митрополит Иоанн Зизиулас

Догматическое богословие

Статьи

Труды на иностранных языках

митрополит Иоанн Зизиулас
митрополит Иоанн Зизиулас (10.01.1931)

Митрополит Пергамский (Константинопольский Патриархат), почетный доктор и профессор ряда университетов, член нескольких комиссий по богословскому диалогу, советник Вселенской Патриархии, председатель Межправославной комиссии по защите окружающей среды.

Биография

Родился в 1931 году в селе Катафигио, недалеко от города Козани. В этом городе он завершил своё общее образование. По окончании гимназии он поступил в Фессалоникийский Университет, но через два года перевелся в университет города Афин, куда переехала его семья.

Во время учебы в университете он параллельно прошёл полный курс обучения в Экуменическом Институте Всемирного Совета Церквей в Боссэ (Швейцария), директором которого в те годы был известный богослов проф. Никос Нисиотис. Там он впервые серьёзно соприкоснулся с богословием иных христианских конфессий Запада.

После окончания обучения в Экуменическом Институте Всемирного Совета Церквей он поступает в аспирантуру в Гарвардский Университет, где защищает докторскую диссертацию по теме «Христология Максима Исповедника». Там Иоанн Зизиулас имел благоприятную возможность учиться у таких известных ученых и богословов, как профессор богословия Пауль Тиллих, православный богослов-патролог Георгий Флоровский, профессор классической филологии Вернер Йегер и др.

Там Иоанн в течение трёх лет сотрудничал с Обществом Византийских Исследований Гарвардского университета, известной организацией «Dumbarton Oaks», членом которой он был избран. В этом научном центре международного значения он имел общение с выдающимися личностями академического круга.

Затем он вернулся в Грецию и в 1966 году представил к защите в Афинском университете докторскую диссертацию на тему: «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и в Епископе».

В 1966—1967 годы он работал научным сотрудником Богословского факультета Афинского университета. Летом 1967 года он назначается секретарём отделения «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей, неизменным главой которой долгие годы оставался прот. Георгий Флоровский, и пребывает в этом качестве до 1970 года В Женеве Иоанн Зизиулас оказался в эпицентре богословских дискуссий на межконфессиональном уровне. Он активно участвовал в создании богословских программ, отвечая за организацию международных конференций по межхристианским вопросам.

В 1970 году избран преподавателем догматического богословия Эдинбургского университета Великобритании, где пребывал в течение трёх лет.

В 1973 году его избирают преподавателем систематического богословия в университете в Глазго. Это место он получил благодаря международному признанию его научного вклада. Характерной особенностью его преподавания в Великобритании было сопоставление западного и православного преданий, как и свидетельство о Православии на Западе.

В 1984 году митрополит Иоанн принял приглашение преподавать догматическое и символическое богословие в Фессалоникийском университете имени Аристотеля, где он работал до 1998 года. Одновременно он преподавал до 1987 года и в Глазго.

14 июня 1986 года рукоположён в сан диакона, 15 июня 1986 года — в сан пресвитера.

17 июня 1986 года избирается архиереем Константинопольской Патриархии с титулом митрополита Пергамского.

22 июня 1986 года в Патриаршем Свято-Георгиевском соборе хиротонисан во епископа Пергамcкого с возведением в сан митрополита. Хиротонию возглавил митрополит Мир Ликийских Хризостом (Константинидис).

В 1989 году стал постоянным почетным профессором Королевского Колледжа Лондонского университета.

В 1993 году он избран также постоянным членом Афинской Академии наук.

Осенью 2000 года на него было возложено руководство Представительством Константинопольской Патриархии в Афинах.

С 2001 году нёс обязанности заместителя председателя Афинской Академии, а в 2002 году избран её председателем.

В период 2006—2007 годы митрополит Иоанн являлся членом Священного Синода Константинопольской патриархии.

Иоанн Зизиулас преподавал в качестве постоянного почётного профессора в Григорианском университете в Риме и в Женевском университете, а также выступал с лекциями во многих университетах Европы.

За рубежом о его служении написано более десяти докторских диссертаций. Также является почётным преподавателем различных университетов, председателем Комиссий Богословского Диалога, советником Константинопольской Патриархии и председателем Межправославной Комиссии по защите окружающей среды.

Богословские заблуждения митр. Зизиуласа

Митр. Зизиулас учит, что Бог не имеет самостоятельной сущности=субстанции, потому что сущность Божия (и всякая иная тоже) есть общение. Он ошибочно учит о монархии Отца в Троице как некоем синоде с председателем, делая отсюда вывод о необходимости всевластия Константинопольского патриарха в Церкви ("первый без равных"), причем ему должен содействовать в этом совещательный соборный орган, для чего предполагалось сделать аналог Критского собора регулярно действующим. В антропологии он неправомерно различает лицо (=ипостась) и индивида. Зизиулас даже опровергает общепринятое у отцов определение ипостаси как природы с особенностями (т.к. у него, строго говоря, нет никакой природы, а только общение). Причина этих и других многочисленных ошибочных утверждений митр. Зизиуласа в том, что он вслед за Вл. Лосским вводит учение о личности (персонализм), утверждая, что ранее отцы не учили и не могли об этом учить, придает абсолютное значение богословским терминам, наполняя их новым смыслом, а затем переносит вновь построенную антропологическую модель на Саму Троицу, считая такой перенос совершенно корректным. Так вот, эта совершенно чуждая православию идеология, подрывающая ее триадологию, христологию, экклезиологию и антропологию, - является предметом изучения и почитания у множества современных православных интеллектуалов и богословов, но она до сих пор так и не стала предметом взвешенной богословской критики.