архиепископ Варфоломей (Ремов)

Об истинной любви. Светлое дело милости

1) Спаситель повелевает нам хорошо относиться к людям, как бы они к нам ни относились.

2) Истинно любящий Бога любит и брата своего. И кто не любит брата, как может любить бога. Но любящий Господа не ищет своего; если ближний не являет любви, он и не требует ее (тем более, если считает себя недостойным); ему важно, чтобы его совесть не зазирала его в том, что он не любит; также, если он, подвизаясь, удаляется видимого общения, он не боится, что его сочтут за не имеющего любви…

3) Что я получу за мои отношения, не важно, лишь бы было по Божьи, по Христову. Даже обязательно нужно (относиться по прежнему к тем, кто так разочаровал, принес скорбь) – по Божьи, по Христову. Нет, от чего же не простить. Св. Иоанн Златоуст говорит, что Христу было жалко и Иуду… А здесь все-таки не так уж.

4) «Каждый может быть чудотворцем, любя врагов своих, побеждая ненависть их добром». Надо учиться быть христианами, а это значит, что христианство начинается там, где не бываем побеждаемы злом, но (Рим. Мф. Лк. 10/IX 30) Большое счастье, если помогаем независимо от того, чем отвечают на это, в этом и состоит христианство, чтобы так изливать в доброте свое сердце – чтобы не ждать благодарности, а, если даже и будет суровость, во-первых, она м.б. слачайная, недоразумением, воспитанием и тому под., а во-вторых, это выгодно, платить будет, должник будет Сам Господь (25/II 30).

5) Так много зла, ужасного зла, и блажен, кто не отступит пред этим злом… более легко будет бороться тем, кто будет метать громы и молнии, менее легко, но глубоко тот, кто будет бороться делом, противостоять злу чрез делание добра… ……………… Господа, потому что богу явно неугодно, когда нет лада, нет единения в Его твари, между всем тем, что он создал.

6) Да, преискренне и от всего сердца исполните мой завет, мое повеление. Мне совсем не хочется формального чего-либо в этом отношении, а того, чтобы вы подлинно поступили по Божьи – простили. Господь говорит чрез пророка: «И грехов ваших не помяну к тому». И тут требуется «не помянуть к тому» (уже совсем). Это будет действительно по Божьи. (11/XII 27)

К п. 6. Должна быть выше всех этих чувств… рваться от этого и не поддаваться на них, и не быть во власти их так (…)., долг христианского устроения души…

7) Надо силиться любить и силиться всегда лить свет любви Божьей, быть ее лучом.

8) Истинная любовь всегда Жертва, отдание себя без искания ответа и награды. Господь в своей прощальной беседе сказал о такой любви, дал новое понимание любви и раскрыл ее сущность. «И я открыл им имя твое, и открою, да любовь, которою ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:26). Истинная любовь всегда есть отречение (даже если это есть любовь к кому-либо, а тем более она непрестанное божественное желание). Пример подражания для нас тот, кто отказался от любви к себе человеческой, от желания своего любви к себе. (5/IV)

9) Настоящая любовь только та, которая ничего для себя не требует. Именно, она себя просто не замечает. Да, это свойство любви, когда от других ничего не надо, отмечает Св. Ап. Павел.

10) Да, любить – большое счастье, но только настоящею жертвенною любовью (какою Бог возлюбил мир, какою Сын Божий возлюбил нас, Христос Своих учеников). А любовь, которая ищет своего, не любовь. А блестки божественной любви в нас и светлят нас, и чистят, и теплят, и хорошо нам тогда! (28/II)

11) Да, самому загораться этой силой тепла и изливать на другого – это большое счастье. Да, нужно именно давать самому, и Господь воздаст!.. Хорошо любить самому независимо ни от чего. Самому хорошо, когда любишь, хотя бы другие не отвечали. Только тогда и хорошо на душе, когда она сама любит. Да, да, только так и только тогда. (2/IX 30)

12) Вот, вот, большая радость, когда сам применяешь ту нежность, какая бывает в душе. Это самое существенное (желание тепло души излить н адругих)

13) Радость – спутник и последствие того, когда мы совершаем доброе дело без оглядки. На душе бывает не такое сознание, что вот мы что-то сделали, а просто спокойно и бездонно светло, и это тем более, чем сильнее была отданность сделанному – без оглядки. Оглядка на тень свою крадет эту радость…

14) Да, отрадно сделать добро. Да, это путь деятельного подвига (любовь) Дела милосердия – близ нас, не надо ходить и искать далеко (14/III 30)

Апостол, восхваляя гостиприимства, говорит, что так некоторые оказали гостеприимство – угостили ангелов. (Евр.13:2)

15) В общении со страдальцами всегда хочется забыть о себе и служить им. Слава Богу, что Господь не дает забываться. Было бы стыдно не являть любви. А ответит, кто сколько – дело их совести. (28/VIII 30) Дай Бог, чтобы нам вообще было место около человеческого страдания. Важно к таким ходить (измученным и страждущим)

16) Пусть и ваша помощь бедным будет застенчивой, или лучше сказать, такова истинная добродетель – она стыдлива, хочет таить себя. Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя. Сердце доброе, сердце милосердное – милосердствует, и при этом не думает, как что, – делает добро не рассуждая, а от души. Святитель Николай в своей жизни был таков, что изливал миро своей милости от всей души. У него – многоценное миро, (…) – благоухание милующего сердца, драгоценная любовь, (…), чистая. Эта любовь исходит извнутри, и этим походит на милосердие Отца Небесного. Вот и должно нам с вами любовь иметь ко всяким нуждающимся, не только копейке, но в доброте. Эта безоглядная любовь показывает чистоту сердца.

17) Господь, обращаясь к своим ученикам, сказал: давайте и дастся вам мерою доброю, утрясенною и угнетенною. Ибо какою мерою мерите, той же возмерится вам. Здесь неизъяснимый закон божией правды (…) Есть закон справедливости, который живет внутри нас (…) Меркою того, как мы поступили является ответ нашей совести. Как дурные поступки караются дурным настроением и (…) совести, так и в добре. Доброта от сердца без оглядки и показности – никому другому не приносит такой пользы, как тому, кто совершает.

18) Вот награда, которая не уйдет, – это та награда, которая есть дар Божий в сердце человеку, она есть то, что никогда не будет отъемлемо от человека. И тем она больше, чем чище сердце. Чем в сердце чище, внимательнее, добрее, тем эта награда и радостней, тем глубже и сильнее. И радость истинная радость с Господом у такого человека на душе.

19) Хорошо добрым делом встречать Светлый Праздник. Так хорошо для светлого дня доставить кому-нибудь радость… (7/IV 30)

20) «Подобник всеизряднейший быв, Владыко Христе, Честныя страсти твоея, Стефан убийцам благословением отмщает» (песнь 6-я канона архидиак. Стефану 27/XI). Да, дивно божеств. Дамаскин выражает… дивные истинно Христовы христианские настроения. Да, непонятно для человеческого мудрования благословения как отмщения. Да, а как это действительно выражает сущность христианского настроения…

21) Все хотят быть любимцами. Но надо быть достойными любви. Любовь истинная – соблюдение заповедей. (Ин. 14:21)

22) Да, убедить хоть одного человека, что нужно быть кротким и зло побеждать добром – это большое дело и большое счастье. Да, жизнь моей души тут… (30/I 32)

***

Он ушел, измученный не только годами, но и болезнью, и вообще страданиями, которые в последние годы сделали его работавшим через силу, затрудняли до крайности его жизнь. Самому ему было трудно и тяжело, и отсюда та скорбь, которую пришлось и Вам понести тем более, что Вы любили его всей душой и эту любовь засвидетельствовали. А он, такой самоотверженный в личной жизни, умевший отрекаться даже и от дорогого и любезного сердцу, нес крест своей жизни… Нес он его честно, никого не подводя – ни на кого своих трудностей не перекладывая… Эта непоказность его была тяжела для некоторых, но достойные и серьезные люди умели понимать это, понимать, что здесь проступает своеобразное благородство его замкнутой, ушедшей в себя души… Будем молиться за него, в тихом созерцании отходящей от нас к лучшему преставляющейся души его – души новопреставленного… примите скорбь сочувствия нашего и любви; в ней и молимся, и соединяемся с Вами, и преклоняемся пред Вашей к почившему жертвенной любовью, которая есть и дар Богу, и почившему в нем, и неотъемлемое Ваше богатство и счастье, навеки нажитое Вашими добрыми прекрасными сердцами… (22/II 33)

1) Св. ап. Иоанн Богослов исполнил то, о чем пишет в своих дивных писаниях. Он возлюбил Господа, эту любовь на самом деле истинною явил, и проявил так, что Господь возлюбил его. Если мы будем подражать Иоанну Богослову, то и Господь нас возлюбит.

2) Мы бываем недовольны, когда нас недостаточно любят. Но что мы проявили сами?.. Но вот Господь возлюбил Того, Кто возлюбил Его, открылся тому, кто отдался Ему весь… Как он отдался Господу, так отдадим сами себя Господу. Устремимся, как устремился возлюбленный за это Господом ученик. Это устремление постараемся осуществить, как всецелую жертву нашего духа.

3) Облик твердой и сокровенной любви, который носит в сердце слова Учителя: «Имеяй заповеди моя и соблюдаяй их, той есть любяй мя» (Ин. 14:21). Да, надо воспринять любовь любовью, надо стать Христу любимой чрез любления Господа.

4) Истинная любовь была у любимого ученика Господа, ученика, который никогда не был на первом месте, на первом плане, а следовал за Господом, какая красота его смирения, его молчаливой, истинной, действительной преданности. Да, а когда он захотел первого места, то Господь исцелил его горьким лекарством – строгостью суждения и отказом.

5) Каждый человек получит лишь постольку, поскольку (…) Бога любовью и возлюбит Его и Его заповеди!


Источник: Сборник изречений. О посте. [Электронный ресурс] // Архив тайных монашеских общин.

Комментарии для сайта Cackle