А. Бодров, М. Толстолуженко

Богословие личности

Содержание

От редакторов

Нильс Грегерсен. Imago imaginis: Человеческая личность с богословской точки зрения 1. Современные исследования личности 2. Богословская антропология в свете «великодушной ортодоксии» 3. Общефилософские проблемы, связанные с человеческой личностью 4. Троица как модель человеческой личности: Зизиулас 5. Imago imaginis: вселение-обитание Христа в человеческой личности Стефано Каприо. Религиозный опыт в русской и западной антропологии 1. Антропология, христианская догматика и современный вопрос 2. Свойства русской религиозной антропологии 3. Святоотеческие корни религиозной антропологии 4. Метафизика человека: наследие Г. Сковороды 5. Современный вызов антропологии Джордж Пэттисон. Молитва и личность Филип Ролник. Человеческая личность в свете тринитарных аналогий Троица, Христология и понятие личности Лица Троицы: различие, отношение и единство Характеристика человеческой личности «Получая свою жизнь как дар...» «Incommunica BILIS» Личности развиваются Непрерывно самоопределяемая при изменениях «Относительно объединенный объединитель» Заключение Георгий Завершинский. Богословие диалога. Бубер и христианство Сергей Чурсанов. Основные понятия троичного учения великих каппадокийцев и богословское понимание человеческой личности Заключение Григорий Гутнер. Концепции личности и коммуникативные универсалии Картезианская эпистемология и идеал личности в эпоху просвещения Человек в системе социальных связей Отчуждение и коммуникация Эмансипация личности и социальная ответственность Коммуникативная рациональность и универсальность Адальберто Майнарди. Поиск абсолютной свободы. Проблема Философия личности Бердяева. Нетварная свобода и личность Критическая оценка бердяевского персонализма Два богословских подхода к тайне личности: Сергей Булгаков и Владимир Лосский Герменевтика личности: парейсоновская онтология свободы Заключение: личность, свобода и общность Марьяна Гнып. Набрасывая эскиз персоналистического нравственного богословия XX века: повторное открытие человеческой личности Введение Персонализм: очерк Персоналистический метод в специальных отраслях богословской этики Социальная и политическая этика Сексуальная и семейная этика Медицинская этика Заключение Регула Цвален. Различные концепции образа Бога в работах Николая Бердяева и Сергея Булгакова 1. Понятийные различия между восточным и западным христианством 2. Троица 2.1. Взаимосвязь между человеческой личностью и Святой Троицей 2.2. Троица как источник творения 3. Автономия 4. Заключение Доминик Рубин. Лев Карсавин. Личность как полнота бытия и православная мысль 1. Всеединство и персонализм: Карсавин в сравнении с современниками 2. Сквозная личность сверху донизу 3. Предвечное богочеловечество 4. Общество и индивидуум 5. Заключение Иоанн Зизиулас. Что значит быть личностью: к вопросу об онтологии личностности I. Вопрос о личности как вопрос онтологический 1 2 II. Основополагающие принципы онтологии личности 1 2 3 III. Заключительные выводы по вопросу об онтологии личностности Карл Ранер. Человек как личность и субъект Личность как предпосылка христианской вести Скрытость и уязвимость личностного опыта Своеобразие личностного опыта Юрген Мольтман. Человек и Сын человеческий А. Бог как критика человека Б. Творец-Бог и свободный человек В. Царства мира и царство Сына человеческого Г. Распятый Сын человеческий Д. Жизнь в примирении Е. Жизнь в надежде Мирослав Вольф. Индивидуальность в церковном сообществе 1. Личность и жизнь христианина 2. Личность в общении Духа Владета Иеротич. Понятия индивидуума и личности у Юнга и в православной святоотеческой традиции Кристер Саирсингх. Антропология Карла Барта и его концепция зла Об авторах и редакторах  

 

Понятие личности считается во многом достижением христианской мысли, тесно связанным с развитием триадологии и христологии в древней церкви. Святоотеческое богословие видело образец подлинной личностности в отношениях между ипостасями Святой Троицы. Однако в последующие эпохи, особенно в западной мысли, личность все более ассоциировалась с представлением о независимом, автономном субъекте, и лишь в XX веке на первый план вновь вышла идея, что межличностные отношения конститутивны для личности, что вне таких отношений она в принципе невозможна.

Эта книга посвящена богословскому пониманию личности в разных христианских традициях – православии, католичестве, протестантизме. Редакторы выражают надежду, что подобное многообразие в подборе статей позволит читателю получить более полное и разностороннее представление о той непростой теме, которая вынесена в заглавие книги.

От редакторов

Понятие личности считается во многом достижением христианской мысли, тесно связанным с развитием триадологии и христологии в древней церкви. Однако это понятие развивалось по-разному в греческом и латинском христианстве. На христианском Востоке представления о личности основывались на троическом богословии каппадокийских отцов, видевших образец подлинной личностности в отношениях между лицами (ипостасями) Святой Троицы. Этот образец имел непосредственное отношение к антропологии, поскольку человек сотворен по образу Божьему. Поэтому личность понималась прежде всего как то, что формируется на основе межличностных отношений. На Западе же глубокое влияние на представление о личности в средневековом богословии и философии оказала мысль Августина, проводившего аналогию между лицами Троицы и тремя свойствами человеческой души: памятью, умом и волей («быть, знать, хотеть»), в которых Августин усматривал образ Троицы в человеке. Поскольку этот образ обнаруживается не в отношениях между людьми, а в способностях человеческой души, августиновская концепция едва ли могла служить основанием для такого представления о человеческой личностности, которое придает первостепенное значение межличностным отношениям. Это имело далеко идущие последствия для западной мысли в целом.

В Новое время философия и богословие на Западе разрабатывали преимущественно индивидуалистические представления о человеке, делая таким образом основой личности субъективность. Центральными для конституирования личности считались ее «вертикальные» отношения с Богом, «горизонтальным» же отношениям между людьми отводилась в этом менее значительная роль. Лишь после имевшего место в XX веке «антропологического поворота» возникли направления в философии, рассматривающие человека в терминах межличностного общения и диалога (Макс Шелер, Мартин Бубер, Семен Франк, Эммануэль Левинас и др.). Эти идеи попали далее на почву богословия и стали развиваться представителями различных конфессий. Одним из наиболее заметных представителей богословия общения сегодня является митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас. Во многом полемизируя с современными западными авторами, Зизиулас строит свое богословие общения на основе восточнохристианской традиции, возвращаясь к идеям великих каппадокийцев и других выдающихся представителей православного богословия, в особенности Максима Исповедника. Важнейшие работы Зизиуласа «Бытие как общение»1 и «Общение и инаковость» 2 переведены недавно на русский язык.

В основу данного сборника легли избранные доклады, представленные на международной конференции «Богословие личности в западном и восточном христианстве», проведенной 21–24 октября 2010 г. Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея и Монастырем Бозе (Италия). Помимо этого, в книгу включены посвященные теме личности статьи некоторых крупнейших богословов XX и начала XXI века, таких как Карл Ранер, Юрген Мольтман и упомянутый Иоанн Зизиулас.

Авторы сборника представляют разные христианские конфессии (православие, католичество, протестантизм) и, соответственно, предлагают различные подходы к тем или иным проблемам. Однако редакторы сборника выражают надежду, что подобное многообразие (и даже некоторый разнобой) в подборе статей не станет препятствием для читателя данной книги, но, напротив, позволит ему получить более полное и разностороннее представление о той непростой теме, которая вынесена в заглавие сборника.

* * *

1

Митр. Иоанн Зизиулас, Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви, М.: СФИ, 2006.

2

Иоанн Зизиулас, Общение и инаковость: Новые очерки о личности и церкви, М.: ББИ, 2012.


Источник: Богословие личности / Под. ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко (Серия «Современное богословие»). — М.: Издательство ББИ, 2013. — viii + 271 с.

Комментарии для сайта Cackle