Православие: Pro et contra
Осмысление роли Православия в судьбе России деятелями русской культуры и Церкви
Антология
Второе издание, исправленное и дополненное
Содержание
Предисловие составителя ко 2-му изданию
В.Ф. Федоров. Православие: PRO ЕТ CONTRA. Фундаментализм и творческая свобода в российском Православии Православное творчество Творчество как необходимое условие выхода из кризиса Разномыслие в Православии Православие как цивилизация Народ и интеллигенция Православие, свобода и либерализм Православие, ревнительство и борьба с «модернизмом» Православие и веротерпимость Православие и социально-политическое устройство государства Мечты о возрождении духовной культуры России Pro et contra в догматическом богословии. Имяславие в Православии Святитель Игнатий (Брянчанинов). О Православии Священник Иван Беллюстин Святитель Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев). О современности в отношении к православию Статья первая Статья вторая К.П. Победоносцев. Церковь и государство II VI Н.И. Барсов. Православие Н.Ф. Федоров. О православии и Символе веры* Православный погребальный обряд и его смысл В.В. Розанов. Русская церковь <В.Ф. Эрн>. Христианский социализм в России С.Н. Трубецкой. О современном положении Русской церкви Протоиерей Стефан Остроумов. Веротерпимость Православия А.В. Ельчанинов, П.А. Флоренский. Православие I II III Архиепископ Никон (Рождественский). Чем больна наша матушка Россия? Е.Н. Трубецкой. Старый и новый национальный мессианизм I II III IV V Н.Н. Глубоковский. Православие по его существу I II Е.Е. Голубинский. О реформе в быте Русской церкви Протоиерей Иоанн Восторгов. Истинный патриотизм Е.Н. Трубецкой. О христианском отношении к современным событиям В.Ф. Эрн. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием II III IV Протоиерей Иоанн Егоров. Православие и жизнь в нем. Л.П. Карсавин. О сущности православия 1 5 12 В.В. Зеньковский. Православие и культура Идея православной культуры 1 2 Л.П. Карсавин. Путь православия П.А. Флоренский. Записка о Православии VII П.И. Новгородцев. Существо русского православного сознания Н.С. Арсеньев. О миросозерцании и благочестии Православной церкви М. Курдюмов. Православие и большевизм Г.П. Федотов. Проблемы будущей России А) Государство и Церковь В) Церковь и Россия А.В. Карташев. Русское христианство Ф.А. Степун. Чаемая Россия М. Лот-Бородина. Критика «Русского христианства» Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни 1 2 3 4 5 Протоиерей Сергий Булгаков. Православие и государство H. A. Бердяев. Истина Православия И.А. Ильин Русскому народу необходимо духовное обновление Церковь и жизнь C. C. Верховской Православие и современность А.Ф. Лосев. Имяславие I. История вопроса II. Догматическое учение H. C. Арсеньев. Духовные силы в жизни русского народа 1 2 3 4 Н.О. Лосский. Религиозность русского народа Протоиерей Георгий Флоровский. Этос Православной церкви I II III П.Н. Евдокимов. Византия после Византии Митрополит Антоний Сурожский Размышления на пути к Пасхе Проповедь в Неделю Торжества Православия Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология Комментарии Святитель Игнатий (Брянчанинов) Священник Иван Беллюстин Святитель Феофан Затворник Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев) К.П. Победоносцев Н.И. Барсов Η. Ф. Федоров В.В. Розанов <В.Ф. Эрн> С.Н. Трубецкой Протоиерей Стефан Остроумов А.В. Ельчанинов, П.А. Флоренский Архиепископ Никон (Рождественский) E. Н. Трубецкой H. Н. Глубоковский E. Е. Голубинский Протоиерей Иоанн Восторгов E. Н. Трубецкой В.Ф. Эрн Протоиерей Иоанн Егоров Л.П. Карсавин В.В. Зеньковский Л.П. Карсавин П.А. Флоренский П.И. Новгородцев Н.С. Арсеньев М. Курдюмов Г.П. Федотов А.В. Карташев Ф.А. Степун М. Лот-Бородина Мать Мария (Скобцова) Протоиерей Сергий Булгаков Н.А. Бердяев И.А. Ильин С.С. Верховской А.Ф. Лосев Н.С. Арсеньев. Духовные силы в жизни русского народа Н.О. Лосский Протоиерей Георгий Флоровский П.Н. Евдокимов Митрополит Антоний Сурожский Архиепископ Серафим (Соболев) Словарь понятий и терминов Словарь имен
Настоящий том серии «Русский Путь» «Православие: pro et contra» является переработанным и значительно дополненным вторым изданием одноименной книги. Как и в первом издании, вошедшие в книгу тексты принадлежат православным авторам: епископам, священникам, мирянам, профессорам духовных школ и непрофессиональным богословам, творившим во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Презентация современных взглядов на Православие, включая неправославные оценки, является задачей, которую предстоит решить в последующих изданиях.
Издание приурочено к 1150-летию российской государственности, поэтому особое внимание в нем уделено темам «Церковь и государство», «роль религии в светском обществе».
Книга представляет интерес не только для философов, религиоведов, политологов, богословов, но и для широкого круга читателей, озабоченных духовной судьбой России, как верующих, так и неверующих. Она может также служить учебным пособием по ряду учебных дисциплин и оказаться увлекательным и познавательным чтением.
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Перед Вами очередной том серии «Русский Путь» – «Православие: pro et contra». Однако данная книга, как и вышедшие практически одновременно с нею «Католицизм: pro et contra» и «Протестантизм: pro et contra», несколько выделяется из общего ряда. Их замысел нуждается в специальных пояснениях.
«Русский Путь» – серия книг о российской и – опосредованно – европейскохристианской культуре. На первом этапе развития проекта в качестве символов национального культуротворчества были избраны выдающиеся люди России.
«Русский Путь» открылся в 1994 году антологией «Николай Бердяев: pro et contra. Личность и творчество Н.А. Бердяева в оценке русских мыслителей и исследователей». Последующие книги были посвящены творчеству и судьбам видных деятелей отечественной истории и культуры. Состав каждой из них формировался как сборник исследований и воспоминаний, компактных по размеру и емких по содержанию, оценивающих жизнь и творчество этих представителей русской культуры со стороны других видных ее деятелей – сторонников и продолжателей либо критиков и оппонентов. Тексты антологий снабжались комментариями, помогающими современному читателю осознать исторические обстоятельства возникновения той или иной оценки, мнения.
За восемнадцать лет серия выросла и ныне представляет собой нечто подобное дереву, корень которого составляет сам замысел духовного осмысления культурно-исторических реалий, ствол образует история культуры в ее тематическом единстве, а ветви суть различные аспекты цивилизационного развития – литература и поэзия, философия и теология, политика. В литературнопоэтической подсерии «Русского Пути» были опубликованы антологии о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе, Ф.И. Тютчеве, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове, М. Горьком, В.В. Набокове, И. Бунине, Н. Гумилеве, А. Ахматовой, А. Блоке, А. Белом, В. Маяковском, З. Гиппиус, Н. Заболоцком. Философскотеологическая подсерия представлена С. Булгаковым, Вл. Соловьевым, П.А. Флоренским, В.В. Розановым, а также, помимо других российских философов, западными мыслителями в русской рецепции – Платоном, Бл. Августином, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, Ф. Шеллингом, Ф. Ницше, Б. Спинозой. Последними в зарубежной подсерии «проконтровского» проекта увидели свет книги о Данте и Сервантесе. Научная и политическая ветви проекта пока не дали столь обильных плодов: опубликованы антологии о Н.П. Павлове и В.И. Вернадском, а также книги, посвященные императорам Петру I, Екатерине II, Александру II, Николаю I и К.П. Победоносцеву. Этот круг, мы надеемся, будет в ближайшее время расширен.
Однако целостный замысел проекта заключается в стремлении представить российскую культуру в системе сущностных суждений о самой себе, отражающих динамику ее развития во всей ее противоречивости. В качестве феноменов, символизирующих духовную динамику в развитии нашей страны, могли бы фигурировать события (войны, революции), идеи или мифологемы (свобода, власть), социокультурные формообразования и течения (монархия, западничество). Этот тематический слой уже включен в разработку. Например, вышла книга, посвященная славянофильству. Три вышеуказанные антологии относятся именно к этому уровню развития проекта. Речь идет о религиозноконфессиональном измерении российской цивилизации. На протяжении столетий функции культурообразующей конфессии в России исполняло православие. Отношение к протестантству и католицизму – важнейшие «экраны» национальной и религиозной идентичности. При этом осмыслить протестантизм невозможно вне сравнительного анализа с православием, а также с католицизмом, а в более широком контексте и с другими религиями – язычеством, буддизмом, исламом. Религиозно-культурологический круг исследования – дело будущего, надеемся, что не очень отдаленного. Пока мы предлагаем читателю ознакомиться с внутрихристианским конфессиональным спектром рецепций и оценок.
Наша методология, подчеркнем специально, не теологическая или политологическая, а культурологическая. Именно поэтому в отношении каждой из осмысливаемых конфессий составители антологий приводят суждения, выстроенные по принципу «за и против». С учетом православных корней российской культуры большинство суждений, хотя отнюдь не все, сделаны православными. Однако необходимо понимать, что уже в результате советской секуляризации культурно-конфессиональная ситуация поменялась, а в постсекулярную эпоху изменения стали происходить еще быстрее.
Задача томов «Русского Пути», посвященных конфессиям, не только научно-просветительская. Они могут способствовать прояснению нашей новой религиозно-культурной идентичности, складывающейся в период перехода России от постатеистического к постсекулярному обществу.
Предисловие составителя ко 2-му изданию
Pro et contra – это не только часть заглавия серии книг, но и методологический принцип представления личности, феномена, понятия в ходе дискуссии между выразителями различных точек зрения, порою диаметрально противоположных. В предлагаемом томе предпринята попытка познакомить читателя с широким спектром дискуссий внутри Православия, не за и против Православия, но за и против определенных позиций и установок внутри Православия.
Читательский интерес к православной литературе в современной России объясняется не только и не столько тем, что большинство верующих в стране – православные, сколько историко-культурными и духовными факторами.
В 2012 году исполняется 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII–XIX веков получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности». В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков. Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории. Взаимоотношения Православной церкви и государства после крещения Руси в 988 году представляют живой интерес для общества в наши дни, когда складываются принципиально новые церковно-государственные отношения. Церковь, государство, общество – это особый акцент второго издания книги «Православие: pro et contra».
Еще в Советском Союзе, в условиях господства атеистической идеологии, было разрешено отпраздновать тысячелетие Крещения Руси. После 1991 года интерес к религии, к христианству, и прежде всего к Православию, в России неизмеримо вырос. Но, к глубокому сожалению, у значительной части наших граждан, включая и многих православных, представления о Православии по сей день остаются на уровне штампов, стереотипов, почерпнутых из дореволюционной, пестрой и часто сомнительной по качеству, литературы и из советских «научно-атеистических» изданий. В этой ситуации важно знать, что незадолго до революции 1917 года православными авторами было опубликовано много серьезных, глубоких богословских и церковно-исторических исследований. В то время выходили замечательные богословские журналы, переводились и издавались труды отцов Церкви и церковных историков, многие из которых оставались неизвестными широкому читателю. В начале ХХ века велись оживленные дискуссии о Православии и церковной жизни, пробудился интерес к Церкви у интеллигенции. Тогда казалось, что начинается религиозно-философское возрождение, но на взлете этого творческого процесса воцерковления общественной и интеллектуальной мысли произошла революция, и в России наступило господство атеистической идеологии.
Более четверти века прошло с тех пор, как страна освободилась от этого господства, но нельзя сказать, что подавляющее большинство граждан России за это время обрели веру. Люди стали более лояльными к Церкви, многие ей симпатизируют, однако приходится констатировать, что во многих случаях произошло не обращение, не обретение чуда веры, но скорее идеологическая переориентация. В такой ситуации очень важно способствовать возрождению духовности, христианскому просвещению, освобождению от ложных стереотипов. Начинать следует с усвоения и осмысления богатого опыта прошлого. Необходимо учесть все те пожелания архипастырей, которые были собраны в ходе Предсоборного совещания в процессе подготовки Поместного собора 1917–1918 годов. Вполне очевидна потребность преемства, и для этого мы обязаны изучать не только факты истории Русской Православной Церкви, но и историю богословской мысли, историю церковно-общественной мысли, изучать и критически оценивать духовный и интеллектуальный опыт наших предшественников.
В 1994 году Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений (ПИМЭН), явившийся плодом сотрудничества Санкт-Петербургской Православной Духовной академии с Русским христианским гуманитарным институтом (ныне Академия), определил в качестве одной из своих задач православное свидетельство. Тогда же и появилась идея собрать в одном томе высказывания о Православии в России различных уважаемых и авторитетных православных авторов. Книга, в которой ставится и обсуждается вопрос конфессиональной специфики Православия, национального характера понимания Православия, особенность усвоения христианства Россией, органично вписывается в серию «Русский Путь: pro et contra», издаваемую РХГИ-РХГА с 1994 года.
Чтобы познакомиться с Православием, необходимо внимательно вслушаться в то, что говорят сами православные богословы, архипастыри и пастыри, публицисты и мыслители-миряне. Из более чем тысячелетней истории Православия в России выбрано всего лишь столетие – вторая половина XIX – первая половина ХХ века. Начало этого периода, и даже первые три четверти, – это время расцвета православного богословия, укрепления духовных школ, религиозного возрождения в среде интеллигенции, всплеска интереса к религиозно-философской литературе, появления условий для свободного выбора исповедания. Конец этого периода (1918–1960-е гг.) – это преследования и подавление церковной жизни атеистической властью в России, но и продолжение творческих традиций православного богословия за рубежом. ·
Тот факт, что речь в книге идет только о Православии в России, может вызвать у разных людей, как церковных, так и нецерковных, недоуменные вопросы и, пожалуй, критику. Разве Православие национально? Разве это христианское исповедание настолько специфично в каждом народе, что его можно выделить и говорить о нем особо? Пожалуй, нет. Однако в той же мере, в какой допустимо говорить о национальных характерах, культурах, традициях, допустимо говорить и о том, что эти характеры, культуры и традиции прорастают и расцветают в религиозной жизни народов и образуют неповторимую ее специфику1. Лев Платонович
Карсавин писал:
«Вселенская Церковь мыслима лишь как всеединство национальных церквей; и отрицание церковью национального начала – ее самоотрицание. Всякая церковь органически, интимными узами связана с данным культурным миром, с данной национальностью. Она должна выразить ее душу, преобразить и возвести во всеединство ее индивидуальное бытие. И всякая церковь, по крайней мере бессознательно, национальна, а в силу национального облика своего, и только в силу его, вселенска»2.
Цель книги – познакомить читателя с тем, что сами православные говорят о Православии в России, в чем видят его особенности, каким представляют себе его лик. Каковы перспективы у Православия в третьем тысячелетии? Такой вопрос авторы статей, представленных в книге, разумеется, не ставили, но оказывается, что вопросы, которые они задавали, волнуют нас не меньше, чем волновали их современников, а поиск ответов помогает размышлять и о том, продолжает ли Православие оставаться духовной опорой российского общества, служит ли основой нравственных ценностей и воспитующей средой человека будущего, человека любящего, гражданина цивилизации Любви.
Православие – это Церковь, это христианская традиция, это культура, это для верующего человека жизнь во Христе. Поэтому о Православии можно и нужно говорить на самых разных уровнях и в самых разных жанрах. В предлагаемой вниманию читателя Антологии православные говорят о проблемах церковной жизни и путях их решения, пытаются оценить ее достоинства и недостатки. Да и кому, как не самим верующим во Христа, быть самокритичными, строгими и внимательными к собственным ошибкам, просчетам, грехам, пассивности и другим человеческим слабостям? Не может быть христианской духовности, что хорошо известно в аскетике, без осознания своих пороков и порогов, смиренного признания просчетов и оценки возможностей. Статьи протоиерея Иоанна Беллюстина, В.В. Розанова и некоторых других авторов, помещенные в Антологии, кого-то могут смутить (неслучайно дореволюционная церковная цензура пропустила их не сразу), однако именно они позволяют увидеть мощный творческий потенциал Православия в России, глубокую веру тех, кто, несмотря на все наши падения и слабости, видит именно в Православии духовную основу жизни (см. коммент. 2 к статье Розанова)3.
Православие, как и другие христианские исповедания и нехристианские религии, получило наконец в России свободу. Есть много вариантов развития церковно-общественной жизни: возвращение к византийской или самодержавной российской модели, возврат к диктату государственной власти, возможна абсолютно секулярная модель, можно подражать нынешней американской системе взаимоотношений церквей и государства, можно ориентироваться на различные западно-европейские модели. Однако наш православный опыт и наследие церковной мысли требуют поисков своего, соответствующего российским условиям, пути развития. Необходимо церковное творчество. Многие из авторов настоящего сборника говорят об этом, призывают нас к творчеству и обновлению нашего миссионерского служения в культуре.
Среди авторов статей есть миряне, священники, епископы, профессора духовных школ и непрофессиональные богословы. Некоторые из них не так давно причислены к лику святых. Другие известны как подвижники благочестия или выдающиеся православные богословы. Есть среди авторов сборника церковные писатели и публицисты, которые и в свое время вызывали диаметрально противоположные оценки. Но все они не мыслили себя вне Православия, были ему преданы, служили ему своим пророчеством и учительством. Именно разность оценок, различия в аспектах анализа, конфликт триумфалистского и критического подходов позволяют издать книгу в серии «Русский Путь: pro et contra». Можно даже сказать, что основное напряжение дискуссии внутри Православия в России – между фундаментализмом, триумфализмом и оградительством, с одной стороны, и творчеством, смирением и христианской свободой – с другой.
Вполне понятно, что антология не могла вместить все, что было написано православными о Православии, или, по крайней мере, все те размышления о Православии, которые нам хотелось бы предложить вниманию читателей. Нет в этом сборнике статей А.С. Хомякова, В. Соловьева, В.Н. Лосского и многих других православных авторов, книги и статьи которых внесли существенный вклад в православное вероучение и стали необходимым пособием для знакомства с православным богословием в России. В сборник вошла лишь одна статья прот. Г. Флоровского. Однако стремление к «полноте» не было целью составителей. Для нас было важно обратить внимание на богатство и плюрализм Православия.
К счастью, сегодняшнему читателю легко доступны замечательные работы о Православии. Помимо уже широко известных и ставших классическими трудов таких авторов, как проф.-прот. Сергий Булгаков4, проф. П. Евдокимов5, сегодня издано два тома фундаментального труда, своего рода введения в Православие, приближающегося к жанру энциклопедии «Православие». Это многотомный труд Высокопреосвященного Илариона (Алфеева), Митрополита Волоколамского – «Православие»6.
Остается отметить, что есть обширная литература о Православии, принадлежащая перу иностранных авторов, как православных, так и католиков, лютеран и других протестантов. Прежде всего, хочется выделить книги на русском языке7 преосв. Каллиста, епископа Диоклийского «Православная Церковь» и «Православный путь»8, а также лютеранского проф. пастора Карла-Христиана Фельми «Введение в современное православное богословие»9. Также существует множество книг о Православии на иностранных языках.
К каждой статье, публикуемой в сборнике, есть ряд примечаний (они помечены арабскими цифрами сплошной для статьи нумерацией). В необходимых случаях есть сноски на странице (отмечены звездочками и помещены в комментарии). Для большинства имен, упомянутых в статьях сборника, приведены сведения в Словаре имен.
То же самое следует сказать и о понятиях, которые объясняются в конце книги в Словаре понятий. Понятия и имена, помещенные в словарях, набраны курсивом и отмечены звездочкой.
В заключение считаю необходимым выразить самую глубокую благодарность всем, кто участвовал в реализации нашего проекта. Прежде всего следует назвать Сергея Константиновича Егорова, который в начале 90-х набирал тексты для первого издания (тогда еще большинство из них не было опубликовано), а также всех сотрудников ПИМЭНа, участвовавших в работе над сборником: составлении, обсуждении и реализации проекта. Особая благодарность издательству и руководству РХГА, главному организатору и исполнителю издания.
* * *
См. статью свящ. П. Флоренского «Записки о Православии» в наст. издании:
«В настоящих тезисах моя задача – разъяснить, каковым представляется мне русское Православие, – русское, ибо Православие греков, арабов и других восточных народов, включительно до японцев и китайцев, имеет своеобразные организации и может быть внутренно далеко не совпадающим с Православием русским, несмотря на тождество догматов, канонов и в значительной мере уставов». См. также А.В. Карташева: «Субъективная призма человеческого духа, различно преломляющая вдохновения Святого Духа в разных лицах, в разных народах и в разные времена, придает Божественному Откровению человеческую плоть и кровь. Богодухновенное разумение людьми Божественного Откровения включает в себя при этом неизбежно некоторые относительные черты, связанные с языком, культурой, национальностью, физической символикой. Так получаются разные типы понимания и переживания христианства: христианство эллинское, римское, восточное, западное. В таком порядке есть и русское христианство... Когда мне задают вопрос, есть ли у русского народа и у русской церкви свое характерное переживание и понимание христианства, не задумываясь отвечаю: конечно, есть. И не только как фольклористический курьез, и не уклонение от вселенской истины церкви, а именно как обогащение вселенской истины своеобразным опытом».
См. также П.И. Новгородцева: «Подобно каждому другому народу и мы, русские, вносим в понимание нашей веры особые национальные черты. Вот об этом-то русском понимании православия я и хочу говорить в настоящем очерке».
Карсавин Л.П. Путь Православия. См. статью Карсавина в наст. издании.
Защитник В.В. Розанова в суде С.А. Андреевский, который выиграл процесс против запрета книги, писал: «Есть резкие нападки на исполнителей и толкователей Св. Писания, на исказителей Библии, на обер-прокуратуру при Св. Синоде, на всех людей, ходящих под Богом, но отнюдь не на Бога и на религию, которую автор отстаивает всею силою своего сердца, быть может, глубже и любовнее всех современных писателей».
Православие. Очерки учения Православной Церкви. 3-е изд. Париж, 1989.
Православие. М.: ББИ, 2002.
Т. 1. Изд. Сретенского монастыря. М., 2008 – посвящен истории, каноническому устройству, вероучению;
Т. 11. М., 2009 – литургический том. См. так же: Иларион. (Алфеев), иг. Православное богословие на рубеже столетий. м., 1999.
М.: ББИ, 2001.
СПб.: Алетейа, 2005.
М., 1999. Несколько лет назад автор перешел в православие и сегодня является священнослужителем Московской Патриархии в Германии.