М.В. Корогодина

Источник

Глава 6. Порча чужого имущества

В исповедных вопросниках присутствует всего несколько статей, говорящих о сознательной и целенаправленной порче чужого имущества. В основном это статьи о поджоге, но есть и такие вопросы, которые читаются в одном-трёх текстах и показывают, что данная тема волновала составителей покаянных текстов.

1. Поджог

«Зажже дом или гумно?» наиболее распространённая статья из тех, что касаются порчи чужого имущества. Перечень того, что могло подвергнуться поджогу, обширен: стог, двор, овинник, огород, «град или село», «жито», «хлеб», «или иное что». Как и в статьях на другие темы, в некоторых текстах уточняется, не был ли совершён грех чужими руками: «сам или велел кому», «не посылывал ли кого жжещи кого».680 Причины поджога примерно одинаковы: «гневы», «по сердцу на кого». Епитимья встречается редко; в епитимийном правиле Вопрошание исповеданию «зажигателям домом и гумном» полагается епитимья 5 лет поста.681 Помимо Вопрошания исповеданию епитимья присутствует только в одном исповедном вопроснике, составленном в XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, и измеряется она тремя годами поста.682

2. Битье скота

«Скотину чужую заклал или ударил?»683 – вопрос не относится к числу широко распространённых. Происходящее характеризуется разными глаголами, хотя смысл их одинаков: «бивал», «убила», «клял». Причины избиения скотины также близки: «по гневу», «по зависти», «по насердию». Чаще всего страдала чужая скотина, хотя в некоторых случаях тот же вопрос задаётся и относительно собственного скота. Это заставляет нас задуматься о причинах возникновения подобного вопроса. Действительно, задавая вопрос об избиении чужого скота, составитель, казалось бы, подразумевает желание причинить ущерб хозяину животного. Однако вопрос, касающийся избиения собственного скота, не может иметь такого объяснения. Вряд ли можно видеть в подобном вопросе попытку защитить само животное: это подразумевало бы слишком большую степень одушевления бессловесной твари, невозможную в XIV –ХѴII вв. Скорее духовник обращал внимание на причину подобного поведения – на гнев, овладевший человеком, и рассматривал побои и проклятия, сыпавшиеся на животных, как зримое проявление гнева.

3. Порча нив и скота

«Портила ниву или скотину?» 684 – статья, близкая к предыдущей и встречающаяся только в вопросниках, обращённых к женщинам. Мы выделяем её в отдельный пункт из-за формулировки «портила», часто употреблявшейся, когда речь идёт о применении колдовских способов воздействия на окружающий мир.685 В тексте XVII в., обращённом к вдовам, к разбираемой статье добавлены слова «или зло каково християном сотворила?»; в других текстах напрямую спрашивается не только о порче нивы или скотины, но и человека: «А человека цы порчивала еси, или скотину, или ниву, или иное что?»686 Особенно часто глагол «портить» встречается в сочетании со словом «зелье», например: «Ково испортила зельем?»687 Зелье в средневековых исповедных текстах может означать яд или вещество, наделенное магическими свойствами. Таким образом, в цитированной выше статье может подразумеваться как физическая, так и магическая порча предметов или существ.

* * *

680

МКДА 174: КДА 174л, л. 262–265, О.I.100, л. 37 об.–40 об.; М-Петр. 94 П.І.А 94, л. 225–228.

681

Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

682

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел 22/1099, л. 431–433 об.

683

М-Арханг. 38 Арханг. Д. 38, л. 71–74. Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062, л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об,–157 об., Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76. Арханг. Д. 72, л. 50–53. Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061, л. 222–224, Соф. 1062. л. 189–192, Q.I. 851, л. 185 об.–188 об.; М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472; Ж-Соф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел 547/804, л. 42–44 об.; М-Q.1.595: Q.I. 595, л. 72 об.–74.

684

Ж-О.І.100: О.I. 100, л. 46 об.–49; Ж-Вдов-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 415 об.–418; ЖО.I. 473: КДА 174л, л. 265 об.–268, Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99, П.І. А 94, л. 228–230, О.I. 473, л. 119–120 об.; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об.

685

Сл.РЯ XI–XVII вв. Вып. 17. С. 130.

686

ЖВдов-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 415 об.–418; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76; Ж-О.I.473: Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99, П.I.А 94, л. 228–230, О.I.473, л. 119–120 об.

687

ЖО.I.473: КДА 174л, л. 265 об.–268, Кир.-Бел. 6/1083, л. 97–99, П.І.А 94, л. 228–230.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle