Источник

I. Чудеса Господа нашего Иисуса Христа, в которых обнаружилась власть Его и чудодейственная сила, как Владыки твари над видимою природою:

Чудо на браке в Кане галилейской

После Своего крещения Иисус Христос из Иудеи пришел в Галилею. Случилось, что Он получил приглашение на брачный пир. Брак был в небольшом галилейском городе Кане. Из Назарета в Кану путь совсем не далекий был. Пешеходы делали его в четыре часа. Пресвятая Мать Иисуса вперед Его прибыла на брак, а после Он пришел с учениками.

Семейство, в котором справляли брак, надо полагать, не из богатых было. Скромный был пир. Задолго еще до окончания пира распорядитель высказал опасение, что вина не достанет. Пресвятая Матерь Иисуса Христа пожалела бедных людей. Но средств, чтобы купить нужное, у Нее Самой не было. Пришло Ей теперь на мысль нечто иное. В числе гостей на браке присутствовал Ее Сын. Знает Матерь, Кто есть Сын Ее. Правда, Он не творил еще никаких чудес, но это потому, что не приходил еще час для сего. Он только недавно оставил бедный кров мнимого Своего отца. Теперь Ему тридцать лет. Он выступил уже на Свое служение. Вот удобный момент начать Его чудесами. И как благовременно теперь чудо! На брачном пире много гостей. Хозяин дома знакомый, добрый и ласковый, но бедный человек. Помочь ему в нужде и возбудить веру к Себе в гостях, вот чего теперь можно достигнуть совершением чуда. Посему глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут (Ин.2:3). Чем же ответил на это Сын? Глагола ей Иисус: что есть Мне и Тебе, жено, не у прииде час Мой (Ин.2:4). Повремени, Матерь, еще не пришло время. Я не откажу в помощи бедным людям; но пожду еще. Вино только на исходе, но не все вышло. Значит, помедлить есть возможность. Вот что означает ответ Спасителя Матери Своей. Ласковый, почтительный и нужный был этот ответ. Так поняла его и Богоматерь. Уверившись, что Сын Ее не оставит без помощи бедных людей, Она приказала слугам: еже аще глаголет вам,сотворите (Ин.2:5). По иудейскому обычаю при входе в дом стояло шесть каменных водоносов по две и по три меры. Полагают, что на наши меры они вмещали в себе полутора ведра. Спаситель, спустя малое время после разговора с Матерью Своей, обратился к слугам и велел наполнить сосуды водою. Служители сделали это. Как только нанесли они воды, Иисус Христос повелел им почерпнуть и нести к распорядителю пира. Доселе распорядитель печален был: видел он, что вина очень мало и купить его не на что. Радостное событие в жизни молодой четы должно было окончиться безвременно. Быть может с ропотом и осуждением гости покинули бы дом бедного хозяина. Но вот служители подают ему чашу. Он пробует на вкус. Недоумевает распорядитель, откуда взялось вино, да еще столь хорошее! Распорядитель зовет жениха и делает ему замечание. Как опытный, он знает, что лучшее вино подается прежде, а не наоборот. Жених сам в недоумении, откуда взялось лучшее вино. Не повествует нам святой евангелист, как узнали о чуде. Но, несомненно, тут же присутствовавшие узнали. Свидетелями были: Матерь Иисуса, ученики Его и слуги. Могли ли они умолчать о событии? Мать наперед знала, что Сын Ее чудесно поможет бедным людям. Ученики следили за каждым движением своего Учителя. Слуги наливали в сосуды воду, а почерпнули вино. Все они и засвидетельствовали, что сотворил званый из Назарета гость Иисус. Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей, и яви славу Свою; и вероваша в Него ученицы Его (Ин.2:11). Вот что произвело чудо – Спаситель наш явил славу Свою. Очевидцы совершенного чуда поняли, что Он повелевает природе, и она слушает Его. Кто же Он? Владыка и Творец ее. Чудо совершено было в частном доме. Свидетелей не особенно много было. Но пусть эти избранные пока уверуют. И уверовали в Спасителя ученики Его и, вероятно, хозяин дома и некоторые из гостей. Цель чуда была достигнута, – вера пробуждена в сердцах небольшого кружка людей. Но, кроме сего, и бедный домохозяин благополучно окончил званый, но скромный пир.

Братие возлюбленные! Как отрадно, утешительно и назидательно для нас благовестие евангелиста Иоанна Богослова о чуде в Кане Галилейской. Обратите внимание на то, какое милосердие Матери Иисуса Христа и Его Самого к бедному, знакомому семейству. Не погнушались они войти под кров людей незнатных, да еще оказали помощь. Вникни и заметь, как милосерд Господь ко всем людям. Нет различия в очах Его между бедными и богатыми, славными и малоизвестными. Все друзи Его (Ин.15:14), но, конечно, истинно верующие и добродетельные и потому достойные Его любви. И ныне Господь готов прийти и вечерять с нами. Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок.3:20).

Но обратите внимание и на то, что Спаситель Своим примером освятил для нас наш обычай посещать друзей и родных. И у нас бывают события, по случаю которых мы устраиваем званые обеды и многолюдные собрания. Нет никакого греха в этом. Да мы сами то из дозволенного часто делаем греховное. Кто не знает, что бывает на наших званых вечерах: и пьют тут вина много, и в карты играют, и пляшут, и многое другое не доброе допускают. Не скажем, что вино богопротивно, что изобрел его диавол на погибель людей, как некоторые пустословят. Пьянство богопротивно, а не вино. Знай меру в вине и пей мало, как лекарство, и не будет тебе греха в этом. Но сохрани Господь от излишеств. Сколько зла бывает от пьянства! Разорение, бедность, пороки и преступления, – все это суть спутники неумеренного употребления хмельных питий. А кончает пьянство тем, что ведет душу к вечной погибели. Вот почему, братие, всегда и, частнее, на наших празднествах и званых вечерях будем наблюдать трезвость. Старшие должны подать пример младшим. Юным еще и совсем не следует пить ни в каком случае. Приневоливать и усиленно угощать вином никогда не должно. Не скупость, а похвальное благоразумие покажешь ты, если безмерно не поишь гостей. Научимся, братие умеренности и трезвости. Благодарение Господу, ныне заводятся во многих местах общества трезвости. Хорошо стать членом этого братского союза и честно исполнять его требования. Приятно это будет Господу нашему Богу, душеспасительно и полезно для временной жизни.

Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек

Что Господь наш Иисус Христос есть Владыка твари, это вы, братие, знаете, всем сердцем в это веруете. Так храните же эту веру, как залог спасения. Вот Спаситель уже явил славу Свою в Кане Галилейской, славу, как Господа и Владыки. Не один раз Он проявлял эту славу и после. Будьте внимательны.

Когда ученики Крестителя Господня Иоанна возвестили Иисусу Христу о мученической кончине своего Учителя, Он понудил Своих учеников отойти на некоторое время в пустынное место. Ученики, были утомлены, потому что только что возвратились с пути: Спаситель посылал их проповедовать в городах и селениях о наступающем царствии небесном. Утомленные, они нуждались в отдыхе. Сев в лодку, апостолы вместе с Иисусом Христом поплыли к северо-востоку Галилейского озера. На этих берегах его точно было пустынно. Вдали от людей они могли бы тут отдохнуть, в чем так они нуждались. Но народ не хотел уразуметь этого. Любил он слушать беседы Иисуса Христа. С раннего утра и до глубокой ночи теснились люди вокруг Него. Но ведь и Господь, принявший нас ради человеческое естество, по человечеству мог утомляться. Нужно было Ему время и для принятия пищи и для сна. Все это можно было исполнить в пустынном месте, куда на лодке плыли теперь апостолы со своим Божественным Учителем. Народ же, увидав лодку на море, пошел по берегу к тому же месту, куда направлялись апостолы. Ревность людей и желание слушать Спасителя были так велики, что они прибыли к месту ранее Его. Не успел Он выйти из лодки, как уже окружен был народом. Не смотря на утомление, Иисус Христос ласково принял усердных слушателей, беседовал с ними о Божием царстве и больных их исцелил. Место было глухое, а людей собралось много. Все шли поспешно и хлеба не брали с собой. День между тем начал склоняться к вечеру. Обеспокоились ученики Спасителя, смотря на великое число слушателей бесед Иисуса Христа. Они приступили к Нему и говорят: отпусти их, да шедше в окрестных селех и весех купят себе хлебы (Мк.6:36). Но этого не пожелал Спаситель. Дадите им вы ясти, сказал Он. Апостолы ответили, что у них нет хлеба, а нужно идти купить. Чим купим хлебы, да ядят сии (Ин.6:5), спросил Спаситель Филиппа, стоявшего близ Него. Он спрашивал, желая испытать ученика: Сам бо ведяше, что хощет сотворити (Ин.6:6). Двема стома пенязей хлебы не довлеют им, да кииждо их мало что приимет, т. е. им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу (Ин.6:7), ответил Филипп. Динарий на наши деньги равен 20 копейкам. Двести динариев составят 40 рублей. При дешевизне хлеба, на эту сумму его можно было купить много; но купленного все же едва достало бы на всех в достаточной мере, – так много было людей. Спаситель велел узнать, не найдется ли у кого-нибудь хотя небольшого количества хлеба. Андрей, брат Симона Петра, сообщил: есть отрочищ зде един, иже имать пять хлеб ячменных, и две рыбе (Ин.6:9). Нашлось у отрока малого пять хлебцев ячменных; а народа многое множество. Можно ли этим напитать всех? Сии что суть на толико? Конечно, дело невозможное для человека, но не для Бога. Принесите Ми их семо (Мф.14:18), сказал Иисус Христос. Принесли и подали Ему. Он повелел рассадить народ группами по сто и по пятидесяти человек. Это было скоро исполнено. Иисус прием пять хлеб и две рыбе, воззрев на небо, благослови: и преломи хлебы, и даяше учеником Своим, да предлагают пред ними, и обе рыбе разделили всем (Мк.6:41). Апостолы получают хлеб, раздробленный на части, и раздают народу, полагая пред каждым достаточную часть. Также поступают и с рыбою. В молчании глубоком вкушают люди хлеб насущный, вкушают все: мужи, жены и дети. И ядоша, и насытишася вси (Лк.9:17). Все насытились, и остались еще куски. Божия дара кидать нельзя. Нашлись короба. Стали собирать и ссыпать в них куски. Целых двенадцать коробов наполнили ими. Сколько же было людей, насытившихся даровым хлебом в месте пустынном? Около пяти тысяч, не считая женщин и детей. Было пять хлебов небольших, а насытилось пять тысяч человек. Как же это? Не спрашивай, как: не поймешь этого и не сумеешь объяснить. Ясно одно: ели и насытились, ели хлеб и рыбу. Все это получено было из рук Иисуса, а Ему передано было только пять хлебов и две рыбы, и других хлебов у Него не было. Тут чудо и величайшее, удивительное чудо. Те, которые ели и насытились от предложенной им трапезы первые усмотрели в этом чудо и стали говорить об Иисусе Христе, яко сей есть воистину Пророк, грядый в мир (Ин.6:14). Это тот Пророк, о Котором провещал Моисей, Которого ожидать поучали и другие пророки Ветхого завета. Он истинный Мессия, Христос, Царь Израилев. Народ начинает переговариваться между собою, как бы взять Его силою и объявить царем. Спаситель знал помышления народа, а потому удалился на гору Один.

Вот, братие, какое действие произвело совершенное Спасителем нашим чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. Оно возродило веру во Христа в таком большом количестве очевидцев чуда. По делу судили люди о Чудотворце. Кто из людей мог бы сделать это? Конечно, никто. Сей Чудотворец есть воистину Владыко твари, Бог, Которому слава во веки.

Святые евангелисты Матвей и Марк благовествуют нам и о другом подобном же чуде (Мф.15:32–38; Мк.8:1–10). Однажды Иисус Христос прибыл в пределы Десятиградия. Это то самое место, где Он исцелил гадаринских бесноватых. Оно находится к югу (на полуденную сторону) от Галилейского моря (Гениссаретское озеро тоже). Местность тут малонаселенная была, земля неплодная, а потому и слыла она за пустыню. Целых три дня народ окружал Спасителя, желая слушать Его учение. Припасы съестные все вышли. Не брали слушатели с собою помногу, да и брать не могли: в тамошней жаркой стране скоро все сохнет и портится. А между тем многие из слушателей Иисуса Христа пришли издалека. Милосердую о народе, сказал Спаситель, яко уже три дня приседят Мне и не имут чесо ясти. И аще отпущу их не ядших в домы своя, ослабеют на пути: мнози бо от них издалеча пришли суть (Мк.8:2–3). Смотри, как милосерд Господь к людям! Не знают и не догадываются ученики Его, что хочет Он опять чудесно напитать голодных в пустыне. И они жалеют народ, но с прискорбием заявляют, что невозможно здесь в пустынном месте найти хлебов на столь большое число людей. Колико имате хлебов? спрашивает учеников Своих Иисус Христос. «Семь только и немного рыбок», отвечают они. И повеле Иисус народу возлещи на земли, и прием седмь хлебов, хвалу воздав, преломи, и даяше учеником Своим, да предлагают: и предложиша пред народом. И имяху рыбиц мало: и сия 6лагословив, рече предложити и тыя (Мк.8:6–7). Вот в другой раз усталые и голодные люди вкушают чудесным образом предложенный им хлеб с рыбой. Опять насыщаются все, и остаются еще куски. Их собирают и наполняют ими целых семь корзин. И теперь не малое число людей было за трапезой. За исключением женщин и детей, насчитывалось около четырех тысяч одних мужей. Сытыми и довольными отпустил Спаситель Своих слушателей, и Сам на лодке отбыл в другое место.

Возлюбленные братие! Как нам не прославить и не возвеличить Того, Кто в пустыне чудесно дал людям пищу. Он Бог наш, и мы людие Его. Он милосерд и подает блага любящим Его. Он и ныне чудесно питает истинно верующих в Него православных христиан. Не спрашивайте, когда же и как это бывает. Верующий и ныне чудесно питает душу свою Пречистым Телом и Честною Кровию Господа Иисуса Христа. Мы разумеем таинство причащения. Тогда голодные и усталые люди в пустынном месте ели хлеб и насытились. Не знали они, и понять не могли, откуда был хлеб сей. Но не небесный то был хлеб, а земной и для тела. Ныне православным христианам в храмах святых преподается небесный хлеб, – Пречистые Тело и Кровь Спасителя. Не знаешь и не поймешь и теперь, как это предложенные хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа. Но как тогда ели и насытились все, так и ныне верующие вкушают и души свои насыщают для вечной жизни. Не понимали люди тогда и не искали разумения того, что было чудом. Не пытайся исследовать и теперь, како может быти сие? Веруй, ибо это величайшее чудо. Веруй и исповедуй, что есть хлеб сходяй с небесе, да Аще кто от него яст, не умрет (Ин.6:50). Видишь, не простой земной это хлеб, а небесный. Хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин.6:51). И даются Пречистые Тело и Кровь Христа в снедь верующим. И питаются ими верные чада Церкви для вечной жизни. О велие Божие человеколюбие! Как, братие, мы счастливы! Спаситель и Господь наш питает нас Своими Телом и Кровью. Для чего? Для того чтобы мы имели в себе залог к вечному, блаженному житию с Ним в царствии небесном. Аще не снесте плоти Сына Человеческого, не пиете крови Его, живота не имате в себе (Ин.6:53), говорит Спаситель. Значит, если ты, православный христианин, почему либо, по маловерию ли своему или по небрежности и беспечности, не приступаешь к приобщению святых Христовых Таин, то ты сам готовишь погибель своей душе. Воистину опасное и сожаления достойное твое положение. Заблудился ты и идешь не той дорогою и не туда, куда и каким путем указал Господь. Но время еще есть возвратиться тебе на путь Господень. Не медли только, не упорствуй. «Придите ко Мне вси», зовет Господь. Иди же и приступи к общению с Ним чрез вкушение Тела и Крови Его и будет тебе это во исцеление твоей души. Но постарайся приступить достойно, ибо недостойно причащающийся причащается в суд и осуждение себе (1Кор.11:28–29). «Боготворящую кровь, ужаснися человече, зря. Огнь бо есть, недостойныя попаляяй. Божественное тело и обожает мя и питает», учит святая Церковь.

Чудесное укрощение бури на море Галилейском

Кто, братие, из нас не слышал глубоко поучительных слов св. апостола Павла о Господе нашем Иисусе Христе. Вот что говорит апостол о Нем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6–8). Воплотившись ради нашего спасения, Единородный Сын Божий благоволил уничижить Себя. Но и в этом смиренном образе человека, не преставая быть Богом, Он проявлял Божественное Свое могущество и силу. Ему повинуется земля. Покорно Ему море. Его слушают и ветер, и бури, и волны морские. В Евангелии вот что благовествуется об этом.

Проповедуя о царствии Божием в городе Капернауме и его окрестностях, Спаситель, утомленный, пожелал отдохнуть в пустынном месте наедине со Своими учениками. Видев же Иисус многи народы окрест себе, повеле ученикам ити на он пол (Мф.8:18). Народ не хотел уразуметь, что Спасителю требовался отдых и покой хотя бы на краткое время. Толпы людей постоянно окружали Его. И не было возможности укрыться от народа. Потому Иисус и пожелал отплыть на восточный берег Галилейского моря. Там было место менее населенное, гористое, а посему и удобное для отдыха. Двинулись к морскому берегу. На пути неожиданная задержка произошла: из толпы выдвинулся книжник и, обращаясь к Иисусу Христу, сказал: «Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» (Лук. 9:57 ср. Мф. 8:19). Книжники иудейские много о себе думали. Они были учителями народа. Простой народ действительно почитал их. И вот теперь один из таковых книжников-учителей просит Иисуса Христа взять его к Себе в число учеников. Книжник думал, что он будет желанным человеком в сонме Христовых учеников. Он уже мечтал о своем высоком положении среди них, о почете, славе и уважении. Но все это были праздные мечты. Господь ведь ученикам Своим обещал награды на небе, а на земле им предстояли только труды, лишения, скорби и мученическая смерть. Зная помышления книжника, Спаситель указал ему, что он не может быть в числе учеников Того, Кого теперь называет Учителем и Господом. «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову», сказал Спаситель книжнику. Нечего и думать о покое, почете и славе в таком бедном обществе, где и Глава его не имеет даже пристанища. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк.8:34; ср. Лк.14:26) – вот что предстоит ученикам Господа, а не покой и радости земные.

Другой кто-то из толпы заявил о своем желании следовать за Спасителем. Ходи в след Мене (Лк.9:59), ответил ему Иисус Христос. Но в доме нового ученика отец его лежал на смертном одре. Он просит позволения пойти и похоронить мертвеца. Воистину священная обязанность детей отдавать последний долг своим родителям. Просьба нового ученика почтенна и пред Богом, и пред людьми. Однако Спаситель не отпустил от Себя ученика. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй царствие Божие (Лк.9:60). В доме твоем есть кому позаботиться о погребении мертвеца. Члены семьи твоей мертвы духовно, ибо бесчувственны к слову спасения, которое благовествуют Сам Иисус и Его ученики. Они могут дурно повлиять на душевное расположение нового ученика и погасить в нем ту искру, которою воспламенилось теперь его сердце. Лучше не отдать долга родителю, чем потерять единое на потребу, т. е. веру в Господа Иисуса Христа. Новый ученик не окреп еще в вере. Его легко было отвлечь от общества Спасителя. Что же бы вышло из этого? Смерть духовная этого ученика и его погибель. Лучше душу спасти его, чем дозволить ему исполнить священный долг относительно отца. Так рассудил Господь. Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит (не предпочтет) отца своею, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк.14:26), сказал Он. Не подумай, что Он учит не исполнять пятую заповедь Моисеева закона, которая гласит: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Нет, Спаситель дает наставление нам, чтобы мы научились любовь к Богу ставить выше всех земных привязанностей. Для Бога, если потребуется, забудь все, и будь готов пожертвовать даже жизнью своею.

Только что Спаситель окончил Свою краткую речь к новому ученику, как из толпы возвысил голос еще один человек. «Иду по Тебе, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними своими» (Лк.9:61). У этого ученика было менее причин к возвращению к своим домашним. Его желание проститься с ними показывало излишнюю привязанность к тому, что он намеревался оставить. Он не был готов следовать за Иисусом Христом. Вот почему Спаситель и сказал ему: «возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия» (Лк.9:62) Спаситель взял пример от земледельца. Пахарь, желая получше вспахать, зорко смотрит вперед, не озираясь по сторонам. Он знает хорошо, что только при внимании к делу оно выйдет успешным. Так бывает и в деле последования за Христом. Кто избрал этот путь, а продолжает озираться на мир с его утехами, тот еще не всем сердцем возжелал и привязался к Спасителю. Для него есть еще опасность увлечься миром.

Иисус Христос, беседуя, приблизился к тому месту, от которого предположено было отправиться на другую сторону моря. Вот он вступил уже в лодку. Народ стоит на берегу. Спаситель, не переставая, учит. Между тем день склонялся к вечеру. Ученики поняли, что народ сам собою не разойдется, и Учитель их не окончит бесед. Посему «они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке» (Мк.4:36). Не ожидая окончания поучений, ученики подали знак слушателям, чтобы они расходились по домам, и оттолкнули лодку от берега. Спаситель ничего не сказал ученикам по поводу этого самоуправства. Медленно управляемая веслами, лодка плыла к восточному берегу. За нею следовали другие. Народ совсем не хотел расстаться с Божественным Учителем: пусть Он теперь со Своей лодки не будет поучать, но хорошо быть близ Него. А на том берегу Он не оставит беседою столь усердных слушателей. Вдруг подул сильный ветер, заколыхалась вода. Волны стали подбрасывать лодки. Между тем Спаситель, утомленный целодневною беседою с народом, прилег на корме. Скоро Он и заснул крепким сном. Буря усилилась. Лодка, на которой помещались ученики со своим Божественным Учителем, стала наполняться водою. Темная ночь, рев ветра, громадные волны, готовые опрокинуть лодку, и вода, уже наполнявшая ее, вселили в души апостолов и бывших с ними великий страх. Им казалось, что погибель всех близка. А Учитель их спит, и сон Его столь глубок, что рев бури с волнами не в силах были пробудить Его. В испуге ученики будят Учителя. Не сознавая хорошо, что говорили, они обращаются к Спасителю как бы с упреком: Учителю, нерадиши ли, яко погибаем? (Мк.4:38), т. е. или уже Тебе нет никакой заботы, что мы погибаем? Другие взывали: Наставниче, Наставниче, погибаем (Лк.8:24). Иные же с мольбою говорили: Господи, спаси ны, погибаем (Мф.8:25). Вера в Спасителя видимо не крепка была еще у учеников Его. Они как будто доверяют, что Он может спасти их, а то колеблются, как бы безнадежные, говоря: погибаем, – конец пришел! Спаситель пробудился. До слуха Его донесся шум разбушевавшихся волн. Мелкие брызги оросили лице Ему. Но Он покоен. Тени нет того, что напоминало бы страх. Что страшливи есте, маловери? (Мф.8:26), произнес Спаситель в ответ на слова: «погибаем, спаси нас!» Вы, свидетели стольких чудес, по какой причине теперь впали в такое маловерие? По тому ли, что Учитель ваш спал? Но разве Он и во время покоя не Тот же, Каким бывает в бодрственном состоянии? Разве божественная мощь Его умаляется от того, что тело имело нужду в отдыхе? Ученики заслуживали упрека в маловерии. В этом и была причина их страха. Но вот Учитель пробудился. В смущенные души учеников запал луч надежды. И точно, надежда не посрамила. Спаситель поднялся на ноги. Как Владыка и Повелитель, запретив ветру, спокойно Он обращается к морю и властно говорит ему: молчи, престани (Мк.4:39). И что же? улеже ветр, и бысть тишина велия. Ветер затих, волны улеглись, и настала вдруг великая тишина. И все это по одному слову Спасителя. Что же теперь испытывали ученики? Только что они пережили минуты, полные опасности. Теперь – и радость по случаю спасения, и стыд за маловерие, и удивление пред кротким величием Учителя наполняли их души. А в ночной тиши раздается снова кротко-обличительный голос Его: что тако страшливи есте? како не имате веры (Мк.4:40.) Достойное и вполне заслуженное обличение должны были выслушать ученики из уст своего Божественного Учителя. Но они и не оправдываются, как это делают люди часто. Все оправдание их в несовершенстве. А этому чего удивляться, говорит св. Иоанн Златоуст, когда они оставались несовершенными и после многих других чудес. (Беседы на Ев. Матфея т. I. 573 стр.). Конечно, поэтому-то они с удивлением говорили: «кто есть Сей, яко и ветри и море послушают Его?» (Мф.8:27). Кто же Он? Не ответили на этот вопрос ученики. Но мы, воспитанные в вере православной, знаем, – Кто Он? Он истинный Бог, нас ради человек и нашего ради спасения благоволивший принять человеческое естество. Он Творец мира, Он и Промыслитель. Ему покорна вся тварь. «Его трепещут умные вся силы, Его воспевает солнце, Его славит луна, Ему присутствуют звезды, Его слушает свет, пред Ним трепещут бездны, Ему покорны источники». Чему же будем удивляться, когда Он властно повелевает ветру и морю, и они повинуются Ему, как Владыке?

Хождение Спасителя по водам

Св. евангелисты благовествуют нам и о другом событии чудесном, в котором проявилось могущество Спасителя и владычественная сила Его над водами. Мы разумеем чудесное хождение Спасителя нашего по воде, как по сухому пути. (Мф.14:22–33; Мк.6:45–52; Ин.6:16–25).

После чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек Иисус Христос «тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф.14:23). Наступала уже вечерняя пора. Спаситель, отпустивши учеников, остался с народом на короткое время. «Узнав, что люди (очевидцы чуда насыщения) хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору Один» (Ин.6:15). Зачем Спаситель идет на гору? Помолитися, отвечают евангелисты на этот вопрос. Почему Один? Да теперь и взять то некого было. Ученики, при наступлении ночи, сели в лодку и поплыли к другому берегу, как и повелел им Учитель. Из народа никто не должен был знать, куда удалился Чудотворец. И вот в уединении при ночной тишине Спаситель молится. Никто не нарушает Его молитвы. Он беседует с Отцом Своим. Любил Иисус Христос уединенную молитву. Тем и хороша она, что в одиночной тишине уже никто не отвлечет внимания молящегося. Душа человека вся погружается в молитвенное общение с Богом. Сердце, отрешившееся на время хотя от земных сует, находит мир, радость в молитве. Ум смиренно покоряется влечению сердца. Воля побуждает к продолжению молитвы. Кто испытывал сладость уединенной молитвы, тот поймет, почему Спаситель любил уединяться для молитвы.

Пока Он пребывал в уединении, ученики уже проплыли половину пути. Когда же они были на средине моря, поднялась буря. При противном ветре лодку било волнами. Ученики были в страхе. Опасность увеличивалась и от того, что было темно. Но вот в четвертую стражу нощи иде к ним Иисус, ходя по морю (Мф.14:25) Заметь, как долго Спаситель молился. Уже была четвертая стража ночи. По-нашему, это время пред утром, от трех до шести часов. Ученики видят, что кто-то идет по волнам. Кто же может ходить по воде? И не подумали они, что Учителю их все возможно. Нечто другое предположили они. Как все евреи, ученики разделяли мнение, что души умерших людей могут являться подобно теням. И это явление душ они считали верным признаком близкой опасности. И видевше Его ученицы по морю ходяща, смутишася, глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша (Мф.14:26). Но Спаситель не вдруг открывает Себя. Он продолжает Свой необычный путь. Ученики переживают тревожные минуты. Лодку бросают волны, тень приближается. Но вот ясно слышится столь знакомый апостолам голос: дерзайте: Аз есмь,не бойтесь (Мф.14:27). Это Он, Божественный Учитель! Конец опасности. Он повелевает морю и ветрам. Он может вести и других безопасно по морю. Пламенный Петр прежде всех решает это. Господи! говорит он, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам (Мф.14:28). Позволение было дано. Петр сошел с корабля и направился к Спасителю. «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав погружаться, закричал: Господи, спаси меня»! (Мф.14:30). Вера укрепила было Петра на явно чудесный подвиг. Но ясно, вера его потерпела крушение. Ветер навеял в душу Петра чувство страха. А где страх, там и сомнение. И как неожиданно подкралось оно! Поколебались устои веры, и – Петр утопал. Но с ним был Господь. Разве не подаст Он руку помощи погибающему, когда сей несчастный усердно зовет Его на помощь? Господи, спаси мя, вопил Петр. Господи, спаси и нас, хочется мне благожелать себе и вам, плавающих и погружаемых волнами житейского моря. Веруем, что Ты еси Бог наш. К Тебе всем сердцем желаем идти. Но ветер сильных искушений бурно нападает на нас. То ветхий наш человек заявляет о себе, и мы готовы угождать ему; то мир с его утехами привлекает нас, и мы охотно надеваем на себя его ярмо. Но сильнее борет нас исконный враг спасения, дух поднебесный, диавол. Он ищет себе добычи и пользуется нашими слабостями. Среди искушений мы часто падаем и бываем близки к погибели. Господи, спаси же нас! «Иисус тотчас простер руку, поддержал Петра и сказал ему: маловерный! зачем ты усумнился?» (Мф.14:31). Зачем сомнение закралось в твою душу, апостол Христов Петр? С тобою был Господь. Веруем мы и исповедуем, что рука Его близ нас. Всех обремененных искушениями, сомнениями зовет Он к Себе, обещая успокоение и спасение. Веруй и ни на одно мгновение не сомневайся, дабы не услышать тебе упрека: маловерный! почто усомнился еси? «Когда вошли они (т. е. Иисус Христос с апостолом Петром) в лодку, – ветер утих» (Мф.14:32). Тишину, мир и успокоение и в наше сердце вносит Господь, когда посещает его Своею благодатью. Тогда человек чувствует мир и радость. Он поистине обладает уже неоцененным сокровищем: Господь с ним. Сердце это чувствует, а потому и радуется. «И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились» (Мк.6:51). Не спрашивай, – чему дивились? – Величию чуда. Но разве в первый раз они были свидетелями дивных дел Спасителя? Точно, не в первый. Не разумеша бо о хлебех: бе бо сердце их окаменено (Мк.6:52). Были они очевидцами чудес многих, и только пред этим новым чудом совершилось величайшее чудо насыщения, но апостолы не вразумились, т. е. не поняли вдруг, что Тот, Кто чудесно напитал пять тысяч человек пятью хлебами, мог сотворить и другие чудеса В этом только и состоит теперь окаменение сердца их. Состояние духа совсем не опасное. Оно скоро проходит, как только человек придет в себя и обсудит виденное. Тут нет неверия, упорства, главнейших признаков каменного сердца. Вот почему скоро «сущии в корабли пришедшие поклонишася Ему, глаголюще: воистину Сын Божий еси» (Мф.14:33). Временное изумление и непонимание важности совершившихся событий окончились торжественным исповеданием веры в Иисуса Христа, как Сына Божия. Поклон обозначал смирение Так и всегда спасенный от бед и искушений рукою Все- вышнего должен смиренно пасть пред Ним и воспеть песнь благодарения и славословия: слава Тебе, Богу нашему, Благодателю во веки веков.

С радостью апостолы приняли в лодку своего Учителя, Которого они исповедали Сыном Божиим. И абие корабль бысть на земли, в нюже идяху (Ин.6:21). Вот и новое чудо. По воле Сына Божия с средины моря лодка мгновенно принеслась к берегу. Берег, – это желанный предел плавания. И наше житейское плавание может совершиться благополучно только с Господом. Всемогущий Кормчий Сам знает, какими путями вести нас ко спасению. Возложи печаль твою на Него. Не полагайся слишком на себя и на мир. Все тут скоропреходяще, ненадежно, переменчиво. В свое время, назначенное каждому из нас Господом, завиднеется берег загробного мира. Это будет предел плавания по житейским волнам. Блажен человек, который переплыл море жизненное под водительством и указаниями Самого Господа. Иными словами, блажен человек, который жил и умирает о Господе. Послушай, что в Откровении говорит апостол Иоанн Богослов: И слышах глас с небесе, глаголющ ми: напиши: блажени мсртвии, умирающии о Господе отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят в след с ними (Апок.14:13). Блаженны умирающие о Господе, говорит апостол. Что же это значит? Кто живет о Господе, тот и умирает о Господе. Но какая же это жизнь о Господе? Вот главнейшие ее признаки: вера и жизнь, сообразная с нею. Живущий о Господе всегда помнит, что без веры не возможно угодити Богу (Евр.11:6). И вот он в простоте сердца принимает все, чему учит святая Церковь. Но он хорошо знает и то, кая польза, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его? (Иак.2:14). И вот плодом веры является у него истинно христианская добродетельная жизнь. Живущий о Господе крепко убежден, что он странник и пришелец на земли, что у него есть истинное отечество на небесех (Евр.11:13–16). Время земной жизни дано на приготовление к царству небесному. Посему он и не престает в Бога богатеть, т. е. украшаться делами милости, правды, любви и прочих добродетелей. Что же Господь обещает умирающему о Господе? Почиет он от трудов своих. Вечный покой в обителях небесных и нескончаемое блаженство со всеми святыми ожидают его. Но и на земле от него сохраняется богатое наследство. Какое? – Дела его ходят в след его. Блестящий след остается после умершего о Господе: это – его добрые дела. Они суть свет тот самый, о котором и Спаситель говорил: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16). Все мы, православные христиане, твердо веруем и исповедуем, что нестъ убо Господи рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая, и сладостнейшая, и на упокоение и радость. (Из мол. на вечерни в Пятидесятницу). А подвизавшийся для Господа воистину надеется на великую милость Его: Он дерзновенно, с спокойною совестью, мог бы сказать словами апостола Павла: подвигом добрым подвизался, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он Праведный Судия, и в наше назидание добавить: знайте, братие мои, не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его (2Тим.4:8). Так возлюбим же Господа нашего всею душою. По любви же к Нему соблюдем и все заповеди Его. Это иго благое и бремя легкое, а награда за него превеликая.

Чудесный лов рыб до страданий Спасителя

Не только ветер и море повиновались Господу нашему Иисусу Христу, но и обитатели моря послушны были Его воле. Святые евангелисты благовествуют нам о двукратном чудесном лове рыб. Первый был до страданий Иисуса Христа, а второй – по воскресении Его. О первом повествует евангелист Лука (Лк.5:1–11), а о втором – евангелист Иоанн (Ин.21:1–13).

Однажды Спаситель стоял на берегу Гениссаретского озера. Вокруг Него теснился народ. Каждый желал поближе стать к Нему, чтобы выслушать слово, исходившее из уст Его. Как это бывает часто, люди теснили друг друга, иные невольно вскрикивали. Слушание затруднялось. У берега на озере в то время тихо покачивались две рыбачьих лодки. Одна принадлежала Симону, прозванному впоследствии Петром, и Зеведею, отцу Иакова и Иоанна. Владельцы лодок сидели на берегу и вымывали сети. Всю ночь они трудились и не поймали ни одной рыбы. Усталые, они готовы были уже собрать сети и идти домой. Но вот известный уже им Учитель входит в лодку, которая принадлежала Симону, и просит его отплыть несколько от берега. Слушатели оставались на берегу. Поместившись на краю, Спаситель продолжал Свои поучения. Евангелисты умалчивают о том, долго ли на сей раз учил Иисус Христос. Но, окончив учение, Он велел Симону войти в лодку. «Отплыви на глубину», сказал ему Спаситель «и закиньте сети свои для лова». Сети «суть малое орудие для ловли рыбы». Обыкновенно ими ловили на мелких местах близ берегов. На глубинах они негодны. Симон издавна был рыболовом. Он это знал. Но он уже был свидетелем чудес Спасителя. Невозможное для человека – возможно для Бога. Вот почему Симон выражает готовность повиноваться своему Учителю «Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали», сообщает он Спасителю и не для того, конечно, чтобы заявить Ему о бесполезности новой попытки. Как опытный рыболов, он, правда, знает, что ночная пора есть самое удобное время для ловли рыб. Но ночь уже прошла, и труды потеряны. Тем более этого нужно ожидать от попытки поймать рыбу днем. Но с ними Учитель. Он Чудотворец. Разве теперь благовременно колебание и недоверие? По глаголу Твоему ввергу мрежу, заявляет Симон. И точно, слово свое он быстро привел в исполнение. Пригласив сотоварищей, Симон закинул сети. И что же? И се сотворше, яша множество рыб много: протерзашеся же мрежа их, т. е. поймали такое множество рыб, что сети не выдерживали. Тогда «они дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». Вот как Спаситель вознаградил послушание. Там, где по человеческому расчету, нечего было и думать об успехе, там труд принес обильный плод. Подлинно Господь благословил дело. Это было чудо и великое чудо. Так оно было понято и рыболовами. Видев же Симон Петр, припаде к коленома Иисусовома, глаголя: изыде от Мене, яко муж грешен есмь, Господи. Чудное зрелище: апостол припадает к стопам Спасителя и исповедует свое недостоинство быть с Ним. Сколько тут искреннего смирения! Избранный ученик, отмеченный после особым именем «каменного» за свою твердость и готовность следовать за Спасителем, теперь признается, что он грешен, а потому и недостоин чести быть учеником Его. Так поразило учеников совершенное Иисусом Христом чудо. Ужас одержаша его (Симона) и вся сущия с ним о ловитве рыб, яже яша. Но Спаситель поспешил успокоить взволнованного ученика. Не бойся:отселе будеши человеки ловя, сказал Он Симону. И это, конечно, относилось и к другим апостолам, видевшим чудо. Уловлять человеков для Царствия Божия, приводить их в Церковь – это возложено было Господом Иисусом Христом на Своих учеников и на их преемников. И будет это продолжаться до тех пор, пока будет непоколебимо стоять на земле Церковь Христова. А она будет здесь пребывать до скончания веков.

Что же, братие, поучительного для нас в чуде, евангельское благовествование о котором вы выслушали? Обратили ли вы внимание на слова Симона: «Наставник! мы трудились целую ночь, и ничего не поймали: по глаголу же Твоему ввергу мрежу». Видите, какая у Симона готовность исполнять веления Господа! Вот истинное послушание, которое не знает утомления. Усталый, он мог бы сказать Спасителю: мы трудились очень долго и время теперь отдохнуть. Часто ведь можно слышать подобные речи. Человек потрудился для благочестия. Что-то говорит ему: довольно, пора отдохнуть! И человек склоняется на этот лукавый совет. А Господь не хочет, чтобы мы делали благочестивые дела скачками, по временам. Вот св. апостол говорит нам: непрестанно молитесь (1Сол. 5:16). Вот и псалмопевец Давид советует закон Божий иметь поучением весь день (Пс.118:97). Да как же это можно? спросите вы. Невозможного нам не заповедал бы апостол, да и пророк не стал бы советовать. Душа не может быть без дела ни одной минуты. Какое же дело лучше для нее? Если душа твоя не хочет знать страха, то постарайся, чтобы она и мыслила, и желала, и чувствовала только согласное с Божией волею. Вот истинно человеческая деятельность. Она подобна деятельности ангелов, которые не имут покоя день и нощь (Апок.4:8), славя Господа. «Как же это можно сравнить человека с ангелом?» скажут мне: «ангелы бестелесны, а мы плотяны. Тело наше стесняет дух. Да разве законно мучить тело, не давая ему покоя, хотя бы душа и не хотела знать его?» Знаю, братие, что так рассуждают многие. Но воистину тут с правдою перемешивается неправда. Кто же станет отрицать, что тело наше нуждается в отдыхе? Здоровье тела – Божий дар. И поберечь тело должно всякому. Но как нужно быть осмотрительным и осторожным, чтобы не впасть в крайность. Береги тело на столько, чтобы оно не давило проявлений и деятельности души. Не делай себе идола из своего тела. Не служи ему удовлетворением его влечений и греховных наклонностей. Знай, что от христиан требуется распятие плоти со страстями и похотьми. Что это значит? Конечно, борьбу с греховными наклонностями и непременно победу над ними. Кто навык этого достигать, тот знает, что тело может быть покорным слугою души. Оно не только не гнетет, не подавляет, но с готовностью прислушивается к велениям духа. Не стану, братие, спорить, что для начинающих путь истинного служения Богу обставлен трудами. Но что же приобретается без труда? А в деле послушания Богу превеликая дается нам помощь. Вся нам божественныя силы, яже к животу и благочестию, подана (2Петр.1:3), свидетельствуем св. апостол Петр. А где божественные силы действуют, там от человека требуется свободное соизволение к послушанию. Неужели же сила дарованной нам благодати слабее силы, влекущей ко греху? Да не будет. Но вот, положим, православный христианин решился на полное послушание Богу: он хочет быть исполнителем Божиих заповедей. Хорошее и душеспасительное это дело. Но как часто и при этом решении быть послушным велениям Божиим в душу вторгаются нечистые побуждения и умаляют, а иногда и совсем уничтожают, высокое достоинство истинного послушания! Иной, например, долго и горячо молится, а при этом, по истине святом занятии, желания и прошения его склоняются только к временным благам жизни. Другой постится с целью, чтобы видели его люди. Бывают и благотворители такие, которые тогда только благотворят, когда знают, что о делах их будут говорить, а их самих прославлять и награждать. Скажите же, можно ли назвать это послушание заповедям Божиим истинно-христианским? Конечно, нет. Это угождение себе, а не Богу. Даже и в том случае, когда мы станем исполнять волю Божию в надежде получить от Него награду, и тогда побуждения наши уже не совсем чисты. Мы уподобляемся хорошим наемникам, а не любящим детям. Не Бога Самого любим, а те блага, которые Он дарует. Мы ведь чада Божии, и с детским послушанием должны исполнять волю Божию. Кто же не знает, как дети без размышлений и колебаний исполняют волю своих родителей. Таковое же доверие и решительность требуются и относительно заповедей Божиих. Никогда не спрашивай: для чего они и полезны ли? Знаешь ведь, что бесполезной и ненужной заповеди Бог не даст. Для чего же после этого и будешь исследовать, должно ли тебе исполнить ту или другую заповедь, почему и для чего должно. Итак, братие, научимся послушанию. Оно приблизит нас к Богу. Воистину послушание есть прямой путь к небесному блаженству. Оно есть основа духовной жизни и главнейший обет, данный нами пред Богом и Его Церковью.

Чудесный лов рыб по воскресении Спасителя из мертвых

О втором чудесном лове рыб благовествует св. евангелист Иоанн Богослов (Ин.21:1–14). Это чудо совершил Господь наш Иисус Христос по Своем славном воскресении из мертвых.

Послушные повелению Господа Иисуса (Мф.28:7–10), ученики Его из Иерусалима прибыли в Галилею. Известно, что одним из любимых занятий апостола Петра было рыболовство. Потому ли, что рыба теперь нужна была апостолам как средство пропитания или по любви к этому занятию, потому что дело апостольского служения еще не начиналось, только Петр говорит другим с ним бывшим: иду рыбы ловити ( Ин.21:3). А вместе с Симоном Петром находились: Фома, Нафанаил и сыновья Зеведея, т. е. Иаков и Иоанн, и двое других, не названных по имени (Ин.21:2). На зов Симона откликнулись другие апостолы: идем и мы с тобою. Была ночная пора, время, как знают рыболовы, благоприятное для улова. Но апостолы во всю ночь ничего не поймали. К утру внезапно явился им Иисус Христос. Он стоял на берегу. Еще не рассветало, а потому апостолы не узнали своего Божественного Учителя. Быть может и Спаситель не благоволил открыть Себя вдруг. Да, вероятно, теперь Он имел некоторый иной образ: Господь желал, чтобы узнали Его по делам, а не по виду. С берега Он спрашивает учеников, есть ли у них что снедно, т. е. пища. Они отвечали: «нет! и С полною уверенностью, как Всеведущий Бог, Иисус говорит ученикам: вверзите мрежу одесную страну корабля, и обрящете (Ин.21:6). Ученики исполняют повеление Того, Кого они еще не узнали. И что же? Они уже не могли вытащить сети от множества пойманных рыб. Как же это? Целую ночь трудились и ничего не поймали. Время благоприятное прошло. Они уже готовы были окончить свой бесплодный труд. И вот, по слову незнакомца, стоящего на берегу, закинули сеть. Улов такой обильный был, что рыбу нельзя было поместить в лодку. Св. евангелист Иоанн хорошо запомнил число пойманных рыб: их было сто пятьдесят три. И при этом, подлинно дивно, сеть не прорвалась (Ин.21:11). Сердцем узнал любимый ученик Иисуса Иоанн, что незнакомец есть воскресший Господь. Глагола же ученик той, его же любляше Иисус, Петрови: Господь есть (Ин.21:7). Это – догадка Иоанна. На чем она основана? На очевидном чуде. Кому повинуется море с его обитателями? Только своему Творцу и Владыке. Иисус, Учитель их, есть воистину Господь, Сын Божий. В этом апостолы не сомневались. Это они еще до страданий Спасителя торжественно исповедали (Мф.16:16). Итак, решил Иоанн, на берегу стоит Господь. Симон же Петр, слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася: бе бо наг, и ввержеся в море (Ин.21:7). Как только заслышал Симон Петр имя Господа, как поспешил к Нему. Не пристойно было предстать пред Ним в одном исподнем одеянии: Симон наскоро накинул на себя верхнюю рыбачью одежду (епендит) и, не дожидаясь, когда лодка пристанет к берегу, бросился в воду и по дну, так как было мелко, достиг берега. Так-то любовь не хочет знать препятствий. Другие ученики приплыли к берегу на лодке, таща сеть с рыбою (Ин.21:8). Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащ, и рыбу на нем лежащу, и хлеб (Ин.21:9). Кто же это приготовил? Очевидно, Господь и при том чудесным образом. Это новое чудо. Тут не может быть никакого сомнения. Но Господь желает, чтобы ученики Его вкусили от трудов своих. Он повелевает им принести из рыб, пойманных теперь (Ин.21:10) Это было исполнено. Сосчитали рыб, изумились тому, что сеть осталась целою и невредимою, не смотря на великое множество рыб. Ясно, что и это событие выходило из ряда обыденных, привычных. Все проникнулись благоговением и оставались в почтительном отдалении. С ними теперь Господь, творяй чудеса. А Он кротко зовет учеников вкусить от трапезы. Размещаются они и ни един же смеяше от ученик истязати Его, т. е. спрашивать, Ты кто еси? ведяще, яко Господь есть (Ин.21:12). Как хозяин дома, пригласивши гостей на трапезу, Господь берет хлеб и раздает ученикам, а также и рыбу. Но Сам то вкушает ли? Св. евангелист Иоанн не отмечает этого. Но евангелист Лука говорит, что Он был с ними ядый (Деян.1:4, сравни еванг. Лук. 24:43). «Как это было», рассуждает св. Иоанн Златоуст, «мы не можем сказать. Без сомнения, это происходило как-нибудь чудесно, не потому, чтобы естество Христово еще нуждалось в пище, но по снисхождению, для доказательства воскресения». Слава, Господи, Твоему снисхождению! Се уже третье явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых (Ин.21:14), т. е. это было третье явление Спасителя по воскресении Его из мертвых целому сонму учеников. В первый раз Он явился вечером первого дня, а в другой раз – в осьмый день. Так Господь благоволил являться ученикам только по временам. И это Он делал по Своему человеколюбию, по снисхождению. По своему существу, после воскресения тело Господа Иисуса Христа было невидимо, нетленно и бессмертно. С сим воскресшим телом Спаситель вознесся на небо, и сидит одесную Бога Отца, как читаем мы в Символе веры. Это значит, что Он и с телом имеет одинаковую силу и могущество, и славу с Богом Отцом.

Желательно, братие, обратить ваше внимание на то благоговение, с которым апостолы приступили к Господу, благоволившему являться им по временам. Вот Симон Петр не смеет предстать пред Ним в той одежде, в которой он ловил рыбу. По выходе из лодки на берег апостолы стоят в почтительном отдалении, не дерзая приблизиться к Господу и завести с Ним беседу. Сам Он уже приглашает их подойти для принятия пищи. Вот, братие, этому благоговейному чувству нам должно научиться подражать. Страдаем мы часто отсутствием благоговения. Когда же? спросите вы. Вот вам примеры. Если мы в церкви дозволим себе разговоры праздные, смех, непристойное стояние, то как это должно назвать? неблагоговением. Ну, а не замечали ли вы этого греха за православными христианами? К прискорбию, очень часто приходилось наблюдать: во время богослужения иные переходят с одного места на другое без всякой нужды, другие безвременно приходят и уходят, иные беседы ведут о здоровье, о погоде, а иногда и о предосудительных и греховных делах, смеются, осуждают, забывая, что это грешно делать и вне храма. А если по богослужебному чину потребуется, например, елеем помазывать или вербы раздать... Что тогда можешь наблюдать? Такую толкотню, стеснение, шум и вопли, что, право, редко усмотришь это и услышишь вне храма. А нужно ли говорить, как ведут себя православные христиане при совершении в храме таинства брака? Обыкновенно собирается множество званых и незваных посетителей дома Господня, знакомых брачущимся и незнакомых. Не подумайте, что вошедшие в храм пришли именно для молитвы. Нет, они целью имеют только посмотреть. Местом они не стесняются. Им как будто и неизвестно, что христианский православный храм есть селение Всевышнего. Здесь невидимо и видимо пречистым Своим Телом пребывает Господь. Здесь ангелы и святые с Ним соприсутствуют невидимо. Сюда без страха и благоговения никому не должно бы входить. А они, забыв или презрев все это, пришли, и зачем? посмотреть. Кого? тех, над которыми совершается таинство, а затем посудить, порядить здесь же, в Божием храме, часто вслух, со смехом и всякою непристойностью. Раздастся иногда обличительный голос пастыря, совершающего таинство, да и замрет словно в пустом месте, не произведя настоящего действия. Разве способны присутствующие выслушать? Многие из них бывают отуманены парами хмельного питья, многие так привыкли к неблагоговейному стоянию в храме во время совершения таинства брака, что голос священника готовы принять за некоторое новшество. Вот всем нам известные примеры неблагоговения. Будем ли крепко хранить их и детям передавать? Избави Бог! Научимся лучше благоговейно. Пришел ты в Божий храм, – помни слова Спасителя: дом Мой, дом молитвы, есть (Ин.19:46). Посему стань на свое место, пребудь неподвижно на нем и не смотри по сторонам. Поистине, место здесь свято, – пред Богом стоишь ведь. Невольно страх объемлет душу. Кто я такой, подумай, и какие за мной водятся достоинства, что Господь принял меня в Свой дом? Только по милосердию Своему Он допустил меня. Сердце должно восчувствовать это; тогда оно наполнится благоговейным трепетом. Если же в сердце есть благоговение, то и молитва будет горяча и искренна. Известное дело, без благоговения и не может быть настоящей молитвы. Без благоговения нельзя и служить Богу. Вот почему св. апостол Павел внушает всем хранить благодать, ею же да служим Богу, с благоговением и страхом (Евр.12:28). Внемлите, братие, и блюдите это. Только благоговейных поклонников любит Господь.

Чудесная уплата подати Спасителя за Себя и за ап. Петра

Продолжая беседы о чудесах Господа нашего Иисуса Христа, мы должны рассказать вам и еще об одном чуде, из которого ясно, что Спаситель есть воистину Владыка обитателей моря. Вы уже слышали, что по воле Его чудесно ловятся рыбы. Теперь выслушайте благовестие святого евангелиста Матфея о том, как рыба доставила положенную законом на храм подать за самого Спасителя и Симона Петра (Мф.17:24–27).

После своего славного преображения Господь наш Иисус Христос оставался в Галилее. В городе Капернауме к Симону Петру подошли сборщики подати на храм. Подать эта была не большая, но ее обязан был вносить всякий еврей, достигший двадцатилетнего возраста. Спаситель исполнял все предписания закона. Но сборщики, однако, не посмели прямо обратиться к Нему. Что же это значит? Быть может они оказывали этим некоторое уважение к Спасителю, а потому и предварительно спросили Петра: учитель ваш не даст ли дидрахмы? Возможное дело, что спрашивали они так, искушая: учитель ваш, как противник закона, захочет ли заплатить положенную законом подать? Петр не подозревал лукавства. Он дал ответ, не подумав. «Да» сказал апостол. И затем он вошел в дом, где находился Иисус Христос. Увидев Своего ученика, Он спросил его: «как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины, или подати, с сынов своих или с посторонних?» (Мф.17:25). Не доразумевая, Петр отвечает: «с посторонних». Спаситель на это заметил: «итак сыны свободны» (Мф.17:26). Смысл этой беседы Спасителя с Петром такой: апостолы уже исповедали, что Учитель их, Иисус, есть Сын Бога живого. Подать священная собиралась на храм Бога. Спаситель есть Сын Его Единородный. Должно ли Ему платить подать Отцу? Конечно, нет. Апостол Петр напрасно утвердительный дал ответ сборщикам. Сын Царя свободен от подати, которою обязаны Ему подданные. Теперь, вероятно, и Петр понял, что необдуманно он обещал сборщикам уплату священного сбора на храм. Но человеколюбие Спасителя безгранично. Он хочет и ученика вывести из затруднения и сборщиков не соблазнить. «Чтобы нам не соблазнить их, сказал Спаситель апостолу Петру, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф.17:27). Хотя и справедливо было бы Спасителю не заплатить на храм Отца Своего, но Он благоволил уплатить. Для чего же? «Чтобы нам не соблазнить их», сказал Он Петру, дабы они не впали в ложное мнение о Спасителе, как презрителе храма. Смотри, как бережет Он немощную совесть сборщиков. Но, добровольно подчинясь законному требований, Спаситель и уплатил подать чудесным образом. Как Господь всеведущий, Он знает, что в устах первой, пойманной Петром рыбы, окажется монета, достаточная для уплаты подати за двоих. Но если хочешь, предположи, что Он сотворил монету в устах рыбы. Тогда признай, что Иисус есть Бог, всемогущий. Итак это чудо свидетельствует о божественных свойствах Господа нашего Иисуса Христа.

Для назидания, братие, обратим внимание на то, как Господь Иисус научает нас Своим примером не соблазнять ближних. Всякий знает, что такое соблазн. Вот ты, положим, говоришь нескромные и браные слова. Тебя слушают дети, перенимают твои греховные речи и начинают сами повторять их. Выходит, ты научил невинных детей греховным словам и тем ввел в соблазн. Или вот: иной ленив в церковь ходить к богослужению в праздничные дни. Одному дома сидеть скучно, и зовет праздный человек себе гостей. Немощные и слабые душою соблазняются приглашением и вместо храма, куда мерные удары церковного колокола собирают христиан на богослужение, они идут к пригласившему. Христианин, значит, соблазнил братьев и ввел их в грех. Да что приводить примеры, когда всякому известны бесчисленные случаи. Все мы молимся Господу Богу об избавлении нас от искушений. И Господь наш Иисус Христос сказал: горе миру от соблазна (Мф.17:7). Так много их в этом мире! Нам нужно быть осторожными. И слово Божие внушает нам, что слишком тяжел грех соблазна. Горе человеку тому, имже соблазн приходит, сказал Спаситель: Иже аще соблазнит единаго малых сих, верующих в Мя, уне есть ему (т. е. лучше было бы ему) да обесится жернов осельский (если бы повысили ему мельничный жернов) на выи (шеи) его, и потонет в пучине морстей (Мф.18:6). Апостол Павел убеждает христиан не полагати претыкания брату или соблазна (Рим.14:13). Недаром же святая Церковь соблазнителей на грех считает убийцами. Да и сам посуди, не убийца ли соблазнитель? Только он убивает не тело, а душу. Но душа-то важнее ведь тела. За душу христианина пострадал Господь Иисус Христос. Грешно отнять у ближнего что либо из благ его. Но грешнее отнять и погубить его душу. Христос освятил ее, очистил банею водною, т. е. крещением, а соблазнитель вводит ее в грех, удаляет от Бога и чрез то убивает. Душа грешника мертва. Она не имеет в себе Божией благодати, которая для нее есть жизнь. Грех и есть та сила, которая убивает душу. Соблазнитель несет с собою эту гибельную силу, отравляет ею душу ближнего своего и таким образом убивает ее. Как же можно иначе судить о соблазнителе, как не об убийце? Потому то и Сам Господь говорит, что при конце мира Он послет ангелы Своя и соберут от царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие и ввергнут их в пещь огненную; ту будет плач и скрежет зубов (Мф.13:41–42). Да, соблазнители царствия Божия не наследуют. Это должно помнить всем. О если бы, братие, мы это помнили, как боялись бы мы делать то, что соблазняет наших ближних! Не только греховное, даже позволенное должно делать осмотрительно. Если брат мой соблазняется этим, то не стану делать того, что мне даже позволено. Послушайте, вот как говорит об этом св. апостол Павел: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.... А согрешая таким образом против братьев, и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:8–9; 12–13). Бывает впрочем, иногда и так что ближние соблазняются от добрых наших поступков. Ну, в таком случае мы не виновны пред Богом, и совесть наша должна быть покойною. Книжники и Фарисеи, например, соблазнялись учением и делами Спасителя и богохульствовали. Но в этом их вина, а потому и достойный восприяли они суд. Избави Бог от Фарисейского ослепления. Оно есть неисцеленный недуг души, склонной всем соблазняться на свою погибель. Да избавить нас Господь и от сего пагубного недуга, а мы со своей стороны постараемся не вводить ближних в соблазн. Если сделаем это, то и Господь исполнит наше прошение: не введи нас, Господи, во искушение!

Иссушение смоковницы

Если море с его обитателями повиновалось Господу нашему Иисусу Христу, как своему Владыке, то и предметы суши были покорны Его голосу. В Евангелии благовествуется только об одном чуде этого рода. Мы разумеем иссушение смоковницы (Мф.21:18–22; Мк.11:12–26).

После Своего торжественного входа в Иерусалим, Спаситель на ночь, не остался в городе. К вечеру Он с апостолами вышел по дороге к Вифании. Это было селение, недалекое от Иерусалима, при подошве горы Елеонской. Здесь Спаситель провел ночь. Поутру на другой день Он снова пожелал быть в городе Иерусалиме. На пути Он взалкал. Запасов апостолы с собою не брали, а потому удовлетворить чувства голода было нечем. Недалеко от дороги одиноко стояла смоковница. Она имела листву. Это был хороший признак. Плоды смоковницы появляются прежде листьев. Можно было думать, что красивая совне смоковница изобиловала плодами. Правда, время собирания смокв еще не наступило, как замечает евангелист Марк (Мк.11:13). Но на смоковнице, если она имеет листья, сохраняются плоды старые. Вот почему Спаситель с учениками и пошел к ней. И Сам Он показал вид и ученики Его надеялись найти на смоковнице плоды. Конечно, по Своему всеведению Господь Иисус Христос знал, что смоковница бесплодна. Но, желая дать ученикам Своим наставление, Он избрал смоковницу видимым знаком для сего. Не нашедши на дереве плодов, Спаситель произнес: да не ктому от тебе во веки никтоже плода снесть (Мк.11:14). Что же значит это? Спаситель всегда был любвеобилен, кроток и милосерд. За что же теперь, по-видимому, беспричинно гнев Его излился на бездушное дерево? Дерево бесплодно. По соображению господина в притче (Лк.13:7), такое дерево бесполезно и только напрасно занимает землю. Какой же конец ожидает бесплодное дерево? Его срубают и в огонь бросают. Кто этого не знает? И кому в голову придет мысль обвинять в жестокости и гнев того владельца сада, который уничтожает бесплодные деревья за их бесполезность? Но почему Господу неба и земли не иссушить дерева одним словом! И увесть всяко древо полевое, яко Аз Господь смиряяй древо высокое, и возносяй древо смиренное, и изсушаяй древо зеленое, и проращаяй древо сухое. Аз Господь глаголах, и сотворю (Иез.17:24). Вот что говорит о Себе Господь. И кто осмелится вопрошать Творца и Промыслителя вселенной о планах Его действий, или кто был когда советником Богу? Не спрашивать, а поучаться должны мы и из грозных проявлений силы Божией. Вот Господь словом Своим иссушает бесплодное древо. Оно зеленело, украшалось листьями, но полезных плодов не приносило. Какой прекрасный был в нем образ современных Спасителю иудеев: они считали себя народом избранным, потомками Авраама и наследниками обетований Божиих; они имели закон, писания пророков. Подлинно, это были прекрасные листья, которыми украшалось и величалось еврейское древо. Оставалось ему только бы плоды приносить. Но этого-то именно еврейскому народу и недоставало. Вместо истинной плодоносной праведности, вожди народа выдвинули на первый план внешность. Наряду с божественным законом нагромоздили они тысячи правил внешнего поведения. На этой почве возродились и возросли лицемерие и ханжество. И пороки эти так окрепли и укоренились, что иссушили все живительные соки еврейского народа. Он стал бесплодным. Пророк Божий Иоанн уже возвещал: «не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:9–10). И Спаситель на примере иссушенной смоковницы показал, что ожидает еврейский народ. Все то, братие, в точности и исполнилось. Но бесплодная, иссушенная Спасителем смоковница останется навсегда образом лицемерной жизни и в христианстве. Что пользы в том, что кто либо носит имя христианина, принадлежит к Церкви Православной, а плодов истинной праведности не приносит? Воистину таковой бесплоден и, как бесполезный для царства Божия, погибнет. Суд и осуждение ожидают и тех, которые надевают на себя личину жизни истинно христианской, а в действительности не имеют ее качеств. Они совне показывают себя добрыми христианами, строго для виду исполняют требования правил и уставов, но для чего? Чтобы люди видели их и прославляли. Пусть знают таковые, что в прославлении людей и вся их награда. От Бога уже им нечего ожидать. Они для Него не трудятся, не любят Его. А кто не в Бога богатеет (Лк.12:21), того и Бог отвергнет. Боже сохрани от лицемерия и ханжества: тяжкие и мерзкие это грехи, – они показывают в конец испорченное сердце человека.

Апостолы слышали, какой приговор произнес Спаситель над смоковницей. На другой день опять им приходилось проходить тою же дорогою. Они увидели засохшую смоковницу. Петр обратил на нее внимание Иисуса Христа. Равви, виждь, смоковница, юже проклял еси, успе (Мк.11:21). Уже засохла вчера еще зеленая смоковница. Это сильно удивило Петра. Спаситель ответил ему: имейте веру Божию. Аминь бо глаголю вам, яко, иже аще речет горе сей: двигнися, и верзися в море: и не размыслит в сердце своем, но веру имет, яко еже глаголет, бывает: будет ему, еже аще речет (Мк.11:23). Такова сила веры. Спаситель не один раз указывал на это. Где нет веры, там не может быть и особенных знамений Божиих. Съ сердцемъ неверующимъ и молитва не действительна. Посему, продолжалъ Спаситель, вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам (Мк.11:24). Без веры не исполнится желаемое. Но для верующего все возможно: ему даруется божественная сила. Однако верующий не может во зло употреблять эту силу: не даст Господь помощи на дела греховные. Какое может быть общение с Богом человека, желающего получить небесную помощь, например, для мести, для вреда ближнему и на другое что либо нехорошее? Если сердце твое исполнено гнева и злобы, то Господь не услышит твоей молитвы. Вот почему Спаситель, придавая великую силу молитве с верою, требует примирения с ближним, прощения обид. И егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мк.11:26). Только под этим условием Господь изглаживает грехи молящегося, приближает его к Себе и делает причастником особенных милостей. Бог наш есть Любы. Он хочет, чтобы любовь и нас взаимно соединяла и соделовала всех чадами Отца небесного и братьями между собою. Недаром же любовь к Богу и ближнему поставлена основою всего закона, венцем всех добродетелей, а ненависть – наряду с человекоубийством (1Ин. 3:15).

Слава Господу нашему Иисусу Христу! Мы окончили беседы о чудесах Его, в которых Он проявил силу и всемогущество Свое, как Творец и Владыка природы. Ему повинуются и море и суша, его слушают обитатели воды и произрастения земли. Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты, Господи Иисусе Христе, еси Бог, творяй чудеса. Тебе слава, честь и поклонение подобает купно со Отцем и Духом Святым во веки веков.


Источник: Чудеса Господа нашего Иисуса Христа / [Соч.] Протоиерея В. Преображенского. - Москва : Первая женск. тип. Е.К. Гербек, 1901. - V, 549 с.

Комментарии для сайта Cackle