«Умудряйтесь...» Жизнеописание. Наставления. Письма. Воспоминания духовных чад иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина)
Содержание
Часть I. Жизнеописание. Глава I. В родительском доме Глава 2. Долгожданный монастырь Глава 3. Зосимова пустынь – Северная Оптина Глава 4. Постриг и Священство Глава 5. Верность в испытаниях Глава 6. Преемник старцев Глава 7. Разорение пустыни Глава 8. Годы скитаний Глава 9. В Олесове Глава 10. Община на Староалексеевской Глава 11. На нелегальном положении Глава 12. Арест Глава 13. Ссылка Глава 14. Последние годы Глава 15. Прощание Часть II. Советы и наставления Иеросхимонаха Иннокентия Часть III. Письма духовным чадам. Монахиня Варвара (Пыльнева) о письмах старца Илье Ивановичу и Анне Павловне Кугушевым Анне Павловне Кугушевой Илье Ивановичу Кугушеву Из писем к разным лицам Из общего Пасхального письма-поздравления Часть IV. Воспоминания о батюшке. Рассказывает монахиня Варвара (Пылева) Рассказывает Протоиерей Валентин Кречетов Рассказывают сестры Клавдия Константиновна и Александра Константиновна Каверины Рассказывает Мария Ивановна Корягина Рассказывает Серафима Сергеевна Спиридонова Рассказывает Зинаида Данилова Что запомнилось Во славу старца Часть V. Помощь отца Иннокентия по его кончине Рассказывают сестры Каверины Рассказывает Тамара Ивановна Федосеенкова Рассказывает Тамара Николаевна Лазаревская Рассказывает Елена Был и такой случай Заключение Приложения. Монахиня Варвара (Пыльнева) вспоминает духовных чад зосимовского старца. Иеромонах Ферапонт (Онацкий) Мать Татиана с сестрами Матушки Иннокентия и Анна Евдокия и Мария Первая литургия в Зосимовой пустыни после возвращения ее верующим. Своими впечатлениями об этом событии поделилась монахиня Варвара (Пыльнева) Источники и литература
К 145-летию со дня рождения иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина)
Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божией и просите помощи у Господа.
Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин)
Авторы-составители выражают сердечную благодарность всем, кто оказал помощь при подготовке книги к изданию:
игумену Дамаскину (Орловскому), игумену Сергию (Рыбко), игумену Петру (Еремееву), иеросхимонаху Зосиме (Яцурину), протоиерею Аркадию Тыщуку, протоиерею Валериану Кречетову, протоиерею Владимиру Воробьеву, протоиерею Артемию Владимирову, протоиерею Георгию Гуторову, протоиерею Максиму Максимову, иерею Александру Мазырину, диакону Владимиру Кукушкину, монаху Аристоклию (Челнокову), монахине Екатерине (Харламовой);
а также всем почитателям иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина) за их святые молитвы.
Вниманию читателей предлагается книга об иеросхимонахе Иннокентии (Орешкине; 05.06.1870–10.03.1949) – насельнике приписанной в свое время к Троице-Сергиевой Лавре Смоленской Зосимовой пустыни. Это одно из наиболее полных изданий, посвященных жизни и подвигам замечательного старца, молитвенника, претерпевшего гонения за веру, окормлявшего многих духовных чад. До сих пор их дети, теперь уже и внуки, а также те, кто знают о зосимовском монахе по рассказам, передающимся из уст в уста, притекают на могилу старца, что на Алексеевском кладбище в Москве, обращаются к нему, как к живому, и получают помощь в нуждах и утешение в скорбях.
В книге публикуются фотографии, сохранившиеся в семейных альбомах близких батюшке людей, приводятся ранее неизвестные архивные источники и документы. Здесь представлен обширный материал к жизнеописанию старца Иннокентия – преемника устоев и духовного опыта прославленных зосимовских подвижников.
От составителей
Отец Иннокентий скончался более шестидесяти пяти лет назад. Почти не осталось в живых лиц, знавших его лично, общавшихся с ним. Почти нет о нем печатных изданий, если не считать маленькой книжечки «Воспоминаний...»1, быстро разошедшейся и мало кому известной. Но не иссякла народная память, из уст в уста передается почитание старца, который помогает «с того света» всем, кто к нему обращается в молитвах. Некоторые свидетельства такой помощи приводятся в книге. Тем, кто спрашивает о могилке старца на Алексеевском кладбище, хочется рассказать и о том, как он жил, молился, какие лишения претерпевал, о его умении духовно окормлять своих чад, поддерживать, вселять веру в тех, кто приходил к нему за советом. При всей простоте и, может быть, даже известности приводимых им в качестве поучений слов (изречения святых отцов, строки Священного Писания, молитвы), советы отца Иннокентия, имели ту самую действенную силу, о которой говорится: сила слова от силы жития.
Перебирая полуистлевшие записи, сделанные со слов старца его духовными чадами, удивляешься не столько терпению, смирению, прозорливости батюшки, сколько тому миру, какой он привносил в души страждущих одним своим присутствием. Принести этот мир на землю мог только Господь, и Он его принес, о чем возвестили ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земли мир"2. Ощутить же его нам помогают те, кто подвигом всей своей жизни стяжали глубинную связь со своим Творцом. Чем больше лет отделяет нас от живых носителей этого мира и тишины, тем труднее ощутить его нам, нынешним. Почему же сейчас это стало редким явлением? Много причин тому, но едва ли не главная – отсутствие духовного руководства и живого преемства. Духовный опыт, это то, о чем трудно говорить, его надо иметь, с ним нужно соприкоснуться. И то, что память о подобном соприкосновении способна согревать и через десятилетия, свидетельствует о живительности тех духовных основ, которые являли собой наши старцы – своим примером, молитвой, терпением, смирением, доверием промыслу Божию и сочувствием нам, чаще всего очень далеким от того духовного настроя, с каким жили они.
* * *
Пыльнева Г. А. Воспоминания о старце Зосимовой пустыни иеросхимонахе Иннокентии. М., 1998. (Галина Александровна Пыльнева еще девочкой познакомилась со старцем и в последние годы его жизни приезжала к нему на исповедь. В свое время она приняла монашеский постриг с именем Варвара.) – Примеч. ред.