Cackle