епископ Виталий (Гречулевич)

О милосердии Божием, призывающем человека от пути погибели на путь спасения325

Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, по имать живот вечный (Ин. 3:16).

Великая и утешительная истина, возвещаемая нам, братья, сими евангельскими словами, как бы начертана на кресте Спасителя нашего. Посему-то, согласно с намерением св. Церкви, предуготовляющей нас к достойному поклонению животворящему древу, яко орудию нашего спасения, весьма благовременно размыслить нам об этой истине.

Какая же это истина? – Та, что тогда, как грех вовлекает человека в бездну погибели, – беспредельное милосердие Божие призывает нас на путь спасения, и всегда готово даровать нам вечную жизнь.

Так, братья, есть два пути, на которые должны мы обратить полное внимание и смотреть с величайшей осторожностью: один путь греха, ведущий нас к погибели, от которого всемерно надлежит нам удаляться; а другой – покаяния, приносящий спасение, которым и должно следовать нам неуклонно. По первому пути, греховному, мы удаляемся от Бога; по другому – покаяния, возвращаемся к Богу: и на обоих сих путях никогда не оставляет нас беспредельное милосердие Божие.

Когда мы от Бога удаляемся грехом, то Его милосердие, так сказать, за нами ходит, ищет нас, и кротким, отеческим гласом призывает нас обратиться от пути погибели на путь спасения; а когда обращаемся к Богу покаянием, то Его милосердие встречает нас, можно сказать, с распростертыми объятьями, – с благодатью милующей и всепрощающей, и приемлет с любовью, дарующей истинное блаженство.

1. Ничего, кажется, не может быть для человека легче, как уклониться с прямого пути истины и добра; ничего так легко не делает человек, как грехи. Оттого всякий, удалившись от Отца Небесного, мало по малу, почти неприметно, так далеко заходит по этому гибельному пути греховному, что приходит даже во глубину зол, – и нерадит (Притч. 18:3)! Не радит, потому что нет ничего труднее, как придти в полное сознание всей тягости соделанных грехов, которые творить казалось так легко и приятно, и даже, по-видимому, безвредно! Увы, ничто не в состоянии причинить нам большего вреда и большей потери, чем тот вред и та потеря, которые происходят от греха! И однакож, как часто, ввергая сами себя в погибель, мы бываем к тому нечувствительны и слепы!

О, мы бываем очень чувствительны, мы хорошо видим, и даже в преувеличенном виде, постигающее нас бедствие; но когда? – Тогда, как дело касается наших временных потерь, или ущерба нашего земного благополучия.

Да, мы горько сетуем, много проливаем слез, когда у кого-нибуд из нас умрет или сын, или брат, или жена, или сродник, или друг! Плачем о том, чего, знаем, необходимо должно ожидать всякому, плачем, хотя святая вера убеждает нас, что, по милосердию Божию, смерть истинного христианина есть только переселение в жизнь лучшую, вечно блаженную!

Но как бываем мы нечувствительны к тому, что чрез грех теряем благодать Божию, небесное царство, нескончаемую жизнь будущего века, душу, и все: мы этого не видим, и, когда это действительно бывает с нами, не печалимся и не тужим! –

В обыкновенном нашем быту, в делах житейских, даже и незначительный в чем-либо убыток сколько причиняет нам печали и скорби, хотя здравый разум и удостоверяет нас, что это есть временное и ничтожное бедствие! Когда случится припадок какой-либо и легкой болезни, какое-либо маленькое злоключение, или даже просто какая-либо неудача в наших предприятиях, несбывшееся желание, сколько возникает у нас жалоб и роптаний! И это, конечно, потому, что и самое обыкновенное иго поврежденного грехом естества нашего, и даже неизбежная для всякого доля временных бедствий, по отношению к нам самим представляется нам нередко в преувеличенном виде, как будто мы терпим больше, чем другие. И в этом случае, точно нельзя назвать нас нечувствительными! – Но, ах! той, несравнимой ни с чем, потери, когда душа отлучается от Бога, того тягчайшего урона, которого ни умом понять, ни языком истолковать невозможно, – как часто мы вовсе не чувствуем, и, находясь на краю гибели, не только не печалимся, не только не плачем, но еще радуемся и смеемся! Тогда-то, подлинно, нельзя не удивляться нашей нечувствительности и ослеплению, на счет нашей собственной, вечной судьбы!

Но, братья христиане, еще не столь удивительно то, что человек во время удаления своего от Бога не печалится, и нимало не тужит о том, когда не знает, что за величайшее благо сокрыто в Боге, и какую величайшую потерю он терпит: он этого не видит, потому что страсть ослепила его душевные очи!

Несравненно более удивительно то, что Бог, который совершеннейшим образом ведает всю ничтожность человека, который и без человека есть тот же Бог, вечно блаженный и славный, тем не менее, когда впадает человек в погибель, ищет его, – жаждет его спасения: что же иное хощет Бог показать чрез это человеку, как не бесконечное Свое милосердие?

И вот единственная причина воплощения, страданий и крестной, смерти единородного Сына Божия: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет! – Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1Тим. 1:15)! – «Слухом, Господи, услышах“, вопиет человек, в неописанном удивлении бездне милосердия Божия, – «услышах, и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго“326

И посмотрите, братья христиане, с какой ревностью, с какой любовью Христос, как добрый и кроткий Пастырь, ищет человека, яко овцы заблуждшей! В примерах всей евангельской истории не встречаем такого грешника, которого не взыскал бы Иисус Христос Своею кротостью и милосердием, без всякого суда и гнева.

Для приобретения мытаря Матфея, начальника мытарей Закхея, и многих фарисеев, посещал Он их домы, вкушал их трапезу: и когда иные осуждали Его за то, говоря ученикам Его: яко со грешники Учитель ваш яст и пиет (Мф. 9:11), Он обыкновенно ответствовал, что не здоровые, но болящие имеют нужду во враче, то есть, что не праведникам, но грешникам-то и нужно посещение Спасителя!

Для обращения на путь покаяния явных грешниц, не укорял Он их, не угрожал им, но принимал, прощал их и защищал.

Для воззвания к истинной жизни жены, изобличенной в тяжком преступлении, когда все осуждали ее, Он только один ее не осудил, но отпустил с прощением, словом истины и спасения.

Для обращения самарянки, не обличал прямо ее прежних грехов, но кротко довел ее до собственного исповедания и покаяния, так что и сама она сделалась проповедницей о Спасителе во граде самарийском.

Петр отрекся от Него!! Однако и его не иным чем привлек Господь к покаянию, как только единым Своим взором, исполненным любви, кротости и милосердия. .

С таким-то милосердием ищет добрый Пастырь, Иисус Христос, и нас с тобой, слушатель, и всякого грешника, яко заблуждшую овцу. Голос милосердия Его, ищущего и призывающего нас, слышится в нашей совести, которая иногда угрызает наше сердце. Еще сильнее раздается в душе нашей этот голос, когда страх смерти и трепет муки внезапно приходит нам на ум и поражает нас. Тот же голос Бога Спасителя, призывающего нас к покаянию, поминутно, можно сказать, повторяется нам, когда какая-либо болезнь томит и изнуряет нас. В бедах и напастях, которые нам приключаются, если только будем внимательны, живо почувствуем, как Господь милосердый, жаждущий нашего спасения, стучится в двери сердца нашего (Откр. 3:20). Да и особенно та божественная служба, на которой предстоим, то слово Божие, которое слушаем, – что иное, как не тайный голос милосердия Иисуса Христа, нас ищущего и призывающего?

И еще что? Тогда как, при столь многоразличном призывании нас Господом милосердым, мы Его не слушаем, и нередко еще больше от Него удаляемся, – добрый Пастырь Иисус Христос все еще терпит нам и ожидает нашего обращения!

2. О, с какой радостью примет Он нас, если мы обратимся к Нему от всего сердца! С какой любовью добрый Пастырь примет нас, заблуждших овец Своих! Он возложит нас на рамена Свои, то есть, поможет нам всей силой Своей Божественной благодати, примет нас в объятья любви Своей. И «заблуждшее, горохищноеˮ, – пропадавшее в горах, – «обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет и с небесными совокупит силамиˮ: Сам безмерно радуясь о сем, как бы о каком неоцененном приобретении, скажет и ангелам святым: радуйтеся со Мною, яко обретох овцу Мою погибшую (Лк. 15:6)!

Но от чего такая радость на небеси о кающемся грешнике? Что из того для Бога? Есть ли от этого какое-либо приумножение Его блаженству и славе, что грешник покается?

Нисколько! Но Бог радуется о спасении человека, по Своему бесконечному милосердию! Оно-то делает наше спасение столько драгоценным в очах Божьих, что для приобретения его не пощадил Бог и единородного Сына Своего, да всяк верующий в Него не погибнет! И что есть человек, яко помниши его, Сыне Божий единородный, даже и тогда, как Он, по-видимому, забывает все, что Ты соделал и непрестанно делаешь для спасения его? – Поистине, велика и непостижима бездна милосердия Твоего, Господи!

Но горе нам, грешники, когда наконец, исполнится мера долготерпения Божия, а мы не очувствуемся и не отзовемся на кроткий глас доброго Пастыря и Посетителя душ наших, Иисуса Христа, – не обратимся к истинному покаянию!

Бог бесконечно милосерд; но и бесконечно праведен. Бог, потому что Он милосерд, терпит, когда мы впадаем в грех. Но по Своему правосудию, не может потерпеть, чтобы грешник пренебрегал Его милостью. А самое большее оскорбление мы наносим милосердому Господу, когда пред Ним согрешаем, и не каемся, и – еще более, когда и не каемся, что Он милосерд!

Но, если мы люди, и имеем ум; если мы христиане, и имеем веру: то не будем пренебрегать богатством благости Божией и кротости и долготерпения, страшась, чтобы, по своей жестокости и непокаянному сердцу, не собрать себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2:4,5)! Днесь, взывают к нам, братья, о милосердии Божием, и царственный пророк и апостол Христов, днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Пс. 24:8; Евр. 3:7,8).

,,Итак, – скажем в заключение словами св. Златоуста327, – доколе говорится это днесь, не будем отчаиваться, но, имея благие надежды на Господа, и помышляя о бездне Его человеколюбия, изгнав из совести все злое, с великим усердием и надеждой возьмемся за добродетель, и покажем самое глубокое покаяние, дабы, здесь сложив все грехи, с дерзновением могли мы стать пред судилищем Христовым и получить царство небесное, которого да сподобимся все мыˮ, – благодатью и человеколюбием распятого за нас, Христа Иисуса Господа нашего, которому слава и держава, со Отцем и Св. Духом, в бесконечные веки. Аминь.

* * *

325

Слово в Неделю перед Воздвижением, сказанное в Казанском соборе 11-го сентября 1854 года.

326

Октоих, гл.2, нед.кан.полун.,ирм 4.

327

Беседа о покаянии 1



Источник: Санкт-Петербург. 1868.От Санкт-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Санкт-Петербург, июня 1 дня, 1868 года. Цензор, Архимандрит Сергий. Цензор, Архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Вознесения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Мои дневники. Выпуск 3 архиепископ Никон (Рождественский)

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 188. II. Догматическое учение его. ІІІ. Труды его для истории. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том III епископ Виталий (Гречулевич)

7. Охридский пролог – 1. Преподобный Авксентий святитель Николай Сербский

8. Проповеди – Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна протоиерей Ливерий Воронов

9. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том II – Нравственные отношения и обязанности христианина в отношении к Богу протоиерей Николай Стеллецкий

10. История Российской иерархии. Часть 4 – Д епископ Амвросий (Орнатский)

Комментарии для сайта Cackle