Глава 8. СЕРДЕЧНЫЕ МЫСЛИ И ЧУВСТВА, ПРИСУЩИЕ МОЛИТВЕ ХРИСТИАНИНА
8.1. Постепенный переход в молитве от прошения земных благ к благодарению Бога
Рассмотрев молитву со стороны ее видов и степеней, а также описав состояния, достигаемые ею, перейдем к рассмотрению молитвы со стороны ее содержания, как это излагается в «Добротолюбии».
Находясь на низшей ступени нравственного развития, человек, поглощенный всецело заботами о телесном и земном, молится низшею, рассеянною, молитвою, которая характеризуется прошением каких-либо земных благ.
Поднявшись выше по ступеням нравственного совершенства, человек молится более сосредоточенно и нерассеянно и просит о даровании добродетелей, необходимых для духовной жизни.
Наконец, когда человек достигает известной степени совершенства, молитва его переходит в состояние восторжения духа к Богу, причем, по словам святого Григория Паламы, «прошение изменяется в благодарение»438. Здесь уже человек не просит ни о чем: имея восторженное состояние души, он преисполнен благодарности к Богу.
Это же происходит, по свидетельству святых Каллиста и Игнатия, и при прохождении подвига умной молитвы. Первое время молящийся произносит эту молитву полностью, причем словами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу; словами же «помилуй мя» опять возвращает его и движет к себе самому, так как не может еще не молиться о себе. Но когда он достигает опытом совершенной любви, тогда всецело воспростирается он к единому Господу Иисусу Христу, о втором (т. е. о помиловании) приняв действенное извещение. Как говорит другой некто, взывает только: «Господи Иисусе Христе!» – в сильном любительном расположении сердца439.
8.2. Глубокий внутренний смысл молитвы: «Господи, помилуй!»
Итак, новоначальным требуется взывать в молитве к Богу: «Помилуй мя!» Это молитвенное воззвание, несмотря на свою краткость, имеет, однако, глубокий внутренний смысл, который и раскрывает подробно в своих творениях святой Симеон, архиепископ Солунский. По его словам, христиане, сознающие бедственность своего положения вследствие своей греховности, «прибегают к Богу и вопиют: „Господи, помилуй!“ – чтобы сжалился Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного сына, и опять даровал им Божественную благодать Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них бесов и возвратил им свободу, да сим образом возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии»440. Вот какие должны быть мысли у взывающего к Богу о помиловании. «Христиане, которые с такой целью вопиют: «Господи, помилуй!» – говорит святой Симеон, – всеконечно сподобятся милости Божией и получат благодать, чтоб освободиться от рабства греху и спастись»441.
Далее святой Симеон приводит ряд молитвенных воззваний, которые входят в понятие о помиловании и дополняют прошение о милости Божией. «Милость Божия, – говорит он, – не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы, грешные, непрестанно вопия к Нему: „Помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне, грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою; дай мне дух силы, чтобы он укрепил меня в противостоянии искушениям диавола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета, чтоб я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; дай мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не удалялся более от Тебя; дай мне дух мира, да соблюду мирную душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями; дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержен от гнева; дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд»442.
В приведенных молитвенных прошениях святой Симеон научает тому, что можно и должно просить человеку у Бога во время молитвы.
Таким образом, святые отцы, описывая различные состояния и степени молитвы, подходят к вопросу и о том, какая и о чем должна быть молитва христианина.
Вообще «есть много молитв, – говорит святой Симеон, архиепископ Солунский, – но превосходнее всех та, которую дал нам Сам Спаситель („Отче наш“)... как объемлющая вкратце всю евангельскую истину, – а после нее спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия (Иисусова молитва)»443. О молитве Господней, о прибавлении к ней молитвы «Святый Боже...» говорит и Григорий Синаит и святые Варсануфий и Иоанн: «Стоя же на молитве, должен ты говорить Трисвятое и „Отче наш“ и попросить Бога об избавлении от ветхого человека»444.
8.3. Образцы молитв святых подвижников
Для более подробного ознакомления с тем, как учили молиться и как молились сами святые подвижники, небезынтересно будет привести образцы их молитв.
Преподобный Симеон Богослов, обращаясь к желающим проходить молитвенный подвиг под его руководством, говорил: «Умоляю тебя, взявшего на себя иго послушания, со всяким старанием подвизаться, чтоб не попасть, как сказано, в ад на муки вечные; но всякий день так молиться тепло Богу и говорить: «Боже и Господи всяческих, имеющий власть над всяким дыханием и всякою душою, Един могущий уврачевать меня, услыши моление мое, и во мне, бедном, гнездящегося змия, наитием Всесвятого Духа Твоего умертвив, истреби. Научи и настрой меня, нищего и обнаженного от всякой добродетели, припадать к стопам отца моего и его святую душу расположи к состраданию и милостивости ко мне. Даруй, Господи, смирение в сердце мое и помыслы, подобающие грешнику, положившему каяться Тебе. Не остави вконец душу, единожды сочетавшуюся Тебе, Тебя исповедавшую. Тебя вместо мира всего избравшую и всему предпочетшую. Ты ведаешь, Господи, что я желаю спастися, хотя злый обычай мой полагает тому препятствие. Но Тебе, Владыко, возможно все, невозможное для людей"»445.
В этих трогательных, глубоко прочувствованных словах выражается горячая мольба кающегося грешника к своему Творцу и Богу, и эта молитва является образцом покаянной молитвы.
Другой образец молитвы, в которой также выражается покаянное чувство, находим у святого Феодора Эдесского, который призывает «непрестанно возносить к Господу молитву божественного Арсения Великого: «Боже мой! Не остави меня; ничего не сделал я пред Тобою доброго, но дай мне по благодати Твоей положить тому начало"»446.
8.4. О необходимости начинать молитву с исповедания грехов своих
На страницах «Добротолюбия» находим немало указаний на то, какая и о чем должна быть молитва, а также и на то, чего не должно просить в молитве. Кроме указаний на образцы молитв святые отцы дают целый ряд наставлений о том, что следует и чего не следует просить в молитвах. Вообще, по словам святого Ефрема Сирианина, следует просить Бога всегда о том, что особенно потребно и в чем особенная есть нужда, – и по чувству сей нужды. «Сперва, – говорит святой Ефрем, – исповедуй грехи свои, а потом уже возвещай пред Ним глаголы свои или скорбь свою, да умилосердится по благости Своей и излиет на тебя щедроты Свои»447.
8.5. Причины, по которым нельзя в молитве настаивать на исполнении желаемого и просить высших дарований Божиих
По совету святого Исаака Сирианина за появляющимся в нас добрым желанием должны следовать «частые молитвы, с прошением не только оказать нам помощь, но и показать, благоугодно ли желание сие воле Божией или нет»448. Подобно этому и преподобный Нил Синайский говорит: «Не молись, да будет по желаниям твоим, ибо они не во всем бывают согласны с волею Божиею. Но лучше молись, как научен, говоря: «Да будет на мне воля Твоя» (Мф.6:10). И во всяком деле так проси Его, ибо Он всегда желает доброго и полезного душе твоей, а ты не всегда этого взыскиваешь»449. При этом преподобный Нил поясняет, почему не следует в молитвах особенно настаивать на исполнении желаемого. «Много раз, – говорит он, – просил я, да будет мне, что казалось благом для меня, и настаивал на прошении, неразумно нудя волю Божию, а не Богу предавая устроить лучше то, что Он ведает полезным для меня. Но, получив (просимое), бывал потом в великой скорби, и именно за то, что не просил, – да будет лучше по воле Божией, ибо дело оказывалось для меня не таким, как я думал»450.
Равным образом преподобный Нил не советует просить в молитвах всего того, что служит лишь для удовлетворения желаний человека, не являясь в то же время необходимым; «не проси у Бога приятного, но одного полезного»451.
Кроме этого, святые отцы высказываются против испрашивания высших дарований Божиих, как, например, созерцания, видений452 и т. п. «Отречемся, – говорит святой Исаак Сирианин, – от того, чтобы просить у Бога чего-либо высокого». Искать высокие дарования Божии – не одобряется Церковию Божией453. Домогаться же этого нельзя вследствие того, что «приемшие это приобретали себе гордость и падение»454. Также и преподобный Феогност увещевает не искать бесстрастия, но говорит: «Проси притрудно спасения, и с ним получишь и бесстрастие»455.
8.6. Советы святых подвижников о том, что можно и должно просить в молитве
Указывая на то, чего не следует просить в молитвах, как неполезного для человека, подвижники «Добротолюбия» одновременно дают советы, о чем можно и должно просить Бога в своих молитвах. Прежде всего, говорит святой Исаак Сирианин, «в молитве... сделайся... немотствующим младенцем. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих младенцах. ...Проси у Бога, чтобы Он дал тебе прийти в меру сей веры... испрашивай... пока не получишь»456. Далее он говорит, что следует просить сподобиться «умного жития»457, т. е. духовной жизни, согласно заповедей Господних, а также если душа немощна и нет у ней достаточных сил для великих искушений, то пусть просит, чтобы не войти ей в оные, и Бог послушает ее458.
Об избавлении от искушений учит молиться и святой Нил Синайский. Он говорит: «Молись, во-первых, о том, чтобы очиститься от страстей; во-вторых, о том, чтоб избавиться от неведения и забвения, и, в-третьих, о том, чтоб избавлену быть от всякого искушения и оставления»459. К этому он добавляет еще, что в молитве, главным образом, надо искать только правды и царствия, т. е. добродетели и ведения, – и прочее все «приложится тебе» (Мф.6:33).
Преподобный Феодор научает в молитве испрашивать «отпущения прегрешений и ниспослания сил на дальнейшее преуспеяние, так как без Божественной помощи душа ничего не может исправно делать одна»460.
У преподобного Феогноста находим совет – просить у Бога о переходе из здешней страны тления в Его Божественное Царство: «Пади ниц, – говорит он, – крестообразно простершись на земле, и, ударяя главою, проси отпущения отзде, как освобождения от тления и избавления от искушений»461. Но, как учит преподобный Феогност, просить об этом следует, предоставляя все на волю Божию. «Не как тебе желательно, – говорит он, – но как, когда и где благоизволит Бог, желай изыти и даже с любовию готовность изъявляй соизыти вместе с сими слезами ко Господу в глубоком смирении, чтоб утолить пламень желания своего и искания, но соглашайся потерпеть и отсрочку в настоящее время, если Бог прозревает нечто лучшее. Одного только настоятельно и неотступно ищи – чтоб не отпасть от Бога»462.
Просить в молитвах о единении с Богом и о постоянном пребывании с Ним заповедуют и святые Каллист и Игнатий, приводящие слова святого Иоанна Златоуста: «Пребывайте с Господом Богом нашим... и ничего другого не ищите у Господа славы, кроме одной сей милости»463.
Еще допустима молитва, по словам святого Феодора Студита, о помощи свыше «против невидимых и видимых врагов, во Христе Иисусе Господе нашем»464.
Также и «когда народная какая случается беда и все в смятении, нам денно и нощно надлежит припадать к Богу, со слезами и воздыханиями моля Его преложить гнев на милость и восстановить мир в мире, имиже весть судьбами Его неисследимая премудрость»465.
8.7. Призыв святых отцов к молитве за ближних
Уча каждого человека молиться за себя, святые отцы призывают к молитве и о ближних своих. «Каждый из святых, – говорит святой Феодор Студит; – не забывал молиться о людях. Так и мы, если хотим вслед им шествовать... будем и о мире молиться... «за вся человеки творити молитвы и моления» (1Тим.2:1)»466. Приводя слова апостола Иакова, святой Феодор объясняет необходимость взаимной молитвы. Он говорит: ««Много бо может молитва праведного споспешествуема» (Иак.5:16), почему нужду имеем мы в молитвах друг о друге и в молитвенных друг о друге поминаниях»467.
Насколько высоко ценил упомянутый святой отец общие молитвы, показывают следующие его слова: «Что ожидает меня (после смерти – «Игум.В.»)? ...Каково будет мое предстание пред Богом, Судиею всех и Господом? ...Какими горькими слезами, какими умилостивительными словами и воздыханиями сердечными преклоню на милость неприступного по правде Своей... Одна у меня надежда – молитвы отца нашего святого468 и ваше блаженное заступление»469. «Одно остается – положиться на ваши молитвы, вместе с молитвами отца моего, да ими утверждаемый возмогу и вас добре руководить, и против собственных страстей подвизаться, соображаясь во всем с волею Господа»470. В другом месте он говорит: «Доселе молитвами отца моего и вашего, добре храня, хранил вас Господь»471.
Прося у братии молитв о себе, святой Феодор призывал возносить общие молитвы и за отдельных братий472. Так, он предложил всем инокам усугубить молитвы об умершем брате Василии473.
Вообще же, по словам преподобного Нила Синайского, «праведно есть молиться не о своем только очищении, но и об очищении всякого человека, в подражание ангельскому чину»474. При этом молитва о брате своем должна быть «со слезами и воздыханиями»475, как говорит старец Симеон Благоговейный.
8.8. Обязательность и польза молитвы за врагов
Молясь о ближних своих, христианин должен обязательно молиться и за врагов своих. Блаженный авва Зосима сравнивает людей, причиняющих нам скорби, с больной рукой или глазом, заставляющими страдать другие члены тела. «Подобно тому, – говорит он, – как молишься ты о глазе или руке, чтоб они уврачевались и не причиняли тебе более боли, так молись и о брате своем... когда он причиняет тебе скорбь»476. По взгляду аввы Зосимы, люди, будучи членами Церкви Христовой, настолько тесно связаны друг с другом, насколько неразрывно соединены между собой части человеческого тела. Поэтому не отталкивать ближних следует, хотя они и причиняют нам вред, но скорбеть и молиться за них, как о больной руке, которую потерять считаем большим несчастием, и о больном глазе, который не выкалываем, но в молитвах просим исцеления его.
Другое основание к молитве об обижающих нас приводит святой Симеон Новый Богослов. На молитву о врагах своих он указывает как на верный и кратчайший путь к совершенству, ибо таковая молитва развивает в человеке в высшей степени ценное качество – чувство смирения. Молящийся о поносящих и обижающих «в короткое время достигает великого преуспеяния»477. Авва же Дорофей утверждает, что «молящийся за врага не будет злопамятен»478.
К молитве за клевещущих на нас святой Максим Исповедник побуждает обещанием, что «соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся»479.
8.9. О необходимости при прошении молитв у праведника и самим творить молитвы и добрые дела
Прося у ближних своих молить за себя, мы, по учению святых отцов, должны и сами принимать участие в этом молитвенном труде, содействуя успешности их молитв и своими молитвами, и соответствующей жизнью. «Если человек сам не потрудится, по силе своей, и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы оттого, что святые будут за него молиться»480, – говорят святые отцы Варсануфий и Иоанн. Эту же мысль высказывает и святой Максим Исповедник, говоря, что тот молитву праведного делает сильною и многомогущею, кто, прося молитвы у праведного, сам творит дела молитвы, обещая исправить и действительно исправляя прежнюю жизнь481. Напротив же, по словам святого Максима, «никакой нет пользы от молитвы праведного для прибегающего к ней, когда он более услаждается грешными делами, чем добродетелями»482. При этом он приводит примеры, когда молитва праведных (Самуила о Сауле и Иеремии о народе иудейском) не достигли своей цели, потому что молитва их не была подкреплена молитвами грешивших и их обращением к праведной жизни483.
Кроме указанных целей христианской молитвы, святой Илия Екдик приводит и другие. «Не все, – говорит он, – одну и ту же имеют цель в молитве; но одни – одну, а другие – другую. Иной молится, чтоб, если возможно, сердце его всегда было с молитвою и чтоб все выше и выше восходить к ней; другой – чтобы (стяжать навык) не быть пресекаемому в молитве помыслами; все же молятся – (творя обще), или чтобы сохранену быть в добре, или чтоб не быть увлечену во зло»484. Молиться об этом допустимо вполне и необходимо для каждого человека.
8.10. Призыв святых отцов к благодарению Бога
Высшей же молитвой почитается та, в которой человек, не испрашивая себе благ, благодарит своего Создателя за все случающееся с ним в жизни по воле Божией. У идущего по пути к совершенству, по словам святого Григория Паламы, как уже выше было сказано, «в молитве прошение изменяется в благодарение»485.
О необходимости благодарения в молитвах говорят многие подвижники. При этом они научают благодарить за все, что бы ни случилось с человеком. «Добро ли нам кто сделает, – говорит святой авва Дорофей, – или злое потерпим от кого-либо, мы должны взирать горе и благодарить Бога за все случающееся с нами, когда, укорив самих себя и говоря, что если случится с нами что доброе, то это дело милостивого промышления о нас Бога, а если злое, – то это за грехи наши»486.
Предостережение от неблагодарности находим у святого Иоанна Карпафского, говорящего тем, кто по милости Божией удостаивается «стать выше поскользновения»487. «Не окажись неблагодарен, не признав в сем дара, свыше тебе данного... Воздай убо благодарение Господу за сохранение чистоты твоей... что как стеною оградил тебя десницею Своею»488.
Ко всегдашнему благодарению за все призывает и святой Феодор Студит: «Всегда наслаждаясь благодеяниями Божиими, всегда и благодарить Его должны мы от сердца теплого в молитве напряженной»489. Благодарение он именует первой добродетелью: «Много добродетелей указал нам Бог, содействующих нам в деле спасения; одна из первейших среди них есть благодарение»490. Эти слова свои он обосновывает на учении апостола Павла, который «как сам благодарил за все, так и всем заповедал: «О всем благодарите», – и, чтоб не подумал кто, что это есть только его собственный добрый совет, присовокупил: – «Сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе» (1Сол.5:18)»491. Попутно с этим приводит святой отец выдержки из «Лествицы», где, в частности, говорится: «Всякой молитве должно предшествовать благодарение: прежде всего изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу»492.
Призывая к благодарению в молитвах, святой Феодор указывает, за что, главным образом, следует благодарить.
Возблагодарим же Бога, во-первых, за то, что привел нас из небытия в бытие, за то, что Он ввел нас в усыновление чрез святое крещение... Возблагодарим (говорил он, обращаясь к монахам – «Игум.В.») и за то, что даровал нам войти в монашескую совершеннейшую жизнь... и за то, что ввел нас в предлежащее исповедничество (по случаю иконоборства), не дав нам прельститься и впасть в еретическое заблуждение... Возблагодарим Бога за веру и за ту меру веры, какую имеем»493.
8.11. Основные элементы, присущие христианской молитве
Суммируя сказанное о содержании молитв, а также рассмотрев вышеприведенные образцы их, можно наметить главные, основные, элементы, присущие вообще молитве христианской, как о ней учит «Добротолюбие». Эти основные элементы представляют собою развитие начал, лежащих в основе молитвы Господней.
Прежде всего следует отметить присущие всякой молитве мысли и представления о всемогущем Боге Вседержителе и о Его свойствах. Обращение к Нему за помощью само по себе свидетельствует о вере в милосердие Божие и уверенность в получении просимого494. С этим тесно связано и чувство благодарности к Богу, характеризующее, по преимуществу, молитву на ее высших ступенях495.
Следующим основным мотивом молитвы вообще являются чувства сознания своих грехов, смирения, раскаяния и исповедание этих грехов, что ясно выражено, например, в приведенной выше молитве святого Арсения Великого: «Ничего не сделал я пред Тобою, Господи, доброго!»496
Наконец, обращение к Богу и призыв Его на помощь в борьбе со страстями и искушениями, с просьбой укрепить в решимости жить по заповедям Господним, является наиболее часто встречающейся темой молитв497.
Святой Кассиан Римлянин разделяет молитвы на четыре вида, согласно словам апостола Павла, который говорит: «Прежде всего прошу совершать молитвы, моления, прошения, благодарения» (1Тим.2:1). Святым отцом дается объяснение каждого из этих четырех видов молитвы. «"Молитва» (δέησις), – говорит он, – есть моление или умаливание о грехах, когда, раскаявшись, испрашивают прощение в них. «Моление» (προσευχή) бывает, когда, молясь, что-либо приносим или обещаем Богу (говоря: я то и то сделаю, только ущедри, Господи). «Прошение» (ἔντευξις) бывает, когда, находясь в горячности духа, воссылаем молитвы за других, о тех, кого любим, или о мире всего мира. «Благодарение» (εὐχαριστία) – когда ум приносит Богу благодарение (и славословие), воспоминая прошедшее, или видя настоящее, или прозревая, какие в будущем уготовал Бог блага любящим Его. За этими низшими видами молитв, – добавляет святой Кассиан, – следует молитвенное возвышеннейшее некое состояние, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, когда ум наш беседует с Богом ближайшим образом»498.
* * *
Т. 5. С. 276. Ср.: С. 374.
Т. 5. С. 369.
Т. 5. С. 448–449.
Т. 5. С. 449.
Т. 5. С. 450.
Т. 5. С. 443.
Т. 5. С. 229. Ср.: Т. 2. С. 564.
Т. 5. С. 16–17.
Т. 3. С. 345.
Т. 2. С. 474–475.
Т. 2. С. 664.
Т. 2. С. 210–211.
Т. 2. С. 211.
Т. 2. С. 280.
Т. 2. С. 695.
Т. 2. С. 693.
Там же
Т. 3. С. 385–386.
Т. 2. С. 682.
Т. 2. С. 695.
Т. 2. С. 740. Ср.: С. 628 (прп. авва Дорофей).
Т. 2. С. 211.
Т. 3. С. 357.
Т. 3. С. 394–395.
Т. 3. С. 395.
Т. 5. С. 370.
Т. 4. С. 86.
Т. 4. С. 177–178.
Т. 4. С. 510. Ср.: С. 338.
Т. 4. С. 581. Ср.: С. 612. Ср.: Т. 3. С. 281–282.
Старца-духовника.
Т. 4. С. 95.
Т. 4. С. 99.
Т. 4. С. 59.
Ср.: С. 275.
Т. 4. С. 380.
Т. 2. С. 211.
Т. 5. С. 73.
Т. 3. С. 113.
Т. 5. С. 11.
Т. 2. С. 623.
Т. 3. С. 226.
Т. 2. С. 591.
Т. 3. С. 281.
Т. 3. С. 281.
Т. 3. С. 281–282.
Т. 3. С. 431.
Т. 5. С. 276.
Т. 2. С. 619.
Т. 3. С. 77.
Т. 3. С. 77–78. Ср.: Т. 4. С. 337 (св. Феодор Студит)
Т. 4. С. 493. Ср.: С. 536.
Т. 4. С. 391.
Т. 4. С. 391.
Т. 4. С. 391.
Т. 4. С. 392.
Т. 3. С. 268.
Т. 5. С. 276.
Т. 3. С. 345.
Т. 5. С. 16–17, 450 и др.
Т. 2, С. 134