протоиерей Василий Бандаков

Август

1. Происхождение древ честнаго и животворящего креста Господня

Видимая на иконах благодать изливаемая на воинство

Андрей Боголюбский, выходя против болгар с воинством, носил в полках икону Спасителя и Божией Матери и крест, и по молитве все видели пресветлые огненные лучи, от икон на полки изливаемые и все полки осиявающие.

Страдания св. муч. Маккавеев

Злоба от лица переходит на место

Симеон, правитель Иерусалима, злобясь на архиерея Онию, умыслил сделать зло самому храму Божию. Он наговорил воеводе сирскому Аполлонию, что в храме Иерусалимском хранится весьма много сокровищ и церковных и общественных, и Аполлоний послал Илио- дора ограбить храм; но Илиодор был наказан в храме ангелами до полусмерти.

Лицемерное покаяние не приемлется Богом

За бедствия, причиненные иудеям, Антиох поражен был тяжкою болезнью и съеден червями; и хотя против воли исповедал Бога Израилева, но не получил милости от Бога, – не творивши милости человекам, и плодов покаяния не собрал, но погиб с бесчестием.

2. Св. первомуч. архидиакон Стефан, – перенесение мощей

Попечение святых после смерти о ближнем

Пресвитеру Лукию, после семидневного его поста, явился во сне первомуч. и архидиакон Стефан в испещренном крестами облачении и объявил ему о месте нахождения своих мощей, присовокупив, что „чрез них Господь откроет мipy двери милосердия».

Прославление святых на земле отзывается прославлением на небе

Когда открыты были мощи св. первомученика, потряслась земля, и ангелы воспели: „слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение»; благоухание чрезвычайное разлилось из пещеры.

Помощь на море от первомученика

Когда на корабле плыли мощи св. первомученика, и поднялась страшная буря, явился св. первомученик и сказал: „я – с вами, не бойтесь», – и буря утихла.

Бог открывает волю Свою чрез животное

Когда лошаки везли мощи первомученика на царской колеснице и остановились близ бань, погонщики начали их бить; но один лошак по-человечески сказал: „за что напрасно вы бьете нас: св. первомученик Стефан желает, чтобы его мощи были положены на этом месте.

3. Препод. Косма скопец

С еретиком и по смерти православный не мирится

Преп. Косма, будучи погребен близ одного еретика, каждую ночь вопиял: „не прикасайся ко мне и не приближайся, еретик; ибо ты враг святой Божией кафолической церкви».

Должно дорожить изречениями святых отец

Преп. Косма говорил: „когда услышишь или найдешь какое-либо слово из книг св. Афанасия, то, если не имеешь бумаги, напиши его на одежде».

Препод. Антоний римлянин

Камень вместо ладьи

Преп. Антоний римлянин подвизался на одном камне близ моря. Однажды волна морская во время бури унесла этот камень в море и понесла Антония на нем, как на легком корабле, в Россию, – и преподобный переплыл из Рима в Новгород в два дня.

Имущество истинно благочестивого в море не погибает

В Новгород приплыла та бочка, в которую Антоний сложил сокровища родительские. Преподобный употребил их на сооружения храма Царице небесной.

4. Св. семь отроков в Ефесе

Смерть для праведника есть сон

В III веке, во дни нечестивого царя Декия, лютого гонителя христиан, в Ефесе жили семь юношей, по званию своему воины, дети городских старшин, добрые по жизни христиане. О них донесли идолопоклоннику царю, что они не приносят идолам жертв.

Декий разгневался, лишил их воинского звания но, жалея их благородство и красоту, дал им время на размышление. Юноши воины, воспользовавшись данным сроком, удалились из города в одну глубокую пещеру, около горы Охлап, чтобы молитвою приготовиться на предстоящие страдания, взявши несколько сребреников на нужды. По временам младший из них тайно пробирался в город за покупкою пищи.

Раз он услышал, что по приказанию царя их ищут на суд и на страдания. В виду опасности юноши удалились в глубину пещеры, так что и посланные не могли их найти. Тогда царь приказал загородить самый вход в пещеру камнями, чтобы совсем задушить юных христиан. При этой работе были тайные христиане; они записали имена и страдания юношей на двух оловянных дощечках и в медном ящике положили их между камнями.

После Декия прошло уже 200 лет; на греческий престол вступил Феодосий младший, император покровитель христиан. Он по поводу появления еретиков, отвергавших воскресение мертвых, тужил, скорбел и молился Богу о вразумлении заблуждающихся. Господь услышал молитву благочестивого царя, и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых.

Работники владельца горы Охлап, разбирая камни на строившуюся ограду, сделали отверстие в пещеру. В это время Господь оживотворил семерых юношей, спавших около 200 лет: они воскресли, как бы пробудившись от сна, одежды их были целы, тела не изменились, сами не постарели. Думая, что наступило утро, юноши, по обычаю, послали младшего брата своего в город за покупкой пиши. Взявши сребреник, он пошел со страхом, как при Декии, но когда приблизился к городским воротам и увидал на них честные кресты, когда услышал громко и открыто исповедующих имя Христово, то невольно удивился и спросил: „как этот город называется?“

Ефес, – отвечали ему. Юноша подошел к торговцу хлебом и в уплату за хлеб подал сребреник. Увидев монету с изображением Декия, вышедшую из употребления, торговцы представили незнакомца городским властям. Пред начальником города юноша открыл, кто он, где и с кем живет. Тут же случился епископ; он сказал начальнику: „пойдем с юношей видеть чудо!»

Епископ, начальники и народ пришли к пещере, нашли медный ящик, прочитали написанное и отыскали других 6-х юношей, красивых, веселых и, поклонясь им в ноги, выслушали от них самих рассказ о пребывании в пещере. Сам император Феодосий, по письму епископа, прибыл в Ефес, поклонился и поцеловал воскресших.

5. Св. муч. Евсигний

Восхождение души на небо

Когда отсекли главу у св. Василиска, Евсигний сподобился с другими видеть множество ангелов, которые, приняв душу мученика, вознесли ее на небеса, где Господь принял на Свои объятия душу страдальческую.

Правосудие возбуждает злобу неправых

Св. Евсигний разобрал спор идолопоклонников, сказав им, кто из них прав и кто неправ; по-

следний оклеветал его пред царем – и св. муч. Евсигний был замучен.

Св. священномуч. Фавий, папа римский

Избрание свыше

По убиении папы Анфира при нечестивых царях, когда собрались епископы избрать нового папу, вдруг явился голубь белый и сел на главе пресвитера Фавия, и потом поднялся в высоту и стал невидим.

Св. муч. Понтий римлянин

Своевольное пророчество идолопоклонника

Юлия, мать Понтия, имея в чреве св. Понтия, пришла в храм принести идолам жертву; при воззрении Юлии на жреца, стоявшего в венце пред идолом и приносившего жертву, вдруг жрец взбесился и, сорвав с себя венец, начал его раздроблять, возопив: „эта жена носит во чреве того, который храм сей великий до основания разорит и богов сокрушит».

Сила крещения

Пантиан папа, оглашая св. Понтия, сказал: „веруй во Христа и приими святое крещение, которым можешь огонь вечный угасить».

Подобие чести земной и небесной

Св. Понтий игемону сказал, что честь мipa сего и богатства подобны мгле утренней, которая пред очами, как будто, покрывает землю, горы и моря, но которая при дуновении ветра тотчас исчезает; а честь и слава, от Бога даваемыя, пребывают вечно.

Двоякое мученичество

Мученик не только тот, кто проливает свою кровь, но и тот, кто без крови каждый день, ради Христа, старается умереть греху, распиная плоть свою со страстями и похотями.

7. Св. преподобномуч. Дометий перс

Пост продолжительный

Нурвел архимандрит шестьдесят лет вареного не вкушал, во сне проводил время весьма мало, и то не лежа, не сидя, но стоя и на посох свой возлегая.

Св. муч. Марин и Астерий

Бес принимает идольскую жертву

В Паниоде, при идолопоклонническом праздновании, возлагаемая бесу жертва становилась невидима; ибо бес, там жительствовавший, восхищал эту жертву и делал ее невидимою. Когда же св. Астерий, по молитве, силою Божиею прогнал оттуда беса, чудо прекратилось; ибо после этого жертву все видели явно.

Выбор между мечем и Евангелием

Епископ Феотекн, призвав пред мучением исповедника Марина в церковь, и указав ему на святое Евангелие, потом на меч, сказал: „избирай одно из двух – или меч этот носить и служить царю земному, и после смерти навеки погибнуть, или послужить Царю небесному и за имя Его святое, в этой книге написанное, положить душу свою и потом царствовать в бесконечные веки». Марин простер руку к святому Евангелию и с пламенною любовью облобызал его, сказав, что он готов умереть за Иисуса Христа.

Преп. Ор черноризец

Господь доставляет необходимое в нужде

После пустынной и строгой жизни, ангел Божий явился во сне и сказал препод. Ору: „не сомневайся, помышляя о необходимом для тела; ты ни в чем не будешь иметь нужду, что необходимо для жизни человеческой; но все будешь иметь, что попросишь у Бога». И действительно, посадив огород, он имел всего в достаточном количестве.

Познание грамотности от Бога

Преп. Ор никогда не умел читать книг, когда был в пустыне; но когда избрал жизнь при селении, ему Господь послал дар уменья читать и разумевать книги.

Преображение беса в ангела

Ор говорил: „знаю инока, к которому пришли бесы в виде небесных воинств и чинов ангельских, и указали на некоего царя, во славе сидящего на огненной колеснице, который сказал ему: „о, человек, ты исполнил все добродетели, – остается тебе

только поклониться мне, и я тебя как Илию вознесу на этой колеснице на небо».

Празднование пасхи

Инок сказал старцу: „ныне Пасха, надо ее праздновать». Старец отвечал: „ей, чадо, я забыл, что ныне Пасха», и, выйдя из келлии, стал под небом, и, простерши руки свои к небесам, стоял так три дня неподвижно, весь ум свой вперив в Бога. Потом сказал ученику: „вот я по силам отпраздновал Пасху. Такова монашеская Пасха, дабы ум наш мимо прошел молвы мipa сего, как Израиль перешел море по суху, и с Богом соединился». Потом присовокупил: „инок, убегающий видимых вещей, приближается к невещественному Богу; собирающий же себе вещи отлучается от Невещественного».

Преп. Пимен многоболезненный

Посвящение чрез святых ангелов

Преп. Пимен был ангелами, в виде монахов, приведен ночью в храм и посвящен в монахи; доказательством сему были волосы остриженные и найденные на гробнице Феодосия и свеча небольшая, горевшая сорок суток.

Бог дает болезнь

Преп. Пимен сказал игумену, что ангелы, которые посвящали его в иночество, предсказали ему, что он всю жизнь должен быть болен, и выздоровление его будет признаком приближения его к смерти; так и случилось.

Наказание за неисполнение обета

Один из числа братии, будучи болен, обещался больному преп. Пимену всю жизнь служить, если выздоровеет. Преп. Пимен молитвою уврачевал его; но выздоровевший брат, побыв около больного, скоро не захотел служить, и тотчас болезнь возвратилась к нему. Тогда преп. Пимен сказал: „еже аще сеет человек, то и пожнет». (Гал. 6, 7). Так как ты меня оставил голодным и жаждущим, ты за то получил болезнь, солгав Богу и мою немощь презрев». Потом опять исцелив брата, дал наставление: „вот ты здоров и больше не греши; разве ты забыл, что

равную награду получает болящий и служащий больному? Сказано: претерпевый до конца, тот спасен будет (Матф, 10, 22); лучше мне в жизни сей согнить всему, чтобы в будущей плоть моя явилась без нетления, и здесь обонять смрадный запах, чтобы там исполниться неизреченного благоухания».

Одежда после смерти не каждому дается

Пред смертью, выздоровевши и простившись со всеми, преп. Пимен указал на место своего погребения; при чем сказал братиям, что они при копании ему могилы обретут три гроба и в них три тела умерших, двух недавно положенных, а одного давно, и в таком положении: „одного положили вы без схимы (без одежды иноческой), его найдете в схиме, ибо он желал ее, но был пренебрежен; но за добрые дела Бог ему по смерти даровал схиму; другого же брата, положенного в схиме, найдете без схимы – он в жизни не хотел ее, и дел не имел достойных, а говорил: „когда увидите меня умирающим, тогда оденьте меня в схиму», – забыв слова: „не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад, но мы живии благословим Господа» (Пс. 113, 25, 26). Потому то и снята с него схима и дана явившему дела добрые, по словам Господа: „имущему (дела добрые) везде дано будет и преизбудет, от неимущего же (добрых дел) и еже мнится имея, взято будет от него» (Мат. 25, 29). Третий давно положен; этот весь истлел, но схима его нетленна остается, – блюдется ему на обличение и осуждение; ибо в лености и в грешных делах всю жизнь провел, забыв слова: „ему же дано будет много, много взыщется от него» (Лук. 12, 48); ибо пострижение схимонашеское ничего не значит, если не имеем добрых дел“. Так и случилось: нашли недавно двух умерших, но со схимника схима снята и возложена на другого, без схимы положенного; третьего нашли всего истлевшим, но схима вся цела.

8. Св. Мирон чудотворец, епископ критский

Святой помогает хищникам

Однажды, увидя хищников на своем гумне, св. Мирон пришел и помог им поднять мешки на плеча.

Удержание течения реки

Для одного знатного человека, имеющего нужду в переходе через реку, св. Мирон удержал течение ее; когда же тот перешел, св. Мирон послал свой жезл, с повелением реке совершать свое течение; – при прикосновении к водам жезла, она опять потекла своим путем.

11. Св. муч. Евпл диакон

Мучение

Повешенного св. мученика Евпла строгали железными гребнями, били железным молотом в челюсти и сокрушили лядвия и голени.

Вода может утолить и голод

Св. муч, Евпл в темнице истекшею водою насытился, как пищею.

Св. муч. Сосанна дева

Ангел хранитель

Царский сын Максимиан вошел в дом к св. мученице Сосанне, в то время, когда она молилась, с бесстыдным намерением, но, увидев над нею ангела Божия в великом сиянии, смутился и не дерзнул к ней приблизиться.

Идол невидимый

Македоний принес в руке небольшого золотого идола и передал св. муч. Сосанне поклониться ему; но она помолилась – и идол стал в руке его невидим. Она сказала, что ангел Божий восхитил идола из рук его; потом приходит слуга и объявляет, что идол лежит вне дома на дороге.

Преп. Феодор и Василий печерские

0 милостыне не должно скорбеть

Преп. Феодор роздал имение свое нищим и пошел в монастырь, где жил в воздержании. Потом от разных мыслей стал жалеть о своем богатстве. Но препод. Василий, приведя на память пример, бывший в Константинополе, когда один продал другому свою милостыню, привел преп. Феодора в раскаяние; это сделало их друзьями. Потом диавол в образе Василия внушал Феодору, чтобы он молил Бога о даровании ему множества золота и серебра. Последний стал молиться, и бес указал ему во сне известное место, где хранится сокровище. После нескольких таких явлений, действительно преп. Феодор нашел сокровище на указанном месте. Потом бес стал внушать преп. Феодору уйти из монастыря с сокровищем; но от этого поступка спас его возвратившийся с пути преп. Василий.

12. Св. муч. Аникита, Фотий и другие

Слово без языка

Когда отрезали св. мученику Аниките язык, он ясно продолжал говорить, славя Христа Бога.

Св. священномуч. Александр, епископ команский

От избрания Божия и в нищете не укроешься

Св. Александр, ученейший муж, жил в граде Команах под видом нищего, и весь был черен, как уголь, ибо носил для продажи уголь; но, при избрании во епископа, Григорий чудотворец указал на него.

Простота слова евангельского

Один юный философ, слыша простые поучения св. Александра, не украшенные аттическим красноречием, был вразумлен в силе их видением; именно, он видел во сне стадо прекраснейших голубей, которые гласом свыше названы словами Александровыми.

13. Св. муч. Ипполит

Святое никакими мерзостями не оскверняется

Св. муч. Ипполит и Конкордия после страшных мучений были брошены в скверное место, но найдены Иустином не оскверненными от нечистот.

14. Св. пророк Михей

Дух лживый пророчествует по повелению Божию

Св. пророк Михей видел, как дух лукавый, по повелению Господа, решился идти и лживым внушением прельщать всех ложных пророков к погибели Ахава, царя израильского.

Освящение церкви Пресвятыя Богородицы Киевопечерской

Разрешительная грамота, данная при жизни

Во время княжения Ярослава Мудрого пришел в Россию из земли Варяжской некто Симон. Здесь он принял православную веру, отличался благочестием и особенною любовью к препод. Феодосию. Однажды Симон просил преподобного молиться о нем и о сыне его Георгии. Феодосий отвечал благочестивому Симону, что он молится не только о нем, но и о всех, любящих церковь печерскую. Но Симон не переставал просить святого Феодосия о том, чтобы он молился о нем и о сыне его Георгии, и говорил св. Феодосию: „отче! не изыду тощ от тебе, аще написанием не известиши мя“. Тогда святой Феодосий написал Симону разрешительную молитву такого содержания: „во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, и святых сил бесплотных... да будеши прощен в сем вецe и будущем, егда приидет праведный Судия судити живым и мертвым». – „Юже молитву, замечается в печерском патерике, оттоле начата влагати умершим в pyцe, якоже первый Сvмон вложити себе повеле».

Желание Матери Божией иметь в Kиеве церковь

Царица небесная призвала в церковь Влахернскукю греческих мастеров и здесь повелела им идти в Росию. говоря: „хочу церковь Себе воздвигнуть в России – в Киеве, и повелеваю вам взять золота себе на три года, и идти для сооружения ея».

План для храма свыше начертывается

По молитве преп. Антония, сперва явилась по всей земле роса, а на месте, назначенном для храма, осталось сухое место; потом везде было сухо, а здесь, где надлежало строить храм, роса упала. Потом огнем, спадшим с неба, канава для фундамента намечена.

После смерти договор об иконах

Иконописцы, по пришествии в Киев, сказали, что они договорились с Антонием и Феодосием об украшении церкви живописью, тогда как десять лет прошло, как эти святые отошли ко Господу, – и только по образам на иконах уверились, что именно они с иконописцами договорились.

Ложная клятва наказывается

Два друга Иоанн и Сергий заключили дружбу пред чудотворною иконою Божией Матери; Иоанн, умирая, вручил сокровище Сергию для передачи сыну своему Захарии; этот, соблазнившись деньгами, отказался от долга, и дерзнул пред иконою Божией Матери поклясться, что он не брал денег у Иоанна; но здесь же ангелы мучением вынудили в нем признание в утаении сокровища.

17. Св. муч. Патрокл

Образ жизни легкий

Св. муч. Патрокл часто давал милостыню, читал постоянно Священное Писание, часто молился и в двенадцать часов только однажды в день кушал; зато получил благодать изгонять бесов и врачевать.

Духовное сокровище

Св. муч. Патрокл доказывал Аврелиану, что не тот богат, кто имеет много сокровищ, но тот, кто стяжал в сердце истинную веру.

19. Св. муч. Андрей стратилат

Молитва за творящих память святого

Св. муч. Андрей стратилат молился: „Господи! для тех, которые станут почитать нашу память – исполняй все, что относится к их спасению, и во всем им будь помощником ради наших молитв“.

20. Св. пророк Самуил

Бесчиние во храме уничижает Бога

„Ты пренебрег честь Мою, говорил Бог первосвященнику Илии, почтив сынов твоих более Меня и попуская им творить беззакония предо Мною».

Важность послушания

„Послушание, говорит св. пророк Самуил Саулу, приятнее Богу всех жертв и туков овних; как грех – чарование, так и грех – противление поведению Господню; и как грех идолопоклонство, так грех преступление заповедей Господних».

23. Преп. Евтихий и Флорентий

Мысли святого понимают звери

Бог послал преп. Флорентию медведя, который ему пас овец и приводил часто на водопой. Когда хотел преп. вкушать пищу, в тот именно час приходил медведь домой и пригонял овец. Бог вложил зверю разумение понимать повеление старца и волю его творить.

Проклятие пагубно для проклинаемого и проклинающего

Четыре монаха убили медведя преп. Флорентия, за что препод. проклял их, и они, пораженные проказою, погибли; преп. Флорентий тяжко об этом сокрушался; но Бог попустил это, чтобы простой и добродетельный муж отселе не дерзал из уст своих извергать на кого-либо за свое оскорбление клятвенное слово.

Одежда врачебная

Преп. Евтихий при жизни не творил чудес, зато после смерти творил чудеса, и даже одежда его низводила с неба дождь.

24. Св. муч. Сира персианка

Прикосновение с верою к ризе священнической целебно

Св. мученица Сира, еще некрещенная, будучи больна, только прикоснулась с верою к ризе иерейской – и тотчас получила исцеление.

В уме остается след искушений

Диавол искушал св. мученицу Сиру раза три, и последний раз остался в уме след его обольщения – некоторое сомнение.

Сила крестного знамении

Когда оковывали св. муч. Сиру железными цепями, при всем усилии кузнецов, гвозди не входили в скважины цепей, и только, когда мученица Сира перекрестила гвозди, – они вошли.

25. Св. исповедники Христовы

Сильное желание вечного блаженства

При императоре римском Валенте, последователе еретика Ария, было множество православных христиан в городе Едессе, в Месопотамии. Император – жестокий враг правоверных – приказал запереть и запечатать все храмы их. Но верные сыны церкви по воскресным дням собирались вне города и там совершали богослужение. Император, наученный еретиками, приказал умертвить всех, кого найдут за городом совершающим богослужение.

Городской префект Модест тайно предуведомил православных о предстоящей им опасности, советуя вперед не делать никаких собраний. В следующий воскресный день, к крайнему удивлению Модеста, собрание православных так было многочисленно, как никогда еще не бывало. Префект получил приказ немедленно отправиться туда с войском, чтобы предать смерти мужественных исповедников православной веры. Проходя по городу, он увидел бедную женщину, которая, держа на руках малолетнего сына, с поспешностью выбежала из дома, оставив незапертыми двери, и торопливо пробегала ряды воинов. Модест приказал остановить ее. „Куда ты бежишь так поспешно?» – спросил префект. „Спешу туда, отвечала женщина, где собрались православные.» – „Разве ты не знаешь, что я послал предать смерти всех, кого застану там?» – „Знаю, отвечала женщина, для того-то я и спешу, чтобы не опустить случая потерпеть мученичество». – „Зачем же несешь с собою малолетнего сына?» – „Чтобы и он был участником того же блаженства», отвечала мужественная христианка, и с по- спешностью побежала вперед. Модест, пораженный таким мужеством, тотчас воротился во дворец и убедил императора отменить свой жестокий приказ.

Приобщение святых таин предохраняет от огня

Однажды отрок еврей, войдя с христианскими детьми в церковь, приобщился с ними св. таин. Вернувшись домой, на вопрос отца, он рассказал всю правду. Услышав о том, что он приобщился св. таин, отец разгневался до того, что, схватив дитя, бросил его в горящую печь, в которой он делал стеклянные вещи, и не сказал об этом ни слова жене. Мать же, ища дитя повсюду и призывая его с плачем по имени, в третий день уже подошла к печи, из которой услышала голос мальчика. Еврейка поторопилась вынуть его оттуда, и на ее вопрос: „как ты в таком огне не сгорел и остался жив?» мальчик отвечал: „какая-то женщина пресветлая приходила ко мне, охлаждала огонь, подавала мне воду и давала пищу, когда мне хотелось». Мать и отрока окрестили, а ожесточенный еврей был наказан смертью.

26. Св. муч. Адриан и Наталия

Мученица без пролития крови

Св. муч. Наталия была мученицею без пролития своей крови; ибо много спострадала сердцем святым мученикам, служа им в узах и смотря на страдания их.

27. Пред. Пимен Великий

Свидание лучше на небе, чем на земле

Мать преп. Пимена желала видеть этого пустынника и пришла к нему; но он в оконце ее спросил: „здесь ли она хочет его видеть, или там по смерти? Если здесь, там не увидишь; а если откажешься здесь, там увидишь». Она согласилась на последнее – и отошла от келлии.

Твердость христианского характера

Один князь желал видеть преп. Пимена, но преподобный решительно отказал ему в этом; когда же тот усиливался и заключил его племянника в темницу за какую-то вину, сказав, что выпустит его, если преп. Пимен о нем походатайствует; Пимен и не думал ходатайствовать. Когда же князь просил его, по крайней мере, написать ему что либо, преп. Пимен написал: „рассмотри вину юноши, и, если он достоин смерти, умертви его; а если нет, накажи и отпусти».

Отчего бывает пища вкусна

Царь Феодосий посетил преп. Пимена; преподобный распустил в воде соли, накрошил туда черствого хлеба и угостил царя; Феодосий сознался, что никогда, не вкушал такой приятной пищи: „это оттого, отвечал преп. Пимен, что у нас пища приготовляется с молитвою и благословением, а у вас без молитвы, с ропотом и бранно.

Должно покрывать грех брата

„Должно ли мне, видя грех брата, покрыть его?» спросили преп. Пимена. – „Если покроешь грех брата, отвечал он, то Бог покроет твой грех». – „Я слышу неприличное о брате, сказал другой, и соблазняюсь». – „Не верь этому», – отвечал препод. Пимен. „Мне говорил человек верный». – „Нет, не верный: если бы был верный, то не рассказывал бы тебе это; но ты сам не видел, а потому и не верь. – Бог слышал вопль Содомский, продолжал Пимен, однако не поверил этому и сошел увидеть очами Своими». „Я сам видел», сказал брат; тогда преп. Пимен, указывая на сучок и на бревно, сказал: „имей в сердце мысль, что бревну подобны грехи твои, а грехи брата – сучку, и не будешь соблазняться». – „Что же скажу Богу, если увижу брата во грехе и не обличу его?» – спросил инок. Авва отвечал: „я сказал бы Богу: Господи! Ты повелел прежде изъять бревна из глаза своего, и тогда уже изъять сучок из глаза брата твоего, –соблюдаю Твое слово».

Жизнь наша должна быть непрестанным служением Богу

На вопрос: „как надлежит жить человеку?» преп. Пимен отвечал: „мы видим на пророке Данииле, что его ни в чем не могли оклеветать, только в служении Господу Богу его». Этим он показал то, что вся жизнь человека должна быть не что иное, как служение Богу.

Способ избавления от искушений

На вопрос: „как уберечься искушений?» преп. Пимен отвечал: „когда котел, снизу поджигаемый, кипит, то муха не смеет коснуться его и никакое другое насекомое; а когда охладится, тогда и мухи садятся, и насекомые нападают. Так, когда человек усердно занимается духовными подвигами, не смеет враг приступить к нему; а кто пребывает в лености и небрежении, к тому враг легко приступает и низлагает, как хочет. Подвижник подобен человеку, имеющему с одной стороны огонь, а с другой воду; при воспламенении огня он берет воду и тушить огонь. Так, когда воспламеняются страсти в сердце, как искры, бросаемые в хижину, и готовы возжечь его греховным вожделением, он должен себя тотчас подвигнуть на молитву к Богу. Топор не рубит без секущего, и пила не режет без руки, так и ты не простирай руки произволения в помощь страстям, и они будут бессильны».

Мера поста

„Самый лучший пост – ежедневно мало вкушать, – это путь царский, легчайший и удобнейший», – говорит преп. Пимен.

Как стяжать умиление

На вопрос: „как стяжать умиление?» преп. Пимен отвечал: „может ли быть умиление в том сердце, в котором есть черепья сыров, кувшины масла и иное многое о внешних попечение».

Молчать или говорить лучше

На вопрос: „что лучше – молчать, или говорить?» преп. Пимен отвечал: „кто говорит Бога ради, – хорошо делает, и кто молчит Бога ради, – хорошо делает».

Что для спасения необходимо делать и чего не делать

Преп. Пимен говаривал: „когда хочет человек дом строить, то собирает различные материалы, чтобы мог его выстроить; так и мы должны брать долю от всех добродетелей, чтобы создать дом душевный. Три условия необходимы для человека: бояться Бога, молиться часто и добро творить ближнему. Еще потребно: нестяжание, терпение и рассуждение; ибо написано: если будут эти три мужа: Ной, Даниил и Иов, они спасутся. Ной – образец – нестяжания, Иов – терпения, Даниил рассуждения. Две вещи возненавидеть должно, чтобы спастись: плотское упокоение и тщеславие. „Имеяй ризу, да продаст ю и купит нож (Лук. 22, з6); имеющий покой плоти, да оставит его, и да приимет жестокое житие и идет тесным путем. Когда боролся Давид со львом или медведем, то, взявши за гортань, убивал зверя: и мы, если удержим гортань – чрево наше, то с Божиею помощью победим льва – диавола и медведя – плоть нашу. Если бы не пришел Навузардан архимагир (начальник телохранителей) царя Вавилонского во Иерусалим, храм Господень не был бы сожжен; так и в нас: если не войдет объядение и упокоение чреву, не возжется огнь вожделения греховного, и ум, противящийся врагу, не падет. Как дымом отгоняются пчелы и взимается сладость их трудов, так покоем телесным отгонится страх Божий от души, и отнимется от нее всякое доброе дело. Как оруженосец царский всегда готов предстать царю, так надлежит душе быть готовой восстать на беса блудного». Слышал преп. Пимен об одном иноке, что он на седьмой день только вкушал мало пищи, но потом гнев питал на брата, и сказал: „научился поститься шесть дней, а от гнева и один день не научился воздержаться Некто заметил ему, что он воду однажды лил на ноги: „мы не научились быть телоубийцами», отвечал преп. Пимен. „Есть человек, кажущийся молчаливым, но сердце его иных осуждает этот человек много говорит; и есть иной – с утра до вечера говорит языком, и соблюдает молчание (неосуждающий ближнего есть молчащий). Живущий с ближним – должен быть как истукан каменный: досаждаемый – не гневаться, прославляемый – не гордиться. Злоба никогда не изгонит злобы; но если тебе кто зло творит, ты ему делай добро, и оно разрушить злобу.

Как унять злобу брата своего

Преп. Пимен, узнавши, что один старец весьма, гневается на него за то, что от него к преп. Пимену стал ходить народ, взял пищи, вина и других овощей, пошел к нему с другими и упросил его дать ему благословение, – и чрез это примирился с ним.

Преп. Пимен другой

Чем согрешил, тем и наказан будешь

Преп. Пимен был пастырь овец – и однажды псы его растерзали мимо проходившего человека; почему ему открыто было, что и он такою же смертью умрет – будет растерзан зверьми, – что и исполнилось на нем.

28. Преп. Моvсей Мурин

Чем побеждать похоть блудную

Преп. Моvсей жаловался Исидору на блудное искушение, на что ему Исидор отвечал: „на новоначального сильнее бесы нападают, ища в нем прежней привычки; поэтому советую тебе ежедневно поститься. Как пес, привыкший при бойне грызть кости, не отходит, пока не затворяют лавку: так и бес приседит человеку, питающемуся до сытости; а если пребудешь в посте и воздержании, умерщвляя тело твое и заграждая дверь вкушения постом, не попуская входить в утробу насыщению, рождающему плотское похотение, тогда бес, как пес, гладом моримый, отойдет».

Война мира светлого с темным

Когда Исидору в другой раз пожаловался препод. Моvсей на то же искушение, тогда Исидор возвел его на крышу и указал на запад. Моvсей увидел множество страшных демонов, приготовляющихся на брань! Когда же посмотрел на восток, то увидел бесчисленное множество святых и светоносных ангелов, также приготовляющихся на брань. И сказал Исидор преп. Моvсею: „те, которые на западе, воздвигают брань на святых Божиих; а те, которые на востоке, посылаются Богом на помощь добрым подвижникам; смотри, не гораздо ли более помогающих, нежели тех, которые восстают на нас?»

Сонное искушение

Преп. Моvсей жаловался другому старцу на сонное плотское искушение; старец отвечал: „так как ты ума своего не отлучил от сладострастия, бываемого в мечтаниях, оттого и страдаешь; для избежания этого приучи себя к бдению и понемногу привыкай к нему, молись бодрственно и избавишься от той брани». Шесть лет бодрствовал преп. Моvсей по ночам и, стоя, молился, но и этим не избавлялся от искушения, по попущению Божию. Потом преп. Моvсей стал носить по ночам воду старцам; диавол однажды, когда Моvсей нагнулся почерпнуть воды, ударил его дубиною по лядвиям так, что он замертво упал, и целый год был болен. После этого помолился о нем Исидор, и с тех пор Моvсей освободился от искушений блудных.

Как должно себя хвалить

„Где живет преп. Моvсей?» спросили его слуги одного князя. Он им отвечал: „чего вы от него хотите? Он старец безумный, лживый и скверное имеет житие».

Два примера святой жизни

Старец один молился Богу и просил Его доказать ему: „кто из двух лучше – Арсений ли, бегающий людей, или Моvсей, всех любезно принимающий?» И увидел два великие корабля, плавающие по одной великой реке: в одном был Арсений, и Дух Божий управлял кораблем в великом безмолвии, в другом Моvсей, и ангелы Божии управляли кораблем и влагали сот медовый в его уста.

Чем и как утешить себя при унижении от других

Однажды епископ велел клирикам изгнать преп. Моvсея из алтаря – для испытания; преподобный уходя, говорил сам себе: „хорошо поступили с тобою, пес, хорошо поступили, ефиоп; ты недостоин, и как дерзаешь входить в святое место; ты не человек, для чего же к человекам и служителям Божиим идешь?» За такое смирение епископ сделал его пресвитером.

29. Усекновение честныя главы св. славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Обличение мертвой главы

Предание говорит, что глава Предтечи и по усечении повторяла обличение Ироду; но Иродиада иглою колола язык, который обличал беззаконие их.

Грех стараются сокрыть

Главу св. Иоанна Предтечи Иродиада закопала глубоко в землю – в одном бесчестном месте.

Какова жизнь, такова и смерть

Иродиада шла по реке и провалилась, лед отсек ее голову.

30. Св. Александр, Иоанн и Павел, патриархи Цареградские

Слово благодатное связывает уста красноречивые

При прении патриарх Александр сказал одному философу: „во имя Господа Иисуса Христа повелеваю тебе умолкнуть «, – и тотчас у философа связался язык, и он стал нем и не мог ничего говорить.

Лицемерное исповедание веры

Когда Константин потребовал от Ария исповедания православной никейской веры, он, имея в недрах своих бумагу еретического своего зловерия, ударяя себя в грудь рукою, сказал: «так верую“, как бы соглашаясь с символом веры, в Никее утвержденном, а мысленно говорил: „так верую, как я написал моею рукою и храню в недрах моих».

Молитва праведника убивает еретика

Пред тем днем, в который патриарх Александр должен был ввести Ария в православную церковь, Александр со слезами молился Богу, чтобы Он или взял его душу из тела, чтоб не видеть ему дня, в который Арий имеет приступить к церковному общению и приобщению св. Таин, или истребил Ария. После этого, когда Арий шел в церковь, напал на него страх от снедающей совести, а от страха захотел по нужде естественной зайти в сокровенное место; зашел туда, и здесь вся внутренность из него вышла.

31. Св. Геннадий, патриарх цареградский

Казнь живописца за неправильное изображение образа Спасителя

Один живописец дерзнул написать икону Спасителя по подобию языческого идола Зевса, и тотчас его рука иссохла.

Симония достойна проклятия

Св. Геннадий предал анафеме того, кто за мзду дерзал производить в иерея или другие церковные чины.

Св. священномуч. Киприан, епископ карфагенский

Отечество христианина

„Где Бог, там отечество христианина; где нет Бога, там место его странствования», говорил св. Киприан.

Прекрасная смерть

Когда отсекли священномученику Киприану голову, он сам завязал себе глаза полотенцем, а палачу велел после смерти заплатить двадцать пять златниц.


Источник: Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи : В помощь проповедникам слова божия и для назидат. чтения православ. христианам : С алф. указ. / Сост. прот. Василием Бандаковым. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : [А.Д. Ступин], 1901. - XXVIII, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle