епископ Виталий (Гречулевич)

О том, как утешительно благовестие, о покаянии и близости Царства Небесного324

Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мф. 4:17).

Таково начало проповеди Христа Спасителя! Такова, можно сказать, и сущность благовестия Христова! – О, какая бездна любви, премудрости и благости Божией заключается в сем благовестии: покайтеся, приближися бо царство небесное!

Это не тот же ли небесный мир на земли, не то же ли благоволение Божие к человекам, о котором благовествовали Ангелы при самом рождении от Пресвятой Девы Спасителя мира, свидетельствованного, при Иордане, от Отца предвечного, что Он есть Сын Его возлюбленный? –

Так, братья, неисповедимый в судьбах своих Бог, которого беспредельное милосердие равно Его беспредельному правосудию, являет здесь исполнение обетования, данного нашим праотцам, – о избавлении их от греха, проклятья и смерти!

Если сам обетованный Спаситель, пришедший в мир, вещает людям: покайтеся; то это значит, что Отец Небесный уже готов примириться с людьми, – даровать душам их вечный и неотъемлемый мир, только бы они обратились к Нему всем сердцем. Если сам Царь благодатного царства благовествует, что Его небесное царство уже приближалось; то, значит, оно действительно весьма близко от всякого, обращающегося с верой и любовью к сему небесному Царю.

Что же может быть вожделеннее сего благоволения Божия к человекам? – Христиане братья! Не рай земной, а царство небесное дарует нам Христос Спаситель! По Его божественному уверению, это царство вечного блаженства к нам близко, и до того близко, что всякий из верных последователей Христовых, кто бы он ни был, может войти в него; и для этого ничего больше не требуется, кроме истинного покаяния: покайтеся, приближися бо царство небесное! –

О, благовестие сладчайшее и превожделенное, душеспасительное и радостотворное для всякого человека, каково бы ни было его звание, а особенно, каково бы ни было его состояние душевное! Размыслим о сем, братия.

Много бед породил и порождает грех на земле: трудно исчислить их! Но из безчисленного ряда бедствий, угнетающих род человеческий, укажем хотя на два, встречаемые в сем мире повсюду: нищету, во всех ее видах, и смертоносные болезни. –

Есть нищета телесная, или внешняя, и есть нищета, крайняя бедность душевная, тем более жалкая, что, будучи более телесной, так сказать, разорительной, она менее ее бывает приметна.

Есть болезни телесные, и есть столь же многоразличные недуги душевные, не менее телесных смертоносные, и тем более ужасные, что причиняют смерть духовную и для души бессмертной! –

И в том, и в другом из упомянутых случаев бедственного состояния человека, по душе и телу, без сомнения, ничего не может быть вожделеннее, как благовестие Христово о покаянии и приближении небесного царства. Ибо покаяние, возвещаемое и, можно сказать, даруемое Христом, есть избавление от всех зол; а царствие небесное, Им же благовествуемое и всем верующим приближенное и усвояемое, есть совокупность всех благ, и таких благ, которые бесконечно вознаграждают покаявшегося грешника за всякое претерпенное им бедствие! –

Кто никогда в жизни не имел нужды в куске хлеба, не испытывал недостатка в дневном пропитании; кто ни разу не был поставлен в необходимость дрожать от холода и носить изодранное рубище: тот может ли представить себе все ужасы нищеты и бедности! – Но всякий может понять, что это бедствие весьма велико.

А из всякого рода нищих может ли быть кто несчастнее того, который прежде нежели впал в крайнюю нищету, имел огромное богатство, и с ним возможность наслаждаться всеми удобствами и удовольствиями жизни? Если же еще этот обнищавший богач дошел до такого жалкого состояния за какие-либо преступления, по которым он лишен обладания своим имуществом, и наконец, лишен свободы, – подвергнут состоянию хуже рабского, – заключен в темницу: то можно ли еще что-нибудь придумать для увеличения его бедственного состояния? –

Представьте же себе, возлюбленные братья, что этому нищему, этому обнищавшему богачу, по законам правосудия, лишенному имущества, а с ним и власти и свободы, сам Царь объявил бы, что Он ожидает только его совершенного исправления, требует лишь покаяния, чтобы возвратить ему с избытком и прежнюю власть и все утраченные им сокровища! Мог ли бы сей нищий услышать весть более утешительную и приятную? –

Но такова именно весть, провозглашаемая Спасителем грешникам: покайтеся, приближися бо царство небесное.

Так, братья! Первый грешник в роде человеческом сделался и первым нищим. Лишь только прародитель наш нарушил заповедь Божию, как лишен всего богатства даров Божиих, которыми наслаждался в раю, и, едва прикрывая наготу свою ризами кожаными, должен был в поте лица своего снискивать для себя хлеб!

Но гораздо более обнищал этот первый грешник – по душе, утратив первобытное богатство разума, неоцененное сокровище чистоты, невинности и спокойствия совести, и внутреннее господство правой воли: омраченный смыслом, думал скрыться от Бога; обнищав сердцем, стал лукавить в самом исповедании греха, и, решась на противление воле Божией, оказался пленником и рабом виновника всякого зла, дьавола! – И эта нищета телесная, а наипаче душевная, сделалась бедственным наследием всех нас, как потомков Адамовых! –

Но вот, братья, великодаровитый и всебогатый Господь, обнищав нашего ради спасения, яко человек, да нас обогатит, яко Бог, простирает к нам, обремененным и наследственной и самопроизвольной, греховной, телесной и душевной, нищетой, – этот душеспасительный и утешительный глас: покайтеся, приближися бо царство небесное! Он как бы так вещает к нам: «Бедные нищие! поймите, что причина вашей жалкой нищеты есть грех, и возненавидьте его; решитесь твердо исправить вашу греховную жизнь, – и ваше внутреннее и внешнее состояние примет совершенно другой вид: Божественная благодать освободит вас из-под власти губителя рода человеческого, и вы вместо нищеты получите сокровища царские: покайтеся, приближися бо царство небесное! – Обратитесь только, – глаголет Христос Господь, – ко Мне всем сердцем вашим, сочетайтесь Мне искренно, отрекшись сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всей гордыни его; и Я прикрою вашу наготу душевную, как царской багряницей, Своими заслугами, этой светлой ризой оправдания пред Богом; Я утолю ваш глад духовный – нетленной пищей слова Божия, напитаю вас Своим телом и кровью, обогащу вас Своими благодатными дарами, и вы еще на земле вкусите и увидите, яко благ Господь, и вы – точно наследники обетованных нескончаемых благ! Покайтеся, приближися бо царство небесное/“ – Братья христиане! Вонмем сему утешительному гласу Божественного Спасителя нашего: Он, поистине, должен быть паче всего вожделенен для нас: ибо что может быть вожделеннее для жалкого нищего, как избавиться от угнетающей его нищеты? –

Но обратим еще наше внимание и на другого рода бедствия! – Бывает нередко, что человек, при всем видимом счастьи, обладая несметными сокровищами и пользуясь самой обширной властью, признает себя несчастнейшим в мире существом, оттого именно, что прикован к одру болезни, терпит жестокие страдания, изнывает, можно сказать, в тяжкой борьбе со смертью.

Если же страждущий нестерпимым недугом сознает еще, что он сам, своими собственными, произвольными грехами подверг себя такому ужасному состоянию: то можно ли представить что-либо бедственнее положения такого человека?–

Но, братья, сознает ли это кто из страждущих в мире сем, или не сознает; но всякому известно, что действительно, все болезни посеяны в роде человеческом грехом, который и сам по себе есть уже тяжкая, смертоносная болезнь душевная; ибо оброцы греха смерть (Рим. 6:23). Все мы – грешники, и по наследственной порче и по своим произвольным падениям; посему все подвержены смертельным недугам, которые рано или поздно, но непременно должны пресечь нашу жизнь.

А находясь в столь бедственном и опасном состоянии, не признаем ли, братья христиане, истинно утешительным и радостным для себя благовестием то, что сам небесный Врач душ и телес предлагает нам спасительное средство улучить избавление от бед и достигнуть лучшей участи, – взывая к нам: покайтеся, приближися бо царство небесное? –

Он как бы так говорит нам: «что еще уязвляетесь, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль: от ног даже до главы несть в вас целости. И несть пластыря приложити, ниже елея, ни обязания (Ис. 1:6). Но дерзайте, чада! Не для того ли Я пришел в мир, чтобы уврачевать ваши недуги душевные и телесные? Ибо не здравии требуют врача, но болящии. Не для вашего ли исцеления, – не восхищением непщевав быти равен Богу, смирих Себе, послушлив быв небесному Отцу даже до смерти, смерти же крестныя, – отдав плещи Мои на раны, и ланите Мои на заушения? – Аще воистину хощете целы быти, если действительно дорого вам спасение ваше, – обратитеся ко Мне всем сердцем, и исцелю вас; покайтеся: научитеся добро творити, взыщите суда праведного, избавите обидимаго, судите человеколюбно сиру, и оправдите вдовицу, и приидите, и истяжимся: и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1:17,18). А с изглаждением неправд ваших, с искоренением грехов, истребится в вас семя тли, самый зародыш болезней и смерти вечной. Тогда, аще и умрете, – оживете; печаль ваша в радость будет; отъимется всякая слеза от очию вашею. Истинно, истинно говорю вам, злостраждущие, проповедуется вам цельба: покайтеся, приближися бо царство небесное, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание! Покайтеся, и спасетеся!“ –

Братья христиане! Если не естественно больному не желать своего исцеления; то естественно ли и нам, грешникам, не желать своего исцеления душевного и телесного? – Если трудноболящему сладостно уверение искусного врача в совершенной возможности получить· ему исцеление: то может ли не быть для нас благоприятным и утешительным благовестие небесного Врача душ и телес о возможности и даже о близости к нам нашего спасения? –

Но, братья! если действительно для нас, и нищих, и смертно-болящих, душей и телом, приятно и утешительно это благовестие Христово; то постараемся непременно воспользоваться им; покаемся, да избавимся от вечных зол и сподобимся нескончаемых благ; покаемся, приближися бо царство небесное! – Аминь.

* * *

324

Слово в неделю по просвещении, сказанное в Казанском соборе 8-го января 1856 г.



Источник: Санкт-Петербург. 1868.От Санкт-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Санкт-Петербург, июня 1 дня, 1868 года. Цензор, Архимандрит Сергий. Цензор, Архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Вознесения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

3. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 161. Сочинения нравственные. Учреждения богослужебные. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. The City of God – The City of God (Book XI) блаженный Аврелий Августин

6. Sermons – Sermon given by metropolitan Anthony on 31st октября 1999 Антоний, митрополит Су́рожский

7. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Волоколамскаго Святыя Михаил Владимирович Толстой

8. Мои дневники. Выпуск 3 архиепископ Никон (Рождественский)

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Еллий профессор Александр Павлович Лопухин

10. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Слава преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Комментарии для сайта Cackle