Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 29. Об обручении Богоматери

Далее мы рассмотрим вопрос об обручении Богоматери, относительно чего будет исследовано два пункта: 1) надлежало ли Христу родиться от обрученной девы; 2) было ли истинным супружество матери Господа и Иосифа.

Раздел 1. Надлежало ли Христу родиться от обрученной девы?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не надлежало родиться от обрученной девы. В самом деле, целью обручения является плотское общение. Но матерь Господа никогда не желала иметь плотское общение со своим мужем, поскольку это было бы оскорблением целомудренности ее ума. Следовательно, ей не надлежало быть обрученной.

Возражение 2. Далее, рождение Христа от девы было чудом, в связи с чем Августин говорит: «Посредством одной и той же силы Божией и младенческие члены родились из девственной утробы Его неоскверненной матери, и Сам Он в действительности Своего человечества прошел чрез закрытые двери. Если бы кто-либо мог разъяснить нам, как это могло случиться, то что было бы и чудесного, если бы это повторилось, то чему бы мы и дивились?»24. Но чудеса, кои творятся ради утверждения веры, должны быть очевидными. Следовательно, коль скоро ее обручение сделало чудо менее очевидным, то похоже на то, что Христу не надлежало рождаться от обрученной девы.

Возражение 3. Далее, мученик Игнатий, равно как и Иероним, приводит причину сказанного в [евангелии от Матфея] (Мф. 1, 18) об обручении Богоматери, а именно, что «таким образом способ Его Рождества был сокрыт от дьявола, думавшего, что Он родился не от девы, а от жены». Но это, похоже, никак не может являться причиной. Во-первых, потому, что благодаря своему естественному лукавству он знает обо всем, что происходит в телах. Во-вторых, потому, что позднее демоны каким-то образом явно узнали Христа, в связи с чем читаем о том, что был «человек, одержимый духом нечистым, – и вскричал: «Отставь, что Тебе до нас, Иисус, Назарянин! Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий!"» (Мк. 1, 23, 24). Следовательно, обручение Богоматери не представляется должным.

Возражение 4. Кроме того, Иероним приводит и другую причину, а именно, «чтобы евреи не побили камнями Богоматерь как неверную супругу». Но и эта причина, похоже, несостоятельна, поскольку если бы она не обручилась, то не могла бы быть осуждена за прелюбодеяние. Следовательно, рождение Христа от обрученной девы не представляется обоснованным.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «По обручении матери Его, Марии, с Иосифом» (Мф. 1, 18); и еще: «Послан был ангел Гавриил... к деве, обрученной мужу, именем «Иосифу"» (Лк. 1, 26, 27).

Отвечаю: Христу приличествовало родиться от обрученной девы, во-первых, ради Него самого, во-вторых, ради Его матери и, в-третьих, ради нас.

Ради Самого Христа – по четырем причинам. Во-первых, чтобы неверные не отвернулись от Него как от незаконнорожденного, в связи с чем Амвросий, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] (Лк. 1, 26, 27), говорит: «Как бы мы могли считать виновными Ирода или евреев, если бы они, как им казалось, преследовали рожденного в прелюбодеянии?».

Во-вторых, чтобы обычным всем способом можно было проследить Его родословие по мужской линии. Поэтому Амвросий в своем комментарии на [слова из евангелия от Луки] (Лк. 3, 23) говорит: «Пришедшего в мир должно было по обычаю мира занести в списки. Это требуется и в наше время, дабы человек мог представлять свое семейство в сенате или при дворе. Такой обычай прослеживать родословие существовал и во времена Писаний».

В-третьих, чтобы обезопасить новорожденного Младенца от дьявольских козней. Поэтому Игнатий говорит, что она была обручена для того, чтобы «таким образом способ Его Рождества был сокрыт от дьявола».

В-четвертых, чтобы Он мог быть воспитан Иосифом, которого называют Его «отцом» потому, что он был его кормильцем.

Это также приличествовало [сделать] ради Святой Девы. Во-первых, чтобы избавить ее от возможного наказания, а именно, как говорит Иероним, «чтобы евреи не побили ее камнями как неверную супругу».

Во-вторых, чтобы оградить от дурной славы. Поэтому Амвросий, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] (Лк. 1, 26, 27), говорит: «Она была обручена, чтобы никто не злословил о ее якобы нарушенном при зачатии девстве».

В-третьих, чтобы Иосиф, как пишет Иероним, мог попечительствовать ей в ее нуждах.

Это также приличествовало [сделать] и ради нас. Во-первых, чтобы Иосиф засвидетельствовал рождение Христа от девы. В связи с этим Амвросий говорит: «Кто, как не муж, является самым надежным свидетелем ее непорочности? Ведь если бы он не ведал о тайне, то непременно бы скорбел от бесчестья и мстил за позор».

Во-вторых, поскольку это служит подтверждением того, что сказано о своей непорочности самой Девой. Поэтому Амвросий говорит: «Вера в слова Марии окрепла, основание для лжи устранено. Ведь если бы она, приняв во чреве, не обручилась, то у нее могло бы появиться желание скрывать [кажущееся] согрешение ложью; обручение же устранило повод для лжи, поскольку беременность женщины является наградой брака и благословением брачных уз». Обе приведенные причины нужны нам для утверждения в вере.

В-третьих, чтобы лишить всяческих оправданий тех девиц, которые, утратив бдительность, навлекают на себя бесчестье. Поэтому Амвросий говорит: «Дабы девицам не пришло на ум, что можно, ведя себя дурно и непристойно, оправдывать себя тем, что и саму матерь Божию тоже преследовало злословие».

В-четвертых, чтобы, как говорит Августин, этим обозначить вселенскую Церковь, которая, будучи непорочной, обручена с одним Человеком, Христом.

Мы можем добавить и пятую причину: коль скоро Богоматерь была одновременно обрученной и непорочной, в ее лице в посрамление тем еретикам, одни из которых порочили супружество, а другие – девство, равно прославлено то и другое.

Ответ на возражение 1. Нам следует полагать, что Приснодева Богородица по внутреннему вдохновению Святого Духа желала быть обрученной, будучи уверенной, что с Божьей помощью она никогда не будет иметь плотского общения, хотя при этом она предоставила все на усмотрение Божие. Поэтому она ничем не оскорбила своего целомудрия.

Ответ на возражение 2. Как говорит Амвросий, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] (Лк. 1, 26), «Господь предпочел, чтобы люди скорее усомнились в Его происхождении, чем в непорочности Его матери. Ведь Он знал, сколь уязвима девичья стыдливость и сколь легко опорочить честное имя целомудрия, и не желал причинять ущерб Своей матери ради укрепления нашей уверенности в Рождестве». Впрочем, нужно иметь в виду, что некоторые чудеса, которые соделывает Бог, являются непосредственными объектами веры, каковые суть непорочное Рождество, воскресение Господне и таинство причастия. Поэтому Господь пожелал, чтобы они не были слишком явными, дабы вера в них более заслуживала награды. Другие же чудеса предназначены для укрепления веры, и им приличествует быть очевидными.

Ответ на возражение 3. По словам Августина, дьявол по природе обладает достаточным могуществом, и был бы способен на многое, если бы не встречал препятствий со стороны божественной силы. Поэтому не исключено, что посредством своей естественной силы дьявол мог проведать о том, что Богоматерь не знала мужа и была девой, но Бог не дозволил ему познать способ божественного Рождества. То же, что впоследствии дьявол каким-то образом узнал, что Он есть Сын Божий, не должно вызывать каких-либо затруднений, поскольку уже наступило то время, когда Христос обнаружил Свою силу, выступив против дьявола и чинимых им козней. Однако во времена Его младенчества злобу дьявола надлежало удерживать, чтобы тот не усердствовал в своих нападениях на Него, поскольку Христос тогда не желал ни претерпевать, ни обнаруживать Свою силу, и был во всем схож с другими младенцами. Поэтому папа Лев говорит, что «волхвы обнаружили Младенца Иисуса в маленьком теле, зависящим от других, не способным говорить, и вообще ничем не отличающимся от других человеческих младенцев». Однако Амвросий, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] (Лк. 1, 26), похоже, связывает это с причастниками дьявола. В самом деле, изложив вышеприведенную причину, а именно, что должно было ввести в заблуждение князя мира, он продолжает следующим образом: «Но еще важнее было скрыть это от мирских князей; ведь демоны посредством своих злых расположений легко обнаруживают самые потаенные вещи, тогда как те, которые проводят свою жизнь в мирской суете, крайне далеки от познания божественного».

Ответ на возражение 4. Согласно Закону за прелюбодеяние надлежало побить камнями не только обрученных или замужних, но и живших до своего замужества в отеческом доме девиц. В связи с этим [в Писании] сказано: «Если... не найдется девства у отроковицы, то пусть... жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего» (Вт 22, 20, 21).

Можно также, следуя некоторым авторам, сказать, что Пресвятая Дева Мария происходила из семейства Аарона или приходилась ему родней, по каковой причине [Писание] называет ее родственницей Елисаветы (Лк. 1, 36). Но девицу из священнического колена за блуд приговаривали к смерти, согласно сказанному: «Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего – огнем должно сжечь ее» (Лев. 21, 9).

Наконец, некоторые толкуют эти слова Иеронима иносказательно, понимая под побитьем камнями дурную славу.

Раздел 2. Было ли истинным супружество Марии и Иосифа?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что супружество Марии и Иосифа не было истинным. Так, Иероним, опровергая Хельвидия, говорит, что Иосиф «был скорее опекуном Марии, чем ее мужем». Но если бы это супружество было истинным, то Иосиф был бы ее истинным мужем. Следовательно, супружество Марии и Иосифа не было истинным.

Возражение 2. Далее, Иероним, комментируя сказанное в [евангелии от Матфея]: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии» (Мф. 1, 16), говорит: «Читающий: «муж» – да не подумает, что речь идет о супружестве. Пусть вспомнит, что Писание имеет обыкновение говорить об обрученных как о муже и жене». Но истинное супружество обусловливается не обручением, а свадьбой. Следовательно, супружество Пресвятой Девы Марии и Иосифа не было истинным.

Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Иосиф же, муж ее, будучи праведен и не желая уводить ее»25, то есть уводить ее в свой дом с целью сожительства, «хотел тайно отпустить ее» (Мф. 1, 19), т. е. отложить свадьбу, как разъясняет эти слова Ремигий. Следовательно, похоже, что коль скоро свадьбы еще не было, то не было и истинного супружества, тем более что после заключения брака никто законным образом не может отпустить жену

Этому противоречат следующие слова Августина: «Не следует думать, будто бы евангелист», назвав Иосифа мужем Марии, «хотел отделить его от супружества с Марией, хотя она и родила Христа, будучи девой, а не от союза с Иосифом. Этим примером прекрасно явлено всем верующим, находящимся в браке, что супружество может сохраняться и называться таковым даже и при соблюдении телесного воздержания по взаимному согласию»26.

Отвечаю: супружество, или брак, считается истинным по достижении им своего совершенства. Затем, совершенство чего-либо бывает двояким, первым и вторым. Первое совершенство вещи заключается в ее форме, от которой она получает свой вид, а второе совершенство вещи заключается в ее деятельности, посредством которой она тем или иным образом достигает своей цели. Так вот, формой супружества является некоторое неотделимое единение душ, которое побуждает мужа и жену принять на себя обязательство взаимной и неразлучной привязанности. А целью супружества является рождение и воспитание детей: первое достигается посредством супружеского общения, второе – других супружеских обязанностей, связанных с помощью друг другу в воспитании отпрысков.

Таким образом, мы можем говорить, что с точки зрения первого совершенства супружество Богоматери-Девы и Иосифа было абсолютно истинным, поскольку они вместе приняли на себя супружеские обязательства, хотя плотские обязательства они приняли не безусловно, а при условии, что они будут угодными Богу. По этой причине ангел, обращаясь к Иосифу, называет Марию его женой, говоря: «Не бойся принять Марию, жену твою» (Мф. 1, 20). Августин, разъясняя эти слова, говорит: «Она названа его женой в силу ее первого обетования, данного при обручении, хотя он не познал ее плотски ни тогда, ни в будущем».

Что же касается второго совершенства, которое достигается посредством супружеского акта, то здесь должно проводить различение. Если под ним понимать плотское общение, в результате которого рождаются дети, то в указанном смысле это супружество не завершилось осуществлением брачных отношений. Поэтому Амвросий, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] (Лк. 1, 26, 27), говорит: «Не удивляйся тому, что Писание называет Марию женой. О ее замужестве объявлено не для того, чтобы внушить нам мысль об утрате девства, а для того, чтобы засвидетельствовать действительность союза». Однако это супружество обладало вторым совершенством с точки зрения воспитания ребенка. Поэтому Августин говорит: «В супружестве родителей Христовых осуществились все брачные благословения: потомство, вера и таинство. Потомство, как известно, Господь наш Иисус; вера, ибо в нем не было прелюбодеяния; таинство, ибо в нем не было развода. В этом союзе недоставало только супружеского общения».

Ответ на возражение 1. Иероним использует слово «муж» применительно к осуществлению брачных отношений.

Ответ на возражение 2. Под супружеством Иероним понимает плотское общение супругов.

Ответ на возражение 3. Как говорит Златоуст, Пресвятая Дева Мария после обручения с Иосифом проживала в его доме, поскольку «зачавшая в доме супруга считается зачавшей от него, а зачавшая в другом месте подпадает под подозрение». Таким образом, если бы Святая Дева не вошла в дом Иосифа, то требуемые для сохранения ее доброго имени предосторожности были бы недостаточными. Поэтому слова о том, что он не желал уводить ее, следует толковать скорее в том смысле, что он не желал огласить о случившемся, чем в том, что он не желал увести ее в свой дом. В связи с этим евангелист добавляет, что он «хотел тайно отпустить ее». Но хотя по обручении она и была принята в дом Иосифа, однако сам брак еще заключен не был, и потому они еще «не сочетались». Поэтому, по словам Златоуста, «евангелист не сказал: «прежде, нежели она была взята в дом мужа», поскольку она уже находилась в его доме. Ибо таков был обычай древних, что обрученная девица часто переселялась к тому, с кем была обручена»27. Таким образом, ангел сказал Иосифу: «Не бойся принять Марию, жену твою», в том смысле, что «не бойся сочетаться с ней браком». Впрочем, другие говорят, что она была только обручена [с Иосифом], но в дом его еще не вошла. Однако первое [мнение] представляется в большей степени сообразованным с евангельским текстом.

* * *

24

Epis. ad Volusian. CXXXVII.

25

В каноническом переводе: ≪Иосиф же, муж ее, будучи праведен и не желая огласить ее...≫.

26

De Cons. Evang. II, 1

27

Hom. IV in Matt.


Источник: Сумма теологии. Часть III-II. Вопросы 27-59. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2013. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-632-2 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle