Источник

Надежда церкви на одну помощь Божию

Отче Святый, соблюди их во имя Твое, их же дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Ин. 17:11–12

Молитвенные слова, которыми мы начинаем, свою речь, произнесены Господом Спасителем в последнюю ночь Его земного пребывания, в небольшом круге своих приближеннейших учеников, в виду Своих крестных страданий. Сильно возмущена была тогда чистейшая душа Его, которая начинала уже предчувствовать свои смертные болезни. Скорбел Господь за Себя, как человек, против которого восстал начальник тьмы всей своей властью, в полном вооружении, со всеми несметными силами своего царства; скорбел Он и за своих учеников, с которыми разлучался, которые после Него должны были остаться как кpoткие агнцы посреди волков, как дети осиротевшие, без опоры и защиты среди всех нападений злобы. Ибо такова, по своему свойству, злоба, что когда она устремляется на кого либо, то не оставляет в покое и тех, которые близки к ненавистному для неё существу.

При таких-то обстоятельствах, в минуты внутреннего томления нашего Господа за Себя и своих друзей, излилась высочайшая, пребожественная и по своей силе беспримерная молитва, в которой молящийся Господь поручал покровительству Своего вечного Отца верных Своих последователей, разделявших с Ним последнюю вечерю и смертную Его скорбь: Отче Святый, соблюди их во имя Твое! Молясь за святых апостолов, лично находившихся в ту пору пред Ним, Он молился и за всех прочих последователей Своих, которые были в то время на земле и которые имели быть после. Не о сих же токмо молю, продолжал Он, но и о верующих словесе их ради в мя 197. Следовательно, последняя молитва Господа обнимает собой всех христиан без исключения, в каком бы они веке, месте и поколении людей не находились.

Всемирная молитва Господа о верующих повторяется церковью каждый раз, когда совершает она всеблаженную память святых богоносных отцов, подвизавшихся на вселенских соборах против еретического нечестия и защищавших чистоту веры христианской. Связь между воспоминанием об этих отцах церкви и чтением последней, прощальной и вместе молитвенной беседы Господа с учениками Своими состоит в том, что если вера Христова торжествует над нечестием, если она остается целой и невредимой в церкви, если потому церковь Христова существует доселе и не подавляется силами ада, то это потому единственно, что над ней бодрствует особенный промысел Божий, и что верующие защищаются силой небесной в силу произнесенной Господом молитвы ко Отцу своему: Отче Святый, соблюди их во имя Твое!

Точно, представляя себе судьбу христианства от самого его основания Господом Спасителем до настоящего времени, нельзя не видеть того, что оно без особенной помощи Божией не могло бы ни утвердиться в мире, ни продолжить своего существования до наших времен. Ибо что встретили в мире первые проповедники евангелия и первые его последователи? Они встретили злобу мира и нетерпимость его к себе, мир восстал на веру Христову и силой власти, и суеверием народным, и ложной мудростью ученых, и временными выгодами и всеми своими внешними преимуществами, которых не было у христиан; мир преследовал христиан всеми жестокостями и несправедливостями, христианам отказывали в самых существенных и необходимых потребностях жизни. Одним словом, положение христианства и церкви в мире всего лучше можно представить под образом, который описывает нам св. Иоанн Богослов в своем апокалипсисе, где читаем следующее: «и явилось на небе великое знамение: жена облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось да небе. Вот большой красный дракон, с семью головами и десятью рогами, и на главах его семь диадем.... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено ей было место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.... И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змея, и питалась бы в продолжении времени и времен и полувремени. И пустил змей из пасти своей в след жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекой. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» 198.

Здесь под знамением чудной жены, облеченной в солнце, украшенной венцом из двенадцати звезд, под ногами которой была луна, разумеется церковь Христова, сияющая светом божества, под венцом из двенадцати звезд разумеется чистое учение, проповеданное святыми апостолами, которых было числом двенадцать; под луной, на которой стояла светоносная жена, разумеется тот не полный и постоянно изменяющийся блеск нынешнего нашего естества, над которым возвышается церковь и который остается ниже её сверхъестественной славы. Жена эта находилась в муках рождения, ибо она духовно носить Христа и в страданиях совершает свое спасение. Большой красный дракон, или змей, по изъяснению самого тайнозрителя, есть дьявол, который хотел пожрать рождаемый церковью плод. Но этот плод восхищен на небо к престолу Божества, поскольку наше спасение – Господь Иисус, родившись на земле, вознесся в славе на небо. Дьявол, низверженный с неба и не могший победить Господа Спасителя, ожесточился на жену и обратил на нее всю свою злобу. Жена бежала от змея в пустыню, ей даже даны два крыла орла великого, чтобы она летела в уготованное ей место в пустыне. Эта пустыня означает ту особенность и отдельность церкви, по которой она, оставаясь в мире, держит себя как бы вдали от мира. Ибо она имеет свои правила, свой род жизни, свое направление и свою цель, так что ни в чем не смешивается с миром, отвергает его славу, не участвует в его удовольствиях и не ищет его радостей; она живет на земле, как в пустыне. Церковь имеет два орлиных крыла лететь от змея – это вера, возвышающая ее от земного к небесному и дух Христов, оживляющий её жизнью иной, отличной от жизни людей плотских, невозрожденных благодатью и управляемых духом лукавым. Змей, видя быстроту парящей жены, пустил в след за ней из своей пасти воду, как реку, чтобы увлечь ей и потопить жену. Но земля помогла жене, когда отверзла свои уста и поглотила воду. Что значит эта вода, пущенная змеем, как не ложные понятия века, направленные против истин божественных и имеющие своим исходным началом отца лжи – духа лукавого. Эти понятия разливаются наподобие реки и увлекают своим потоком людей легкомысленных, преданных плоти и миру, людей, часто считающихся в церкви, но не принадлежащих церкви. А церковь не допускает до себя этих потопных вод, потому что ей помогает в этом случае самая земля, которая отверзает свои уста и поглощает эти воды. Под землей, разверзающей уста свои и поглощающей все демонские воды, можно разуметь настоящий век, или нынешний порядок вещей, который положил Бог во времени и в котором есть свои бездны, не наполняемые никаким притоком новых мыслей и понятий человеческих, никакими новейшими изобретшими и науками, так что в них поглощается и исчезает вся полнота знаний ума естественного.

В самом деле, послушайте нынешних мудрецов: они все толкуют по своему, весь мир хотят изъяснить наперекор разуму Божию, обещают открыть золотое царство и пересоздать вселенную. Но между тем вселенная остается такой же, как ее создал Господь; то же остается в ней горе и слезы, те же бедствия и печали, оканчивающиеся смертью живущих в ней тварей. Мудрые века сего давно хлопочут и бьются изо всех сил, чтобы изгнать из мира все неприятности и злострадания, открыть рай сладости, осчастливить и облаженствовать человека помимо сил и действий Бога. Эти мечты восхищают легкомысленных, вооружают на истины христианского учения, которое обещает человеку блаженство в другом мире. Церковь Христова смотрит на эти мечты и увлечения заблуждающегося разума, видит их несостоятельность, сожалеет о заблуждающихся и удивляется тому, как они не приходят в лучший разум, когда в виду их самих разбиваются и разлетаются в прах широкие и несбыточные их затеи в мире, из которого доселе не удается им вытеснить беды, скорби и напасти. Потому-то гордая мудрость человеческая, которая ведет борьбу с разумом Божиим, поглощается безднами самого этого мира, расстроенного грехом и не поправляемого бедными усилиями нашего собственного знания. И помогает таким образом жене земля, когда она в своих безднах поглощает суетную и богопротивную мудрость, изливающуюся из пасти змея.

От зависти и злобы змей не перестает изливать из себя воды лжеучения, которые умножаются все более и болee с каждым годом и веком охватывают умы людей, отторгая их от церкви и надежды спасения. В этом состоит величайшее несчастье нашего времени и крайнее бедствие церкви. В наш век открытого гонения на церковь нет, но Она кругом обуревается ложными понятиями нынешнего антихристианского просвещения, в основании которого лежит неверие в Божество Господа Спасителя и отрицание будущей, вечной жизни. Каких плодов ожидать нам от этого душетлительного просвещения и какое умственное наследство готовим мы грядущему поколению? Смотря на это ужасное и в высшей степени печальное явление, мы иногда думаем успокоить себя тем, что численность ложно образованных незначительна в сравнении с простым классом народа, в котором ещё находит себе место вера Христова. Но это утешение мало успокоительно. Положим, что число ложно образованных невелико, но невелико, по своему объему, и светящееся пятно на светильнике; однако же это небольшое, блестящее пятно поедает всю свечу, на которой держится оно. Так и здесь: численность ложно образованных невелика в сравнении с массой простого народа; но дело в том, что эти образованные выходят на видные места в нашем обществе, имеют на него великое влияние, проводят свои ложные понятия в среду народа. И что же может произойти от этого с течением времени?

Не будем предугадывать будущее, которое знает один Бог. Скажем одно: как ни умножаются и ни вздымаются темные зловредные воды лжеучения, изливающиеся из пасти змея, но поскольку всем известна чистая, евангельская истина, которая твердо исповедуется и открыто проповедуется в церкви, то никто не лишен способа отличать истину от лжи; каждый может отражать от себя погибельный приток заблуждения. И кто от истины, кто Христов и Божий, тот устоит среди нынешнего, тяжкого искушения веры, не поддастся заблуждению, которое идет в след за истиной. Ибо змей пускает свою воду в след жены, которая окрылена и ограждена всеми пособиями свыше. Кто влечется своим сердцем к Богу, и есть достояние Христово, над тем бодрствует и промысл Божий, тот и сохранится для жизни вечной благодатью Господа нашего Иисуса Христа в силу Его последней молитвы ко Отцу Своему: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, их же дал еси Мне, да будет едино, якоже и мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдох их во имя Твое: их же дал еси Мне сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный: да сбудется писание. Ныне же к Teбе гряду и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе. Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже и Аз от миpa несмь. Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни... Не о сих же токмо молю, но и о верующих словесе их ради в Мя: да вси едино будут, якоже Ты, Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут199.

В этих-то молитвенных словах Господа Спасителя заключается вся наша радость и надежда церкви на твердое и непоколебимое стояние её до конца века. Аминь!

* * *


Источник: Собрание слов и размышлений / епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle