прот. Николай Сахаров

Источник

О Божественном откровении

Понятие об откровении. Связь учения об откровении с понятием о религии, как союзе Бога с человеком. Естественное откровение и его недостаточность. Откровение сверхъестественное, его содержание и цель, его необходимость и возможность. Разбор возражений против необходимости и возможности сверхъестественного откровения. Внутренние и внешние признаки истинного откровения. Краткое обозрение возражений против чудесь. Доказательство действительности и истинности пророчеств. Способы возвещения и распространения откровенных истин

Под именем Божественного Откровения разумеется все то, что Сам Бог благоволил открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Без откровения невозможна религия, такт как, если религия есть союз Бога с человеком, Существа всесовершенного с существом во всех отношениях ограниченным, то само собою разумеется, что все, что человек может знать о Боге и мире, он знает только от Самого Бога. Первые люди, – как свидетельствует книга Бытия, – слышали голос Бога, ходящего в раю (Быт. 3:8); этот голос и был источником истинного знания. Еще более необходимым сделалось откровение после грехопадения, когда ум, воля и сердце человеческое заразились грехом и, без особенной помощи Божией, мы не можем ни познать истины, ни получить спасения. Бог открывает Себя и Свою волю двумя путями: естественным и сверхъестественным.

Естественное откровение сеть проявление Божественных свойств и действий в окружающей нас видимой природе, в духовной природе самого человека и в исторических судьбах рода человеческого. а) Весь окружающий нас мир ость великая книга откровения Божия, красноречиво и непрестанно свидетельствующая о всемогуществе, премудрости, благости своего Творца и Промыслителя. б) Душа человека своим дивным устройством, своими высокими силами, способностями и стремлениями еще яснее говорить о Боге, Который сотворил человека и начертал в нем Свой образ, в) В исторических судьбах человечества также слышится голос Божий и видны пути Божии: история царств и народов, равно как и жизнь отдельных людей не есть сцепление простых случайностей, но управляется Промыслом Божиим и направляется Им к определенной цели.

Однако, одного естественного откровения недостаточно для полного и истинного познания Бога и мира: рассматривая внешнюю природу, нашу внутреннюю жизнь и судьбу человечества, мы приобретаем познания лишь путем собственных размышлении и умозаключений; а этот путь не только недостаточен в смысле полноты, но может быть иногда и ложным, как показывает история естественных религий, т. е. язычества; в этих религиях истина обычно искажалась и смешивалась с ложными человеческими измышлениями. Этот путь митрополит Московский Филарет сравнивает с тем знанием, которое мы можем иметь о хозяине дома, осматривая дом, но не видя самого хозяина. Вот почему Промысл Божий для спасения людей восполнил это естественное откровение откровением сверхъестественным.

Под именем сверхъестественного вообще разумеется такое явление, причина которого лежит вне естественных сил природы и человеческого духа. Отсюда, сверхъестественным откровением называется сообщение Самим Богом непосредственно человеку тех истин веры и нравственности, которых человек или не знал, или недостаточно сознавал и которые необходимы для его спасения, а равно указание способов и средств для истинного богоугождения. Провозвестниками сверхъестественного откровения были патриархи и пророки, но в совершенстве принес на землю откровение Божие воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его через Своих учеников и Апостолов. (Евр. 1:1–2). – Содержанием сверхъестественного откровения служит истинное учение о Боге, Едином по Существу и Троичном в Лицах, об искупления людей воплотившимся Сыном Божиим и об освящении их благодатию Св. Духа, об ангелах, добрых и злых, о человеке, созданном по образу и подобию Божию, о Промысле Божием и т. д. – Целью откровения служит не столько удовлетворение познавательных способностей, сколько, главным образом, спасение человека, достижение им царства небесного или того райского блаженства, которое было предназначено Богом для первых людей и всего их потомства и которого они лишились через грехопадение. – Необходимость сверхъестественного откровения вытекает из ограниченности и поврежденности человеческой природы, вследствие которых невозможны – без особой помощи свыше – ни начало, ни развитие истинно-религиозной жизни (Рим. 7:18–24); об этом свидетельствует история религиозно-нравственной жизни всех народов, и особенно судьбы языческих религий, лишенных сверхъестественного откровения. В возможности сверхъестественного откровения нельзя сомневаться, если мы верим в живого и личного Бога и убеждены, что человек создан по образу Божию. Возможно ли допустить, чтобы Существо Высочайшее, Которое есть жизнь и сама любовь, оставило Свое создание, слабое и немощное, без Своего откровения, вразумления и просвещения? С другой стороны, между Богом и человеком, при всем безмерном различии, есть нравственное сродство, и человек может входить в живое общение с Богом. Бог, как Существо всеведущее и премудрое, обладает всеми средствами для сообщения людям Своего откровения, а человек имеет способность к воспринятию этого откровения.

Возражения против необходимости и возможности сверхъестественного откровения идут со стороны деизма и рационализма. 1) Деистами называются мыслители, которые, признавая бытие Божие и творение мира, отрицают Промысл Божий и утверждают, что Бог, сотворив мир, предоставил его самому себе, а Сам пребывает в покое и не вмешивается в жизнь мира и человека. Мир, по учению деизма, подобен механизму, раз навсегда заведенному и далее уже не нуждающемуся в починке, так что отношение Бога к миру совершенно исчерпывается актом сотворения мира. Сверхъестественное откровение, как всякое непосредственное вмешательство Бога в порядок природы, Им Самих созданной, несогласно, – будто бы, – с совершенством существа Божия, с понятием о Его всемогуществе, премудрости и неизменяемости. В представлении деистов, таким образом, Бог является какой-то мертвой космической силой или непреодолимой судьбой, чуждой всему, что совершается в мире и человечестве. Между тем, нравственное сознание человека не мирится с таким представлением; человек верит в Бога, как в Существо личное и живое, Которое не может равнодушно относиться к судьбам Своего творения; с другой стороны, природа человека слишком повреждена грехом, чтобы человек мог подняться своими собственными силами и достигнуть спасения; без особого вмешательства Божия, зло восторжествовало бы а истина была бы окончательно забыта или искажена, как доказывает вся история человечества; потому то во все времена и у всех народов существовал и существует обычай молитвенного обращения к Божеству с надеждою, что молитва будет услышана. Сверхъестественное откровение и вообще промышление Бога о человеке могли бы противоречить Божественным свойствам всемогущества, премудрости и неизменяемости, если бы они первоначально не входили в план Божественного мироправления, а были чисто случайным делом, вымогаемым у Бога случайными, непредвиденными обстоятельствами. Но не следует забывать, что Бог не только всемогущ, премудр и неизменяем, но и всеведущ и, как всеведущий, Он от вечности же предопределил весь ряд дел Своего промыслительного воздействия на естественный мировой порядок, и притом таким образом, чтобы они не только не нарушили этого порядка, но и содействовали ему и еще более утверждали и возвышали.

2) Рационалисты и представители современного позитивизма считают сверхъестественное откровение излишним, потому что: а) для познания истины и осуществления добра, по их мнению, достаточно естественных сил человека, и б) потому, что истины откровения или так называемые тайны веры не только не просвещают человека, но еще более затемняют его сознание. Но что сил человека недостаточно для выяснения основных вопросов человеческой жизни, свидетельствует сама наука, в которой гипотезы и теории быстро сменяют одна другую, и то, что сегодня считалось истиной, завтра объявляется грубой ошибкой и заблуждением. Тем более эта недостаточность сказывается в области нравственных явлений. Известный философ Кант, который придавал особенное значение нравственному сознанию человека, признает, что, «если бы Евангелие не научило нас всеобщим нравственным законам в их полнейшей чистоте, то разум доселе не понимал бы их в таком совершенстве». – Что же касается самих тайн веры, то они должны быть в каждой религии, так как религия есть союз неограниченного Бога с ограниченным во всех отношениях человеком; тайны допускаются и в области наук в виде недоказуемых, принимаемых, на веру истин или так называемых аксиом. И эти тайны веры, превышающие наш разум, не только не затемняют сознания человека, но, напротив, уясняют и освещают целые области человеческого знания. Так, тайна грехопадения даст наиболее, удовлетворительное решение вопроса о происхождения зла в мире. Таина Пресвятой Троицы приоткрывает до некоторой степени для ума человеческого завесу внутренней жизни Божества, как Совершеннейшей Личности. Эта-же тайна уясняет возможность и действительность воплощения Сына Божия для нашего спасения, возможность и действительность благодатных дарований Утешителя – Святого Духа; она-же служить основанием возвышенного учения о совершенной любви, как начале христианской жизни. А все эти тайны вместе дают законченное и всеобъемлющее мировоззрение христианское, подобного которому мы напрасно стали-бы искать в какой-либо иной религии или философии.

Как известно, все религии приписывают себе Божественное происхождение. Ήο истинное откровение может быть, конечно, только одно. Как же можно отличить истинное откровение Божие от человеческих измышлений? Отличить можно по особым признакам, которые делят на: 1) внутренние и 2) внешние.

1) Внутренних признаков сверхъестественного откровения три: а) высота содержащегося в нем учения, б) чистота его и в) благодетельное влияние его на сердца человеческие. Откровенное учение содержит в себе ответ на самые важные вопросы, над которыми задумывались величайшие мыслители и которых они сами без помощи свыше не могли разрешить, напр.: о существе Божием, о начале мира, о происхождении зла па земле, о загробной жизни и пр. Притом оно сообщает нам истины новые, до сих пор неизвестные и недоступные человеческому уму, и устанавливает новые порядки, новые начала во взаимных отношениях между людьми (Ин. 13:34: 2Кор. 5:17). И эти истины не только новые, но и вечные (Мф., 24:35; 1Кор. 2:6: Ис. 40:8; Пс. 116:2; и Мф. 20:35), остающиеся неизменными в своей основе и никогда не могущие устареть и утратить своего глубокого жизненного значения. – Чистота откровенного учения состоит в том, что в нем не может быть никаких противоречий самому себе, здравому человеческому смыслу, естественному нравств. чувству и всем вообще высоким стремлениям и потребностям человека. Откровение истинное, содержащееся в Св. Писании и Св. Предании, дано в разное время, через разных людей и при самых разнообразных условиях, и тем не менее оно не содержит в себе ни малейших противоречий или несогласий, и все попытки отыскать в нем такие противоречия или несогласия оканчиваются полной неудачей. Оно не приноравливается ни к каким принятым мнениям и любимым вкусам людей и не дает никакого послабления и потворства страстям человеческим, но содержит в себе одну чистую и непреложную истину. Нравственное учение богооткровенное или заповеди своею чистотою и святостью бесконечно возвышаются над всеми человеческими законодательствами, имеющими временное и местное значение. – Что касается действия богооткровенного учения на людей, то об нем свидетельствует вся история Божественного откровения как в Ветхом Завете, так особенно в Новом. Достаточно указать на могущественное, возвышающее действие проповеди пророков и апостолов, на необычайное распространение Евангелия мирным путем среди наиболее культурного человечества, на чудное, облагораживающее и возрождающее влияние Библии и христианского богослужения и пр.!

2) К внешним признакам истинного откровения относятся, главным образом, пророчества и чудеса. – Под именем пророчества разумеется точное и определенное предсказание о таких будущих событиях, которых разум человеческий не мог предвидеть и исполнение которых указывает на всеведение и всемогущество Божие. Для убеждения в достоверности пророчеств и для отличия истинных, пророчеств от мнимых и ложных, нужно обращать внимание: 1) на цель пророчеств, которая, как и цель чудес, должна быть вполне достойна Бога и притом особая, высочайшая, – содействие падшим людям в деле веры и нравственности; 2) на обстоятельства пророчеств. Истинные пророчества, как получаемые пророком от Самого Бога, не могут зависеть от каких-либо предварительных искусственных приготовлений, завися единственно от воли Божией. В этом отношении истинные пророчества существенно отличаются от прорицаний языческих оракулов, которые приводили себя разными искусственными средствами в состояние нервного исступления; 3) но ближе и яснее всего доказательное значение пророчества раскрывается из их осуществления. Если, напр., события в истории человечества предсказаны за целые сотни и даже тысячи лет, прежде чем они исполнились, и если они совершились действительно так, как были предсказаны, то более ясного и сильного доказательства сверхъестественного происхождения таких предсказаний нельзя и требовать. Сам Спаситель сравнивает пророчество – по силе убедительности – с чудом воскресения мертвого: («Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверять», – Лк. 16:31). Поэтому неопровержимую силу доказательности имеют пророчества Ветхого Завета о Мессии, с буквальною точностью исполнившиеся на Христе Иисусе, пророчества Моисея о судьбе неверующего народа еврейского, новозаветные предсказания Хряста Спасителя о Своей крестной смерти, воскресении и пр., а также пророчество Его о распространении евангельской проповеди по всей земле. Все эти пророчества исполнились и исполняются с буквальною точностью. –Пророчество нельзя смешивать с предчувствием и естественным предвидением. Предчувствие всегда более или менее темно и смутно, касается лишь ближайшего будущего и непременно имеет основание для себя в настоящем, тогда как пророчество ясно и определенно, говорит о весьма отдаленном будущем и никакого предвестника в настоящем не имеет. Напр., пророчество Исаии о Кире Персидском, произнесенное почти за 200 лет до жизни этого царя, пророчество Даниила о четырех царствах, о Спасителе и т. д. Что касается естественного предвидения человеком будущего, (напр., научные предсказания в области астрономии, метеорологии, физики, медицины и пр.), то оно тем существенно отличается от пророчества, что ограничивается, почти исключительно, кругом физических явлений, производимых силами природы, действующими по законам необходимости, и притом представляют собою лишь указание тех результатов, которые в ближайшем будущем должны произойти от причин и условий, действующих в настоящем. Еще менее связи между пророчеством и разнообразными прорицаниями, оракулами, гаданиями (Пифия, Сивилла и пр.), которые представляют собою обман с корыстною или иною низменною целью.

Чудесами называются такие действия, которые не могут быть совершены ни естественными силами и законами природы, ни силою и искусством человеческим, а только всемогущей силой Божией и которые по своей цели, в отношении к людям, содействуют достижению их религиозно-нравственных интересов; поэтому они часто называются «знамениями» или доказательствами присутствия Божественной силы. Наравне с пророчествами, чудеса являются самыми наглядными и очевидными признаками истинного Божественного откровения; это значение приписывает им Сам Спаситель, указывая на Свои чудесные дела, как на явное доказательство Своего Божественного посланничества: когда ученики Иоанна Крестителя, от имени своего учителя, обратились к Иисусу Христу с вопросом: «Ты-ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» – Иисус Христос ответил им: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат и мертвые воскресают» (Мф. 11:2–5). Чудеса, как внешний признак Божественного откровения, общедоступны для всех людей, как образованных, так и необразованных. Для убеждения в истинности чудес не требуется каких-либо умственных изысканий, отвлеченных соображений и знания сил и законов природы, чтобы уметь отличить естественное от сверхъестественного, а необходимы только здоровый глаз, чтобы видеть, и здравый смысл, чтобы убедиться, что в чудесном событии действует сила Божия... Каждое чудо непременно имеет высшую нравственную цель – служит для людей знамением Божественного могущества и тем утверждает их веру в Бога. И так как чудеса, производя поражающее впечатление, действуют, главным образом, на внешние чувства людей, и усвоение истины под влиянием их часто бывает механическим, неглубоким, то Спаситель открывал Свою чудодейственную силу только перед достойными, готовыми веровать в Него, и порицал тех «лукавых», которые окружали Его из одной жажды чудес, а не вследствие искреннего стремления сердца (Мф. 13:58; Лк. 11:29; Ин. 6:2–6).

1) Говорят, что чудеса не согласны с премудростью и всемогуществом Божиим, так как Бог, совершая чудо, тем самым как-бы исправляет Свое творение, не совершенно Им созданное. Но такое возражение несправедливо, так как в чудесах, каковы, напр., исцеление больных, воскрешение мертвых и пр., Бог не только не исправляет Себя, но, напротив, исправляет уклонения разумно-свободных существ от установленного Им нравственного порядка: нищета, болезни, уродства, страдания, смерть и другие бедствия человеческой жизни не предназначались всеблагою волею Творца, а явились как необходимые следствия грехопадения первых людей. – 2) Говорят, что чудеса расстраивали-бы чин и порядок природы и нарушали-бы неизменные мировые законы. Это возражение было-бы справедливо, если бы мы приписывали чудеса человеческой силе. Но мы верим, что чудеса совершает Сам Бог через посредство ограниченных существ. А для Бога, всемогущего Творца вселенной, установившего законы природы, не существует различия между естественным и сверхъестественным, обыкновенным и чудесным. Для достижения высших нравственных целей Господь, не нарушая естественного порядка и действия сил природы, совершает явления, которые непосредственно из действия низших сил не вытекают, и которые мы называем чудесами. В природе низшие законы вообще подчиняются высшим, – механические, напр., химическим, химические – физиологическим, физиологические – психическим. И когда низший закон уступает место высшему, никто не утверждает, чтобы при этом происходило уничтожение какого-нибудь закона. Когда, напр., человек поднимает свою руку, закон тяжести относительно руки отнюдь не уничтожается и не приостанавливается; он действует в такой-же мере, как и всегда, только действие его превышается действием высшей причины – действием человеческой воли. Другой пример. По закону притяжения, тела известного веса падают на землю, если не имеют поддержки или опоры; однако же камень или вообще тяжелый предмет может быть брошен рукою человека с такою силою, которая на известное время может противодействовать его падению. В данном случае закон притяжения отнюдь не перестает действовать, сила притяжения не прекращается, а только подчиняется другой высшей силе. Подобным образом, когда рассказывается, что огонь, напр., в известном данном случае не производил своего обычного следствия – сжигания или – что буря мгновенно изменилась в тихую погоду, вода удержала на своей поверхности человека и пр., – в этих случаях мы не имеем никакого основания предполагать нарушение или ниспровержение каких-нибудь законов природы, а должны признать, только при этом действие высшей силы, которою предотвращены обыкновенные результаты, производимые огнем, бурею, водою и пр. Чудеса не противоестественны, а сверхъестественны.

Указанные внутренние и внешние признаки в полноте присущи одной лишь истинной, Богооткровенной религии; она одна в совершенстве обладает и высотой, и чистотой учения, и благотворным, возрождающим и укрепляющим влиянием на сердца человеческие, и в ней одной содержатся и истинные пророчества, и истинные чудеса.

Бог различными и многообразными способами открывает людям Свою волю. Так, Он открывал Себя в чрезвычайных чудесных явлениях природы (явление Бога Моисею в горящей и несгорающей купине на горе Хориве, в громе, молнии и трубном звуке на горе Синае, явление пророку Илии в тихом ветре, и пр.). Иногда Бог являлся людям в человеческом образе (Аврааму в виде трех странников, Иакову в виде неизвестного мужа, боровшегося с ним, и пр.). Пророк Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Иакову Господь явился во сне на верху таинственной лестницы, по которой восходили и нисходили ангелы. Иногда Бог посылал ангелов для возвещения Своей воли людям. Кроме того, Бог непосредственно воздействовал на душу некоторых избранных благочестивых людей и озарял их духовным светом для воспринятия и уразумении богооткровенных истин. Такими провозвестниками Божественного откровения были ветхозаветные патриархи и пророки; но в полноте и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов (Евр. 1:1–2). Ветхий и Новый Завет составляют одно целое, развитие одного Божеств. плана (домостроительства) о спасении рода человеческого. Различие между ними не по существу, а по степени полноты и совершенства, применительно к степени рел.-нравств. развития людей до – и после Рожд. Христова. Как любящие и опытные родители, относясь одинаково к младшим и старшим детям своим, употребляют различные приемы воспитания их, так и Премудрый Отец Небесный различными путями вел и ведет людей ко спасению в Ветхом и Новом Завете.


Источник: Христианская вера и христианская жизнь / Николай Сахаров. - Париж : Сахаров, 1939-. / Ч. 1: Христианская вера : (очерки догматического богословия). - 1939. - 137, [7] с.

Комментарии для сайта Cackle