епископ Можайский Василий (Преображенский)

Чудеса Господа нашего Иисуса Христа

Содержание

Предисловие

I. Чудеса Господа нашего Иисуса Христа, в которых обнаружилась власть Его и чудодейственная сила, как Владыки твари над видимою природою: Чудо на браке в Кане галилейской Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек Чудесное укрощение бури на море Галилейском Хождение Спасителя по водам Чудесный лов рыб до страданий Спасителя Чудесный лов рыб по воскресении Спасителя из мертвых Чудесная уплата подати Спасителя за Себя и за ап. Петра Иссушение смоковницы II. Господь Иисус Христос есть Целитель душ и телес Исцеление сына царедворца капернаумского Исцеление слуги сотника в Капернауме Исцеление тещи ап. Петра Исцеление человека, страдавшего водяною болезнью Исцеление кровоточивой женщины Исцеление слепцов (двух) в Капернауме Исцеление слепца в Вифсаиде Исцеление слепца в Иерихоне Исцеление слепорожденного Исцеление глухонемого в Десятиградии Исцеление прокаженного Исцеление десяти прокаженных Исцеление расслабленного жилами в Капернауме Исцеление 38-ми-летнего расслабленного Исцеление отсеченного уха Малха III. Господь наш Иисус Христос есть Владыка жизни и смерти Смерть и ее начало Воскрешение дочери Иаира Воскрешение сына вдовы наинской Воскрешение Лазаря IV. Господь Иисус Христос есть Победитель темных сил ада Духи злобы и их происхождение Исцеление бесноватого в Капернауме Исцеление гадаринских бесноватых Исцеление бесноватого слепого и глухого Исцеление бесноватой дочери хананеянки Исцеление бесноватого отрока Исцеление бесноватой скорченной женщины Преображение Господа нашего Иисуса Христа, как явление Его Божественной славы  

 
Предисловие

Господи, благослови и помоги! Как часто мы, братие, с таким прошением обращаемся ко Господу нашему Богу пред началом какого либо дела. Что же мы этим выражаем? Веру нашу в то, что призываемый нами на помощь Господь услышит нас и сотворит по нашему желанию. Силы наши слабы. Часто мы и хотим доброе творить, но немощи духа и тела берут верх. У кого же и где искать нам помощи? Конечно, у Отца нашего небесного. Он благ, щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив (Пс.102:8). Об этом свидетельствует слово Божие. Оно же говорит нам и о том, что мы чада Его по вере и благодати возрождения (Ин.1:12). Все мы верующие и крещенные во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа стали своими Богу, всыновленными и наследниками царства небесного. Вот мы в скорби, печали, нужде и болезнях. С сокрушенным и смиренным сердцем, с глубокою верою мы призываем Господа на помощь и от Него ожидаем утешения, отрады и исцеления. Отвратит ли Он от нас лице Свое? Нет. Скорее мать забудет отроча свое, чем Бог оставит верующего человека. Потому то и слово Божие учит, что верующему вся возможна. Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет (Мф.17:20), говорит Сам Господь.

Но если мы твердо веруем, что Господь имеет попечение о рабах Своих и подает всяк дар совершен (Иак.1:17) требующим, то, конечно, этим самым мы и показываем, что имеем веру в чудеса.

Чудесами называются такие дела, которые не могут быть совершены ни силою, ни искусством людей. Вот, например, по одному слову Спасителя исцеляется расслабленный больной, насыщаются пятью хлебами несколько тысяч человек, воскресают мертвые и пр. Таковые дела именуются чудесами. Их совершать может только один Бог. Если иногда совершали и совершают чудеса люди, то только Божией силою, а не своею.

Слышали мы, братие, что бывали люди, да, быть может, и теперь найдутся таковые, которые не признают чудес и говорят, что они невозможны. Кто может так говорить? Неверующий в Бога или не имеющий правильного познания о Нем. Думаем, что среди нас нет таковых. Если же кому-нибудь приведется говорить о чудесах, то смело говори, что они возможны и нужны. По благости Своей Бог сотворил мир. Все в нем добро, прекрасно и благоустроено, все течет в порядке, по законам. Венец творения Божия – богоподобный человек, наделенный от Создателя своего разумом и свободною волею. Известно, человек во зло употребил свою свободу. Тяжко согрешил Он пред Господом Богом и получил возмездие за грех. Но милосердый Творец человека не в конец оставил его после падения. Ради спасения его Бог творил чудеса в разные времена. Не нарушая установленного порядка жизни мира, Господь проявлял Свою силу и могущество по иным, высшим законам. Те и другие законы равно суть явления воли Божией. Но одни действуют всегда, а другие временно, не касаясь и не нарушая раз установленного действия первых. Каким же это образом чудеса будут невозможны, если мы признаем, что Бог всемогущ? Нет ничего невозможного для Него. Разве уже подумать, что Он раз дал законы миру, да и покинул его? Но что говорит Господь наш Иисус Христос? Отец мой доселе делает и Аз делаю (Ин.5:17). Что же делает? Содержит мир в порядке его жизни и особенно промышляет о человеке, этом лучшем творении Своем. Вот в этом то случае и решительно необходимы чудеса. Господь Бог всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти, т. е. Он желает, чтобы все люди познали истинное учение божественное, приняли его и, исполняя, спаслись. Но как было можно внушить людям, что Господь дает им спасительное учение? Являлись избранные Богом благовестники. Божие слово проповедали они, учили жить по-божию, благочестиво. Но чем же могли бы они доказать, что Богом посланы и что проповедуют божественное, душеспасительное учение? Скажут, самою проповедью, учением? Конечно, и это важный признак истинности учения. Но многие ли из людей способны уразуметь и принять истину по этому внутреннему признаку? Только ученые и книжные люди узнают. А большинство? Для него нужен другой очевидный признак. Таким-то признаком и являются чудеса. Вот человек, Божий посланник, проповедует Божие слово. Не знают люди, что Богом он послан на дело благовествования. Но он в доказательство своего учения творит чудеса. Все хорошо знают, что истинные чудеса творить может только Бог. По Своей милости Он дарует силу чудотворений и людям Ему угодным, каковыми могут быть только святые, ибо грешников Бог не послушает, но аще кто богочтец есть (Ин.9:31), – сего послушает. Если человек в доказательство истины своего учения творит чудеса, то это верный признак, что Сам Бог подтверждает его слова. Ведь не даст же Бог силы чудотворений людям порочным, лживым и обольстителям. И какой мы имеем прекрасный признак истинного учения в чудесах! Всем он доступен, всем понятен. Образованные и необразованные, книжные и неграмотные равно видят в них Божию силу. Сам Бог свидетельствует истину, будет ли она понятная и постижимая, или не постижимая. Не принять ее, это значит стать богоборцем, противником Богу. Так-то, братие, в делах веры чудеса и возможны и необходимы.

Господь наш Иисус Христос, явившийся на землю нас ради человек и нашего ради спасения, много совершил чудес во дни Своего служения роду человеческому на земле. Кто не слышал благовестия о них во святом Евангелии! Но святые евангелисты не все чудеса записали. «Многое и другое сотворил Иисус», свидетельствует Евангелист Иоанн Богослов, «но если бы написать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). Может быть, придет кому-нибудь на мысль спросить, для чего Господь наш Иисус Христос во время земной жизни Своей совершал так много чудес? Чудеса Спасителя нужны были и для Него Самого и для людей. Они, во-первых, свидетельствовали о божестве Иисуса Христа и о том, что Он воистину послан Богом Отцом в мир. Иудеи, как известно, не имели веры к словам нашего Спасителя. Они часто требовали у Него знамений и посылали к крестителю Иоанну спросить о Нем. «Вы, говорил Иисус Христос иудеям, посылали к Иоанну, и он свидетельствовал о истине... Я же имею свидетельство, большее Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить (т. е. чудеса), самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:33,36). Лучшие из иудеев сами убеждались, что Иисус есть Божий посланник, когда были свидетелями чудес Его. Так потаенный ученик Спасителя Никодим, когда пришел к Нему в первый раз, заявил: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин.3:2). Видишь, Никодим узнает, что Иисус Христос от Бога послан, по чудесам. Так и другие многие убеждались в этом по этому же признаку. После чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир (Ин.6:14), т. е. Мессия, предсказанный пророками. И Сам Спаситель считал непростительным неверие после того, как люди были свидетелями чудес Его. Аще не творю дела Отца Моею, не имите Ми веры: аще ли творю и Мне не веруете, делом Моим веруйте: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем (Ин.10:37–38). Чудеса, во-вторых, нужны были для людей, с которыми обращался Спаситель: они содействовали зарождению и укреплению веры в Иисуса Христа. Но, кроме того, сколько через них благодеяний оказал Спаситель страждущим, немощным и одержимым от духов нечистых. Больные исцелялись, недужные и расслабленные становились крепкими и сильными, прокаженные очищались, бесноватые освобождались от духов нечистых и мертвые воскресали.

Много, очень много и в Евангелии записано чудес Спасителя нашего. О всех них мы и не можем с вами беседовать. Изберем поэтому только такие, о которых записано подробнее. Все избранные нами для бесед чудеса Спасителя мы разделим на четыре группы. Поведем речь о чудесах Господа нашего Иисуса Христа, в которых а) обнаружилась власть Его и чудодейственная сила, как Владыки твари, над видимою природою; б) ко второму разряду мы отнесем чудесные исцеления, совершенные Иисусом Христом, как Врачом душ и телес; в) на третьем месте мы поставим евангельские повествования о воскрешениях мертвых. В этих чудесах, совершенных Господом нашим Иисусом Христом, ясно обнаруживается Его владычество над жизнью и смертью; г) наконец, в последних беседах мы изложим повествования об изгнаниях бесов. Из этих чудесных деяний мы увидим, что Спаситель наш есть Победитель ада.


Источник: Чудеса Господа нашего Иисуса Христа / [Соч.] Протоиерея В. Преображенского. - Москва : Первая женск. тип. Е.К. Гербек, 1901. - V, 549 с.

Комментарии для сайта Cackle