Жизнь и труды митрополита Вениамина (Федченкова) в эмиграции (1920–1947 годы)
Аннотация: Статья посвящена исследованию жизни и творчества митрополита Вениамина (Федченкова) в период его эмиграции. Рассматривается его административная деятельность в различных церковных структурах русской эмиграции. Его отношения с митрополитом Сергием (Страгородским), Московской Патриархией. В статье также дается характеристика деятельности его в качестве экзарха Московской Патриархии в Америке. Анализируется литературное творчество митрополита Вениамина в этот период.
После поражения в ноябре 1920 года Белой армии в Крыму ее духовный руководитель епископ Вениамин (Федченков) покидает Россию. Он эвакуируется в Турцию на линкоре «Генерал АлексеевûСм.: Вениамин (Федченков) [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вениамин_(Федченков) (дата обращения: 08.11.2018). Загл. с экрана..
19 ноября 1920 года в порту Константинополя на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» состоялось собрание ВВЦУ ЮВР (Высшее временное церковное управление Юго-Востока России), на котором присутствовали митрополиты Платон (Рождественский) и Антоний (Храповицкий), архиепископ Феофан (Быстров), епископ Вениамин (Федченков) и протоиерей Георгий Спасский. Собравшиеся утвердили инициативу епископа Вениамина о продолжении функционирования ВВЦУ за границей. Полномочия ВВЦУ распространялись на православные приходы в Турции, Греции, Сербии, Хорватии и СловениѻСм.: Попов А.В. Русская Православная Церковь за границей: образование и раскол (1920–1934 гг.) // Новый исторический вестник. 2005. № 1 (12) [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.nivestnik.ru/2005_1/12.shtml (дата обращения: 02.04.2019). Загл. с экрана.. Заведовать православными приходами в Западной Европе, а также Болгарии и Румынии был утвержден архиепископ Евлогий (Георгиевский), назначение которого состоялось 15 октября 1920 годѻСм.: Шкаровский М.В. Русские православные общины Турции // Вестник ПСТГУ. 2009. № 1 (30). С. 24.. Совету ВВЦУ за границей нужно было наладить связи с Греческой Патриархией, выработать свое отношение к инославным Церквям, а также организовать Всезаграничный Церковный Cобор.
В Турции по окончании карантина епископа Вениамина поселили в русском Троицком монастыре Афона, в комнате площадью три на два шага. В этой комнате вместе с ним помещалось еще четыре человекѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 2016. С. 465., но зато, в отличие от Крыма, было хорошее питание и, самое главное, мирная жизнһСм.: Там же. С. 466.. В Константинополе владыка входит в состав учрежденного генералом Врангелем Русского советѻСм.: Там же. С. 467.. Объезжает лагеря беженцев на полуострове Галлиполе и острове ЛемноһСм.: Там же. С. 481., где духовно поддерживает соотечественников. Посещает также лагерь военнопленных в греческих Салониках, куда его даже не пускают, и владыка общается с людьми через забор из колючей проволоки.
Возвратившись из поездки в Константинополь, владыка Вениамин заболевает воспалением кишоѻСм.: Там же. С. 484.. Он лечится, сначала в болгарской больнице, потом во французском госпитале. По выздоровлении, в конце ноября 1920 года, как член Русского совета владыка был отправлен в столицу Болгарии для духовного попечения о русских эмигрантских приходах и кадетских учебных заведенияһСм.: Там же. С. 493.. В Болгарии он возвращается к литературным трудам. Плодом непосредственного знакомства с католическим миром и его представителями становится работа «Католики и католичество». В работе владыка подробно разбирает католицизм, его вероучение, священнодействия и богослужение и сравнивает его с Православием. Большое внимание уделяет вопросу о первенстве Католической Церкви и ее взаимоотношениях с государством. Не менее пристально разбирает вопрос об индульгенциях. И делает вывод, что разница между католицизмом и Православием в степени духовностѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. Католики и католичество. Духовный лик Польши. М.: Скимен: Пренса, 2003. С. 85.. Католики более обмирщенные. Даже Бога любят как человека, чувственно воображая Его страданиһСм.: Там же. С. 54..
20 ноября 1920 года вышел указ № 362 Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, разрешающий церковно–административную деятельность на территориях, лишенных возможности связи с центральным руководством, которое обосновало каноничность решения ВВЦѻСм.: Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 24.. На основании постановления Священного Синода ВВЦУ обратилось к Местоблюстителю Вселенского Патриархата митрополиту Досифею, который указом № 9084 от 2 декабря 1920 года разрешает ВВЦУ как части Русской Церкви духовно окормлять на своей территории беженцев из России, которых в Турции оказалось не менее 250 тысяч, а также разрешает провести Архиерейский Собор. Собор собирается там же, в Константинополе. Его участники, а среди них и епископ Вениамин, переименовывают ВВЦУ в ВРЦУЗ (Высшее Русское Церковное Управление за границей1. ВРЦУЗ избирает Архиерейский Синод под председательством митрополита Антония (Храповицкого). Состав ВРЦУЗ пополняет архиепископ Кишиневский Анастасий, который становится заместителем митрополита Антония.
В мае 1921 года по приглашению Патриарха Сербии Димитрия ВРЦУЗ (в его составе и епископ Вениамин) переезжает в Югославию, в город Сремские КарловцһСм.: Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 26.. Владыка Вениамин, как один из главных инициаторов, назначается главой комиссии для организации Всезаграничного Церковного Собора. Комиссия разработала регламент будущего Собора, который предусматривал решение исключительно церковных проблем и был направлен для ознакомления во все общины беженцев из России. Как глава комиссии владыка едет в Константинополь и с 22 июня 1921 года в течение двух недель председательствует на церковном совещании, которое обсуждает обустройство церковной жизни в сложившихся обстоятельстваһСм.: Там же. С. 27..
С 21 ноября по 2 декабря 1921 года епископ Вениамин в качестве главы военно-церковного отдела участвовал в заседаниях Карловацкого Собора, возглавлял комиссию для составления документов, осуждающих социализм. Плодом работы комиссии стали «Основные тезисы изобличения лжеучения социализма». На всех заседаниях владыка методично отстаивал церковные интересы и отказался подписать политическую резолюцию Собора о необходимости восстановления монархии в России, во–первых, потому, что это могло угрожать Церкви в России, во–вторых, не было никакой уверенности, что новый монарх принесет пользу Русской Церкви. Правильность его позиции подтвердил указ № 348 от 5 мая 1922 года, которым Святейший Патриарх Тихон упразднил ВРЦУЗ из-за его политических действиѻСм.: Карловацкий Собор [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/1681087.html (дата обращения: 09.11.2018). Загл. с экрана.. После получения указа Патриарха в Сремских Карловцах состоялся съезд епископов. Большинством голосов на съезде – указу не подчинились. Единственный не поддержавший бунт епископ Вениамин выходит из состава ВРЦУЗ и уезжает в сербский монастырь Петковица.
В монастыре вокруг него собирается группа монахов и послушников, состоящая из русских эмигрантов, по воспоминаниям владыки, их было «до тридцати». На пропитание братии выделили большое имение, управление которым было возложено на владыку ВениаминѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 522.. Но его тяготила хозяйственная деятельность, к тому же не прекращались преследования со стороны карловчан, и поэтому осенью 1923 года он с радостью откликнулся на предложение Пражского архиепископа Савватия (Врабеца), с которым владыка был знаком еще в России, отправиться викарным епископом в Подкарпатскую РусһСм.: Бурега В.В. Пастырское служение епископа Вениамина (Федченкова) в Подкарпатской Руси (Закарпатской Украине) // Белоруссия и Украина: История и культура. Вып. 4. М.: Тезаурус, 2011. С. 317..
Миссия епископа Вениамина имела своей целью обращение униатских русских приходов в Православие. В то время в Подкарпатской Руси было 35 православных приходов, из них 14 принадлежало Сербской Церкви, 21 – Чешской. Миссия удается в кратчайшие сроки. Причина кроется в том, что владыка принимает очень бедный образ жизни местных жителей, в их числе и духовенства, которые увидели в нем своего, и вследствие этого местные русские униатские приходы стали массово переходить в Православие. За восемь месяцев трудов епископа Вениамина число чешских приходов увеличилось в два раза и достигло 42. Недовольные этим фактом представители Сербской Церкви в обход архиепископа Савватия договорились с чешским правительством о выдворении владыки Вениамина из странһСм.: Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 534.. Он разочарован и хочет вернуться в Россию. Но Чехословакия не может предоставить ему такую возможность, так как в это время не имеет дипломатических отношений с Советским СоюзоѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 536.. Вследствие этого 8 мая 1924 года епископ Вениамин возвращается в Сербию, где снова получает приют в монастыре Петковица. Свободное от монашеского делания время он посвящает литературной деятельностѻСм.: Светозарский А.К. Вениамин (Федченков) // ПЭ. Т. 7. М.: Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 2004. С. 653.. Владыка начинает работу над трудами: «Письма о двунадесятых праздниках», который пишет в наставление своей знакомой новоиспеченной монахине Анне (Ольге Владимировне Обуховой2, и «Молитва Господня», в котором сначала выявляет главную мысль молитвы «Отче наш»: «Все к Богу и все от БогаûВениамин (Федченков), митр. Молитва Господня. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 9., обобщая отдельные, самостоятельные прошения в целое, а потом детально разбирает молитву, объясняя каждое слово.
Осенью 1924 года по указу митрополита Антония (Храповицкого) владыка Вениамин едет преподавать Закон Божий в Донской кадетский корпус в город БилечѻСм.: Светозарский А.К. Вениамин (Федченков). С. 653.. А оттуда летом следующего года переезжает в Париж, где 30 апреля 1925 года открылся Свято–Сергиевский православный богословский институт. См.: Кассиан (Безобразов), еп. Русский православный богословский институт в Париже [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://azbyka.ru/Kassian_Bezobrazov/russkij_... (дата обращения: 02.04.2019). Загл. с экрана. и его ректор митрополит Евлогий (Георгиевский) предложил епископу Вениамину занять вакансию инспектора. В стенах института из–под его пера выходит небольшая брошюра «О конце мира». В нее во шли три письма владыки некоему священнику Александру, датированные им самим 1925 годоѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. О конце мира. Калуга: Духовный щит, 2016. С. 22., на тему ожидания «конца света». В письмах епископ Вениамин призывает не поддаваться искушению и не ждать «конца времен» скоро. Ссылаясь на Священное Писание, он приводит признаки, подтверждающие его уверенность. Первый – неожиданность, отсутствие ожидания конца светѻСм.: Там же. С. 33.: Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1Фес.5:3). Второй – обращение евреев к вере в Иисуса ХристѻСм.: Там же. С. 36.: и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие Иакова (Рим.11:6). Владыка аргументирует: на все это нужно время, «…исторически это должно быть подготовленоûТам же. С. 37.. А на вопрос «чего ждать?» отвечает: «Ждать нужно скорбей и разделений в Православной Церкви и мужественно держаться церковного путиûТам же. С. 44..
В это же время по просьбе своего духовника архиепископа Феофана (Быстрова3 он готовит конспект записок и выписок по вопросу о догмате искупления, с которым последний выступил на закрытом заседании Ахиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей в 1927 годһСм.: Кострюков А.А. Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. 2011. № 5 (42). С. 124–133.. Дело в том, что в 1926 году председатель Архиерейского Синода митрополит Антоний (Храповицкий) издал собственный «Катехизис», который хотел ввести на вверенной ему территории взамен общепринятого всероссийской церковной властью «Катехизиса» митрополита Филарета (Дроздова). В этот «Катехизис» митрополит Антоний вставил свое собственное учение о догмате искупления, которое было опубликовано в 1917 году, но тогда на него никто не обратил внимания. В 1926 году оно было опубликовано вновь, в ЮгославиѻАнтоний (Храповицкий), митр. Догмат Искупления. М., 2002. С. 3.. В этом «Катехизисе» митрополит Антоний вопреки учению Православной Церкви доказывал, что искупление произошло во время молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду, а не на ГолгофѻСм.: Там же. С. 39.. Результатом трудов епископа Вениамина и выступления архиепископа Феофана против этого учения явилось то, что «Катехизис» митрополита Антония так и не был утвержден.
Все это время, прошедшее после Карловацкого Собора, владыка тоскует по России и в 1926 году решает вернутьсһСм.: Светозарский А.К. Вениамин (Федченков). С. 653.. За благословением он обращается к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), который сначала напутствует его фразой: «Я бы тоже поехал в РоссиюûЦит. по: Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 570., а в последний момент отговаривает, аргументируя тем, что его возвращение станет большим соблазном для русской эмиграциѻСм.: Там же.. Епископ Вениамин уступает просьбе своего священноначалия и в конце 1926 года по настоянию митрополита Антония (Храповицкого) становится начальником богословско–пастырских курсов и настоятелем русского прихода в городе Бела-Црква, но через полгода решает вернуться в монастырь Петковица.
В монастыре он узнает о выходе постановления митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года и о его указе № 93 от 14 июля 1927 года, в котором митрополиту Евлогию (Георгиевскому), а через него и всему русскому духовенству за границей предлагалось подписать «Декларацию» о лояльности советской власти. Отказ от подписи означал исключение из клира Московского ПатриархатѻСм.: Баконина С.Н. Декларация митрополита Сергия 1927 года и юрисдикционные конфликты за границей в свете событий на Дальнем Востоке // Вестник ПСТГУ. 2008. № 2 (27). С. 66..
Чтобы разрешить свои сомнения, связанные с ответом на «Декларацию», 31 августа 1927 года епископ Вениамин обращается в Архиерейский Синод РПЦЗ с прошением об удалении на покой и с 15 сентября по 24 октября служит сорокоусһСм.: Вениамин (Федченков), митр. Послужи народу: Два сорокоуста. М.: Паломник, 1999. С. 7.. Свои переживания во время служения сорокоуста он описывает в книге «Святой сорокоуст. Мысли по поводу указов митрополита Сергия», изданной в 1935 году в Нью-Йорке. Владыка переписывается по вопросу о «лояльности» со своими друзьями, выясняет, что «Декларацию» подпишут немногие, но желает абстрагироваться от окружающего давления и поступить в соответствии с Божьей волей. Хочет разобраться в понятиях «лояльность» и «аполитичность». Ищет примеры подобного действия Промысла Божия в истории христианства и в житиях святых. По всему видно, как тяжело ему далось решение о том, что он должен послушаться митрополита СергиһСм.: Вениамин (Федченков), митр. Послужи народу: Два сорокоуста. С. 99.. В результате 10 ноября 1927 года епископ Вениамин дает подписку о лояльностѻСм.: Просветов Р.Ю. «Да будут все едино». Очерк служения митрополита Вениамина в Северной Америке // Вениамин (Федченков), митр. Служение в Америке (в документах 1933–1947 годов). М.: Отчий дом, 2016. С. 52.. Какие факторы повлияли на это решение? Во-первых, владыка доверял ее автору, митрополиту Сергию (Страгородскому), у которого почти год служил личным секретарем. Во-вторых, он не хотел разрывать связи с Московским ПатриархатоѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. Послужи народу: Два сорокоуста. С. 20.. В-третьих, в том, что большевики удержались у власти в России, он видел Божью волю, Божье наказание духовно ослабевшему русскому народу.
29 ноября 1927 года епископ Вениамин пишет заявление на поступление в клир Московского Патриархата и прошение остаться на покое, которое отправляет митрополиту Евлогию. Через него 3 декабря 1927 года он узнает о положительном ответе митрополита Сергия (Страгородского) с разрешением остаться на покое в СербиѻСм.: Светозарский А.К. Вениамин (Федченков). С. 653..
Владыка поселяется в скиту святого Саввы Сербского рядом с мужским монастырем СтуденицѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. Из того мира. Книга чудес и знамений нашего времени. М., 2003. С. 133.. В 1929 году епископ Шабацкий Михаил (Урошевич) уговаривает его выйти из покоя и в очередной раз принять на попечение монастырь Петковица. Об этом узнает митрополит Евлогий и осенью того же года возвращает епископа Вениамина на должность инспектора и преподавателя в Парижский Свято–Сергиевский институт. Но 10 июня 1930 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) за участие 16 марта 1930 годѻСм.: Евлогий (Георгиевский) [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Евлогий_(Георгиевский) (дата обращения: 18.10.2018). Загл. с экрана. в Лондоне в совместном с английским духовенством богослужении «о страждущей Русской Церкви» снял с должности управляющего московскими церквями в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). В начале 1931 года в Свято–Сергиевском институте собрался съезд приходов, подчиненных митрополиту Евлогию. Съезд принял резолюцию о переходе митрополии в подчинение Константинопольского Патриархата, а не поддержавшему это решение епископу Вениамину пришлось покинуть институһСм.: Светозарский А.К. Митрополит Вениамин: Жизнь на рубеже эпох: Послесловие // Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 624–625..
В марте 1931 года в Париже по благословению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) он организовал из эмигрантов (всего 25–30 человек), верных Московскому Патриархату, православный приход, которому присваивается статус Патриаршего Подворья РПЦ. Помещение для храма было арендовано в подвале на улице Петель, дом № 5, в котором раньше располагалась велосипедная фабрика. На Пасху, 12 апреля 1931 года, приход был освящен во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна ЗлатоустѻСм.: Храм Трех Святителей (Париж) [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Трех_Святителей_(Париж) (дата обращения: 18.03.2019). Загл. с экрана.. Настоятельство епископ Вениамин совмещает с должностью викария митрополита Елевферия (Богоявленского), временно управляющего приходами Московского Патриархата в Западной Европе, и 19 апреля 1932 года удостаивается сана архиепископѻСм.: Светозарский А.К. Вениамин (Федченков). С. 653..
В это время владыка много пишет. В работе «Небо на земле» он тщательно анализирует учение, почерпнутое из дневниковых записей святого праведного отца Иоанна Кронштадтского о Божественной литургии. На основании Священного Писания доказывает, что его святые мысли душеспасительны и что «лучшего объяснения духа и смысла Литургии нет вообщеûВениамин (Федченков), митр. Небо на земле: О Божественной литургии по творениям святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. М.: Отчий дом, 2017. С. 3.. В работе «О вере, неверии и сомнении» рассказывает, как формировалась его вера. Делится с читателем своими первыми сомнениями, чтобы ответить на главный вопрос: верить или не верить? И сам же отвечает: «Вера есть смирение, которое дает человеку свободу, а неверие – рабствоûВениамин (Федченков), митр. Небо на земле. С. 194.. Единственное, по мнению владыки Вениамина, зло – это грех, а в сомнении греха нет. Работу «Всемирный светильник» он приурочивает к столетию со дня кончины преподобного старца Серафима СаровскогѻСм.: Просветов Р.Ю. «Да будут все едино». С. 58.. Написана она увлекательно. Большое внимание в ней уделено точности дат исторических событий. Подробности жития преподобного автор объясняет читателю не только с исторической, но и с богословской точки зрения.
После того как 27 марта 1933 года митрополит Платон (Рождественский) объявил Американскую Церковь автономной, архиепископ Вениамин был назначен временным экзархом Московского Патриархата в Северной Америке. 16 мая 1933 года он вместе со своим секретарем иеромонахом Димитрием (Бальфуром) приезжает в Нью–ЙорѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. Служение в Америке. С. 249.. Формальным предлогом послужило официальное приглашение в Северо-Американские Соединенные Штаты от религиозно-философского кружка во главе с господами Штрембером, Фридолином и ЛевиныѻСм.: Там же. С. 324. и архиепископа Климента (Шервуда) выступить с курсом лекций по церковной истории в местном религиозном кружкѻСм.: Там же. С. 250.. Основной же задачей являлось проведение переговоров с митрополитом Платоном, целью которых было найти возможность его примирения с Московским Патриархатом.
Архиепископ Вениамин при встрече доложил митрополиту Платону, с каким заданием от Патриархии к нему прибыл, и вручил письмо из России, да и сам приложил все силы, уговаривая его от уклонения в раскол. Митрополит Платон на словах заявил, что всегда хранил верность Патриаршей Церкви, пригласил архиепископа Вениамина отслужить с ним Литургию в кафедральном соборе, но письменное доказательство лояльности советскому правительству предоставить отказался, так как увидел в этом недоверие к себе со стороны Патриархии. Владыка Вениамин доложил содержание разговора митрополиту Сергию и в ответ получил телеграмму с требованием личной подписи и публичного заявления в печати. Телеграмма была доставлена митрополиту Платону, который, ознакомившись с текстом, созвал собрание духовенства в Свято-Тихоновском монастыре и объявил об автономии Американской Церкви, что явилось нарушением церковных канонов. 16 августа 1933 года митрополитом Сергием и Временным Синодом митрополит Платон был запрещен в служении до раскаяния. На его место 22 ноября 1933 года был назначен архиепископ Вениамин, ставший Алеутским и СевероамериканскиѻСм.: Капчиц М., свящ. «Я желал и желаю только церковного мира» (О деятельности митрополита Вениамина (Федченкова) в США в 1933–47 гг.) [Электронный ресурс]: сайт. URL://archive.bogoslov.ru/text/print/2823600.html (дата обращения: 12.11.2018). Загл. с экрана..
Владыка Вениамин поселился в Нью–Йорке, где в его ведении был всего лишь один приход, содержание которого легло на его плечи. Дело это было нелегкое. Не было никакой материальной поддержки. Общее настроение русской эмиграции в Америке по отношению к нему было враждебно. Из–за его верности Матери Церкви его называли «красным архиереем», и даже сочувствующие ему священнослужители из Американской Церкви не переходили в подчинение экзарху, боясь не только подвергнуться осуждению окружающих, но и потерять средства к существованиһСм.: Вениамин (Федченков) [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вениамин_(Федченков) (дата обращения: 28.11.2018). Загл. с экрана.. Пресса травила его. Николай Измайлов в газете «Воскресение России» № 3 от 28 июля 1933 года прямо называет архиепископа Вениамина «советским агентом», «волком в овечьей шкуре», «слугой антихристаûЦит. по: Вениамин (Федченков), митр. Служение в Америке. С. 319..
После смерти в 1934 году митрополита Платона (Рождественского) положение не изменилось. Его сменил митрополит Феофил (Пашковский), который в 1935 году от лица Американской Церкви, которая стала автономной в составе РПЦЗ, письменно засвидетельствовал ее подчинение в канонических вопросах Архиерейскому Синоду в Сремских КарловцаһСм.: Православная церковь в Америке [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Православная_церковь_в_Америке (дата обращения: 28.11.2018). Загл. с экрана..
Но несмотря на весь негатив, окружавший владыку Вениамина, он много выступает с проповедями и лекциями в среде русской эмиграции. И это дает плоды. Еще в 1933 году к Патриаршей Церкви присоединился вместе со священником первый приход. Им стал храм, перестроенный из простого двухэтажного дома, внутри которого изменили всю планировку, разобрав перегородки и потолок. Он располагался по Седьмой улице (Ист), дом № 121, в Нью–Йорке и вмещал до 500–600 человек. В храме был установлен трехъярусный иконостас русской работһСм.: Вениамин (Федченков), митр. Указ соч. С. 324.. Вторым стал «крошечный» приход из города Вустер (штат Массачусетс) во главе со священником Павлом Гича. Третьим – приход священника Михаила Цепенда из КанадһСм.: Там же. С. 328.. В 1934 году у архиепископа Вениамина появляется викарий с титулом епископа Вашингтонского и Аляскинского. Им стал епископ Антонин (Покровский), который по благословению владыки 12 марта 1934 года основал в городе Сан-Франциско на улице Дивизадеро, дом № 443, маленький храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Вместе с ним на служение в храме подвизался протодиакон Петр КотляроѻСм.: История Свято-Николаевского собора [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.russiansobor.org/history/history.htm (дата обращения: 28.11.2018).. В помощь архиепископу Вениамину 21 сентября 1936 года из Франции был переведен его ученик иеромонах Феодор (Текучев; в будущем епископ Аргентинский), который стал его личным секретареѻФеодор (Текучев) [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://drevo-info.ru/articles/13530.html (дата обращения: 28.11.2018). Загл. с экрана..
Трудами владыки в октябре 1937 года в Нью–Йорке при Петропавловской церкви были учреждены богословские курсы, которые смогли принять два десятка учащихся. Преподавал на курсах сам владыка Вениамин, а также епископ Антонин (Покровский), иеромонахи Георгий (Мейнерт) и Борис (Борден), протоиерей Иоанн Чернавин, казачий писатель С.И. Гусев-Оренбургский и др4
В 1937–1938 годах владыка Вениамин был обвинен псаломщиком Георгием Поляковым в защите ереси «имябожничества». В ответ он представил Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Сергию (Страгородскому) подробный, в трех частях, доклад в защиту «имяславияûСм.: Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб.: Изд-во О. Абыш-ко, 2007. С. 766., к которому прилагался трактат «Учение преподобного Феодора Студита о почитании Креста Господня и Святых Икон». Он представляет собой сравнительный анализ учения, которое преподобный Феодор Студит (VIII в.) использовал в спорах с «иконоборцами», с выдержками из дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского о почитании имени Бога параллельно с почитанием Креста ГосподнһВениамин (Федченков), митр. Учение преподобного Феодора Студита о почитании Креста Господня и Святых Икон [Электрон-ный ресурс]: сайт. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/uchenie-prepodobnogo-feodora-studita-o-pochitanii-kresta-gospodnja-i-svjatykh-ikon (дата обращения: 25.03.2019). Загл. с экрана..
В 1939 году, после захвата немецкими войсками Польши и вследствие этого исчезновения ее с карты Европы, владыка пишет работу «Духовный лик Польши». Он разбирается, почему так произошло? Почему так попущено Промыслом Божиим? Для этого он обращается к польскому «Катехизису» 1863 годѻСм.: Вениамин (Федченков), митр. Католики и католичество. Духовный лик Польши. С. 187., каждый пункт которого пропитан ненавистью к России и Православию. И делает вывод, что причин несколько, но главная – это польская «гордость» или, точнее, «гонорûТам же. С. 195., из–за которого поляки стали несчастным, страдающим и мучающим других «гоноровым народомûТам же. С. 197..
В 1940 году с целью побудить православно верующих к молитве Пресвятой Богородице владыка пишет работу «Всех скорбящих РадостьûВениамин (Федченков), митр. Всех скорбящих Радость. М.: Отчий дом, 2010. С. 2..
Указом № 555 от 14 июня 1938 года за самоотверженное служение архиепископ Вениамин был удостоен сана митрополитѻСм.: Светозарский А.К. Вениамин (Федченков). С. 653.. А в 1940 году он обращается в советское консульство в Нью–Йорке с просьбой о предоставлении ему гражданства СССѻСм.: Просветов Р.Ю. «Да будут все едино». С. 150..
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. В этот день на Серафимовском подворье в Нью-Йорке митрополит Вениамин молится о победе православного русского народа над фашистами. В своей проповеди владыка уверенно настаивает на мысли, что Промыслом Божиим (как это всегда бывало в истории в безнадежных для России ситуациях) все напасти обернутся благом для России, что все закончится добром. Владыка Вениамин принимает деятельное участие в сборе средств в поддержку Красной армии. Его речь на многолюдном митинге 2 июля 1941 года в спорткомплексе «Мэдисон-сквер-гарден» в Нью–Йорке, обращенная в первую очередь к русским, живущим в Америке, наполнена патриотическими чувствами: «…не соблазняйтесь обещаниями врага возвратить Вам имущество и всякие выгоды», «…не примем фальшивых даров! Не продадим совесть и Родину!..ûВениамин (Федченков), митр. Служение в Америке. С. 336. 72.
В августе 1941 года митрополит Вениамин просит у великого русского пианиста и композитора Сергея Рахманинова, имевшего непререкаемый авторитет в среде русской интеллигенции, содействия в деле объединения различных диаспор русской эмиграции перед лицом общего врагѻСм.: Просветов Р.Ю. «Да будут все едино». С. 108.. В ответ Рахманинов, который всегда отрицательно относился к советской власти, выступает с серией концертов,вырученные средства от которых передает в «Фонд Красной Армииû«Фонд обороны», «Фонд Красной Армии» – специальный фонд обороны СССР, на счета которого поступали добровольные пожертвования (денежные средства и материальные ценности), передававшиеся на нужды фронта в годы ВОВ., и обращается к другим эмигрантам поддержать его почиѻСм.: Рахманинов, Сергей Васильевич [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рахманинов,_Сергей_Васильевич (дата обращения: 29.11.2018). Загл. с экрана.. В это время владыка Вениамин является активным сотрудником международных общественных организаций, цель которых – материальная поддержка СССР в войне с немецкими захватчиками. Не забывал он и о своем церковном служении. В подчинении Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке к середине 1940-х годов находилось до 50 приходов. Владыка ясно осознавал, что увеличение численности приходов экзархата во многом явилось следствием патриотических настроений среди мирян, вслед за которыми к экзархату стали примыкать и клирики РПЦЗ. Главной заслугой митрополита Вениамина в это время надо назвать изменение общественного мнения граждан Америки в отношении к Советскому государству, после чего стало возможным выделение американским Конгрессом средств на поставку продовольствия и оружия в помощь СССР.
В 1943 году владыка начинает писать свою самую известную работу – автобиографическую книгу «На рубеже двух эпох». Написать ее посоветовал занимавший в 1943 году должность советского консула в Соединенных Штатах Америки Евгений Дмитриевич Киселев. Как скромно замечает сам автор, «мне и самому иногда приходила мысль записать кое-что из пережитого, ведь кое-что мне пришлось видеть за эти шестьдесят с лишним летûВениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 9..
Книга охватывает период жизни митрополита Вениамина с 1880-х по конец 1920-х годов. Она насыщена подробностями исторических событий и описаниями известных в истории личностей. В послесловии к книге профессор Московской Духовной Академии А.К. Светозарский называет этот труд «своеобразным памятником времени, лишенным криводушия и “двойной морали”û Светозарский А.К. Митрополит Вениамин: Жизнь на рубеже эпох: Послесловие. С. 633..
15 мая 1944 года скончался Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Избрание нового Патриарха послужило поводом для созыва в 1945 году Поместного Собора, для участия в котором в декабре 1944 года митрополита Вениамина пригласили в СССѻСм.: Светозарский А.К. Вениамин (Федченков). С. 653..
Он приехал в Москву 20 января 1945 года. Здесь он встретился с сестрой Надеждой Афанасьевной, с которой все это время у него не было никакой связи. Побывал в гостях у детского писателя С. Я. Маршака. После почти двадцатипятилетней разлуки он наслаждается Родиной. Ему доставляет удовольствие просто ходить по улицам Москвы или ездить по городу на трамвае. Сыграло свою роль благодушие, с которым его приняли в Москве и которого ему так не хватало на чужбине. В благодарном порыве, по его собственному свидетельству, он молится за раба Божия Иосифа Сталина и советское правительствѻСм.: Просветов Р.Ю. «Какое счастье служить русскому народу в Отечестве!» [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravoslavie.ru/82124.html (дата обращения: 30.11.2018). Загл. с экрана..
С 31 января по 2 февраля 1945 года митрополит Вениамин участвует в заседаниях Собора, в выборах и интронизации нового Патриарха, которым стал митрополит Алексий (Симанский5. Владыка также связывал с Собором решение проблемы объединения Американского экзархата. Через него и по его просьбе на Собор были приглашены делегаты из Североамериканской митрополии РПЦЗ. Владыка Вениамин надеялся на их примирение с Матерью Церковью. Но его надежды не оправдались. Посланники митрополита Феофила (Пашковского) епископ Алексий (Пантелеев) и протоиерей Иосиф Дзвончик прибыли в Москву с опозданием (10 февраля 1945 г.). К этому времени Собор закончил свою работу. В документах, представленных Священному Синоду: «Доклад Русской Православной Церкви в Америке Всероссийскому Церковному Собору 1945 года» и «Наказ делегатам Русской Православной Церкви в Америке, посылаемым на Всероссийский Церковный Собор 1945 года», они поставили условие Московскому Патриархату: общение возможно лишь в случае полной автономии Американской ЦерквѻСм.: Просветов Р.Ю. «Да будут все едино». С. 139. 81.
Свои соображения по этому поводу представил в Синоде и митрополит Вениамин. Он предложил для решения данного вопроса созвать Всеамериканский Церковный Собор, на котором выбрать нового экзарха, а до этого снять запрет с Американской Церкви, наложенный 4 января 1935 года, и согласиться на умеренную автономиһСм.: Там же. С. 140.. Священный Синод согласился с доводами владыки о снятии запрета с Американской Церкви и предоставлении ей умеренной автономии, но только в случае исполнения собственных условий. Первое: все Североамериканские епархии должны образовать один экзархат. Второе: провести в мае 1945 года Всеамериканский Собор, на котором выбрать главу экзархата. Третье: Синод рекомендовал митрополита Вениамина (Федченкова) и епископа Алексия (Пантелеева) кандидатами в экзархи, предоставив Всеамериканскому Собору право на собственного кандидата. Четвертое: обязывал митрополита Феофила (Пашковского) дать письменный отказ от политического противостояния СССР. С условиями были ознакомлены члены американской делегации, которая 17 февраля 1945 года покинула МосквһСм.: Там же. С. 141.. Владыка Вениамин остался в СССР дольше. С подачи митрополита Григория (Чукова) с 22 по 27 февраля 1945 года он посетил ЛенинграѻСм.: Просветов Р.Ю. «Какое счастье служить русскому народу в Отечестве!»..
По возвращении в Америку 14 марта 1945 года митрополит Вениамин выступил в Свято-Никольском соборе Сан-Франциско с отчетом о своем участии и результатах Поместного Собора РПЦ в Москве. Там же, в Сан-Франциско, встретился с митрополитом Феофилом (Пашковским), который уклонился от прямого ответа об объединениѻСм.: Просветов Р.Ю. «Да будут все едино». С. 142.. Малый Архиерейский Собор Североамериканской митрополии, который состоялся в апреле 1945 года, отверг условия по объединению, поставленные Московской Патриархией, а Всеамериканский Собор решили провести осенью. Архиерейский Собор, состоявшийся в Чикаго 25 мая 1945 года, подтвердил решения малого СоборѻСм.: Там же. С. 147–148..
30 июня 1945 года митрополит Вениамин получает долгожданное гражданство СССѻСм.: Там же. С. 150., а 6 сентября 1945 года в Америку приезжает архиепископ Алексий (Сергеев6. На его назначении настоял Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), который надеялся, что смена представителя на переговорах о воссоединении с Северо-американской митрополией РПЦЗ даст положительный результаһСм.: Там же. С. 148.. Дважды, 25 октябрһСм.: Там же. С. 159. и 8 ноябрһСм.: Там же. С. 160. 1945 года, архиепископ Алексий встречался с митрополитом Феофилом, но прогресса в переговорах не достиг и 7 марта 1946 года вернулся в СССѻСм.: Там же. С. 163..
В отчете от 6 мая 1946 года, представленном им Патриарху Алексию I, архиепископ Алексий называет митрополита Вениамина в числе активных сторонников предоставления автокефалии Американской Православной Церкви, что не совпадает с позицией Московской Патриархии. Ссылаясь на это основание, а еще на преклонный возраст митрополита Вениамина и отсутствие у него организаторских способностей, он настаивает на нецелесообразности его пребывания на посту экзархѻСм.: Просветов Р.Ю. «Да будут все едино». С. 178.. После такой характеристики неудивительно, что за все время своего пребывания в Америке архиепископ Алексий не только не допускал владыку до участия в переговорном процессе и лишил его права управления экзархатом, объясняя свое поведение патриаршими полномочиями, но и общался с ним грубо и без уважения.
После отъезда архиепископа Алексия (Сергеева) вопросами примирения занимались перешедшие из РПЦЗ епископ Макарий (Ильинский) и епископ Алексий (Пантелеев). Участие в переговорном процессе митрополита Вениамина исключалось обеими сторонамѻСм.: Там же. С. 164.. Такое положение тяготило владыку, в письме от 29 октября 1945 года он просит Патриарха Алексия отпустить его на покой в монастырь, на что в письме от 12 января 1946 года получает отказ, аргументированный полезностью митрополита в АмерикѻСм.: Там же. С. 169.. С тем же результатом в июне 1946 года он просится у Патриарха на служение в ЯпониһСм.: Там же. С. 174.. В ответ Патриарх поручает митрополиту Вениамину провести оценку и учет церковного имущества в США на предмет его возвращения в РПЦ и просит всесторонне изучить этот вопрос в соответствии с юридическими тонкостями американского законодательства, но до Всеамериканского Собора перед американскими властями вопрос не ставитһСм.: Там же. С. 178–179..
Всеамериканский Собор проходил с 26 по 29 ноября 1946 года в Кливленде (штат Огайо7. По вопросу объединения с Московским Патриархатом Собор высказался за полную автономию Американской Церкви во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) и постановил ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским о воссоединении с Матерью ЦерковьһСм.: Там же. С. 186.. Митрополит Вениамин по поводу прошедшего Собора докладывает, что на Митрополичьем Совете решено созвать 12 февраля 1947 года Собор Патриаршей Церкви в Америке. На Собор пригласить и желающих делегатов из тех, чьи приходы еще не были «патриаршими», а также представителя Московской ПатриархиѻСм.: Там же. С. 187.. 10 декабря 1946 года владыка пишет Патриарху Алексию: «…проявите любовь и понимание – выше “законов” и выше буквы. Тогда все прочее придет, как следствие… Я молюсь и ожидаю того момента, когда мы с митрополитом Феофилом отслужим Божественную литургию совместно и искренне скажем друг другу: “Христос посреди нас!” – “И есть и будет!” О, если бы скорее пришло это время! Тогда Благодатью Божией скреплено будет единство между намиûТам же..
Но чаяниям митрополита Вениамина не суждено было сбыться. 23 января 1947 года в Москву пришла телеграмма митрополита Феофила о том, что Американская Церковь прекратила общение с РПЦЗ и просит Патриарха Московского принять ее под свое духовное крыло с сохранением полной автономии и что официальные протоколы Кливлендского Собора высланы в Москву. В ответной телеграмме Патриарх Алексий сообщал, что для решения вопроса по объединению посылает к митрополиту Феофилу своего представителя митрополита Ленинградского Григория (Чукова8. На этой телеграмме 27 января 1947 года митрополит Феофил наложил резолюцию, которая попала в американскую прессу: «Ответ неудовлетворителен, как не окончательный, поэтому нет смысла вести какие-либо разговоры с митрополитом Григорием или каким-либо другим лицом, раз он не свободен говорить самостоятельно, а только через советское правительствоûЦит. по: Просветов Р.Ю. «Да будут все едино». С. 191.. В марте 1947 года митрополит Феофил доказал в суде законность принадлежащего ему как главе Американской Церкви всего церковного имущества. Более того, через некоторое время он отсудил у Патриаршего экзарха Свято-Николаевский кафедральный собоһСм.: Там же. С. 193..
Митрополит Григорий (Чуков) и прибывший с ним секретарь Московской Патриархии Л. Н. Парийский пробыли в Америке с 17 июлһСм.: Там же. С. 197. по 1 ноябрһСм.: Там же. С. 216. 1947 года, но желательных результатов достигнуто не было. А 3 сентября 1947 года митрополит Феофил в статье в газете «Россия» заявил о том, что цель Московского Патриархата не духовное общение, а подчинение Американской Церкви советской властѻСм.: Там же. С. 202.. Вернувшись в СССР, митрополит Григорий представил Патриарху Алексию отчет, в котором обвинял митрополита Вениамина в плохом административном управлении экзархатом, из–за чего якобы и произошли все беды. 21 августа 1947 года владыка Вениамин был определен митрополитом Рижским и ЛатвийскиѻСм.: Там же. С. 206.. Его преемником стал его викарий архиепископ Адам (Филипповский9.
Таким образом, можно отметить, что период жизни митрополита Вениамина (Федченкова) в эмиграции характеризуется его верностью Московскому Патриархату. Это проявляется в его выходе из ВРЦУЗ в 1922 году, в подписании в 1927 году «Декларации» о лояльности советской власти, в служении в подчинении Матери Церкви во Франции, в его деятельности на Американском континенте с целью примирения Североамериканской митрополии с Московским Патриархатом и в помощи русскому народу в борьбе с фашистскими оккупантами во время Великой Отечественной войны.
В литературных трудах этого периода митрополит Вениамин предстает мудрым наставником, который с удовольствием делится духовным опытом со всеми нуждающимися.
* * *
См.: Там же. С. 25.
Вениамин (Федченков), митр. Письма о двунадесятых праздниках: Рождество Христово. Обрезание Господне. Крещение Господне. Сретение Господне. М.: Пренса, 2004. С. 5.
См.: Вениамин (Федченков), митр. О катехизисе митр. Антония Храповицкого. Переписка с архиеп. Феофаном Полтавским [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/katehizis-mitr-antonija (дата обращения: 25.03.2019). Загл. с экрана.
См.: Клеменс И. Русская эмиграция в Америке [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://ingaclemens.com/immigration/stories/okuntsoff/31_1.htm (дата обращения: 28.11.2018). Загл. с экрана.
См.: Московский собор 1945 [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://drevo-info.ru/articles/25908.html (дата обращения: 30.11.2018). Загл. с экрана.
См.: Там же. С. 157.
См.: Там же. С. 185.
См.: Там же. С. 190.
См.: Адам (Филипповский) [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://drevo-info.ru/articles/18112.html (дата обращения: 05.12.2018). Загл. с экрана.