Источник

Приложения

Приложение 1

Из послужного списка братий монастыря за 1917 г.65

Иеромонах Поликарп

Петр Крат. Казак Полтавской губернии 1870 года рождения. 13 июня 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание на конном дворе.

8 декабря 1901 года зачислен в указную братию и переведен на послушание в просфорную. 3 декабря 1903 года принял постриг. 26 декабря 1904 года рукоположен в иеродиакона. 24 октября 1911 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения заведовал работами на послушаниях. «Очень хорошего поведения», – отмечал игумен Герман, как по отношению иеромонаха Поликарпа, так и по отношению почти всех братий из послужного списка.

Иеромонах Гедеон

Георгий Алексеев. Родился в 1870 году в крестьянской семье Московской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе. Служил в армии. Запасной нижних чинов. Женат не был. 2 марта 1897 года поступил в Валаамский монастырь. Проходил послушания на рыбной ловле и звонаря. 14 июля 1899 перемещен в Зосимову пустынь. Послушание проходил в хлебной и на кухне. 30 апреля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 13 августа 1902 года принял постриг. 22 февраля 1904 года рукоположен во иеродиакона. 9 июля 1907 года назначен временно исполняющим должность казначея. 24 декабря 1911 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения нес послушания помощника ризничного и библиотекаря. «Очень хорошего поведения».

Иеромонах Иосиф

Иван Козин родился в крестьянской семье Владимирской губернии в 1876 году. Образование получил в церковно-приходской школе. 8 мая 1894 года восемнадцатилетним юношей поступает в Зосимову пустынь. Трудится на различных послушаниях. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 2 апреля 1908 года принял постриг. 20 января 1910 года рукоположен в иеродиакона. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеромонаха. Наряду с чредой священнослужения нес послушание на клиросе. «Очень хорошего поведения».

Иеромонах Авраамий

Алексей Уланов. Родился в 1869 году в городе Мологе. Ярославской губернии. Из мещан. Образование получил в городском училище. Был женат и, скорее всего – счастливо, так как после кончины молодой жены, двадцатичетырех-летним, уходит из мира и 14 октября 1893 года поступает в Зосимову пустынь. Через пять лет его зачисляют в братию. Проходит чуть более месяца, и в январе 1903 года Алексей принимает постриг с именем Авраамий. Послушанием его была работа в пекарне, помощником келаря, затем становится келарем. 15 февраля 1904 года его рукополагают во иеродиакона. 21 сентября 1908 года – в иеромонаха. Помимо священнослужения нес в обители клиросное послушание. «Очень хорошего поведения».

монах Самуил

Сергей Абрамов, родом из Ярославской губернии. Родился в 1862 году в крестьянской семье. Грамоте обучался дома. Женат не был. Когда двадцати девятилетний Сергей пришел в Зосимову пустынь, он уже отслужил в армии и был запасным нижних чинов. Четыре года трудничества – и 19 февраля 1897 года он становится указным послушником. Послушанием его была работа трапезником и в пекарне. Помимо того, поет на клиросе.

Проходит всего два месяца, и его постригают с именем Самуил. 11 февраля 1900 года рукополагают во иеродиакона. Идет чреда священнослужения и монастырских работ. На лето 1907 года его временно командируют в Махрищеский монастырь. 23 марта 1908 года отца Самуила рукополагают в иеромонаха.

Иеродиакон Мануил

Михаил Трофимов. Родился в 1871 году в крестьянской семье Новгородской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. 30 августа 1898 года поступает в Зосимову пустынь. Нес послушания на кухне и в хлебной. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию Зосимовой пустыни. 26 июня 1905 года принял постриг. 21 сентября 1908 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения нес послушания сторожа и звонаря. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Тихон

Тимофей Петров. Родился в 1867 году в крестьянской семье Смоленской губернии. Грамоте обучался дома. Служил в армии – запасной нижних чинов. 15 июня 1898 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушания на скотном дворе. 16 марта 1907 года зачислен в указную братию монастыря. 21 марта 1907 года принял постриг. 26 августа 1912 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения нес послушание свечника. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Дорофей

Грамоте обучался дома. 14 сентября 1903 года поступает в Зосимову пустынь. Послушание несет в портновской. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию монастыря. 15 марта 1913 года принял постриг. 27 апреля 1914 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения нес послушание на клиросе. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Феофан

Федот Акимович Манько. Родился в 1872 году в крестьянской семье Полтавской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. 28 мая 1895 года поступает в Зосимову пустынь. Выполнял послушание сапожника. 16 июня 1902 года зачислен в указную братию монастыря. 10 марта 1907 года принял постриг. 25 декабря 1911 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения продолжает нести послушание сапожника и поет на клиросе. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Иларий

Иван Косогоров. Родился в 1879 году в крестьянской семье на Владимирщине. Обучался вцерковно-приходской школе. 10 декабря 1903 года поступает в Зосимову пустынь. Поставлен на послушания переплетчика и каменщика. 21 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 23 марта 1911 года принял постриг. 6 января 1912 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание на клиросе и свечном заводе. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Зосима

Захар Кукса. Родился 1876 году в крестьянской семье Волынской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. Служил в армии. Запасной нижних чинов. 19 апреля 1901 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 9 марта 1910 года по увольнении военным начальством зачислен в указную братию. 7 апреля 1910 года принял постриг 4 мая 1914 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание кровельщика и на клиросе. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Викентий

Вавила Изветков. Родился в 1880 году в семье мещан города Меленкова Владимирской губернии. Окончил городское училище. 2 февраля 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание в портновской. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. 23 марта 1911 года принял постриг. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священно-служения несет послушание закройщика в портновской. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Ириней

Иван Рахманов. Родился в 1882 году в крестьянской семье Московской губернии. Грамоте обучался дома. 6 января 1907 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 27 января 1913 года зачислен в указную братию. 15 марта 1913 ода принял постриг. 18 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание слесаря. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Фаддей.

Федот Сальников. Родился в 1883 году в крестьянской семье Пензенской губернии. Грамоте обучался дома. 29 сентября 1905 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на скотном дворе. 5 июня 1909 года зачислен в указную братию. 12 марта 1914 года принял постриг. 26 марта 1917 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание просфорника и на клиросе. «Очень хорошего поведения».

Иеродиакон Виссарион

Виктор Кудряшов. Родился в 1866 году в крестьянской семье на Владимирщине. Грамоте обучался дома. 3 июня 1888 года пришел в Киево-Троицкий монастырь, где работал на конном дворе. 3 сентября 1894 года перемещен в Зосимову пустынь, нес послушания столяра и нарядчика. 27 августа 1897 года зачислен в указную братию пустыни. 7 марта 1898 года принял постриг. 12 декабря 1904 года рукоположен в иеродиакона. Нес послушание трапезника. По утверждению схимонаха Симона (Кожухова) в 1917 году отец Виссарион был зосимовским фотографом.

Монах Пантелеимон

Потап Рябоченко. Родился в 1856 году в казацкой семье Екатеринославской губернии. Грамоте обучался дома. Запасной нижних чинов. 5 марта 1897 года поступает в Гефсиманский скит. Несет послушание в хлебной. 4 ноября 1897 года (пробыв в скиту менее года!) в числе других учеников игумен Германа переведен в Зосимову пустынь. 31 ноября 1898 года зачислен в указную братию и становится келейником отца Германа. 11 марта 1900 года принял постриг. После постройки в 1903 году подворья у станции Арсаки несет там послушание смотрителя. «Очень хорошего поведения». После закрытия пустыни нашел приют у духовной дочери отца Иннокентия (Орешкина) – монахини Иннокентии (Хвостовой Екатерины Сергеевны).

Монах Иоиль

Иосиф Пивоваров. Родился в 1868 году в крестьянской семье Тамбовской губернии. Окончил церковно-приходскую школу. Женат не был. Запасной нижних чинов. 17 июня 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на конном дворе. 30 апреля 1902 года зачислен в указную братию. Стал смотрителем конного двора. 13 августа 1902 года принял постриг. «Очень хорошего поведения».

Монах Даниил

Дмитрий Михаилов. Родился в 1847 году в крестьянской семье на Владимирщине. Грамоте обучался дома. Вдов первым браком. 10 марта 1994 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на кухне и трапезника. 8 ноября 1901 года зачислен в указную братию. Послушание несет на клиросе. 23 ноября 1903 года принял постриг. В 1917 году за преклонностью лет постоянного послушания не несет. «Очень хорошего поведения».

Монах Мефодий

Михаил Барашков. Родился в 1873 году в крестьянской семье Нижегородской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов первым браком. 15 октября 1900 года поступает в Зосимову пустынь. 24 июня 1903 года зачислен в указную братию монастыря. 10 марта 1907 года принял постриг. Нес послушания садовника, огородника, переплетчика и клиросника. «Очень хорошего поведения».

Монах Никандр

Никита Архипович Львов. Родился в 1875 году в крестьянской семье Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. 17 марта 1900 года поступает в Зосимову пустынь. 18 декабря 1902 года зачислен в указную братию монастыря. 17 марта 1907 года принял постриг. Нес послушание портного. «Очень хорошего поведения».

Монах Пахомий

Петр Феданов. Родился в 1869 году в крестьянской семье Смоленской губернии. Грамоте обучался дома. Запасной нижних чинов. Женат не был. 10 октября. 1895 года поступил в пустынь Святого Параклита. 2 февраля 1902 года перемещен в Зосимову пустынь. 16 марта 1907 года зачислен в указную братию монастыря. 28 марта 1907 года принял постриг. Нес послушание портного. «Очень хорошего поведения».

Монах Кириак

Кузьма Тимофеев. Родился в 1866 году в крестьянской семье Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов первым баком. 2 ноября 1900 года поступил в Зосимову пустынь. 23 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 27 апреля 1908 года принял постриг. Нес послушание на подворье у станции Арсаки. «Очень хорошего поведения».

Монах Антоний

Андрей Манико. Родился в 1866 году в крестьянской семье Полтавской губернии. Грамоте обучался дома. 27 мая 1902 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание столяра. 23 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 13 марта 1909 года принял постриг. Чтец Псалтыри. «Очень хорошего поведения».

Монах Михей

Михаил Анисин. Родился в 1860 году в крестьянской семье Орловской губернии. Получил начальное образование. Женат не был. 25 ноября 1882 года поступил в Боголюбовскую киновию. 30 июня 1891 года перешел в Зосимову пустынь. Нес послушание в хлебной. 31 октября 1898 года зачислен в указную братию монастыря. 22 марта 1910 года принял постриг. Нес послушание на кухне. «Очень хорошего поведения».

Монах Венедикт

Василий Залеткин. Родился в 1879 году в крестьянской семье Московской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был.5 мая 1904 года поступил в Зосимову пустынь.7 июня 1907 года зачислен в указную братию монастыря. Нес послушания хлебника и трапезника. 26 марта 1910 года принял постриг. Нес послушание молочника. «Очень хорошего поведения».

Монах Исаакий

Игнатий Сергеев. Родился в 1863 году. Получил начальное образование. Вдов первым баком. 5 сентября 1902 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на скотном дворе. 4 июня 1908 года зачислен в указную братию монастыря. Трудился на скотном дворе. 27 марта 1913 года принял постриг. Продолжал нести послушание скотника. «Очень хорошего поведения».

Монах Феодосий

Федор Дмитриев. Родился в 1872 году. Грамоте обучался дома. Вдов первым браком. 5 мая 1907 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание штукатура. 21 января 1913 года зачислен в указную братию. Принял послушание пономаря. 21 марта 1914 года принял постриг. «Очень хорошего поведения».

Монах Гурий

Григорий Шереметьев. Родился в 1873 году в крестьянской семье Тульской губернии. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 2 марта 1901 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание на конном дворе. 22 декабря 1907 года зачислен в указную братию монастыря. Нес послушание сторожа. 18 марта 1915 года принял постриг. Продолжал нести послушание сторожа. «Очень хорошего поведения».

Монах Феоктист

Филипп Зайцев. Родился в1884 году в крестьянской семье Костромской губернии. Закончил церковно-приходскую школу. 20 мая 1911 года поступил в Зосимову пустынь. 21 января 1913 года зачислен в указную братию.Нес послушание столяра и клиросника. 5 декабря 1915 года принял постриг. Нес послушание гостиничного. «Очень хорошего поведения».

Монах Иов

Иван Голев. Родился в 1883 году в крестьянской семье Воронежской губернии. Учился в церковно-приходской школе. Женат не был. 27 октября 1907 года поступает в Сергиевский скит Калужской епархии, послушание несет на кухне. 6 июня 1911 года перешел в Зосимову пустынь. Послушание нес на монастырском хуторе. 21 января 1913 года зачислен в указную братию. Нес послушание повара, помощника келаря. 26 декабря 1914 года принял постриг. Послушание нес на кухне. «Очень хорошего поведения».

Монах Иаков

Иван Соколов. Родился в 1885 году в семье мещан города Вышнего Волочка. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 15 апреля 1912 года поступил в Зосимову пустынь. Направлен на послушание хлебником. 22 мая 1914 года зачислен в указную братию. 26 декабря 1915 года принял постриг. Продолжал нести послушание хлебника и на клиросного. «Очень хорошего поведения».

Монах Анания

Александр Молчанов. Родился в 1886 году в крестьянской семье Ярославской губернии. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 17 сентября 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Послушание нес на скотном дворе. 21 января 1913 года зачислен в указную братию. 28 ноября 1916 года принял постриг. Нес послушание гостиничного. «Очень хорошего поведения».

Монах Агапит

Алексей Гаврилов. Родился в 1860 году в семье крестьян Костромской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. 15 декабря 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Направлен на послушание в портновскую. 22 мая 1916 года зачислен в указную братию. Нес послушание плотника. 28 ноября 1916 года принял постриг. «Очень хорошего поведения».

Монах Вавиан

Василий Абрамов. Родился в 1864 году в семье крестьян Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов вторым браком. 4 мая 1893 года поступает в пустынь Параклит. 22 марта 1897 года пострижен в Параклите. 21 марта 1902 года переведен в Зосимову пустынь.

Монах Петр

Павел Антропов. Из крестьян Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. 22 августа 1899 года поступил в Зосимову пустынь. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию. Нес послушание живописца. 24 июня 1905 года принял постриг.

Указные послушники

Василий Захаров. Родился в 1882 году в крестьянской семье Рязанской губернии. Грамоте обучался дома. 18 июня 1902 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание повара. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. Нес послушание пономаря.

Игнатий Ващенко. Родился в 1857 году. Казак Полтавской губернии. Неграмотный. 20 мая 1905 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на конном дворе. 5 июня 1908 года зачислен в указную братию.

 

Илья Русин. Родился 1884 году в крестьянской семье Рязанской губернии. Грамоте обучался дома. 12 марта 1907 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на конном дворе. 9 марта 1910 года зачислен в указную братию. Нес послушание на клиросе.

 

Евфимий Обменин (Обмынков). Родился 1884 году в Суздале. Закончил церковно-приходскую школу. 25 октября 1908 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на скотном дворе. 21 декабря 1913 года зачислен в указную братию. Нес послушание гостиничного.

 

Павел Макаров. Родился в 1889 году в крестьянской семье Владимирской губернии. Закончил церковно-приходскую школу. 20 июня 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание плотника. 21 января 1913 года зачислен в указную братию. Нес послушание на клиросе и просфорника.

 

Степан Голубев. Родился в 1888 году в крестьянской семье Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. 27 июня 1911 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на конном дворе. 22 мая 1914 года зачислен в указную братию. Нес послушание кровельщика.

 

Иоаким Петров. Родился в 1839 году. Неграмотен. Был замечательным мастером. Повествуя о Зосимовской святыне, Казанской иконе Божией Матери, митрополит. Серафим Чичагов, указывал: «Украшена она и поставлена в киот старанием послушника обители Иоакима Петрова, немало потрудившегося для украшения обители». Вероятно, в 1914–1915 году отец Иоаким скончался.

Приложение 2

Основные даты и события в истории Свято-Смоленской Зосимовой пустыни

Последняя четверть XVIIв. – Приход из Троице-Сергиевого монастыря старца Зосимы на берег реки Молохчи.

1710–1713 г. – Кончина старца Зосимы.

1722 г. – Упразднение пустыни, причисление ее к Лукиановой.

1728 г. – Временное восстановлении пустыни при Петре II. Строитель иеромонах Иоаким.

1847–1848 г.г. – Назначение сторожем старца Симеона Ермолаева. Явление прп. Зосимы лесорубам. Восстановление деревянной часовни купцами Барановым И.Ф. и Зубовым П. С.

1851 г. – Новые владельцы Ульяновой пустыни генерал Волков П. А. и его супруга Елена Николаевна устанавливают надгробный камень на могиле старца Зосимы.

1855 г. – Приобретение Ульяновой пустыни Г.И. Неттель.

Май 1860 г. – Приход от Филиппушки Киновийского двух монахов в пустынь.

Август 1866 г. – Начало служения в пустыни иеромонаха Прокопия (сына Филиппушки).

14 сентября 1874г. – Первая служба в возобновленной обители.

24 сентября 1889г. – Освящение храма во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенного Д.М. Шапошниковым и о. Прокопием.

1890 г. – Назначение Строителем пустыни иеросхимонаха Иоанна.

14 января 1892 г. – Вступление в должность наместника Лавры архимандри-та Павла (Глебова).

5 сентября 1893 г. – Освящен трапезный храм во имя прп. Сергия

26 сентября 1897 г. – Вступление в должность настоятеля Зосимовой пусты-ни иеромонаха Германа (Гомзина).

7 октября 1898 г. – Вступление в братию пустыни прп. Алексия (Соловьева)

13 сентября 1899 г. – Освящен Всхсвятский храм.

9 июля 1900 г. – Освящен собор в честь иконы Смоленской Божией Матери.

Сентябрь – ноябрь 1909 г. – «Исход» в Махру прп. Германа с учениками.

1923 г. – Кончина прп. Германа. Закрытие пустыни.

15 марта 1992 г. – Возрождение пустыни.

Приложение 3

Дни памяти Зосимовских святых и престольные праздники

Преподобный схиигумен Герман (Гомзин) – 17 / 30. 01 и 1 / 14. 09.

Преподобномученик игумен Владимир (Терентьев) – 18.02 / 3.03.

Преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов) – 28. 05 / 10. 06.

Пустынножитель и чудотворец Владимирский Зосима – 15 / 28. 06

Всех Святых – первое воскресенье по Пятидесятнице.

Собор Зосимовских святых – 13 / 26. 07.

Смоленской иконы Божией Матери – 28. 07 / 10. 08.

Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев) – 30. 08 / 12. 09.

Преподобный схииеромонах Алексий (Соловьев) затворник Зосимовский –

19. 09 / 2. 10.

Преподобномученик иеромонах Герасим (Мочалов) – 22. 11 / 5. 12.

Приложение 4

Слово епископа Варфоломея (Ремова)на заочном отпевании иеромонаха Мелхиседека, сказанное 23 ноября 1932 г.

Во царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего!

Стоит в глазах отец Мелхиседек, и не веришь его смерти. Сознаешь, что ушел в вечность дорогой лю­бимый близкий брат, и не хочется верить. Я понимаю горе брата Симеона, но для нас великая печаль в том, что ушел близкий сын Батюшки (схиигумен Герман), велико и ваше горе, духовные дети отца Мелхиседека. Молясь за него ныне, помянем его добрым словом в назидание себе. Да, нашим духовным детям надо ста­вить в пример, как он относился к своему старцу. Отец Герман младший,66 который говорил сегодня так про­никновенно, усмотрел действительно существенное свойство души покойного отца Мелхиседека. По сове­сти сказать, среди нас, духовных детей Батюшки отца Германа, самый преданный, самый проникновенный духовный сын был именно отец Мелхиседек. Никто из нас не может сравниться с ним в его удивительном благоговении, в преклонении перед душой Батюшки. А Батюшка не только ласкал и гладил по голове отца Мелхиседека (хотя ценил и любил его), – и вспоми­нается мне, как Батюшка был строг, как не щадил очень его, не щадил в нем многое. И наши духовные дети, которые иногда позволяют себе сердиться на ду­ховного отца, когда им только покажется, что к ним строг духовный отец, пусть постыдятся облика отца Мелхиседека, который с величайшим благоговением научился принимать паче обличения от руки своего духовного отца. Добре говорит Премудрый: «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь».67

Самое характерное, самая существенная черта отца Мелхиседека была тщание его, тщательность его души. Постоянное слово научения Батюшки отца Германа – себе внимать, – это слово в нем встреча­ло самый живой отклик. И самая душа, душа отца Мелхиседека отзывалась всем своим тщанием. Действительно, стоило поглядеть на самые книжечки, малые книжечки, которые он в Зосимовой пустыне принес мне: не найдется ли здесь, Владыко Святый, чего-либо полезного для составления жизнеописания Батюшки?! – Книжки помыслов, где отец Мелхиседек записывал их изо дня в день. – Как поучительны эти тщательные малые книжечки! – как, действительно, такой человек может требовать тщательности от своих детей духовных, – когда и сам тщился себе внимать; и облик, облик Батюшки отца Мелхиседека – во всем облик тщательного человека. Вспомнилось также сейчас, во время погребения, – приехал я в Зосимову пустынь иеродиаконом, как он учил меня, что надо тщательно выговаривать каждый звук, каждую букву, даже «й». В этом сказалась его душа. – Душа, вос­принимавшая наставления своего духовного отца, с великим тщанием и вниманием следил он за собою, в себя вбиравший, что слышал от отца; все другое, меж­ду другими наставлениями и книгами было потом. А первое, существенное было записано – слова старца, и писались они, слова эти, на скрижалях души.

Для нас великое поучение – помнить эту тща­тельность. И для нас, и для наших духовных детей – пример воистину достойный подражания (великая тщательность и честность души отца Мелхиседека). Душа бесчестная оправдывает свои поступки. Душа честная, наоборот, следит за собою. Душа тщательная и внимательная несет ею полученную драгоцен­ность, как драгоценное благоухание мира. И разве при этих словах не предстоит перед нами облик отца Мелхиседека, который нес бережно драгоценность – святыню души своей. И он оправдал своею жизнью благодать своего духовного рождения, возрастив всеянное в него доброе семя... И уже непоколебимо добре встал на правые стези, чтобы идти правым пу­тем. Если вспомнить другие свойства души его, более яркие, то необходимо сказать на пользу то, что отец Мелхиседек прошел церковно путь в правости, он во дни испытания церковной совести не уклонился ни налево, ни направо. – Налево-то в церковном отноше­нии он не уклонился бы. Но он не увлекся, так сказать, в Православие правого разряда, – он был Батюшкин ученик и был на правильном среднем пути, и не укло­нился на гордый путь, счесть Православие недоста­точно строгим путем, по которому Церковь не ушла и в древности, но на него соблазнились люди, не врос­шие корнями в церковную жизнь. Блажен отец Мелхиседек и трижды блажен, – он оказался достойным сыном своего отца и оказался истинным – и твердым и смиренным сыном Церкви – дорога беспримесная в нем, подлинная верность его строго православного духа, и не уклонился он ни на шуе, ни на десно.

Сказать про отца Мелхиседека можно еще очень, очень много, но слишком довольно и сего в поуче­ние нам. Сейчас только хочется сказать еще, как он Батюшку постоянно вспоминал, приводя на память его слова, наставления, примеры из жизни, как заботился он о том, чтобы не прошло мимо поучение от жизни старца нашего. Бывало, он говаривал мне перед дня­ми памяти отца Германа: а что, Святый Владыко, а вот не приходит ли вам на мысль, что сказать о Батюшке в поучение?

И вспомнит какое-либо назидание. Это он по­будил меня вспомнить в поучение слова, которыми Батюшка укорял себя: «Всех-то я хуже, всех греш­нее»... Оцените заботу такую. Это со тщанием, лю­бовью, драгоценною к своему отцу. – Она сделала, научила отца Мелхиседека быть внимательным и тщательным к научению от духовного отца. – А то еще вот другое поучение: духовные дети, истинно любящие, истинно стремящиеся к духовному отцу, в нем солнце свое видящие, соединяются через то в Господе и друг с другом. Если имеют отравленную ревностью любовь, то ничего хорошего не получает­ся, плоды ее – разделение, раздор и даже неприязнь взаимная, а истинная любовь соединяет и с духовным отцом, и с Богом, и друг с другом. Меня, грешного, отца Иннокентия, отца Мелхиседека, других учеников что соединяет? Любовь к нашему дорогому Батюшке. Вот что и для меня служит добрым признаком: если в моих духовных детях ощущается любовь к Батюшке отцу Герману; то же, слышал я от отца Мелхиседека, отца Иннокентия, и для них утешение, что я имею от­ношение особенного устремления к Батюшке отцу Герману. Близкими делает нас устремление к ду­ховному отцу... Примите же драгоценное поучение от отшедшего отца Мелхиседека, приснопамятного для нас, усерднейшего сына Батюшки отца Германа. Я называю его наиболее усердным сыном Батюшки отца Германа.

Это усердие воистину в жизни он являл и наи­более учит ему своим примером. Блаженна взаимная любовь друг ко другу духовных чад одного и того же старца, любовь, соединяющая крепко! И это на­веки, – любовь никогда не перестает,68 она, любовь, ведь – самое существо Божие. В вечную память отца Мелхиседека обратите внимание на тщательность ученика, делом самой жизни любящего ученика. Паки блаженна любовь бережная и тщательная любовь к старцу, нашей драгоценности – любовь, воскриляемая божественным желанием и ведущая путем тща­ния и внимания к высоте любви Божией.

Вот что само запросилось, чтобы передать вам в эти минуты не как мое, а от самого примера Батюшки отца Мелхиседека. Он жив, – наш дорогой, теперь вечно в Господе. Жив, и может восклицать с нашим пением: «жива будет душа моя и восхвалит тя».69 – И блажен послушник, блажен ученик, блажен любящий сын, блаженна будет душа его в Господе и будет вечно хвалить Его, ибо единый правый путь – послушания, путь верного исполнения заповедей отца духовного, путь ясный и прекрасной любви, преданной и нели­цемерной. Аминь.

Библиография

1. Алексей Бабурин, священник. Статья в книге «А.Ф. Лосев. Имя». Сост. и общая ред. А. А. Тахо-Годи. С-П., 1997.

2. Анна (Теплякова А.С.), схимонахиня. «Женская оптина». М., «Паломник», 1997.

3. Арсений (Жадановский), епископ. «Воспоминания». М., 1995.

4. Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. «Самые знаменитые награды России». М., «Вече», 2000.

5. «Бутовский полигон: Книга памяти жертв политических репрессий». М., 2004.

6. Варфоломей (Ремов), архиепископ. «Благоговейный путь». публ. А. Беглова. Журнал «Альфа и омега» №2(24), 2000.

7. Варфоломей (Ремов), епископ. Слово на заочном отпевании отца Мелхисе-дека. Публикация А. Беглова. Журнал «Альфа и Омега» №1 (23), 2000.

8. Вениамин (Федченков), митрополит. «Божии люди». М., 2004.

9. «Вся Москва: Адресная и справочная книга на 1872–1917». М., Суворин.

10. Гомберг Леонид. «Дорога на Ханаан». Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

11. Горский А.В. «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». Репринт. 1910.

12. Дамаскин (Орловский), игумен. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5». Тверь, «Булат», 2001.

13. Схиигумения Фамарь (Княжна Марджанова). «Детки мои любимые…: Книга воспоминаний. Составил Сергей Фомин». М., «Паломник», 2006.

14. «Завет схиигумена Германа о молитвенном делании». «Паломник», 1995.

15. «Зосимова пустынь в честь Смоленской ее иконы Божией Матери: Составитель преподобный Серафим (Чичагов)».

16. Монахиня Игнатия. «Монашество последних времен». М., 1998.

17. Монахиня Игнатия. «Высоко-Петровский Монастырь в 20–30 Годы». Журнал «Альфа и Омега», №1 (8), 1996.

18. Монахиня Игнатия. «Старчество в годы гонений». М., 2001.

19. Монахиня Игнатия. «Старчество на Руси». М., 1999.

20. Иоанн Бухарев, священник. «Жития святых православной церкви». М., 2001.

21. Катышев Г.И. «Петушки обетованные». Владимир, 2005.

22. «Край Оренбургский. Стопами православия: Сборник». Оренбург, 2006.

23. Кудрявцев. «Педагогический указатель г. Москвы 1909/10 уч».год».

24. Архимандрит Леонид (Кавелин). «Зосимова пустынь». Журнал «Воскрес-ный день», № 15, 1888.

25. «Перепись Москвы 1902 г.: вып. 1».

26. «Православная энциклопедия». М, 2000–2006.

27. «Путеводитель по святым местам России». Минск, 2006.

28. «Путь к совершенной жизни: Сборник». Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, М., 2006.

29. Пыльнева Г.А. «Воспоминания о старце Зосимовой пустыни иеросхимонахе Иннокентии». М., 1998.

30. Пыльнева Г.А. «Воспоминания о старце Зосимовой пустыни иеросхимонахе Иннокентии». М., 1997.

31. Протоиерей Олег Пэнэжко. «Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов». Владимир, 2003.

32. Протоиерей Олег Пэнэжко. «Храмы города Александрова и окрестностей». Владимир, 2005.

33. «Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов». Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. 2005.

34. «Советская историческая энциклопедия. Т. 7». М., 1968.

35. «Святая Русь: Большая энциклопедия русского народа». М., 2002.

36. Тахо-Годи А. А. «Лосев». ЖЗЛ, М., 1997.

37. Тахо-Годи А.А. «К аресту А.Ф. Лосева». Журнал «Начала», № 2 – 4, 1994.

38. Терентьев И.В. Дипломная работа. Свято-Тихоновский университет, 2001.

39. Илья Четверухин, протоиерей, Евгения Четверухина. «Иеросхимонах Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни». Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

40. Илья Четверухин, протоиерей, Евгения Четверухина. «Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни». Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

41. Четверухина Е. «Удалился от мира». Св.-Троицкая Лавра, 1997.

42. Серафим (Чичагов), митрополит. "Да будет воля Твоя. Часть I». М.-С.Пб., 1993.

43. «100-летие Московской практической академии коммерческих наук: Альбом». М., 1910.

44. Шейманидзе П.Я. «Московский Высоко-Петровский монастырь». М., 1997.

45. «К свету». № 4. Журнал.

46. «Московский журнал». № 12 за 1993 год, №1 и №3 за 1994 год.

47. Архивно-уголовное дело № П-3155 УФСБ по Владимирской обл. на о. Феодора (Кудрявова Федора Ильича).

48. Архивно-уголовное дело № П-8961 УФСБ по Владимирской обл. на о. Сафрония (Петрова Сергея Акимовича).

49. ГАРФ. Следственное дело № П-60406. (о. Мелхиседек. прп. Макарий прп. Владимир, о. Евфросин, о. Иоанникий, и др.).

50. ГАРФ. Архивно-уголовное дело № П-56786 на Демидова Евдокима.

51. ГАРФ. Архивно-уголовное дело № П-42164 на Дунаева Михаила.

52. ГАРФ. Архивно-уголовное дело № П-59458 на иеромонаха Никодима (Монина Николая).

53. ГАРФ. Архивно-уголовное дело № П-19468 на преподобного Герасима (Мочалова Григория).

54. ГАРФ. Архивно-уголовное дело № П-37114 на иеродиакона Досифея (Шонина Дмитрия).

55. ГАРФ. Архивно-уголовное дело № П-51407 на монаха Виталия (Шулепина Василия).

56. ГАРФ. Архивно-уголовное дело № П-49467 на иеромонаха Нафанаила (Бочкало Никиты).

57. РГАДА. Фонд 1204. оп. 1. Часть 15. Д. №№ 24985 – 1900 г., 24994 – 1901 г., 25009 – 1902 г., 25041 – 1904 г., 25060 – 1905 г., 25081– 1906 г., 25041– 1907 г., 25102 – 1907 г., 25123 – 1908 г., 25144 – 1909 г., 25168 –1910 г., 25189 – 1911 г., 25212 –1913 г., 25226 –1914 г., 25235 –1915 г., 25255 –1917 г. Послужные списки Зосимовской братии.

58. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 7. Д. №11755. «О часовне, устроенной над могилой схимонаха Зосимы».

59. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 8. Д. № 14233. «О смене братии с Фонтанного и Сухаревского подворий».

60. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 8. Д. № 15256. «О назначении Строителем Зосимовой пустыни вместо старца Иоанна иеромонаха Германа».

61. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 8. Д. № 15344. «О перемещении старца Гефсиманского скита Дионисия».

62. РГАДА. Фонд 1204.оп 1. часть 9. Д. № 15823. «Состав упрощенного плана хозяйства Зосимовой пустыни».

63. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 9. Д. № 16715. «О составлении упрощенного плана лесного хозяйства Зосимовой пустыни».

64. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 9. Д. № 17073. «О учреждении в Смоленской Зосимовой пустыни должности благочинного».

65. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 9. Д. № 17110. «О предполагавшейся поездке Строителя Зосимовой пустыни игумен Германа».

66. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 9. Д. № 17479. «О неправильном ведении денежной отчетности игуменом Германом».

67. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 9. Д. №1910. «Дело по докладной записке казначея Смоленской Зосимовой пустыни о злоупотреблениях Строителя пустыни игумена Германа».

68. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 9. Д. № 17480. 1). «О перемещении Строителя Зосимовой пустыни игумена Германа на должность Строителя Махрищского монастыря и о назначении Строителем Зосимовой пустыни ризничного оной иеромонаха Корнилия». 2) «О возвращении игумена Германа на должность Строителя Зосимовой пустыни и о назначении иеромонаха Корнилия на должность Строителя Махрищского монастыря».

69. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 9. Д. №17507. «О назначении на должность ризничного Зосимовой пустыни иеромонаха Дионисия».

70. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 9. Д. № 17845, 18192. «О посещении Лавры и Зосимовой пустыни Великой Княгиней Елизаветой Федоровной».

71. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. №. 19265. «Дело о пострижении монаха Зосимовой пустыни Феофила в схиму».

72. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. №. 14454. «О назначении наместником Свято-Троицкой Лавры наместника Толгского монастыря архимандрита Павла».

73. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. №. 14976. «Об утверждении Смоленской Зосимовой пустыни заштатным общежительным монастырем».

74. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. №.15400. «О переводе монахов Модеста и Илии из Гефсиманского скита в Зосимову пустынь».

75. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. №. 15344. «О переводе монаха Дионисия и указного послушника Дмитрия Лихачева…».

76. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. №. 14687. «О построении нового трехпрестольного храма в Зосимовой пустыни и каменной трехэтажной колокольни и ограды кругом обители с тремя входными воротами и четырьмя по углам башнями с келиями при них».

77. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. №.15660. «О монастырях Лавры и монашествующих за 1899 год».

78. РГАДА. Фонд 1204. оп 1. часть 10. Д. № 16458. «О дозволении иеромонаху Смоленской Зосимовой пустыни Нафанаилу обучаться при Московском Синодальном училище теории церковного пения».

79. CD. «Жития святых». ООО «ДиректМедиа Паблишинг».

80. CD. «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ».

81. CD. «Большая энциклопедия Кила и Мефодия». 2003 г.

82. Кавелина О.А. «Магнитная запись воспоминаний в интервью «Народному радио». Личный архив И. В. Гарькавого.

83. «Дневники преп. Алексия и Владимира Зосимовских. Рукописи». Личный архив О.А. Четверухиной.

84. Сайт «Новомученики и Исповедники РПЦ XX века» Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Братство во Имя Всемилостивого Спаса.

85. Справка Центрального архива ФСБ РФ № 10/А-3324 от 5.08.

2006 г. (Архив Зосимовой пустыни).

86. Справка Центрального архива ФСБ РФ № 10/А-6177 от 15.12.

2006 г. (Архив Зосимовой пустыни).

Алфавитный уазатель имен, встрчающихся в патерике 70

Авдий – казначей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Авраамия (Лебедева Мария Философовна; † 1934) – старица-монахиня, мать о. Игнатия (Лебедева).

Агафон († 681) – папа Римский, преподобный.

Агафон Скитский († нач. V в.) – преподобный, подвижник Египетский.

Аксаков Иван Сергеевич (1823–86) – русский публицист и общественный деятель. Один из идеологов славянофильства.

Александр I (1777–1825) – Император Российский с 1801.

Александр II (1818–1881) – Император Российский с 1855.

Александр III (1845–1894) – Император Российский с 1881.

Александр Зверев (1881–1937) – протоирей, священномученик, духовный сын старца Алексия. Духовник Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Александр (Стрыгин; † 1878) – иеросхимонах Гефсимансго скита, духовный отец прп. Германа.

Александр Левковский – священник.

Александр – священник в городе Петушки.

Александр – духовный сын о. Евфросина.

Алексий Калашников – священник храма Никиты Мученика в Москве.

Алексий († 411) – праведный человек Божий, святой.

Алексий († 1378) – митрополит Московский и Всея России, чудотворец, святитель.

Алексий (Мечев; †1923) – праведный, пресвитер Московский.

Алексий (Сергеев; † 1968) – архиепископ Алмаатинский и Казахстанский.

Алексий II – Патриарх Московский и всея Руси (1929–2008).

Алипия (Таишева; † 1942) – игумения Аносина монастыря с 1918 (1919?).

Амвросий (Гренков; 1812–1891) – преподобный старец Оптинский.

Амфилохий (Аркадий Смирнов) – игумен Махрищского монастыря.

Антоний (Павлинский; 1801–1878) – архиепископ Владимирский.

Антоний (Медведев; † 1877) – архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Антоний (Храповицкий; 1863–1936) – архиепископ Харьковский и Ахтырский.

Аристов Николай Степанович.

Арсений (Стадницкий; 1862–1936) – митрополит Ташкентский, архиепископ Новгородский и Старорусский.

Арсений (Епифанов; род. 1955) – епископ Истринский, викарий Московской епархии.

Арсений (Соколовский) – оренбургский епископ с 1931 по 1936 годы.

Арсений (Жадановский; 1874–1937) – епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, наместник Чудова монастыря.

Афанасий (Сахаров; 1887–1962) – святитель, епископ Ковровский, прославлен в 2000.

Б(Т)абель – профессор Петербургской консерватории.

Багрецов Федор Алексеевич (1812–1874) – регент Чудова монастыря и Николо-Толмачевского храма, композитор.

Баканов Николай Ивановичжитель села Мордыш.

Барбашева Екатерина Васильевна – помещица.

Баранова Елизавета Ефимовна – монахиня московского Алексеевского монастыря.

Барановы – сестры.

Баянов Дмитрий Федорович (1885–1937) – протоирей, церковный композитор.

Беневоленская (Соловьева) Екатерина (род. 1848) – сестра прп. Алексия Зосимовского.

Богомолова Агриппина Гавриловна – московская купчиха.

Богословская Ольга Александровна.

Богоявленский Иван Александрович – священник села Выпуково.

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – русский философ, экономист, теолог.

Бутурлины – члены кружка графини Сологуб.

Быстрицкий Алексей Васильевич (1878-?).

Вагнер Георгий Федорович – врач.

Валериан (Кречетов) – протоиерей, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово, старший духовник Московской епархии.

Варвара великомученица († ок. 306).

Варнава Гефсиманский (Василий Ильич Меркулов; †1906) – преподобный.

Василий – живописец.

Василий Абрамович Умнов (1874–1938) – настоятель храма села Титовское Загорского р-на Московской области.

Васильевы Сергей(1836–1896) и Леонид (кон. 60-х- нач. 70-х гг. XIX в. – после 1922) – регенты и содержатели хора в Москве Васильчиковы.

Варсонофий (1872–1912) – архимандрит, настоятель Казанского Спасского мужского монастыря.

Варсонофий (†1576) – святитель, епископ Тверской, Казанский чудотворец.

Варфоломей (Ремов, 1888–1935) – епископ (позднее – архиепископ), духовный сын прп. Германа. Принял постриг в Зосимовой пустыни. Настоятель Высоко-Петровского монастыря в Москве. Ректор МДА.

Васильева-Власова Екатерина Александровна – сподвижница зосимовского старца Досифея.

Введенский Александр Васильевич – диакон села Бужаниново.

Вениамин (Федченков; 1880–1961) – митрополит Саратовский и Волынский.

Вера (Мушкина Надежда Ивановна) – монахиня (в схиме София).

Верховцева Вера – духовная дочь прп. старца Алексия.

Виссарион – епископ, см. Нечаев Василий Петрович.

Виталий Николаевич Лукашевич (1877–1941) – протоиерей церкви Всех Святых на Кокуевском кладбище в Загорске.

Владимир (Богоявленский; 1848–1918) – свщмч., митрополит Киевский и Галицкий.

Владимир – соузник отца Игнатия (Лебедева).

Владимир – священник, благочинный г. Петушки.

Владимирская (Соловьева) Анна – сестра прп. Алексия Зосимовского.

Власий – духовник Троице-Сергиевой лавры.

Волкова-Трубецкая Елизавета Николаевна – тетка схимонаха Симона, владелица сельца Каравайково.

Вьюгина Ефросинья Родионовна (Родилась в 1888, Владимирская обл., д. Савельево) – монахиня Исааковского Отделения Московского Вознесенского монастыря.

Гавриил (Абалымов; 1881–1958) – епископ Осташковский, викарий Тверской.

Гавриил (Зырянов; 1844–1915) – старец Седмиезерной пустыни, схиархимандрит, духовный отец схиигумена Игнатия (Лебедева) в молодости, преподобный.

Гавриила (Елизавета Николаевна Чиркова; 1906–1981) – тайная монахиня, духовная дочь зосимовских старцев Игнатия и Исидора.

Гаврилов Василий Дмитриевич – псаломщик храма села Бужаниново.

Гаврилов Николай Иакимович – владелец нотопечатни в Москве.

Галактион – иеромонах.

Галактион (Игнатий Хореев; † 1900) – монах, сын блаженного Филиппушки.

Гамбе Мария Сергеевна – преподаватель МГУ.

Гарадцева Аграфена.

Гедеон (Черкалов Герман Никитич; 1873–1937) – игумен.

Гедеон (Смирнов Григорий Сергеевич; 1880 – 10.12.1937) – иеромонах Троице-Сергиевой Лавры.

Геннадий – послушник Столобенского монастыря.

Геннадий – иерей.

Георгий Победоносец (†303) – великомученик.

Герман (†1567) – святитель, архиепископ Казанский.

Герман «младший» (Полянский Борис Иванович; 1900–1939) – (2000), архимандрит, духовник Высоко-Петровского монастыря. Расстрелян под Мариинском в 1933, преподобномученик.

Гермоген († 1612) – священомученик, патриарх Московский и Всея Руси, чудотворец.

Глаголева Софья Павловна.

Глазунов Александр Константинович (1865–1936) – российский композитор, дирижер.

Гоголь Н.В. (1809–1852) – великий русский писатель.

Головин Владимир Васильевич – помещик, устроитель Зосимовой пустыни.

Головин Димитрий Васильевич – сын В.В. Головина, продолжатель возрождения пустыни.

Голубцова Мария Александровна – дочь профессора Московской духовной академии.

Гомзин Алексей Семенович – брат прп. Германа.

Гомзин Василий Семенович – брат прп. Германа.

Гомзин Симеон Матвеевич († 1859) – отец прп. Германа.

Гомзина Марфа Федотовна (1811–1848) – мать прп. Германа.

Гомзина Матрена Матвеевна – родная сестра отца прп. Германа.

Горева Наталья Алексеевна – духовная дочь зосимовского старица Досифея.

Грачева Мария – жительница села Мордыш.

Григорий (Козырев; 1882–1937) – епископ Суздальский с 1927 г., епископ Барнаульский с 1937.

Громов Антон Николаевич – крестьянин деревни Арсаки.

Гурий (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495–1563) – святитель, архиепископ Казанский с 1555.

Гусева Татьяна – монахиня Алексеевского монастыря.

Давид – пророк, царь иудейский, псалмопевец.

Даниил (Разумов Дмитрий Александрович) – монах.

Даниил – иеромонах Савино-Строжевского монастыря, дядя прп. Германа.

Даниловы – родственники зосимовского старца Евфросина:

Анастасия – сестра;

Евдокия – сестра;

Иосиф – брат;

Олимпиада – сестра;

Софья – мать.

Дарвин Чарльз (1809–1882) – английский естествоиспытатель.

Димитрий Федорович Касицын – протоиерей, профессор Московской Духовной академии.

Дионисий (Петушков Денис Осипович; 1863 –1931) – иеросхимонах, преподобномученик.

Дмитриенко В.П. – учительница.

Димитрий Ростовский (1651–1709) – святитель, митрополит Ростовский и Ярославский, составитель «Житий святых».

авва Дорофей (VI в.) – сирийский монах, преподобный, настоятель монастыря близ Газы; автор «Душеполезных поучений».

Дунаев Михаил Иванович – двоюродный брат зосимовского послушника Евдокима.

Дунаева Надежда Евдокимовна – сестра послушника Евдокима.

Дурново Николай Николаевич (1876–1937) – филолог-славянист, писатель, профессор.

Евдокия – монахиня.

Евлогий (Смирнов; род. 1937) – архиепископ Владимирский и Суздальский.

Евпраксия – духовная дочь архимандрита Никиты.

Екатерина – прозорливица Печерская.

Елизавета Петровна (1709–1761/62) – Императрица Российская (с 1741).

Елисавета Феодоровна (1864–1918) – преподобномученица, Великая Княгиня, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия.

Емельянова Евдокия Петровна – монахиня.

Енафа (Ерофеева Анна Ивановна) – монахиня.

Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV в. – после 1443(?) – блаженный, ученик преподобного Сергия Радонежского, агиограф.

Ерофеева Александра Петровна (родилась в 1896) – монахиня.

Ефимов Иван Ефимович – издатель духовной литературы.

Ефрем – священник ризничный Саввино-Сторожевского монастыря.

Захарова Мария Николаевна – монахиня.

Золотова Анна Ивановна.

Золотова Валентина Ивановна († 2001) – монахиня Варвара.

Золотова Лидия Ивановна – схимонахиня.

Золотова М. Г.

Зосима Соловецкий († 1478) – преподобный.

Иаков (Марочкин Иван Петрович; 1879 –1937) – иеромонах.

Иаков (Маскаев; †1937) – епископ Осташковский, архиепископ Барнаульский.

Иван Тимофеевичстаричок, ухаживавший за прп. Игнатием (Лебедевым) в тюрьме.

Игнатий (Садковский; 1887–1937) – священномученик, епископ Белевский, епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии.

Игнатий Богоносец († 20 декабря 107) – священномученик.

Игнатий Брянчанинов (1807–1867) – святитель.

Игнатия (Пузик, псевдоним Петровская; 1903–2004) – схимонахиня, духовная дочь схиархимандрита Игнатия (Лебедева), доктор биологических наук, профессор.

Иероним (Захаров; † 1966) – епископ Кишиневский и Молдавский.

Иларион (Домрачев; † 1916) – схимонах, автор книги «На горах Кавказа».

Илиодор (Труфанов. 1880?) – иеромонах, настоятель Свято-Духова Царицынского монастыря, обновленец.

Илия (Четвертухин; † 1932) – протоирей, писатель, священномученик.

Иннокентий (Вениаминов; 1797–1879) – святитель, митрополит Московский и Коломенский.

Иннокентий (Соколов; †1937) – архиепископ Бийский.

Иннокентия (Николаева Мария Петровна) – монахиня.

Иннокентия, (Хвостова Екатерина Сергеевна; 1887(9?) – исчезла бесследно в 1937) – фрейлина Императорского двора, монахиня.

Иоанн Богослов – апостол и евангелист.

Иоан Бобров – протоиерей кафедрального собора в Осташкове, духовник о. Симона.

Иоанн Златоуст (†14 сентября 407) – епископ Константинополя.

Иоан Иванович Инюшин (1891–1931) – священник села Малыгино Загорского района Московской области, священномученик.

Иоанн Лествичниксинайский пустынник VI в.

Иоанн (Успенский) – священник, благочинный села Новинок.

Иоанникий (Руднев; 1826–1900) – митрополит, занимал Московскую кафедру с 1882 по 1891 гг.

Иоанникий – архимандрит Ниловой пустыни.

Иоанн (Соколов; †1968) – епископ Егорьевский.

Иоанн – протоиерей храма святителя Николая у Сухаревой Башни.

Иоанна (Макарова 1879–1918?) – игуменья, настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря.

Иов († 1607) – патриарх Московский и Всея России.

Иона († 1461) – митрополит Московский и Всея России, чудотворец.

Иона (XVII – нач. XVIII в.) – монах, келейник прп. Зосимы.

Ипполит (Яковлев; †1937) – игумен, духовник Лавры.

Иринарх [Шимановский; 1873–1917(18)] игумен, просветитель народов Крайнего Севера.

Исаак Сирин (VI в.) преподобный, епископ Ниневийский.

Исидор (†3 февраля 1908) иеромонах, старец Гефсиманского скита.

Исидор Пелусиотский (конец IV – начало V вв.) преподобный, богослов, ревнитель благочестия.

Иулиания монахиня.

Кавелина Ольга Александровна духовная дочь архимандрита Никиты.

Исидор (†3 февраля 1908) старец Гефсиманского скита, иеромонах.

Исидор Пелусиотский (конец IV – началоV вв.) преподобный, богослов, ревнитель благочестия.

Иулиания монахиня.

Кавелина Ольга Александровна духовная дочь архимандрита Никиты.

Керенский Александр Федорович (1881–1970) российский общественный и политический деятель, министр-председатель

Временного правительства.

Кирилл (XVII – нач. XVIII в.) инок, сподвижник прп. Зосимы.

Клеопа II († 1817) – ученик Паисия Величковского.

Кляузин Андрей – крестьянин села Никульского.

Кожухов Евгений Алексеевич – отец схимонаха Симона Кожухова.

Мария Алексеевна (1861–1941) – сестра схимонаха Симона.

Кожухова, урожд. Колтовская Евдокия Николаевна – мать схимонаха Симона.

Колчак Александр Васильевич (1873–1920) – российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал. В 19181920 «верховный правитель российского государства».

Константиновский Дмитрий Матвеевич – протоиерей, настоятель Скорбященской церкви в Твери.

Кронид (Любимов, 1859–1937) – архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобномученик, прославлен в 2000.

Ксенофонт (Чернышев) (в схиме Онуфрий) – архимандрит, настоятель Николо-Пешношской обители.

Ксенофонт (Бондаренко Константин Андреевич; 1886 – 10.12.1937) – игумен.

Кузнецов Иван Павлович – строитель Успенского храма в Петушках.

Кузьмина Екатерина Тимофеевна – жительница села Мордыш.

Куренкова – крестьянка с. Васильево Дмитровского района Московской области.

Лаврентий (Насонов Лазарь Петрович; 1883–10.12.1937) – иеромонах.

Лазарь (Василий Хореев; 1833–1915) – монах, сын блаженного Филиппушки.

Латков Александр Афанасьевич (1863–1949) – архитектор Троице-Сергиевой лавры, строитель Свято-Смоленской Зосимовой пустыни.

Лебедев Александр Константинович (1804–1882) – отец прп. Игнатия.

Леонид (Кавелин Лев Александрович; 1822–1891) – архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры.

Леонид (в схиме Лев), (Наголкин † 1841) – оптинский старец.

Лукашевич Виталий Николаевич (1877–1941) – протоиерей церкви Всех Святых на Кокуевском кладбище в Загорске.

Леонтия (Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая) – схимонахиня Аносина монастыря.

Лисенковы Сергей и Матвей – братья, крестьяне села Мордыш.

Лосев Алексей Федорович (1893–1988) – русский философ, историк философии и эстетики, филолог. В тайном постриге – монах Андроник.

Лосева-Соколова Валентина Михайловна – супруга А.Ф. Лосева. В тайном постриге монахиня Афанасия.

Маврикий (Полетаев; 1880–1937) – архимандрит Троице-Сергиевой лавры, преподобномученик.

Магдалина, (графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова, фрейлина) – основательница (1893) и игуменья общины в с. Щеглятьево Домодедовского района под Москвой.

Магдалина (Фомина Татьяна, † в начале 1980-х годов) – монахиня Аносина монастыря.

Макарий (1482–1563) – святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542, составитель «Четей-Миней» и «Степенной книги».

Макарий (Булгаков, 1816–1882) – митрополит Московский и Коломенский, занимал Московскую кафедру с 1879 года. Выдающийся богослов и историк Церкви.

Макарий (Парвицкий; «Невский» † 1926) – митрополит Московский.

Макарий (Даев † 1960) – архиепископ Можайский, викарий Московской епархии.

Максим (Жижиленко †1931) – епископ Серпуховской, ранее – врач Таганской тюрьмы.

Максимилиан (Марченко) – игумен Троице-Сергиевой Лавры.

Мамонтов – врач в Зосимовой пустыни.

Мария Федоровна (1847–1928) – Императрица Российская, мать Императора Николая II.

Марков Алексей Степанович – новомученик.

Марков Игнатий Артемьевич – прихожанин храма Никиты

Мученика.

Маркс Карл (1818–1883) – основоположник марксизма.

Мартьянова Прасковья Васильевна – монахиня.

Маслов Николай Николаевич – помощник церковного старосты на Воздвиженке.

Матвеева Екатерина Ивановна – хозяйка квартиры, в которой собиралась «общинка» схииеромонаха Иннокентия (Орешкина).

Матфей (Константиновский; 1791–1857) – протоиерей Ржевского кафедраль-ного собора.

Мизилина Анастасия Ксенофонтовна – монахиня.

Мирон (Ржепик Мирон Иванович (1885 – 1937) – иерей, священномученик.

Митрофан Воронежский (1623–1703) – святитель, чудотворец.

Митрофан – послушник Гефсиманского скита.

Мишин – московский купец.

Михаил – сельский приходской священник, город Осташков.

Мусоргский Модест Петрович (1839–1881) русский композитор.

Мушкина Надежда Ивановна – впоследствии монахиня Вера (в схиме София).

Мясникова Анна Михайловна – монахиня.

Надежда Ильинична (в девичестве Кудрявова) – сестра зосимовского старца Феодорита.

Наталья Алексеевна, Великая Княжна (1772–1816) – родная сестра императора Петра I.

Наумова Зиновия – староста храма села Мордыш.

Нафанаил (Алексеев Николай Алексеевич) – иеромонах.

Нектарий – священномученик.

Нектарий – архиепископ Тобольский, игумен Ниловой пустыни.

Неттель Генриетта Ивановна († 1889) – помещица, пожертвовавшая землю под Зосимову пустынь.

Нечаев Василий Петрович (1823–1905) – с 1855 по 1889 – настоятель Толмачевского храма в Москве. В 1889 – Виссарион, епископ Дмитровский. С 1891 – епископ Костромской и Галичский.

Нечуй-Левицкий Иван Семенович (1838–1918) – украинский писатель

Никита (Делекторский, † 1937) – священномученик, епископ Орехово-Зуевский.

Новоселов Михаил Александрович (1864–1938) – русский православный мыслитель, епископ Марк (1923), мученик (2000).

Николай II (1868 –1918) – царь-мученик, последний Российский император.

Никон Оптинский (Беляев; 1888–1931) – преподобный.

Никон – епископ на отпевании старца Алексия зосимовского, возможно:

Никон (Дегтяренко), епископ Могилевский,

Никон (Пурлевский), епископ Белгородский.

Нил Столобенский († 1554) – преподобный, монах Крыпецкого монастыря, основал пустынь на острове Столобень на озере Селигер.

Нилус Сергей Александрович (1862–1929) – православный писатель.

Оболенский – князь.

Онисим (Фестинатов; †1970) – архиепископ Владимирский и Суздальский.

Орлов Василий Сергеевич 1857–1907) – рус. хор. дирижер, педагог, директор Синодального училища.

Павел – апостол.

Павел (Гальковский; †1937) – епископ Егорьевский.

Павел Смирнов – священник церкви во имя святого Климента, папы Римского, на Варварке.

Павел Александрович Флоренский (1882–1937) – протоиерей, религиозный философ, богослов.

Павлов Александр Богданович (1881–1937) – иеромонах Азария.

Палладий – иеромонах, управляющий Боголюбской киновией.

Панфиловы – мать и дочь.

Параскева – преподобномученица II в.

Петр († 1326) – митрополит Московский и всея России, чудотворец.

Петр I Великий (1672–1725) – Император России.

Петр Лагов (1880–1943), протоиерей храма Григория Неокесарийского.

Петр (Петр Григорьевич Покровский; 1887–1953) – настоятель Успенского храма в Петушках.

Питирим – епископ Пермский, в 40-х годах XV в. Архимандрит Московского Чудова монастыря.

Питирим (Крылов; 1895 – 1937) – епископ Волоколамский (1928), Дмитровский (1932).

Потапов Георгий Николаевич (1875–1937) – монах Георгий.

Прокопий (Порфирий Хорев; † 1905?) – иеромонах, сын блаженного Филиппушки.

Прокофьев Иван – крестьянин.

Пшеничников Н.И. – протоиерей московского Успенского собора в Кремле.

Рафаил – архангел.

Райдакова Анна (род. в 1877) – монахиня Алексеевского монастыря.

Родзянко Михаил Владимирович (1859–1924) – в 1911–1917 председатель 3-й и 4-й Государственной думы.

Рубинштейн Антон Григорьевич (1829–1894) русский пианист, композитор, дирижер.

Рубова – монахиня Алексеевского монастыря.

Савва Сторожевский († 1406) – ученик Сергия Радонежского, преподобный.

Савва – иеромонах, духовник Саввино-Сторожевского монастыря.

Савватий Соловецкий († 1435) – преподобный.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) – русский живописец, передвижник.

Садовников – староста храма в Баковке.

Салова Екатерина Михайловна (род. в 1893) – монахиня Алексеевского монастыря.

Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – философ-славянофил, публицист.

Самойлова Анна Андреевна (род. 1898) – монахиня.

Сефери – профессор пения.

Серафим (Чичагов † 1937) – митрополит, священномученик.

Серафим (Звездинский † 1937) – с 1919 епископ Дмитровский; священному-ченик.

Серафим (Самойлович † 1937) – священномученик, архиепископ Угличский.

Сергий (Голубев) – настоятель Преображенского собора в Санкт-Петербуре.

Сергий Радонежский (†1392) – преподобный.

Сергий (Ляпидевский; 1820–1898) – митрополит Московский с 1890 по 1898.

Сергий (Старгородский †1944) – митрополит, Патриарх Московский и всея Руси.

Сергий Алексеевич Крестьянинов (1875–10.12.1937) – священник с. Сабурово Московской области.

Симеон Ермолаев – старец, жизнеописатель преподобного Зосимы.

Симеон Новый Богослов (†1021) – автор трудов по сокровенному деланию во Христе, выдающийся поэт.

Симеон Солунский (†1429) – архиепископ, блаженный.

Симон Кананит – апостол.

Скачков Алексей Васильевич – житель села Горки, под Волоколамском.

Скачков Герасим – отец зосимовского архимандрита Исидора.

Скачкова Мария – мать зосимовского архимандрита Исидора.

Скачков Петр Васильевич – житель села Горк, по, Волоколамском.

Скачкова Александра Кузьминична – жена П.В. Скачкова.

Смирнов Николай Иванович (1875 – 14.03.1938) – священник села Сватково.

Смирнова Анна Федоровна – теща прп. Алексия зосимовского.

Сологуб Мария Федоровна (урожденная Самарина; 1821–1888) – графиня, учредительница философского кружка.

Соловьев Михаил Федорович (1868–1919) – сын прп. Алексия Зосимовского.

Соловьев Алексей Петрович (1804–1882) – протоиерей, отец прп. Алексия Зосимовского.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский философ, поэт.

Соловьева Анна Андреевна – бабушка прп. Алексия Зосимовского по отцу.

Соловьева Анна Григорьевна – монахиня.

Соловьева (Мотова) Ольга Петровна (1876–1960) – жена Михаила Федоровича Соловьева.

Соловьева (Смирнова) Анна Павловна (1850–1872) – жена прп. Алексия Зосимовского.

Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня.

Соловьева (Протопопова) Мария Федоровна (†1854) – мать прп. Алексия Зосимовского.

Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня.

Страхова Александра (род. в 1888 в д. Елгозино Моск. Губ.) – монахиня Алексеевского монастыря.

Суворова Агрипина Петровна – новомученица.

Сундукова Ксения Михайловна – духовное чадо зосимовского старца Досифея.

Сытин Иван Дмитриевич (1851–1934) – российский издатель-просветитель.

Сычев Николай Михайлович – житель Сергиева Посада, староста церкви Петра и Павла.

Тимоновы – дворяне, владельцы земель, на которых впоследствии располагалась Зосимова пустынь.

Тимохина Софья Семеновна – духовное чадо зосимовского старца Досифея.

Тихон Задонский (†1783) – чудотворец, епископ Воронежский.

Тихон (Беллавин Василий Иванович, 1865–1925) – святитель, патриарх Московский и всея Руси.

Тихон († 1873) – иеромонах, духовник прп. Германа Зосимовского.

Тихонов Сергей Николаевич – житель села Мордыш Суздальского района Владимирской области.

Товия (Цимбал) – наместник Троице-Сергиевой Лавры 1904–1915 гг.

Толстая Евдокия Алексеевна (урожденная Штекельберг) – кузина схимонаха Симона зосимовского.

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – писатель.

Толстой Николай Алексеевич – владелец Сиговки.

Третьяков Павел Михайлович (1832–1898) – меценат, основатель художественной галереи.

Тугаринов Алексей Петрович – инженер.

Тухачевский Михаил Николаевич (1893–1937) – советский военачальник, маршал Советского Союза.

Фаддей (Успенский; † 1938) – архиепископ Тверской, преподобный священномученик.

Фамарь (княжна Марджанова Тамара Александровна, 1869–1936) – схиигумения, основательница Серафимо-Знаменского скита под Москвой.

Феогност – наместник Троице-Сергиевой Лавры в конце XX века.

Феодор Студит (†826) – подвижник и начальник Студийского монастыря; много страдал от иконоборцев.

Феодор (Богоявленский; 1905–1941) – иеромонах, преподобномученик.

Феодор Тирон (IV в.) – великомученик.

Феодор (Поздеевский, 1876–1937) – архиепископ, духовный сын преподобного Германа Зосимовского.

Феодот († 1875) – оптинский иеросхимонах.

Феофан Затворник Вышенский (Говоров, † 1894) – святитель.

Фекла – крестьянка.

Филарет (Дроздов, † 1867) – святитель, митрополит Московский и Коломенский.

Филина – монахиня Алексеевского монастыря.

Филипп (Колычев, 1507–1569) – святитель, митрополит

Московский и всея Руси, чудотворец.

Филипп (Гумилевский, † 1936) – епископ Звенигородский, викарий Московской епархии.

Филофей, в миру Тимофей Григорьевич Успенский (1808–1882) – митрополит Тверской и Кашинский, митрополит Киевский и Галицкий.

Фишер Наталия Герасимовна – супруга Ф.Ф. Фишера.

Фишер Федор Федорович – друг схимонаха Симона зосимовского.

Чайковский Петр Ильич (1840–1893) – русский композитор.

Чепурко Петр Иванович (род. в 1887 в с. Каланчаг Таврической губ.) – священник

Черкасский – князь, член кружка графини Сологуб.

Четверухина Евгения Леонидовна (1883–1974) – автор книг, певчая Николо-Толмачевского храма, жена священномученика протоиерея Илии.

Чурбакова Евгения Ивановна – духовное чадо зосимовского старца Досифея.

Чухотина Евдокия Петровна – монахиня.

Шапошников Димитрий Михайлович – московский промышленник, благоустроитель Зосимовой пустыни.

Шестерин Дмитрий Сергеевич (1884–1931) – "странник».

Шишлянникова Мелания Яковлевна – духовное чадо зосимовского старца Досифея.

Шлихтинг Георгий (род. в 1891) – священник села Спасское Суздальского района.

Шмелев Иван Сергеевич (1873–1950) – православный писатель.

Шубина Александра Ивановнадуховное чадо зосимовского старца Досифея.

Ювеналий (Поярков) – Митрополит Коломенский и Крутицкий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.

Юдин Петр Лаврович – крестьянин деревни Свиблово Кимрского района.

Юлия Неттель – дочь Г.И. Неттель.

Юшины – семья жителей села Мордыш.

Яковлева Елизавета Васильевна – благоустроительница зосимовской часовни.

Якушев Александр Михайловичпреподаватель фотрепианной игры.

m>

* * *

65

Из всех послужных списков, представлявшихся ежегодно настоятелем Зосимовой пустыни игуменом Германом в Лавру, был выбран именно этот, как последний из сохранившихся. В список не вошли лица, чьи жития представлены выше.

66

Архимандрит Герман (Полянский), духовик Высоко­-Петровского монастыря. В 1933 году арестован, расстрелян под Мариинском.

68

Кор. 13, 8.

70

В указатель не внесены имена зосимовских насельников, чьи жития представлены в Патерике, а также лиц, проводивших следствия и допросы, а так же дававших показания, порочащие зосимовских страстотерпцев.


Источник: Зосимовский патерик : жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни : в 2 т. / [сост. и авт. вступ. ст. монах Аристоклий]. - Зосимова пустынь, 2012. - 357 с.

Комментарии для сайта Cackle