протоиерей Вячеслав Резников

Открываем Священное Писание

Содержание

Вступление

Часть 1. Начало земной жизни Господа Иисуса Христа Пролог. Ин. 1:1–18 Родословие. Мф.1:1–17; Лк.3:23–38 Вступление Луки. Лк.1:1–4 Благовещение Захарии. Лк.1:5–25. О рождении и детстве Пресвятой Девы Марии О святом праведном Иосифе Благовещение. Лк.1:26–38. Мария у Елизаветы. Лк.1:39–56. Возвращение от Елизаветы. Лк.1:56; Мф. 1:18–25 Рождество Иоанна Крестителя. Лк.1:57–80 Рождество Христово. Лк.2:1–7. Свидетельство Ангелов и пастухов. Лк.2:8–20 Свидетельство волхвов. Мф.2:1–12 Обрезание Господне. Лк.2:21 Сретение Господне. Лк.2:22–38. Свидетельство Анны Пророчицы. Лк.2:36–38 Бегство в Египет. Мф.2:13–18 Возвращение из Египта. Мф.2:19–23 Детство Иисуса. Лк.2:41–52 Часть 2. Начало служения Господа Иисуса Христа О Иоанне Крестителе Понижение гор Наполнение долов Крещение Господне Искушение в пустыне. Мф.4:1–11;Лк.4:1–13 Возвращение из пустыни. Первые ученики. Ии. 1:29–51 Иисус и Мария Иисус и Иоанн Креститель. Ин.3:22–36 Уход Иисуса в Галилею и кончина Иоанна Крестителя Кончина Иоанна Крестителя Иисус и Петр Часть 3. Нагорная проповедь На горе «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» «Блаженны короткие, ибо они наследуют землю» «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное...» Соотношение ветхо – и новозаветных заповедей. Мф.5:17–45 Смысл доброделания, молитвы и поста. Мф.5:46–6:21 О милостыне. 6:1–4 О молитве. 6:5–15 Молитва Господня О посте. 6:16–21 О воспитании сердца. Мф.6:22–34 О суде. 7:1–6 О чем просить О лжепророках и бесплодии Часть 4. Притчи о Царствии Небесном Притча о сеятеле. Притча о посеянном зерне. Мк.4:26–29 Притча о горчичном зерне. Мф.13:31–32 Притча о закваске. Мф.13:33 Притча о сокровище, скрытом на поле. Мф.13:44 Притча о купце. Мф.13:45–46 Притча о неводе. Мф.13:47–50 Притча о двух сыновьях. Мф.21:28–30 Притча о пшенице и плевелах. Мф.13:24–30;36–43 Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Лк.15:1–10 Притча о Блудном сыне. (Лк.15:11–32) О работниках в винограднике. Мф.20:1–16 О догадливом управителе. Лк.16:1–9 О безумном богаче. Лк.12:13–21 Притча о безумных арендаторах. Мф.21:33–46 Притча о званых на пир. Мф.22:1–14; Лк.14:16–24 Притча о злом должнике. Мф.18:23–35 Притча о богатом и Лазаре. Лк.16:19–31 Притча о десяти девах. Мф.25:1–13 Притча о талантах. Мф.25:14–30 Притча о последнем суде. Мф.25:31–46 Преображение Господне. Мф.17:1–8; Мк.9:1–8;Лк.9:27–36 Часть 5. Чудеса Господа Иисуса Христа Что есть чудо? Власть над стихиями Чудо и вера Власть над болезнями. Вера и чудо Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Мк.5:22–43 Исцеление прокаженных. Лк.17:12–19 Исцеление расслабленного в Капернауме. Мк.2:1–12 Исцеление расслабленного в Иерусалиме. Ин.5 Исцеление и суббота Исцеление слуги сотника. Лк.7:1–10 Исцеление дочери Хананеянки. Мф.15:21–28 Чудо над хлебами. Ин.6; Лк.9:12–13 Исцеление слепорожденного. Ин.9 Власть над духами О Гадаринском бесноватом Изгнание глухого и немого беса. Мк.9:14–29 Бесы и пустая душа. Лк.11:23–26 Воскрешение Лазаря. Ин.11 Вход в Иерусалим Часть 6. Последнее учение Великий понедельник. Мк.11:12–19 Великий вторник Первый урок мудрости. Мф.21:23–27 Второй урок мудрости. Мф.22:18–22 Третий урок мудрости. Мф.22:23–33 Четвертый урок мудрости. Мф.22:31–33 Пятый урок мудрости. Мф.22:36–40 Шестой урок мудрости. Мф.22:41–46 Обличение ложной мудрости Мф.23 «Горе вам...» Лепта вдовы. Мк.12:41–4 Беседа о последних временах. Мф.24 Великая среда Великий четверг. Тайная вечеря После вечери Часть 7. Крест Взятие под стражу Иисус у Анны и Каиафы. Отречение Петра Смерть Иуды. Мф.27:3–10 Суд у Пилата Осуждение Голгофа Смерть Погребение Часть 8. Воскресение Сошествие ангела Приход Мироносиц ко гробу Приход Петра и Иоанна. Ин.20:1–10 Явление Воскресшего Марии Магдалине. Ин.20:11–18 Явление Воскресшего Луке и Клеопе. Лк.24:13–35 Явление Воскресшего Апостолам. Мк.16. Лк.24. Ин.20 Явление ради Фомы. Ин.20:24–29 Явление ради Петра. Ин.21:1–23 Последние строки Заключение  

 

...В нашу задачу не входит дать исчерпывающий комментарий. Если у тебя появится желание, ты потом в церковной литературе найдешь их множество. Наша задача именно в том, чтобы это желание у тебя появилось, чтобы ты почувствовал живой интерес, и ощутил, что Священное Писание не есть нечто заоблачное и недоступное, но живое слово Живого Бога, обращенное непосредственно к тебе...

Вступление

С Божией помощью, ты сделал великое дело: переступил порог храма.

Ты осмотрелся, кое-что уже почитал, кое-что уже выяснил. Например, что такое иконы, кто такой священник.

Но тебя переполняют и другие вопросы.

Тебе скорее надо выяснить, какая разница между православием и другими религиями.

Тебе не дает покоя, кто такие «колдуны», и что такое «порча» и «сглаз», о которых все без конца говорят.

Тебя волнует: есть ли жизнь еще где-нибудь, кроме нашей Земли, и многое тому подобное.

Конечно, на все вопросы есть более или менее краткие ответы, но...

Однажды, в недавние времена, в одно учреждение пришел лектор-международник. Прочитал лекцию, предложил задавать вопросы. Задали один, другой... «Больше нет вопросов? – спросил лектор. Жаль. У меня еще четыре ответа осталось».

А один священник рассказывал, как он по какому-то поводу пришел в один дом, где собралось много людей. Все были очень рады, и стали задавать множество вопросов. Священник с удовольствием отвечал, и ушел с чувством хорошо поработавшего сеятеля, ожидая вскоре богатых плодов. Прошел год. Священнику привелось снова быть в этом доме. Были те же люди. Все снова были очень рады, и... стали задавать те же вопросы.

А еще, наверное, ты заметил, есть такие «зануды», которые на каждый твой вопрос начинают отвечать прямо-таки от Адама и Евы, или уж, по крайней мере, от Рождества Христова.

В чем же дело?

А в том, что все, действительно, надо начинать с самого начала. Только тогда все прояснится, встанет на свои места, и уже никогда не забудется.

Главный же источник всех наших главных знаний – Священное Писание.

Еще оно называется Слово Божие.

И еще оно называется Библия, что в переводе означает «Книга».

Итак, перед нами – Книга, в собственном и, можно сказать, единственном смысле этого слова.

Это не сборник «легенд и мифов», но Священная история, реальная история взаимодействия Бога со Своим творением.

Она состоит из двух не равных по объему частей: Ветхого Завета и Нового Завета.

Ветхий Завет охватывает историю от сотворения мира и до Рождества Христова. Это, по Библейскому летоисчислению, примерно 5508 лет.

Новозаветная история занимает несколько десятилетий, в начале которых Рождество Христово.

Начинать изучение Библии опытные люди советуют именно с Нового Завета, а еще конкретнее – с четырех Евангелий, которыми Новый Завет и открывается. В Евангелиях – история земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, и Его учение.

Евангелия написаны не исследователями, не мыслителями, даже не историками, но живыми свидетелями событий. Причем, все эти люди подтвердили истинность своих слов – своей кровью и своей мученической кончиной.

В самой первой проповеди, в Иерусалиме, Апостол Петр, в частности, сказал:

«Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян.2:32).

И Апостол Иоанн Богослов начинает одно из посланий такими словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, ... – возвещаем вам» (1Ин.1:1–2)

Перед Вознесением на небо Господь повелел ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19–20).

А еще через десять дней на учеников сошел Святой Дух, о чем написано во второй главе книги «Деяний Апостолов». И только после этого их слово зазвучало на весь мир.

Поначалу оно было исключительно устным словом. Проповедь тогда по-настоящему действенна, когда – от уст к устам, от сердца к сердцу.

Писания появились позже. Послания – когда надо было наставить отдаленные церковные общины. А Евангелия – когда Апостолы видели необходимость надолго оставить новообращенных, или чувствовали, что приходит время вообще оставить этот мир.

А так – душа каждого стремилась всегда быть со всеми верными и наслаждаться общей радостью единения во Христе Иисусе. Иоанн Богослов во втором послании, сказав самое необходимое, завершает:

«Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.1:12).

Постепенно было написано все, что мы имеем в составе Нового Завета. Перечисляя эти книги, в скобках укажем краткие сокращения, принятые при цитировании.

Евангелия: от Матфея (Мф.), от Марка (Мк.), от Луки (Лк.), от Иоанна (Ин.).

Деяния Апостолов (Деян.).

Послание Иакова (Иак.); 2 послания Петра (1Пет.), (2Пет.); 3 послания Иоанна (1Ин.), (2Ин.), (3Ин.); Послание Иуды (Иуд.).

14 посланий Павла: к Римлянам (Рим.); два послания к Коринфянам (1Кор.), (2Кор.); к Галатам (Гал.); к Ефесянам (Еф.); к Филиппийцам (Флп.); к Колосянам (Кол.); два послания к Фессалоникийцам (1Фес.), (2Фес.); к Евреям (Евр.); два послания к Тимофею (1Тим.), (2Тим.); к Титу (Тит.); к Филимону (Флм.).

Откровение Иоанна Богослова (Откр.). Иначе оно называется Апокалипсис.

По такому же принципу даются ссылки и на книги Ветхого Завета.

Итак, всего, как видим, в Новом Завете 27 книг. Принадлежат они восьми авторам. О семи упоминается в Евангелиях. Петр, Иоанн Богослов и Матфей – из числа двенадцати Апостолов. Марк и Лука – тоже из числа непосредственных учеников Христовых. Иаков и Иуда – братья Иисуса по плоти, то есть дети от первого брака Иосифа, обучника Пресвятой Девы Марии.

О Апостоле Павле, о его удивительном обращении написано в книге Деяний Апостолов.

Как послания адресованы разным церковным общинам, рассеянным по тогдашнему миру, так и Евангелия написаны для разных церковных общин.

Все сначала – в единственном экземпляре. У палестинских христиан Евангелие, написанное Матфеем, у римских – написанное Марком, со слов Петра. У Коринфян – два адресованные к ним послание Павла, и так далее.

Но, в конце концов, в процессе братского общения церквей, все становится достоянием всех.

И единственный критерий подлинности, Божественности той или иной книги – свидетельство той или иной конкретной церковной общины.

Община перед всей Церковью свидетельствует, что эта книга получена от всем известного Апостола, ученика Христова, то есть произошла из чистого, святого источника.

А когда весь канон собран, то об истинности всех книг свидетельствует перед всем миром уже вся Церковь.

До нас дошли и свидетельства церковных писателей первых трех веков, и постановления церковных Соборов. И у всех основание одно:

«Мы приняли от отцов, что сии книги подобает читать в церкви».

Только Церковь в своей непрерывности смогла сохранить для потомков открытую Богом истину.

И вернейшего критерия, чем «приняли от отцов», не существует.

Читать Священное Писание, и в первую очередь – Нового Завета, и в первую очередь Четвероевангелие, – священная обязанность и каждого христианина, и того, кто хочет им стать.

Слово Божие – слово Того, Кто сотворил мир. И в идеале надо просто-напросто знать его наизусть.

Мы часто мучительно ищем, что сказать себе или людям по тому или иному случаю, а надо просто вспомнить нужное выражение из Священного Писания.

Апостол Павел говорит: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф.6.17).

Пример действия этого меча – отражение Иисусом Христом искушений в пустыне (Мф.4:1–11).

Диавол делает Иисусу три предложения, а Иисус трижды отвечает, но в начале каждого ответа произносит одно слово:

«Написано».

И приводит цитату из Ветхого завета.

Для кого написанное в Священном Писании – закон, с тем врагу делать нечего, и он отлетит, как отлетел от Господа Иисуса, как пух от дуновения ветра.

Для христианина слово Божие – конечная инстанция.

Почему надо делать или не делать то или иное?– Потому что так повелел или запретил Господь.

Откуда знаем то или иное?– Это открыто в Писании.

На чем основано то или иное церковное установление?– Тоже на Священном Писании.

А что такое вообще «добро» и «зло»?

Неверующий задумается, а христианин сразу скажет: добро это то, что Бог повелел делать, а зло – что запретил.

И еще один повод, побуждающий христианина изучать Писание.

В одном месте Апостол Павел говорит о себе и о подобных ему пастырях Церкви:

«Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:9–11).

На каждом из нас ответственность за дальнейшее церковное строительство. Бывает, учат и красиво, и вроде бы «благочестиво», а слово-то Божие говорит совсем противоположное.

И надо знать слово Божие, чтобы или остановить недобросовестного и самоуверенного учителя, или вовремя отойти прочь.

Иногда приходится слышать укор, дескать, как ты смеешь говорить о Божественном Писании?! Право на это имеют только Святые отцы церкви!

Что на это ответить? Поскольку святым человек признается только после исхода из этой жизни, то, что же? пока не научишься плавать, к воде не подходи?..

Но заниматься этим – прямая, и самая главная обязанность священнослужителя и в прежние, и в нынешние времена. Причем, святой пятого века Иоанн Златоуст говорил несколько иначе, ежели, например, святой восемнадцатого века Димитрий Ростовский, или наш современник митрополит Антоний Сурожский. Каждый говорил для своего времени, для своего церковного народа. И святые отцы порой расходились в понимании того или иного вопроса.

Поэтому и мы дерзаем пригласить тебя начать читать Писание вместе с нами. В нашу задачу не входит дать исчерпывающий комментарий. Если у тебя появится желание, ты потом в церковной литературе найдешь их множество. Наша задача именно в том, чтобы это желание у тебя появилось, чтобы ты почувствовал живой интерес, и ощутил, что Священное Писание не есть нечто заоблачное и недоступное, но живое слово Живого Бога, обращенное непосредственно к тебе.

Излагая Евангельскую историю, мы преимущественно будем опираться на Матфея, Марка и Луку.

Четвертый Евангелист, Иоанн прожил почти до ста лет, и свое Евангелие, с учетом написанных трех, дал уже в преклонном возрасте. Оно, в основном, содержит хранившиеся в его памяти беседы Иисуса Христа с разными людьми. Это Евангелие труднее для понимания, и мы, если Бог даст, когда-нибудь поговорим о нем отдельно.

Если, читая эту книгу, ты в чем-то заметишь некоторое отличие, от других церковных книг, которые тебе удалось прочитать, не смущайся и не возмущайся. Есть такой святоотеческий принцип: в главном единство, во второстепенном свобода, и во всем любовь. Обещаем, что в главном расхождения не будет. А в остальном – ты свободен выбирать, что ближе твоему уму и сердцу.

 


Источник: Открываем Священное Писание / Протоиерей Вячеслав Резников. М.: Изд-во "Соверо-принт", 2005 г. - 208 с. ISBN 5-900939-41-3

Вам может быть интересно:

1. Священная история Ветхого Завета протоиерей Аполлоний Темномеров

2. Комментарий на книгу Песни Песней Соломона священномученик Александр Глаголев

3. Толкование на книгу святого пророка Осии епископ Палладий (Пьянков)

4. Книга Иова Николай Иванович Троицкий

5. Обозрение растений, упоминаемых в Священном Писании протоиерей Димитрий Разумовский

6. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета Александр Алексеевич Жданов

7. Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований святоотеческих архиепископ Игнатий (Семенов)

8. Призыв к прославлению Господа по книге Иисуса сына Сирахова протоиерей Александр Рождественский

9. Вторая книга Маккавейская священномученик Владимир (Богоявленский)

10. Рассуждение о книге Соломоновой, нарицаемой Песни песней архиепископ Феофан (Прокопович)

Комментарии для сайта Cackle