М.В. Корогодина

Источник

Часть II. Содержание исповедных текстов

В разных текстах мы встречаем различную интерпретацию одних и тех же вопросов. Сопоставление статей из разных текстов, затрагивающих одну тему, наиболее полно может осветить интересующую нас проблему, показать отношение к ней современников. Так мы узнаем о жизни людей того времени, об их воззрениях.

При изучении содержания покаянных текстов мы выделили отдельные сюжеты и рассматривали статьи по тематическому принципу. Между тем составители, как правило, записывали вопросы на разные темы вперемежку; поэтому приходится отказаться от следования порядку статей в самих текстах. Ниже приводятся статьи в их наиболее распространённой форме; указываются наиболее существенные смысловые разночтения и даётся комментарий к самой статье и разночтениям.424

Глава 1. Брак и половые отношения

Традиционно исповедный текст открывался вопросом, посвящённым выяснению обстоятельств потери девственности грешника, скопированным с греческой вопросной статьи. Уже в Уставе Иоанна Постника присутствовал прототип вопросника, имеющий характерное начало, говорящее о блуде.425 Этот первый вопрос, иногда слегка отредактированный, перешёл во все остальные греческие чины исповеди. При переводе на славянский язык он занял в русских вопросниках, как и в греческих, главенствующее место.

В обычном вопроснике собственно первая статья составляла единый комплекс с несколькими последующими, посвящёнными блуду. Эта традиция также перешла к нам от греческих книжников. А. И Алмазов полагает, что первоначально Постников Устав предназначался для монашеской исповеди, и именно исходя из позиций строгого аскетизма самым тяжким грехом, – а потому требующим наиболее пристального внимания, – считался грех блуда.426 Это привело к тому, что и в русских памятниках вопросы о блуде занимали центральное положение, им уделялось порой до ⅔ общего объёма текста, а иногда и больше. Только с середины XVI в. в рукописях начинают появляться вопросники, посвящённые в основном вопросам о вере,427 но обычно наряду с этими небольшими по объёму вопросниками в рукописи присутствовал и обычный исповедный текст, начинавшийся с «блудных» статей.

Таким образом, пристальное внимание к блуду определялось традиционным восприятием подобных грехов как самых тяжких и требующих наиболее полного покаяния. Это восприятие пришло на Русь из Византии; оттуда же мы получили и основной перечень «блудных» грехов, который практически оставался неизменным на Руси. Обязательными были вопросы о блуде (половых отношениях неженатых, свободных людей), прелюбодеянии (внебрачных половых отношениях состоящих в браке или монашествующих, поскольку монашество приравнивалось браку), кровосмешении, гомосексуальных отношениях, малакии (рукоблудии или онанизме), скотоложстве, анальном и оральном сексе.428 Все эти вопросы в более или менее подробной формулировке имеются в греческих чинах и были заимствованы оттуда.429 Кроме того, обязательно спрашивали о половых отношениях накануне или в церковные праздники, после причастия, после рождения ребёнка или во время женских регул.430 Этот цикл вопросов подводит нас к проблеме чистоты в средневековом понимании, что требует отдельного рассмотрения.

На первый взгляд кажется, что духовники спрашивали и запрещали все, сколько-нибудь отличающееся от «нормы», ограничивающейся зачатием потомства в законном браке, в то время как на Руси бытовали все виды сексуальных отношений.431 Однако это не так, и здесь большое значение приобретают те возможные вопросы, которых мы не находим в покаянных текстах. Так, в рукописях совершенно отсутствуют вопросы о смеси насилия и секса, появившейся в XVIII–XIX вв., и о групповом сексе. Впрочем, Н.Л. Пушкарёва считает, что групповой секс был известен на Руси, приводя в доказательство статью: «Аще два брата будут с единою женою, или две сестры с единым мужем...»,432 однако данная статья говорит только о кровосмешении. Такие вопросы встречаются почти всегда среди статей, посвящённых кровосмешению.433 В статье такого рода обязательно присутствуют формулировки, указывающие на родственные связи, мы не встречаем статей вроде: «аще два мужа будут с единою женою...». Кроме того, в статье отсутствует указание на одновременность событий. Между тем во всех статьях, где грех обусловливался временнóй близостью событий, обязательно указывалось время, например, в вопросах о блуде после причастия: «на ту же нощь» или «того дни», в вопросах священникам о служении литургии после соития с женой: «с женой блудив, а наутро служив» и во многих других. Отсутствие указания на время свидетельствует о том, что последовательность событий не имеет значения и смысловой акцент переносится на родственные связи. Все это подводит нас к мысли, что в статье подразумевается не одновременность событий, а последовательность.

Ещё одна статья, которая приводятся в доказательство существования на Руси если не добровольного группового секса, то группового изнасилования, – статья о толоке.434 О толоке говорится в Краткой редакции Устава Ярослава (о девушке, отданной в толоку); в исповедных вопросниках изредка встречаются статьи вроде: «Чи робы в толоце доходил еси?».435 В текстах, известных по спискам XV в., за «толоку» полагается епитимья два года поста.436 Однако статьи о толоке встречаются редко, а в остальных вопросах нет ни малейшего намёка на групповой секс.

Обычно вопросы о блуде разбросаны по всему тексту исповедного вопросника. Крайне редко они полностью вынесены в начало или в середину исповедного текста; такие тексты встречаются только со второй половины XVI в. Исключение представляют вопросники, обращённые к монахам, в которых статьи, говорящие о блуде, были полностью сгруппированы в первой половине исповедного текста уже в списках XV в. В начало исповедного вопросника для мирян статьи о блуде вынесены в одном из текстов середины XVI в. (М-Петр. 94).437 Исключительное явление для XVI в. представляет собой поновление, опубликованное А. И. Алмазовым по единственному списку, в котором статьи о блуде собраны в одном разделе, имеющем надписание: «Аще хощеши, приложи и се».438 Таким образом, духовник может опустить данную часть вопросника. В конце XVI в. появляется вопросник, полностью посвящённый «блудным» грехам (МСинод. 898); 439 он предваряет вопросник мужчинам (M-Печ. тр.). из которого изъяты статьи, вошедшие в состав М-Синод. 898. В начале XVII в. общий вопросник мужчинам вошёл в состав печатного требника, но вопросник о блуде М-Синод. 898 не был в него включён.

К концу XVI–XVII в. появляются вопросники, в которых статьи о блуде почти отсутствовали, ограничиваясь двумя-тремя статьями самого общего характера. Такой вопросник мог использоваться, если «блудные» грехи уже рассматривались чуть раньше, в одном из записанных выше в том же чине вопросников, или если духовник хорошо знал кающегося и считал бесполезным и даже вредным задавать ему подобные вопросы. Последняя ситуация была нередкой; именно по этой причине в конце XVI в. общие вопросники стали делить на разделы для отроков, мужей и вдовцов или для девиц, жён и вдов: стало очевидным, что подробные расспросы о половой жизни могут соблазнить, а не наставить на истинный путь невинные души. В одном из поновлений инокиням встречаются такие указания перед вопросами о «блудных» грехах: «чистым не говори до знамени», «чистым отселе до конца не говори, да не соблазнятся». На полях рукописи с поновлением стоят значки, отмечающие начало и конец вопросов о блуде.440 Вопросники, разделённые на части, в зависимости от возраста и семейного положения мирян, распространяются в ХѴII в. с появлением печатного требника, в состав которого они вошли. В вопросниках из печатного требника после перечисления основных видов «блудных» прегрешений говорится: «Аще же кто таковым винам невинен, и ты о блудных делех, еже в роду и в племяни, кающагося не вопрошай, да не будеши ему соблазн. А будет скажет, что бывал грех, и ты разпроси в роду ли или в племяни, или в кумовстве, или в сватовстве, и с кем?».441

В целом вопросы о блуде однообразны; их цель – наиболее подробно и детально выяснить всё, что касается блуда; однако некоторые статьи требуют комментария.

1. Вступление в брак, обручение, венчание и внебрачные связи

Наиболее распространены вопросы о вступлении во второй или третий брак, вроде: «Были у тебе 2 или 3 жене?» или же: «Коликая ти есть жена?».442 Такие вопросы адресовались как мужчинам, так и женщинам. В исповедном тексте XVI в. М-Соф. 848, который по своей форме близок к епитимийным правилам, та же статья имеет формулировку, как в епитимийнике: «Или аще поимет кию вторую жену, опитемьи год. Аще ли третью, опитеми 5 лет, а стояти ему вне церкви. А пища приимати по вечерни, а поклонов по 300 на день и нощь».443 Ряд статей говорит о вступлении в брак с теми, с кем церковные или этические законы запрещали супружество. Здесь могли подразумеваться самые разные категории людей, начиная с родственников, заканчивая «господами». Одна из наиболее распространённых статей: «Не во племени ли ecи женился?». Мужчинам задавали вопросы: «Госпожу понял?», «Хресницу понял за своего сына или дощерь за хресника дал?», «Отпущеницу понял?», «Иного обрученицу понял?», «Обручил еси себе жену, а иную понял за себе?».444

Последние две статьи говорят об обручении, которое, хотя и не было собственно заключением брака, связывало людей так, что они не могли уже больше считаться вольными в дальнейшем выборе супруга. Другая процитированная выше статья говорит о браке с «отпущеницей» – женщиной, уже состоявшей в браке и «отпущенной» мужем. По церковным правилам мужу разрешалось отпустить жену (фактически выгнать), если она была прелюбодейкой.445 Женщина могла вернуться в родительскую семью, если её туда принимали. Практически же она оказывалась исключённой из общественной жизни, поскольку статус отпущенницы был одним из самых позорных, а выйти замуж снова ей было трудно.

Ещё одна статья, весьма часто встречающаяся в исповедных вопросниках для мирян, говорит о венчании: «Венчался ли с женою?». Вопрос о венчании обычно был завершающим, последним в ряде статей, записанных в вопроснике. Если он записан в середине вопросника, то это, скорее всего, указывает на то, что записанные ниже статьи были присоединены позже к первоначальному корпусу вопросов, как в изводе середины XVI в. вопросника ММих. Q 9.446 Статья могла также быть перенесена в результате правки редактора, сгруппировавшего всё, что относилось к половой жизни в браке и вне его, в начале текста, как в вопроснике M-Петр. 94.447

В вопросниках для женщин некоторые статьи уточняют, с кем в браке состоит кающаяся: «Мужа прелюбодеица не держивала ли иного?», «Законной ли у тебе муж?».448 По Правилам Василия Великого женщина, живущая с мужчиной, бросившим семью, наравне с ним считается прелюбодейкой: «Аще же муж, отступив от жены, поимет иную, то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодеица, поскольку отвлекла к себе чужаго мужа».449 Правило, входившее в состав Номоканонов, было хорошо известно на Руси.450

Ряд статей говорит о постоянных внебрачных связях, например: «А от жены своей любовници не держал ли?», «Или любовьни держиши, а свою покинув?», «Наложницу держал ли еси?».451 Слово «любовница» нехарактерно для покаянных текстов; обычно такие отношения характеризовались словами «другая жена», «меньшая».452 Мужчине неизменно предписывалось вернуться к первой жене, даже если первый брак был бесплодным, а от «меньшей» у него были дети. Роль «меньшиц"-любовниц могли выполнять социально-зависимые женщины; так, в вопроснике М-Погод. 314 у мужчины спрашивают: «С робою детии добыл?».453 Американская исследовательница Ева Левина считает, что таким ситуациям часто сопутствовало насилие.454 Установления о «меньшицах» мы находим в епитимийном тексте, пришедшем на Русь с Балкан и озаглавленном «Правила святых отец по заповеди святого и великого Василия»: «Имеем две жене да се ижденеть мьнша и дети ее». Если речь шла о рабыне, то её следовало отослать как можно дальше: «Имеи свою жену и блудить сь рабою, да га биють, а рабу заточеть инамо».455 Н.Л. Пушкарёва полагает, что наличие «меньшиц» в доме было обычным,456 однако материал исповедных вопросников не позволяет сделать столь категоричного вывода. Единственное упоминание «меньшицы» в исповедном тексте встречается в вопроснике XVI в. M-Петр. 94.457

2. Поступки, ведущие к блуду, и насилие

Речь идёт о ситуациях, которые сопутствуют или могут привести к блуду, не являясь грехом сами по себе (за исключением поцелуя). Духовники уделяли немалое внимание подобным ситуациям, стараясь предотвратить грех, не дожидаясь, пока станет поздно. Так, в исповедных вопросниках встречаются статьи: «Или мыслила еси блуд на кого чюжаго?», «Ли свои сором казал еси другу, или дружняго смотрил еси?» и др.458 В вопросниках как для мужчин, так и для женщин чрезвычайно распространена была статья: «Или взирала еси на кого с похотию?»; у мужчины спрашивали также, не говорил ли он «с похотью». Особенно широкое распространение получают вопросы о наступании на ногу и мигании ради блуда, причём последняя из упомянутых статей особенно часто читается в вопросниках, предназначавшихся для исповеди женщин.

К той же категории вопросов следует отнести широко распространённые статьи о поцелуях, хотя подобные действия уже рассматривались как фактический грех, а не приближение ко греху. Встречается упоминание и о других поступках, ведущих к греху: «За перси держать», «Ниц лежать» и др.459 Духовники различали самые мелкие детали и коллизии, связанные с блудом; например, в вопросниках М-Петр. 94 и М-Свир. 91 встречается статья: «Аще пореклься еси с похотию на кого и в походъ не прииде?».460

Статьи на тему насилия встречаются нечасто; так, у женщины могли спросить: «Насильством кто тебе не осквернил ли?», в тексте XVII в. добавлено: «сонную или пьяную».461 Мужчинам адресовались вопросы: «Посилил девицу или жену какову?», «Отроковицы ль еси не силовал еси?», «Или девицу растлил еси?462

3. Кровосмешение463

Обычно количество статей о кровосмешении в одном вопроснике велико, они встречаются практически в каждом вопроснике, поэтому их необходимо прокомментировать. Несмотря на большое количество вопросов, нельзя признать кровосмешение распространённым грехом. Скорее ему уделялось такое пристальное внимание потому, что оно считалось одним из самых страшных грехов. К кровосмешению относились и грехи, которые в современном понимании не являются таковыми. Духовное родство приравнивалось к кровному, и блуд с крестными, кумовьями, сватами, духовниками рассматривался как кровосмешение. Кровосмесительными считались блуд с такими родственниками, которые не являются родными по крови (сестра жены, жена брата или дяди), и даже половые отношения с любовницей брата. Необходимо также учитывать замкнутость большинства средневековых социумов (кроме крупных городов, как Москва, Новгород и подобных), когда в ближайшем окружении человека были почти исключительно его родственники кровные или духовные. Таким образом, возникала ситуация, в которой человек не мог согрешить с кем-то, кто не приходился бы ему хотя бы дальней родней, поскольку таких людей рядом с ним не было. Впрочем, дальние родственные связи церковь не рассматривала как кровосмесительные, акцентируя внимание на ближайших родственниках. О малой распространённости грехов, связанных с кровосмешением, может говорить неизменно большой размер епитимьи за такие грехи

4. Единичные статьи

Кроме перечисленных выше необходимо отметить ещё несколько статей, известных по единичным спискам, например: «Ревность держал еси?», «Поминание творил, и в том дни сам пался?».464 Осуждаются половые отношения, даже если они потом освящены браком: «С женой прежде брака был?», «Не растлел ли еси девицы преже понятна?».465 Резкому осуждению подвергается нарушение целомудрия в иллюстрированном тексте конца XVII в. из синодика: «Сия мука девицам, кои тело свое до венца оскверняют и девство свое разрушают, того ради за пуп железным крюком повешены, мука им вечьная, и птицы небесныя плоть их будут вечно терзать».466 Встречаются вопросы, касающиеся сводничества (подробнее о сводничестве будет сказано в Главе 2). В других текстах говорится о блуде с иноверцами: «Со инноверцем пался?».467 Исповедные вопросники запрещают ходить в храмы иноверцев, есть или пить с ними из одного сосуда; данная статья продолжает ряд запретов. Ряд статей посвящён проституции в средневековой России: блудницам и «сонмищам», в которые ходили «ради блуда».468

* * *

424

С целью облегчить восприятие текста и сократить его объём справочный аппарат (ссылки на шифры и листы рукописей) приводится только для редких статей и разночтений, которые имеют значение для раскрытия содержания вопросников. Наиболее распространённые статьи, встречающиеся практически в каждом списке в одинаковой формулировке, цитируются без ссылок на рукописи.

425

См.: Часть 1. Глава 1. С. 35.

426

Алмазов. Т. 1 С. 82.

427

ВВ-Соф. 869, ВВ-Арханг. 72. ВВ-Печ. тр.

428

Тексты, касающиеся блуда, опубликованные в книгах: Алмазов. Т. 3. С 144–296: Смирнов. Материалы. С. 1–244, переопубликованы в переводе на современный язык в сборнике: «А се грехи злые, смертные...»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России: X – первая половина XIX в. / Отв. ред. Н.Л. Пушкарёва. М., 1999. С. 13–117. Там же опубликованы выдержки из монографии Е. Левиной, в которой в числе прочего говорится о позициях соития, содомии, скотоложстве, мастурбации, внебрачном сексе и прелюбодеянии у славян на материале исповедных текстов и других источников: Левина Е. Секс и общество в мире православных славян, 900–1700 // «А се грехи злые, смертные...». С. 312–315, 319–349.

429

Алмазов. Т. 1. С. 1–90.

430

О времени супружеского секса и сексуальных отношениях с нечистой женщиной см.: Левина Е. Секс и общество в мире православных славян... С. 302–312.

431

О сексуальных отношениях в браке и вне брака см.: Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. С. 142–153; Левина Е. Секс и общество в мире православных славян... С 239–491.

432

Пушкарёва Н.Л. Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов (X–XVII вв.) // Секс и эротика и русской традиционной культуре / Сост. А.Л. Топорков. М., 1996. С. 66.

433

М-КДА 174: О.I.100, л. 37 об-40 об.; М-Соф. 1073: Соф. 1073. л. 18–19; М-Соф. 1101: Соф. 1101. л. 182–185 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел 9/1086, л. 81 об.–84 об. Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. Опубл.: Алмазов. Т 3. С. 149–151 (по списку Кир.-Бел. 22/1099); МПогод. 314 : Арханг. Д. 71. л. 164–165 и 170 об.–171, Погод. 314, л. 179 об.–181, Солов. 1099/1208, л. 179–180. Соф. 1089, л. 103–104, М-Свир. 91: Ал-Св. 91. л. 239 об.–240 об.; М-Калик. 1: Калик. 1, л. 10–12. Кир.-Бел. 530/787. л. 152 об.–156. Соф 1102, л. 28–30; М-КБ 530/787: Кир.-Бел. 530/787, л. 147 об.–149 об., М-Мих. Q 9: КДА 174л, л. 296–298, Мих. Q 9. л. 165 об.–167, Соф. 1090, л. 460–472, Типогр. 385, л. 47 об.–48. Опубл. Алмазов. Т. 3. С 153–155 (по списку Соф. 1090); М-Соф. 875: Соф. 875. л. 129 об.–132 об. Опубл.: Алмазов Т. 3. С. 151–153; М Соф. 1056: Соф. 1056. л. 100 об.–101 об.

434

Пушкарёва П. Л. Сексуальная этика в частной жизни древних русов... С. 66.

435

Щапов Я.Н. Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976. С. 111. МСоф. 836: Соф. 836, л. 185 об.–186 об; М-Соф. 1073: Соф. 1073. л 18–19, Соф. 1090. л 529–531; М Соф. 1101: Соф.1101, л. 182–185 об.; М-КВ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099. л. 431–433 об.

436

МКБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об. Кир. Бел. 22/1099, л. 431–433 об.

437

М-Петр. 94: П.I.А 94, л. 225–228.

438

Алмазов. Т 3. С 198–200; Т 1. С. 357.

439

М-Синод. 898: Синод. (ГИМ) 898. л. 213 об.–215 об.

440

Арханг. Д. 356, л. 115–116.

441

М-Печ.тр. :7001 сп (БАН), л. 245 об.–251 (Здесь и далее для текстов, вошедших в состав печатного требника 1623 г, мы даём ссылки только на рукописи, написанные до появления печатного издания, и на печатный требник. Рукописи, созданные при использовании печатной книги, перечислены в Части 1, а также в Приложении, в разделе «Тексты».)

442

МПогод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, Ж-Погод. 310 :Погод 310, л. 98–101 об.: ЖВдов-Хлуд) 120: Хлуд. 120. л. 415 об.–418. Опубл.: Алмазов Т. 3. С. 168–169; Ж-Перетц 12: Перетц 12. л. 112 об.–117 об.

443

М-Соф. 848: Вят.157, л. 236–237. Кир-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 845. л. 220 об.–221 об., Соф. 1062, л. 207–211. Q.I.729. л. 171 об.–173, 33.4.32, л. 91 об.–94. Опубл.: Алмазов Т. 3. С. 145–147 (по списку Погод. 305).

444

М-Петр. 94: П.І.А 94, л. 225– 228; М-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 239 об.–240 об.; М-Соф. 875: Соф. 875. л. 129 об.–132 об.; М-Мих. Q 9: КДА 174л, л. 296 – 298. Соф. 1090, л. 460–472. Типогр. 385. л 47 об.–48

445

О прелюбодеянии и разводе в средневековой России см.: Девина Е. Секс и общество в мире православных славян... С. 319–324.

446

М-Мих. Q 9: КДА 174л, л. 296–298, Соф. 1090, л 460–472.

447

М-Петр. 94: П.I.А 94. л. 225–228.

449

Первое каноническое послание святого Василия Великого к Амфилохню. епископу Иконийскому // Книга Правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. М., 1874. С. 347. Прав. 9.

450

Погод. 31, л. 3. об-56 об.

451

Mалик. 1: Калик. 1, л. 10–12, Кир.-Бел 530/787, л. 152 об.–156, Соф. 1102, л. 28–30; М-Петр. 94: П.I. А 94. л. 225–228.

452

Слово любовница, подразумевающее сексуальные отношения и имеющее негативный оттенок, зафиксировано в «Словаре русского языка XI–XVII вв. по единственному памятнику XVI в. До этого времени употреблялось слово любовник в смысле «любимец, друг, приверженец», т. е. слово не относилось к сфере сексуальных отношений (Сл.РЯ ХI–ХѴІІ вв. М., 1981. Вып. 8. С. 329–330).

453

М-Погод. 314: Арханг. Д. 71. л. 164–165 и 170 об.–171, Погод. 314. л. 179 об –181, Солов. 1099/1208, л. 179–180. Соф. 1089, л. 103–104.

454

Левина Е. Секс и общество в мире православных славян... С. 349–385.

455

Jagić V. Opisi i izvodi iz nekoliko juznoslovinskih rukopisa // Starinc Zagreb. 1874 Kn. 6. S. 146. См. также: Корогодина M. В. «Правила святых отец по заповеди святого и великого Василия», история текста // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. СПб., 2001. Вып. 4. С. 152–181.

456

Пушкарёва Н.Л. 1) Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М., 1997. С. 20–21; 2) Сексуальная этика в частной жизни древних русов... С. 58.

457

М-Петр 94 П.І. А 94. л 225–228.

458

ЧЖО.І 100: Хлуд. 120. л. 322 об.–324, О.I.100, л. 30 об.–32 об. Опубл. Алмазов. Т 3. С. 178–179 (по списку О.I. 100); ЖО.I.100: О.І.100, л. 46 об.–49. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 163–165; Ж-Калик. 1: Калик. 1. л. 17 об.–19 об . М-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 367 об.–370; ЧЖ-Печ. тр.: Кир Бел. 547/804, л.42–44 об.

459

М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; М-Мих. О 9: КДА 174л, л. 296–298, Мих. (Q 9, л. 165 об.–167, Соф. 1090, л. 460–472, Типогр. 385, л. 47 об.–48; М-Соф. 848: Волок. 85, л. 263–265, Вят. 157, л. 236–237, Кир.-Бел. 528/785, л. 229–232 об., Погод. 305, л. 24 об.–28, Соф. 716, л. 107–108 об., Соф. 845, л. 220 об.–221 об., Соф. 848, л. 243 об.–246а об., Соф. 1062, л. 207–211, 0.1.729, л. 171 об.–173, 33.4.32, л. 91 об.–94; М-Погод. 310: Погод. 310, л. 130 об.–135; М-Погод. 314: Погод. 314, л. 179 об.–181; М-Соф. 524: Соф. 524, л. 66 об.–68; М-Соф. 875: Соф. 875, л. 129 об.–132 об.; М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50, Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Соф. 1062, л. 185–189, 0.1.851, л. 153 об,–157 об.; М-Соф. 1073: Соф. 1073, л. 18–19, Соф. 1090, л. 529–531; М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, 0.1.100 , л. 37 об.–40 об.; М-Погод. 314: Арханг. Д. 71, л. 164–165 и 170 об.–171, Солов. 1099/1208, л. 179–180, Соф. 1089, л. 103–104; Ж-Типогр. 385: Типогр. 385, л. 48–49; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.

460

М-Петр. 94 : П.I.А 94, л. 225–228; МСвир. 91: Ал.-Св. 91, л. 239 об.–240 об.

461

ЧЖ-Печ. тр.: Кир.-Бел. 547/804. л. 42–44 об.; Ж-Q.I.235: Q.1.235, л. 12–12 об. Опубл.: Алмазов. Т.3. С. 169; Ж-Печ. тр. Синод. (ГИМ) 898. л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270.

462

М-Соф. 1101: Соф. 1101, л. 182–185 об.; М-Соф. 838: Соф. 838. л. 191–191 об. О насилии в средневековой Руси.: см.: Левина Е. Секс и общество в мире православных славян... С. 349–385.

463

О кровосмешении у славян, на материале исповедных текстов и других источников, см.: Левина Е. Секс и общество в мире православных славян... С. 274–299.

464

М-Мих. Q 9: Соф. 1090, л. 460–472. Типогр. 385, л. 47 об.–48; Жоф. 1090: Соф. 1090, л. 473 об.–482.

465

М-Соф. 875: Соф 875, л. 129 об.–132 об.; М-Соф. 890: Соф 890. л. 165 об.–168.

466

П.I.А 62, л. 253–258.

467

М-Соф. 875: Соф 875. л. 129 об.–132 об.

468

Подобные статьи рассматриваются в Главе 11, посвящённой бесстыдному поведению.


Источник: Корогодина, М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках : исслед. и тексты / М. В. Корогодина ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 579 с. : ил. ; 23 см. - Указ.: с. 554-574. - 800 экз. - ISBN 5-86007-468-9 (в пер.) : 270 р.

Комментарии для сайта Cackle