Часть третья
Глава первая
§ 58. О Христианской любви вообще
В. Кто есть истинный христианин?
О. Не тот, кто только в сердце и памяти хранит правильное учение о Боге, или кто преподает другим такое учение; но тот, кто, при правильном учении о Боге, творит добрые дела, и в жизни постоянно старается соблюдать Закон Божий. Вера без дел мертва. (Иак.2:17).
В. Что требуется Законом Божиим?
О. Требуется, чтобы мы любили Бога больше всего, а ближнего любили как самих себя.
В. Где изложен вкоротке закон о любви к Богу и о любви к ближнему?
О. В десяти заповедях Божиих, данных Моисею на горе Синае.
В. Как читаются эти заповеди?
В. Объясните их вкоротке своими словами:
О любви к Богу
О. 1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози, инии разве Мене.
Я твой Бог Господь. У тебя не должно быть других богов кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонитися им, ни послужити им.
Поэтому ты не делай себе (Богом) какого-нибудь истукана, или какой-нибудь твари, находящейся на небе (каковы напр.: ангелы, солнце, луна и звезды), или на земле (как напр.: человека, животных, деревья, каменья), или в воде (каковы напр.: рыбы, морские чудовища, и т. п.). Ничему такому ты не кланяйся, как божеству и не служи тому.
3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе.
Не божись понапрасну, и не изменяй присяге, данной тобою сознательно, по священной нужде, по требованию закона.
4. Помни день субботний, еже святити его. Шесть дней делай, и сотворити (в них) вся дела твоя; день же седьмый – суббота Господу Богу Твоему.
Не забывай посвящать Богу день субботний. Шесть дней в неделе честно трудись и делай в течении их все дела, какие назначены тебе или обществом, или семейными обстоятельствами. А седьмой день – субботу – отдай, посвяти Господу Богу Твоему.
О любви к ближнему
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.
Почитай родителей своих; за это тебе будет хорошо, ты будешь счастлив и долго проживешь на земле.
6. Не убий.
Не вреди жизни ближнего твоего, не убивай его ни орудием, ни словом ни клеветою.
7. Не прелюбы сотвори.
Не вреди душе своими дурными поступками, дурными словами и нескромными взглядами.
8. Не укради.
Не воруй! ни присвояй чужой собственности незаконным путем; напр.: воровством, грабежом, обманом или взяточничеством; не задерживай платы у рабочих.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
Не оскорбляй ближнего не только делом, но и словом. Не говори про ближнего лжи ни в суде, ни в обыкновенных разговорах.
10. Не пожелай жены искренняго твоего.
Не имей злых замыслов по отношению к жене ближнего твоего.
Не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.
Даже и не помышляй о незаконном присвоении ни дома от ближнего твоего, ни земли его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла, ни всякого скота его и вообще ничего, что составляет собственность твоего ближнего.
Одним словом: «чего себе не желаешь, того не делай и не желай и другому, ближнему твоему».
Люби ближнего, как себя самого.
Глава вторая. О любви к Богу
§ 59. О единобожии
В. На чем основывается любовь к Богу?
О. На вере в Бога, как в Существо всесовершенное, особенно как в Существо всемилосердое.
В. К чему обязывает нас вера в Бога, как в Существо всесовершенное?
О. Если Бог имеет все совершенства, то, значит, Бог только один; и другого равного Ему или высшего над Ним быть не может; и, следовательно, нужно признавать только Его одного, Ему одному поклоняться и повиноваться, как Богу.
В. Кто же грешит против веры в Единого Бога?
О. 1) И тот, кто не верует ни в какого Бога (безбожник).
2) И тот, кто верует не в одного Бога, а в нескольких (многобожник).
3) И тот, кто в Боге не допускает всех совершенств (неверующий).
4) И тот, кто твари приписывает божеские свойства, напр. волшебники или верующие колдунам (суеверы).
5) И тот, кто полагается не на Бога Единого, а иногда более и прежде на человека, чем на Господа Бога.
В. К чему в общественной жизни обязывает вера в Единого Бога?
О. К тому, чтобы люди составляли одну семью, одно Божие царство, и на ближнего смотрели как на своего родного, чтобы все были одной истинной веры.
В. Как называется тот, кто отпадает от единой истинной, православной веры, или родился вне ее, а носит звание христианина?
О. Еретик и раскольник.
§ 60. О почитании святых
В. Что значат слова: «не сотвори себе кумира» и проч.?
О. Эти слова значат: не делай себе божеством того, что вовсе не божество, не Творец, а только тварь, как напр. не обоготворяй светил небесных, сил природы и явлений в природе: грома, молний и др. страшных явлений; наконец не обоготворяй животных и самого человека.
В. Как называются люди, почитающие тварь за божество?
О. Идолопоклонники или язычники.
В. Не грешим ли мы, когда почитаем святых угодников Божиих, призываем их в молитвах и кланяемся их иконам?
О. Не грешим, потому что мы почитаем святых не как Бога, а только как благочестивых мужей, в которых видимо и обильно обитает Божия благодать; мы им воздаем поклонение не как Богу, а как слугам Божиим, ходатайствующим за нас пред Богом.
В. А что значит почитание икон?
О. Икона есть изображение или Бога, являвшегося в человеческом виде, или священного лица или священного события, в котором проявилась особенная сила Божия. Поэтому мы, поклоняясь иконе, кланяемся не дереву, не краскам, не золоту или другим украшениям, а тому святому, который на иконе изображен, или благодарственно воспоминаем священное событие, ознаменованное особенною силою Божиею.
§ 61. О благоговении к имени Божию
В. Что значат слова: «не возмеши имени Господа Бога твоего всуе?»
О. Не призывай имени Божия понапрасну.
В. Когда же грешно произносить имя Божие?
О. Во-первых тогда, когда мы свою мысль, или ложную или обыкновенную, сознательно хотим подтвердить именем Божиим (напр. словами: «вот тебе Христос, ей Богу»), или во-вторых тогда, когда бессознательно или лицемерно произносим оное в обыкновенном разговоре, или в третьих тогда, когда нарушаем данную правильно присягу.
В. А когда можно и должно произносить имя Божие?
О. Во 1-х – в молитве, во 2-х – в учении о Боге, в 3-х – в присяге, требуемой и по закону Божию, и по воле начальства.
В. Что нужно вообще наблюдать при произношении имени Божия?
О. Нужно всегда произносить оное сознательно с благоговением, памятуя о всеведении Божием и о святости Бога.
§ 62. О проявлении человеком особенной любви к
Богу
В. В чем должна проявляться особенная любовь человека к Богу?
О. В исповедании истинной веры в него и на словах, и на деле.
В. Как можно и должно исповедовать Его словом?
О. Исповедовать Бога словом можно, во-1-х, в молитве, во-2-х, в поучении других истинной вере, в 3-х, в твердой, смелой и неуклонной защите своих истинно-христианских убеждений пред людьми.
В. Когда человек являет любовь к Богу делами?
О. Когда свято исполняет в своей жизни все обязанности, налагаемые на него Христианскою Церковию, гражданским обществом или семьею; – когда он шесть дней в неделе честно трудится и старается исполнять все дела свои, а седьмой день особенно посвящает на служение Богу.
В. Что значит посвящение седьмого дня на служение Богу?
О. Это значит, что в нашей жизни иное время нужно проводить в особом поклонении Богу.
В. Что разумеется в заповеди под седьмым днем?
О. У Евреев седьмым днем называлась суббота; они, действительно, и проводили ее особенно благоговейно в молитвах, в домашнем и в общественном Богослужении. А у нас, христиан, в неделе праздничным днем считается и почитается «воскресенье».
В. Почему так почитается воскресенье?
О. Потому что в этот день Спаситель наш воскрес из мертвых и даровал нам спасение.
В. А суббота отличается ли у нас, христиан, чем-нибудь пред другими днями недели?
О. В субботу, как в священный ветхозаветный день, у нас, православных, в постное время пост не бывает таким строгим, как в другие дни недели.
§ 63. Об особенных праздниках
В. Кроме воскресного дня нет ли у нас еще дней, проводимых с особенным благоговением?
О. Есть.
В. Какие?
О. Праздники и общественные, и семейные, и еще дни постные.
В. Что называется праздником?
О. Праздником называется такой день, который христианин должен проводить в более усиленной молитве дома и в общественном богослужении, в чтении душеспасительных книг, в совершении сколько возможно более добрых дел. Для этой цели должен оставить в этот день светские развлечения, занятия житейские – работы для земных расчетов, например: земледелие, торговлю, ремесла.
В. С какою целию установлены праздники?
О. Во-первых – в воспоминание об особенных событиях, спасительных для нас, а во-вторых – для большого возбуждения в нас благодарности к Богу, и в-третьих – для оживления в нас набожности.
В. Какие бывают праздники общественные?
О. Церковные и гражданские.
В. Какие праздники церковные?
О. Во-первых, праздники в честь Господа нашего Иисуса Христа и вообще в прославление Святой Троицы.
Во-вторых, праздники в честь Божией Матери.
В-третьих, праздники в честь святых.
В. А какие праздники гражданские?
О. Праздники гражданские – это дни царские, дни побед русского народа над врагами отечества.
В. Какие праздники Господни?
О. 1) День Рождества Христова от Пресвятые Девы (25 декабря). Христос родился в городе Вифлееме – в Иудее.
1) День Крещения Господня от Иоанна Предтечи на Иордане (6 января). Этот день называется и днем Богоявления, потому что во время Христова Крещения Бог явился в трех Лицах.
2) День Сретения Господня (встреча сорокадневного младенца Господа Иисуса Христа) во храме Иерусалимском праведным Симеоном (2 февраля).
3) День Преображения Господня, бывшего на горе Фаворе – в Галилее (6 августа), при трех апостолах Петре, Иакове и Иоанне.
4) День входа Господня в Иерусалим – из селения Вифании, за неделю до Светлого Христова Воскресенья.
5) Пасха, т. е. Светлое Христово Воскресенье (бывает она или в конце марта или в апреле).
6) День Вознесения Господня, бывшего на горе Елеонской, в 40-й день после Светлого Христова Воскресения. (Этот праздник бывает всегда в четверг).
7) Праздник Пятидесятницы, в память Сошествия Святого Духа на Апостолов в горнице при храме Иерусалимском. Этот праздник называется еще Троицыным днем, во славу Святые Троицы. (Этот праздник бывает в 50-й день после Светлого Христова Воскресения).
8) День Воздвижения (т. е. возвышения) Животворящего Креста Господня, в 4-м веке после Рождества Христова найденного Греческою царицею Еленою, поднятого вверх на показ народу патриархом Макарием (14 сентября).
В. Какие праздники в честь Божией Матери?
О. 1) День рождения Пресвятой Богородицы от праведных Иоакима и Анны (8 сентября).
2) День Ее введения во храм на четвертом году от рождения, для посвящения ее Богу, для воспитания ее при храме (21 ноября).
3) День Благовещения Ей от архангела Гавриила о рождении Спасителя от Нее (25 марта).
4) День Успения (т. е. кончины, смерти) Пресвятой Богородицы (15 августа).
5) Дни в память явления чудотворных икон Пресвятой Богородицы, напр. Казанской (8 июля и 22 октября).
В. Какие праздники в честь святых?
О. Например: день рождества Иоанна Предтечи от престарелых Захарии и Елизаветы (24 июня); день усекновения его главы (29 августа); день Николая Чудотворца (6 декабря).
В. Что называется царскими днями?
О. Дни, в которые совершается особая молитва о Царе и царствующем доме.
В. Какие это дни?
О. Напр. день рождения Царя, Царицы и других членов царствующего дома, день именин их, день восшествия на престол, венчания (коронации) на царство и т. п.
В. Какие бывают праздники семейные?
О. День рождения кого-либо в семье, день крещения, именин, свадьбы и другие дни, в которые получены семьею особенные милости Божии.
В. Что такое именины?
О. Именинами называется особое прославление нарочитого угодника Божия и благодарение ему, как святому покровителю члена семьи, носящего его имя.
В. В чем должно состоять празднование именин?
О. Во 1-х, в служении молебна соименному святому, во 2-х, в более усердном совершении добрых дел в этот день, в особенном благорасположении к ближним.
В. Как именины называются?
О. Днем ангела.
В. Что это значит?
О. Это значит, что именинник христианин, по рождении и по крещении своем, с христианским именем получил себе в пожизненного покровителя и ангела руководителя того святого, которого рождение или кончина, или обретение мощей празднуется Православною Церквию в этот день.
В. Как еще называются именины?
О. Тезоименитством.
В. Что за слово «тезоименитство?»
О. Это слово значит «одноименность.» Тез значит – одно; оттуда тёзки – лица одного имени.
В. С какою мыслию служат молебен в день именин?
О. Во-первых, по чувству благодарности к Богу и к Его угоднику за то, что именинник прожил на земле еще год, и что Господь дает ему еще время для покаяния; а во-вторых – именинник на молебне просит чрез своего святого покровителя милостей от Бога и на будущее время.
§ 64. О постах церковных и общественных
В. Что называется постом?
О. Постом называется воздержание от пищи особенно питательной, а главным образом ограничение души от грехов и особенно строгое наблюдение человека над своею жизнию, освящаемое таинством покаяния.
В. С какою целию установлены посты?
О. Во-первых, в подражание святым лицам библейским: Моисею, Илии, Иоанну Предтече и Самому Иисусу Христу, во-вторых – для усиления в нас набожности и самонаблюдения, для того, чтобы дух наш легче возносился к Богу, к небу, чтобы он свободнее господствовал над нашею плотию.
В. Как нужно проводить дни поста?
О. Во-первых, нужно отказать себе в пище особенно питательной, напр. в мясе, молоке и т. п.; затем и постною пищею не насыщаться до сыта. Во-вторых, нужно беспристрастно обсуждать свою жизнь, удалять свои греховные наклонности для того, чтобы после поста и покаяния сделаться в жизни набожнее. В-третьих, нужно творить как можно более добрых дел.
В. Если таковы требования закона о посте, то не следует ли христианину всю жизнь проводить в воздержании и телесном и духовном?
О. Да; такое воздержание должен иметь каждый христианин в течение целой жизни; но не все могут вести такую постническую жизнь. Поэтому Святая Церковь и отделила в год особое время для поста.
В. А есть ли люди, всю жизнь проводящие в посте и в молитве?
О. Есть. Это – честные иноки и инокини во святых монастырях. Оттого-то подвиги монашества считаются высшим служением Богу.
В. Не довольно ли для благочестия одного воздержания от скоромной пищи?
О. Недостаточно. Богу не угоден тот пост, который не сопровождается воздержанием от грехов и более усердным совершением добрых дел.
Евреи, воздержавшиеся во время поста только от пищи телесной, ропотно спрашивали Бога: «почему мы постимся, а Ты не видишь? томим душу свою (голодом), а Ты не знаешь»? На этот ропот Господь устами пророка Исаии сказал: «Се! в день поста вашего (телесного) вы угождаете своей прихоти, и мстите за всякие досады свои. Се! вы поститесь, а сами ссоритесь и ведете распри. А вот пост, Мною любимый: сними оковы неправосудия, а измученных отпусти на свободу.»
«Когда голодному будешь преломлять хлеб твой, когда увидишь нагого и оденешь его, тогда исцеление твое последует скоро, тогда слава Иеговы будет сопровождать тебя.» (Ис.85:3–9).
В. Не довольно ли для благочестия одного воздержания от грехов без строгого, телесного поста?
О. Не довольно. Потому что духу невозможно господствовать над страстями без ослабления похотей плоти чрез пост. Душа наша по той мере возвышается в святости, в какой она становится независимее от влечений плотских. Потому-то Сам Христос, говоря об удалении из человека внушений и действий сатаны и греховных пожеланий, указывает на два средства, в одно время равно необходимые для торжества над грехом, именно: на пост и на молитву: «Сей род не может выйти иначе как от молитвы и поста» (Мк.8:29), то есть нужно и возношение мыслей к Богу, и воздержание от телесных удовольствий и прихотей.
В. Какие у нас есть общественные посты?
О. Их четыре в году: Великий пост, Петров пост, Успенский и Рождественский.
Глава третья. О любви к ближнему
§ 65. Повиновение властям
В. Какая первая Божия заповедь о любви к ближнему?
О. Первая заповедь Закона Божия, излагающая обязанности к ближнему, говорит о повиновении законно поставленным властям.
Почему эта заповедь стоит первою?
О. Потому что без подчинения законно поставленным властям не может быть как порядка в жизни общественной, семейной, так и мира, покоя в душе человека. А без мира душевного не может человек развиваться нравственно и правильно выполнять закон Божий.
В. Какая самая первая власть на земле для каждого человека?
О. Власть родительская; родители – это представители Божией власти на земле. Оттого Господь первее всего на скрижали, изображавшей наши обязанности к ближнему, и дал заповедь: «чти отца твоего и матерь твою».
В. За что мы должны почитать родителей?
О. Βο-1-х, и за то, что мы через них получили один из величайших даров – жизнь; во-2-х, и за то, что они во время нашего детства с беспокойством и с большими трудами воспитывали и лелеяли нас; в 3-х, и за то, что во время нашего отрочества и после того они заботятся о нашем образовании научном, а главное – о воспитании христианском.
В. В чем состоит почитание и любовь к родителям?
О. Βο-1-х, в усердном исполнении их воли; во-2-х, в поддержании их жизни, в радостном успокоении их старости, и в 3-х, в вечной молитве об них.
В. Какие обязанности родителей к детям?
О. Родители должны любить детей своих, заботиться о прокормлении их, и об образовании, не раздражать их, но воспитывать их в духе и учении Господнем (Еф.9:4) и вообще в своей жизни быть для них образцом.
В. Какая земная награда обещана детям за почтение к родителям?
О. Во-первых, счастливая жизнь на земле, а во-вторых, долголетие.
«Благословение родительское делает дом детей прочным и долговечным. Счастие – детям послушным» (Сир.3:9).
В. Какие угрозы и наказания в Слове Божием изображены за непочтение к родителям?
О. Во-первых, или смертная казнь. В священном Писании сказано: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти (Лев.20:9; Втор.21:18–21) ».
Или во-вторых: над непокорными детьми тяготеет проклятие. «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» (Втор.27:16), говорится в Священном Писании.
В. Что называется проклятием?
О. Проклятием называется пожелание и даже ниспослание бедствий человеку в его наказание и для его вразумления.
В. Какие последствия от проклятия?
О. Последствия проклятия бывают самые несчастные и ужасные. Напр. дети непокорные, услышавшие из уст родительских себе неблагословение, не имеют счастливого успеха в своих предприятиях; терпят нужду, болезни; лишаются иногда здравого рассудка; недолголетни они, и всегда испытывают такую же или большую непокорность и дерзость к себе от своих детей, какую они оказывали сами к своим родителям.
Кто уважает своего отца, тот будет иметь радость в своих детях и в день молитвы своей будет услышан. Милость, оказанная родителям, не будет забыта и пойдет в плату за твои грехи. (Сир.3:1–16).
В. Кроме родителей, кому по закону Божию следует повиноваться?
О. Всякому, кто занимает место родителей, кто принимает на себя хоть часть их обязанностей.
Так, следует повиноваться:
1) Государю, как отцу целого народа.
2) Всем властям, от него поставленным.
3) Пастырям и учителям церковным, заботящимся о нашем христианском воспитании и освящении.
4) Крестному отцу и матери.
5) Честным, добрым опекунам и другим благодетелям.
и 6) Наставникам, руководящим нас к познанию истинного Бога и мира духовного и к правильному уразумению людей и всего мира видимого.
7) Нужно почитать старших возрастом и благоразумно слушаться их в жизни, как более опытных.
В. Какие обязанности по отношению к властям, заменяющим для нас родителей?
О. Такие же, какие и по отношению к родителям, т. е. любовь и истинное почтение к ним, послушание их добрым распоряжениям и благодарность к ним за их заботы о нас.
«Бога бойтесь, Царя чтите». (1Петр.2:17).
«Молю», говорит св. апостол, «прежде всех творить молитвы, прошения и благодарения, за Царя и за всех правительствующих, ибо это угодно Господу нашему Богу.» (1Тим.2:1–3).
«Начальник есть Божий слуга. Начальствующие страшны не для творящих добрые дела, а для злых людей». (Рим.13:1–5).
§ 66. Об отношениях к каждому частному человеку. Общие замечания
В. Как мы должны относиться к ближним?
О. С любовию. Слово Божие говорит: «люби ближняго твоего, как самого себя.»
В. Как понимать эту заповедь?
О. «Чего себе не желаете, того другому не делайте» (Мф.7:12, Лк.6:31, Деян.15:29).
Не вредите ближнему, его семье и хозяйству ни делом, ни словом; даже и не замышляйте зла против него.
«Кто копает яму другому, сам впадает в нее» (Сир.27:29). «Кто делает зло, того самого постигнет зло» (Сир.27:29,30).
В. Как называются любвеобильные отношения людей, равных между собою?
О. Дружескими.
§ 67. О дружбе христианской
В. Что за слово друг?
О. Друг есть другой я.
В. Что называется истинною дружбою?
О. Истинною дружбою называется союз двух или нескольких свободных и равных между собою лиц, основанный на взаимном уважении, доверии и любви и имеющий целию общую помощь в деле христианского и общественного развития.
В. Если друг есть другой я, то возможно ли иметь друга?
О. Возможно, хотя и не легко найти друга. Верный друг это – редкость.
В Библии сказано: «Верный друг врачевство в жизни и только боящиеся Господа находят его. Между богобоязненными бывает прочное дружество, потому что они единомысленны» в понимании добра. (Сир. 6:16–17).
В. Что нужно наблюдать при изыскании друга, при заключении дружбы?
О. 1) Нужно у Бога просить благословения на приобретение друга.
2) Нужно, чтобы при этом руководили не земные расчеты, а мысль о взаимном, добром, нравственном влиянии, ко спасению души.
3) Нужно ищущему друга самому быть наперед снисходительным, терпеливым, услужливым и незлобным.
4) Нужно иметь сходство в главном, нравственном направлении.
5) Нужно быть сколько возможно осторожным и осмотрительным при выборе друга; при заключении дружбы нужно испытывать людей.
Во св. библии говорится: «Если ищешь друга, то ищи его в искушении, во время твоего несчастия» (Сир.6:7).
В. Что нужно наблюдать в дружбе?
О. 1) Нужно хранить дружбу свято и твердо.
2) Не нужно расторгать ее при каких бы то ни было обстоятельствах, счастливых и несчастных.
В. А можно ли когда-нибудь расторгать дружбу?
О. Только высшие обязанности дозволяют не продолжать дружбы, напр. долг звания, чести и правосудия или спасение души (Mф.10:37).
§ 68. Не должно вредить делом ближнему, его семье
и хозяйству
В. Какие заповеди Закона Божия запрещают вредить ближнему делом?
О. Следующие:
"Не убий».
«Не прелюбы сотвори».
«Не укради».
В. Что выражается словом: «не убий»?
О. Этою заповедию воспрещается не только самовольно лишать жизни ближнего, но и разными другими способами сокращать оную.
В. Как можно отнимать или сокращать жизнь ближнего?
О. Или мгновенно и непосредственно каким-либо орудием, или посредственно и медленно, как напр.: чрез медленную отраву ядом, или причинением ближнему таких скорбей и трудов, которые поражают его, расстраивают его здоровье и тем ускоряют его смерть.
В. Итак, что же нужно наблюдать христианину по отношению к жизни ближнего?
О. Нужно заботиться о продолжении и поддержании жизни ближнего; нужно стараться, чтобы ближний наш был всегда здоров, а для этого следует предотвращать его от случаев к болезни, удалять его болезнь, одевать, согревать и питать его тело, насколько возможно; давать ему внешнюю обстановку обеспеченную, потому что и многотрудная бедность изнуряет жизнь.
В. Какие меры предосторожности должны быть приняты для сохранения жизни ближнего?
О. Должно избегать всего, что приводит к человекоубийству, а именно:
1) Должно вообще не иметь в сердце своем гнева, злобы, мщения и всякой страстности.
2) Должно быть весьма осторожным при обращении с орудиями, наносящими смерть, напр. с камнем, при бросании его; могут причинить смерть также неосторожное прикосновение к огнестрельному оружию, необдуманное направление острого орудия, или инструмента; или невнимательное обращение с ядами при составлении лекарств, беспечность и небрежность при постройке дома и при всякой работе, особенно на заводах, где есть разные машины и т. д.
В. Что запрещается делать словами: «не прелюбы сотвори»?
О. Запрещается развращение сердца.
В. Что должно наблюдать при обращении с лицами другого пола?
О. Быть сколько возможно честным и чистым в жизни, осторожным на словах, скромным во взгляде (Сн. Сир.9:3–6).
В. Что запрещается словом «не укради»?
О. Запрещается присвоить чужую собственность незаконным путем.
В. Какие виды кражи?
Грабительство – отнятие чужой собственности с явным насилием.
Воровство – кража тайная.
Святотатство – похищение священной и церковной вещи.
Обман – напр. чрез подложное завещание, или в торговле.
Взятка – тайное, незаконное принятие платы за учиненное неправосудие.
Употребление в свою пользу времени, назначенного и оплачиваемого для общественной службы или пользы ближнему.
Тунеядство – дармоедство – житье на чужой счет без всякой пользы для общества.
В. Что нужно помнить по поводу этой заповеди?
О. Нужно помнить слово святого апостола Павла «кто не хочет (честно) сам трудиться, тот не должен и есть» (2Сол.3:10).
Во-вторых, нужно помнить, что чужое добро в прок нейдет. «Зле приобретенное, зле и погибает». Воровство навлекает проклятие на вора и его поколение (Мих.2:1–3).
В. А что предписывается христианским законом по отношению к собственности ближнего?
О. 1) Охранять ее.
2) Заботиться, чтобы собственность ближнего была не только неприкосновенна, невредима и прочна, но и чтобы более и более увеличивалась и благоустроилась.
3) В случае неожиданной бедности или нужды ближнего вообще охотно и бескорыстно помогать ему от своей собственности.
§ 69. Не следует вредить ближнему словом
В. Какою заповедью запрещается вредить ближнему словом?
О. «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.»
В. Что это значит?
О. Это значит: не следует говорить лжи про ближнего ни в суде, ни в обыкновенных разговорах.
В. Что нужно наблюдать христианину в разговоре о ближнем?
О. 1) Нужно не только не говорить лжи про ближнего, но не высказывать и правду про его дурные черты и дела, если не спрашивают на суде. Каждый из нас должен знать себя самого, и больше смотреть на свои грехи, чем на слабости ближнего.
2) Если же приходится слышать дурные отзывы о жизни ближнего, то не нужно оказывать особого сочувствия таким пересудам; тем более не радоваться падению ближнего. Напротив, в разговоре о недостатках ближнего нужно братски скорбеть об них.
3) Нужно всего более рассуждать о добрых чертах и поступках ближнего, а не разбирать и не пересуждать его дурную или смешную сторону.
4) Вообще при произнесении слова нужно быть сколько возможно осторожным; не должно говорить не обдумавши того, полезно ли, уместно ли и нужно ли наше слово в известную минуту.
Святый апостол Иаков говорит: «кто в слове не согрешает, тот совершенный человек; он может обуздать и все тело» (Иак.3:2).
Св. ап. Павел говорит: «ни одно гнилое слово не должно исходить из уст (христианских) а только (слово) доброе для назидания в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим.» (Еф.4:29).
§ 70. Не должно даже и замышлять о вреде ближнему, его семейству и хозяйству
В. Какими словами закона Божия запрещается даже и желать зла ближнему?
О. Следующими: «Не пожелай жены искренняго твоего».
«Не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего».
В. Что это значит?
– О. Это значит, что человек не должен и думать об оскорблении жены ближнего своего, или о нечестном присвоении собственности ближнего, напр. прислуги, дома, усадьбы, полей и скота.
В. Какое же настроение сердца и мыслей нужно иметь к ближнему и его собственности?
О. 1) Нужно первее всего быть всегда довольным своею участью; каждому посылается Богом известная участь, по Его премудрым планам (Сир.29:26).
2) Нужно всегда желать добра ближнему, даже врагу, и радоваться его счастию.
3) Если же какая вещь нравится из собственности ближнего, то должно помышлять о приобретении ее законным путем, напр. чрез покупку.
§ 71. Общие замечания о добродетели истинно христианской
В. Какие свойства должна иметь добродетель христианская?
О. 1) Она должна совершаться со смирением во славу Божию, в пользу ближних и во спасение нашей души.
2) Она должна быть разумною, сознательною.
3) Она должна быть бескорыстною и совершаться с радостию.
4) Она должна быть постоянною и притом более и более развиваться.
Глава четвертая
I. Общие замечания. § 72. О любви человека к самому себе
В. В законе Божием сказано: «возлюби ближняго твоего как самого себя», а почему же нет заповеди о любви к самому себе?
О. Потому что и без прямой, нарочитой заповеди каждый здравомыслящий сам себя бережет и любит себя.
В. Всегда ли эта любовь к себе бывает правильна и законна?
О. Не всегда, даже весьма редко. Чаще всего человек руководствуется своим страстным самолюбием.
В. Что же нужно для того, чтобы любовь к себе была законная, христианская?
О. Для этого нужно:
1) Беспристрастно, постоянно познавать себя – нужно наперед иметь правильное познание о самом себе (Сир.29:23).
2) Нужно уважать свое человеческое и особенно христианское достоинство, но со смирением и радостию и благодарностию к Богу.
В. В чем состоит человеческое достоинство?
О. В том, что человек создан по образу и по подобию Божию.
В. А христианское?
О. В том, что люди чрез страдания, смерть и воскресение Христа получили много благодатных сил к доброй, мирной жизни, и сделались сынами Божиими, наследниками Царствия Божия.
В. Почему нужно самосознание и самоуважение при любви к самому себе?
О. Потому что правильная любовь к себе невозможна без постоянного самонаблюдения и без предварительного познания себя самого. Нужно знать, что в себе любить.
§ 73. II. Познавай самого себя
В. Что значит познавать себя самого?
О. Познавать себя самого значит беспристрастно, постоянно наблюдать над самим собою, изучать свои душевные и телесные силы и особенно слабости, различные расположения и свойства.
В. Для чего это нужно?
О. Для того, чтобы управлять самим собою, направлять себя к добру и удерживаться от зла.
В. Легко ли приобретать правильное познание о себе?
О. Нет, это одно из самых трудных дел.
В. Что же нужно для того, чтобы приучить себя к познанию себя?
Во 1-х, нужно чуждаться внешних развлечений.
Во 2-х, нужно быть сколько возможно осторожным на словах, обдумывать каждую речь свою прежде ее произнесения и после того. Нужно больше слушать и наблюдать в собраниях, и меньше говорить и выставляться.
В 3-х, каждый день пред вечернею молитвою наедине, в тиши, беспристрастно обсудить свою жизнь дневную и с покаянием к Богу обращаться на вечерней молитве.
В 4-х, нужно не доверять добрым отзывам других о нас, а выслушивать их без услаждения, со смирением.
В 5-х, чаще прислушиваться к дурным отзывам о себе, а после того беспристрастно просмотреть свою душу. Добродетельные и от отзывов врага получают пользу.
В 6-х, чаще внимательно читать и слушать Слово Божие. «Оно есть зеркало для нашей жизни» (Иак.2:23–24).
В 7-х, чаще открывать свое душевное состояние, умственное и нравственное, людям близким, но только мудрым, напр. отцам духовным.
В. Какие грехи против самопознания?
Эти грехи следующие:
О. Во 1-х, сознательная беспечность о своем образовании по уму и по сердцу.
Во 2-х, всецелая, в ущерб душевному развитию, преданность внешним делам, как-то: увеселениям, торговле, хозяйству.
В 3-х, непривычка поверять себя за протекшее время.
В 4-х, нежелание исправлять себя по указанию посторонних.
В 5-х, высокое мнение о самом себе, о своих достоинствах и совершенное незнание своих недостатков.
§ 74. III. Об истинном уважении к самому себе
В. Что называется истинным уважением к самому себе?
О. Истинным уважением к самому себе называется постоянное и благоговейное памятование каждым из нас о своей душе, как об образе Божием в нас, и о своем звании христианина, как о великой милости Божией.
Во 1-х, душа наша есть образ Божий и ею человек возвышается над всем видимым миром. Следовательно, каждый человек должен дорожить особенными свойствами своей души и своими преимуществами. Во-вторых, мы, по милости Божией, – христиане, искуплены кровию Христовою, – мы наследники царства Христова, небесного; следовательно мы должны постоянно помнить особенно о своем высоком христианском звании и всегда жить сообразно с этим званием.
Мы должны «со всем усердием и постоянно стремиться к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе. Кто из нас совершен, тот так и должен мыслить» (Флп.3:24–25), говорит св. апостол Павел.
В. В чем должно проявляться истинное уважение к самому себе?
О. 1) В смирении и в благодарности к Богу.
2) В постоянно доброй, благочестивой жизни.
В. Какие грехи против истинного уважения к самому себе?
О. 1) Гордость и высокое мнение о своих достоинствах и особенных заслугах, и забвение о Боге, как Источнике всего доброго.
2) Учение, будто бы душа человеческая одно и то же, что душа животных.
3) Беспутная, беззаконная жизнь.
Глава пятая
§ 75. О проявлении любви к самому себе
В. В чем должна проявляться любовь к самому себе?
О. В честном и постоянном исполнении своих обязанностей, по отношению к своей душе и к своему телу.
а) Обязанности человека по отношению в своей душе
В. Какие обязанности человека по отношению к своей душе?
О. Христианин должен заботиться:
1) о просвещении своего ума,
2) об озарении и об очищении своего сердца,
3) об утверждении воли своей в добре.
В. В чем должно состоять просвещение ума?
О. Во-первых – в правильном познании Бога, святой Его воли; во-вторых – в приобретении правильных познаний о человеке, его душе и теле и обо всем сотворенном.
В. Что нужно наблюдать при обогащении себя познаниями?
О. 1) Нужно, чтобы умственное образование было согласно с христианским призванием и назначением нашим, т. Е. чтобы мы всего лучше узнали, что нужно для спасения нашей души и для угождения Богу.
2) Чтобы умственное образование не было односторонним, беспорядочным и отрывочным.
3) Чтобы оно вполне соответствовало и добрым наклонностям нашего духа, и потребностям нашей частной жизни, и общественного положения, т. Е. чтобы мы скорее всего изучали то, что всего нужнее и ближе к нашему положению и гражданскому состоянию.
4) Нужно поучаться со смирением, а не мечтать высоко о своем образовании и об открытиях науки.
«Началом премудрости служит страх Божий» (Прит.1:7).
5) Нужно, чтобы образование души не сопровождалось смертоносным изнурением тела.
В. В чем должно состоять образование сердца?
О. Сердце есть источник чувствований. Поэтому образование сердца состоит:
1) В развитии любви ко всему прекрасному, проявляется ли это прекрасное в искусствах, напр. В музыке, пении, особенно церковном, в живописи, особенно в церковной, или в науках (напр. в истории), или в назидательных стихах.
2) В том, что сердце наше жило чувствованиями священно-церковными (церковными), внушаемыми нам христианам.
3) Образование сердца должно быть так полно любви к истинному, доброму и прекрасному, чтобы чувствования стремились проявляться и в добрых делах, т. е. в любви к Богу и ближнему.
В. Что нужно наблюдать человеку по отношению к своей воле?
О. 1) Нужно, чтобы воля наша была разумно-свободная и добрая.
2) Нужно, чтобы воля наша была тверда, т. е. чтобы мы, христиане, в жизни своей имели постоянство в добрых правилах.
3) Нужно, чтобы поля наша имела целию точное и неизменное исполнение воли Божией, закона Божии.
В. Что требуется для образования твердой, доброй воли?
О. Нужно: 1) иметь постоянную борьбу с своими страстями и истреблять их.
2) Постоянно памятовать о Боге, о том, что Он есть везде, все знает, что Он правосуден, и что по смерти будет страшный суд и не одинаковая всем участь.
3) Нужно постоянно наблюдать над собою, не только над своими действиями, но и над словами и над мыслями.
§ 76. б) Обязанности человека по отношению к своему
телу и к внешней своей жизни
В. Что нужно наблюдать человеку по отношению к своему телу и к своей жизни?
О. Нужно заботиться о сохранении своего тела и вообще о продолжении и правильном поддержании временной жизни и здоровья.
В. Какие средства к сохранению жизни и здоровья?
О. 1) Умеренность и воздержание в пище и питье.
2) Правильное, сообразное с местностью употребление одежды.
3) Упражнение и укрепление сил телесных посредством честных, разумных, не чрезмерных трудов и постоянной, полезной деятельности.
4) Удаление от беззаконной жизни.
В. Что нужно помнить при принятии пищи и пития?
О. 1) Нужно иметь в виду лишь удовлетворение потребности, но не прихотей.
2) Принятая пища и питие не должны быть препятствием к исполнению наших обязанностей.
В. Что говорит Священное Писание о пьянстве и пресыщении?
О. Вино многих погубило. Пьяница и расточитель обеднеют; наемник (вольнонаемный работник) преданный пьянству не разбогатеет; и кто из работающих не дорожит малым, тот мало по малу разорится до основания (Притч.23:20–21, Сир. 31:34, 29; 19:1).
В. Что нужно наблюдать при употреблении одежды?
О. 1) Одежда должна быть приспособлена к местности, на которой живем.
2) Должна быть прилична тому званию, возрасту, полу и состоянию, в котором кто находится.
3) Должна в самом покрое выражать скромность и сдержанность одевающегося лица.
О женщинах-христианках, любящих роскошные наряды и модные убранства, говорили два первоверховные апостола, Петр и Павел.
Апостол Петр говорит женщинам: «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, ни золотые уборы или нарядность в одежде, но ваше чистое, богобоязненное житие» (1Петр.3:3 – 8).
И Святый Апостол Павел говорит то же. (1Тим.2:9–10).
В. Что нужно наблюдать человеку во время болезни?
О. 1) Нужно первее всего обращаться с молитвою к Богу.
2) Неотлагательно приобщаться святых тайн, не дожидаясь особенно тяжких припадков болезней.
3) Пользоваться врачебными средствами и слушаться советов лекаря.
4) При тяжкой болезни нужно заблаговременно в полном сознании привести все свои земные дела на чистоту, в порядок, и сделать законное распоряжение о своем имуществе, т. е. сделать духовное завещание в полной памяти. А лучше бы духовное завещание сделать при добром здоровье заблаговременно.
В. В какой мере нужно заботиться о теле и о сохранении временной жизни?
О. Так как телесная жизнь человека служит средством к достижению высших целей, напр. спасения души и вечного блаженства, то христианин должен пожертвовать своею жизнию тотчас, как только потребуют высшие обязанности, каковы: Святая Вера, вечное спасение души своей или ближнего, благо Церкви и отечества.
В. Какие грехи против правильного употребления пищи и пития?
О. 1) Пресыщение и пьянство.
2) Скупость, доходящая до отказа себе в доброй пище.
В. Какие грехи против законного употребления одежды?
О. 1) Роскошь, наклонность к нарядам, особенно в ущерб семейному обеспечению или свыше средств.
2) Сильное увлечение требованиями моды.
3) Неряшество и неприличие в одежде, возбуждающее в других осуждение и соблазн.
4) Наряды мужчин в женские одежды и женщин в мужские.
В. Какие грехи против сохранения здоровья?
О. 1) Небрежность при одежде и невнимательность к погоде и климату.
2) Презрение разумных советов во время болезни.
3) Равнодушие к здешней жизни и неблагодарность за нее к Богу.
В. Какие грехи против сохранения своей жизни?
О. 1) Самоубийство мгновенное чрез оружие или яд и т. п.
2) Самоубийство медленное чрез изнурительные труды или чрез распутную жизнь, или вследствие презрения к советам о сохранении здоровья при разных обстоятельствах.
§ 77. Общие замечания о православном Богослужении
В. Что изображает Православное Богослужение?
О. Оно изображает в действиях и лицах Священную Историю Ветхого и Нового Завета. А в чтении и пении на Богослужении преподается нам истинно Христианское, душеспасительное учение.
В. Что же изображается на Всенощном Бдении?
О. В начале Всенощного Бдения, когда поют «Благослови душе моя Господа»! воспоминается сотворение мира и блаженная жизнь первых людей в раю.
Когда поют «Блажен муж» и «Господи воззвах», тогда воспоминается раскаяние падшего человека и молитва его о помиловании и помощи от Бога.
На утрени, когда начинают шестопсалмие словами: «слава в вышних Богу» – воспоминается рождество Христово; а при пении «Хвалите имя Господне» воспоминается Воскресение Христово и все милости Божии к нам.
В. Что воспоминается на Литургии?
О. Земная жизнь Спасителя нашего в главных событиях: Рождество Христово – на Проскомидии. Явление Христа миру на Малом входе, когда поют: «Слава, Единородный, Приидите поклопимся». С херувимской песни верующим напоминаются события из последних дней земной жизни Христа; Его пророчества о страданиях, въезд в Иерусалим, Тайная вечеря и крестная Его смерть за нас, наконец Воскресение и Вознесение Его на небо.
§ 78. Заметка о поклонах во время Богослужения
Во время Богослужения иногда нужно делать поклон без крестного знамения, напр. когда священник говорит: Мир всем; Благословение Господне на вас; Благодать Господа нашего... буди со всеми вами; когда возглашают: главы ваша Гоподеви приклоните или вонмем.
Иногда надобно делать Крестное знамение без поклона: при начале чтения Евангелия, при пении Символа веры: Верую, при словах священника: Силою честного и животворящего Креста и вообще при отпусках.
Всегда нужно делать Крестное Знамение с поклоном при всех молитвах, в которых слышны слова: услыши, помилуй, подай и т. п.
Иногда нужно делать земной поклон с Крестным Знамением при словах песни церковной Поклонимся, благодарим Господа или при пении: Тебе поем, Тебе благодарим; при пении: «Отче наш» и при появлении св. Чаши на Литургии с словами всегда: ныне и присно.
9. Объяснение обрядов при совершении Св. Таинств в Православной Церкви. Изд. пятое (с конца 1866 г.). Ц, 10 к. без карт., а с 7 карт. 35 к. Эта книга одобрена Главным Штабом для армии и Комитетом Грамотности.
10. О главнейших праздниках Православной Церкви и Страстной неделе. С 18 картинами. Ц. 15 коп. без перес. Перев. На Грузинский язык.
11. Учение о Православном Богослужении. Спб. 1875 г. Издание 9-е (с 1864 г.), исправленное и дополненное. С 42 рисунками церковной утвари и одежд, Словарем не совсем понятных славянск. слов, славянской граммат. и святцами. Ц. 25 к. без пер. Эта книга одобрена Главн. Штабом для армии и теперь для вольноопределяющихся в военную службу и Мин. Нар. Просв. Для народа; переведена на болгарский, латышский и немецкий языки.
Для средних учебных заведений и для учителей
12. Священная История Ветхого Завета, с картинками и картою Палестины. Ц. 40 к. без пер.
13. Священная История Нового Завета с 30 карт. и картою Палестины. Спб. 1874 г. Ц. 35 к. Одобрена в каталоге Мин. Нар. Просвещения. За пер. обеих кн. В. и Н. Завета 25 коп.
14. Руководство к изучению Церковного Устава, изложенное в вопросах и ответах. Изд. 3-е, исправленное п дополненное. Ц. 60 к. без пер., с пер. 80 к.
15. Краткое пособие при изучении Церковного Устава. Ц. 10 к.
16. Словарь Православного Церковно-Богослужебного языка и священных обрядов. Ц. 50 к. без пер., с пер. 70 к. 2-е изд.
17. О Святых Таинствах в Православной Церкви и об отношении к ним православных. Ц. 15 к., за пер. каждых 5 экз. 20 к. В этой книге изложены Церковные и Гражд. постановления о каждом таинстве и объяснены обряды таинств.
18. О Римско-Католической Церкви. Ц. 20 к. без пересылки. Переведена на итальянский язык в 1869 г. Во Флоренции.
19. Очерк истории Христианской Церкви. 2-е изд. 1875 г. Т. 1-й. Ц. 1 р. 25 к., с пер. 1 р. 50 к.
Для всех
20. Воскресные Листки. Вып. 1-й. Объяснение Евангельских чтений на Литургии во все воскресные дни года. 2-е изд. Ц. 1 р., с пер. 1 р. 25 к.
21. Объяснение Апостольских чтений на Литургии во все воскресные дни года, с прилож. Вып. 2-й Воскр. Листков. Спб. 1874 г. Ц. 1 р. 50 к. без пер., а с пер. 1 р. 75 к.
22 – 32. Изданы для народа избранные жития святых:
Св. Арсения Великого 3 к., Св. Кирилла и Мефодия 5 к., Св. Николая Чудотворца 5 к., Св. Великомуч. Екатерины 5 к., Св. Ап. Павла 15 к., Св. Ап. Петра 5 к., Св. Ап. Иоанна 5 к., Св. Перпетуи 5 к., Св. Равноап. Владимира 10 к., Св. Варвары 5 к., Св. Тихона 10 к.
33. О пьянстве. 1875 г. Ц. 5 к. 2-е изд.
34. Пост, его происхождение и польза. Ц. 10 к. 3-е изд.
35. Иисус Христос – Свет и Спаситель мира. Ц. 20 к.
36. Библейский Богословский Словарь. 2-е изд. Ц. 1 р. 50 к.
37. Святый Апостол Павел. Ц. 50 к., с пер. 75 к.
38. Англиканская Церковь и ее отношение к православию. Ц. 1 р.
39. О Дарах Св. Духа. Ц. 8 к. без пер.
40. Церковно-историческая карта, изображающая разными красками разные периоды распространения Христианства во всем мире до XIV века. Ц. 25 к.
41. «С нами Бог!» Музыка на четыре голоса. Сочинение протоиереи Дамиана Борща. Ц. 60 к., а с пересылкою 1 руб.
42. О благочинии в храме. Ц. 10 к. 4-е изд. с 1871 г.
43. Карта Палестины, раскраш. 4-мя краск. Ц. 10 к.
44. Семь картин, изображающих главное в священнодействии таинств, по 5 к. каждая.
45. Географическая карта Европы (в лист писчей бумаги), раскрашенная всплошь, 15 к. без пер.
46. Пасхальная таблица. Ц. 10 коп. без пер.
47. О религиозном воспитании детей до школы. 1874 г. Ц. 25 к.
48. Всенощное Воскресное Бдение. С переводом на русский язык стихир, тропарей, богородичнов и воскресных ирмосов всех восьми гласов. Изд. 4-е, 1875 г. Ц. 15 к.
49. Крупные картины по свящ. и церк. истории. 1-й выпуск 12 карт. «Главнейшие праздники Православной Церкви» с текстом и примерными уроками. 1876 г. На хорошей белой бумаге 1 р. 75 коп. без пер., с пер. 2 руб. не раскр.; а раскраш. 3 р. без пер., с перес. 3 р. 50 к.