прот. Константин Буфеев

Источник

4. Дикие звери служат Святым

4.1. Звери заботятся о Святых

Звери, по Божьему содействию, порой проявляли нежную и удивительную заботу о Святых.

Святой царь Маркиан (10 сентября)

«Однажды Гизерих, желая посмотреть на пленников, взошел в полдень в сильный жар на возвышенное место и увидел издалека Маркиана, спящего на земле, а над ним орел, спустившись, устроил как бы палатку, простерши крылья и прикрывая его от солнечных лучей.

...Также и Татиан увидел большого орла, парящего над сонным Маркианом, осеняющего его простертыми крыльями и заслоняющего от солнечного жара» [1, с. 228, 229].

Мученик Каллистрат (27 сентября)

«Воевода тотчас повелел принести кожаный мех, заключить в него мученика и бросить в глубину морскую, а сам остановился на берегу, желая видеть гибель Святого. Но мех, в котором на­ходился святой Каллистрат, молящийся как Иона во чреве китовом, по воле Божией прибит был водным течением к острому морскому камню и разорвался, святого же Каллистрата приняли на хребты два дельфина и тихо вынесли его на берег» [1, с. 596–597].

Преподобный Пимен Палестинский (27 августа)

«– Я шел, – рассказывал авва Агафоник, – однажды в пустыню Руву к авве Пимену, жившему в пещере и питавшемуся кореньями... В эту ночь было очень холодно, и я очень страдал от стужи. Старец же нисколько не пострадал от холода. Услышав это, я весьма удивился, так как старец был нагим; потом спросил его, сказав так:

– Яви любовь мне, отче, – расскажи, почему ты не пострадал от холода, будучи нагим?

И отвечал мне старец:

Пришел лев, лег около меня и согрел тело мое» [1, с. 487].

В «Луге духовном» про преподобного авву Пимена повествуется так:

«Настал вечер, и он пустил меня в пещеру. Тогда стояла зима, и в ту ночь было особенно холодно, так что я иззяб страшно. Утром приходит ко мне старец и говорит:

– Что с тобою, чадо?

– Прости, отче! Я очень плохо провел ночь от холода.

– Правда?! Но я, чадо, не озяб.

Я удивился этому, потому что он был наг.

– Сделай милость, скажи мне, почему ты не озяб? – спросил я.

Пришел лев, лег подле меня и согревал собою» [4, гл. 167, с. 396–397]

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский

По пути в ссылку владыка был выброшен из вагона поезда. «Стояла снежная зима. Мороз пробирал до костей сквозь изношенную рясу. Чувствуя, что начинает замерзать, митрополит стал читать себе отходную. Вдруг видит: к нему приближается что-то большое и темное, всмотрелся – медведь.

«Загрызет», – мелькнула мысль, но бежать не было сил, да и куда? А медведь подошел, обнюхал сидящего и спокойно улегся у его ног. Теплом повеяло от огромного зверя и полным доброжелательством. Он заворочался и, повернувшись к владыке брюхом, растянулся во всю длину и захрапел. Долго колебался владыка, глядя на спящего медведя, потом не выдержал сковывающего холода и лег рядом с ним, прижавшись к теплому брюху. Лежал и то одним, то другим боком поворачивался к зверю, чтобы согреться, а медведь глубоко дышал во сне и обдавал его горячим дыханием. Когда начал брезжить рассвет, митрополит услышал далекое пение петухов. «Жилье близко», – мелькнула радостная мысль, и он осторожно, чтобы не разбудить медведя, встал на ноги. Но тот поднялся, встряхнулся и вразвалку побрел к лесу» [XIV].

4.2. Птицы небесные приносят пищу Святым

Проявляя заботу об угодниках Своих, Всемилостивый Господь не раз питал их чудесным образом, заставляя птиц служить Святым.

Самым, наверное, известным примером такого Божьего попечения о верном рабе Своем является библейское повествование о святом пророке Илье, пищу которому доставлял ворон.

3 Книга Царств, гл. 17


2. И быстъ глагол Господень ко Илии: 3. Иди отсуду на восток и скрыйся в потоце Хорафа прямо лицу Иорданову; 4. и будеши пити от потока воду, и враном заповедах препитати тя тамо. 5. И сотвори Илия по глаголу Господню, и ceдe при потоце Хорафове прямо лицу Иорданову. 2. И было к нему слово Γοподне: 3. пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; 4. из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. 5. И пошёл он и сделал по слову Господню; пошёл и остался у потока Хорафа, что против Иордана.

«Илия пророк с вороном». Фрагмент иконы «Огненное восхождение пророка Илии» Начало XIX в. Поморье. Из частной коллекции М.А.Чернова. Москва


6. И вранове приношаху ему хлебы и мяса заутра, и хлебы и мяса к вечеру, и от потока пияше воду. 6. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.

Подобным образом Бог промышлял и о других верных рабах Своих.

Мученик Мамант (2 сентября)

«В темнице сидело до сорока узников. Когда они изнемогли от голода и жажды, святой Мамант помолился – и вот, через оконце влетел в темницу голубь, держа во рту пищу, светлую, как бисер, и слаще меду; положив ее пред святым Мамантом, голубь вылетел вон. Пища та для всех узников умножилась, как некогда умножились в пустыне малые хлебы для множества народа» [1, с. 53].

Святые три жены, спасающиеся в пустынном ущелье (10 сентября)

«Епископ Монемвасийский Павел поведал следующее сказание. – Когда я был мирянином, – говорил он, – то был послан на Восток для собирания царской дани. По пути я увидал пустынный монастырь, где был разбит фруктовый сад. И вот, мы видим, что к деревьям прилетают птицы, отламывают ветки с плодами и быстро улетают.

Я спросил игумена:

– Отчего птицы не едят здесь же, на месте, плодов, а уносят их вместе с ветками?

Игумен отвечал:

– Вот уже одиннадцатый год, как эти птицы делают так. Тогда я, как бы по откровению от Бога, высказал, что где-нибудь в близлежащих горах находятся подвижники или подвижницы Божии, и им – то по повелению Господа птицы носят эти плоды. В то время, как я говорил это, прилетел ворон и отломил ветку с плодом. Тогда я предложил игумену пойти за птицею, и мы последовали за вороном, который летел перед нами с плодом: но вот ворон взлетел на холм и опустился, положив ветку на землю. Когда мы стали подниматься на холм, то ворон вновь взял ветку и полетел в глубокое, как пропасть, ущелье, откуда вслед затем и вылетел, но уже без ветки. Тогда и мы подошли к тому ущелью, где находились три святые женщины...

Игумен спросил:

– Откуда вы достаете себе пропитание?

Святая жена ответила:

– Благой и человеколюбивый Бог наш, питавший Свой народ в пустыне в течение сорока лет, посылает и нам, недостойным рабыням Своим, пищу. Ежедневно, по Его Божественному промыслу, птицы приносят нам пищу в несравненно большем количестве, чем нам потребно...» [1, с. 231–233].

Мученица Агафоклия (17 сентября)

«Святая мученица... была заключена в темницу и томима голодом. Но, по Божьему устроению, птицы приносили ей небольшие древесные плоды» [1, с. 337].

Священномученик Елевферий (15 декабря)

«Святой мученик Елевферий томился в темнице от голода, но Тот, Кто некогда питал Даниила через Аввакума и Илию через ворона, Сей и Елевферия не допустил умереть от голода. Господь питал его ангельскою пищею, посылая ее в темницу при помощи голубя» [1, с. 423].

Преподобный Павел Фивейский (15 января)

«Преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий». Коптская икона XX в.

Святой отшельник поведал преподобному Антонию Великому:

«– Я поселился здесь и живу, питаясь финиками и изготовляя себе одежду из листьев. Когда Святой рассказывал это, вдруг прилетел ворон, держа в клюве хлеб; тихо положив пред ними хлеб, он улетел и скрылся в воздухе. Видя изумление блаженного Антония, святой Павел сказал:

– Это Господь многомилостивый и человеколюбивый послал обед нам, Своим рабам. Вот уже шестьдесят лет я получаю полхлеба. Но по случаю твоего прихода Христос Господь удвоил дар и послал Своим воинам целый хлеб» [1, с. 7–8].

Блаженная Евфросиния Колюпановская (3 июля)

«Блаженная Евфросиния Колюпановская». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Однажды у нее в келлии случился пожар: кто-то из озорников в открытое окно, через которое старица впускала ворона, бросил пук соломы с огнем, и келлия загорелась. Старица, потушивши пожар, вся так обожглась, что шесть недель после этого лежала без движения и вся­кого призрения; один ворон не оставлял ее: он приносил ей пищу и питие и влагал ей в уста», 13, с. 11.

Мученики Вит, Модест и Крискентий (15 июня)

«Подобно тому, как в древности по повелению Божию святого Илию питал в пустыне ворон, так и сих Святых кормил орел, ежедневно принося им пищу» [1, с. 353].

Преподобный Шио Мгвимский (7 мая)

«Тот, Кто через ворона питал Илию в пустыне, ежедневно с голубем посылал святому Шио белый и чистый хлеб для подкрепления тела его и повелел скале источать достаточно воды для утоления его жажды.

...Однажды царедворец и начальник сильной крепости Насдаки по имени Евагрий... вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя реку Куру, он направился в ту сторону, где жил святой Шио. Приближаясь к месту пребывания Святого, он остановился, а спутников своих послал выгонять дичь. Следя за тем, что делали охотники, он, к удивлению своему, заметил голубя, несущего пищу во рту и влетающего в пещеру, Евагрий запомнил это место и, поохотившись довольно, возвратился домой.

На другой день он снова пошел на охоту с теми же людьми и по той же дороге и стал опять на замеченном им месте. Наблюдая за охотниками, он снова увидел того же самого голубя, несущего во рту пищу, который, как и прежде, влетел в пещеру. Евагрий удивился этому и пожелал узнать, что бы это значило. Приблизившись к пещере, он увидел человека, молящегося на коленях с воздетыми к небу руками» [9].

Преподобный Кукша Одесский (16 сентября)

Батюшка вспоминал:

«– Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный – ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду вдоль колючей проволоки, есть хочется нестерпимо, а за колючей проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился:

– Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога.

Вдруг слышу над головой:

– Кар-р-р! – и к ногам упал пирог. Это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега и, со слезами возблагодарив Бога за великую Его милость, утолил голод» 14, с. 36.

4.3. Звери питают Святых

Не только пернатые птицы, но и дикие звери питали святых угодников Божиих. Иногда пищей пустынникам было молоко диких животных.

Преподобный Макарий Александрийский (19 января)

«В надежде утолить жажду свою Святой три дня мужественно переносил усталость. После сего явилось множество буйволиц, и одна из них, с буйволенком, остановилась прямо против старца (здесь водятся они во множестве); по словам Макария, из сосцов ее текло молоко.

– Подошедши к ней, – говорил он, – я досыта напился молока. Но, чтобы еще более показать мне милости, Господь, вразумляя малодушие, повелел буйволице идти за мною до самой келии. Послушная его велению, она шла за мной, кормя меня молоком и не давая сосать своему буйволенку» [3, с. 54].

Преподобный Онуфрий Великий (12 июня)

«Белая лань преграждает путь царской процессии». Фрагмент иконы «Преподобный Онуфрий Великий, с житием». Мастерская Соловецкого монастыря. Первая половина XVIII в. «Коломенское»

«Преподобный Онуфрий родился около 320 года в семье персидского царя... Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыни к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперёд, как бы указывая им путь... Лань же кормила святого Онуфрия до трёхлетнего возраста» [XVI].

Мученик Мамант (2 сентября)

«Воины пошли с ним в его жилище, и он предложил им сыру. Когда они стали есть, пришли лани и дикие козы, которые привыкли, чтобы их доил святой подвижник. Мамант надоил молока и предложил воинам пить, а сам стал на молитву. И стало собираться еще больше зверей...» [1, с. 52].

Преподобный Давид Гареджийский (7 мая)

«Лукиан, лишившись зелени, начал скорбеть, говоря Препо­добному:

– Отче святый Давиде! Чем же мы теперь будем подкреплять немощные силы наши? Все растения, которыми мы до сих пор поддерживали свою жизнь, засохли

Преподобный Давид сказал Лукиану:

– Отец Лукиан!.. Почему же ты скорбишь и так много заботишься о временных и маловажных вещах, особенно о поле­вых растениях, которыми Бог питает бессловесных животных? Неужели же нас Он оставит без пищи?

В это время при словах Давида – о, Промысл Твой, Христе Боже! – вдруг прибежали три оленихи с молодыми оленятами и остановились перед иноками тихо и кротко. Тогда Давид велел Лукиану взять сосуд и подоить посланных Богом животных. Лукиан, удивленный этим необыкновенным зрелищем, встал и исполнил повеление Святого, и поставил перед Давидом наполненный молоком сосуд. Преподобный же, изобразив на нем знамение креста Господия, обратил молоко в свежий сыр...

...Через некоторое время несколько человек пришли в эту пустыню на охоту, так как там водилось много оленей, диких коз и других животных. Испуганные охотниками олени Преподобных по обыкновению побежали в пещеру Святых, вслед за ними пошли и охотники, рассчитывая, что в тесном скалистом месте охотиться будет удобнее. Но, подойдя к пещере, они увидели преследуемых ими животных кротко стоящими, как если бы они были домашними, перед Лукианом, который по обыкновению, доил их. Объятые ужасом, они припали к ногам св. Давида и сказали ему:

– Угодниче Божий! Какое дивное чудо! Эти дикие олени стоят смирно и кротко, как будто на скотном дворе, словно выкормленные человеком.

Святой Давид отвечал им:

– Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных. Всякий ожидает от Бога в свое время даяния пищи. Прошу вас, братья мои, идите охотиться в другое место: эти олени даны нам Богом для подкрепления немощных сил наших» [9].

Жития Святых содержат удивительные примеры того, как звери добровольно приносили себя или своих детенышей в жертву, чтобы, во славу Божию, насытить людей своей плотью.

Священномученик Афиноген Пидахфойский (16 июля)

«Отослав оленя в пустыню, сам он поспешил в город... Когда Святого вели в его монастырь... вышеупомянутый олень вышел из пустыни навстречу Святому и поклонился ему в ноги. И сказал ему Святой:

– Ты лишился братии, вот лишаешься и того, кто вскормил тебя! Бог же Вечный пусть не даст тебя и твоего потомства в руки охотников, но пусть потомство твое будет прибегать сюда в память нашу на заклание и в пищу во славу Божию тем, кто будет приходить праздновать нашу память.

Олень, проливая слезы, припал к ногам Святого, а он, осенив его крестным знамением, сказал:

– Иди с миром в пустыню!

...Честное тело погребли верующие на том же месте и собирались каждый год в день кончины его для торжественного празднования его памяти. И случалось дивное чудо: тот олень, которого Святой вскормил и с благословением отпустил в пусты­ню, приходил по заповеди его на праздник и приводил с собою детей. Оставив их, он уходил в пустыню, и никто ему не мешал. Это делал олень каждый год: приходил на праздник и приводил свое­го детеныша, которого закалывали и съедали в память и честь святого мученика Афиногена епископа и десяти учеников его, во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и в бесконечные веки. Аминь» [1, с. 365, 366, 368].

Преподобный Макарий Желтоводский Унженский (25 июля)

«Однажды, когда путники сильно устали и проголодались, им попался лось, и они захотели его заколоть. Это было на берегу реки Унжи. Однако преподобный Макарий не благословил за­колоть его, потому что в то время был пост Апостольский. Но, чтобы отметить пойманного лося, преподобный Макарий велел надрезать ему кончик уха. По милости Всемощного, даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. И 29 июня, когда пост окончился, этот самый лось оказался опять среди толпы. Тогда его закололи, и путники подкрепили свои силы» [5, с. 435].

В Библии засвидетельствовано, что когда народ еврейский возроптал на Бога в пустыне, желая насытиться мясом и вспоминая котлы мясные, которые они имели в Египте, Господь сотворил знамение послал им в пищу птиц. Подобный эпизод происходил дважды. Первый раз – в пустыне Син, в пятый месяц по выходе из Египта.

Исход, гл. 16


11. И рече Господь к Моисею глаголя: 12. Слышах роптание сынов Израилевых; рцы к ним глаголя: к вечеру да снесте мяса и заутра насытитеся хлебов и увесте, яко Аз есмь Господь Бог ваш. 13. Бысть же вечер, и приидоша крастели и покрыта полк. 11. И сказал Господь Моисею, говоря 12. Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 13. Вечером налетели перепелы и покрыли стан.

Это было последнее «заговенье на мясо», дарованное Господом утешение обильной мясной пищей. Действительно, со следующего дня питанием израильтян стала манна небесная, посылаемая им от Бога в течение сорока лет пребывания в пустыне.

Второй раз Бог проявил Свое всемогущество и послал евреям птиц в пустыне Фаранской близ Асирофа в месте, которое именуется в Библии Гробы похотения (Числ.11:34). Евреи в то время сильно возроптали на Бога и прогневали Его. Священное Писание свидетельствует, что Господь тогда, посылая птиц, покарал израильтян язвою за то, что они предпочли питаться не манной, но обычной мясной пищей, которая еще была в зубах их. Однако это никак не умаляет чудесного знамения, которое Бог явил, посылая Своим людям в пустыне обильное питание.

Числа, гл. 11


31. И дух изыде от Господа, и изведе краст ели из моря и наведе на полк день ходу отсюду и день ходу отонуду, окрест полка яко на два лактя от земли. 32. И воставше людие весь день и всю нощь, и весь день наутрие, и собрата крастели; иже мало, собра десять спуд и иссушиша себе сушаницы окрест полка. 33. И мяса бяху им еще в зубех их, прежде оскудения, и Господь разгневася зело на люди, и порази Господь люди язвою великою зело. 31. И поднялся ветер от Господа, и принёс от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. 32. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. 33. Мясо ещё было в зубах их и не было ещё съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.

Подобные примеры иногда рассматривают как естественные явления, лишенные чудесного, сверхъестественного и промыслительного значения. Однако Священное Писание не допускает такой «приземленной» трактовки. Не напрасно же Бог перед появлением перепелов говорил пророку Моисею:

Числа, гл. 11


18. И людем речегии: Очиститеся наутрие, и снесте мяса, яко плакат ися пред Господ ем, глаголюще: Кто ны напитает мясы? Яко добро нам бысть во Египте: и даст Господь вам мяса ясти, и снесте мяса. 23. И рече Господь к Моисею: Еда рука Господня не доволна будет? Ныне уразумевши, аще постигнет тя слово Мое, или ни? 18. Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, – то и даст вам Господь мясо, и будете есть. 23. И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка? ныне ты увидишь, сбудется ли слово Моё тебе, или нет?

Также промыслительным был описанный в Библии эпизод, когда Товия поймал в реке рыбу:

Товит, гл.6


2. Она же шедша путем, приидоста в вечер ко Тигру реце и пребыста тамо. 3. Отрочищ же сниде омытися и изскочи рыба от реки и хотяше пожрети отрочища. 2. А путники вечером пришли к реке Тигру и остановились там на ночь. 3. Юноша пошёл помыться, но из реки показалась рыба и хотела поглотить юношу.

«Отрок Товия и Ангел Господень». Фрагмент иконы. Россия. XVIII в. «Коломенское


4. Ангел же рече ему: возми рыбу. И ят рыбу отрочищ и изверже ю на землю . 5. И рече ему Ангел: разрежи рыбу, и взяв сердце и печень и желчь, положи сохранно. 6. И сотвори отрочищ, яко-же рече ему Ангел; рыбу же испекша, снедоста; и идоста оба, донелиже приближистася ко Екватаном. 7. И рече отрочищ Ангелу: Азария брате, что есть сердце и печень и желчь рыбия? 8. И рече ему: сердце и neчень, аще кого смущает демон или дух зол, сим подобает курит и пред человеком или женою, и ктому не будет смущатися; 9. желчь же, помазати человека, иже имать бельма на очесах, и изцелеет. 4. Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю. 5. И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их. 6. Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел; рыбу же испекли и съели; и пошли дальше и дошли до Екбатан. 7. И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы? 8. Он отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; 9. а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится.

Подобные случаи описаны в Житиях Святых.

Преподобный Лука Элладский (7 февраля)

«Придя на один морской берег, путники сели немного отдохнуть, и уже хотели на этом месте разлучиться с блаженным Лукой, дав ему целование о Господе. Но, когда они еще сидели, внезапно из моря выскочила большая рыба и упала на берегу пред их ногами; потом выскочила и другая, и обе они бились по земле, как бы сами отдаваясь в их руки. Это было по молитвам святого Луки; ибо он, не имея потребной пищи, дабы угостить на дорогу своих благодетелей, своей тайной, сердечной молитвой умолил Господа, Промыслителя всей твари, послать им на путь пищи. И тот, Кто некогда через ворона посылал Илии хлеб и мясо, Тот и этим преподобным отцам из вод морских послал пищу. И они, взяв обе рыбы, возблагодарили Бога, отверзающего руку Свою и насыщающего всякое животно благоволение (Пс.144:16)» [1, с. 144].

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский (7 февраля)

«Когда однажды, во время ловли рыбы, святой Парфений сидел у Катаптелийской пристани, – в сети к рыбакам попала одна большая рыба, называемая финнос (тунец). Выскочив из сети, она упала к ногам Святого. Осенив ее крестным знамением, он повелел ее разрезать и раздать братиям для снедения во славу Божию» [1, с. 130].

Преподобный Годрик Финхейльский

«Стол был накрыт, на нем стояли овсяные лепешки, которые обычно ел Святой, и кружки с молоком. Но Святой взглянул на стол, и он показался ему бедным, тогда он позвал послушника и попросил подать еще и рыбу.

– Господин мой, – в изумлении ответил тот, – где мы достанем рыбу в такое время, когда жара и засуха столь велики, что видно даже дно реки? Мы переходим посуху там, где раньше закидывали рыболовные сети.

Но Святой сказал:

– Не медли, пойди и закинь невод в этом сухом месте. Юноша исполнил приказание, хотя и не надеялся на улов. Вернувшись, он рассказал, что река высохла почти совсем и песчаное дно обнажилось. Старец попросил его наполнить котел водой и подвесить его над разведенным огнем. Через некоторое время он вновь отправил послушника к реке за уловом; во второй раз ученик проверил сети, тоже ничего не нашел и вернулся с пустыми руками. Больше послушник не хотел идти.

Какое-то время святой Годрик молчал, а потом сказал ему:

– Сейчас же иди к реке, ибо только что попала в сети рыба, которую обещал мне Иоанн Креститель, а он никогда не нарушает своего обещания, хотя и не заслуживает этого наша слабая вера. Ты увидишь, что попавший в сети лосось очень хорош.

Послушник опять вернулся к реке, вынул из сети большую рыбину и принес своему господину в часовню, положив ее к его ногам. Потом, по указанию отшельника, юноша разрезал ее на куски и положил в кипящую в котле воду, а когда она сварилась, подал ее братьям. Монахи поужинали ею и насытились, поражаясь такому чуду» [VIII, с. 101–102].

Преподобный Косма Афонский

«Однажды афонский подвижник, преподобный Косма, тяжело заболел. По немощи ему захотелось подкрепиться рыбой. Выполняя его желание, с небесных высот спустился большой орел и положил у его ног свежую серебристую рыбину. Преподобный подивился великой милости Божией и потихоньку стал готовить кушанье.

Незадолго до того в соседней пустыни святой старец Христофор поймал огромную рыбину и приготовился выпотрошить и вычистить ее. Внезапно орел выхватил у него рыбу из рук и взмыл в высоту.

Святой Косма приготовил чудесно посланную ему рыбину и, помолившись, сел за трапезу, но был остановлен таинственным голосом. Голос велел Косме оставить часть рыбы для ее хозяина, отца Христофора. На следующий день старец Христофор пришел навестить больного брата, который угостил его пойманной рыбой. Отцы умилились сердцем и прославили Бога за Его великое попечение о них» [VIII, с. 118–119].

Старец Паисий Афонский

«Одно время старец Паисий жил в келье Честного Креста при монастыре Ставроникита. Он был болен и истощен постом. В келье не было съестных припасов, и это огорчало подвижника.

С трудом передвигая ноги, отец Паисий вышел во двор и заметил странную точку, движущуюся от моря к его келье. Вскоре он увидел, что в его сторону летит крупная птица, похожая на коршуна или орла; в когтях у птицы билась пойманная рыба. Долетев до кельи, орел выпустил рыбину и улетел.

Уразумев милосердие Божие и заботу Царицы Небесной, старец возблагодарил Господа и Панагию, поджарил рыбу и укрепил свои силы, подорванные постом и болезнью» [VIII, с. 121].

Преподобный Пафнутий Боровский (1 мая)

«Раз приближался праздник Пасхи, а в обители совсем не было рыбы. Братия и монастырские служители были тем очень опечалены и даже роптали на Святого.

– Не скорбите об этом, братия, и не гневите Бога, – говорил им Преподобный, – Всемилостивый Владыко, создавший нас и просветивший весь миp Своим восстанием от мертвых, утешит нас, Своих рабов, в скорби нашей и подаст в изобилии блага боящимся Его.

Такая надежда на Всеблагого и Премудрого Промыслителя не замедлила принести свой прекрасный плод. Вечером в Великую Субботу, незадолго до Светлой ночи, пономарь пошел на малый источник почерпнуть воды для Литургии и увидел безчисленное множество рыб, называвшихся на тамошнем наречии «сижки», по своей величине немного больше сельдей. В то время был разлив воды: и их собралось так много, как никогда прежде. Пономарь поспешил сказать о том, Святому. Преподобный прославил Бога и велел рыболовам закинуть сети. И поймали такое множество этих рыб, что их достало целой обители на всю Светлую неделю как на обеды, так и на ужины» [6, кн. II, с. 4].

4.4. Звери помогают Святым в их трудах

Всемогущий Бог способен соделать зверей и птиц соработниками человеку. В книге Бытия описывается, как праотец Ной для удостоверения известия об окончании Потопа посылал через окно Ковчега ворона и голубицу.

Бытие, гл. 8


6. Бысть до четыредесятих дней отверзе Ное оконце ковчега, еже сотвори, 7. и посла врана видети, аще уступила вода от лица земли: и изшед не возвратися, дóндеже изсяче вода от земли. 8. И посла голубицу по нем видети, аще уступила вода от лица земли, 6. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега, 7. и выпустил ворона, чтобы видеть, убыла ли вода с земли который, вылетев, отлетал прилетал, пока осушилась земля от воды. 8.Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,

Окончание потопа». Фрагмент мозаики. Собор св. Марка, Венеция. Италия. XII в.


9. и не обретши голубица покоя ногама своима, возврати-ся к нему в ковчег, яко вода бяше по всему лицу всея земли: и простер руку свою, прият ю и внес ею к себе в Ковчег. 10. И премедлив еще седмь дний, паки посла голубицу из Ковчега. 11. И возвратися к нему голубица к вечеру, и имеяше сучец масличен с листвием во устех своих: и позна Ное, яко уступи вода от лица земли. 12. И премедлив еще седмь дний других, паки посла голубицу, и приложи возвратитися к нему потом. 9. но голубь не нашёл места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была ещё на поверхности всей земли; и он простёр руку свою, и взял его, и принял к себе в Ковчег. 10. И помедлил ещё семь дней других и опять выпустил голубя из Ковчега. 11. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. 12. Он помедлил ещё семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

Преподобный Флорентий (23 августа)

«...Тотчас послышался гром, явилась молния и побил тот гром вместе с молниею всех змей, обитавших на месте том. Увидав все сие, человек Божий Флорентий, снова подняв очи на небо, сказал:

– Вот Ты, Господи, побил змей сих: но кто же возьмет их отсюда?

И тотчас после слов его прилетело великое множество птиц, числом столько, сколько было избиенных гадов; и каждая птица взяла по одной змее, отнесла далеко и бросила там; таким образом было очищено от гадов то место, на котором жил Преподобный» [1, с. 398].

Подобным образом птицы послужат для очищения земли в последний день Страшного Суда.

Апокалипсис, гл. 19


17. И видех единаго Ангела стояща на солнце; и возопи гласом велим, глаголя всем птицам парящим посреде небесе: придите и соберитеся на вечерю великую Божию. 18. Да снесте плоти царей и плоти крепких и плоти тысящников, и плоти коней и седящих на них, и плоти всех свободных и рабов, и малых и великих. 21. ...И вся птицы насытишася от плотей их. 17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. 21. ... и все птицы напитались их трупами.

Служение животных Святым бывало порой весьма необычным.

Свидетельство блаженного Иоанна Мосха

«В окрестностях Мертвого моря есть гора, под названием Марес. На горе живут отшельники. У них есть сад, в шести верстах, у подошвы горы, при морском заливе. Садом заведывал один из них.

Всякий раз, как отшельники собирались в сад за овощами, они взнуздывали осла и говорили ему:

– Ступай в сад к садовнику и принеси нам овощей.

И осел один отправлялся к садовнику. Став у двери, он ударял головою в дверь. И тотчас садовник, навьючив его овощами, отпускал. Можно видеть, как осел ежедневно ходит один и служит только старцам, не повинуясь никому другому» [4, гл. 158, с. 381–382].

Преподобный Коприй (24 сентября)

«Он поднимался на гору вместе с ослом, чтобы привезти в обитель дров. В то время, как он начал собирать дрова, медведь укусил осла в бедро. Тогда святой Коприй возложил на медведя дрова и сказал ему:

– Ты теперь должен работать до тех пор, пока осел не выздоровеет.

Медведь послушался его и носил дрова и воду, пока осел выздоровел; тогда только Преподобный простил зверя» [1, с. 479].

Преподобный Савва Вишерский (1 октября)

«Мирно текла уединенная монастырская жизнь. Но в обители повадился шалить лесной сосед – большой медведь. То он портил овощи в огороде, то разрушал пчельники. Наконец зверь задрал двух монастырских лошадок, чем крайне опечалил иноков. Монахи пожаловались на медведя своему святому авве.

Преподобный подозвал к себе зверя, пристыдил его и повел лесного разбойника на суд Великого Новгородского веча. В те времена Новгородом управляло народное собрание (вече), где решались все важные вопросы. Святой Савва тихо шел, опираясь на легкий посох, и безмолвно творил молитвы. За ним грузно переваливаясь и виновато ворча, плелся понурый мохнатый обидчик монастыря. Встречные со страхом сторонились, но с любопытством провожали необыкновенную пару.

Когда преподобный Савва Вишерский привел огромного медведя на суд, волновавшееся до этого народное море в изумлении затихло. Случай был слишком необыкновенный. Опираясь на ветхий посох, старец ждал решения веча. Рядом с ним покорно лежал громадный зверь. Разобрав обиду, народ приговорил виновного выполнять в обители работу лошадок, которых он лишил жизни. Зверь послушно последовал за преподобным Саввой в монастырь и безропотно служил инокам до самой кончины Святого» [VIII, с. 140–141].

Преподобный Герасим Иорданский (4 марта)

«Старец подумал, что лев заел осла, и спросил:

– Где осел?

Лев стоял молча, опустив глаза вниз, как человек. Старец тогда сказал:

– Ты его заел! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители все то, что делал осел. По повелению старца с тех пор на льва стали навьючивать, как прежде на осла, бочонок, мерою в четыре меха, и посылать на Иордан за водой для монастыря.

«Лев Иордан». Иллюстрация. «Шестодневъ»

Однажды пришел к старцу помолиться один воин и, увидев льва, носящего воду, сжалился над ним. Чтобы купить нового осла, а льва освободить от работы, он дал инокам три золотые монеты. Осел для монастырской службы был куплен, а лев освобожден от работы» [1, с. 81–82].

Преподобный Зосима Финикийский (8 июня)

«Однажды преподобный Зосима отправился в Кесарию; он взял с собою осла, на которого возложил свои вещи. На дороге его встретил лев; схватив осла, зверь побежал с ним в пустыню. Святой Зосима пошел по следам зверя.

Когда же лев, съев осла, насытился, старец подошел к нему и, улыбаясь, сказал:

– Вот что, друг! Идти мне весьма тяжело, так как я сильно устал по причине своей старости; я не в силах на состарившихся плечах своих донести ту тяжесть, которая была возложена на моего осла; посему понеси эту тяжесть ты, хотя это и противно твоему нраву, если ты хочешь освободить себя от Зосимы; потом же ты можешь снова стать злым и свирепым согласно твоей природе.

Тогда лев, как бы позабыв свою естественную ярость, стал ласкаться к Святому и сделался кротким как агнец и самой своей лаской показывал знаки послушания. Святой Зосима, возложив на него тяжесть, которую нес осел, довел его до ворот Кесарии; затем, сняв здесь тяжесть, снова отпустил зверя в пустыню.

Здесь, с одной стороны, обнаружилась всемогущая сила Господня, покоряющая в послушание Своим рабам свирепых зверей, а с другой – очевидно обнаружилось, что добродетельному человеку, исполняющему заповеди Господни и от всего сердца служащему своему Богу Творцу – повинуется и служит все остальное, даже и неразумные создания» [1, с. 149–150].

Много других полезных служений осуществляли животные, помогая Святым. Иногда лев служил огородным сторожем.

Преподобный Кириак (29 сентября)

«...Когда мы приблизились к тому месту, нас встретил огромный и страшный лев. Увидев, что зверь привел меня в ужас, ученик святого Иоанн сказал мне:

– Не бойся, брат Кирилл: этот лев служитель отца нашего и не делает никакого вреда приходящим к нему братиям.

Действительно, лев, видя, что мы идем к старцу, отошел с дороги. Увидав меня, авва Кириак сказал:

– Вот и брат из моего монастыря, Кирилл, пришел ко мне. Сотворивши молитву, мы сели и стали беседовать. И сказал ему ученик его Иоанн:

– Отче! Брат Кирилл, увидев льва, очень испугался.

Старец же сказал мне:

– Не бойся, чадо Кирилл, того льва, ибо он живет со мной и стережет эти скудные овощи от диких коз» [1, с. 641].

Бывало и так, что лев служил почтальоном.

Преподобный Анин Чудотворец (18 марта)

«Взяв бумагу, Преподобный начертал на ней: «О, святой отец! Мне известно, что ты, пострадав от злодеев, намереваешься сойти со столпа для того, чтобы отомстить твоим врагам; оставь свое намерение, чтобы не лишиться тебе вечного воздаяния в небесном царстве за труды твои».

Эту бумагу Преподобный привязал льву на шею и, обратившись к нему как к человеку, повелел ему идти к упомянутому столпнику, никого не трогая на пути своем.

Лев побежал быстро и скоро достиг того монастыря, где жил столпник. Остановившись у ворот монастыря, лев стал стучать в них своими лапами. Привратник, посмотрев в оконце и увидев льва, поспешно пошел к столпнику и сказал ему, что при воротах монастыря стоит большой зверь.

Столпник, помолившись Богу, велел привратнику небоязненно отворить ворота монастыря. После этого лев вошел в мона­стырь, подошел к столпу и положил бумагу пред столпом.

Прочитав письмо, столпник удивился прозорливости святого Анина, который, находясь так далеко от него, узнал его мысли; удивился он и тому, как Бог повелевает зверям служить угодникам Своим. После этого столпник оставил свое намерение и возложил все упование свое на Господа» [1, с. 373].

4.5. Звери служат пастухами у Святых

В присутствии Святых, под действием Божией благодати звери порой не только не проявляли хищнических наклонностей своей природы, но сами становились пастырями.

Преподобный Герасим Иорданский (4 марта)

«Лев Иордан пасет осла преп. Герасима». Фрагмент фрески. Храм святителя Николая Орфанос, Салоники. Греция. XIV в.

«Великому угоднику Божию Герасиму даже бессловесный зверь служил, как разумный человек...

У иноков был осел, на котором они привозили для братии воду из святого Иордана. Старец поручил льву сопровождать осла и охранять его, когда тот пасется на берегах Иордана. Случилось однажды, что лев отошел от пасшегося осла на значительное расстояние и уснул на солнце. В это время шел мимо с верблюдами один человек из Аравии и, увидев, что осел пасется один, взял его и увел с собою. Проснувшись, лев стал искать осла и, не нашедши его, с унылым и печальным видом пошел в обитель к отцу Герасиму.

...Через некоторое время купец из Аравии, уведший осла, пошел в Иерусалим с верблюдами продать пшеницу; с ним был и осел. Около Иордана с караваном случайно встретился лев; узнав осла, он зарычал и бросился к нему. Купец и его спутники в ужасе убежали, а лев, схватив узду зубами, как делал прежде, повел осла с тремя привязанными один за другим верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая ревом свою радость, что нашел потерянного осла, лев привел его к старцу. Преподобный старец тихо улыбнулся и сказал братии:

– Напрасно мы бранили льва, думая, что он заел нашего осла. Льву дано было имя Иордан» [1, с. 81–82].

Преподобный Шио Мгвимский (7 мая)

Святой обратился к собравшимся зверям:

« – Один из вас пусть останется здесь, чтобы пасти ослов моей братии и тем заплатить за убытки, нанесенные вами.

Когда Святой кончил говорить, все звери пустились бежать от него, и остался перед ним один только волк, которому Святой сказал:

Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе повелеваю; с этого времени паси ослов братии моей.

«Преподобный Шио Мгвимский». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

...Шесть лет служил волк всей братии. По прошествии этого времени он получил от Святого свободу, и вот по какому случаю.

Однажды, во время обычного возвращения ослов с пастбища, между ними не оказалось одного осла, принадлежащего иноку Конону. Впоследствии обнаружилось, что осел инока провалился в пропасть и совершенно разбился. Волк раньше обыкновенного пригнал ослов в монастырь и начал громко выть. Слыша вой, инок Конон вышел из келий и, осмотрев стадо, не нашел в нем своего осла. Полагая, что его съел сам пастух – волк, инок с гневом явился к святому Шио и сказал ему:

– Не слыхано от века, чтобы волк пас ослов, ты виновен в потере моего осла.

Вслед за иноком пришел к Святому и волк, стараясь хвостом и глазами показать, что он невиновен. Заметив же, что его не понимают, волк ухватился зубами за посох Конона и стал тащить его за собой, давая тем знать, что хочет, чтобы инок последовал за ним. Святой Шио, увидев это, велел монаху следовать за волком, но инок отвечал ему на это:

– Горе мне, грешному! Ты, отче, хочешь погубить душу мою что, скажи мне, причиной твоего презрения ко мне? Ты погубил осла моего и хочешь, чтобы еще и я был растерзан этим волком?

Так монах, постепенно возвышая голос, упрекал Святого. Но святой Шио кротко и тихо вышел из пещеры и велел еще двоим из братьев следовать за волком.

Иноки пошли, и волк привел их к пропасти, где лежал разбившийся насмерть осел. Возвратясь, они объяснили все святому Шио. Конон, видя свой грех, раскаялся, пал Преподобному в ноги и просил прощения. Святой же, призвав к себе волка, сказал ему:

– Ты уже довольно времени служишь нам, благодарю тебя за это, будь свободен, иди к своим и не делай вреда братии моей. Пусть они сами найдут пастуха для своих ослов, чтобы более не винили меня в чем-нибудь.

Волк, получив свободу, удалился от Святого в горы» [9].

Преподобный Флорентий (23 августа)

«Выйдя из храма, Флорентий увидал медведя, стоявшего у дверей храма, преклонившего голову свою к земле и не обнаруживавшего ни в чем своего зверского нрава, напротив, показывавшего кротостью своею, что он был послан к святому Флорентию от Бога для услуг и для работы. Поняв это, святой раб божий Флорентий возблагодарил Бога, пославшего ему такого сожителя. Флорентий имел при своей келии пять овец; не зная, кто бы мог пасти и охранять их...

Флорентий приказал медведю, сказав:

Иди, выгони овец сих на пастбище, и паси их; около же шестого часа возвратись вместе с ними.

И всегда зверь поступал так, приняв на себя порученное ему попечение об овцах...

Когда человек Божий хотел поститься до часа девятого, то приказывал медведю придти с овцами к девятому часу; и поступал так зверь. Когда же не намеревался поститься до часа девятого, но изъявлял желание вкушать пищу в шестом часу, в тот час возвращался и медведь; одним словом, зверь повиновался всякому приказанию человека Божия и никогда не ошибался – не приходил никогда к девятому часу, когда ему было повелено придти к шестому, и наоборот, ни разу не приходил к шестому часу, когда было приказано придти к девятому. Ибо Сам Бог вразумил того зверя, коего отдал в подчинение угоднику Своему, и научил его понимать приказание старца и исполнять его волю.

После того как зверь служил старцу долгое время, по всей стране той начала распространяться молва о человеке Божием Флорентин, ибо все удивлялись тому дивному делу, видя, что зверь пас овец и служил старцу» [1, с. 398].

Пастушеское служение хищников, конечно, не является делом для них «естественным». Если по грехам людей благодать Божия ослабевает и райское состояние отступает, у зверей тотчас проявляется их кровожадная природа. Это прекрасно показывает следующий житийный эпизод.

Преподобный Савва Освященный (5 декабря)

«...Лев стал ходить за Святым и служить ему. Был тогда при старце ученик, по имени Флаис, и имели они осла. Когда Савва посылал ученика за каким-либо делом, то приказывал льву стеречь осла; лев брал в зубы повод и так водил осла пастись, а вечером, напоив его, приводил опять к старцу.

По прошествии нескольких дней, Флаис был послан за каким-то делом и по бесовскому наваждению впал в нечистый грех; в то же время лев на пастбище съел осла. Флаис понял, что за его грех лев съел осла, чтобы обличить его» [1, с. 154].

Насколько удивительными и фантастичными не могли бы показаться приведенные выше свидетельства о мирном сосуществовании хищников и травоядных, мы видим в этих примерах подтверждение того, что истинным является библейское пророчество о подобном «симбиозе» в грядущем Царстве Христовом.

Книга пророка Исайи, гл. 11


6. И пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет со козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я. 7. И вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети и х будут, и лев аки вол ясти будет плевы. 6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, ак вол будет есть солому.

4.6. Звери охраняют Святых

В житиях Святых содержатся примеры того, как звери охраняли угодников Божиих и защищали их.

Преподобный Аммон

«Питался Аммон одним только хлебом, да и тот разбойники часто отнимали у него, похищая его скудные запасы. Долго старец переносил эти обиды. Но вот однажды он отправился в пустыню и на возвратном пути повелел следовать за собою двум драконам. Им повелено было лечь у входа в пещеру и охранять его. Разбойники явились по своему обычаю, не подозревая, что за стражу найдут они у входа. Увидав драконов, они оцепенели от ужаса и, лишившись чувств, полумертвыми пали на землю. Старец вышел к ним и, увидав их в таком положении, поднялся и сказал им с укором:

– Вы видите, что звери добрее вас: они повинуются нам по воле Божией, а вы не Бога не боитесь и не стыдитесь обижать Его служителей...» [3, с. 146–147].

К сожалению, агиографические источники не описывают подробно облик этих драконов. Можно лишь предполагать, кем они были – варанами, крокодилами либо иными ящерами. Быть может, это были какие-либо неизвестные науке виды (возможно – уцелевшие из древних рептилий или звероящеров). Ясно лишь, что они, во-первых – слушались старца Аммона, и, во-вторых, произвели весьма сильное впечатление на его непрошенных гостей.

В других житиях звери описываются более определенно.

Преподобный Кириак (29 сентября)

«Святой сказал:

– Видишь ли, чадо, этого льва? Он не только стережет овощи, но и отгоняет отсюда разбойников и варваров: злые люди много раз нападали на это убогое место, но лев прогонял их.

Услышав это, я дивился и прославил Бога, покорившего диких зверей, как овец, Своему угоднику. Пробыл я у него один день, но многому научился; на утро же, сотворив молитву, он преподал мне благословение и отпустил с миром, повелев ученику своему проводить меня. Выйдя от Святого, мы встретили на дороге льва, который лежал и пожирал дикого козла; не смея идти мимо него, мы остановились, он же, увидев, что мы стоим, оставил свою добычу и, сойдя с дороги, дал нам пройти» [1, с. 642].

Преподобный Иоанн Молчальник (3 декабря)

«Бог, пекущийся всегда о рабах Своих и сохраняющий их на всех путях их, пожелал и сего угодника Своего соблюсти здравым и невредимым, и послал ему стражем льва великого и страшного, который неотступно днем и ночью стерег его. И сколько раз варвары ни нападали на Святого, всегда этот лев с великой яростью устремлялся на них, поражал и обращал в бегство, а блаженный Иоанн благодарил Бога, яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных (Пс.124:3)» [1, с. 61].

Священномученик Елевферий (15 декабря)

«...Через некоторое время о Святом узнали охотники на зверей, дошла об этом весть и до Адриана. Тогда он послал воинов схватить Елевферия. Когда воины нашли Святого, звери устремились на них, как бы на врагов господина своего, и едва не растерзали их, но Елевферий запретил им это и повелел удалиться в пустыню. Сам же, с радостью, идя с воинами на казнь, как бы на званный пир, беседовал с ними о Царствии Божием и о геенне огненной, уготованной идолопоклонникам. На пути Елевферий просветил их учением Христовым и крестил, а с ними и других – до пятисот уверовавших» [1, с. 423–424].

Мученица Дария (19 марта)

«К святой Дарии послан был лев, который, выбежав из своего заключения, пришел к ее комнате, где Святая, распростершись ниц, молилась, и стал стеречь ее. А граждане, не зная об этом, послали некоего бесстыдного юношу к Дарии с тем, чтобы он осквернил ее. Когда же он вошел в комнату к Святой, то его тотчас же схватил лев и, повалив, стал топтать ногами; и смотря на святую Дарию, как бы некий разумный раб, он ждал повеления госпожи своей, что она велит сделать с тем бесстыдным юношей: убить ли его или отпустить живым. Святая же Дария, поняв это, сказала льву:

– Заклинаю тебя Сыном Божиим, оставь сего юношу, чтобы он мог услышать от меня слово Божие.

Лев, оставив юношу, вышел вон и лег при дверях, не допуская никого к комнате святой Дарии. И сказала Дария тому юноше:

– Вот львиная ярость, при одном имени Христа, укротилась, и зверь, как смысленный человек, знает истинного Бога, боится Его и почитает. Ты же, нечестивец, будучи смысленным человеком, не боишься Бога, пребывая в таких злобах и сквернах. И чего тебе следовало стыдиться и в чем каяться, ты тем хвалишься.

Юноша упал перед Дарией и начал кричать, говоря:

– Повели мне, раба Христова, уйти отсюда без вреда, и я всем поведаю, что Христос, Которому ты служишь, есть истинный Бог и нет другого, кроме Него.

И велела Дария льву дать юноше свободный выход из ее комнаты. И пошел юноша по всему городу, громко взывая:

– Знайте, все римляне, что Дария – богиня!

И вот к дому Дарии прибежали цирковые борцы (гладиаторы) и с свойственною им смелостью хотели вывести льва из комнаты Дарии. Лев же, укрепляемый Богом, схватывая каждого из них, ударял о землю и, уложив их всех около святой Дарии, сторожил их около ее ног, не убивая их и не принося им никакого вреда, но ждал повеления Дарии. И сказала Святая тем мужам:

– Если вы уверуете во Христа, то можете уйти отсюда без всякого вреда: если же не уверуете, то пусть избавят вас от смерти ваши боги.

Они же все единогласно воскликнули:

– Кто не верует, что Христос есть истинный Бог, тот да не выйдет живым отсюда!

Когда они так воззвали, то Дария повелела льву отпустить тех мужей без всякого вреда. И они, выйдя оттуда, громким голосом взывали:

– Веруйте, народы римские, что нет иного бога, кроме Христа, проповедуемого Дарией!» [1, с. 393–394].

Мученица Керкира (28 апреля)

«Отец ее исполнился глубокой печали и приложил все усилия, чтобы отвратить ее от веры Христовой. Когда все оказалось безуспешным, царь в сильной ярости запер ее в отдельной темнице и приказал отдать ее на растление одному блуднику – Мурину. Когда Мурин подошел к дверям тюрьмы, внезапно прибежал медведь, схватил его и стал терзать. Услышав шум и увидев в окно, что происходит, сидевшая в тюрьме царская дочь отогнала зверя именем Христовым, исцелила раны Мурина и, открыв истины святой веры, сделала его христианином» [1, с. 457].

Преподобный Герасим Болдинский (1 мая)

«Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходящие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что Преподобный только благодарил Бога.

Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство» [6, кн. II, с. 13].

4.7. Звери содействуют передвижению Святых

Согласно церковному Преданию, Пречистая Дева Мария с Богомладенцем Иисусом Христом на руках во время бегства в Египет из Вифлеема Иудейского сидела верхом на ослике.

«Бегство в Египет». Фрагмент иконы «Рождество Христово». Палех. Середина XIX в. ФААП

Символическим, исполненным духовного значения, преобразовательным (в смысле обращения к Церкви язычников) и исполняющим ветхозаветные пророчества о Мессии был описанный в Евангелии въезд Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осляти. Всегда ходивший пешком, Спаситель единственный раз воссел на необъезженное животное, которое таким образом послужило Его божественному служению:

Евангелие от Матфея, гл. 21


1. И егда приближишася во Иерусалим и приидоша в Виффагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика, 2. глаголя има: идита в весь, яже прямо вам: и абие обрящета осля привязано, и жребя с ним: отрешивша приведита Ми; 3. и аще вама кто речет что, речета, яко Господь ею требует; абие же послет я. 1. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2. сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3. и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их.

«Вход Господень в Иерусалим». Фрагмент иконы. Великий Новгород. Середина-третья четверть XV в. ФААП


4. Сие же все бысть, да сбудется реченное пророком, глаголющим: 5. Рцыте дщери Сионове: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя, сына подъяремнича. 6. Шедша же ученика и сотворила, якоже повеле има Иисус: 7. приведоста осля и жребя: и возложиша верху ею ризы своя, и вседе верху их. 4. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5.Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. 6. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

Святые иногда использовали для передвижения более свирепых животных.

«Святой мученик Мамант». Чеканка. Гелати. Грузия. XI в. Из коллекции Государственного музея искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили

Мученик Мамант (2 сентября)

«Святой... объявил воинам, что он есть тот самый Мамант, которого они ищут. Тогда они сказали ему:

– Если сам ты желаешь идти к наместнику, то иди с нами; если же не хочешь, то отпусти нас одних, ибо мы не смеем вести тебя. Но просим тебя, чтобы звери не трогали нас.

Успокоив воинов, Мамант велел идти им вперед.

– Идите, –сказал он, – сначала вы, а я пойду вслед за вами один. Удалившись оттуда, воины ожидали пришествия Маманта у городских ворот, ибо вполне верили словам такого дивного мужа и даже подумать не могли о нем что-нибудь дурное. Мамант же, сев на льва, направился вслед за воинами. Когда он вошел в городские ворота, лев остался за городом» [1, с. 52].

Преподобный Феофан Исповедник (9 сентября)

«Получив повеление от ангела Божьего, он вышел из пещеры и, сев на льва, проехал шестьдесят поприщ, проповедуя веру Христову» [1, с. 207].

Преподобный Еллий (Гелен) Египетский (14 июля)

«Преподобный Елий (Гелен) Египетский». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Он пришел в один пустынный монастырь рано в воскресенье и, узнав, что там в церкви не совершается службы, спросил, по какой причине день Господень остается без богослужения? Братия ответили, что священник, живущий на другом берегу реки, не пришел, боясь крокодила, появившегося в реке и уже пожравшего многих людей...

Святой Еллий, уповая на Бога, пошел и, когда был на берегу реки, призвал имя Господне, и тотчас появился крокодил. Тот, который привык губить людей, по Божьему повелению сделался перевозчиком праведному: с кротостью и страхом он взял Святого себе на хребет, перевез через реку и поставил на другом берегу. Преподобный, дошедши до жилища священника, стал просить его придти к братиям, но пресвитер, не зная его, спросил:

– Кто ты и откуда?

Он ответил, что только недавно пришел в монастырь. Пресвитер, хотя видел ветхую и заплатанную одежду блаженного, но по словам и благонравию узнал в нем Божьего человека и сказал:

– Брат, ты имеешь плохую телесную одежду, зато добрую душевную!

Затем он встал и пошел к обители. Когда они пришли к реке и не нашли, на чем можно было переехать реку, Преподобный сказал пресвитеру:

– Не беспокойся, отче! Бог нам приготовит ладью!

И громким голосом призвал к себе крокодила; последний, услышав голос святого, тотчас явился к ним и кротко подставил свой хребет, чтоб они взошли на него. Но пресвитер, увидавши крокодила, испугался и побежал назад. Братия же стояли на другом берегу и смотрели на то чудо, как человек Божий переправлялся через реку на крокодиле, и со страхом удивлялись этому» [1,с. 355–356].

Этот эпизод также описан у Руфина [2, с. 36].

Блаженный Феофил Киевский, Голосеевский (28 октября)

«Блаженный Феофил Киевский, Голосеевский». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Получив бычка, блаженный смастерил себе небольшую удобную телегу, сзади которой устроил на обручках небольшую, крытую парусиной будочку, и стал путешествовать на «бойкуне» по городу. При этом старец никогда не садился впереди, а всегда сзади, спиной к быку, и, укрепивши на возу маленький аналойчик, опускался на колена и читал дорогою псалтирь. Но вот что удивительно. Бычок не имел никакой упряжи, ни возжей, одно только ярмо, и точно мысленно предугадывал намерения своего хозяина, без всяких с его стороны возгласов и понуканий доставлял старца именно туда, куда ему была надобность: либо на Подол, в Братский монастырь, либо во святую Лавру. И такой, говорят, умница был – ни за что на камень не наедет, а увидит бугорок, рытвину или канаву, непременно стороной обминет, чтобы угодника не потрясти...

С некоторых пор Феофил впал в немилость. От него отобрали бычка и препроводили в экономию, присовокупив к Лаврскому стаду, а самому блаженному запретили появляться в Голосеевской пустыне, а вместе с тем и «бродяжничать». Но с того дня, как бычок был помещен в монастырское стадо, появился такой необычный падеж скота, что лаврский эконом потерял всякое самообладание и положительно не знал, что ему делать. Стали приглашать ветеринарных врачей, предполагая, что в стаде появилась эпидемическая болезнь, но врачи, осмотрев животных, нашли их без всяких существенных повреждений. Между тем скот продолжал падать и умирать. Тогда более глубокомысленные решили доложить об этом митрополиту Филарету. Владыка позвал эконома и поинтересовался, с которого дня начался падеж скота. Эконом ответил, что с того самого дня, как отобрали быка у Феофила и присоединили к общему стаду.

– Вот как! – воскликнул Владыка и приказал немедленно удалить из стойла быка.

Когда это было сделано, то, к общему удивлению, падеж скота тотчас прекратился. Бычок же был отведен в Китаев и возвращен своему обладателю. Получив обратно своего «бойкуна», блаженный в тот же день позолотил ему рога и преспокойно стал продолжать свои ежедневные путешествия...

Да, поистине: Позна вол владельца своего (Ис.1:311, с. 80 –81, 84–85.

4.8. Звери почитают умерших Святых и служат им

Дикие звери служили Святым не только при их жизни. Не раз они воздавали честь рабам Христовым после их преставления.

Преподобный Симеон Столпник (1 сентября)

При кончине Преподобного «плакал весь народ; даже птицы во множестве, на виду у всех, с криком летали вокруг столпа, как бы плача о кончине такого светильника миpy» [1, с. 35].

Преподобный Лаврентий Черниговский (29 декабря)

«Преподобный любил кормить птиц. Когда выносили гроб с его телом, крылатые подопечные метались над процессией и плакали, прощаясь с родным кормильцем...

Когда преподобный Лаврентий отошел ко Господу, его котик сорок дней не отходил от гроба. Батюшку погребли в усыпальнице. Зверек поместился под окошком, лежал там целыми днями, потом ушел и с тоски пропал» [XIII].

Мученики Сергий и Вакх (7 октября)

«После кончины мучеников каждый год в день памяти святого мученика Сергия к его могиле собирались все звери, жившие в округе. У могилы Святого хищные звери и те животные, на которые они обычно охотятся, мирно соседствовали друг с другом, проводили целый день у места погребения мученика Сергия, а затем возвращались к обычной жизни» [VIII, с. 65].

Преподобный Герман Аляскинский (13 декабря)

«– Когда я умру, – говорил старец своим ученикам, – вы похороните меня рядом с отцом Иоасафом. Моего быка убейте; он мне довольно послужил. Похороните же меня одни и не сказывайте о моей смерти в гавань: гаваньские не увидят моего лица. За священником не посылайте и не дожидайтесь его: не дождетесь...

Несмотря на предсмертную волю отца Германа, ученики его не решились хоронить старца, не дав о том знать в гавань; неизвестно почему не убили они и быка... В гавани был заказан для усопшего лучший гроб, который должен был доставить на Еловый священник. Но все эти распоряжения были противны воле почившего. И вот подул страшный ветер, полил дождь, сделалась ужасная буря...

Из гаваньских никто не приехал, и жители острова одни предали земле бренные останки своего старца. Так исполнилось последнее желание отца Германа. Бык отца Германа на другой день по его смерти ударился головой о дерево и свалился на землю мертвый» 17, с. 191–192.

Преподобный Герасим Иорданский (4 марта)

«Когда преподобный отец Герасим отошел к Господу и был погребен братиею, по устроению Божьему, лев тогда не оказался в обители, а пришел через некоторое время и стал искать своего старца. Отец Савватий и один из учеников отца Герасима, увидев льва, сказали ему:

– Иордан! Старец наш оставил нас сиротами: отошел к Господу! Они стали давать ему пищу, но лев пищи не принял, а озирался во все стороны, ища преподобного отца Герасима, и скорбно рычал. Отец Савватий и другие старцы гладили его по спине и повторяли:

– Отошел старец к Господу, оставил нас!

Но этими словами они не могли удержать льва от вопля и скорбного рычания, и чем больше они старались утешить его словами, тем печальнее он рычал, и голосом, и лицом, и глазами выражая скорбь, что не видит старца. Тогда отец Савватий сказал:

– Если не веришь нам, то иди с нами, мы покажем тебе место, где покоится старец.

И пошли с ним в гробницу, где был погребен преподобный Герасим. Гробница находилась около самой церкви. Став над гробницей, отец Савватий сказал льву:

– Вот здесь погребен наш старец.

И, преклонив колена, стал плакать. Услышав это и увидев, что Савватий плачет, лев ударялся головой о землю и страшно ревел. Сильно рыкнув, он умер над гробницей старца. Не мог ничего выразить лев словами, но все-таки, волею Божиею, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из Рая» [1, с. 82–83].

Известны случаи, когда животные принимали участие в обнаружении тел Святых, содействуя их христианскому честному погребению.

Преподобномученик Лукиан (15 октября)

«Мученик явился одному из своих учеников, по имени Гликерий, повелевая ему идти на морской берег, взяв, погребсти тело его. Гликерий пошел с другими христианами на берег искать тело Святого; и вот они увидали в море дельфинов, несших на себе нетленное тело мученика; подплывя к берегу, они положили его на сухом месте. Тогда верующие с радостию взяли тело святого мученика и похоронили с честью» [1, с. 376].

Мученик Авксентий (13 декабря)

«Мученику Авксентию отсекли голову, причем от места казни отогнаны были все, кого подозревали в принадлежности к христианам. Святое тело его ночью было тайно взято пресвитерами Аравракинскими. Но они не могли найти его головы и стали плакать и молиться Богу, чтобы Он указал им голову святого мученика. И, по устроению Божию, на одном дубе закаркал ворон; пресвитеры пошли на его голос и нашли главу Святого, лежащею на развесистых ветвях того дерева, где сидел ворон. Взяв ее, пресвитеры приложили ее к телу и снесли на чистое и чтимое место и там погребли» [1, с. 369].

Свидетельство об одном отшельнике

«Однажды ночью он является во сне настоящему отцу нашему, благостному и досточтимому пастырю, авве Юлиану.

– Возьми несколько человек братии, сказал явившийся, и ступай – принеси меня сюда из того места, где я лежу, на горе, под названием «Олень».

Взяв несколько человек, отец наш пошел к указанной горе. Много часов мы проискали, но не нашли останков отшельника, так как вход в пещеру с течением времени закрылся от сучьев и снега. После тщетных поисков старец сказал нам:

– Пойдемте, чада, сойдем с горы.

Лишь только мы начали спускаться, как вдруг подошел олень и, остановившись недалеко от нас, начал ногами рыть землю. При виде этого, отец наш говорит нам:

– Поверьте мне, чада, здесь лежит раб Божий!

И, расчистив вход, мы нашли тело его невредимым. Принесли в обитель и там похоронили» [4, гл. 84, с. 246–247].

В Житиях Святых содержатся удивительные примеры того, как дикие звери оказывались главными участниками погребения угодников Божиих.

Преподобный Павел Фивейский (15 января)

«Преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий». Список с иконы VII–VIII вв. из монастыря Св. Меркурия, 1777г. Коптский музей. Египет

«Блаженный Антоний подошел к нему ближе и увидел, что он уже мертв... Долго он плакал и рыдал, целуя святое тело Преподобного; потом обвил его принесенною с собою мантией и по христианскому обычаю начал петь употребляемые при погребении псалмы. Но он не мог придумать, как ему совершить погребение Святого, так как не принес с собою заступа, чтобы вырыть могилу.

– Возвращаться ли в монастырь за орудием? – размышлял он, – но туда три дня пути. Здесь ли оставаться? Но без заступа я не могу сделать ничего. Останусь я лучше здесь и умру, как должно, испустив последнее дыхание близ Твоего, Христе, воина!

Когда он думал об этом, вдруг из глубины пустыни приходят два льва, рыкая и как бы плача о потере Святого. Антоний сначала несколько испугался, но потом когда увидел, что кроткие, подобно агнцам, звери лежат у тела Святого и жалостно рыкают, точно плачут, дивился кротости этих зверей. Они же начали когтями своими рыть землю и, выкопав яму значительной глубины, снова припали к телу Святого с сильным рыканием, как бы прощаясь с ним; потом подойдя к преподобному Антонию, стали лизать руки и ноги его, как бы прося благословения и молитвы. Преподобный, видя, что и звери преклоняются пред Богом, славил Христа и говорил:

– Господи, – без Твоей воли не падают на землю ни лист с дерева и ни одна птица, – дай, как Ты знаешь, благословение Свое этим зверям.

Потом, указывая рукой на пустыню, он велел зверям уйти туда. Когда они скрылись, авва Антоний похоронил честное тело святого и преподобного отца Павла, первого пустынножителя, скончавшегося 113 лет от роду» [1, с. 10].

Подобный эпизод случился при погребении Онуфрия Великого преподобным Пафнутием.

Преподобный Онуфрий Великий (12 июня)

«Преподобный Пафнутий был сильно опечален тем, что под руками у него не было орудий для ископания могилы, а почва была каменистая. Но вот прибегают два льва и когтями своими в один момент приготовляют могилу в том месте, которое Пафнутий, снявши с себя власяницу и обвив ею тело преподобного Онуфрия, предназначил для погребения почившего. Тогда Пафнутий предал оное с молитвою земле; могилу же засыпали львы и затем удалились» [XVI].

Преподобная Мария Египетская (1 апреля)

«Тут преподобный Зосима увидел около себя брошенный в пустыне сук дерева, взял его и начал копать. Однако сухая земля не поддавалась усилиям старца, он обливался потом, но не мог ничего сделать. Горько вздохнул он из глубины души. Внезапно, подняв глаза, он увидел огромного льва, стоявшего у тела Преподобной и лизавшего ее ноги. Ужаснулся старец при виде зверя, тем более, что он вспомнил слова Святой, что она

«Успение преподобной Марии Египетской». Фрагмент иконы «Преп. Мария Египетская, со сценами жития». Палех. Начало XIX в. ФААП

никогда не видела зверей. Он ознаменовал себя крестным знамением в уверенности, что сила почившей Святой охранит его. Лев стал тихо приближаться к старцу, ласково, как бы с любовью, глядя на него. Тогда Зосима сказал зверю:

– Великая подвижница повелела мне погрести ее тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело Преподобной.

Лев как будто понял эти слова и передними лапами выкопал яму, достаточную для погребения. Старец снова омочил слезами ноги Преподобной, прося ее молитв за весь миp и покрыл ее тело землей. Святая была почти нагая – старая, изорванная одежда, которую ей бросил Зосима при первой встрече, едва прикрывала ее тело. Потом оба удалились: лев, тихий, как ягненок, вглубь пустыни, а Зосима в свою обитель, благословляя и прославляя Христа, Бога нашего» [1, с. 22–23].


Источник: Буфеев К., прот. Животные рядом со Святыми.М.2012

Комментарии для сайта Cackle