епископ Варнава (Беляев)

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов)

Поучения и слова169

О борьбе со страстями. Вы спрашиваете, как бороться против страстных помыслов? По свидетельству опытных подвижников, много облегчает сию брань усердная молитва к Пресвятой Деве Богородице, а также к тем святым, которые сами выдержали сильную брань с вожделениями или претерпели мученичество за целомудрие. Молитва к ним, как некая небесная роса, угашает раскаленные стрелы лукавого. Необходимы для сохранения душевной и телесной чистоты также частая исповедь и причащение Св.Таин Тела и Крови Христовых. Вообще при борьбе с какою бы то ни было страстью всемерно нужно стараться отвлечь внимание от обуревающих помыслов в сторону любви к Богу. К объятой любовью к Богу душе не может приблизиться ни один нечистый помысл, все равно как на горячий сосуд не сядет ни одна муха, будь в нем даже самое лакомое кушанье. Уязвленные любовью к Богу, говорит преподобный Петр Дамаскин, даже не едят в продолжение многих дней, забывая свои тела; или если и едят, то вовсе не замечают, когда, что и сколько; при таком состоянии души, какие страсти могут приступить к ней? Предавшись в волю Божию, такие люди всеми силами души стремятся к единому Богу любви, как растение к солнечному свету и теплу. Сокрушают страсти также искреннее сознание своей немощи, смирение, нищета духовная, если они охватывают всю душу, простираются на все расположения, желания, мысли. Не должно иметь пристрастия даже к вещам первой необходимости, например, к одежде, сосудам и тому подобному, ибо пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца подобно тому, как и один коготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту. «Оттого то и бывает – говорит авва Моисей, – что некоторые, отказавшись от многочисленных своих имений, не освободились от прежнего пристрастия к вещам». Они возмущаются гневом за самые маловажные вещи, например, за ножичек, грифель, перо, и с такой бережливостью хранят свои книги, что никому не дают читать, даже прикасаться к ним не дозволяют. От чего можно было бы приобрести приращение в терпении и любви, в том они находят случай к нетерпеливости и погибели. Таковые никогда не могут достигнуть совершенной, описанной апостолом (1Кор.13,26), любви.

Прекрасный для достижения бесстрастия совет дал авва Дорофей своему келарю: «Если не хочешь – говорит он, – впасть в ярость и злопамятство, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не беспокойся много о каких-нибудь сосудах, впрочем, и не пренебрегай ими. Если кто хочет взять у тебя, давай; если по небрежности, или же как-нибудь случайно разобьется, или затеряется какой-нибудь из них – не печалься. Но это должно делать не по небрежению о монастырских сосудах, а по желанию сохранить себя без смущения. Сего же можешь достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, а как Божиим имуществом, которое вверено тебе для употребления».

И так будем ходить как приставники к дому Владыки пред очами Его – тогда сам собою явится страх Божий. Он сделается непогрешимым руководителем во всех делах наших, и не нужен станет нам совет человеческий. «Начало премудрости – страх Господень и совет святых – Его разум».

О тщеславии и смирении. Не тщеславься! Тщеславный – бесплатный работник, труд несет, а награды не получает. Как дырявый мешок не сохраняет в себе того, что в него положено, так тщеславие губит мзду добродетелей. Воздержание тщеславного – дым, выходящий из печи: то и другое рассеивается в воздухе. Ветер заметает след человека: так и тщеславие изглаждает всякие добрые дела и ни во что обращает милостыню и молитву. Когда надмевает тебя помысл и в сердце слышатся какие-либо славолюбивые доводы – тогда отвечай им словами псалма: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже (Пс.69:4).

Сердце смиренномудренное есть сокровищница, отовсюду огражденная благодатью Божиею, вознаграждение, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут (Мф.6:20). Обилие здоровых плодов нагибает до земли древесные ветви, и множество добродетелей смиряет мудрование благодатного мужа. Как подставки поддерживают у дерева обремененные плодами ветви, так страх Божий – добродетельную душу. Возделывай ум поучением в законе Божием, потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые помыслы. Памятуй всегда о Боге – и небом сделается ум твой. Радуйся смирению, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая.

Призыв грешников ко спасению. Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине, не осталось в них целого места. Все они покрылись гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Где искать лекарства от этой душевной болезни, где найти цельбоносный источник, заживляющий эти язвы? Кто откроет его, чтобы, почерпая от него с верой, мы прохладили души наши, грехами и страхом Суда Божия сокрушенные? Каждый, наверно, задавался целью отыскать его; многие, как та евангельская больная, истратили все свое имение, ища его среди людей, но не нашли, ибо нет против этих язв лекарств у людей. На наши недоумения и запросы (об источнике исцеления) отвечает Слово Божие, указывая прообраз для нашего исцеления в медном змии, вознесенном на древо Моисеем в пустыне. Как угрызаемые змеями сыны Израилевы, взирая с верою на того медного змия, исцелевали от смертных язв; так и нам, угрызаемым от адского змия, змия древнего – дьявола, должно взирать на вознесенного грех ради наших на древо Христа Сына Божия и с умиленным и сокрушенным сердцем просить исцеления от язв греховных, ибо Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29). Он язвен бысть за грехи наша… Язвою Его мы изцелехом (Ис.53:5). Так и Он сам учил, говоря: И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:14–15). Итак, взирати должно всякому согрешающему на Христа Распятого; к Нему, сидящему ныне одесную Бога Отца, возводить сердечные очи и с верою просить греховным язвам исцеления. Вот цельба нашим греховным ранам! Вот источник животворящий!

Слышу: многие отказываются воспользоваться им; слышу многих говорящих: и хотели бы мы исцелиться от пьянства и других грехов, да не можем сделать над собою усилия, чтобы с верою воззреть на Распятого, с решимостью припасть к ногам Его. Не обманывайте, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Не хотите познать любви Божией к вам и ринуться в объятия Господни. А если бы захотели, смогли бы. Хотящему все возможно, ибо Сам Бог, повелевший нам изыти из сего греховного мира, помогает всякому, хотящему прийти в объятия Его. Он любящих Его любит, прилепляющихся к Нему приемлет, ищущим Его идет навстречу и желающим насладиться любви Его неоскудно дает сладость (Притч.8:17). Бог любви изливает господство Духа Святого в сердца наши (Рим.5:5). Это господство Духа – не насилие над нами, а благодать, добровольно всех приводящая в единство (Ин.17:21). В этом и состоит сущность предложенного нам лекарства. Это – высочайший дар союза любви с Самим Иисусом Христом. Всем он предложен, все им в силах воспользоваться, ибо действует при этом не немощный человек, а всемогущий Бог. Не отказывайтесь же от предлагаемого вам спасения немощью. Ведь и святые Божии люди, подвизавшиеся о Христе, такие же были, как и мы, земные, плотяные, и, однако они презрели и победили мир, да и теперь многие презирают и побеждают. Как же им это – возможно, а нам нет? Возжелаем, возлюбленные, понудим себя – и мы сможем. Отвратим сердца наши от неправых путей, размыслим о грядущих бедах, будем взирать на обещанное блаженство, и горячая надежда, воскреснув, понудит нас приблизиться к Источнику цельбы, и исцелеет унылое сердце каждого из нас.

Охваченные огнем все бросают и, хотя жалеют о доме и имуществе, однако без оглядки бегут, чтобы спасти свою жизнь. Поверьте, возлюбленные мои о Господе, истину говорю вам: если бы вы увидели гибельность греха и будущую сынов Божиих славу, то, презрев царские диадемы, всю мира сего славу и все сокровища его, без сожаления бежали бы из огня греховного, охватывающего вас со всех сторон в мире, и к тому единому устремились бы, чтобы удостоиться оной славы. Тогда не только прелести мира сего, но и самое тяжкое мучение не воспрепятствовало бы вам. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18). Поверьте, если бы показал вам Бог адские мучения, которые, думаю, представляют собою все муки и горе мира сего, собранные воедино во тьму вечного мучения, то ваша горделивая честь, слава, богатство и вся красная мира сего показались бы вам горькою полынью, и вы бы в ужасе плакали, дабы не прийти на место мучения сего.

Увы нам, братие, ибо мы не чувствуем, что Бог будет судить народы по Своему всеведению (Ис.11:2–3). Покаемся, пока есть время покаянию; и переплавит нас покаяние, как огонь переплавляет серебро и золото, и Бог мира будет для нас как щелочь очищающая (Мал.3:1–3). Вспомним, что Богу будут служить все народы, племена и языки (Дан.7:14). Примем во внимание воплощение Сына Божия и вольное Его страдание. Ради кого Он пришел в мир и пострадал? Нас ради, ради каждого человека. Он сжалился над нами погибающими и сошел на землю, дабы Своими страданиями избавить нас от вечного мучения и ввести в жизнь бесконечную. О, дивное дело Божие, о, дивный о нас промысл Его! Великим и непостижимым будет вечное блаженство, бесконечною ценою купленное или, лучше, возвращенное нам! Неужели мы пожелаем грехами своими опять, вторично, потерять его? Сжалимся над собою, ибо о нас сожалеет Бог. Ему душа одного человека дороже неба и земли и всей вселенной. Эту Он создал одним словом (рече, и быша), а ради души человеческой Сам в мир пришел, воплотился, пострадал и умер. О, человеколюбие Божие! О, достоинство души человеческой! Так эту благородную, бесценную душу ты хочешь поработить чувственному миру, поработить пьянству, исполнить всякой нечистоты, бросить в грязь?! Этот многоценный бисер повергаешь в кал тинный?! Нет! Пропади ты, мир, со всеми своими прелестями! Пусть ищут тебя сластолюбцы и наслаждаются тобой не познавшие Христа. Для нас, христиане, да будет един Христос – красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселие, блаженство, ныне в тайне сердца нашего сокровенные… Он наше сокровище, которое мы ныне носим в скудельных сосудах плоти нашей. Его, как золото закопченное, презирают и, как Маргарит, в грязи валяющийся, попирают, мы же в Нем, и Он в нас и довлеет нам.

Верите ли вы сему? Если верите, то отвратитесь от призрачных сокровищ, которыми, как каким-нибудь миражом, мир прельщает любителей своих; обратитесь ко Христу и у Него взыщите истинное сокровище. Если же не верите ныне, то тогда, в день тот, своими глазами увидев, как праведники просветятся яко солнце в царствии Отца их (Мф.13:43), с сожалением и теснотой сердца убедитесь, только уж поздним и бесполезным будет то убеждение.

Со страхом и стыдом идет человек на суд человеческий; представьте же, с каким чувством явится грешник на суд Божий. Стоит преступник на суде человеческом, закованный в железо, покрытый стыдом, одержимый страхом; его обличают свидетели, открываются его беззаконные дела, ему выносят осуждение, лишают его чести и отлучают из числа добрых. Сей суд, стыд, страх, бесчестье – только некая тень оного суда, стыда, страха, бесчестья или даже ничто в сравнении с ними. Там истинный стыд, ибо суд всемирный, там истинный страх и ужас, ибо судья – Бог, ведущий и тайное сердца, от Которого ничто уже не укроется. Явится Он в Божественной славе Своей, окруженный тьмами архангелов и ангелов, откроется книга совести, и каждому перед лицом всего мира ангелов и людей представится содеянное им делом, словом, помышлением, тайно и явно. Увидит грешник праведный гнев Того, Который ради него приходил в мир, пострадал и умер, но был им неблагодарно отвержен, и объемлет его сокрушение, теснота и ужас. Вострепещет он как лист от ветра, услышав за неблагодарность грозный приговор от Судии, заклеймят его печатью осуждения, отвергнут от лица Божия, отлучат от лица праведных навеки, причислят к духам злобы, заключат с ними в темницу вечного мучения, и будет он пить вечную горькую чашу гнева. Вспомните и вообразите в уме праведный и страшный оный суд, и отыдет от вас любовь к миру. Поверьте, всегдашняя память и размышление о последнем суде отвратят вас от суетных желаний и подвигнут к истинному покаянию, молитве и той единой заботе, которая позволит не посрамиться там.

В каком состоянии будет грешник тогда, когда вся вселенная вострепещет и поколеблется от страха разгневанного Судьи, когда увидит он перед глазами огненную реку, в которой будет гореть и не сгорать, вкушать смерть и не умирать? В тот час цари и вельможи, богатые и судьи неправедные, у которых мзда заменяла правду, сильные и славные и всяк раб и свободный возжелают скрыться в пещерах, посреди горных камней и будут говорить горам и камням: Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр.6:16–17). Что тогда будете делать вы, содержатели и посетители театров, портерных, маскарадов? Закроют ли ваши маски преступные порывы ваши, как закрывают их здесь от людей? Вы, посетители ресторанов, биллиардные игроки, спасут ли вас ваши трактиры и погребки от ярости и огня, готового пожрать грешников? Горе вам, которые зло называете добром и добро – злом, тьму почитаете светом и свет тьмою, жизнь смертию и смерть жизнью! Горе вам, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе храбрым пить вино и приготовлять крепкие напитки, оправдывающим за подарки виновных и лишающим правых законного! Горе вам, которые не заповедям Божиим внимаете, а о суете единой помышляете, не Богу, а себе угождаете, не Создателя и Благодетеля своего, а себя и тварь любите и почитаете, не Божьей, а своей чести и славы ищете! За то, как огонь поедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень ваш, и цвет ваш развеется, как прах. Вы отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева, за то возгорится гнев Господа, прострет Он руку Свою и поразит вас так, что содрогнутся горы, и трупы ваши будут, как помет на улицах, и при всем том гнев Его еще не отвратится и рука Его будет простерта, и вот Он (опять) придет легко и скоро (Ис.5:20–26). Кто мы, чтобы противостать Ему тогда? Земля мы и пепел! Помыслите сие и исправьте сердца ваши. Да услышится в ушах ваших и души ваши да уразумеют пророческое слово: …Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой, и Той… судити имать людем в правоте (Пс.9:8–9). Готов Судия на суд, готов престол Его, готовы ангелы его вострубить и собрать всех на суд, готово Царствие Небесное для благословенных, готова геенна для нераскаянных грешников, но ожидает нашего покаяния (Творения св.Тихона Задонского). Не медлит Господь исполнить обещанное, как некоторые думают, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2Пет.3:9).

Как в сем веке те, которые обрабатывают землю, трудятся, сеют, – с радостью собирают в свое время плоды трудов своих, а ленивые гуляки и пьяницы не имеют чем и пропитаться и, смотря на довольство трудившихся, скорбят и окаявают себя; так будет и в день тот. Боголюбцы с радостью пожнут плоды своей веры и благочестия и получат благие, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9), а миролюбцы, видя тех награжденными, а себя лишенными таковых благ, восплачут и возрыдают. Но тогда уж бесполезно будет покаяние: Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет; яко сеяй в плоть свою от плоти пожнет истление, истлевая вечно; а сеяй в Дух от Духа пожнет жизнь вечную (Гал.6:7–8). Се, работавшие Ми, скажет тогда Господь, ясти будут, вы же, пьяницы, сластолюбцы, беззаконники, взалчете; се, работающие Ми пить будут от источника жизни, вы же, празднолюбцы, возжаждете; се, работающие Ми возрадуются и возвеселятся, вы же покрыйтеся срамом, возопийте в болезни сердца вашего, восплачьте и возрыдайте в сокрушении духа. И поразят грешников жалость, скорбь и болезнь, когда они увидят в славе, радости и несказанном блаженстве со Христом праведников; когда увидят, что это были все такие же немощные и с той же плотью люди, как и они сами, что между ними и те, которых они на земле презирали, осмеивали, злословили, считали злодеями или лицемерами, попирали, как какой-нибудь сор; когда увидят всех их в Царствии Божием, себя же в крайнем окаянстве, бедствии и бесчестии, отверженными от Источника жизни и света навеки; тогда они познают суетность своей минувшей жизни, в которой они вместо истины гонялись за ложью и тьмой, и сие познание еще более увеличит их мучение, и будет там, по слову Господню, плач и скрежет зубов, когда увидят Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк.13:28). О вечность злополучная, коль горька память твоя страшная! Тяжко будет вечно терпеть вечное жжение огня геенского, болезнь лютую и несносную, скрежет зубов, угрызение червя неусыпающего и от всего этого страдать душой и телом! Познайте убо вечное страдание от временного и берегитесь, да не впадете в него и вы, ныне сходите умом в ад, да не потом душой снидете (Творения св.Тихона Задонского). Помышляй о суде и муках, и в твое сердце вселится страх и внимание к своей судьбе. Вонми слову Спасителя: Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою? (Мф.16:26).

Знаете ли, с каким торжеством и ликованием воины, победив неприятельские силы, возвращаются в свое отечество? Народ встречает их с радостью, похвалами и благодарностью, везде им оказывают честь, сам царь дает каждому из них награду по заслугам… Несравненно большее бывает торжество душ, здесь подвизавшихся против мира, плоти и дьявола, когда они, победив этих врагов, восходят в отечество свое – на небо. Там они являются перед лицом Царя Небесного, Христа Бога нашего, приемлются Им во объятия, приветствуются с радостью и торжеством от ангелов Божиих и святых и, слившись во едины уста со всеми небожителями, поют благодарственную песнь Богу. Мирно и сладко упокоятся в вечном животе эти души, которые на земле трудились, боролись, подвизались, умножали таланты Господа своего, работали Ему со страхом и ближним своим с любовью. Внидут они в радость Господа своего, забудут все здешние труды, беспокойство, перенесенные обиды, скорби, печали и болезни (Евр.4:10). Они наследуют град славный, вышний Иерусалим, его же Художник и Содетель – Бог…

В Боге, в самосветящейся бездне сладостной любви Его почивают святые. О, какою радостью возрадуются они тогда пред Царем славы! Того, ради Которого на земле поношение, бесчестие, гонение и страдание терпели, Того Самого увидят уже не верою, но лицом к лицу; прославятся, вознесутся, возвеличатся, увенчаются с Ним, как уды с главою, как меньшие братья с первородным своим. Как сильно желание человека, уязвленного любовью к Богу, увидеть Его! Томится он этой жаждой, восклицая с пророком; Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? (Пс.41:2–3). Тогда утолит такой человек алчбу свою и жажду свою прохладит непрестанным видением прелюбезного Бога. Ныне, говорит апостол Павел, видим… якоже зерцалом в гадании, тогда же лицом к лицу (1Кор.13:12), верою бо (ныне) ходим, а не видением (2Кор.5:7). Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше, и радости нашей никтоже возмет от нас. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его явленное, стоим пред Ним и обращаемся к Нему в молитве, пении, славословии, хвалении, но Того, Чьи слова слышим, Кому молимся, поклоняемся и поем, – не зрим. Тогда же и Самого лицом к лицу узрим и будем без сытости зреть Его, якоже Он есть (1Ин.3:2), и поклоняться, петь и хвалить без труда. Тогда исполнится слово оное: Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы… и узрите, и возрадуется сердце ваше (Ис.66:13–14). Тогда будет новое небо и новая земля (2Пет.3:13; Откр.21:1). И будут у избранных Божиих тела нетленные, здоровые, благоцветущие, краснейшие, славные, легкие, светлые, одухотворенные, по слову апостола: «…сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе… сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор.15:42–44).

Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с ангелами воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоей избавил от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас из зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были смерти, и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей – и не было его. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих, как Ты избавил надеющихся на Тебя и спасал их от руки врагов. И вознесли мы от земли моления наши и воззвали мы к Тебе, Господи, и к Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас во дни скорби нашей, когда не было помощи от людей, и избавил бы нас от смерти. Теперь мы лицом к лицу предстоим Тебе, Господи, и воочию видим спасение наше. Господи Боже наш, будем хвалить Тебя и превозносить непрестанно, и славословить во веки, ибо Ты услышал молитвы наши, спас нас от погибели и от злого времени избавил нас. Тобою Тебя будем прославлять и благословлять, Господи! Хвала наша во устах наших будет пищею и питьем, и никогда мы не насытимся ею… Будучи еще юными, прежде нежели пойти странствовать по пути спасения, искали мы Твоей премудрости, в храме Твоем молились Тебе о ней и не оставили поисков ее до смерти. Как виноград, зреющий под лучами солнечными, радовались сердца наши, озаряемые светом ее, ноги наши следовали за нею от юности нашей. Понемногу наклоняли мы выи наши под иго ее, принимали и слагали ее в сердце своем и, находя в ней много полезных наставлений для себя и для других, удивлялись и восклицали: «Воздадим славу Давшему нам мудрость». Мы решили следовать ей до конца и не постыдились. В награду Ты дал нам Себя Самого и вложил в уста наши сладость Твоего хваления… Ты дал нам нести благое иго твое и дал силу нести его, поэтому души наши принимали и смиренно исполняли сродное им учение Твое. Теперь видим глазами своими, что немного потрудились и нашли себе великое успокоение! Слава Тебе, Боже, давшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом в Духе Святом!

Потщимся, возлюбленные, и мы приобрести такое расположение сердца к Богу и смирению, отвергнув свою волю, предадим себя воле Всевышнего Бога в терпении и труде. Поспешим куплю деять, ибо только здесь, в мире сем – место торга и время умножать Богом данные таланты доброделанием; здесь путь странствия, а там место упокоения, там отечество и дом. Кто чем может, будем деять куплю: кто, благотворя от мамоны неправедной, кто, служа физическим трудом, кто, полагая душу свою за других – чтобы приобресть нам Жениха-Христа; и Он будет помощником во спасение с Отцом и Духом Святым. Бросим худые привычки наши, будем пуще огня бояться пьянства и всякого другого греха, трезвиться, подавать милостыню святым – тогда и нас милостиво приимет Господь в вечные кровы Свои. Пока имеем время, будем делать добро, тогда и час смерти нашей не смутит нас, ибо милость и добро и на суде хвалятся. Умножая, умножит Господь милость Свою на нас и за все, за все воздаст в свое время щедрой наградой. Пойте же и превозносите Его во веки. Аминь.

О молитве Иисусовой, в сердце творимой. Великое дело – умная молитва. Хочешь ли узнать, как она необходима? Без нее никому нельзя спастись, потому что мы спасаемся не своей силой, а помощью Божией, как учит Христос, говоря: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5); и как свидетельствует апостол Его Павел, говоря о себе: вся могу о укрепляющем мя Иисусе. Помощь же подается от Христа только по молитве, как свидетельствует тот же апостол, побуждая нас всякой молитвой, молением, прошением и благодарением молиться во всякое время духом (Еф.6:18). Хочешь ли узнать, как она чудна и честна? Душа, занятая ей, подобна купине, виденной Моисеем на Хориве, или девственной утробе Богоматери, вместившей Бога воплощаема. В нее, как в утробу Богоматери, вселяется Бог, она, как некогда купина, пламенеет всегда огнем благодати и не сгорает. Об этом охватывающем молящуюся душу огне говорил Христос: Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк.12:49). Это есть тот огонь совершенной любви и радости, которых просил Спаситель у Отца для Своих учеников, идя на страдание: «…чтобы они имели в себе радость Мою совершенную… да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин.17:13,26). Это есть само Царствие Божие, вселившееся в людей (Лк.17, 25).

Познав такое великое благо умной молитвы, уподобимся, братие, евангельскому купцу и взыщем сего доброго бисера – сердечного призывания имени Иисусова. Изучим искусство делания и хранения мысленного рая и, подобно поселенным Богом в раю прародителям, начнем возделывать Царствие Небесное в сердцах наших.

Начало этого умного делания есть внимание, собранность мыслей в Боге. Святой Иоанн Лествичник так говорит об этом: «Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это, и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды. Когда страж сей утрудится, то встает и молится, потом опять садится и мужественно принимается за первое дело» (Св. Иоанн Лествичник. Слово 27. О безмолвии). Чтобы яснее тебе понять значение внимания для умной молитвы, возьмем другое сравнение. Сердце человеческое подобно лампаде; внимание, сосредоточенное в себе, подобно маслу, наполняющему ее. Когда в лампаде горит масло, от нее исходят свет и тепло; так и в душе, когда внимание занято молитвой Иисусовой, ощущаются просветление, теплота, радость. И наоборот, подобно тому как, если выгорит все масло, остается одна только холодная, мрачная, смердящая лампада, так и сердце, когда внимание удалится из него и ум начнет блуждать по разным нечистым предметам, – делается холодным, мрачным, наполненным смердящим дымом греховных помыслов; благодатный огонь угасает, и молитва делается перед Богом мерзкой жертвой, подобной молитве братоубийцы Каина.

Итак, если хочешь начать сие священное делание молитвы умной, прежде всего сосредоточься вниманием, молись неисходно в сердце. Так молиться учит своим примером св.апостол Павел. Хощу, – говорит он, – пять словес умом моим глаголати… нежели тмы словес языком (1Кор.14:19). Так молиться заповедует и Христос, говоря: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф.6:6). Комната, о которой говорит здесь Господь, – толкует Василий Великий, – это сердце; затворить дверь – значит сосредоточиться вниманием в сердце.

Второе условие для непрестанного делания молитвы Иисусовой – отражение греховных помыслов. Всеми силами души старайся не заниматься представляющимися тебе худыми помыслами. «Не обманывайтесь – говорит об этом апостол Павел, – ни блудники… ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые… Царствия Божия не наследуют» (1Кор.6:9–10), если не покаятся и не оставят своего нечестия. И св.Иоанн Богослов учит, что в Царствие Небесное «не войдет ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27). Сознавая это, и пророк Давид молился: Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50:12). Невозможно молиться, не очистив наперед сердца от греховных помыслов и пожеланий. Ибо сердце – источник всей жизни человека, и когда оно нечисто, и помышления от него исходят злые (Мф.15:19), потому и Христос прямо заповедует: «Очисти прежде внутренность… чтобы чиста была и внешность…» (Мф.23:26). Если помыслы и пожелания греховные оскверняли сердце и делали его нечистым, то имя Господа Иисуса, произносимое с благоговением, помыслы о Нем, о Его заповедях и Царствии послужат оружием, с силою изгоняющим из сердца все греховные пожелания и не допускающим греху овладеть волей человека.

Зная такую силу молитвы против греха, св.Иоанн Златоуст умолял христиан: «Молю вас, братие, не оставляйте никогда призывания Господа нашего Иисуса Христа, но при всяком занятии в страхе Божием непрестанно трисвятое имя Его произносите». И апостол Петр заповедал: «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Пет.3:15). Кто освящает свое сердце именем Господним, у того все чувства бывают святы и для врагов спасения неприступны. У такого сердце делается исходищем живота (Притч.4:23), из сердца такого человека истекут, по обещанию Господа, реки воды живой, то есть мысли духовные, полные жизни и мира (Ин.7:38; Рим.8:6).

Чтобы достигнуть этой чистоты сердца и свободы его от греховных помыслов, необходимо иметь страх Божий, непритворное смирение, постоянное сокрушение сердечное, терпение ко всем, молчание. Последнее особенно советуют святые отцы, сами проходившие подвиг умной молитвы. По их словам, нет ничего возмутительнее многословия, или, как они называют, – языкоболия, нет ничего зловреднее болтливого языка, ибо ничто так не расстраивает спокойствия души, как смех и многоглаголивые уста. Отсюда рождаются плотские скверные и суетные помыслы, которые суть смерть для души, ибо покоряющиеся им не могут уже покоряться закону Божию (Рим.8:6–7). Поэтому благо душе того человека, который с пророком Давидом желает, чтобы не говорили уста его о делах человеческих (Пс.16:4), который возлюбил сладость безмолвия, безмятежной жизни, чтобы предаваться внутренней непрестанной молитве. Многие святые отцы приучали себя к молчанию и тем стяжали Духа Святого. Они всегда радовались, непрестанно в молитве благодаря за все Бога, сердца их были исполнены плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, милосердия, кротости, воздержания (Гал.5:22).

Итак, молчание есть самый прямой путь, которым водворяется Царствие Божие в сердцах людей, которым являет Господь спасение Свое и благословляет людей Своих миром.

Представьте теперь себе, братие, какое неизмеримое блаженство вкушает человек, соединившись через умную молитву с Господом. Как невеста Христова, как родной Ему, он в радости восклицает: Уязвлена есмь любовию аз к Тебе (Песн.2:5), прильпе душа моя по Тебе (Пс.62:9), десница Твоя поддерживает меня, и согреяся сердце мое… и в поучении моем разгорится огнь (Пс.38:4), возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? (Пс.41:3). Тогда понятным для него становится слово: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор.12:3). Тогда-то он плоды добродетели своей вкусит (Пс.127:1–2). Всецело предавшись вперед, зная, что от Господа исправляются пути его (Притч.4:29), от Него он получит радость и спасение, в соединении с Ним найдет истинное успокоение. Его осеняет благодать Божия, внутри него – постоянно пламенеющий огонь любви Божией. Господь, по неложному обещанию Своему, пришел к нему с Отцом и сделал его жилищем для Себя (Ин.19:21–23). Водворилось внутри него Царствие Божие (Лк.17:21), правда, мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17); Бог мира и его приобщил миру Своему. Одно воспоминание имени Божия делает то, что душа такая, забывая все земное, стремится любовью к Нему одному – Царю Небесному; погруженная в безмолвие и бесконечное славословие Господу Богу, она восходит от совершенства к совершенству, воскресает, оживляется, живет для Бога и наслаждается причастием жизни Его.

Не вдруг достигает этого блаженного состояния грешник, решившийся принять на себя подвиг молитвы. Впереди ему предстоит еще трудная борьба с собою и с миром, дерево молитвы разрастается в душе постепенно.

Море жизни, окружающее подвижника, – бурно; враг его спасения возбуждает против него полчища страстей, вздымает волны невзгод, грозит разбить его корабль искушениями. Когда тебя, брат, начинающего свой подвиг, окружат все эти опасности, и ты при виде их почувствуешь свое бессилие и беспомощность, тогда вспомни святых апостолов, как они, застигнутые на море сильной бурей, взывали: Наставниче, Наставниче, спаси нас, погибаем (Лк.8:24). Взирай и ты на подвигоположника Христа и сердечно взывай: «Наставниче, спаси, погибаю» – и как тогда Он, встав, запретил ветру и волнению водному, так и к тебе придет и водворит в сердце твоем тишину велию. Ибо если и мы не отказываем в помощи утопающему, тем более Он не оставит без исполнения искренней молитвы.

Затворись же, брат, в клети сердца твоего, смиряй себя, всеми силами души размягчай, очищай себя, помня, что место, на нем же ты стоишь, свято, ибо ты предстоишь Самому Богу. Непрестанно взывай в мыслях: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Или, когда начнут одолевать какие-либо страсти или помыслы: «Сыне Божий, помози мне! Христе мой, помилуй мя! Твой есмь аз, сохрани мя, Господи!». И, я верую, последует тебе Его помощь, все страсти твои замрут и греховные помыслы отпадут, как зажившие болячки. Постепенно, по мере омертвения в тебе греха, начнет пробиваться в твою душу благодатный огонь молитвы. Мало-помалу овладеет он твоим умом и приведет его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать в сердце, возбуждая его от сна смертного. Пройдет Дух Божий по всем изгибам его, отымет всякую греховную нечистоту, и ты, как бы вновь рожденный, встретишь начало обновленной жизни в слезах радости и умиления.

Если ты, брат, уразумел важность умного делания и, возжелав его, не знаешь, как его осуществить, – воспользуйся наставлениями опытных в этом старцев. Я приведу советы не древних, а ближайших к нам, живших в наше грешное время подвижников.

Священноинок Дорофей, российский подвижник, так учит о молитве Иисусовой: «Кто молится устами, а о душе небрежет и сердце не хранит (от греха), такой человек молится воздуху, а не Богу, и напрасно он трудится, потому что Бог внимает уму и усердию сердца, а не многоречью. Молиться должно от всего усердия своего, от души и ума, в сокрушении сердца, со страхом Божиим, тогда умная молитва не допустит входить во внутренность сердца ни мечтанию, ни скверным помыслам». «Хочешь ли научиться деланию умной, сердечной молитвы, – продолжает угодник, – сначала должно тебе творить Иисусову молитву голосом, устно, вслух себе одному. Когда насытятся уста и чувства молитвой, произносимой гласно, тогда гласная молитва прекратится, и начинает она произноситься шепотом. Тогда умная и сердечная молитва сделается манием и будет самовластно и непрестанно действовать во всякое время, при всяком деле, на всяком месте, и сделается хвала Его во устах твоих, как хлеб небесный».

Саровский старец о.Серафим советует: «Когда бы ты ни произносил имя Божие и молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, – внимай себе, то есть собирай ум и соединяй его с душой. Сначала день, два и более твори эту молитву одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо. Тогда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своей и соединит тебя в един дух, тогда потечет эта молитва непрестанно и всегда будет с тобой, будет наслаждать и питать тебя, тогда исполнятся на тебе слова Псалмопевца: «Чашу спасения прииму, когда имя Господне призову».

И тогда, когда ты стоишь во храме при богослужении, занимайся молитвой Иисусовой; она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и пению церковным и в то же время неприметным образом и постепенно обучишься умной молитве» (Наставление 6).

«Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его. Ни с кем не вступай в суетный и пустой разговор, но и остерегайся осуждать разговаривающих и смеющихся» (Наставление 32).

Когда ум и сердце трудом молитвы будут соединены воедино, тогда сердце согреется теплотой духовной, тогда воссияет в душе свет Христов и радость и мир исполнят всего внутреннего человека. Ничего нет лучше мира во Христе – мира, в котором разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим перед смертью, говоря: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27).

Если через умную молитву этот мир Христов вселится в сердце твое, храни, брат, с возможным старанием сей драгоценный дар Божий. Мир Христов – это веяние Духа Святого – тонок, почти незаметен для нас грешных и немедленно отступает от души, которая предается греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всякого гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из сущего, никого не ненавидеть, не уничижать, отдалять от себя уныние, ибо, по слову Премудрого, многи во печаль уби, и несть пользы в ней (Сир.30:25). Есть еще одно особенное искушение, в которое впадали многие неопытные подвижники и которого нужно бояться тебе, брат, начавший подвиг умной молитвы. Многие, потрудившись над умным деланием, впадают в прелесть: считают себя праведниками, желают творить чудеса, пророчествовать, требуют от Бога, как некогда фарисеи, знамения с небес, искушая Его (Мк.8:11). Бойся этого, брат, смотри, как бы свет, который в тебе, не оказался тьмой (Лк.11:35). Ведь каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: «Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8–9).

Потерявший мир Христов по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти и начинают терзать ее, и бывает тому человеку последняя горше первых.

Береги же, брат, раз возжженный в тебе огонь благодати. Не ищи пресыщения; ибо, когда ты пресытишься и упьешься, священный мир перестанет в тебе действовать и грех опять возобладает над тобой. Не позволяй себе никакой дерзости, ибо надолго прекратится в тебе действие мира. Не люби земного, не пристращайся к вещам и человеку, не ищи здесь правды и успокоения, ибо их ты не найдешь, а мир непременно отступит от тебя. Не услаждайся греховными блудными помыслами, ибо они будут терзать тебя, а мир душевный, как не терпящий никакого зловония греховного (особенно блудного и тщеславного), надолго, надолго, если не навсегда, оставит тебя.

Словами святого апостола Павла умоляю вас, братие, непрестанно молитесь (Еф.5:17) и удаляйтесь от худых и скверных дел, слов, помышлений, и тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши о Христе Иисусе, и Бог любви и мира будет с вами (Флп.4:7; 2Кор.13:11). Аминь.

Слово после причастия Святых Таин. Если покупатель сомневается в добротности продаваемого, честный купец наперед дает ему отведать, говоря: «На, отведай и сам суди, худо ли предлагаемое мною тебе». Если кто боится, что ему не заплатят сполна за труд, то честный хозяин наперед дает такому залог, говоря: «Возьми задаток и будь спокоен, что и остальные я уплачу сполна».

Вот это же самое, что честные люди делают между собой для расположения и уверения друг друга, сегодня делает в отношении к нам Бог: Он всем даром дает отведать доброты предлагаемого Им Царства Небесного и предлагает наперед несомненный залог, обеспечивающий получение его.

Премудрость Божия, приготовив трапезу, зовет чрез своих слуг всех нас, говоря: «Кто неразумен, обратись сюда! Скудоумные, идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное! Оставьте неразумие и живы будете!» (Ср.: Притч.9:4–6). «Вы, у которых нет сребра (т.е. заслуг), покупайте и ешьте; идите покупайте без сребра и платы. Для чего вы платите деньги за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Ибо таково земное счастье, за которым вы гоняетесь» (Ср.: Ис.55:1–2). Так сегодня даром, не по заслугам, всем нам доступна трапеза любви Божией, все приступайте, вкушайте от нее, чтобы воочию убедиться, как блаженна, как вожделенна та жизнь, которую Господь обещает нам, и как Он благ.

Как же ты после этого можешь сомневаться, что Бог не наградит потрудившихся в подвиге, если сегодня Он дает всем предвкусить сие даром? Что будет само уготованное Богом блаженство, если так сладостно и блаженно только предвкушение его? И как из-за этого будущего не потерпеть не то что ничтожные скорби, встречающиеся в нашей жизни, но тысячи смертей, вековые, ужасные мучения, какие только может придумать отец злобы?

Сегодняшним даром Господь будит нас от греховной спячки, располагает нас возжечь в себе любовь к небу и стремление горе – воспрянем же и напряжем к достижению вечных благ все свои силы, как бегущие на ристалище! Сегодня данным залогом Господь делает невозможным для нас сомнение в получении обещанного подвизающимся Царства Небесного – приимем же этот залог и сохраним его как верное средство против всех обольщений, как всемогущее одобрение при всех несчастиях! Это сегодняшнее предвкушение Господь дает нарочито, ибо, чтобы достигнуть блаженных обителей Отчих, нужно наперед пройти тесным путем подвига и борьбы с грехом, с пристрастием к земному, с самолюбием. Итак, когда вступишь на этот путь подвига, когда вооружится против тебя мир со всеми прелестями, когда начнет вопиять плоть, возбуждая жалость к себе и отклоняя от трудов подвига, когда князь злобы стеснит тебя извне бедствиями, нуждой, неудачами, а внутри тугой и печалью, когда сердце твое будет болезненно сжиматься и, как бы в предсмертных муках, отвращаться от святых навыков смирения, любви, страха Божия, тогда воскреси в себе это сегодняшнее чувство предвкушения, преднеси взору души полученный сегодня от Бога залог – и все искушения рассыпятся как дым.

Итак, имея такой залог, не ужасайся временного подвига! Конечно, трудно будет преодолеть годами нажитые греховные привычки, но это не сверх сил, ибо Сам Бог, как уверяет Он тебя, в сердце твоем будет помогать тебе. Если люди только силой своей воли вновь приобретают греховные навыки и привычки, противные человеческой природе, то не тем ли вернее они смогут приобрести навыки, которые не только свойственны их природе, но и приобретению которых помогает Бог?

Не смущайся и тем, что жизнь в свете заповедей Божиих на первых порах покажется тебе скучной и будет причинять боль. Ведь и преступники, долгое время проведшие на каторжной работе в темных подземельях, когда их освободят, не вдруг привыкают к свету: он режет их привыкшие к темноте глаза, и нужно много времени и большая постепенность, чтобы возвратить этим ослабевшим глазам способность наслаждаться светом. Так и тебе придется принуждать себя и привыкать, но зато потом ты окажешься выше всех этих земных тревог, забот и печалей. Как стоящий на недвижимой скале, ты будешь смеяться бессильно у ног твоих ярящемуся морю земной жизни; как орел, воспаривший на высоту, ты увидишь наконец мир в его истинном свете.

Тогда поймешь ты, что человек назначен не для этой жалкой, однодневной жизни, полной лишений, горя и скорби, что истинное назначение человека – блаженная жизнь в единении с Богом, тогда ты на опыте убедишься в том, что Господь действительно благ и милостив к людям.

Как восходящему на гору, тебе шире и шире будет открываться мир с его тайнами, все новые и новые совершенства Божии – и ты, восхищенный созерцанием, будешь переходить от славы к славе, непрестанно воспевая с ангелами Богу песнь хвалы. Тогда поймешь ты тайну блаженства в единении с Богом и на мысль тебе даже не придет воспоминание о земных утехах.

Труден только первый шаг по этому пути, но ты имеешь несомненный залог. Итак, восстань и, собрав все силы, сделай первый шаг. Объятия Отча отверсты, телец заклан, слуги несут одежды, обувь и перстень на руку твою. Сам Отец идет навстречу тебе. Восстань же, сделай первый шаг, чтобы войти на брачную вечерю в обителях Отца. Аминь.

Молитва болящего

Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь! Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз. Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына Твоего, да присетит мя благодатию Своею, да узами любви Его прикованный у ног Его пребуду вовеки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его.

К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя сладость, жизнь, здравие, радость паче мира сего радости, весь состав жизни моея. Ты еси свет паче всякого света. Вижу недвижное от болезни тело мое, чувствую расслабление всех членов моих, боли в костях моих. Но, о свете мой, как услаждают меня лучи света Твоего, падающие на раны мои! Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся. Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, – не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира. О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе! Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом во веки. Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи. Аминь.

Эта молитва, ярко характеризующая живую веру старца, была им и составлена. По-видимому, вокруг ее публикации в книге о.Гавриила, вышедшей при его жизни (Поучения и слова иеросхимонаха Гавриила. Казань, 1900), происходила борьба. В списке книги, сохранившемся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ед. хр. 6.213), имеется распоряжение цензора Мих. Богословского, запрещающее эту молитву к печати. Однако в книге она была все-таки опубликована под другим названием («Воздыхания болящего»). В настоящем издании помещается в своем первоначальном виде. – Сост.

* * *

169

Из книги: Гавриил, иеросхимонах. Поучения и слова. Казань, 1900. Тексты даются в новой орфографии и с небольшими сокращениями, – Сост.



Источник: Варнава (Беляев), еп. «Тернистым путём к Небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерской пустыни». Составитель Проценко П.Г. Издательство «Паломник». Москва, 1996 г. ISBN 5–87468–034–9

Комментарии для сайта Cackle