епископ Виталий (Гречулевич)

О заслугах св. Отцов, как вселенских учителей св. веры323

Препрославлен еси Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе! (тропарь отцов).

Когда солнце, озарив сиянием своим весь видимый мир и совершив дневное течение свое, скрывается от наших взоров: тогда на тверди небесной появляется множество звезд, которые светом, заимствованным от того же светила, разгоняют мрак, окружающий нас. Подобно сему, когда Солнце правды, Христос, истинный Бог наш, исполнив всю вселенную, пресветлым торжеством своего живоносного воскресения, – вознесся во славе на небеса, в виду учеников, и облак подъят Его от очию их (Деян. 1:9): то на тверди церковной духовному взору верующих является ныне, для прославления, целый сонм святых отцов, которые, яко богосветлые светила, от запада, и севера, и моря, и востока стеклись некогда во град Никею, чтобы светом истинного Христова учения и веры апостольской разогнать тьму нечестия, распространявшуюся повсюду от лжеучителя Ария.

Братья-христиане! Сии-то святые отцы, в числе 318-ти, составившие Никейский, 1-й Вселенский собор, в 825 году, по Р. X., по единодушному согласию, сложили из слов Божественного писания, тот символ веры, который мы повторяем ежедневно, – тот символ, доконченный на Константинопольском, 2-м Вселенском соборе, – который искони служил и всегда будет служить для всех православных христиан, всякого возраста и пола, истинным зерцалом веры и неизменным правилом ее.

Но не в этом только отношении св. отцы суть наши наставники в истинной вере: от самых времен апостольских, с самаго начала христианства, и во времена тягчайших гонений, и среди полного торжества и благоустроения Церкви Христовой, и во все времена, они, яко истинные светила на земле, действительно являются вселенскими учителями: 1) как верные приемники и хранители апостольского учения, передававшие это Божественное учение из рода в род, и словом, и писанием, – всегда готовые запечатлеть истину его своей кровью; 2) как представители Церкви вселенской на св. вселенских соборах, своим единодушным согласием утверждавшие несомненную достоверность истин веры и святость правил церковных; и наконец, 3) как учредители и составители всего чина богослужения, которым истины веры, посредством песнопений и молитвословий общественных и домашних, делаются поистине достоянием народным всех и каждого.

О сих-то заслугах св. отцов, как учителей св. веры, в честь их и для нашего назидания, наипаче же в прославление Христа Бога, светила на земли отцы наши основавшего, и теми ко истинной вере всех нас наставившего и наставляющего, посвятим размышлению несколько минут.

1. Прияв от самого Христа Спасителя Божественное повеление учить все народы истинам св. веры и освящать верующих спасительными таинствами, и облеченные на то силой свыше, св. Апостолы, действительно, во всех концах вселенной, повсюду насаждали Церковь Христову. Но, где только основывалась Церковь, там сряду же поставлялись и пастыри ее, служители веры. Им-то особенно, отцам духовных чад, св. Апостолы вверяли все истины веры, и в особенности все учреждения о богопочитании, – не только письменно, но и лично, словесно, самым делом.

В писании учение апостольское явилось не ранее, как спустя восемь лет по вознесении Господнем; являлось оно потом таким же образом, от времени до времени, и во все почти продолжение первого столетия. Но тем не менее, отнюдь не все, чему учили Апостолы Христовы, самовидцы и слуги воплощенного Слова Божия, – не все заключили они в письменах: наиболее хранилось их учение между верующими в устном священном предании. Самые писания требовали бдительного охранения и даже различения их от подложных, которые появлялись во множестве.

Таким образом, для самого писания предание, которое верующие первее всего всегда могли слышать от отцов Церкви, было необходимо, – тем более, что весьма многое, что было в Церкви в непрерывном употреблении, как то: образ богослужения, правила жизни, выражение и особенно изъяснение догматов, – почти не имело и нужды в писании. Верно соблюдая заповедь апостольскую: братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим (2Сол. 2:15), – каждая из первенствующих Церквей, или всякое святое общество православно-верующих, по выражению св. апостола Павла, само было как бы живое послание апостольское, знаемое и прочитаемое от всех человек, или паче, – послание Христово, служеное Апостолами, написано не чернилом, но Духом Бога жива (2Кор. 3:2,3). Но в особенности это выражение апостольское, по преимуществу, надлежит отнести к служителям веры, к св. отцам первенствующей Церкви, которых долг был и принимать учение апостолов Христовых, и преподавать его другим, и хранить. Яже слышал еси от Мене, многими свидетели, пишет св. апостол Павел епископу ефесскому Тимофею, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити (2Тим. 2:2).

И поистине, верны были своему высокому призванию, и известным сотворили служение свое (2Тим. 4:5) сии, по выражению Писания (Откр. 1:20), Ангелы Церквей первенствующих, предстоятели христианства! Это всегда доказывали они своей неизменной любовью к вере, – любовью, больше которой, по слову самого Господа, никтоже имать (Ин. 13:15), – доказывали своей смертью за веру. Можно сказать, что в первые века христианства, до его всемирного торжества, избрание в пастыри было избранием в мученики; потому что гонители христиан, преследуя их, первые свои поиски и крайнюю вражду всегда обращали на священных руководителей веры. Они-то, св. отцы, и шли первые на позорища и мучения. Часто святительские престолы их заменялись для них или пылающими кострами, или раскаленными котлами. Между всеми известными отцами Церкви первых веков нет почти ни одного, кто не был бы вместе и священномученик. Таковы: Климент, епископ Римский, ученик апостола Петра, Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский, ученики апостола Иоанна Богослова; таковы: Ириней, Афиноген, Киприан, и другие.

Такие-то предстоятели первенствующих Церквей, и вместе предводители пресветлого мученического воинства, вдыхавшие во всех современных им христиан, и словом и примером, дух любви ко Христу, яко смерть крепкия (Песн. песн. 8:6), – как истинные отцы верующих, заботясь и о будущем благе их во времена грядущие, вполне оправдали высокое преимущество учеников и преемников апостольских: мало по малу внесли они в свои писания то, что слышали устно от самих Апостолов, или от других, ближайших учеников их. 1

Таким образом, св. отцы, и своим благовествованием, которое было не что иное, как продолжение проповеди апостольской, и своей кровью, и своими писаниями, среди жесточайших гонений против веры Христовой, предуготовили всемирное торжество ее над язычеством и над всяким лжеучением.

Да будет же благословен Христос Бог наш, светила на земли отцы наши основавый, да свет веры и во тьме многобожия и нечестия светится, так что тьма всей адской злобы его не объят!

2. После трехвековой борьбы с язычеством, гонимая, преследуемая, уничтожаемая, св. вера восторжествовала, и в лице равноапостольного Константина, так сказать, воссела на самом престоле всемирной империи. Но, братья, верно слово Господне, что скорбным и тесным путем нужно достигать Царствия Небесного (Мф. 16:24, Деян. 14:22): на этот путь указывает Господь всякому верующему; этим же путем ведет и всю Церковь Свою, до полного и совершенного торжества ее в царстве славы на небесах!

С преодолением внешних врагов Церкви, когда, по видимому, пришло ей, наконец, время только пользоваться тишиной и благоденствием, открылись в ней враги внутренние: из среды самого причта являлись люди, глаголющие развращеная, которые, увлекаясь нечистыми страстями своего самолюбивого сердца, стали нечисте Христа проповедывать (Деян. 20:30, Фил. 1:15,16), и, проповедуя гласно, успели многих ослепить блеском своего лживого красноречия, и покрыть тьмой заблуждения. То была тьма, которой дух злобы, без сомнения, надеялся причинить несравненно более вреда Церкви Христовой, чем тьмой язычества; ибо здесь, можно сказать, сам сатана преобразовался в ангела светла, стараясь отклонить христиан от правой веры как бы ее же истинами, но искаженными, и самим словом Божиим, но ложно и превратно истолкованным.

И однакож, благодарение Богу, и это ужасное покушение духа злобы было отражено светилами Церкви, св. отцами. Лишь только стало распространяться лжеучение нечестивого Ария, противное самой сущности христианства, как по первому призыву равноапостольного Царя, стеклось в Никею 318-ть ангелов Церквей: со всех мест, где только были Церкви, предстоятели, или архипастыри их собрались в назначенное место и, со всей вселенной, снесли во едино церковные предания, поверили их всеобщим совещанием, и составили определения веры, послужившие не только низложением явившегося тогда лжеучения, но и основанием для будущих рассуждений о существенных предметах веры.

Вместе с тем, они изложили на письме и такие предания и вселенские правила видимого устройства Церкви, которые издревле соблюдались, со времен апостольских, но еще не были преданы письмени. Не прелагая предел вечных, ихже положиша отцы (Притч. 22:28) первых 3-х веков предшествующих, начиная с самих Апостолов, св. отцы 1-го Вселенского собора, если п присовокупили что вновь, то не иначе, как в изъяснение прежнего и с приспособлением к новым обстоятельствам Церкви, которая из стеснительного своего положения изшла теперь на чреду всемирного торжества.

Конечно, не без особенного намерения промысла Божия, 1-му Вселенскому собору предназначено было составиться еще в такое время, когда в числе предстоятелей Церквей было еще много исповедников, которые в предшествовавшие времена гонений, запечатлели свою веру мученичеством. Таковы были св. Пафнутий, епископ Фиваидский, у котораго избодено было правое око и сокрушено колено левой ноги, и Павел, епископ Неокесарийский, которому, во время гонения Ликиниева, раскаленным железом отожжены были жилы обеих рук; таковы были и другие св. отцы, исповедники Христовы, которым гонителями были отрублены уши и персты и другие причинены многоразличные раны!

Сии-то знаки страданий за Христа, почетнейшие всяких земных отличий, без всякого сомнения, давали отцам собора, пред всеми верующими, особенное право на то уважение и ту любовь, с которыми св. равноапостольный царь Константин Великий – нередко обнимал на соборе св. архипастыря фиваидского, и многократно целовал избоденное за веру око его. Как же важно было свидетельство их о вере, которую они единогласно исповедали в Никее, – о тех правилах, которые они тогда постановили или утвердили! «Пусть исторгнут у меня око“, говорил св. Пафнутий, епископ верхней Фиваиды, «последнее око, оставшееся у меня после гонения Диоклитианова; пусть отнимут руку и ногу: только пусть ни одной истины из моей веры не толкуют ложно!ˮ –

Такие-то, верные, поистине, даже до смерти предстоятели Церкви, терпевшей дотоле тяжкие, открытые гонения от врагов христианства, но всегда сиявшей внутренней славой своих подвигов, наконец и отвне восторжествовавшей, сохранили и предали всем векам грядущим залог веры, как неприкосновенную святыню, во всей ее чистоте! –

Подобные соборы святых и богоносных отцов были много раз и после Никейского, и так же, как и первый, охраняли Церковь Божию от всяких нововведений и лжеучений; а с тем вместе, по мере открывавшихся обстоятельств, изъясняли и предавали во всегдашние правила все, что необходимо нужно соблюдать, и чему нельзя быть в единой, святой, соборной и апостольской Церкви. – Отсюда видно, что если и каждый из св. отцов Церкви был как бы светильником на свещнице своей паствы, да светит всем; то отцы соборов вселенских поистине суть светила для всех веков, для всех времен и народов, – которых учение, несомненно, есть учение апостольское и Христово, – которых руководство непогрешимо!

Может погрешать в предметах веры частный человек; может совратиться с пути истины даже какой-нибудь предстоятель Церкви поместной, уклонясь от единства Церкви вселенской; но там, где едиными устами и единым сердцем исповедуют свою веру все православные христиане всех Церквей, по всей вселенной, в лице своих верховных пастырей: там невозможно ни малейшее отступление от истины, как не возможно то, чтобы силы адовы преодолели Церковь Христову: врата адовы не одолеют ей (Мф. 16:18)!

Вот почему, братья христиане, и доныне, как будет и до скончания века, в Церкви православной, всем ее пастырям вменяется в непременную обязанность строго держаться учения и постановлений св. семи вселенских и с ними совершенно согласных поместных соборов, и «не инако толковати божественные писания, но якоже церковная светила, св. и богоносные отцы наши, пастырие и учителие великим согласием истолковали“.

Таким образом и в наставлениях веры нынешних пастырей своих вы слышите, братия, тоже самое, чему учили св. отцы первых веков, как достойнейшие преемники апостольские и истинные наставники наши в вере, – при жизни, поучавшие Церковь Божию словом, а ныне – поучающие писаниями, которыми опять руководствуется наше живое слово.

Да будет же паки благословен Христос, истинный Бог наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, и наставляющий – в преемственном служении наших пастырей, призванных на дело благовествования Христова! –

3. Но, братья христиане! мало того, что св. отцы всех нас наставляют в истинной вере достовернейшим изъяснением слова Божия, чем руководствуются наши пастыри проповедники, – они составили для нас еще и особенного рода проповедь неумолкную, ежедневную, общественную и домашнюю, и притом истинна народную, вполне доступную для всех и каждого из верующих! Мы разумеем весь чин богослужения нашей св. православной Церкви, составленный св. отцами, их священные песнопения и молитвословия, в излиянии которых возносились к Богу их собственные: души, и в которых и для нас заключена сила их отеческих благословений о имени Господнем.

Так, братья, внимательно слушая дивное богослужение церковное, или и читая дома повседневные наши молитвы, не можем не заметить, что св. отцы, по возможности, заключили в них все важнейшие истина нашей св. веры и нашего христианского упования.

Вникая в смысл и значение богокрасных песней церковных, сложенных св. отцами на св. праздники Господни, не научается ли всякий православный христианин истинным понятиям о том, что сделал для нас Господь наш, какую силу имеет каждое из событий Его земной жизни?

А их похвальные песни в честь Святых, воспеваемые нами и в нарочитых и в повседневных службах им, не представляют ли нам бесчисленного множества образцов того, как истины веры могут быть осуществляемы в жизни каждого христианина, во всяком звании и состоянии?

Наконец молитвословия, освящающие каждое из событий нашей собственной жизни, от колыбели и до гроба и даже за гробом, – все эти молитвословия, по мудрому устроению св. отцов, не к той же ли спасительной цели направлены, чтобы непрестанно наставлять нас в истинной вере, и спасать нас чрез веру? –

О, да будет же во веки благословен Христос, истинный Бог наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере всех нас наставивый и непрестанно наставляющий!

Да будет вечно благословенна и ваша святая память, святые и богоносные отцы наши! Поистине были бы мы недостойнее тех неблагодарных детей, которые не умеют ценить благодеяний своих родителей, заботливо устроивших благоденствие всей их жизни, если бы когда-нибудь забыли, что вам, богомудрые наставники наши, мы обязаны тем, что составляет основание не только временного благополучия, но и наипаче вечного блаженства, – сохранением во всей чистоте и неприкосновенной святости апостольских преданий, в которых заключается истинное учение Христово, яко от Бога и пред Богом, во Христе (2Кор. 2:17), – сохранением, которое стоило для вас необыкновенных трудов и подвигов, страданий, а для многих и самой смерти!

О, мы вполне чувствуем, что прияв от вас такой залог веры, были бы совершенно недостойны высокого звания чад ваших, если бы не были готовы и с своей стороны хранить этот священный залог до последнего нашего издыхания, не щадя для сего и последней капли крови!

Были бы также недостойны вашей отеческой любви к нам о Христе, богоносные, если бы, зная, с какой заботливостью вы оградили сохраненный вами залог веры от всяких наветов суемудрия и лжеучения – и своими богомудрыми писаниями, и определениями соборов вселенских, – вместо того, чтобы в сих чистых источниках, или в наставлениях ваших истинных преемников, пастырей словесного стада Христова, почерпать здравое учение, – прибегали к кладенцам сокрушенным собственных или иноверных мудрований, прелагаясь в научения странна, внемлюще духовом лестным (1Тим. 4:1)!

Наконец были бы мы недостойны и названия духовных чад и учеников ваших, богомудрые наставники и отцы святые, если бы оказывались невнимательными к тем урокам св. веры и благочестивой жизни, которые заключены в преданных вами священных песнопениях и молитвословиях богослужения общественного и домашняго, если бы, по непростительной лености и нерадению о своем собственном спасении, не старались, как можно чаще, посещать церковь Божию, это истинное училище благочестия, – особенно во дни воскресные и праздничные, а дома творили бы молитвы без особенного участия ума и сердца, не озаряясь сокрытым в них светом веры, и не согреваясь животворной теплотой святой любви, которой они проникнуты!

Господи Иисуее Христе, Боже наш! Тебе молимся и Тебе просим: молитвами святых отец наших, даруй нам благодать явиться пред Тобой достойными их чадами по духу, по вере, по жизни, – чтобы, следуя их учению и подражая их вере и благочестию, мы удостоились быть там, где они, в Церкви торжествующей на небесах, – да будем столько блаженны, чтобы и о нас верные рабы и други Твои, истинные благовестники святого Евангелия Твоего и единоревнители апостольские, св. и богоносные отцы наши, сказали некогда Тебе: «се мы и дети, которых Ты дал нам!“ Аминь.

* * *

323

Слово в неделю святых отец, сказанное в Казанском соборе, 28 мая 1854 г.



Источник: Санкт-Петербург. 1868.От Санкт-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Санкт-Петербург, июня 1 дня, 1868 года. Цензор, Архимандрит Сергий. Цензор, Архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Вознесения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Мои дневники. Выпуск 3 архиепископ Никон (Рождественский)

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 188. II. Догматическое учение его. ІІІ. Труды его для истории. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников – Вопрос 341, другого. Иной брат вопросил того же старца: авва, я желаю спастись и не знаю пути спасения. Помысл говорит мне: «Зачем живешь... преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

7. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том II – Нравственные отношения и обязанности христианина в отношении к Богу протоиерей Николай Стеллецкий

8. Проповеди – Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна протоиерей Ливерий Воронов

9. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том III епископ Виталий (Гречулевич)

10. История Российской иерархии. Часть 4 – Д епископ Амвросий (Орнатский)

Комментарии для сайта Cackle